Урок по теме сцепленное с полом наследование

Разработка урока по теме «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом»

Разделы: Биология

Задачи:

  • Образовательная: используя словесные и наглядные методы изучить хромосомный механизм определения пола организма, сущность наследования признаков, сцепленных с полом, продолжить формирование умений по решению генетические задачи.
  • Развивающая: развитие логического и творческого мышления, познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики, развитие практических умений и навыков при решении задач, учить умению делать выводы, аргументировать.
  • Воспитывающая: воспитание осознанного отношения к вопросам определения пола, формирование научного мировоззрения.

Принципы: научности, доступности, системности и последовательности, наглядности.

Средства: карточки со схемами для определения пола, сборник задач по общей биологии, мультимедиа проектор, видеомагнитофон, художественный фильм “Романовы, венценосная семья”.

Методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

МПС: история.

Тип урока: изучение новой темы.

План урока

1. Организационный момент:

  • приветствие учащихся
  • подготовка учащихся к работе на уроке, сообщение темы урока;
  • целевая установка.

2. Актуализация знаний по теме “Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя”

2.1 Решение задач по вариантам с проверкой у доски.

Полидактилия (многопалость) и отсутствие малых коренных зубов передаются как доминантный признак. Гены этих признаков находятся в разных парах хромосом.

Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготные по этим парам генов.

Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как рецессивные не сцепленные признаки.

Какова вероятность рождения детей с двумя аномалиями в семье, где один из родителей страдает катарактой и глухонемотой, а другой гетерозиготен по этим признакам.

3. Изучение новой темы.

План темы

Отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки.

Хромосомное определение пола.

Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией.

Вступительное слово учителя.

У многих видов животных и растений соотношение между особями мужского и женского пола примерно равно, т.е. расщепление хромосом, по признаку пола происходит в соотношении 1:1

Пол — это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет.

Отличия хромосомного набора самца от хромосомного набора самки.

Пол организма определяется обычно в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы. Хромосомы одинаковые у мужского и у женского полов называются аутосомы. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называют половые хромосомы.

Те из них, которые одинаковы у особей мужского и женского пола и являются парными у одного из полов, получили название X-хромосом. Непарная половая хромосома, имеющаяся у организмов одного пола и отсутствующая у другого, была названа Y-хромосомой.

Следовательно, у любого вида особи обоих полов имеют одинаковые аутосомы и одну из X-хромосом. Различаются же они тем, что у одного пола имеются две X-хромосомы, а у другого – X – и Y-хромосомы.

Пол , образующий одинаковые гаметы по половой хромосоме называют — гомогаметным. Пол образующий разные гаметы по половой хромосоме называют – гетерогаметным.
Примером могут являться половые хромосомы в геноме человека.

Хромосомное определение пола. (Объяснение с использованием ИКТ)

В процессе оплодотворения могут возникать различные комбинации

Схема формирования пола у человека

Если яйцеклетка несущая Х-хромосому, будет оплодотворена сперматозоидом, несущим Y-хромосому, то из зиготы родится мужская особь. Если яйцеклетка несущая Х- хромосому, будет оплодотворена сперматозоидом, несущим Х-хромосому, то из зиготы родится женская особь.

У большинства организмов женский пол гомогаметный (ХХ), а мужской гетерогаметный (ХY). У птиц, бабочек, пресмыкающихся гомогаметный мужской пол (ХХ). Пол потомства определяется гаметами гетерогаметного организма, но у некоторых организмов определение пола зависит от внешних факторов, например у морского червя бонелли.

3.4 Сообщение учащихся на тему: “Червь, “опровергающий” генетические законы определения пола”

Самостоятельное составление схем по определению пола кузнечика и шелкопряда (работа по вариантами проверка у доски)

Постройте схему формирования пола:

Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией. (Объяснение с использованием ИКТ)

Половые хромосомы отвечают не только за формирование пола, существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах. Наследование таких признаков называется, наследование сцепленное с полом.

Особая роль в изучении наследования сцепленного с полом принадлежит американскому эмбриологу, генетику Томасу Моргану. Морган и его сотрудники заметили, что наследование окраски глаз у мушки дрозофилы зависит от пола родительских особей, несущих альтернативные аллели.

Ярким примером такого наследования является наследование дальтонизма (отсутствие восприятия цвета) и гемофилии.

Наследование сцепленное с полом изучим на примере заболевания гемофилией. Гемофилия — тяжелое наследственное генетическое заболевание крови, которое вызвано врожденным отсутствием некоторых белков — факторов свертывания крови.

Самый известный случай заболевания гемофилией в России, это болезнь сына царя Николая II, царевича Алексея.

(Демонстрация фрагмента из фильма “Романовы, венценосная семья” реж. Глеб Панфилов)

Гемофилия считается царской болезнью не только в России. История ее распространения по королевским семьям Европы прослежена от королевы Англии Виктории. Виктория и ее муж были здоровы. Известно также, что никто из ее предков не страдал гемофилией. Наиболее вероятно, что возникла мутация в геноме одного из родителей Виктории.

У Виктории родилось 9 детей, из них две девочки — переносчицы болезни и больной мальчик. Одна из дочерей-переносчиц — Алиса вышла замуж за Людвига IV Гессенского, обе дочери Алисы — Ирен (жена Генриха Прусского) и Алекс (жена Николая II) — тоже оказались носительницами болезни. Пока у царствующих в России супругов рождались только девочки, проблем не возникало. С рождением наследника, страдающего тяжелой формой гемофилии, начались страдания всей семьи.

К дочерям царя не сватались, наслышанные о горьком наследии этой семьи — заболевании, которое в то время обрекало человека на медленную, а иногда и быструю смерть. В архивах сохранились драматические описания страданий царевича, которого до 7 лет дядька не спускал с рук, однако ему все равно не удавалось избежать кровоизлияний в суставы. Светская медицина не могла помочь ребенку и страдающей вместе с ним матери.

Для того чтобы проследить характер наследования необходимо ввести следующие обозначения:

Н- нормальная свертываемлость крови;

h- несвертываемость крови.

Схема наследования признака – объяснение

Изучив родословную и характер наследования гемофилии в семье Романовых, была ли вами выявлена некая закономерность?

Ответственный за гемофилию ген находится на Х-хромосоме, а так как мужчины могут передать потомству либо Х либо Y хромосому, то в случае рождения мальчика (передачи Y-хромосомы) гемофилия вообще не передается, а в случае рождения девочки (передачи больной Х-хромосомы) организм ребенка использует для механизма свертывания вторую Х-хромосому, передавшуюся от матери. Таким образом, дети больных гемофилией не болеют гемофилией. Болезнь может проявится только через поколение, если девочка с больной X-хромосомой (их еще называют носительницами гена гемофилии) передаст ее сыну. Но вероятность этого будет только 25%. Королева Виктория, ставшая носительницей рокового гена, передала его многим своим потомкам. Все потомки мужского пола, которые получили от Виктории Х-хромосому с мутантным геном страдали тяжелым недугом – гемофилией.

4. Закрепление изученного материала.

Решение задачи (с комментариями учителя)

Черная кошка принесла котят, трех черного цвета и одного черепахового. Определите окраску шерсти отца котят и пол котят (ген В- рыжий цвет шерсти, в- черный , Вв-черепаховый).

4.2 Самостоятельная работа по решению задач по генетике пола.

5. Итоги урока:

— анализ работы учащихся учителем;

— выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание:

ответить на вопросы 1-3 в конце параграфа;

решить задачу (I вариант – задача №9, II вариант – задача №10, стр. 19 )

Список литературы

  1. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику Д. К. Беляева, П. М. Бородина, Н. Н. Воронцова. II ч./авт.-сост. А. Ю. Гаврилова.-Волгоград: Учитель, 2006.-125 с.
  2. Балязин В. Н. Тайны дома Романовых. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006. -447 с.
  3. Кулев А. В. Общая биология. 11 класс: Метод. пособие. – СПб.: “Паритет”, 2002.- 192.
  4. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ре6д. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица.- 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004.- 304 с.: ил.
  5. Карпова Л. Г. Сборник задач по общей биологии. Улан-Удэ, 2006. – 26 с.

План-конспект урока по биологии на тему:
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Цель: сформировать у учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом.

1. Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол, сформировать представление о детерминации развития пола, признаках, сцепленных с полом, признаках наследуемых через Y-хромосому и Х-хромосому; познакомить учащихся с особенностями наследования половых хромосом, некоторыми патологическими состояниями человека, наследуемыми сцепленно с полом.

2. Воспитательные: формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков; формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний; формирование уважение к своей истории своей семьи, рода, страны.

3. Развивающие: продолжить формирование умений и навыков решения генетических задач на сцепленное наследование генов, на наследование, сцепленное с полом, развивать мыслительные операции; терминологический аппарат. способствовать развитию умения учащихся высказываться по поставленным проблемам, анализировать, логически мыслить, делать самостоятельные выводы; формирование информационной компетентности

Предварительный просмотр:

Название работы: урок биологии с использованием презентации.

Автор: Евтеева Елена Алексеевна ( [email protected] )

Место работы: МОУ Речицкая СОШ.

Предмет: биология, урок изучения нового материала.

Тема: Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Продолжительность: 45 минут

Технологии: , презентация в Power Point.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация в Power Point, опорный конспект, лист заданий

Особенность: изучение темы урока осуществляется на основе просмотра презентации “Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом”.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Цель: сформировать у учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом.

1. Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол, сформировать представление о детерминации развития пола, признаках, сцепленных с полом, признаках наследуемых через Y-хромосому и Х-хромосому; познакомить учащихся с особенностями наследования половых хромосом, некоторыми патологическими состояниями человека, наследуемыми сцепленно с полом.

2. Воспитательные: формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков; формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний; формирование уважение к своей истории своей семьи, рода, страны.

3. Развивающие: продолжить формирование умений и навыков решения генетических задач на сцепленное наследование генов, на наследование, сцепленное с полом, развивать мыслительные операции; терминологический аппарат. способствовать развитию умения учащихся высказываться по поставленным проблемам, анализировать, логически мыслить, делать самостоятельные выводы; формирование информационной компетентности

  1. Организационный момент. Приветствие. Инструкция о порядке работы на уроке.

Домашнее задание: §39, учить опорный конспект. Решить на выбор две задачи.

В кабинет врача вошли двое. Он и Она. В нерешительности остановились на пороге. На вопрос о цели визита молодые люди начали рассказывать. Знакомы они со школьной скамьи и любят друг друга, хотят пожениться. Молодые люди считают себя здоровыми. Но у родственников девушки сын болен гемофилией . И их волнует вопрос: «Если они вступят в брак, не родится ли у них такой ребенок?»

Учитель. Какой ответ они получили от врача?

Ответ на поставленный вопрос вы дадите в конце урока. После изучения материала урока.

Прежде чем приступить к новой теме, давайте проверим имеющиеся уже у вас знания. Они помогут нам при изучении новой темы.

Читайте так же:  Где в калининграде оформить договор купли-продажи автомобиля

Выполнить задание №1 (Приложение 1),( слайд №2).

Проверка выполнения (слайд №2)

Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Каждому виду, имеющему чёткое деление на мужские и женские особи, свойственно определённое соотношение полов, близкое 1 : 1. Как объяснить это явление?

С таким соотношением мы сталкивались при анализирующем скрещивании (слайд № 3)

Чтобы получить такое расщепление один пол должен быть гомозиготным, а другой гетерозиготным.

Такое предположение высказал Г. Мендаль и оно было подтверждено Т. Морганом вначале 20 в. Ему удалось установить, чем самцы отличаются от самок. Чем?

Чтобы это выяснить рассмотрите кариотип человека ( рис 98 стр.189 учебника) (слайд № 4)

Заполнение опорного конспекта. ( Приложение 2)

Кариотип это — хромосомный набор вида.

Ответьте на вопросы задания 2 (Приложение 1)

  1. Сколько пар хромосом у человека?
  2. Сколько всего хромосом у человека?
  3. Сколько пар одинаковых хромосом у обоих полов?
  4. Сколько пар хромосом , по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга?

(слайд № 4) Кариотип человека.

Заполнение опорного конспекта. ( Приложение 2)

Рассказ учителя с использованием презентации. (слайд № 5)

Механизм хромосомного определения пола.

У человека женский пол гомогаметный (ХХ) и образует один вид гамет (Х), а мужской пол гетерогаметный и образует два вида гамет Х и У.

Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х- хромосому, развивается женский организм, а если У – хромосому — мужской организм. Соотношение полов 1:1.

(Презентации слайд №6 )

Вывод. Пол определяется в момент оплодотворения.

Заполнение опорного конспекта. ( Приложение 2)

Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х– и Y-хромосомы, образующий два типа гамет –гетерогаметным.

Слайд №7 У человека, дрозофилы, млекопитающих — гомогаметный пол женский, а у птиц, бабочек, пресмыкающихся — мужской.

Слайд №8 От какого пола — гомогаметного или гетерогаметного зависит пол будущего ребёнка.?

Рассказ учителя о строении половых хромосом. (Слайд №9)

У-хромосома меньше по размерам и содержит меньше генов.

Х – хромосома , содержит не только признаки , отвечающие за половые

различия, но и много других признаков. Гены расположенные в половых хромосомах являются сцепленными с полом. (Слайд №9)

Заполнение опорного конспекта. ( Приложение 2)

Наследование сцепленное с полом это – наследование признаков , которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах (Х или У) . (Слайд №10)

Самые известные заболевания , сцепленные с х- хромосомой – дальтонизм и гемофилия.

Дальтонизм, частичная цветовая слепота. (Слайд №11)

Зарядка для глаз.

Гемофилия — сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается свёртывание крови. (Слайд №12)

Заполнение опорного конспекта. ( Приложение 2)

Рассказ учителя о гемофилии. . (Слайд № 13 -14)

Болезнь вызывает продолжительные кровотечения при ушибах порезах и даже самопроизвольно.

Гемофилию в 19 веке называли « болезнью королей», т.к. она часто встречалась в царских семьях Европы. От нее умерли три испанских короля. её страдал и царевич Алексей – наследник престола последнего русского царя Николая II,

Эта страшная неизлечимая болезнь стала трагедией царской семьи. Обычно с такой болезнью редко доживают до зрелого возраста, т.к. любой порез или ушиб может стать причиной смерти. Болезнь царевича была объявлена государственной тайной. Царица Александра Фёдоровна тяжело переживала за сына. История царской семьи трагична . Все они погибли в подвале Ипатьевского дома.

Откуда взялась гемофилия у Романовых, стало ясно, когда была составлена родословная этой семьи. ( Слайд №15) Начало ей положила Английская королева Виктория. Она была носительницей гена гемофилии.

Заполнение опорного конспекта. ( Приложение 2)

1.Кто болеет гемофилией?

2. Кто являются носителями этого гена?

3. Сколько детей, внуков, правнуков королевы Виктории болели гемофилией.

Поскольку у Виктории было большое потомство и её дочери вышли замуж за разных европейских правителей, гемофилия появилась сразу в нескольких царствующих домах: в прусском, испанском и русском.

Рассмотрим, какова вероятность рождения больных детей, решив задачу №1.

Проверка ( Слайд №16)

Учитель. Каков ответ врача молодой паре?

Вероятность рождения больного сына 25%. Все родившееся девочки – фенотипические здоровы. 25% девочек носители гена гемофилии.

Беседа об ответственности родителей за здоровье детей.

«Быть хорошо рожденным — право каждого человека».

Каждый человек имеет право родиться здоровым. И обеспечить это право должны в первую очередь родители. Но многие ли из них задумываются об этом? Очевидно, нет, если так много рождается детей с физическими и психическими дефектами, отклонениями, уродствами. Причины, конечно, могут быть разные, зависящие и не зависящие от воли родителей. Однако, потребление матерью токсических веществ (случаи наркомании, токсикомании, злоупотребление алкоголем и никотином) замедляет и нарушает внутриутробное развитие плода. Родившиеся дети часто отстают в росте и развитии, обладают уменьшенными размерами головы и мозга, слабоумием, характерным лицом с коротким вздернутым носом, маленьким подбородком, узкой красной каймой губ, узкими раскосыми глазами, не заращенной верхней губой и небом и другими пороками в развитии.

Под действием алкоголя в органах и тканях плода формируются постепенно изменения, называемые «алкогольным синдроном плода». В настоящее время алкогольная болезнь плода встречается 1 раз на 600 родов. По выражению Плутарха «пьяницы рождают пьяниц». Сейчас выяснено, что у потомства «пьяного зачатия» имеется физиологическая готовность к злоупотреблению алкоголем.

В медицинской практике встречается и такое понятие, как «наркотический плод». Наркотики нарушают формирование сперматозоидов, процесс мейоза в яйцеклетке. Зачатие ребенка патологически измененными клетками предопределяет развитие дефектов, уродств, мертворождение. В организме девочки уже при рождении содержатся все яйцеклетки, которые она способна образовать, но мейоз в них не завершен до тех пор, пока при оплодотворении в яйцеклетку не проникнет сперматозоид. Не расхождение хромосом, в процессе мейоза, приводит к возникновению различный аномалий (синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера-Шерешевского).

Причинами подобных уродств и дефектов может быть и загрязнение окружающей среды, радиация.

  1. Учебник Биология. Общие закономерности 9 класс. – М.;Дрофа.2006
  2. Пепеляева О,А, Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии 9 класс. – М.; «ВАКО» 2006.- 464с. – ( В помощь учителю химии)
  3. Балязин В. Н. Тайны дома Романовых. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006. -447 с.
  4. Кулев А. В. Общая биология. 11 класс: Метод. пособие. – СПб.: “Паритет”, 2002.- 192.
  5. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ре6д. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица.- 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004.- 304 с.: ил.
  6. Карпова Л. Г. Сборник задач по общей биологии. Улан-Удэ, 2006. – 26 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В тест по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание — независимое, аутосомно — сцепленное и сцепленное с полом наслед.

Данный урок является текущим в разделе «Основы генетики и селекции» в 10 классе (учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Дрофа. 2006г). Изучаемый материал опирается на знания учащихс.

Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе.

Разработка предназначена для изучения данной темы на уроках биологии в старших классах общеобразовательной школы. При соответствующей доработке может быть использована и для девятиклассников, и для пр.

Данная презентация является ЭОР при объяснении темы»»Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом» для лучшего усвоения темы.

Урок проводится с использованием слайдовой презентации, которая используется в течение всего урока в качестве дополнительной информации и наглядности.Цель урока: Создать условия для .

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы «Генетика».В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш.

Урок по теме «Генетика пола и наследование, сцепленное с полом». 9-й класс

Разделы: Биология

Цель: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом.

Задачи:

образовательные:

  • актуализировать ранее полученные знания;
  • систематизация теоретических знаний по теме “Взаимодействие неаллельных генов”;
  • изучить хромосомный механизм определения пола;
  • знать особенности наследования признаков, связанных с полом;
  • рассмотреть некоторые патологические признаки заболеваний, гены которых локализованы в половых хромосомах;

развивающие:

  • продолжить формирование умений и навыков, необходимых для решения генетических задач;
  • выработка умений самостоятельного составления блок-схемы;
  • способствовать пониманию необходимости знания истории своей семьи;
  • развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать, используя дополнительную литературу и информационные технологии;

воспитательные:

  • повысить восприимчивость учащихся к вопросам сохранения своего здоровья и здоровья других людей;
  • формирование коммуникативной компетенции.

Вид учебного занятия: урок.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Межпредметные связи:

  • обеспечивающие учебные дисциплины: информатика, анатомия и физиология человека, ботаника, зоология, история, математика;
  • обеспечиваемые дисциплины : различные сельскохозяйственные науки, медицина, селекция.

Программное обеспечение:

  • Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point,
  • Технические средства обучения : мультимедийный проектор,
  • Интерактивная доска, флеш-анимации с электронного пособия образовательного комплекса 1с:школа 9 класс (к УМК И.Н.Пономарёвой Издательский центр «Вентана-Граф»)

Используемая литература:

основная:

  1. Биология 9 класс
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.– М. “ Вентана — Граф”,2011г.
  3. дополнительная для учащихся:
  4. Докинз Р. Эгоистичный ген: Пер. с анг.-М:Мир,1993г.
  5. Ланцман М.Н. Большой медицинский справочник : Новейшая версия. :РИПОЛ классик,2005г.
  6. Медников Б.М. Биология:формы и уровни жизни: Пособие для учащихся.-М:Просвещение,1994г;
  7. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. Т.1;-М.: “Советская энциклопедия”,1987г.
  8. Трибис Е. Законы живой природы.- М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2002г;
  9. Тарасенко Н.Д., Лушанова Г.И. Что вы знаете о своей наследственности?- Новосибирск:Наука., 1991г;
  10. Франк-Каменецкий М.Д .Самая главная молекула-2-е изд., перераб. И доп.- М.:Наука.,1988.

для учителя:

  1. Бодрова Н.Ф. Изучение курса “Общая биология” в 10-11 классах. Поурочное планирование в 2-х ч.- Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2005г.
  2. Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю, Хуртова Т.В. Школа молодого учителя , в 2-х ч.- Волгоград: Учитель, 2007г.
  3. Гаврилова А.Ю. Биология.10: поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, П.М.Бородина в 2-х ч.-2-е изд., стереотип.-Волгоград:Учитель,2008г.
  4. Галеева Н.Л.Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе диагностики личностно-ориентированного образовательного процесса.-М.:5 за знания, 2005г;
  5. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие .- М.:Дрофа, 20078г.
  6. Сухова Т.С. Урок биологии: Технологии развивающего обучения.-М.:Вентана-Граф,2005г.-112.

Нормативно-техническая документация:

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии ;
  2. Программа по биологии среднего (полного) общего образования линия Пономарёвой И.Н. и др.
  3. Техника безопасности в кабинете биологии.

ПЛАН УРОКА.

I. Организационный момент (2 мин)

Проверка личного состава учащихся и визуальной готовности класса к уроку.

Я рада вас приветствовать на уроке. Мы сегодня будем работать вместе и надеюсь, говорить на одном языке – языке удивительной науки биологии. В конце урока вы сами оцените степень своего участия в обсуждении и изучении материала.

II.Фронтальная беседа (5 минут) (Слайд № 1)

1. Назовите три закона Г. Менделя?

2. Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов?

3. Сформулируйте закон чистоты гамет. Кому принадлежит открытие этого закона?

4. Всегда ли признаки можно чётко разделить на доминантные и рецессивные?

5. Какое название получило это явление?

6. Всегда ли по фенотипу можно определить, какие гены содержит данная особь? Приведите пример.

7. Можно ли установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу? Какой метод используют для этого?

8. Какими особенностями характеризуется дигибридное скрещивание?

9. Всегда ли справедлив закон независимого наследования, т.е. III закон Г. Менделя?

Молодцы! С этим этапом работы Вы справились

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с генетикой. “Генетика – наука, объясняющая, почему ты похож на своего отца, если похож, и почему не похож на него, если так получилось”. Станислав Ежи Лец (слайд № 2)

— В этом шуточном определении известного польского писателя – юмориста есть и вполне серьезная мысль: генетика – наука о наследственности.

Читайте так же:  Образец приказ об изменении цен на услуги

Это наука сравнительно молодая, в этом году ей исполняется всего 110 лет, но можно смело утверждать, что она произвела революцию в биологии и стала основой всех биологических наук. От Менделевской и Моргановской генетики человечество пришло к геномике.

Объявляется тема, цели урока и примерный порядок работы (слайды №3 – 4 )(записывают тему в опорный конспект).

II. Изучение новой темы (25 минут )

Генетика пола – важное и интересное направление современной генетики. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики. Рассмотрим хромосомный набор человека. Он содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга — это половые или гетерохромосомы. (Слайд №5) (записывают в опорный конспект).Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y-хромосома.

В результате гаметогенеза все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме, а сперматозоиды — гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина — Y-хромосому. Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самцы и самки встречаются одинаково часто(слайд № 6).

Женщины (XХ) имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери. Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери. Этим обусловлена особенность наследования генов, расположенных в половых хромосомах.

Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х- и Y-хромосомы, образующий два типа гамет — гетерогаметным. (записывают в опорный конспект).

Детерминация развития пола. (Слайд №7).

1. У человека, большинства позвоночных, дрозофил, многих насекомых и двудомных растений гомогаметным является женский пол (XX), а гетерогаметным — мужской пол.

2. У птиц гомогаметным является мужской пол (XX), а гетерогаметным — женский пол (ХУ). Половые хромосомы у этих видов иногда обозначают буквами W и Z, при этом самцы обозначаются символами ZZ, а самки WZ.

3. У прямокрылых (кузнечиков) гомогаметным является женский пол (XX), а моногаметным — мужской пол (ХО).

4. Гаплоидия широко распространена у пчел и муравьев. У этих организмов нет половых хромосом: самки — это диплоидные особи, а самцы — гаплоидные.

5. У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. (Слайд №8).Например, у морского червя бонелии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего действия гормона, выделяемого самкой.

Признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и У, получили название сцепленных с полом. (Слайд №9).

Y-хромосому часто называют генетически инертной или генетически пустой, так как в ней очень мало генов. У человека на У-хромосоме располагается ряд генов, регулирующих сперматогенез, проявления антигенов гистосовместимости , влияющих на размер зубов и т. д. Известны аномалии, сцепленные с Y-хромосомой, которые от отца передаются всем сыновьям (чешуйчатость кожи, перепончатые пальцы, сильное оволосение на ушах). У-хромосома передается от отца всем его сыновьям, и только им. Следовательно, для генов, содержащихся только в У-хромосоме, характерно голандрическое наследование, т. е. они передаются только от отца к сыну и проявляются у самцов.

Х-хромосома несет много различных признаков. Описано более 370 болезней сцепленных с ней. В женском организме (XX) каждый признак по генам, будет являться либо гомо-, либо гетерозиготным. Поскольку у особей мужского пола одна Х-хромосома, то все локализованные в ней гены, даже рецессивные, сразу же проявляются в фенотипе.

У человека некоторые патологические состояния наследуются сцеплено с полом. К ним относится, например, гемофилия (повышенная кровоточивость), дальтонизм (аномалия зрения, при которой человек недостаточно различает красный и зеленый цвета). (Слайд №10). Дальтонизм, частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. Это заболевание впервые описано в 1794г. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин (тест на дальтонизм слайд № 11). (записывают в опорный конспект).

Гемофилия — сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови. (Слайд презентации №12). (записывают в опорный конспект).

Ген находится в Х-хромосоме. Кровоточивость при гемофилии проявляется с раннего детства. Даже лёгкие ушибы вызывают обширные кровоизлияния — подкожные, внутримышечные. Порезы, удаление зуба и др. сопровождаются опасными для жизни кровотечениями, могут вызвать смерть. Эта патологическая мутация в гене F8C была в генотипе наследника царского престола русского царя Алексея. (Слайд №13). Молекулярный дефект в Х- хромосоме способен самым жестоким образом распоряжаться жизнью многих поколений его потомков. Гемофилия А поражает почти исключительно людей мужского пола. В среднем, один из 10 000 мальчиков рождается с этой патологией, и только в 70% случаев в его родословной можно найти указания на наследственную передачу мутантного гена. Это значит, что для каждой третьей семьи, в которой случилось такое несчастье, последнее является полной неожиданностью.

Рассмотрим родословную потомков английской королевы Виктории. Предполагают, что ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы Виктории или у одного из ее родителей (слайд №14).

Решение задач на наследование признаков, сцепленных с генами

Флеш — анимация с использованием образовательного комплекса 1с: школа (к УМК И.Н.Пономарёвой Издательский центр «Вентана-Граф») (Слайд 15-16). (записывают обозначения и решение задачи в опорный конспект)

III. Закрепление (5 минут)

1. (Слайд 17-18) Раскройте плутовство

За последние 20 лет эту процедуру в России прошли 12 тысяч спортсменов и сняты с соревнований 16 человек. В спортивных состязаниях отдельные мужчины пытаются выиграть у женщин, перевоплощаясь в женское обличье. Предположите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки (Хромосомный анализ соскоба клеток из ротовой полости позволяет с точностью определить наличие Y-хромосомы)

2. Работа с аналогичными заданиями ГИА. Выбрать один правильный ответ из четырех (Слайд 18-26)

XX — женский организм, XY — мужской организм

XY — женский организм, XX — мужской организм

XX — женский организм, ХО — мужской организм

ХО — женский организм, XX — мужской организм

1) XY 2) X d Y 3) X D Y 4) Dd

XX — женский организм, XY — мужской организм

XY — женский организм, XX — мужской организм

XX — женский организм, ХО — мужской организм

ХО — женский организм, XX — мужской организм

1) Х Н Х Н 2) Hh 3) X H X h 4) X h Y

1) XY 2) Х0 3) XX 4) 0Y

1) страдает дальтонизмом 2) здоров

3) страдает гемофилией 4) носитель гена гемофилии

IV. Рефлексия.

Можно попросить учеников закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .

2) Больше всего мне понравилось_________ .

3) Самым интересным сегодня на уроке было

4) Самым сложным для меня сегодня было

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял____________

7) Сегодня я научился_________

8) Сегодня я задумался_________

9) Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду

(При письменной работе каждый ученик выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.)

V. Подведение итогов проведенного урока (1 мин.)

VI. Разноуровневые задания для самостоятельной работы во внеурочное время (2 мин.)

План-конспект урока по биологии (11 класс) по теме:
Конспект урока «Генетика пола и наследование, сцепленное с полом»

Конспект урока комбинированного типа для учащихся 11 класса содержит план урока, дополненный содержанием видов деятельности учителя и учащихся. Включает большое число разнообразных заданий на проверку знаний по определению типов скрещивания, по применению законов Г.Менделя. (ко всем заданиям даны ответы).

Предварительный просмотр:

Тема урока: Генетика пола и наследование, сцепленное с полом

Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом . (слайд 1)

  • образовательная: рассмотреть статистические данные, механизм определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом;
  • развивающая: продолжить формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решать генетические задачи, анализировать, делать выводы;

• воспитательная: половое воспитание — формировать представления о различиях мужского и женского организмов.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения : проблемная беседа, объяснение.

Требования согласно программе:

  • иметь представление о работах Т. Моргана по генетике пола и наследовании признаков (генов), сцепленных с полом;
  • знать: определения «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»;
  • уметь: использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности.
  • наглядные пособия: презентация;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

1. Организационный момент.

  • приветствие;
  • подготовка аудитории к работе;
  1. Проверка знаний учащихся.

Фронтальный опрос, выполнение заданий у доски
3. Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности. (параграф 12 стр. 56)

Актуальность знаний о генетике пола в личной жизни .

4. Изложение нового материала.

Тема: Хромосомное определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1.Отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки.

2.Хромосомное определение пола.

3.Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией.

5. Закрепление изученного материала

6.Сообщение домашнего задания.

(параграф 12 стр. 56),вопросы после параграфа, решить задачу + задание для учащихся, интересующихся биологией.

7. Подведение итогов урока.

1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

2. Оценить работу учеников во время урока.

I. Задания на составление логических цепочек (слайд 2)

Объедините данные понятия в логическую цепочку.

1. ГЕН, Белок (фермент), Химическая реакция, Признак.

Ответ : ген служит основой для построения белка, белки-ферменты управляют химическими реакциями, в результате которых формируются признаки организма.

2. Генотип; Фенотип; Окружающая среда

Ответ: генотип – это система взаимодействующих генов организма. Внешнее проявление генотипа называют фенотипом. Фенотип формируется в процессе взаимодействия генотипа с окружающей средой.

3.Ген; Геном; Генотип; Генофонд

Ген – участок молекулы ДНК содержащий информацию о первичной структуре одного белка

Геном – совокупность генов гаплоидного набора хромосом

Генотип- совокупность всех генов организма

Генофонд – совокупность генов группы особей популяции или вида.

II. Задания на определение типа скрещивания (слайд 3)

1. Какая из предложенных схем соответствует моногибридному скрещиванию?

2. Какая из предложенных схем соответствует дигибридному скрещиванию скрещиванию? (слайд 4)

  1. АВСД х аавв
  2. Аа Вс х ааСС
  3. ААвв х ААВВ

3. Какую из записей можно отнести к анализирующему скрещиванию? (слайд 5)

III. Задания на знание законов Г.Менделя (слайд 6)

1. Какой из предложенных вариантов моногибридного скрещивания гороха посевного даст единообразное потомство?

2. Какое из предложенных расщеплений по генотипу соответствует второму закону Менделя? (слайд 7)

3. Какое из предложенных расщеплений по фенотипу соответствует третьему закону Менделя? (слайд 8)

IV. Задания на соответствие (слайд 9)

1.Составьте пары аллельных признаков гороха

1. Жёлтая окраска семени

А) белая окраска цветка

2. Гладкая поверхность семени

Б) зелёная окраска семени

3. Красная окраска цветка

В) морщинистая поверхность семени

2. Укажите среди указанных генов (слайд 10)

А.аллельные 1) аА 6) ВВ

Б. неаллельные 2) аа 7) Вв

Ответ: А.аллельные -1,2,5,6,7,9 Б. неаллельные — 3,4,8,10

3. Восстановите соответствие между гаметами и зиготами (слайд 11)

Ответ: 1-в, 2-г, 3-а,4-б

V. Задания по подсчёту гамет (слайд 12)

— Как ведется подсчет гамет у полигибридов?
Ответ: с помощью формулы 2 n ? где n-число гетерозигот.
Сколько и какие типы гамет может образовать организм генотипа

Читайте так же:  Как подать в суд когда затопили соседи

Аа Вв Дд ЕЕ? Какие гаметы образуются?

2 3 = 8 типов гамет:

Для первой гетерозиготной аллельной пары общее число типов гамет делится пополам (8:2=4), у первых 4 гамет пишем ген А, а у остальных 4 — а.

Для второй пары гетерозигот оставшуюся половину (4) — делим пополам (4:2) = 2. То есть чередование генов В и в идет через две строчки.

Для третьей пары гетерозигот (2:2=2) — чередование генов Д и д — через одну строчку.

Так как генотип ЕЕ может дать только один тип гамет (Е), то пишем везде Е.

Тема урока и план темы (слайд 13)

Вступительное слово учителя.

— Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержания определенного соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых. Было высказано множество догадок, но ни одна из них не получила научного подтверждения до тех пор, пока развитие генетики и цитологии не раскрыло механизм наследования (определения) пола.

Нам известно, что большинство животных и двудомные растения являются раздельнополыми организмами, причем внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола. Другими словами, каждому виду, имеющему четкое деление на мужские и женские особи, свойственно определенное соотношение полов, близкое 1:1.

Пол — это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет. (слайд 14)

Отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки (слайд 15)

Пол организма определяется обычно в момент оплодотворения и зависит от хромосомного набора зиготы. Хромосомы одинаковые у мужского и у женского полов называются аутосомы (слайд 16) . Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга, называют половые хромосомами.

Те из них, которые одинаковы у особей мужского и женского пола и являются парными у одного из полов, получили название X-хромосом. Непарная половая хромосома, имеющаяся у организмов одного пола и отсутствующая у другого, была названа Y-хромосомой. (слайд 17)

Следовательно, у любого вида особи обоих полов имеют одинаковые аутосомы и одну из X-хромосом. Различаются же они тем, что у одного пола имеются две X-хромосомы, а у другого – X – и Y-хромосомы.

Примером могут являться половые хромосомы в геноме человека.

Диплоидная клетка организма человека содержит:

46 хромосом = 23 пары гомологичных хромосом

22 пары аутосом,

1 пара — половые хромосомы

у мужчины у женщины

2.Хромосомное определение пола.

Пол , образующий одинаковые гаметы по половой хромосоме называют — гомогаметным. Пол образующий разные гаметы по половой хромосоме называют – гетерогаметным.

Если яйцеклетка несущая Х-хромосому, будет оплодотворена сперматозоидом, несущим Y-хромосому, то из зиготы родится мужская особь. Если яйцеклетка несущая Х- хромосому, будет оплодотворена сперматозоидом, несущим Х-хромосому, то из зиготы родится женская особь. (слайд 19)

— Наличие половых хромосом XX и XY не только объясняет наличие мужского и женского полов, но и обусловливает рождение равного числа детей обоего пола. (слайд 20)

  • Однако вопреки теоретически ожидаемому равенству, среди рождающихся мальчиков и девочек не наблюдается строго соотношения 1:1. Обычно мальчиков рождается несколько больше, чем девочек. Например, на 100 девочек среди белого населения США рождается 106 мальчиков; в Греции — 113,2; в Южной Корее — 113,1 и т.д. В среднем у человека на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика, к юношескому возрасту на 100 девушек — 100 юношей, к 50 годам на 100 женщин— 85 мужчин, а к 85-летнему возрасту на 100 женщин -всего 50 мужчин.
  • Это так называемое вторичное изменение соотношения полов объясняется их разной жизнеспособностью. Как у человека, так и у животных мужской пол оказывается менее устойчивым к неблагоприятным факторам окружающей среды, и продолжительность жизни мужских особей поэтому короче, чем женских.

У большинства организмов женский пол гомогаметный (ХХ), а мужской гетерогаметный (ХY).

Но и уэтого правила есть исключения отраженные на следующем слайде.

Четыре типа распределения половых хромосом: (слайд 21)

I. Мужской пол гетерогаметен (ХУ), женский- гомогаметен (XX) (млекопитающие, дрозофила и т. д.)

П. Мужской пол гетерогаметен (50 % гамет несут X хромосому, 50 % гамет не имеют половой хромосомы ХО), женский — гомогаметен (XX) (кузнечики).

III. Женский пол гетерогаметен (ХУ), мужской гомогаметен (XX) (птицы, пресмыкающиеся, шелкопряд, хвостатые амфибий)

IV. Женский пол гетерогаметен (ХО), мужской гомогаметен (XX) (ящерицы, рыбы).

Пол потомства определяется гаметами гетерогаметного организма, но у некоторых организмов определение пола зависит от внешних факторов, например у морского червя бонелли (подобные примеры рассмотрите при самостоятельном изучении параграфа 12)

Вопрос: выскажите свое мнение: только ли хромосомами определяется пол организма? Просто ли поменять пол? Стоит ли это делать?

Ответ. Нет, на формирование признаков пола влияет: соотношение половых хромосом (XX, ХУ, ХУУ, ХХУ последние два сочетания — мутации), гормоны и воспитание.

Активизация познавательной деятельности. Проблема «Установить личность, сменить пол».

  • В спортивных состязаниях существует одна деликатная проблема. Отдельные представители сильного пола пытаются соревноваться с . женщинами. У слабого пола пытается выиграть мужчина. в женском обличье! Выиграть — не в споре равных, а у тех, кто ему заведомо уступает. Оказывается, такое плутовство возможно: существуют способы обмануть судей. Как не допустить появления на женских соревнованиях мужчин?
  • Предложите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки. Ведь, как известно, внешность часто обманчива.

(Учащиеся высказывают свои предположения, затем выступает ученик с докладом «Определение пола у человека» (Приложение 1). — домашнее задание опережающего характера)

При помощи этого метода диагностируют в настоящее время и некоторые аномалии пола, например: синдром Клайнфельтера (XXY) (слайд 22) , синдром Тернера (ХО) (слайд 23) .

3.Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией.

Половые хромосомы отвечают не только за формирование пола, существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах. Наследование таких признаков называется, наследование сцепленное с полом.

Особая роль в изучении наследования сцепленного с полом принадлежит американскому эмбриологу, генетику Томасу Моргану.

Ярким примером такого наследования является наследование дальтонизма (отсутствие восприятия цвета) и гемофилии.

Закономерности в наследовании данных заболеваний помог установить генеалогический метод. Данный метод основан на прослеживании какого-либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между членами родословной.

Другими словами, генеалогический метод — это изучение наследственных признаков человека по родословным. Он был предложен в конце XIX века Ф. Гальтоном.

Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные пригодились науке — помогли установить закономерности многих заболеваний.

А как чередовались наследственные болезни в трех поколениях королевских фамилий, ведущих род от английской королевы Виктории мы услышим из следующего сообщения . (Учащийся выступает с сообщением -Приложение 2) (слайд 24)

Беседа с учащимися

а) Имеется ли генетическая «вина» королевы Виктории в том, что русский царевич Алексей болел гемофилией, а два сына испанского короля Альфонса XII (Альфонс и Трематон) даже умерли от этой болезни?

б) Сколько среди детей, внуков и правнуков Виктории было мужчин-гемофиликов и женщин-гемофиликов, почему их число неодинаково?

в) От кого (от матери или от отца) получили сыновья-гемофилики ген этой болезни?

г) От кого получили ген этой болезни дочери — носители гемофилии?

(слайд 25)- схему наследования гемофилии учащиеся записывают в тетрадь

Вывод (слайд 26): Гетерогаметный потомок (XY) Х-хромосому всегда получает от гомогаметного родителя (XX), а единственная Х-хромосома гетерогаметного родителя попадает к гомогаметному потомку (XX) (то есть признаки наследуются от матери к сыновьям, от отца к дочерям). Поэтому мальчики чаще похожи на маму, а девочки на папу.

5. Закрепление (слайд 27): В медико-генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара с просьбой — определить вероятность появления волосатых ушей у потомства, так как муж имеет этот признак. Гипертрихоз (волосатые уши) наследуется как признак, сцепленный с Y хромосомой.

Домашнее задание (слайд 28)

По учебнику И.Н. Пономаревой, §12, вопросы после параграфа, термины; решить задачу (слайд 29) (Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой признак).

Д/з для учеников, интересующихся биологией ( учащиеся берут распечатки заданий) (слайд 30)

Давайте попробуем составить родословные своих семей. Как образец можно использовать родословную семьи Ивановых.

Воссоздание родословной станет не только интересным семейным занятием, но и поможет создать ценный медицинский документ, который может пригодиться детям и внукам, если им придется обратиться в медико-генетическую консультацию.

По схеме родословной определите: а) предполагаемые генотипы каждого поколения по признаку окраски глаз; б) способ наследования этого признака.

Определение пола у человека

В конце 40-х годов ученый М. Барр обнаружил различия в строении интерфазных ядер соматических клеток у самок и самцов кошек: в ядрах клеток самок была обнаружена своеобразная хроматиновая глыбка, названная половым хроматином, или тельцем Бара. Одна Х-хромосома всегда оказывается в активном состоянии и имеет обычный вид. Другая, если она имеется, бывает в покоящемся состоянии, в виде этого самого тельца Бара. Поэтому число телец Вара всегда на единицу меньше числа наличных Х-хромосом, то есть у самца (XY) их нет вовсе, а у самки (XX) — только одно. Такая закономерность оказалась характерной для млекопитающих, в том числе и для человека.

Наличие полового хроматина довольно легко определяется методом исследования эпителиальных клеток в соскобе слизистой щеки. С этой целью тупой стороной лезвия скальпеля делается соскоб с внутренней стороны щеки (в ротовой полости), что совершенно безвредно и безболезненно. Эпителиальные клетки, содержащиеся в соскобе, подвергаются окраске и рассматриваются под микроскопом. Следовательно, отличить клетки мужчин от клеток женщин можно как непосредственно — путем анализа хромосомного набора соматических клеток, так и косвенно — по наличию полового хроматина.

В период с 1969 по 1989 годы в нашей стране эту процедуру прошли около 12 тысяч человек. Всего за это время сняты с соревнований 16 человек.

Накануне международных соревнований эта процедура, носящая название «секс-контроль» проводится с 1968 года.

При помощи этого метода диагностируют в настоящее время и некоторые аномалии пола, например: синдром Клайнфельтера ( муж. , XXY), синдром Тернера (жен., ХО).

Родословная королевы Виктории

Гемофилия считается царской болезнью не только в России. История ее распространения по королевским семьям Европы прослежена от королевы Англии Виктории. Виктория и ее муж были здоровы. Известно также, что никто из ее предков не страдал гемофилией. Наиболее вероятно, что возникла мутация в геноме одного из родителей Виктории.

У Виктории родилось 9 детей, из них две девочки — переносчицы болезни и больной мальчик. Одна из дочерей-переносчиц — Алиса вышла замуж за Людвига IV Гессенского, обе дочери Алисы — Ирен (жена Генриха Прусского) и Алекс (жена Николая II) — тоже оказались носительницами болезни. Пока у царствующих в России супругов рождались только девочки, проблем не возникало. С рождением наследника, страдающего тяжелой формой гемофилии, начались страдания всей семьи.

К дочерям царя не сватались, наслышанные о горьком наследии этой семьи — заболевании, которое в то время обрекало человека на медленную, а иногда и быструю смерть. В архивах сохранились драматические описания страданий царевича, которого до 7 лет дядька не спускал с рук, однако ему все равно не удавалось избежать кровоизлияний в суставы. Светская медицина не могла помочь ребенку и страдающей вместе с ним матери.