Земельный налог уровень бюджета

Федеральные, региональные и местные налоги в 2019 году

Федеральные налоги и сборы

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

ВАЖНО! Распределение налогов по тому или иному бюджету производится путем присвоения им определенных КБК. С 2019 года этот процесс будет регулировать новый НПА — приказ Минфина от 08.06.2018 № 132н.

О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.

Региональные налоги

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выделяют следующие режимы:

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

Перейти на ЕНВД и организовать деятельность на этом режиме помогут материалы рубрики «ЕНВД».

  • режим для сельскохозяйственных производителей;

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

  • соглашение о разделе продукции;
  • патентная система.

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

Федеральные, региональные и местные налоги: таблица

Классификацию налогов по различным критериям мы рассматривали в нашей консультации и указывали, что налоги и сборы по уровню бюджетов бывают федеральными, региональными и местными. Приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов в нашем материале.

Список федеральных, региональных и местных налогов и сборов

Виды налогов (федеральные, региональные и местные налоги) установлены ст. 13-15 НК РФ. При этом в п. 7 ст. 12 НК РФ указывается, что помимо приведенных в ст. 13 НК РФ федеральных налогов к ним также относятся специальные налоговые режимы.

То, что налоги бывают федеральные, региональные и местные, определяет различия в порядке их введения в действие, применения и отмены. К примеру, местные налоги, устанавливаемые НК РФ и правовыми актами муниципальных образований или законами городов федерального значения, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований или городов федерального значения (п. 4 ст. 12 НК РФ).

А земельный налог действует на всей территории РФ, но органы власти муниципальных образований и городов федерального значения по земельному налогу устанавливают налоговые ставки в пределах предусмотренных НК РФ, налоговые льготы, а также порядок и сроки уплаты налога организациями (п. 2 ст. 387 НК РФ).

В отличие от местных налогов, федеральные налоги (за исключением спецрежимов) устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ).

Приведем в таблице федеральные, региональные и местные налоги, включая специальные налоговые режимы:

Налоговая система РФ

Налоговая система РФ — совокупность налогов и сборов, установленных государством. В Российской Федерации налоговая система устанавливается Налоговым кодексом и федеральными законами, соответствующими кодексу. В налоговую систему РФ включаются налоги (в т. ч. акцизы) и сборы (в т. ч. государственные пошлины), но отсутствуют таможенные пошлины, которые относятся к таможенному регулированию.

В Налоговом кодексе РФ устанавливается трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Кроме того, НК определяет специальные налоговые режимы.

Читайте так же:  Отчетность в пфр за 2010г

— налог на доходы физических лиц;

— налог на прибыль организаций;

— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— акцизы и государственные пошлины.

— налог на игорный бизнес;

— налог на имущество организаций.

— налог на имущество физических лиц (единственный налог, не отраженный в НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ также упоминаются налог с продаж и единый социальный налог, но по состоянию на конец 2012 года они не действуют.

Под специальными налоговыми режимами понимаются:

— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

— упрощенная система налогообложения;

— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Контролем и надзором за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах занимается Федеральная налоговая служба РФ. Также она следит за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

За нарушение налогового законодательства граждане и организации в соответствии с гл. 16 разд. 4 ч. 1 Налогового кодекса РФ несут ответственность в виде штрафов: либо на конкретные суммы (от 50 рублей до 15 тыс.), либо на часть дохода, полученного в результате нарушения или во время работы с нарушениями.

Федеральные, региональные и местные налоги: таблица

nalogovyy_kodeks.jpg

Похожие публикации

Виды налогов и основания их классификации могут быть самыми разными. Виды налогов и сборов в Российской Федерации можно сгруппировать по различным признакам: субъектам, объектам, ставкам, целевому назначению и т.п. Один из главных критериев для группировки видов налогов и сборов в РФ – это тот уровень, на котором утверждается порядок уплаты этих обязательных платежей. В соответствии с данным признаком налоги бывают федеральные, региональные и местные. Основным нормативным документом, регулирующим систему налогообложения в РФ, является НК РФ. Именно этот документ содержит понятие и виды налогов и сборов и все базовые принципы формирования налоговой системы. В частности, НК РФ содержит и закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов (ст. 13, 14, 15). Рассмотрим виды налогов в РФ. Таблица, в которой перечислены виды налогов и их классификация в зависимости от уровня, находится ниже.

Виды налогов в РФ

Федеральные налоги и сборы

Сборы за пользование объектами животного мира

Спецрежимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, СРП, патенты)

Платежи во внебюджетные фонды (условно — подробнее ниже)

Региональные налоги и сборы

Местные налоги и сборы

Федеральные налоги

Все хозяйствующие субъекты на территории РФ платят налоги этой группы по одним и тем же правилам. Данные правила, а также любые вносимые в них изменения для этих налогов определяются только положениями НК РФ.

Среди федеральных налогов особую категорию составляют спецрежимы (раздел VIII.1 НК РФ).

Их особенность в том, что при использовании любого спецрежима налогоплательщик имеет право не платить некоторые другие федеральные, региональные и местные налоги.

Кроме того, с 2017 г. НК РФ регулирует и уплату обязательных платежей в социальные фонды (гл. 34). Хотя перечисленные страховые взносы, строго говоря, и не относятся к налогам (т.к. не являются безвозмездными платежами, а предполагают в будущем получение страхового возмещения), но их тоже можно условно отнести к «федеральной» группе.

Несмотря на свое название, далеко не все налоги этой группы зачисляются в федеральный бюджет. Полностью в него попадают только НДС, водный налог, акцизы (не все, только для отдельных видов товаров) и налог на добычу полезных ископаемых в части углеводородного сырья. Остальные вилы федеральных налогов частично, в различных пропорциях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ (гл. 7-9), зачисляются в региональные и местные бюджеты. Так проявляется одна из основных функций налогов – регулирующая. Правительство, перераспределяя финансовые потоки между различными бюджетами, стимулирует развитие приоритетных отраслей или регионов.

Региональные и местные налоги

Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.

Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор. Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города — субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).

Виды налогов для ИП

Индивидуальные предприниматели платят меньшее количество налогов, чем юридические лица. Но среди этих обязательных платежей присутствуют как федеральные налоги (НДС, НДФЛ), так и налоги более «низкого» уровня (транспортный, на имущество, торговый сбор). Каких-либо специальных правил для ИП, касающихся обязательных платежей того или иного уровня, не существует. Порядок уплаты предпринимателем обязательных платежей зависит только от особенностей его деятельности и выбранного режима налогообложения.

По уровню установления в РФ выделяются следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные налоги. Общий порядок начисления и уплаты для налогов, независимо от уровня, прописывается в первую очередь в НК РФ. Кроме того по региональным и местным налогам конкретные правила утверждаются местными органами власти. Порядок, в соответствии с которым основные виды налогов в РФ распределяются между уровнями бюджета, определяется Бюджетным Кодексом РФ. Данное распределение используется правительством для стимулирования развития тех или иных регионов или отраслей экономики.

Читайте так же:  Наследование композиция агрегация

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ

Роль налога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации

Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения.

В настоящее время роль земельного налога в бюджетной системе РФ относительно невелика — от менее одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов соответствующего бюджета.

Земельный налог относится к группе платежей за пользование природными ресурсами, среди которых занимает примерно 70 % [7].

Так как земельный налог относится к группе местных налогов и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации [12, с. 157].

Налоговые доходы в бюджетной системе РФ по земельному налогу (данные на 1.10.2008г) Руб.

Городских и сельских поселений

Исходя из данных таблицы 1, на 1 октября 2008 года в бюджетную систему РФ поступило денежных средств по земельному налогу 1 005 527 138 40,2 руб. При этом больший доход приносят Приволжский округ по городскому округу 9 млн. 352 тыс.руб. или 9,3%, Центральный округ по муниципальному району 4 млн. 259 тыс.руб или 4,2%, а также Уральский округ по городскому и сельскому поселению 3 млн. 257 тыс.руб или 0,32% от всей доходной части консолидированного бюджета.

Необходимо отметить, что, в связи с экономическим кризисом поступление доходов по земельному налогу снизились. Это наблюдается при сравнении предыдущего года с 2008 годом.

Налоговые доходы в консолидированный бюджет субъектов РФ.

За рассматриваемый период октябрь 2008г в бюджетную систему поступило 52 773,5 млн.руб, это на 1,94% меньше чем в 2007г. В Уральском округе наблюдается снижение поступлений в 2008 году на 10,2%. Это снижение составило почти 90% от общей суммы поступлений. Это связано прежде всего с кризисом. В Северо-Западном округе наоборот наблюдается увеличение поступлений на 9,7%.

В целях обеспечения полноты контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации установлено, что региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (за исключением бюджетов субъектов Российской Федерации, не получающих в 2004 году дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона), зачисляются на счета органов федерального казначейства для последующего перечисления доходов в бюджеты разных уровней не позднее следующего рабочего дня после получения от банка выписки со счета органа федерального казначейства [3].

Установлено, что плательщики земельного налога за сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного назначения, а также арендной платы за указанные земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

После разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы бюджета в зависимости от установленного права собственности на земельные участки [13].

Анализ поступлений земельного налога в бюджет Тюменской области

Консолидированный бюджет Тюменской области в структуре своих доходов имеет более 93% налоговых доходов (по данным на 1.10.2008). По уровню налоговых доходов бюджет Тюменской области находится на четвертом месте по России после городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Московской области.

Налоговые поступления в бюджетную систему Уральского округа

2.4. Классификация налогов

Рис. 2.7. Классификации налогов

• по способу взимания налогов;

по органу, который устанавливает налоги;

по целевой направленности введения налога;

по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

по способу отражения в бухгалтерском учете и финансово-экономической целесообразности;

по срокам уплаты.

По способу взимания налоги подразделяют на:

Прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;

Косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг (НДС, акцизы). Окончательным плательщиком косвенных на-логов является потребитель товара (работы, услуги). От уплаты кос-венных налогов достаточно трудно уклониться. В РФ доля косвенных налогов в совокупных налоговых поступлениях — более 60%.

В зависимости от органа, устанавливающего налоги:

— Федеральные налоги. Элементы федеральных налогов устанавливаются федеральным законодательством (НК РФ) и являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Согласно ст. 13 НК РФ «Федеральные налоги и сборы» к федеральным налогам и сборам относятся:

налог на добавленную стоимость;

налог на доходы физических лиц;

единый социальный налог;

налог на прибыль организаций;

налог на добычу полезных ископаемых;

сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Региональные налоги. Устанавливаются НК РФ и являются обя-зательными на территории субъектов РФ.

Согласно ст. 14 НК РФ «Региональные налоги» к региональным налогам относятся:

Читайте так же:  Как пишется заявление по уходу в декрет

налог на имущество организаций;

налог на игорный бизнес;

Местные налоги. Вводятся в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 15 НК РФ «Местные налоги» к местным налогам относятся:

налог на имущество физических лиц.

По целевой направленности введения налоги бывают:

Общие налоги. Предназначены для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);

Целевые( специальные ) налоги и отчисления. Предназначены для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, ЕСН). Как правило, для таких платежей создаются специ-альные внебюджетные фонды, например, фонд социального страхова-ния, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского образования.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика налоги бывают:

Налоги с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);

Налоги с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

Смежные налоги, взимаемые с физических и юридических лиц (например, земельный налог).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги подразделяют на:

Закрепленные налоги. Уплачивают непосредственно и целиком в бюджеты разных уровней или внебюджетные фонды.

Регулирующие налоги. Уплачивают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций: 6,5% — в федеральный бюджет, 17,5% — в бюджеты субъектов РФ).

По способу отражения в бухгалтерском учете и финансово-эко-номической целесообразности налоги подразделяют на:

Включаемые в себестоимость продукции (например, транспор-тный налог, ЕСН);.

Включаемые в 1(ену товаров, работ, услуг (например, НДС, акцизы);

Относимые на финансовые результаты до уплаты налога на прибыль (например, налог на имущество, налог на прибыль);

Удерживаемые из доходов работника (например, НДФЛ).

По срокам уплаты налоги бывают:

Срочные. Уплачиваются в сроки, установленные нормативными актами (например, государственная пошлина);

Периодично-календарные. Уплачиваются периодически и в ус-тановленные в законодательстве сроки (например, НДФЛ уплачива-ется ежемесячно, налог на прибыль уплачивается ежемесячно или ежеквартально).

  • Налоги и налоговая система
  • Налоговый кодекс Российской Федерации

В соответствии с определением, данным в статье 12, местными признаются налоги, установленные Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся:

Порядок распределения налоговых полномочий между федеральным законодателем и представительной властью на муниципальном уровне при установлении местных налогов представлен в виде табл. 23.

Разграничение компетенций федерального и муниципального законодательств при установлении местных налогов

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • порядок исчисления.
  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты;
  • налоговые льготы и порядок их применения (дополнительные к федеральным)

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать налоги, не предусмотренные федеральным законодательством. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами субъектов Федерации.

Местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты.

Доля поступлений от местных налогов в доходах консолидированного бюджета России невелика, менее 2%. Поступления от местных налогов являются только частью доходов бюджета муниципального образования, основными же источниками служат отчисления от федеральных и региональных налогов.

В России насчитывается 83 субъекта, в которых 24,2 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов.

В перспективе планируется заменить существующие земельный налог и налог на имущество физических лиц единым налогом на недвижимость, однако этот процесс пока сдерживается неразвитостью системы рыночной оценки недвижимости.

Налог на имущество физических лиц

Порядок взимания установлен законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц».

Плательщики налогов на имущество — физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения, определяемые законом.

Закон выделяет две группы объектов налогообложения:

  • жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
  • моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.

Налог с имущества первой группы исчисляется с его инвентаризационной стоимости или со стоимости, определяемой по обязательному страхованию в размере, не превышающем 0,1%.

Налог на транспортные средства уплачивается в зависимости от их мощности.

Исчисление налогов производится налоговыми органами.

Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.

По новым строениям, помещениям и сооружениям, а также по приобретенным транспортным средствам налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения или транспортного средства взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение или транспортное средство от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.