Жилищного фонда понимается бесплатная передача в собственность граждан

Приватизация жилья как основание возникновения права собственности на квартиру и жилой дом

В настоящее время одним из важнейших оснований возникновения права собственности граждан на квартиры (жилые дома) является приватизация государственного и муниципального жилья.

В соответствии со ст. 1 Закона о приватизации жилищного фонда под приватизацией жилья понимается бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, а для граждан, забронировавших жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.

Таким образом, по смыслу Закона приватизация жилья представляет собой бесплатную передачу жилых помещений из государственной и муниципальной собственности в частную собственность граждан, проживающих в этих помещениях, на основании договора.

Приватизация жилых помещений постоянно находится в центре внимания соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, граждан, общественности, вызывая разнообразные мнения и оценки.

Приватизация, с одной стороны, позволяет гражданину – собственнику жилого помещения почувствовать себя хозяином квартиры, жилого дома, предоставляет ему широкие возможности по пользованию и распоряжению этим имуществом, а с другой – налагает на граждан новые, довольно обременительные заботы и расходы, связанные с уплатой налога на собственность, а также с поддержанием квартиры, жилого дома в надлежащем состоянии и проведением их ремонта, освобождая от этого жилищно-эксплуатационные и другие жилищные организации, которые в этих случаях, как правило, сохраняют за собой лишь функции управления и контроля.

В литературе было высказано мнение, что объектом приватизации может быть жилое помещение, входящее в фонд не только государственной или муниципальной собственности, но и в фонды общественных организаций*, жилищных и жилищно-строительных кооперативов**, колхозов***.

С точки зрения действующего Закона о приватизации жилищного фонда в настоящее время таковой является приватизация только государственного и муниципального жилья.

Указанный Закон не решает вопросы (порядок и условия) возможной передачи общественными организациями жилых помещений в собственность граждан, так как в данном случае это влекло бы за собой нарушение права собственности самих общественных организаций – собственников жилых помещений. Вместе с тем сами эти организации вправе передать свое жилье (бесплатно или за плату) гражданам в соответствии со своими уставами*. При полной уплате членом ЖК или ЖСК паевого взноса происходит переход права собственности на квартиру к члену ЖК или ЖСК, полностью выплатившему паевой взнос, т. е. происходит смена собственников, но форма собственности (частная собственность) как таковая остается без изменения. Таким образом, в этом случае вообще нет правовых оснований говорить о приватизации жилья.

* В этой связи следует отметить, что п. 6 постановления Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» рекомендует общественным объединениям (организациям) осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищных фондов.

На практике возникал вопрос о возможности приватизации жилых помещений в ведомственных домах. В некоторых отраслях (Министерство обороны, Министерство путей сообщения и др.) не допускалась приватизация жилья, находящегося в ведении или управлении соответствующих предприятий (организаций, учреждений), что вызывало большое недовольство со стороны граждан, проживающих в этих помещениях. Руководители министерств, предприятий считали, что приватизация жилых помещений ведомственных домов возможна только с разрешения или согласия министерства, ведомства, предприятия.

В связи с этим в Закон о приватизации (ст. 2) было внесено в 1992 г. дополнение о том, что в жилищный фонд, подлежащий приватизации, включается также «жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд)». Это дополнение носит, по существу, характер разъяснения нормы закона, поскольку ведомственный жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, входит в состав государственного и муниципального жилищных фондов.

Необходимо вместе с тем иметь в виду, что понятие «ведомственный жилой дом» на практике иногда употребляется и в случаях, когда дом находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении негосударственной организации (например, акционерного общества, товарищества с ограниченной ответственностью, другой организации, являющейся негосударственной, частной структурой). Однако в этих случаях понятие «приватизация» не может быть применено, кроме случаев, когда государственное предприятие, имеющее на своем балансе жилищный фонд, перешло в иную форму собственности либо было ликвидировано. Статья 18 Закона о приватизации в редакции от 23 декабря 1992 г. устанавливает, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий, организаций или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав, в том числе права на приватизацию жилья.

В Законе о приватизации жилищного фонда имеется в виду бесплатная передача в собственность граждан жилых помещений. Ранее передача жилых помещений гражданам производилась на основе договора купли-продажи с полной или частичной выплатой стоимости этих помещений*. Однако такой порядок передачи жилых помещений не получил широкого применения и приватизация шла довольно медленно. После того как в декабре 1992 г. в Закон о приватизации было внесено дополнение, предусматривающее бесплатность приватизации жилья, количество приватизированных квартир стало увеличиваться и достигло к началу 1996 г. в целом по России более 50%, в том числе в Москве – 42% жилищного фонда**.

Согласно Закону граждане вправе приватизировать занимаемую ими квартиру в общую долевую (в равных долях) или совместную (без указания долей) собственность. Вопрос о том, каким образом приватизировать квартиру, решается самими гражданами.

В настоящее время в силу происходящей приватизации жилья преимущественно создаются товарищества на основе находящихся в эксплуатации кондоминиумов.

принципы и условия приватизации жилья».
жилья в собственность граждан — один из основных принципов осуществления приватизации.

приватизация жилья, т. е. передача жилых помещений в собственность граждан, началась не со вступления в силу Закона о приватизации, а в конце 80-х годов

Согласно действующему в России законодательству, под приватизацией жилья понимается — бесплатная передача в собственность физических лиц на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном, муниципальном и ведомственным жилищном фонде, а для граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения — по месту бронирования жилых помещений.

Главным документом является Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики».

Основной целью приватизации жилищного фонда является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Для города Москвы установлен срок оформления документов о приватизации жилья до одного месяца. Право приватизировать жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда имеют занимающие их по договору найма или аренды граждане.

При этом требуется согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи.

В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» не подлежат приватизации жилые помещения:

  1. находящиеся в аварийном состоянии
  2. в общежитиях
  3. в домах закрытых военных городков
  4. служебные жилые помещения без специального разрешения.

Возможна приватизация служебных помещений в Москве при условии, что лицо, желающее приватизировать занимаемую им служебную площадь, проживает на данной площади не менее 10 лет и работает на предприятии-собственнике площади, не менее 10 лет, а при наличии соответствующего разрешения руководства организации-собственника жилищного фонда — ранее.

Возможна приватизация коммунальных квартир в Москве при наличии согласия на приватизацию коммунальной квартиры всех совершеннолетних жильцов в ней проживающих. Приватизация жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.

При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Момент начала приватизации определяется днем подачи заявления. Право собственности на приобретенное жилье в Москве возникает с момента регистрации договора.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками жилого помещения, в домах государственного и муниципального жилого фонда в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после достижения ими совершеннолетия. Для совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того являются ли они собственниками, членами семьи собственников, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства.

Необходимыми условиями передачи жилья в собственность являются:

  • Наличие прописки и проживания на этой площади; — Отсутствие факта получения гражданами ранее бесплатно в собственность (в порядке приватизации) занимаемой жилой площади по месту предыдущей прописки;
  • Отсутствие запрета на приватизацию жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. — Добровольное согласие всех совершеннолетних членов семьи на приватизацию квартиры (комнаты) на условиях, оговоренных в договоре передачи.
  • Документы на приватизацию квартир (комнат) оформляются РЭУ при предъявлении гражданами:
  • Документов, устанавливающих их личность и постоянную прописку в Москве на площади, которую намерены получить в собственность.
  • Квитанция об оплате услуг, содержащая сведения об оплате услуг за приватизацию жилья с указанием номеров кассового аппарата, филиала сбербанка и даты оплаты фиксируются в бланке заявления.
  • случае возможного отказа граждан в дальнейшем от приватизации жилья, сумма, перечисленная ими за оплату услуг, возврату не подлежит.
  • Расчетная книжка квартиросъемщика, ордер (соответствие состава семьи по ордеру и в момент приватизации, если есть изменения в составе семьи, необходимо взять выписку из домовой книги, где указываются все изменения), копия финансового счета (КФС).
  • Обслуживание и ремонт приватизированных жилых помещений осуществляется с обязательным соблюдением единых правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного фонда, за счет средств их собственников.

В этих целях собственники могут образовать товарищества и иные объединения.

Приватизация жилья
1-я часть. Понятие приватизации, субъекты и объекты приватизации

Под приватизацией жилья понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, которая позволила не только стать собственником жилья, но и предоставила право совершать впоследствии различные сделки со своей недвижимостью, будь то продажа или передача квартиры по договору дарения и т.д.

Приватизация проводится только на добровольной основе и осуществляется, как известно, безвозмездно.

Читайте так же:  Решение суда получение взятки

Рассмотрим подробнее вопросы, касающиеся приватизации жилья в РФ.

Продление приватизации жилья до 2015 года

Для начала необходимо отметить, что Федеральным законом от 25.02.2013 года № 16-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» срок окончания бесплатной приватизации жилых помещений в очередной раз был продлен.

Теперь приватизация жилья в РФ разрешена до 01.03.2015 года.

В пояснительной записке к законопроекту о продлении приватизации было указано, что необходимость принятия такого закона прежде всего вызвана тем, что значительная часть граждан, занимающих жилые помещения в аварийном и ветхом жилье и ожидающих расселения, лишится после 1 марта 2013 года возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию.

Кроме того, указывалось, что граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получив свое жилье после 1 марта 2013 года, также не смогут воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Таким образом, эти граждане будут поставлены в неравное положение с теми, кто получил и приватизировал жилье до указанной даты.

В связи с этим вопросы приватизации жилых помещений в настоящее время особенно актуальны.

Субъекты (участники) приватизации

В приватизации жилого помещения (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты) могут принять участие все лица, зарегистрированные в нем по месту жительства, в том числе несовершеннолетние.

Однако приватизировать квартиру или комнату могут только граждане РФ, при этом необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Иностранные граждане ни при каких условиях в приватизации жилья не участвуют.

Жилые помещения в порядке приватизации передаются в общую долевую собственность заявителей либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, а жилые помещения, в которых зарегистрированы исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов.

Жилье, в котором зарегистрированы только дети в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В этих случаях органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение 3 месяцев должны оформить договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Объекты, не подлежащие приватизации

Так, согласно ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о приватизации), не подлежат приватизации квартиры и комнаты:

в домах, находящихся в аварийном состоянии;

в закрытых военных городках;

служебные жилые помещения, за исключением некоторых находящихся в сельской местности.

В Постановлении от 03.11.1998 года № 25-П Конституционный Суд РФ, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что «ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность».

Таким образом, Конституционный Суд РФ указал на то, что запрет на приватизацию жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов, а не простым желанием законодателя, и вышеуказанный перечень жилья, не подлежащего приватизации, это доказывает.

Так, согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях (как, впрочем, и служебное жилье) являются строго специализированными и имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц: работников, служащих, учащихся.

Однако здесь существуют некоторые особенности.

Приватизация жилья в «бывших общежитиях»

При принятии нового Жилищного кодекса РФ законодатель пошел на некоторые уступки в отношении приватизации жилья, в так называемых «бывших общежитиях».

Так, в ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» было установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Следовательно, такие «бывшие общежития» возможно приватизировать в общем порядке.

Однако на практике возникало и возникает в настоящее время очень много вопросов о передаче таких общежитий после вступления в силу ЖК РФ.

Не счесть судебных процессов, где граждане пытались отстоять свои права на приватизацию жилья в «бывших общежитиях».

Например, в четвертом Бюллетене Верховного Суда РФ 2009 года было изложено очередное решение по данному вопросу (Определение ВС РФ от 02.09.2008 года № 5-В08-69), в котором четко и ясно было сказано, что жилищный фонд, ранее закрепленный за государственными или муниципальными предприятиями, с 23.12.92 года не подлежал включению в состав приватизируемого имущества в случае приватизации таких предприятий и в любом случае должен был быть передан в ведение местной администрации.

В то время многие муниципалитеты, учитывая требования ЖК РФ, «шли на уступки» гражданам и просто переводили «бывшие общежития» в многоквартирные дома путем принятия соответствующих правовых актов.

Так, в соответствии с распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 20.07.2011 года № 953 к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение города Москвы, согласно статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Однако часто встречались и случаи, когда органы местного самоуправления, имеющие в собственности (на балансе) такие жилые помещения считали, что режим общежития такого жилья утрачивается, и появляется возможность их приватизации только тогда, когда жилой дом передан муниципалитету до 1 марта 2005 года.

И только в апреле 2011 года неоднозначность правоприменительной, в том числе судебной практики стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 года № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой» была признана не соответствующей Конституции РФ статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в той мере, в какой она не допускает возможности применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к «бывшим общежитиям», если они были предоставлены после 1 марта 2005 года (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

После выхода этого Постановления КС РФ дело, наконец, сдвинулось с «мертвой точки».

Понятие приватизации жилищного фонда. Развитие законодательства о приватизации жилищного фонда

В период с конца 80-х до начала 90-х гг. XX в. у нанимателей жилых помещений и членов их семей в домах государственного и муниципального жилищного фонда появилась возможность значительно увеличить объем прав по владению, пользованию и в еще большей степени по распоряжению занимаемыми ими жилыми помещениями. Одной из самых существенных возможностей нанимателей, безусловно, является приватизация. Еще совсем недавно главными основаниями возникновения права собственности на жилые помещения были такие традиционные гражданско-правовые сделки, как купля-продажа, мена, дарение, а также наследование жилых домов (подчеркиваем, именно жилых домов, и то с весьма существенными ограничениями, с другими жилыми помещениями подобные сделки были практически невозможны).

В связи с преобразованиями жилищных отношений приватизация жилья стала одним из основных способов возникновения права собственности на жилые помещения у граждан. Вместе с тем приватизация жилищного фонда — это процесс, который займет хотя и ограниченный, но все же весьма продолжительный отрезок времени—до 1 января 2007 г. (ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Это следует объяснить кроме прочего и тем, что Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает принцип добровольности, т.е. граждане вольны по своему усмотрению решать, использовать ли предоставленное им право или нет. Следовательно, некоторая часть граждан будет решать, приватизировать или нет занимаемое жилье, либо предпочтет пользоваться жилищем не на праве собственности, а по договору найма жилого помещения.

«Приватизация жилья» как правовая категория появилась в России на день позже «приватизации предприятий», т.е. 4 июля 1991 г., когда Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». В данном Законе под приватизацией жилья понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Думается, что с учетом правоприменительной практики, базирующейся на Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и других принятых на его основе нормативных актах, приватизацию жилья можно определить как бесплатную передачу жилых помещений из государственной и муниципальной собственности в собственность проживающих в них граждан РФ.

Новый ЖК о приватизации жилых помещений даже не упоминает, а в Вводном законе к ЖК говорится о предстоящей отмене Закона о приватизации (ст. 2).

Таким образом, законодатель обозначил намерение прекратить дальнейшую приватизацию государственной и муниципальной площади. Хотя указанное решение далеко не бесспорно как с социальной, так и с юридической точек зрения.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 13 ; Нарушение авторских прав

Приватизация жилищного фонда

— в РФ бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в гос-ном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений (ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»**). Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке П.ж.ф., жилого помещения в домах гос-ного и муниципального жилищного фонда 1 раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах гос-ного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим П.ж.ф. в РФ, является Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», который устанавливает основные принципы осуществления приватизации гос-ного и муниципального жилищного фонда на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Граждане, занимающие жилые помещения в домах гос-ного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в т.ч. несовершеннолетних.

Читайте так же:  Арбитражный суд по банку западный

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение 3-х месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств местных бюджетное.

Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются ими по своему усмотрению. Они вправе продавать, завещать, сдавать в аренду эти помещения, а также совершать с ними иные сделки, не противоречащие законодательству. Для совершения сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в т.ч. бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это правило распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент П.ж.ф. имели на это жилое помещение равные с собственником права.

Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (усыновителями), опекунами (попечителями), администрацией детских или иных воспитательных учреждений соответствующего назначения на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего в местном отделении сберегательного банка.

Собственники приватизированных жилых помещений в доме гос-ного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами либо пользователями внеквартирного инженерного оборудования и мест общего пользования дома. Осуществление права собственности на жилое помещение не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов др. лиц.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, кроме жилищного фонда совхозов и др. сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир. См. также Договор передачи жилого помещения в собственность граждан.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Передача в собственность граждан занимаемых ими на основании договоров социального найма жилых помещений при приватизации

Жилищный комитет

Приватизация жилья — это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими по договору социального найма жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

Правом приобретения жилого помещения в собственность в порядке приватизации обладают граждане РФ, зарегистрированные по месту жительства в Санкт-Петербурге, а также временно отсутствующие, но сохранившие право на жилую площадь.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения только один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию другого жилого помещения после достижения ими совершеннолетия.

Объектами приватизации жилищного фонда в Санкт-Петербурге являются отдельные квартиры и жилые помещения (комнаты) в коммунальных квартирах.

В Санкт-Петербурге не подлежат приватизации жилые помещения:

  • находящиеся в аварийном состоянии;
  • в домах закрытых военных городков;
  • в специализированных домах (гостиницах-приютах, домах маневренного фонда, специальных домах для одиноких престарелых, домах-интернатах, для инвалидов, ветеранов);
  • в домах, относящихся к объектам производственного назначения, а также в школах, больницах, на территории пансионатов, домов отдыха, пионерских лагерей, детских дошкольных учреждений;
  • занимаемые гражданами, включенными в установленном порядке в списки на получение в порядке улучшения жилищных условий другого жилого помещения на всю семью и не освободившими занимаемое жилое помещение.

Передача гражданам в собственность жилых помещений производится с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (семей), в том числе и временно отсутствующих, но сохраняющих право на жилую площадь.

Полное наименование
(в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2011 №8-рп):

Результат предоставления услуги

  1. Издание Жилищным комитетом распоряжения о передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации (далее — распоряжение), направление заявителю на бумажном носителе уведомления о принятии решения о передаче (об отказе в передаче) жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации.
  2. В случае принятия решения о передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации — заключение с заявителем договора приватизации, направление заявителю уведомления о направлении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт‑Петербургу (далее — Росреестр) заявления и документов, необходимых для осуществления регистрации права собственности заявителя на жилое помещение, возникшего на основании распоряжения Жилищного комитета.

Срок предоставления услуги

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» срок предоставления государственной услуги составляет два месяца со дня подачи заявления и документов в Санкт-Петербургское государственное учреждение «Горжилобмен» (далее — СПб ГБУ «Горжилобмен»).

I. Получатели государственной услуги:

Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт‑Петербурга на основании договоров социального найма, ранее не приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, а также несовершеннолетние, приватизировавшие жилые помещения государственного жилищного фонда, за которыми сохраняется право на приватизацию по достижении ими совершеннолетия.

II. Заявители, обращающиеся за государственной услугой:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Доверенные лица граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с положениями действующего законодательства РФ.
  3. Законные представители (опекуны, попечители) граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Документы, представляемые заявителем

II. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица либо законного представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность:
    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • временное удостоверение личности, выданное на период оформления паспорта;
    • документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 25.07.2002 № 115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации от 21.12.1996 № 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»;
    • иные документы, удостоверяющие личность в соответствии с действующим законодательством.
  2. Нотариально удостоверенная доверенность на право представления интересов гражданина по вопросам приватизации государственного жилого помещения.
  3. Документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя).

III. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Справка о регистрации граждан в государственном жилом помещении (форма №9).
  2. Характеристика занимаемого гражданином государственного жилого помещения (форма №7).
  3. Справки о регистрации (форма №9), содержащие архивные сведения о регистрации гражданина до регистрации в занимаемом на дату обращения государственном жилом помещении, в случае, если гражданин изменял место жительства в пределах Санкт‑Петербурга.
  4. Сведения из документов, содержащих сведения о составе семьи (сведения из свидетельства о рождении, сведения из свидетельства заключении брака, сведения из свидетельства о расторжении брака), выданных на территории Санкт‑Петербурга.
  5. Договор социального найма государственного жилого помещения и (или) заверенная Санкт‑Петербургским государственным учреждением — районным жилищным агентством копия ордера на занимаемое гражданином государственное жилое помещение (в случае предоставления гражданину жилого помещения до 01.03.2005), подтверждающие право пользования гражданина занимаемым жилым помещением.
  6. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении государственного жилого помещения.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  1. Непредставление заявителем или его представителем документа, удостоверяющего его личность.
  2. Представление заявления и документов неуполномоченным лицом.
  3. Непредставление документов, либо представление неполного комплекта документов.
  4. Несоответствие представленных документов требованиям.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  1. Гражданин не относится к заявителям, имеющим право на получение данной государственной услуги.
  2. Несоблюдение предусмотренных в статьях 2, 4, абзаце втором статьи 7 и статье 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» условий передачи жилых помещений в собственность граждан.
  3. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, заявителем не представлены:
    • разрешение органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения (в случае приватизации жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет);
    • согласие родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства на приватизацию государственного жилого помещения;
    • заявление о согласии гражданина на приватизацию государственного жилого помещения членами его семьи и отказе от включения гражданина в договор приватизации (в случае отказа гражданина, имеющего право на приватизацию жилого помещения, от приватизации такого жилого помещения);
    • документ, подтверждающий сведения о причинах временного отсутствия (в случае, если граждане и (или) члены их семьи являются временно отсутствующими (находящиеся на срочной военной службе, в местах лишения свободы и т.д.);
    • жилое помещение находится в аварийном состоянии;
    • жилое помещение включено в состав специализированного жилищного фонда Санкт‑Петербурга и расположено в общежитии или является служебным жилым помещением;
    • в договор приватизации не включены несовершеннолетние, имеющие право пользования жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Документы, выдаваемые заявителю

  1. Расписка в приеме документов.
  2. Уведомление о принятии решения о передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации по форме.
  3. Уведомление о принятии решения об отказе в передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации по форме.
  4. Уведомление о направлении в Росреестр заявления и документов, необходимых для осуществления регистрации права собственности заявителя на жилое помещение, возникшего на основании распоряжения Жилищного комитета.

Организации, участвующие в предоставлении услуги

Организации, принимающие решение по предоставлению услуги

Другие организации, участвующие в предоставлении услуги

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Жилищным комитетом, должностными лицами Жилищного комитета, государственными гражданскими служащими Жилищного комитета в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Читайте так же:  Увольнение по собственному желанию статья 2018 год

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Жилищного комитета, должностного лица Жилищного комитета, государственного гражданского служащего Жилищного комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или иным уполномоченным лицом в соответствии с законом и учредительными документами (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

    При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Жилищный комитет, в СПб ГБУ «Горжилобмен», в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме в Жилищный комитет, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты на адрес [email protected]), официального сайта Жилищного комитета (http://gilkom-complex.ru/), федерального Портала, Портала.

При подаче жалобы через Портал заполнение заявления о рассмотрении жалобы производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА*.

*Возможность подать жалобу посредством Портала обеспечивается для заявителей, которыми ранее были поданы электронные заявления о предоставлении государственных услуг (услуг организаций).

Жалоба на решения и действия (бездействие) работника подразделения Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ) либо порядок оказания услуги в МФЦ рассматривается Жилищным комитетом, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии.

Жалоба на работника СПб ГБУ «Горжилобмен» либо на порядок оказания услуги СПб ГБУ «Горжилобмен» рассматривается Жилищным комитетом.

При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Жилищный комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Жилищным комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Жилищным комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Жилищном комитете.

Жалоба на решения и действия (бездействие) Жилищного комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих, работников СПб ГБУ «Горжилобмен» рассматривается Жилищным комитетом.

Жалобы на решения, принятые руководителем Жилищного комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Жилищного комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу; должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу либо государственного гражданского служащего органа, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Жилищного комитета, должностного лица Жилищного комитета, государственного гражданского служащего Жилищного комитета либо работника СПб ГБУ «Горжилобмен»;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Жилищного комитета, должностного лица Жилищного комитета, государственного гражданского служащего Жилищного комитета либо работника СПб ГБУ «Горжилобмен». Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Жилищный комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Жилищным комитетом. В случае обжалования отказа Жилищного комитета, должностного лица Жилищного комитета, СПб ГБУ «Горжилобмен» в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Жилищный комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Жилищным комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы Жилищный комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу;
  • должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги; сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Жилищного комитета.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Жилищного комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Жилищный комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Жилищный комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Жилищный комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, Жилищный комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Жилищного комитета (191060, Санкт‑Петербург, Смольный, телефон 576‑60‑51), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Жилищного комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном.