Требования квотирования рабочих мест

Содержание:

Требования законодательства в области содействия трудоустройству инвалидов (квотированию рабочих мест)

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязывает работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Такая обязанность существует для организаций с численностью работников более 100 человек. Квота устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации в размере от 2 до 4% от среднесписочной численности.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Закон Владимирской области от 09.09.2013 года № 102-ОЗ «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов» возложил на работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, обязанность устанавливать квоту в размере двух процентов среднесписочной численности работников.

Согласно части 8 ст. 1 Закона Владимирской области от 09.09.2013 года № 102-ОЗ выполнением квоты считается выделение или создание работодателем рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты и трудоустройство на них инвалидов, подтвержденные документами в соответствии с трудовым законодательством.

Несмотря на то, что закон для работодателей, обязанных выполнять требования по квотированию рабочих мест для инвалидов, не содержит указание на индивидуальных предпринимателей, они в указанный Перечень входят.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

За неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты предусмотрена административная ответственность по статье 5.42 КоАП РФ, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Также согласно ч. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В силу части 3 ст. 2 Закона Владимирской области от 09.09.2013 года № 102-ОЗ работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок и форма предоставления информации по квоте для приема на работу инвалидов установлены постановлением Губернатора Владимирской области №1311 от 21.11.2013 года.

В соответствии с пунктами 1, 2 вышеуказанного постановления предоставление работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов осуществляется ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в государственные казенные учреждения Владимирской области центры занятости населения по месту нахождения работодателя.

Важно иметь в виду, что при отсутствии в отчетном периоде вакантных рабочих мест работодатель должен уведомить об этом орган государственной службы занятости населения.

Непредставление работодателями информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов не позволяет в полной мере своевременно реализовывать полномочия по оказанию государственных услуг в сфере занятости населения. Поэтому за непредставление такой отчетности, равно как и за несвоевременное ее представление или представление в неполном объеме или в искаженном виде, предусмотрена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ, влекущая наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей, на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей, на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Квотирование рабочих мест. Учет и налогообложение

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»

Определенная категория работодателей должна соблюдать требования о квотировании рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних.

Несоблюдение данных правил приведет к ответственности в виде предупреждения или штрафа. Рассмотрим бухгалтерский учет и порядок налогообложения операций, связанных с квотированием рабочих мест.

Определение понятия квоты и квотирования рабочих мест

Квота — это минимальное число рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы граждан (в процентах от среднесписочной численности работников организации), которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации. В счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Квотирование рабочих мест — установление квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности для приема на работу для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Квотирование рабочих мест производится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

Федеральное законодательство

Для несовершеннолетних. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ (гл. 42 ТК РФ).

Для инвалидов. Согласно ст. 21, п. 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ), п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников с предоставлением в установленном порядке информации, необходимой для организации занятости инвалидов.

В разных регионах размер квоты различается, но он может быть установлен только в пределах федеральных минимума (2% от среднесписочной численности работников) и максимума (4%) (ст. 21 Закона N 181-ФЗ).

Работодатели, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны (ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»):

— создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

— создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации;

— предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Информирование центра занятости

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Такая обязанность предусмотрена Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1.

Кроме того, Федеральным законом от 23.02.2013 N 11-ФЗ установлено, что компании также должны сообщать сведения о рабочих местах, которые были созданы или выделены для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах.

Иными словами, работодатели должны принимать локальные акты, содержащие сведения о том, какие для инвалидов созданы и выделены рабочие места. Причем такую информацию обязательно ежемесячно направлять в территориальный орган службы занятости.

Расходы в виде ежемесячной компенсации стоимости квотируемого рабочего места

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете добровольно уплачиваемая в целевой бюджетный фонд компенсационная стоимость рабочих мест за нетрудоустроенных на квотируемые рабочие места инвалидов может включаться в состав прочих расходов в соответствии с п. п. 4, 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Прочие расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Читайте так же:  Размер едв для ветерана труда

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли учитываются любые расходы, удовлетворяющие критериям, установленным п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ. В частности, расходами в налоговом учете признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).

По нашему мнению, указанные расходы соответствуют принципу экономической оправданности расходов, так как внесение платы в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты является обязанностью работодателя, возложенной на него Законом, и направлены на получение дохода — уплата обязательных платежей, возложенных на организации в соответствии с законодательством, является частью хозяйственной деятельности организации.

Отметим, что гл. 25 НК РФ не содержит специальных норм, которые бы позволяли учесть расходы, связанные с уплатой компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Но в то же время перечень как внереализационных, так и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Таким образом, по нашему мнению, организация имеет право учесть произведенные расходы на уплату компенсационной стоимости рабочего места в составе внереализационных расходов.

Между тем налоговые и финансовые органы придерживаются позиции, что такие расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (Письма Минфина России от 11.01.2011 N 03-03-06/2/1, от 24.04.2008 N 03-03-06/1/294, ФНС России от 22.06.2010 N ШС-37-3/[email protected], УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 N 16-15/[email protected], от 05.05.2010 N 16-15/[email protected], от 02.10.2009 N 16-15/102999), ссылаясь на Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2005 N 5-Г05-45, в котором указано, что Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест» противоречит Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым компенсационная выплата не предусмотрена.

Аналогичные решения были приняты Постановлениями ФАС Московского округа от 20.08.2010 N КА-А40/9354-10-П-2, от 18.06.2010 N КА-А40/5743-10, от 29.03.2010 N КА-А40/2482-10.

Также, по мнению финансистов, уплата компенсационной стоимости носит добровольный характер, а не обязательный.

Так как внесение платы за каждого не трудоустроенного на квотируемые места инвалида не является обязательным условием осуществления деятельности налогоплательщиков, то расход на добровольное внесение этой платы не учитывается в целях налогообложения прибыли на основании п. 49 ст. 270 НК РФ (см., например, Письмо Минфина России от 24.03.2006 N 03-03-04/1/274, Письмо ФНС России от 28.07.2006 N 02-1-07/65 «О налоге на прибыль», Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2006 N 20-12/115154).

Кроме того, по мнению специалистов финансового департамента, данный расход не направлен на получение прибыли, как того требует ст. 252 НК РФ, а является своеобразной санкцией государства к тем работодателям, которые по каким-то причинам не смогли трудоустроить граждан, особо нуждающихся в социальной защите, следовательно, к таким выплатам можно применить норму п. 2 ст. 270 НК РФ.

Хотя ранее в Письме от 31.01.2008 N 03-03-06/1/64 специалисты Минфина России пришли к противоположному выводу: в случае если организацией не может быть выполнено условие о фактическом квотировании определенного количества рабочих мест и трудоустройства определенной категории физических лиц, то она обязана производить выплаты в целевой бюджетный фонд. Поэтому затраты организации в виде компенсационной стоимости квотируемого рабочего места для трудоспособных категорий населения, предусмотренных ст. 2 Закона N 90, по мнению Минфина России, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном гл. 25 НК РФ порядке.

Несмотря на противоположную позицию Минфина России по данному вопросу, полагаем, что организация вправе учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затраты по уплате в бюджет компенсационной стоимости квотируемого рабочего места на основании ст. 252, пп. 49 п. 1 ст. 264 и пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ и у нее есть шансы отстоять свое право в суде.

Так, складывающаяся на сегодня судебная практика по указанным расходам принимается в пользу налогоплательщиков (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 25.01.2013 N Ф05-15459/12 по делу N А40-134004/2011-129-555, от 22.01.2013 N Ф05-15455/12 по делу N А40-60377/2012-91-338, от 31.03.2011 N Ф05-1732/11, от 09.12.2010 N КА-А40/15158-10, от 30.11.2010 N КА-А40/15133-10, от 27.02.2010 N КА-А40/830-10, от 31.01.2011 N Ф05-16032/2010).

Если же во избежание налоговых споров Организация примет решение не учитывать плату за квотирование рабочих мест в целях налогообложения прибыли, то возникает необходимость применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Применение ПБУ 18/02

В соответствии с п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций » ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест, добровольно уплачиваемая организацией в целевой бюджетный фонд квотирования, не учитываемая в составе расходов в целях налогообложения прибыли, образует постоянную разницу, приводящую к возникновению постоянного налогового обязательства. Постоянные налоговые обязательства учитываются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (на отдельном субсчете) в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Пример

Организация ежемесячно в добровольном порядке вносит в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест субъекта РФ компенсационную стоимость в размере 20 000 руб.

Во избежание налоговых споров Организация приняла решение не учитывать плату за квотирование рабочих мест в целях налогообложения прибыли.

В учете организации ежемесячная добровольная уплата компенсационной стоимости рабочих мест для инвалидов будет отражена следующими проводками:

Работодателей могут начать наказывать строже за невыполнение требований по квотированию рабочих мест для инвалидов

Минтруд России подготовил проект 1 поправок в ст. 5.42 КоАП, устанавливающую ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Предлагается установить, что неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов либо неосуществление в установленном порядке компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты будет наказываться наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

В настоящий момент данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

1 С паспортом законопроекта «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов)» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/02-18/00077978).

Порядок квотирования рабочих мест для инвалидов в обособленном подразделении численностью более ста человек

Обособленное подразделение организации не встает на учет самостоятельно. Это должна делать головная компания, которой нужно зарегистрироваться как по юридическому адресу, так и месту нахождения каждого обособленного подразделения для выполнения обязательств, установленных законом «О занятости населения» для подачи сведений в органы занятости о вакансиях, для уведомления о сокращении и о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов (в случае если количество рабочих мест в обособленном подразделении превышает 100 человек).

В связи с этим если обособленное подразделение превышает по численности 100 человек, то оно должно быть зарегистрировано в Центре занятости по месту его нахождения, и, например, в случае сокращения работников обособленного подразделения подает туда информацию.

При этом вопросы квотирования также распространяются на обособленное подразделение, если численность его работников также превышает 100 человек.

Для того, чтобы выполнить требование о квотировании рабочих мест для инвалидов:

  1. Необходимо иметь требуемое количество инвалидов, находящихся с обособленным подразделением в трудовых отношениях.
  2. В обособленном подразделении должны быть копии документов инвалидов об их инвалидности и карты реабилитации и допустимых для них условий труда.
  3. Рабочие места инвалидов должны быть отражены как квотируемые рабочие места (созданные или выделенные) прямо в штатном расписании или отдельном документе организации.
  4. У обособленного подразделения должно быть положение (иной локальный акт) о квотировании рабочих мест, где подразделение определяет все внутренние процедуры приема на работу и организации труда инвалидов.
  5. Рабочие места работников-инвалидов должны пройти специальную оценку условий труда, и работники должны быть с ними ознакомлены.
  6. Карта реабилитации инвалида и результаты его медицинских осмотров должны подтверждать, что он может работать на данном рабочем месте в данных условиях. Оптимально, если данный анализ и решение обособленное подразделение оформит в виде документа (протокол комиссии или заключение специалиста по охране труда и т.д.).
  7. Рабочее место инвалида должно быть оборудовано в соответствии с его медицинскими показаниями (если они есть в части оборудования рабочего места).
Читайте так же:  Требования предъявляемые к актам выполненных работ

Если один или несколько инвалидов работают на дому, — это тоже допустимый вариант закрытия квоты, но «числиться» инвалиды должны именно в обособленном подразделении, а не в головной организации.

По Вашим вопросам:

Для того, чтобы выполнить обязанности по закрытию квоты рабочих мест для инвалидов необходимо:

  • чтобы головная компания зарегистрировала обособленное подразделение в органах занятости региона, в котором оно находится;
  • подать информацию в органы занятости о размере квоты в обособленном подразделении исходя из количества рабочих мест;
  • подать информацию о работающих инвалидах, – если соблюдены все указанные выше условия.

При этом если в организации работает, необходимое количество инвалидов, — вопросов от службы занятости не возникнет. Однако если квота не будет закрыта, обособленному подразделению могут направлять инвалидов из органов занятости, для которых ему необходимо будет оборудовать рабочие места.

Для того чтобы обособленному подразделению не смогли направить инвалидов для трудоустройства:

  • Оптимальный вариант – всегда держать квоту закрытой, в том числе используя труд инвалидов – надомников, которые будут работать на дому именно в регионе нахождения обособленного подразделения.
  • Второй вариант – выделить какое то рабочее место для приема на работу инвалида и передать сведения в органы занятости о квалификационных требованиях к инвалиду, которого обособленное подразделение может принять на это место. Если у органов занятости не будет кандидатов, обладающих необходимыми квалификационными требованиями, они не смогут направлять в обособленное подразделение других. Однако если в определенном субъекте очень большое количество не трудоустроенных инвалидов, часто органы занятости пишут, что требования организации нереальны, и настаивают на том, чтобы организация сменила статус квотированного рабочего места с «выделенного» на «создаваемое». В случае если место «создаваемое», работодатель никаких требований заранее не предъявляет и обязан трудоустроить любого инвалида создав для него необходимые условия труда.

При этом всю отчетность по квотированию подает головная организация.

Пара слов о порядке выделения и создания специального рабочего места ля инвалида.

По создаваемому рабочему месту никакого особого порядка нет – обособленному подразделению присылают инвалида, оно оценивает его квалификационные характеристики и медицинские противопоказания и создает для него новое рабочее место исходя из потребностей данного конкретного инвалида.

Выделенное рабочее место отражается в штатном расписании, где указывается, что оно выделено для приема на работу квотируемой категории, а в органы занятости подается информация о том, на какую должность (профессию) обособленному подразделению нужен инвалид (условия труда не могут быть вредными), с какими квалификационными характеристиками и какие характеристики имеет его рабочее место. Обособленное подразделение трудоустраивает на это место только того инвалида, который подойдет под данные условия. Прием на работу «не инвалида» на квотируемое рабочее место, которое в обособленном подразделении является выделенным, запрещено.

Валентина Митрофанова, учредитель Института профессионального кадровика

Правила квотирования рабочих мест

Мало кто из трудоспособного населения задумывается о том, насколько тяжело приходится лицам с ограниченными возможностями.

Ведь инвалидам необходимо не только приспосабливаться к повседневной жизни и социуму, но и терпеть постоянное пренебрежение особенно со стороны работодателей, которые предпочитают принимать на работу граждан, не имеющих проблем со здоровьем, несмотря на то, что инвалиды 3 и 2 группы способны справляться со многими видами деятельности не хуже.

Именно поэтому на законодательном уровне и предусмотрена норма, позволяющая обеспечить лиц с ограниченными возможностями рабочими местами в соответствии с их знаниями, квалификацией и физическими возможностями.

Определение понятия

На каждом предприятии с учетом специфики работы, а также сферой деятельности разрабатывает штатное расписание, которое содержит ряд должностей различного уровня, от руководства, до простых тружеников. При этом к претендентам на каждую вакансию предъявляются определенные требования, в частности, квалификацию, знания, опыт, навыки и другие возможности, используемые при выполнении определенного круга обязанностей.

Естественно в виду того, что каждая профессия подразумевает различные требования, как по интеллектуальным, так и по физическим возможностям, на определенную должность, по сути, можно принять любого человека, если он будет соответствовать заданным требованиям. Допустим, для исполнения обязанностей системного администратора большая физическая сила не нужна, а вот высшее образование, а также математический склад ума просто необходим.

То есть на оговоренную должность руководство компании может принять того же инвалида-колясочника, который с большим успехом будет решать виртуальные задачи в пределах своих обязанностей, причем без особых проблем. А так как работодатели заключать трудовые договора с оговоренной категорией лиц по собственной воле не стремятся, на государственном уровне предусмотрена норма, подразумевающая квотирование нескольких вакантных мест для инвалидов.

Законодательная база вопроса

Так в частности, в рамках ст.21 ФЗ №181 предприятия, имеющие среднесписочную численность тружеников более 100 человек, обязаны резервировать, а соответственно и предоставлять рабочие места для инвалидов в пределах 2-4%, то есть из 100 должностей, как минимум четыре должны быть предоставлены для трудоустройства лицам с ограниченными возможностями. Если же в компании задействовано более 35 сотрудников, но не свыше сотни, резервированию подлежит хотя бы 1 место труда, то есть 3%.

При этом, учитывая, что специфика некоторых учреждений сопряжена с вредными условиями, квотирование вакансий предусмотрено только для должностей с нормальными условиями занятости, что подразумевает вычет опасных профессий из фактической численности работников, с последующим процентным расчетом исходя из полученной суммы. Также в силу оговоренной нормы от квотирования мест труда будут освобождены и те учреждения, которые организованы общественными объединениями инвалидов, в связи с тем, что в штате оговоренных организаций большинство работников изначально будут являться лицами с ограниченными возможностями.

Следует отметить, что вопрос резерва мест труда для инвалидов регламентирован не только ФЗ №181, но и ФЗ №1032-1 «О занятости населения», где в ст.13 закреплена норма об обязательном предоставлении вакансий лицам с ограниченными возможностями, которые заняты поиском работы. Также, учитывая, что вопрос трудоустройства лиц указанной категории, по сути, является достаточно проблематичным, порядок квотирования регламентирован и на региональном уровне, в частности, в г. Москва принят закон №90, а в Питере – Закон №280-25.

Порядок трудоустройства

В силу ФЗ №181 все компании, невзирая на форму собственности, при наличии штатной численности работников свыше трех десятков обязаны предоставлять хотя бы одно рабочее место для инвалида, но это в теории. На практике же далеко не все лица с ограниченными возможностями могут полноценно трудиться даже при наличии зарезервированной вакансии, ведь для некоторых из них нужно создать специальные условия, в частности, оборудовать места труда специальными приспособления теми же пандусами и поручнями либо иными локациями.

Именно поэтому во исполнение ст.22 ФЗ №181 в некоторых организациях на основании утвержденного перечня компаний на региональном уровне, создаются рабочие места именно для инвалидов, полностью оборудованными в соответствии с требованиями Приказа Минтруда №685н и в количестве соответствующем квоте. В отношении остальных учреждений, в порядке норм ст.21 ФЗ №181 соблюдается общее требование о предоставлении мест лицам с ограниченными физическими возможности пропорционально к среднесписочной численности тружеников, в частности не менее 3%.

Какие профессии могут быть зарезервированы

Конечно, в силу своего физического состояния, инвалиды могут быть задействованы далеко не на всех предприятиях, а значит и должностях, учитывая, что условия их занятости должны соответствовать индивидуальному реабилитационному плану. Именно поэтому в компаниях резервируются именно те места труда, которые изначально созданы для оговоренной категории либо могут быть адаптированы под физические возможности инвалида.

Также в рамках ФЗ №1032-1 лица с ограниченными возможностями по предложению Центра занятости направляются на обучение по тем профессиям, овладение которыми позволяет данной группе лиц не только без особых усилий выполнять порученные задания, но и быть конкурентоспособными на общем рынке труда по вакансиям, утвержденным Приказом Минтруда №150.

В частности, наиболее распространенными профессиями являются:

  • бухгалтер;
  • юрист;
  • экономист;
  • библиотекарь;
  • кассир;
  • вышивальщик;
  • делопроизводитель;
  • контролер;
  • регистратор;
  • обувщик;
  • операционист;
  • портье.

То есть инвалиды обучаются именно тем профессиям, которые подразумевают умственную нагрузку, а не физическую, хотя в некоторых случаях, эмоциональные всплески данной категории тоже противопоказаны. Соответственно профессия для обучения в любом случае подбирается индивидуально с учетом физических возможностей инвалида, отраженного в медицинском заключении.

Как узнать о вакансии и устроиться на работу

Каждое предприятие обязано не только создать места труда для лиц с ограниченными возможностями, но и ежемесячно предоставлять отчетность о занятости вакансий в разрезе всех категорий в Центр занятости. То есть самым доступным источником информации при поиске работы является Биржа труда, где присутствует все данные о наличии вакантных мест с указанием и квалификации, и условий занятости, и размере заработной платы, не говоря уже о других требованиях к соискателю.

Более того в Центре занятости не только предложат на выбор несколько вариантов, но и предоставят официальное направление, в котором тот же работник кадров должен указать либо причину отказа, либо дату приема. Таким образом, при наличии оговоренного документа инвалид в какой-то степени является защищенным от безосновательного отказа, учитывая, что все корешки направлений возвращаются на Биржу труда и, соответственно, основания для отказа не только фиксируются, но и подвергаются проверке контролирующими органами.

Читайте так же:  Судебный иск от банка

Можно ли избежать квот

На основании норм ст.21 ФЗ №181 требований к резервированию мест для лиц с ограниченными возможностями не предъявляются только к тем учреждениям, которые организованы сообществом инвалидов, в частности, те же общественные объединения либо компании, уставной капитал которых состоит из взносов перечисленных, инвалидами в общественные фонд.

Также не требуется квотирование и тем организациям, где среднесписочная численность сотрудников не превышает 35 человек, что отражено в ФЗ №181. Но в виду того, что порядок квотирования вакансий для лиц с ограниченными возможностями регламентируется еще и на региональном уровне, некоторые компании, даже несмотря на сравнительно небольшой штат, все же могут обязать принять на работу хотя бы 1 инвалида.

Существующие проблемы

Несмотря на то, что нормы, подразумевающие резервирование либо создание рабочих мест для инвалидов, приняты еще в 1995 году, многие работодатели по-прежнему не соблюдают установленные рамки, учитывая, что административная ответственность в порядке ст.5.42 КоАП РФ предусматривает всего лишь штрафные санкции в размере 10000 тысяч. А ведь даже для средней компании оговоренная сумма является каплей в море, соответственно, действенных рычагов по обязательству учреждений исполнять нормы закона пока что нет.

Также дополнительной проблемой является бытовые аспекты. В частности, даже если место труда будет найдено, общественный транспорт, который в принципе не предназначен для лиц с ограниченными возможностями, станет одним из самых главных препятствий, которое затруднит передвижение инвалида к работе к началу смены. А если офис компании расположен еще и в многоэтажном доме без лифта, добраться до своего рабочего места без посторонней помощи вообще будет невозможно. То есть, в настоящий момент инвалиды как бы и защищены законом в части поиска занятости, но вот в плане бытовых проблем вопрос пока что не решен.

О резервировании должностей для граждан с ограниченными возможностями смотрите в следующем видеосюжете:

Квоты для инвалидов: нюансы, которые важно знать

Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Об авторе: Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Квотирование рабочих мест для инвалидов — процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

«Не может быть признан состоятельным довод о том, что признание обязанности работодателя выполненной с момента создания рабочих мест и приема на них инвалидов, означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона, направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан».

Что происходит на практике

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами — выполнена квота» .

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты, а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.

Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар «Инспекционные проверки ГИТ. Как обжаловать действия инспектора по результатам проверки? Актуальные вопросы по типичным нарушениям требований трудового законодательства».