Вид на жительство и гражданство одно и тоже

В чем разница РВП (разрешения на временное пребывание) и ВНЖ (вида на жительство)

Легализовать свое нахождение на территории РФ и получить определенный официальный статус можно различными способами. Но не многие мигранты знают в чем разница РВП и вида на жительство, поэтому при попытке подать документы нередко возникает путаница. Чтобы избежать этого, ознакомьтесь со следующей информацией.

Если вкратце, то РВП — разрешение на временное проживание, а ВНЖ, документ, позволяющий жить на территории РФ на постоянной основе. При этом, РВП и ВНЖ имеют различные сроки действия, дают разные права и налагают различные обязанности на иностранных граждан, желающих жить и работать в России.

Не путайте временное пребывание и РВП

Обратим внимание, прежде всего не путайте временное пребывание и временное проживание — разница между этими понятиями кардинальная.

    Временное пребывание иностранного гражданина на территории РФ допускается только на протяжении 90 суток или на протяжении действия визы (при въезде из страны с которой действует визовый режим). Данный статус не дает права на трудовую деятельность без получения соответствующих разрешений. По истечению указанного срока мигрант обязан покинуть территорию РФ.
    Пункт 1 статьи 5 закона № 115-ФЗ (25.07.02) гласит:

1. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

  • Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
  • РВП дает вам право на временное проживание в России. С таким документом вы можете перемещаться по стране, оформиться на работу (правда, только в том регионе, где оформлены документы). То есть, вы получаете возможность полноценно жить в РФ на протяжении срока действия документа. Обычно РВП становится первым шагом на пути к получению гражданства.
    В пункте 1 статьи 2 закона сказано:

    разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство…

    Срок действия и возможность продления

    Первое, чем отличается РВП от вида на жительство, это именно срок его действия. Разрешение на временное проживание выдается на период до 3 лет. Продление РВП не предусмотрено.

    В пункте 1 статьи 6 того же закона сказано:

    1. Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

    ВНЖ дает право на постоянное проживание в РФ в течение 5 лет, при этом вы вполне можете продлить его еще на такой же срок. То, сколько раз можно будет продлить документ, не регламентируется.

    В пункте 3 статьи 8 сказано:

    3. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина … может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

    Возможность выезжать из страны

    И тот, и другой документ дает подобную возможность, вы сможете покинуть Россию без получения какого-либо разрешения и оформления дополнительных документов. Но, владелец РВП может находиться за пределами РФ не более 6 месяцев (без перерыва). Если такой термин будет нарушен, последуют штрафные санкции, вплоть до изъятия соответствующего разрешения.

    В статье 7 в качестве причины для аннулирования РВП указан и этот повод:

    11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

    Если у вас есть ВНЖ, выезжать за границу вы сможете без ограничений и дополнительных требований.

    Возможность трудовой деятельности

    Работать в России без оформления дополнительных разрешений могут владельцы и РВП, и ВНЖ. Вы должны подтверждать свои официальные доходы, уровень которых не должен быть меньше установленного в текущий момент прожиточного минимума. Но существует существенная разница и в этом моменте.

    • Если у вас есть ВНЖ, то вы в праве выбирать регион для жизни и работы самостоятельно, никаких ограничений не существует. Не играет роль и то, в какой области было получено ВНЖ.
    • Для тех, у кого есть разрешение на временное проживание, ситуация другая. Осуществлять трудовую деятельность можно исключительно в том регионе, в котором были оформлены документы. То есть, посещать другие области вы можете вполне, никто не ограничивает свободу передвижения. Но работать там вы не имеете права.
      Пункт 5 статьи 13 гласит:

    5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

    В большинстве случаев, разрешение на временное проживание, это первый обязательный этап на пути получения гражданства РФ на общих основаниях. Этот документ поможет вам жить легально на территории РФ, спокойно работать в выбранном регионе, беспрепятственно покидать Россию в пределах разрешенного срока.

    ВНЖ дает вам практически все те же права, что и гражданам России. Единственное, вы не сможете голосовать (выборы государственного масштаба) и устроиться работать на госслужбу. В остальном различий практически нет.

    Вы можете собрать документы самостоятельно и на РВП, и на ВНЖ. Но услуги профессионального юриста помогут сделать все быстрее и без лишних проволочек. Обязательно рассмотрите и такой путь при легализации своего положения в России.

    ВНЖ, ПМЖ и гражданство: в чем разница?

    Вид на жительство (ВНЖ), постоянный вид на жительство (ПМЖ), гражданство — многим эти понятия остаются не до конца понятными. Если Вы хотите разобраться в преимуществах каждого из статусов, узнать о том, какие права и обязанности возлагаются на владельцев того или иного статуса, в каких случаях лучше оформить ВНЖ, ПМЖ и полноценное гражданство, прочитайте эту статью, и больше никакой путаницы не возникнет.

    ВНЖ: что такое, как получить, какие преимущества, кому подойдет?

    Вид на жительство — подтверждающий личность документ, который позволяет проживать в стране определенное количество времени (зачастую от 1 до 5 лет). В отличие от визы вид на жительство не ограничивает количество въездов и выездов из страны и действует более длительное время. Например, владелец шенгенской визы может находиться в пределах европейского государства максимум 90 из 180 дней, в то время как владелец ВНЖ может пребывать в стране, которая выдала ВНЖ, 365 дней в году.

    Варианты оформления ВНЖ

    Оформить вид на жительство можно несколькими способами — через регистрацию компании и создание рабочих мест, через брак, трудоустройство, при воссоединении семьи, в связи с обучением, научной или волонтерской деятельностью. Главный минус таких способов оформления —неуверенность в результате. Заявитель подает прошение, но не может быть уверенным в его одобрении миграционной службой.

    Другой способ получения ВНЖ — участие в специальных программах выдачи ВНЖ за инвестиции в экономику страны («золотая виза»). Такие программы действуют в нескольких европейских странах — Греции, Португалии, Испании, на Мальте.

    • ВНЖ Греции можно оформить за покупку недвижимости в стране. Минимальная стоимость недвижимости — €250 тыс. Другой способ подходит для финансово независимых людей и предполагает наличие не менее €48 тыс. на счету в финансовом учреждении Греции или другой страны.
    • ВНЖ Португалии можно получить несколькими способами. Для этого необходимо приобрести недвижимость стоимостью от €500 тыс. (или от €350 тысяч за построенный более 30 лет назад объект), инвестировать в ценные бумаги €1 млн. или открыть в стране собственной бизнес и создать 10 рабочих мест.
    • ВНЖ Испании оформят за инвестицию в недвижимость (минимум €500 тыс.), государственные облигации (от €2 млн.) или открытие депозитного счета в испанском банке (минимальная сумма депозита — €1 млн.).

    Это не исчерпывающий перечень стран, в которых состоятельные лица могут оформить ВНЖ для себя и всей семьи максимально быстро. Австрийский ВНЖ могут получить лица, которые подтвердят наличии на счету €60 тыс. Мальтийское ВНЖ можно оформить при покупке/аренде недвижимости и оплате ежегодного специального налога размером €15 тыс. Получить статус временного резидента Швейцарии можно если ежегодно уплачивать налог в размере €250 тыс. швейцарских франков.

    Преимущества «золотой визы»:

    • «Запасной аэродром» в стране со стабильной экономикой и политической системой;
    • Доступ к европейскому образованию, медицине, правовой системе;
    • Возможность хранить активы в надежных банках;
    • Возможность беспрепятственного перемещения по странам Шенгена;
    • Возможность постоянного проживания в стране или же отсутствие требования по постоянному проживанию (но согласно условиям португальской программы, инвестор должен ежегодно посещать государство минимум на 7 дней);
    • Возможность оформления водительских прав европейского образца;
    • Возможность оформить ПМЖ и гражданство в будущем.

    Кому подойдет ВНЖ?

    Статус временного резидента подойдет инвесторам, которые хотят:

    • эмигрировать в страну, в которой оформили ВНЖ;
    • создать «запасной аэродром» для семьи;
    • сменить налоговую резиденцию;
    • оформить ПМЖ или гражданство спустя 6-12 лет.

    ПМЖ: что такое, как получить, какие преимущества, кому подойдет?

    ПМЖ — вид на жительство другого образца. Обеспечивают обладателю практически те же права, что и гражданство. Действует дольше карты ВНЖ, требует продления раз в пять лет.

    Статус постоянного резидента выдается, если заявитель до того владел картой ВНЖ в течении нескольких лет: в Португалии достаточно 5 лет, а в Швейцарии необходимо 10.

    Важно! В Европе оформить ПМЖ за инвестиции предлагают Кипр и Мальта.

    • На Кипре необходимо купить новую недвижимость стоимостью от €300 тыс. и положить на счет в местный банк €30 тыс.
    • Мальтийская программа предусматривает комплексную инвестицию. Заявитель должен инвестировать в местные облигации от €250 тыс., оплатить €30 тыс. административного сбора, и купить (стоимость от €270 тыс.) или арендовать (размер платы — от €10 тыс./год) жилье.

    Владельцы ПМЖ обладают всеми преимуществами временных резидентов, но дополнительно получают возможность работать в Европе и вести бизнес на территории Евросоюза.

    Кому подойдет ПМЖ

    Оформить карту постоянного резидента рекомендуется, если Вы хотите:

    • официально работать в ЕС;
    • сменить налоговое резидентство;
    • хранить имеющиеся активы в надежных банковских учреждениях;
    • остепенится в высокоразвитом европейском государстве со стабильной экономикой;
    • обеспечить себе и семье социальную и политическую безопасность.

    Гражданство: что такое, как получить, какие преимущества, кому подойдет?

    Гражданство — принадлежность человека тому или другому государству. В нашем случае, мы

    рассматриваем дополнительное гражданство или же второй паспорт. Гражданство, полученное не при рождении, а любым другим способом, дает те же права и обязанности без каких либо ограничений.

    Получить второе гражданство можно двумя путями (рассмотрим варианты получения гражданства в Европе).

    Натурализация — довольно сложная и длительная процедура. Заявитель сначала должен получить ВНЖ, затем сменить его на карту ПМЖ, которую, по истечению определенного срока, можно обменять на второй паспорт. Процедура занимает не менее 12–15 лет. При этом необходимо регулярно уплачивать налоги, подтверждать знание языка и истории. Гарантии, что в результате прошение на выдачу гражданства будет удовлетворено, также нет.

    Второй вариант — оформить гражданство за инвестиции. Главное отличие гражданства от ВНЖ и ПМЖ за инвестиции в том, что оно выдается на всю жизнь, статус не нужно продлевать, а на его оформление могут претендовать все члены семьи.

    В Европе Кипр и Мальта предлагают сразу оформить второй паспорт без предварительного получения карт ВНЖ и ПМЖ, а также без требования отказаться от гражданства родной страны.

    • Чтобы принять участие в паспортной программе Мальты , необходимо инвестировать более €816 тыс. в недвижимость, облигации и государственный фонд. Срок оформления — 12–14 месяцев.
    • Участие в паспортной программе Кипра требует более крупной суммы инвестиции — от €2 млн. Инвесторам предлагается инвестировать в бизнес, ценные бумаги, недвижимое имущество или скомбинировать вышеперечисленные варианты. Документы можно оформить за 3–4 месяца.

    Важно! Оформить гражданство за инвестиции можно в одной из карибских стран. Стоимость участия в программах на порядок ниже. Нижний порог — $100 тыс., сроки оформления — 3–5 месяцев. Особое преимущество — налоговые преференции.

    Второй паспорт открывает перед владельцем неограниченные возможности. Владельцы статуса гражданина страны ЕС могут:

    • жить в любой стране Европы;
    • работать, учиться в ЕС;
    • переехать с семьей в любую европейскую страну на постоянное проживание;
    • путешествовать без виз по 100+ странам мира;
    • получить доступ к качественной медицине и европейскому образованию.

    Кому подойдет гражданство?

    Участие в программе выдачи гражданства за инвестиции — Ваша история, если хотите:

    • обзавестись «вторым домом» в европейской стране;
    • свободно работать и заниматься бизнесом в ЕС;
    • перемещаться по миру без виз.

    Выбирать статус необходимо в соответствии с поставленными целями, также не стоит забывать и о финансовой состовляющей. Участвовать в специальных программах более выгодно, чем получать ВНЖ/ ПМЖ / паспорт в общем порядке. Участие требует больших затрат, но Вы можете быть уверенны, что статус получат все члены семьи всего за несколько месяцев.

    Кристина Ружило — иммиграционный эксперт, управляющий партнер компании «Мигронис»

    Вид на жительство и гражданство одно и тоже

    Отличие ВНЖ от ПМЖ, вид на жительство без права на работу

    Казалось бы, странный вопрос, ибо различие данных иммиграционных статусов вроде бы очевидно. ВНЖ – это временный вид на жительство, то есть временный статус, который нужно продлевать до ПМЖ – постоянного места жительства – или до гражданства и паспорта. То есть это статус, который обусловлен и при невыполнении условий (например, при отсутствии в стране более полугода) может быть не продлен на следующий срок. Оказывается, ПМЖ в разных странах — разное понятие. Приведем пример. Допустим, имея ПМЖ в Канаде можно отсутствовать в Канаде не более двух лет подряд, а иначе оно будет утеряно, и его нужно будет восстанавливать. То есть это не железное ПМЖ в Канаде, которое дают раз и навсегда (хотя и называется формально — статус постоянного резидента). Вот если три года в Канаде прожил и получил гражданство Канады и паспорт, то можно 10 лет не жить в Канаде и не посещать страну, а потом приехать в Канаду и к тебе не будет вопросов. А карта постоянного резидента (ПМЖ) все-таки имеет ограничения, то есть это не безусловный статус. Следует также знать, что ПМЖ не является безусловным статусом и в ряде других стран (Великобритания, США, Бразилия и ряд других стран), то есть при ПМЖ можно отсутствовать в стране дольше, чем при ВНЖ, но нельзя уехать в другую страну и не появляться несколько лет.

    ВНЖ без права работы

    Законодательство ряда европейских стран (Кипр, Мальта, Франция, Италия, Испания, Португалия, Греция, Андорра и Швейцария) позволяет состоятельным иностранцам получить ВНЖ без права трудоустройства. Во всех указанных странах состоятельные иностранцы могут претендовать на вид на жительство без права на работу, который предоставит им ряд возможностей:

    1. Право постоянного проживания в выбранной стране,
    2. Право свободного передвижения по странам Шенгенского Соглашения,
    3. Возможность обучения детей в странах Евросоюза,
    4. Возможность через пять лет проживания претендовать на ПМЖ,
    5. Другие преимущества и возможности.

    Помимо этого, на Кипре и Мальте состоятельные иностранцы могут воспользоваться льготным налоговым режимом (когда доходы в других странах не облагаются подоходным налогом). В Португалии также есть определенные возможности для налогового планирования, но налоговые каникулы ограничены сроком 10 лет, после чего придется перейти на обычное налогообложение (всемирный доход). Андорра является налоговой гаванью, позволяющей резидентам свести эффективную ставку многих налогов к нулю. Возможности оптимизации налогообложения во Франции и Испании практически отсутствуют. Поэтому выбирая страну, особенно если у Вас остается существенный источник дохода в России, нужно проработать налоговый вопрос заранее, чтобы избежать сюрпризов в будущем.

    ПМЖ без права работы

    Согласно иммиграционному законодательству некоторых стран Карибского бассейна (например, Багамские острова) можно оформить ПМЖ без права работы на основании покупки недвижимости (второго дома). Похожая программа есть и на Сейшельских островах (покупка недвижимости на острове Эден дает право на получение ПМЖ на Сейшелах, который предоставляется без права работы).

    Из стран Евросоюза программу, позволяющую получить сразу ПМЖ, а не временный вид на жительство, предлагает Кипр. Для получения ПМЖ на Кипре иностранец должен купить на острове недвижимость стоимостью от 300,000 евро и показать ежегодный доход не ниже 30,000 евро на главного заявителя и дополнительно по 5,000 евро в год на каждого члена семьи. Заявления на предоставление ПМЖ рассматриваются в ускоренном порядке (2-3 месяца).

    ПМЖ с правом на работу

    В Европе такие программы предлагаются только Болгарией (на условиях покупки государственных облигаций на сумму 512,000 евро).

    В качестве послесловия

    Специалисты нашей компании не только постоянно проводят мониторинг иммиграционного законодательства различных стран мира, но имеют за плечами солидный практический опыт по оформлению ВНЖ, ПМЖ и второго гражданства. Поэтому если Вас интересует качественный иммиграционный сервис по разумным и адекватным расценкам, то Вы попали адресу. Мы владеем практической информацией по оформлению иммиграционных статусов в более чем 30 различных странах мирах. И можем посоветовать оптимальный и наименее затратный вариант. Обращайтесь!

    Звоните нам по телефону в Москве: 8 (962) 937-2673, записывайтесь на консультацию, пишите нам письмо

    Вид на жительство и гражданство одно и тоже

    ВНЖ, ПМЖ и гражданство – в чём суть и разница?

    Для того, чтобы на законных основаниях, то есть легально, находиться на территории того или иного государства у вас должен быть официальный статус.

    У вас может быть туристическая, гостевая, студенческая или рабочая виза, которая даёт вам право находится в стране в течение определённого срока указанного в ней.

    Либо у вас может быть вид на жительство (ВНЖ) или право на постоянное место жительства (ПМЖ) в этой стране.

    Ну и наконец, вы можете быть её гражданином.

    ВНЖ (вид на жительство) – это долговременная виза, в большинстве случаев, она даёт право на:

    • проживание в стране на протяжении действия визы (с возможностью её продления) и многократное пересечение границы
    • на предпринимательскую деятельность или обращение за разрешением на трудоустройство
    • социальное и медицинское обслуживание
    • бесплатное государственное образование
    • получение водительских прав
    • покупку автотранспортных средств
    • получение виз других государств в их посольствах или консульствах на территории этой страны по упрощённой схеме

    ПМЖ (постоянное место жительства). В том случае, если на основе ВНЖ вы проживаете в стране достаточно продолжительное время*, у вас появляется возможность обратиться к властям и получить право на постоянное место жительства (ПМЖ). Как правило, статус ПМЖ отличается от гражданства, лишь отсутствием права избирать и быть избранным в представительные органы власти. В частности, в большинстве стран, обладатели статуса ПМЖ имеют право:

    • получать социальные пособия на себя и на своих детей
    • пользоваться государственной медицинской страховкой для себя и на детей
    • покупать недвижимость в качестве частного лица
    • ходатайствовать о ВНЖ для своих знакомых и ПМЖ для родственников
    • ходатайствовать о получении гражданства по истечении нескольких* лет после получения ПМЖ

    * В разных странах предусмотрены разные сроки. Обычно 3, 5, 7 или 10 лет.

    Второе гражданство и вид на жительство: уведомлять или нет?

    Опубликовано в журнале «Legal Insight», август 2014г.

    4 августа 2014 г. вступил в силу Федеральный закон No 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации и отдельные законодательные акты», устанавливающий обязанность российских граждан (за исключением тех, кто постоянно проживает за рубежом) уведомлять территориальный орган ФМС о наличии гражданства и вида на жительства иностранного государства. Какую цель преследовал законодатель, принимая этот закон? Будет ли он работать на практике?

    Основные положения закона

    Федеральный закон No 142-ФЗ распространяется на граждан России, обладающих гражданством иностранного государства, видом на жительство, а также иным действительным документом, подтверждающим право на постоянное проживание в иностранном государстве, за исключением постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. Аналогичная обязанность об уведомлении возлагается на родителей (опекунов) в отношении своих детей, не достигших 18 лет, за исключением случаев их постоянного проживания за границей. Законодатель установил уголовную ответственность за неисполнение обязанности по уведомлению о наличии гражданства иностранного государства или вида на жительство. В Уголовный кодекс Российской Федерации введена новая статья 330.2, в соответствии с которой санкцией за данное преступление является штраф от 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одно- го года либо обязательные работы на срок до 400 часов.

    Законом установлен перечень сведений, которые необходимо подать в территориальный орган ФМС:

    а) фамилия, имя, отчество;

    б) дата и место рождения;

    в) место жительства (место пребывания или место фактического нахождения);

    г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность

    д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства или наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

    е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

    ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

    з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

    Подача уведомления о наличии ВНЖ или второго гражданства осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина России или иного документа, удостоверяющего личность. Сведения необходимо подать в течение 60 дней с момента вступления в силу указанного закона, т.е. не позднее 6 октября 2014 г., а в последующем не позднее 60 дней с момента получения гражданства иностранного государства или вида на жительство.

    Также в соответствии со ст. 19.8.3 КоАП установлена административная ответственность за несвоевременную подачу уведомления, либо представление сведений в неполном объеме, либо заведомо недостоверных сведений в размере штрафа от 500 до 1000 руб.

    Логика законодателя

    Начнем по порядку, прежде всего постараемся понять логику законодателя. В одном из интервью депутат Андрей Луговой, автор данного закона, отвечая на вопросы членов фракции «Справедливая Россия», заявил, что Россия «находится в агрессивной мировой среде, государство и власть должны знать о двойном гражданстве». По его мнению, реестр «двойных» граждан может помочь «спецслужбам в экстренной ситуации». На наш взгляд, можно выделить три причины, почему данный закон был принят именно сегодня.

    1. Закон прежде всего направлен на российских чиновников, и если раньше кроме самого запрета на обладание гражданством иностранного государства, единственной санкцией было увольнение с государственной службы то сейчас вводятся меры уголовной ответственности за сокрытие данной информации.

    Так, депутат Андрей Луговой на своей официальной странице написал следующее: «Шуточки закончились. Мы не можем доверять нашим западным «партнерам» ни в чем. В вопросах национальной безопасности мелочей не бывает. На очереди — новые законодательные подходы к регулированию второго гражданства государственных служащих, потому что паспорт иностранного государства в кармане российского чиновника или бизнесмена — это «брешь» в нашей безопасности. Иностранное государство имеет возможность влиять на такого «гражданина», а через него — на ситуацию в стране.»

    2.Сама политическая ситуация, усиление патриотических настроений, борьба с «пятой колонной», попытки государства вернуть бизнес и самих граждан в российскую юрисдикцию. И снова приведем цитату автора законопроекта г-на Лугового: «И не надо говорить, что между оттоком капитала и множественным гражданством нет взаимосвязи. Обе проблемы касаются, прежде всего, нашего самоуважения. И пока мы сами не станем себя уважать, никто нас уважать не будет. Пора, наконец, перестать предавать национальные интересы в угоду сиюминутным выгодам.»

    3. Фискальные интересы государства. Попытка установить контроль за расходами граждан с соответствующими налоговыми последствиями.

    Отметим также, что сразу же после принятия закона во втором и третьем чтении в прессе разгорелась горячая дискуссия, и даже в стенах Парламента и кулуарах правящих партий единства по данному законопроекту не наблюдалось. Оставим в стороне политические дебаты и остановимся для начала на налоговой составляющей закона, о которой в СМИ практически ничего не говорилось.

    Фискальные интересы государства

    Как уже было сказано, в уведомлении территориального органа ФМС необходимо указать основания приобретения гражданства иностранного государства и вида на жительство. Условно эти основания можно разделить на две категории. Первая — это все, что не связано с инвестициями, брак с иностранцем, обучение в иностранном вузе, натурализация, приобретение гражданства на основании корней и т.д. Вторая — это инвестиции, куда относятся инвестирование в недвижимость, в субординированные банковские займы, покупка государственных облигаций, ценных бумаг, учреждение или покупка бизнеса, и т.д. Очевидно, что с точки зрения фискальных функций государства первая категория российских граждан интересует контролирующие органы куда меньше, чем вторая.

    Представим себе, что гражданин России уведомляет территориальный орган ФМС о наличии у него вида на жительство в Португалии и указывает основание — инвестиции в недвижимость. Не нужно быть большим специалистом в области иммиграционного права Европейского Союза, чтобы понять, что указанный гражданин потратил на приобретение недвижимости в Португалии сумму равную более 500000 евро или 24 млн руб. Если данная недвижимость была оплачена с личного счета за рубежом или счета иностранной компании, то информация об операции вообще отсутствовала в российском информационном поле до момента обязательного уведомления территориального органа ФМС.

    Аналогично можно оценить размер инвестиций при получении гражданства и вида на жительство и в других зарубежных странах. В этом случае у российских контролирующих органов к указанному гражданину могут возникнуть два вопроса: источник происхождения средств и был ли уплачен с этой суммы налог. Налоговые последствия уже могут быть определены в каждом конкретном случае индивидуально.

    Что означает постоянное проживание за пределами России?

    Теперь вернемся к анализу норм нового федерального закона. С одной стороны, стоит отметить очень высокую степень детализации установленных в законе правил. Так, например, законодатель четко описал круг лиц, на которых распространяется данный закон. К этим лицам можно отнести граждан России, обладающих гражданством иностранного государства, временным видом на жительство, постоянным видом на жительство иностранного государства, визой инвестора и т.д., причем перечень является открытым.

    С другой стороны, в законе содержится важное ограничение, описанное всего одним предложением, что уведомление не распространяется на лиц, постоянно проживающих за пределами России. Никакой детализации того, что можно считать постоянным проживанием за пределами России, в законе не содержится. На сегодняшний день в российском законодательстве вообще отсутствует определение термина «гражданин России, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации» для целей иммиграционного права. Очевидно, что критерии налогового резидентства, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и международными договорами, для данных отношений не применимы.

    И здесь сразу возникает множество вопросов. Если человек 9 месяцев в году живет за границей и 3 месяца в России, его можно считать постоянно проживающим за пределами России? А если 7 и 5 месяцев? Если гражданин на период вступления в действие закона проживает за границей, затем на 2–3 месяца вернулся в Россию и вновь уехал за границу, у него возникает обязанность по уведомлению или нет? Пока в российском иммиграционном праве ответов на данные вопросы нет.

    Между тем сам факт отсутствия постоянного проживания за пределами России будет являться элементом доказывания в рамках уголовного дела по неисполнению обязанности по уведомлению. В отечественной прессе много и часто пишут о детях российских чиновников, которые учатся или работают за границей, не это ли причина появления данного исключения при рассмотрении законопроекта во втором чтении, а также обтекаемость формулировки и отсутствие четкого ответа на вопрос, кого же можно считать постоянно проживающим за пределами России?

    Еще одна важная деталь касается самой ответственности, и здесь также возникает много вопросов. С одной стороны, законодатель устанавливает очень жесткую ответственность за неисполнение обязанности по уведомлению, кроме негативных последствий самой судимости, это до 400 часов исправительных работ. С другой стороны, за представление сведений в неполном объеме и заведомо недостоверных сведений устанавливается административная ответственность в виде штрафа от 500 до 1000 руб.

    Если лицо выполнит обязанность по уведомлению, но в представленных сведениях не укажет, например, данные паспорта иностранного государства или вида на жительство либо основание получения иностранного гражданства или вида на жительство, в этом случае лицо не подлежит уголовной ответственности, поскольку исполнило саму обязанность по уведомлению, но может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа от 500 до 1000 руб.? Сложно понять логику законодателя, но соотношение санкций КоАП РФ и УК РФ вызывает у автора статьи некоторое недоумение.

    Будет ли закон работать?

    Теперь обратимся, к, пожалуй, самому важному вопросу: а как же данный закон будет работать на практике? Как будет строиться, например, механизм доказывания российскими правоохранительными органами? С учетом презумпции невиновности — базовой ценности, закрепленной в Уголовном кодексе Российской Федерации, сотрудникам Следственного комитета, в чьей компетенции находится применение новой статьи 320.2 УК РФ, будет необходимо доказать три основных составляющих объективной части преступления:

    • наличие гражданства, вида на жительство или иного документа,
    • факт постоянного проживания на территории России,
    • неисполнение обязанности по подаче уведомления.

    И если со вторым и третьим критерием мы не видим больших сложностей в доказывании, то с доказыванием основной составляющей преступного деяния — наличием второго гражданства и вида на жительство — возникает множество вопросов. И главный из них — как будет происходить обмен информацией между российскими органами (органами полиции, ФМС, Следственным комитетом России и др.) и компетентными органами зарубежных государств. Это, пожалуй, самый важный вопрос на сегодняшний день.

    Напомним, что, согласно ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Поэтому основополагающим документом, доказывающим вину, будет письменный ответ на запрос российского компетентного органа о наличии у гражданина России гражданства иностранного государства или вида на жительство.

    Важно отметить, что до сегодняшнего дня существующая практика обмена информацией между иностранными государствами касалась, прежде всего, обмена налоговой информацией и сведений об операциях по банковским счетам. Вопрос этот очень сложный и ему в последнее время уделяется большое внимание российскими государственными органами. Как будет складываться практика обмена информацией между иностранными государствами по иммиграционным вопросам, в настоящий момент сложно сказать однозначно. В большинстве европейских стран существует система защиты персональных данных, они могут быть предоставлены только оператору персональных данных, к которым не относятся органы иностранного государства.

    Важной деталью является то, что в отличие от обмена информацией по общеуголовным преступлениям, например, тяжким и особо тяжким, сокрытие информации о наличии гражданства или вида на жительство не является преступлением по законодательству большинства зарубежных стран. Каждое государство призвано защищать интересы своих граждан и лиц, имеющих аналогичные с гражданами права, и выдача кому-либо информации только лишь о самом факте наличия гражданства или вида на жительство, противоречит не только интересам, но и законодательству. Уверены также, что информация от иностранных государств не будет предоставляться в автоматическом режиме органам ФМС, так как это также противоречит законодательству самого иностранного государства.

    Как будет складываться практика ответов на запросы российских компетентных органов, время покажет, пока же становится очевидным, что законодатель, устанавливая обязанность и санкцию в виде уголовного преследования за ее неисполнение, вряд ли до конца понимал, как же это норма будет работать на практике.

    1. По нашему мнению, для 90% граждан России данный закон и процедура уведомления не несет какой-либо угрозы или рисков. Главная опасность состоит в том, что многие наши соотечественники или не знают о наличии такой обязанности, особенно это касается вида на жительство, или же, когда «шумиха» в прессе уже спадет, просто забудут уведомить ФМС до 6 октября 2014 г.

    2. В целом шаги государства по противодействию коррупции среди государственных служащих, безусловно, явление позитивное и крайне необходимое. В тоже время, распространение обязанности и ответственности за сокрытие второго гражданства и вида на жительство на всех граждан, включая тех, кто не состоит на государственной службе, нам видится необоснованным.

    3. Полностью разделяем позицию Комиссии Совета по правам человека при Президенте России, раскритиковавшей данный законопроект. Считаем меру в виде уголовной ответственности за данное правонарушение для обычных граждан, не являющихся чиновниками, излишне жестокой и не соответствующей степени общественной опасности самого деяния.

    4. На сегодняшний день в России отсутствует выработанный механизм обмена информацией между иностранными государствами по иммиграционным вопросам, что является основным элементом доказывания и без чего данная норма эффективно работать не будет.

    Что такое ПМЖ, ВНЖ и гражданство: разница между ними

    ВНЖ (вид на жительство)

    ВНЖ или вид на жительство, – документ, доказывающий право определённого человека находиться в неродной стране на протяжении оговорённого времени при соблюдении установленных правительством страны правил. В обязанности человека, получившего подобное разрешение, входит не только соблюдение законов и уважение традиций иного края.

    ВНЖ даёт человеку право пребывать за рубежом только некоторое время. Затем путешественник может:

    • продлить статус, уплатив госпошлину;
    • подать документы на ПМЖ;
    • вернуться на родину.

    В европейских странах вид на жительство чаще всего предоставляется на пять лет. То же актуально для некоторых восточных государств — например, для Японии.

    Тем, кто получил ВНЖ в Таиланде, на жизнь и работу за рубежом даётся не пять, а семь лет, в Австралии — четыре года, во Вьетнаме — от одного до трёх лет. А вот в США и в Китае документ, позволяющий находиться на территории страны, называется Грин-кард и действует бессрочно — правда, получить его очень сложно.

    Впрочем, часто перед тем как на практике разбираться, что такое ПМЖ и ВНЖ, приходится получать ещё и разрешение на временное проживание. Если вы всерьёз собираетесь эмигрировать в одну из европейских стран или стран, ранее входивших в состав СССР, сначала потребуется взять такой документ. Разрешение на временное проживание, в свою очередь, даётся на год, и продлить его можно ещё на три.

    Подводя итог написанному выше, следует сказать, что нельзя сформулировать универсальные правила получения вида на жительство. Всё зависит не только от государства, куда вы перебираетесь, но и от того, откуда вы едете, чем вы можете быть полезны другому государству. Поэтому прежде чем предпринимать решительные шаги, следует тщательно разобраться, что такое ВНЖ и что под этим термином подразумевают в конкретной стране.

    ПМЖ (постоянное место жительства)

    Но чем отличается ПМЖ от ВНЖ? И есть ли смысл добиваться всё новых «регалий», переезжая за рубеж, или можно просто постоянно продлевать временное разрешение? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к объективным данным. В законах зафиксировано, что ВНЖ позволяет человеку, проживающему в другой стране:

    • самостоятельно выбирать место проживания и при необходимости свободно менять его — приобретать либо арендовать комнату, квартиру, дом;
    • легально работать почти на любой должности;
    • получать пенсионные выплаты;
    • наблюдаться в медицинских учреждениях;
    • пользоваться услугами социальных работников;
    • бесплатно обучаться в государственных учреждениях;
    • сдавать на права на управление транспортным средством;
    • приобретать мотоциклы, автомобили и управлять ими;
    • оформлять упрощённые визы в некоторые другие государства, если между ними и страной, где человек временно проживает, установились дружественные дипломатические отношения;
    • голосовать на выборах в местные органы самоуправления и выдвигать собственную кандидатуру;
    • в любое время выезжать из страны на срок до шести месяцев и беспрепятственно возвращаться обратно.

    Впрочем, ВНЖ на несколько лет подразумевает, что иногда вы всё равно будете в обязательном порядке отправляться на родину. Например, тем, кто хочет иммигрировать в Россию, придётся уезжать из государства каждые полгода.

    ПМЖ, в отличие от ВНЖ, позволяет избежать лишних перемещений. Также «постоянные» жители, помимо вышеперечисленных привилегий и благ, могут пользоваться дополнительными, такими, как:

    • социальные пособия, в том числе на содержание ребёнка;
    • государственная медстраховка;
    • возможность приглашать родственников и друзей, ходатайствовать о предоставлении им вида на жительство.

    Опять же, условия получения ПМЖ в одной стране могут разительно отличаться от правил, установленных в другой. Какие нюансы стоит учесть, планируя переезд, и какие документы готовить для подачи заявки? Разберитесь, что такое ПМЖ, и расскажите об этом родным и близким, которым также интересны вопросы эмиграции.

    ПМЖ, ВНЖ и гражданство: в чём разница?

    Конечно, если вы намерены обосноваться в другой стране на всю оставшуюся жизнь, имеет смысл завершить начатое, так как гражданин страны может:

    • поступать на ответственные должности, в том числе в отделениях внутренних дел — такая профессия может обеспечить значительный заработок;
    • участвовать в выборах государственного значения в качестве избирателя или претендента;
    • служить в армии.

    Помимо этих прав (которыми, скажем прямо, пользуются далеко не все), обладателю ПМЖ за рубежом может быть труднее решать вопросы, связанные с бизнесом, наследством, дальними переездами. Конечно, при оформлении гражданства другой страны вам придётся отказаться от предыдущего. Однако это не помешает, например, вступить в наследство, и полученные вами на родине звания или знаки отличия силу не потеряют.

    Итак, чем вид на жительство отличается от гражданства, вполне понятно: обладатель ВНЖ имеет куда меньше прав, обречён раз в полгода ездить из новой страны на родину и т. д. А вот ПМЖ от гражданства отличается не слишком сильно. И всё же, если вы живёте за рубежом уже 10–15 лет, имеет смысл не полениться и заняться оформлением гражданства — так будет легче и вам, и вашей семье.

    Проживание без права работы

    Если вы планируете получить ВНЖ или ПМЖ в Европе или других странах, обратите внимание, что вам могут позволить некоторое время находиться за границей, не работая, а проживая уже имеющиеся средства. Отлично, если вы при этом собираетесь сделать значительный вклад в экономику.

    • справку о доходах;
    • выписку с текущего банковского счёта;
    • спонсорское письмо (актуально в основном для студентов);
    • пенсионное удостоверение;
    • свидетельство о праве на наследство.

    В некоторых случаях возможно предъявление других документов. Собирая пакет официальных бумаг, имейте в виду, что средств должно хватить не только на вас, но и на членов семьи, переезжающих с вами. Количество денег можно рассчитать исходя из прожиточного минимума «новой» страны.

    ПМЖ без права работы

    Прожив несколько лет в неродном государстве на свои средства, вы можете претендовать на постоянное место жительства. Тогда ВНЖ без права работы превратится, соответственно, в «безработное» ПМЖ. И для этого вам нужно будет доказать, что у вас есть перманентный источник дохода: справки из банка недостаточно.

    Увы, получить ПМЖ без права работы довольно сложно. В некоторых странах (например, в Португалии, Испании, Венгрии) существуют специальные программы для пенсионеров. В иных случаях признаются лишь очень веские причины.

    Хватит путать ВНЖ и ПМЖ: Видео

    Читайте так же:  Доверенность юрлица в гибдд