Требования к преподавателям в школе

Квалификация преподавателя ОБЖ и ОВС

Я офицер запаса, преподаю ОБЖ и ОВС в средней школе 10 лет, высшее образование, имею первую категорию, регулярно прохожу курсы переподготовки , имею свидетельство о повышении квалификации по ОБЖ и ГО. Необходимо ли получать в моем случае дополнительное платное образование (рекомендованное администрацией школы) по направлению «образование и педагогика», указанному в квалификационных требованиях? Следует ли считать запись в выписке из диплома о ВО «психология и педагогика», а также «оружие массового поражения и защита войск и объектов» подтверждением получения соответствующего образования в области педагогики и ГО ? Юрий Михайлович.

Ответы юристов (1)

В соответствии со специальными нормативными актами для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается к служебной командировке. Целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Также надо посмотреть должностную инструкцию преподавателя-организатора ОБЖ-ОВС, утвержденной директором средней общеобразовательной школы.

Получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогическими работниками — преподавателями дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства образования и науки Российской Федерации.

Ввиду того, что профессиональные стандарты в данной области только разрабатываются, обратившись к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих , можно обнаружить, что лишь социальный педагог, воспитатель, старший воспитатель, тьютор и музыкальный руководитель должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика». Социальный педагог, педагог-психолог, мастер производственного обучения, вожатый, помощник воспитателя и младший воспитатель должны пройти специальную подготовку по соответствующим их должностям направлениям. К иным должностям, в число которых входят учитель, преподаватель, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, инструктор по труду, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, квалификационные требования о наличии педагогического образования, профессиональной подготовки не предъявляются. В силу специфики выполняемых обязанностей требования к наличию педагогического образования также не предъявляются к руководителям, директорам, заведующим, начальникам образовательного учреждения и их заместителям.(Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н // Российская газета. N 237. 2010.).

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“)

Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся, воспитанников с учетом специфики курсов основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год). Организует, планирует и проводит учебные, в т.ч. факультативные и внеурочные, занятия, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на личность обучающихся, воспитанников, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой. Обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности. Способствует формированию общей культуры личности. Оценивает эффективность обучения, учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, осуществляет контроль и аттестацию обучающихся, воспитанников, используя современные информационные, компьютерные технологии в своей деятельности. Участвует в планировании и проведении мероприятий по охране труда работников образовательного учреждения, а также жизни и здоровья обучающихся, воспитанников. Взаимодействует с заинтересованными организациями. Совместно с учреждениями здравоохранения организует проведение медицинского обследования юношей допризывного и призывного возраста для приписки их к военкоматам. Оказывает помощь военкоматам в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения. Ведет учет военнообязанных в образовательном учреждении и представляет соответствующие отчеты в военкоматы. Разрабатывает план гражданской обороны (ГО) образовательного учреждения. Организует занятия по ГО с работниками образовательного учреждения. Готовит и проводит командно-штабные, тактико-специальные учения и другие мероприятия по ГО. Участвует в обеспечении функционирования образовательного учреждения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. Обеспечивает содержание защитных сооружений, индивидуальных средств защиты и формирований ГО в надлежащей готовности. Проводит практические занятия и тренировки обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения по действиям в экстремальных ситуациях. Обеспечивает создание и совершенствование учебно-материальной базы, соблюдение обучающимися, воспитанниками правил безопасности при проведении занятий по курсам основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки, отвечает за сохранность имущества ГО. Составляет отчетность по установленной форме, в том числе и с использованием электронных форм ведения документации. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; законодательство в области ГО и обеспечения функционирования образовательного учреждения при чрезвычайных ситуациях; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии; теорию и методику основ безопасности жизнедеятельности; правила охраны жизни и здоровья обучающихся; методику работы на спортивных снарядах и приспособлениях; организационные структуры систем предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях; основные принципы и методы защиты населения при стихийных и экологических бедствиях, крупных производственных авариях, катастрофах, а также защиты от современных средств поражения; порядок оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций; правила и методы проведения мероприятий при чрезвычайных ситуациях; методы оказания первой медицинской помощи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка по направлению подготовки „Образование и педагогика“ или ГО без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное (военное) образование и дополнительное профессиональное образование в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Вам следует обратиться за подробностями по профессиональным стандартам в Управление образования по субъекту

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Обязательно ли высшее профильное образование для преподавателя музыкальной школы?

Я являюсь преподавателем в музыкальной школе по классу домры.имею среднее специальное образование по профилю и высшее экономическое.обязательно ли для меня получение высшего музыкального образования?директор ссылается на какой-то новый закон,а я и незнаю на какой))

Ответы юристов (2)

В соответствии со 46 ФЗ «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющиесреднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

То есть, нет необходимости получать высшее образование. Но! Если же работодатель посчитает, что требуется дополнительное повышение по данному профилю квалификации, то за его счет можно пройти повышение квалификации.

Читайте так же:  Приказ 624 об оплате труда гражданского персонала

В самом Профстандарте, изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. 2017god.com/profstandarty-dlya-pedagogov-v-2017-godu/

Коллега, Вы дали ссылку на профстандарт педагога, но речь идет об учреждении дополнительного образования и данный стандарт здесь не применяется.

Надежда, в соответствии с Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 613н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог дополнительного образования детей и взрослых“ требования к образованию и обучению преподавателя —среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). (Поскольку у Вас образование по профилю (как Вы говорите), то по данному пункту у Вас соответствие требованиям)

Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой
соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы,
осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). (Это для тех, у кого нет соответствия . )

При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. (Если Вы за время работы проходили повышение квалификации как преподаватель, то и по этому пункту у Вас соответствие требованиям)

Таким образом, Вы соответствуете требованиям к образованию и обучению преподавателя и в получении высшего музыкального образования у Вас нет необходимости.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Какие требования при устройстве на работу преподавателю художественной школы со среднем — специальным образованием по новым Профстандарты

Добрый день Владимир Александрович! Возможно я не совсем точно сформулировала свой вопрос. Я проработала 30 лет преподавателем в художественной школе. Мой диплом о среднем-профессиональном, где вписано художник — педагог, кстати Саратовское училище. Но в данный момент я не работаю в школе. Возможно случиться, что придется работать снова преподавателем, поэтому у меня возник вопрос, нужно ли проходить профессиональную переподготовку, возьмут ли меня с этим дипломом на работу?

Ответы юристов (3)

Здравствуйте. В настоящий момент вы имеете право на занятие педагогической деятельностью, так как вы имеете среднее профессиональное образование по данному направлению. Проходить переподготовку не требуется.

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью
1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
«Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“
Требования к образованию и обучению Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки „Образование и педагогика“ или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с
последующей профессиональной переподготовкой по профилю
педагогической деятельности), либо высшее образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

Есть вопрос к юристу?

Наталия, добрый день.

Я не буду повторяться и приводить ранее данное обоснование, почему у Вас нет препятствий для работы преподавателем, согласно новому профстандарту.

Профстандрат, предусматривает в числе требований к образования преподавателей системы специального образования (художественные школы, училища и т.п.) наличие у педагога:

высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностейсреднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;

Аналогичные по своему содержанию требования представлены и в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“

Преподаватель
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

У Вас образование получено в области преподаваемого предмета.

Второй момент — это длительность педагогического стажа

Я проработала 30 лет преподавателем в художественной школе.
Натлия

Что дает дополнительные основания для приема на работу без прохождения дополнительной профессиональной подготовки. Она Вам при Вашем образовании и стаже работы не требуется.

Коллеги, в данном случае, речь идет не о общеобразовательной школе, а о художественной школе, а это учреждение дополнительного образования, и профстандарт педагога (к тому же в старой редакции), на который Вы ссылаетесь, здесь не работает!

Натлия, в соответствии с Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 613н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог дополнительного образования детей и взрослых“ требования к образованию и обучению преподавателя — среднее профессиональное образование

программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует
направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой
учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине
(модулю). У Вас соответствует!

Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Это для тех у кого нет соответствия!

При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Здесь два варианта соответствия: первое — у Вас квалификация художник — педагог, второе — В соответствии с ФЗ „Об образовании в РФ“ (ст. 76) дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Таким образом, если Вы за время работы преподавателем проходили обучение по программам повышения квалификации как преподаватель, то у Вас полное соответствие и по этому пункту.

Таким образом, никакой переподготовки Вам не требуется, поскольку Вы полностью соответствуете требованиям к образованию и обучению преподавателя.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Требования к преподавателям в школе

В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта. Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.

Здравствуйте! Согласно закону № 608н от 08.09.2015г., преподаватели средних профессиональных образовательных организаций, имеющие по диплому квалификацию инженер, имеют ли право преподавать без дополнительного профессионального образования в области профессионального образования?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Читайте так же:  Адвокат по семейным делам в калуге

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Просим вас дать разъяснение по педагогическим работникам, принятым до 26.08.2010 г. в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, т. е. до принятия приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, имеющих среднее профессиональное или высшее образование по преподаваемым дисциплинам, но не имеющих образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Требуется ли пройти таким преподавателям профессиональную переподготовку в связи с введением профессиональных стандартов с 01.01.2017 г.?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Здравствуйте! Прошу растолковать в соответствии с утвержденным приказом Минтруда РФ № 608н и вступающим в действие с 01.01.2017 г. профессиональным Стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» п. 1 – 3 требований к образованию и обучению преподавателя СПО (раздел А «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП»). Верно ли, что преподаватель, имеющий «среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого . соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине» (п.1) при отсутствии педагогического образования (п. З) «должен получить дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения»? Будет ли в данном случае достаточным дополнительное профессиональное образование в объеме соответствующей программы повышения квалификации? Нужно ли ему проходить профессиональную переподготовку с присвоением новой квалификации педагогической направленности для осуществления вида профессиональной деятельности 01.004 «Педагогическая деятельность в профессиональном обучении», учитывая, что этот вид деятельности регламентируется Стандартом «Педагог профессионального обучения»? Спасибо!

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации, при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП, может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Прошу разъяснить применение профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» согласно пункта 3.1. «Преподаватель», требования к образованию и обучению в следующей ситуации: преподаватель в учреждении СПО имеет высшее образование (не педагогическое), окончил Уфимский технологический институт сервиса по специальности «экономист», преподает экономику. В стандарте прописано, что при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. Вопрос: что подразумевает собой дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения и должно ли оно быть педагогическим в конкретной ситуации?

Читайте так же:  Страховые компании армавир осаго

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП может быть как программой повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программой профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

«Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования» означает в зависимости от вида ДПП следующее:

  • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности – педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, приобретение новой квалификации.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Здравствуйте, в пункте 3.1 профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (приказ Минтруда РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н) в разделе требования к образованию и обучению указано, что «при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения», при этом не указана направленность дополнительного образования, в то время как, например, в пункте 3.3 указано «при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование», подчеркиваю именно педагогическое дополнительное профессиональное образование.

Означает ли это, что для преподавания по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации (пункт 3.1), необязательно наличие педагогического образования? Спасибо.

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП может быть как программой повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программой профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

«Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования» означает в зависимости от вида ДПП следующее:

  • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности – педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, приобретение новой квалификации.

Здравствуйте! Я работаю преподавателем в ОГБГІОУ ДТК 15 лет, высшая категория (2012), образование высшее – специальность «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)», квалификация – экономист-менеджер. Преподаю экономику организации, машиностроительное производство, профессиональный модуль ПM.02. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения по специальности «Технология машиностроения». В 2014 г. прошла курсы повышения квалификации в объеме 108 часов по программе «Основы профессионально-педагогической деятельности». Могут ли мне отказать в педагогической нагрузке на 2016-2017 уч. год и уволить в связи с вступлением в силу с 01.01.2017 г. профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»? Прошу не переадресовывать мой вопрос в Минобрнауки Ульяновской области.

Указанное высшее образование и дополнительное профессиональное образование соответствуют требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н, указанным как необходимые для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

Согласно пунктам 4 и 5 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

При этом в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации возможно только при подтверждении такого несоответствия результатами аттестации.

Таким образом, недостаточность квалификации должна быть подтверждена результатами аттестации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.