Жалоба давида

В Петербурге прикроют наготу Давида в ответ на жалобу горожанки

Организаторы мультимедийной выставки «Микеланджело. Сотворение мира» в Санкт-Петербурге решили одеть копию статуи Давида, которая установлена около церкви Святой Анны на Кирочной улице. Об этом сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Ленты.ру».

Решение приняли после жалобы горожанки, заявившей, что скульптура портит образ города и дурно влияет на детей.

Устроители запустили акцию «Одень Давида»: до 15 августа они будут принимать от жителей Петербурга предложения по наряду для статуи, а затем выберут лучший вариант и сошьют костюм. Организаторы выставки пообещали, что до начала учебного года гениталии и ягодицы скульптуры Микеланджело будут прикрыты.

Горожанка пожаловалась на наготу Давида в пятницу, 22 июля. Она отправила обращение уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

«Как можно было поставить этого мужика без порток в центре Петербурга, возле школы и церкви? Этот гигант уродует детские души!» — отмечается в письме, опубликованном на сайте уполномоченного. По словам сотрудников аппарата омбудсмена, в личной беседе повлиять на жительницу не удалось.

Организаторы выставки отметили, что скульптура, которую они хотят подарить городу, простоит на Кирочной улице до конца работы экспозиции — до 2 октября.

Выставка «Микеланджело. Сотворение мира» открылась в Петербурге 22 мая, она сделана по тому же типу, что «Босх. Ожившие полотна» и «Ван Гог. Ожившие полотна».

А Давид-то голый: в Петербурге подыскивают наряд, достойный статуи Микеланджело

В Санкт-Петербурге стартовал всероссийский конкурс под названием «Одень Давида». Началом этой художественной акции стал гневная жалоба горожанки, чьи чувства были оскорблены в связи с появлением на Кирочной улице копии знаменитой статуи Давида работы Микеланджело.

«Как можно было поставить этого мужика без порток в центре Петербурга, возле школы и церкви? Этот гигант уродует детские души!», – написала возмущенная общественница уполномоченному по правам ребенка в Петербурге.

Пластиковая копия знаменитой скульптуры Микеланджело стоит у входа на выставку с другими работами мастера уже несколько месяцев. Но лишь недавно петербурженка, отказывающаяся общаться с кем-либо лично, написала жалобу. Главным аргументом было соседство скульптуры с лютеранской церковью и учебным заведением.

Устроители выставки отреагировали оперативно и объявили конкурс «Одень Давида».

«Пока самых интересных идей две. Это «Звездные войны», и одна их жительниц Петербурга предложила одеть Давида в стиле Петра I, – рассказала региональный управляющий выставки Марина Воробьева. – Большинство людей к этому с юмором относятся и выступают за то, чтобы его оставить в первозданном виде».

Уже скоро будет проведено голосование, и горожане смогут выбрать лучший костюм, который украсит античного эксгибициониста 1 сентября.

В Петербурге исторически очень много скульптурной наготы. Особенно на Невском проспекте, где ходят не только дети, но и туристы. И все люди и кони настолько отчаянно и многочисленно обнажены, что прикрыть их будет непросто. Тем более что одетые скульптуры могут вызвать еще больший скандал.

Аналогичную проблему уже решили в Брюсселе. Например, для местного писающего мальчика сшиты сотни костюмов – от вампирского до скафандра.

Петербурженка заставила одеться копию статуи Давида Микеланджело

В Петербурге организаторы выставки копии работ Микеланджело приняли решение одеть статую Давида. Поводом послужила жалоба горожанки, которую смутил обнаженный атлет.

Как сообщили «РГ» организаторы выставки «Микеланджело. Сотворение мира», копии работ гениального скульптора уже успели побывать во многих городах России. В Перми был случай, когда местная художница прикрыла часть статуи своим арт-объектом, но это происходило с согласия организаторов. С жалобами в контролирующие инстанции при демонстрации копий шедевров эпохи Возрождения выставка столкнулась впервые.

В Петербурге организаторам напрямую никто не жаловался на наготу статуи. Сигнал поступил к детскому обмбудсмену Светлане Агапитовой. Неравнодушная горожанка заявила, что рядом с выставкой находится детский лицей №239 и дети могут получить вредную информацию, лицезрея пятиметровую копию всемирно известной статуи.

Аппарат омбдусмена ограничился публикацией обращения на своем сайте, но чтобы снизить негатив, решено было одеть статую. В какой именно костюм облачится Давид, пока неизвестно.

Организаторы выставки попросили петербуржцев присылать им свои предложения через страницы в социальных сетях.

В Петербурге прикроют наготу Давида в ответ на жалобу горожанки

Организаторы мультимедийной выставки «Микеланджело. Сотворение мира» в Санкт-Петербурге решили одеть копию статуи Давида, которая установлена около церкви Святой Анны на Кирочной улице. Об этом сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Ленты.ру».

Решение приняли после жалобы горожанки, заявившей, что скульптура портит образ города и дурно влияет на детей.

Устроители запустили акцию «Одень Давида»: до 15 августа они будут принимать от жителей Петербурга предложения по наряду для статуи, а затем выберут лучший вариант и сошьют костюм. Организаторы выставки пообещали, что до начала учебного года гениталии и ягодицы скульптуры Микеланджело будут прикрыты.

Горожанка пожаловалась на наготу Давида в пятницу, 22 июля. Она отправила обращение уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

«Как можно было поставить этого мужика без порток в центре Петербурга, возле школы и церкви? Этот гигант уродует детские души!» — отмечается в письме, опубликованном на сайте уполномоченного. По словам сотрудников аппарата омбудсмена, в личной беседе повлиять на жительницу не удалось.

Организаторы выставки отметили, что скульптура, которую они хотят подарить городу, простоит на Кирочной улице до конца работы экспозиции — до 2 октября.

Выставка «Микеланджело. Сотворение мира» открылась в Петербурге 22 мая, она сделана по тому же типу, что «Босх. Ожившие полотна» и «Ван Гог. Ожившие полотна».

В Петербурге решили одеть копию статуи Давида из-за жалобы жительницы

27 июля 2016 в 17:57

Организаторы выставки «Микеланджело. Сотворение мира», которая проходит в Евангелическо-лютеранской церкви Святой Анны на улице Кирочная, объявили конкурс на одежду для копии статуи Давида авторства Микеланджело Буонарроти.

Поводом стала жалоба жительницы Санкт-Петербурга Инны Львовны, уполномоченному по правам ребёнка. Она считает, что копия статуи XVI века вредит детям, которые учатся в Президентском лицее № 239 неподалёку, и не может стоять рядом с церковью. «Как можно было поставить этого мужика без порток в центре Петербурга, возле школы и церкви? — объясняет жительница. — Этот гигант портит исторический вид города и уродует детские души». В приёмной уполномоченного ей напомнили про атлантов в портике Нового Эрмитажа, скульптуры в Летнем саду и Петродворце. Инна Львовна с доводами не согласилась: они стоят давно и стали привычными для горожан.

Введение в Ветхий Завет

В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с “морской песни” Моисея в Исх 15 , “песни источника” в Числ 21:17–18 , победной песни Деборы в Суд 5 , плача Давида о Сауле и Ионафане в 2Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, – вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый. и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: “книга браней Господних” ( Числ 21:14 ) и “книга Праведного” ( Нав 10:13 ; 2Цар 1:18 ). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь.

Псалтирь (от греч. yalt»rion – название струнного музыкального инструмента, на котором аккомпанировали песням-псалмам) – это сборник из ста пятидесяти псалмов (в русской Библии – из 151 псалма. – Пер. ). В еврейской Библии нумерация псалмов с 10 по 148 на единицу опережает греческий и латинский переводы, в которых объединены Пс 9 и Пс 10 , а также Пс 114 и Пс 115 , а Пс 116 и Пс 147 каждый разделены на два.

Читайте так же:  Служебная записка о опоздании на работу сотрудника

По-еврейски Псалтирь называется tehillim, что означает ‘хвалы’, ‘гимны’; однако это название, строго говоря, подходит только к первой части псалмов. В названиях, которыми снабжено большинство псалмов, это определение встречается только в Пс 145 /146. Чаще всего в этих названиях встречается слово mismor, которое подразумевает аккомпанемент и самым точным образом переводится словом псалом. Многие из этих “псалмов” обозначаются также как [ir ‘песня’, и с этого же обозначения начинается без всяких дополнений каждая из “песней восхождения” ( Пс 119 /120–133/134). Другие названия встречаются реже, и подчас их трудно объяснить.

Литературные жанры

Исследование литературных форм псалмов дает более содержательную классификацию: с этой формальной точки зрения различаются три крупных раздела: гимны, жалобы и песни благодарения. Впрочем, это не исчерпывающая классификация, так как встречаются литературные формы либо отклоняющиеся от нее, либо смешанного характера. К тому же она не всегда соответствует такой группировке псалмов, которая была бы построена с точки зрения их содержания или цели.

1. Гимны. К этому жанру относятся следующие псалмы: 8; 18/19; 28/29; 32/33; 45/46–47/48; 75/76; 83/84; 86/87; 92/93; 95/96–99/100; 102/103–105/106; 112/113; 113:1–8/114; 116/117; 121/122; 134/135; 135/136; 144/145–150. Их структура относительно статична. Каждый гимн начинается с призыва восхвалить Бога. В основной части развивается мотив славы и хвалы, чудес, которые Бог сотворил в природе (прежде всего – самим Своим творением) и в истории (в особенности – в спасении Своего народа). Заключение перекликается с вступительной формулой или выражает пожелание, а также просьбу.

С точки зрения содержания здесь можно выделить две подгруппы. Песни Сиона ( Пс 45 /46; 47/48; 75/76; 86/87) прославляют – с заметным эсхатологическим акцентом – святой город, обиталище Всевышнего и цель восхождения, ср. Пс 83 /84 и 121/122. Песни Царя Ягве (особенно – Пс 46 /47; 92/93; 95/96–97/98) в стиле, напоминающем пророков, прославляют вселенское Царство Ягве. Поскольку в них употребляются лексика и образы, связанные с интронизацией земных царей, их пытаются поставить в связь с “праздником восхождения Ягве на трон”, который якобы ежегодно праздновался Израилем подобно тому, как в Вавилоне чествовали Мардука. Однако наличие такого израильского праздника – не более чем шаткая гипотеза.

2. Жалобы. В отличие от гимнов жалобы не восхваляют славу Божию, но обращаются к Богу с мольбой. Как правило, они начинаются с обращения, с которым связаны вопль о помощи, просьба или доверительные восклицания. В основной части делается попытка призвать Бога к вмешательству, и поэтому молящие раскрывают перед Господом свои нужды, хотя по большей части и образно; при этом используются образы, которые стали застывшими формулами и лишь редко позволяют определить историческую или конкретно-личную ситуацию мольбы. Например, ведется речь о водах бездны, о вратах смерти или царства смерти, об угрозах врагов или о разящих зверях (псах, львах, быках); о костях иссохших или сломанных, о сердце, трепещущем от ужаса или мятущемся. Здесь встречаются заверения в невиновности ( Пс 7 ; 16/17; 25/26) и исповедания грехов ( Пс 50 /51 и другие покаянные псалмы). Богу напоминают о помощи, которую Он подавал прежде, взывают к Его чести или упрекают Его в том, что Он, по-видимому, отвернулся от молящего, забыл его (см. Пс 9 ; 21/22; 43/44). Но говорится и об уповании на Него ( Пс 3 ; 5; 41/42–42/43; 54/55–56/57; 62/63; 129/130 и т. д.), и подчас весь просительный псалом – не что иное как возглас упования ( Пс 4 ; 10/11; 15/16; 22/23; 61/62; 90/91; 120/121; 124/125; 130/131). Зачастую жалоба совершенно внезапно, без всякого перехода завершается выражением уверенности в том, что она услышана, и благодарением, как в Пс 6 ; 21/22; 68/69; 139/140.

Жалобы можно разделить на жалобы народа и отдельного человека.

а) Жалобы народа – это Пс 11 /12; 43/44; 59/60; 73/74; 78/79; 79/80; 82/83; 84/85; 105/106; 122/123; 128/129; 136/137. Поводом для жалобы служат несчастья народа, поражения или разрушения, либо общее бедствие; тогда просят о спасении и восстановлении народа. По крайней мере Пс 73 /74 и Пс 136 /137, как и собрание жалоб, приписываемых Иеремии, отражают последствия разрушения Иерусалима в 587 г. до Р. Х.; Пс 84 /85 выражает воодушевление возвращения. Пс 105 /106 – это общее изложение судеб народа.

б) К личным жалобам относятся Пс 3 ; 5–7; 12/13; 16/17; 21/22; 24/25; 25/26; 27/28; 30/31; 34/35; 37/38; 41/42–42/43; 50/51; 53/54–56/57; 58/59; 62/63; 63/64; 68/69–70/71; 76/77; 85/86; 101/102; 119/120; 129/130; 139/140–142/143. Эти молитвы особенно многочисленны, а их содержание весьма разнообразно: в них просят спасения от смертельной угрозы, преследования, изгнания, и особо – от болезни, клеветы и грехов. Врагов, “делающих неправду”, на которых жалуются с волнением и горячностью, определить трудно. Но это никоим образом не колдуны и не заклинатели, против которых и направлено якобы действие псалмов, как полагают некоторые. Эти псалмы-жалобы, исходящие от первого лица, к тому же и не просто единичное выражение коллективного “я”, как это прежде многими считалось. Не следует и приписывать все эти псалмы, как это недавно предложили, царю, говорящему от имени народа. Для этого они, с одной стороны, слишком индивидуальны по тону, а с другой – в них слишком мало отражены личность и положение царя, чтобы можно было признать вероятность такой теории. Но несомненно то, что некоторые из этих личностных жалоб могут восприниматься и применяться как жалобы народа; таковы Пс 21 /22; 27/28; 58/59; 68/69; 70/71; 101/102; кроме того, существуют и “царские псалмы”, о которых речь впереди. Возможно, в конце концов, что все эти молитвы широко употреблялись как готовые формулы, чем и объясняется их включение в Псалтирь. И все же остается отметить, что они были сложены для кого-то одного или кем-то одним в исключительных обстоятельствах. Это – крик сердца и выражение личной веры, и никогда не просто жалобы; они всегда остаются зовом упования на Бога в нужде.

3. Песни благодарения. Для псалмов-жалоб установлено, что некоторые из них кончаются благодарением Богу, услышавшему молитву. И это благодарение может стать собственным содержанием псалма; к таким песням благодарения, число которых не особенно велико, относятся Пс 17 /18; 20/21; 29/30; 32/33; 33/34; 39/40; 64/65–67/68; 91/92; 114–115/116; 117/118; 123/124; 128/129; 137/138; 143/144. Их можно разделить на благодарственные песни народа и человека. Народ приносит свое благодарение за избавление от опасности, за благословение жатвы, за поддержку, оказанную царю. В песне личного благодарения молящийся сначала вспоминает несчастья, которые он претерпел, и то, что мольбы его были услышаны, а затем выражает свою благодарность и призывает верующих вместе с ним возблагодарить и прославить Бога. Эта заключительная часть нередко предоставляет возможность для поучительных рассуждений. По своей структуре песни благодарения близки гимнам.

4. Особые жанры и смешанные формы. Границы между рассмотренными здесь жанрами проницаемы; формы часто переходят одна в другую. Так, например, существуют жалобы, которым предшествует песнь упования ( Пс 26 /27; 30/31), или такие, за которыми следует песнь благодарения ( Пс 27 /28; 56/57). Пс 88 /89 начинается как гимн, продолжается речами Божиими, а заключается жалобой. Длинный Пс 118 /119 – это гимн Торе, предуказанной Ягве, но в то же время – и жалоба человека, и учение о Премудрости. Вообще в псалмах содержится множество элементов, которые сами по себе далеки от лирической литературы. Точно так же здесь отразились темы, относящиеся к области учения о Премудрости, и уже было упомянуто, что черты поучительности встречаются во многих песнях благодарения. Время от времени они занимают столько места, что можно говорить о дидактических псалмах (разумеется, в широком смысле слова); их называют также учительными псалмами, или песнями Премудрости. Так, Пс 1 ; 111/112 и 126/127 – это чистые порождения учения о Премудрости. Другие же, напротив, сохраняют определенные черты лирических жанров: Пс 24 /25 близок к жалобам, Пс 31 /32; 36/37; 72/73 – к песням благодарения и т. д.

Другие псалмы содержат предсказания или сами являются расширенными предсказаниями; таковы Пс 2 ; 49/50; 74/75; 80/81; 81/82; 84/85; 94/95; 109/110. С недавних пор их трактуют именно как предсказания, сообщаемые священниками или пророками во время храмового богослужения. Согласно другой точке зрения, здесь, напротив, всего лишь применяется стиль предсказаний вне какой бы то ни было связи с культом. Это спорный вопрос; однако, с одной стороны, следует исходить из того, что связи между Псалмами и пророческой литературой начинаются с предсказания и затрагивают многочисленные темы, такие как Богоявление, образы чаши, пламени, плавильной печи и т. д., а с другой – что неоспоримы узы, соединяющие Псалтирь и храмовое служение; все это нуждается в дополнительном обсуждении.

Читайте так же:  Налоговый вычет ведение беременности и роды

В Псалтири рассеяно определенное количество относящихся к разным жанрам “царских” песней. Среди них – предсказания, адресованные царю ( Пс 2 и 109/110), молитвы за царя ( Пс 19 /20; 60/61; 71/72), благодарение за царя ( Пс 20 /21), молитвы царя ( Пс 17 /18; 27/28; 62/63; 100/101); царская песнь как песнь восхождения ( Пс 131 /132), царский гимн ( Пс 143 /144) и даже свадебная песнь властителя ( Пс 44 /45). Если говорить о жанре, то это – древние песни, относящиеся к эпохе царства, в которых отражены придворные речи и церемонии. Они относятся к царю той эпохи, и Пс 2 ; 71/72; 109/110 в их изначальной форме могли сопровождать венчание на царство. Царь называется усыновленным Богом, и его владычеству не будет конца, его власть прострется до концов земли; своими победами он установит мир и справедливость; он будет спасителем своего народа. Эти и подобные выражения могут показаться преувеличением, но они не выходят за пределы того, что говорили своим владыкам соседствующие народы, и того, что Израиль ожидал от своих властителей.

Но царь Израиля принимает помазание, через которое становится подданным Ягве и Его наместником на земле. Он – “помазанник Ягве”, по-еврейски mashiach ‘мессия’. Эта религиозная подчиненность, возводимая к Богу, характерна для Израиля и отличает его, несмотря на применение одних и тех же выражений, от представлений Египта или Месопотамии. “Царский мессианизм”, начиная с пророчества Нафана ( 2Цар 7 ), выражается в комментариях, которые представляют Пс 88 /89; 131/132 и особенно Пс 2 ; 71/72; 109/110. Они поддерживают в народе надежду на обетование, данное роду Давидову. Если определить мессианизм как надежду на грядущего последнего царя, который принесет конечное спасение и установит на земле царство Божие, то ни один из этих псалмов нельзя назвать “мессианским” в собственном смысле слова. Но поскольку некоторые из этих псалмов сохранились в обиходе после падения монархии и – возможно, что с изменениями и дополнениями – были включены в Псалтирь, они подразумевали ожидание конкретного Мессии как отрасли Давида. Подобная надежда жила среди евреев в эпоху, предшествовавшую Боговоплощению; христиане считали, что она исполнилась в Иисусе (Его греческое именование Христос означает Помазанник, как и соответствующее еврейское слово). Кажется, что Пс 109 – это тот псалом, который чаще всего цитируется в Новом Завете. Свадебная песнь – Пс 44 – может выражать идею соединения Мессии с новым Израилем; такое его понимание идет в том же направлении, что и аллегорические образы брачного союза Ягве и Его народа у пророков. Поэтому Евр 1упоминает этот псалом применительно к Иисусу Христу. Идя в том же направлении, Новый Завет и христианское Предание относят к Христу и другие псалмы, не являющиеся царскими, которые тем не менее предопределяют сущностные черты Мессии или в крайнем случае праведника, напр., Пс 15 /16 и 21/22 и кроме того – небольшие фрагменты во множестве псалмов, в особенности – в Пс 8 ; 34/35; 39/40; 40/41; 67/68; 68/69; 96/97; 101/102; 117/118; 118/119. Точно так же псалмы о царстве Ягве могут относиться и к царству Иисуса Христа. Даже если такие уподобления оказываются шире, нежели буквальный смысл, они тем не менее оправданы, поскольку все чаяния Псалтири в полной мере исполнились только явлением на земле Сына Божия.

Псалмы и богослужение

Псалтирь – это собрание религиозных песнопений Израиля. И мы знаем, что к персоналу храма принадлежали певцы; хотя прямо они упоминаются только в послепленную эпоху, но ясно, что они были при храме изначально. Праздники Ягве отмечались танцами и общим пением ( Суд 21:19–21 ; 2Цар 6:5,16 ). Согласно Ам 5:23 , жертвоприношение сопровождалось пением, а поскольку при царском дворе в эпоху Давида ( 2Цар 19:36 ) и Езекии (согласно анналам Сеннахирима!) были свои певцы, то и храм Соломона, как всякое крупное древневосточное святилище, должен был содержать своих. И в самом деле, некоторые псалмы приписываются Асафу, сынам Кореевым, Ефаму и Езрахиту; все они, согласно книгам Паралипоменон, были певцами храма в допленную эпоху. Предание, которое связывает многие из псалмов с именем Давида, в той же мере связывает с ним и организацию богослужения, в том числе роль в нем певцов ( 3Цар 25 ), и те древние псалмы, которые Давид избрал для пения и сопровождения танцев перед Ягве ( 2Цар 6:5,16 ).

Многие из псалмов содержат указания музыкального или богослужебного характера; в тексте некоторых указывается совершаемый одновременно ритуал ( Пс 19 /20; 25/26; 26/27; 65/66; 80/81; 106/107; 115/116; 133/134; 134/135). Эти псалмы, а также Пс 47 /48; 64/65; 94/95; 95/96; 117/118 явно читались в храме. “Песни восхождения” ( Пс 119 /129–133/134), а также Пс 83 /84 были песнопениями паломников к святилищу. Этих примеров – мы привели лишь наиболее однозначные – достаточно для того, чтобы показать, что многие псалмы, в том числе и “личные”, были сложены для храмового богослужения. Другие же если и не были предназначены для этого изначально, то по меньшей мере приспосабливались для этой цели, например, путем присоединения к ним хвалы Богу ( Пс 124 /125; 127/128; 128/129).

Тем самым в общем и целом связь псалмов с богослужением и богослужебный характер Псалтири неоспоримы. Однако у нас нет сведений, на основе которых можно было бы определить сам ритуал или праздник, во время которых звучали бы псалмы. Еврейское надписание Пс 91 /92 предназначает его на день субботний, а греческие надписания Пс 23 /24; 47/48; 92/93; 93/94 распределяют эти псалмы по другим дням недели. Пс 29 /30 (согласно еврейской надписи) применялся при празднестве освящения храма, а Пс 28 /29 (согласно надписи греческой) пелся на празднике кущей. Эти данные, возможно, не изначальны, но они, как и точные указания, сделанные евреями, свидетельствуют о том, что Псалтирь была книгой храмовых и синагогальных песнопений, прежде чем стала книгой песнопений христианской Церкви.

Авторство и время написания

Вступительные надписи приписывают 73 псалма Давиду, 12 – Асафу, 11 – сынам Кореевым и отдельные псалмы – Ефану, Езрахиту, Моисею и Соломону. 35 псалмов таких указаний не содержат. Надписания греческого перевода не всегда совпадают с еврейскими и приписывают Давиду 82 псалма. Другие дополнительные расхождения выказывает сирийский перевод.

Надписания псалмов первоначально не имели целью назвать автора. Еврейские формулировки всего лишь обозначают, что псалом имеет некоторое отношение к названному лицу либо потому, что содержание соотнесено с ним, либо потому, что он включен в сборник, составленный под его именем. Псалмы “сынов Кореевых” взяты из репертуара этой семьи певцов, как и многочисленные псалмы с надписью “начальнику хора”; Пс 4 ; 5; 6; 8 и др. исполнялись солистами храмового хора. Точно так же существовал сборник Асафа и сборник Давида. Но очень скоро в этих указаниях источника стали видеть сведения об авторе; некоторые “псалмы Давида” получили расширенное надписание, определяющее те или иные ситуации жизни царя, когда была составлена песнь ( Пс 3 ; 7; 17/18; 33/34; 50/51; 51/52; 53/54 и т. д.). Наконец, позднейшая традиция рассматривает Давида как автора не только тех псалмов, которые надписаны его именем, но и всей Псалтири.

Но эти ошибочные толкования не должны приводить к тому, чтобы в пренебрежении оставалось важное и древнее свидетельство, предлагаемое надписаниями псалмов. Можно аргументированно признать, что сборники Асафа и сынов Кореевых были составлены храмовыми певцами. Точно так же сборник Давида вполне мог бы каким-либо образом соотноситься с великим царем. Вспомним, что сообщают исторические книги о его дарованиях как музыканта ( 1Цар 16:16–18 , ср. Ам 6:5 ) и поэта ( 2Цар 1:19–27 ; 3:33–34), что в них сказано о его пристрастии к богослужению ( 2Цар 6:5,15–16 ), – и тогда мы сможем согласиться с тем, что в Псалтири вполне возможны произведения, автором которых был Давид. И в самом деле, Пс 17 /18 представляет лишь несколько иную редакцию того стихотворения, которое приписывается Давиду в 2Цар 22 . Несомненно, не все псалмы из сборника Давида принадлежат ему, но этот сборник должен был строиться вокруг некоего ядра. Более точные суждения высказать трудно. Как было сказано, одни лишь надписания в этом не помогают, и если авторы Нового Завета цитируют тот или иной псалом как псалом Давида, то они всего лишь присоединяются к принятому в их эпоху мнению. Тем не менее такого рода свидетельства не должны с легкостью отбрасываться; следует признать за Давидом, “сладким певцом Израилевым” ( 2Цар 23:1 ), существенную роль в становлении религиозной поэзии избранного народа.

Читайте так же:  Государственная пошлина при смене паспорта

Стимул, данный Давидом, способствовал дальнейшему развитию; Псалтирь выказывает поэтическое мастерство, хранившееся веками. После того как ложная библейская критика предложила для большинства псалмов очень позднюю дату написания, сегодня мы возвращаемся к более осторожным воззрениям. Кроме тех псалмов, которые могут принадлежать Давиду, многие из них в своей изначальной форме могли возникнуть в эпоху царств; в особенности это относится ко всем “царским” псалмам, но их содержание носит слишком обобщенный характер, чтобы в вопросе о дате их написания можно было бы высказать что-либо более точное и надежное, нежели простые гипотезы. Напротив, псалмы о царстве Ягве, исполненные отзвуков других псалмов и Второисайи, должно быть, сочинены в плену или сразу после него; то же самое явно справедливо и относительно таких псалмов, которые, как Пс 136 /137, говорят о разрушении Иерусалима и об уводе в изгнание. Возвращение из плена воспевается в Пс 125 /126. Представляется, что последующий период был исполнен сочинением псалмов; это было время, когда богослужение в восстановленном храме процветало, когда возрастали значимость и достоинство певцов, – их уравняли с левитами. В это время учителя Премудрости создавали целую отрасль псалмов ради распространения своих поучений, как это впоследствии делал Иисус, сын Сирахов. Можно ли, миновав персидскую эпоху, проследовать в еще более позднее время, – существуют ли псалмы эпохи Маккавеев? Такой вопрос стоит прежде всего относительно Пс 43 /44; 73/74; 78/79; 82/83, однако для того, чтобы признать вероятной столь позднюю дату возникновения, аргументация недостаточна.

Возникновение собрания псалмов

Псалтирь в том виде, в котором она дошла до нас – это результат длительного процесса развития. Вначале были сборники, соответствующие частям. Пс 71 /72 (кстати, приписываемый Соломону) завершается заметкой: Кончились молитвы Давида, сына Иессеева, хотя и до него есть “не-давидовы” псалмы, и после него – “псалмы Давида”. На деле существуют два изначально “давидовых” собрания псалмов: Пс 3–40 /41 и Пс 50 /51–71/72, отдельные псалмы которых (за исключением последнего, с пометой, что он принадлежит Соломону, и четырех псалмов без указания на авторство) приписываются Давиду. Сходным образом и другие части Псалтири, очевидно, вначале существовали в виде отдельных собраний: псалмы Асафа ( Пс 49 /50 и 72/73–82/83), сынов Кореевых ( Пс 41 /42–48/49 и 83/84; 84/85; 86/87; 87/88), песни восхождения ( Пс 119 /120–133/134), аллилуйные псалмы ( Пс 104 /105–106/107; 110/111–117/118; 134/135; 135/136; 145/146–150). Рядоположение нескольких сборников выявляется в случаях с повторяющимися (если не обращать внимания на текстовые варианты) псалмами, такими как 13/14 и 52/53; 39/40:14–18 и 69/70; 56/57:8–12, а также 59/60:7–14 и 107/108.

Труд собирателя заметен также в употреблении имен Божиих: имя Ягве встречается почти исключительно в Пс 1–40 /41, то есть в первой “псалтири Давида”, Элохим же, напротив, в Пс 41 /42–82/83, что охватывает вторую “псалтирь Давида”, часть псалмов сынов Кореевых и псалмы Асафа; следующая часть – “ягвистская”, за исключением Пс 107 /108, который соединяет “элогистские” псалмы 56/57 и 59/60. Этот второй “ягвистский” сборник, в котором четыре псалма анонимны и присутствуют многочисленные повторы или заимствования из более ранней литературы, может считаться наиболее поздним собранием в Псалтири, что, однако, само по себе еще не предопределяет суждения о дате возникновения каждого из псалмов.

Наконец, Псалтирь была – очевидно, в подражание Пятикнижию – разделена на пять книг, каждая из которых отделяется от последующей кратким заключительным благословением: Пс 40 /41:14; 71/72:18–20; 88/89:52; 105/106:48. Пс 150 – это подробная завершающая хвала, в то время как Пс 1 предпослан всей книге как введение.

Этот канонический облик Псалтири окончательно оформился лишь достаточно поздно. Существуют и собрания псалмов, отклоняющиеся от него: в греческой Псалтири – 151 псалом, в древнем сирийском переводе – 155. Среди рукописей Мертвого моря обнаружен и еврейский оригинал греческого псалма 151, который, собственно говоря, состоит из соединения двух псалмов, и два последних сирийских псалма; здесь же были найдены и три доселе неизвестных рукописи поэтических произведений, облеченных в форму Псалтири, в которых псалмы не всегда располагаются в принятом порядке. Следовательно, Псалтирь, по крайней мере в определенных кругах, вплоть до начала нового летоисчисления оставалась открытым собранием текстов.

Религиозное значение

О нем остается сказать немногое, – настолько явственно предстает религиозная сокровищница псалмов. Они были молитвами Ветхого Завета: Бог Сам даровал Своим детям тот духовный настрой, с каким им следовало Его воспринимать, и те слова, с которыми им подобало к Нему обращаться. Псалмы употребляли в молитвах и Господь наш Иисус Христос, и Дева Мария, и апостолы, и первомученики. Христианская Церковь приняла Псалтирь в неизменном виде для своих литургических нужд, – без каких бы то ни было изменений. Эти возгласы хвалы, прошения или благодарения, которые вкладывались в уста псалмопевцев в соответствии с особенностями их эпохи и их личного опыта, обладают вселенским звучанием, ибо позволяют выразить то состояние, в котором подобает человеку предстоять перед лицом Божиим. Итак, псалмы были приняты без изменений их словесного облика, но со значительным обогащением их значения: в мире Нового Завета верующий приносит хвалу и благодарение тому Богу, Который явил ему тайну Божественной жизни во всей ее глубине, Который искупил его кровью Своего Сына и ниспослал ему Святого Духа; и в литургической практике каждый псалом заканчивается восхвалением Пресвятой Троицы: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! 9 Древние прошения обрели новое звучание, более глубокое и проникновенное, с тех пор, как человек в Тайной вечере, в крестной смерти и воскресении Иисуса познал неизмеримую Божественную любовь, всеобщность и тяжесть греха и славу, обетованную праведным. Надежды, о которых пели псалмопевцы, исполнились: Мессия пришел, Его есть царство и сила и слава, и отныне все народы призваны славить Его.

Православная Церковь разделяет Псалтирь на 20 частей (кафизм), каждая из которых в свою очередь подразделяется на три части, называемых иногда “сла­вами”. После каждой из этих частей читается Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. , а по завершении кафизмы – тропари и молитва. – Ред.

Копию статуи Давида в Петербурге решили не одевать

С.-ПЕТЕРБУРГ, 23 авг — РИА Новости. Копию знаменитой статуи Давида работы Микеланджело, выставленную в Санкт-Петербурге, после опроса горожан решили не одевать, сообщают организаторы выставки «Микеланджело. Сотворение мира».

«Сегодня в 21.00 завершается голосование за лучший вариант «костюма» Давида. Большинство голосов отдано за то, чтобы оставить статую в первозданном виде. Организаторы выставки «Микеланджело. Сотворение мира» решили прислушаться к мнению участников опроса и не станут одевать копию всемирно известного творения мастера», — говорится в сообщении.

Всего в онлайн-опросе приняли участие порядка 1,5 тысячи человек.

«Более 550 голосов (37,5%) набрал вариант «Оригинальный Давид». На втором месте упомянутая выше идея, которой отдали предпочтение 270 человек (18,3%). На третьем месте находится костюм по мотивам «Звездных войн» – 192 голоса (13%)», — сообщили организаторы.

В конце июля художники из группы «Север-7» временно прикрыли кепкой интимные места копии статуи Давида в Петербурге. По данным СМИ, статуя простояла в таком виде несколько часов, никаких жалоб на эту акцию не поступало.