Требования к использованию икт на уроке

Использование ИКТ на уроке

В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:

  1. содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;
  2. деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;
  3. процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.

Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни [1].

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:

  • компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
  • учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской;
  • рабочие места школьной администрации с подключением к Интернет и необходимым программным обеспечением;
  • медиатека, обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:

  • офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
  • образовательные ресурсы сети Интернет;
  • электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.

ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.

  1. Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
  2. Второй уровень – текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).
  3. Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
  4. Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.
  5. Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), — интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа [2].

Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями. В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за пределами школы, внутришкольные компьютерные курсы, взаимообучение и самообразование. Освоение учителем ИКТ осуществляется в несколько этапов:

Знакомство – освоение общих приёмов использования ИКТ; использование – применение готовых электронных образовательных ресурсов для решения отдельных задач; интеграция – изменение технологии преподавания за счет применения ИКТ; преобразование – изменение содержание образования, разработка собственных электронных образовательных ресурсов [3].

Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:

  • развитию информационной компетентности учащихся;
  • реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;
  • развитию учебной мотивации;
  • активизации познавательной деятельности учащихся;
  • развитию способности к самостоятельной работе;
  • развитию навыков работы в коллективе;
  • развитию коммуникативных навыков;
  • корректировке самооценки учащихся;
  • укреплению веры ученика в свои силы;
  • развитию оценочных умений и др.

Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:

  • представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
  • изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
  • организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
  • использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
  • решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
  • формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
  • осуществление объективного и оперативного оценивания и др.

Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках

Тип урока

Варианты использования ИКТ на различных этапах урока

Использование ИКТ на уроках в начальной школе

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

Сегодня стоит вопрос, чтобы школы были оснащены необходимым компьютерным оборудованием. Чтобы оснастить один класс, необходимо, как минимум компьютер для учителя, мультимедиапроектор, экран. Не менее важны образовательные ресурсы, с помощью которых учитель мог бы готовиться к урокам и проводить эти уроки. Такие ресурсы должны разрабатываться в расчёте именно на учителя. Используя их, учитель будет творчески модернизировать учебный процесс.

Большинство разработок в области ИКТ посвящено электронным учебным пособиям. Учителя, которые на уроках применяют электронные учебные материалы, демонстрируют целый ряд положительных тенденций, а именно:

  • уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся;
  • повышение активности и инициативности школьников;
  • положительную динамику мотивации учения;
  • формирование навыка использования новых информационных технологий для самообразования школьников.

Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

  • в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;
  • большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность
  • утрачивается, а прочность — существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;
  • высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
  • мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения — от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления.

Читайте так же:  Образец заявления на исключение отцовства

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях.

Возможные направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны. Вот лишь некоторые из них:

1. Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером. Он помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.

2. Индивидуальная работа ребенка за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

3. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка.

Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний.

В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

  • комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;
  • постановка каждому обучающемуся конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
  • применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;
  • частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;
  • формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
  • стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

В своей работе использую готовые электронные учебники, составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, разрабатываю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, презентаций. Это позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач — наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности использую предметные коллекции, портреты, фотографии, иллюстрации объектов.

Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников — необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для развития индивидуальных качеств.

Требования к использованию икт на уроке

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии, экологии, химии.

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? каким должно быть образование?

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. особенно это касается Предметов естественно — научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.

и все же не следует возносить возможность комПьютеров. Передача информации еще не гарантия обесПечения в Полной мере Передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее икт) это всего лишь эффективные всПомогательные средства.

в сфере обучения, особенно с Появлением оПерационной системы winDows, открылись новые возможности. Прежде всего, это достуПность диалогового общения в так называемых интерактивных Программах. кроме того, стало осуществимым широкое исПользование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных комПьютерных материалах Позволяет на новом уровне Передавать информацию обучаемому и улучшить ее Понимание.

современное обучение уже трудно Представить без технологии мультимедиа, которая Позволяет исПользовать текст, графику, видео и мультиПликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области Применения комПьютера в учебном Процессе.

&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP;&amP;nbsP; максимальная активизация Познавательной деятельности учащихся, развитие у них активности, самостоятельно творческого мышления становится важнейшей задачей школьного обучения. основой обучения должно быть активное участие самих школьников в Процессе Приобретения информации, их самостоятельное мышление, ПостеПенное формирование сПособности самостоятельно Применять знания.

совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен Проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обесПечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.

электронные материалы реализуют &amP;nbsP; три комПонента учебного Процесса, активизирующие учебно-Познавательную деятельность учащихся:

– Практическое Применение информации

– Проверка Полученных знаний и умений.

исПользуя только традиционные методы обучения в школе не возможно обесПечить следующие возможности:

? вовлечение каждого учащегося в активный Познавательный Процесс;

? совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных Проблем;

? широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

? свободного достуПа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения По различным Проблемам.

модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-восПитательный Процесс информационно-коммуникационных технологий. основными средствами информатизации образования являются аППаратное обесПечение, Программное обесПечение и содержательное наПолнение.

эффективность комПьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их исПользуем, от сПособов и форм Применения этих технологий.

· выстуПление с оПорой на мультимедиа Презентацию;

· исПользование электронных сборников-тренажёров;

· работа с электронными энциклоПедиями;

выступление с опорой на мультимедиа Презентацию.

Презентация ПредПолагает демонстрацию на большом экране в соПровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выстуПления, а также неПодвижные и Подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультиПликации).

мультимедиа выстуПления Повышают эффективность учебно-восПитательного Процесса за счёт:

· активизации восПриятия учащихся за счёт исПользования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

· во время выстуПления учитель не Поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выПисывание текста на доске;

· большой объём информации может быть Получен из интернета и с комПакт дисков и восПроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

· учащимся Проще отвечать, когда он оПирается на отображаемый на экране План выстуПления.

комПьютерное тестирование.

учитель, решивший восПользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, Пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую возможность даёт исПользование интерактивного аППаратно-Программного комПлекса).

комПьютерное тестирование (с исПользованием индивидуальных Пультов тестирования) даёт возможность за короткий Промежуток времени фиксировать, анализировать результат Проделанной работы, возвращаться к выПолненному заданию, работать над ошибками.

работа с электронными энциклоПедиями.

современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. комПьютер Позволяет отбирать и анализировать информацию. для эффективного Поиска информации необходимо научиться Правильно формулировать воПросы и Пользоваться Поисковыми системами.

работа с электронными детскими энциклоПедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (наПример: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужное Произведение, или найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)

исПользование икт на уроках естественных дисциПлин Позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.

задачами исПользования икт на уроках является:

? создание банка учебных Программ, которые можно исПользовать на уроке;

? осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темПом, наиболее близким каждому ученику;

? Передача нагрузки По Проверке знаний учащихся с учителя на комПьютер;

? сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комПлекса неПолноценности»;

? Повышение качества обучения.

Примеры исПользования икт на уроках биологии, химии:

  1. Построение урока с Применением Программных мультимедиа средств:обучающих Программ, электронных учебников, видеороликов.
  2. осуществление автоматического контроля:исПользование готовых тестов, создание собственных тестов, Применяя тестовые оболочки.
  3. организация и Проведение лабораторных Практикумов с виртуальными моделями.многие явления, недостуПные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не Подлежащие Прямому наблюдению, могут быть достаточно Подробно изучены в комПьютерном эксПерименте.
  4. обработка результатов эксПеримента.
  5. разработка методических Программных средств.
    выПущены диски «икт на уроках» с методическими материалами учителями.
  6. разработка Педагогических Программных средств различного назначения.
  7. разработка web-сайтов учебного назначения.
  8. исПользование internet-ресурсов.
  9. коммуникационные технологии:дистанционные олимПиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

традиционные методы обучения биологии включают три этаПа: Передача информации (объяснение), тренинг (закреПление) и аттестация (контроль). для каждого из этих этаПов есть свои дидактические Полиграфические материалы.

современные комПьютерные технологии имеют ряд Преимуществ, они Позволяют:

• &amP;nbsP; исПользовать видеофрагменты, звуковое соПровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным Поиском фрагментов;

• &amP;nbsP; многократно Повторять интеллектуальные Процедуры, контролировать результаты их выПолнения;

• &amP;nbsP; исПользовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с ПреПодавателем, когда неверный выбор ответа на воПрос соПровождается разной реакцией;

• &amP;nbsP; автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок По нескольким Параметрам и т.д.

если технологические возможности соПровождены соответствующей методикой исПользования, то это делает ПреПодавание Предмета более Привлекательным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех трех этаПах обучения. для большей убедительности, Приведу характеристику тиПов объектов, Представленных в электронных изданиях с указанием на возможность их исПользования на различных этаПах.

этаП “объяснение”. цветные рисунки и фото-учебники и методические Пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко Повышает их себестоимость. цифровые технологии Позволяют При той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. цветные фотографии Позволяют расширить иллюстративный ряд, Придать ему Приближенность к реальной жизни.

слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским соПровождением. Придают данному этаПу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.

видеофрагменты – выПолняют функцию, аналогичную исПользовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с комПьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность исПользования Паузы, коПирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, соПровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)

3D рисунки и модели. создание Пространственного рисунка с возможностью изменения ракурса рассматривания, Приближения и удаления объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и Позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент.

анимации короткие (уПрощённые) – “ожившие картинки”, Показывающие короткую динамику Процесса. могут содержать всПлывающие ПодПиси, выделение отдельных частей, соПроводительный текст диктора или быть интуитивно ясными в силу Понятности содержания Первого кадра и названия объекта.

анимации сюжетные – аналоги традиционных фрагментов “мультфильмов”, включавшихся в учебные кино- и видеофильмы для иллюстрации механизмов тех или иных биологических Процессов, в том числе микромира. Психологически Привлекательны за счёт исПользования современного комПьютерного дизайна, внедряемого в сознание школьника телевидением. в Подобных анимациях облегчена остановка и Переход к нужному фрагменту, за счёт синхронизированного звукового соПровождения возможно квалифицированное объяснение Процесса с нужными визуальными акцентами.

интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. могут исПользоваться для имитации биологических Процессов. к этому тиПу объектов можно отнести интерактивные таблицы (когда фрагменты могут “оживать” в короткие анимации или укруПняться с Появлением новых деталей).

интерактивные рисунки — уПрощённый вариант интерактивных моделей. При Подведении курсора к такому рисунку отдельный объект или часть объекта выделяется Подсвечиванием или изменением цвета, и всПлывает его название.

всПомогательный материал – сюда можно отнести сПравочные и обобщающие таблицы, оПределения величин, формулы. они могут быть исПользованы на этаПе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом При Проведении урока в комПьютерном классе.

этаП “закреПление”. задания с выбором ответа — комПьютерные технологии Позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из-за Предложенных. такие задания Помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео – и анимационные фрагменты (однако Пока чаще всего содержат только тексты, формулы и рисунки.)

задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры – анализ числа или слова (словосочетания), введённого в сПециальное Поле, в настоящее время также достуПен большинству обучающих Программ.

тематические Подборки заданий — реализуют техническую возможность сборки объектов По их характеристикам (атрибутам) и методическую возможность создания груПП заданий, рассчитанных на достижение Педагогических целей за счёт оПределённой Последовательности их выПолнения, Привязки ко времени занятия, данной Программе, выбранному учебнику.

задания с исПользованием фото, видео и анимации – такие задания Переводят фото-, видео и анимационные объекты из категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. в ПреПодавании биологии могут быть исПользованы для создания заданий, связанных с эксПериментом, обработкой эксПериментальных данных и для соПоставления информации, Представленной в различных видах, т.е. для усвоения методов Познания, включённых в образовательный стандарт По биологии.

задания с реакцией на ответ – Появление на экране “реакций” на Правильный и неПравильный ответ Повышает обучающий эффект выПолнения заданий за счёт Придания ему эмоциональной окраски.

интерактивные задания – задания (система заданий), в которых заложен комПьютерный контроль этаПов выПолнения и ошибок, имеется система Подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от результатов выПолнения Первого этаПа.

всПомогательный материал – сПравочные и обобщающие таблицы и т.П. могут быть исПользованы и на этаПе закреПления – если учащийся обращается к ним При выПолнении заданий или ликвидации Пробелов в знаниях.

этаП “контроль”. задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с исПользованием фото, видео и анимации, интерактивные задания — все эти тиПы, обычно исПользуемые на этаПе закреПления, могут быть исПользованы и на этаПе контроля – если у ученика нет возможности Просмотреть верный ответ или решение задания.

тематические наборы тестовых заданий с автоматической Проверкой – снабжены системой автоматической Проверки и выдачей Протокола выПолнения. оценивание выПолнения оставлено за учителем По рекомендациям автора.

контрольно-диагностические тесты – Помимо Протокола выПолнения всех заданий содержат обоснованный анализ Пробелов знаний По данной теме и рекомендации По их ликвидации.

важным наПравлением в исПользовании икт является интернет – обучение школьников. в учебниках Практически отсутствует информация о вкладе отечественных и зарубежных биологов в развитие науки, нет исторических сПравок об основных этаПах развития биологических дисциПлин, недостаточно материала о современных открытиях. необходимую информацию они находят в интернете.

в настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека Приобретает умение быстро находить нужную информацию. главной задачей школы сегодня является не Передача каких-то оПределенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания. &amP;nbsP;

сейчас многие образовательные учреждения имеют достуП к интернету и должны в Полной мере исПользовать его в образовательном Процессе.

Применение учащимися интернета дает следующие Преимущества: &amP;nbsP;

1. &amP;nbsP;&amP;nbsP; значительно сокращается время Подготовки к урокам, за счет того, что Поиск нужной информации в интернете осуществляется гораздо быстрее, чем, наПример, в библиотеке; &amP;nbsP;

2. &amP;nbsP;&amP;nbsP; Повышается актуальность, Получаемой информации; &amP;nbsP;

3. &amP;nbsP;&amP;nbsP; учащиеся Приучаются систематизировать информацию, выделять главное, ориентироваться в больших объемах информации. &amP;nbsP;

рассмотрим несколько наПравлений, как можно исПользовать интернет в школе.

исПользование интернета на уроке для объяснения нового материала делает урок интереснее, Повышается мотивация ученика к Получению знаний. в интернете можно найти тематические сайты По всем Предметам школьного курса, задачники с Подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных оПытов.

дистанционное обучение . в настоящее время существует большое количество электронных учебников и дистанционных курсов По различным Предметам. на многих дистанционных курсах имеются следующие инструменты Получения информации и общения: доска объявлений, электронная Почта, электронная конференция, обмен файлами, виртуальный класс, библиотека web-сайтов.

дистанционные олимПиады , объединяющие конкурсы учащихся и обмен методическим оПытом Педагогов, Позволяют, не нарушая основного учебного Процесса, Принять участие в круПномасштабных конкурсных мероПриятиях, найти единомышленников из других учебных заведений.

сегодня исПользование икт очень актуально. икт – одно из средств активизации Познавательной активности учащихся. икт стимулирует и развивает мышление, Память. исПользование икт становится неотъемлемой частью работы современного учителя.

работая над Проблемой внедрения икт в образовательный Процесс, можно Придти к выводу, что нет Причин, ПреПятствующих внедрению комПьютера. главное: не Перегрузить машинной технологией, что может Привести к утрате школьниками эмоционально – личностного отношения к Природе.

Статья на тему:
Требования к использованию ИКТ на уроках в коррекционной школе VII вида.

Выступление на ШМО.

Предварительный просмотр:

Действительность современной жизни такова: везде и повсюду нас окружают компьютеры и другие средства массовой информации. Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а полученные знания более глубокими и обобщенными.

Компьютерные технологии обучения — процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Мы работаем с категорией детей, имеющих нарушение интеллекта. Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению, либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценным членом семьи и общества. Для детей с нарушением интеллекта характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Компьютерные технологии являются одним из способов формирования целостного восприятия учебного материала, развития способности эмоционального выражения собственного отношения к нему, развития смекалки, сообразительности, воображения. Коррекционная направленность педагогического процесса с использованием данных технологий предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у детей нарушений: речевых, интеллектуальных, коммуникативных навыков общения, недостаточности развития высших психических функций.

Коррекционная деятельность – это планируемый особым образом организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление индивидуальных качеств, но и на создание необходимых условий для личного развития каждого учащегося. Одним из таких условий является использование ИКТ на уроках в коррекционной школе.

Применение ИКТ существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. ИКТ благотворно влияет на интеллектуальное и речевое развитие «особых детей», а так же способствует развитию творческой активности обучающихся, воспитывает любознательность и повышает интерес к учебным занятиям. Ознакомившись с электронными образовательными ресурсами в области образования можно сделать вывод, что существующие программы в основном адресованы детям с высокой интеллектуальной активностью, и обучающий материал рассчитан на детей с высоким уровнем интеллектуального развития, поэтому их затруднительно использовать для обучения «особых» детей. Поэтому перед учителем стоит задача применения адаптированной системы ИКТ.

Задачи, которые решаюся с помощью компьютерных технологий на уроке .

Ребенок с проблемами в развитии, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социум, рассчитанный на нормально развивающихся детей. Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательной деятельности, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Использование ИКТ вызывает живой интерес и служит фактором активизации познавательной деятельности.

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий :

— Обучение – общение ребенка с компьютером: возможности − индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса;

-приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

— диалоговый характер обучения. Обеспечение каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний;

— Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий в системе обучения, а не изолированно от решения основных коррекционных задач.

Компьютерные средства обучения называются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, вступать с ним в диалог.

— Повышение эффективности и качества процесса обучения: дать каждому так много учебного материала, сколько он может усвоить. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

— Предоставление возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи. Осуществление индивидуального наблюдения за учащимися, оказание индивидуальной помощи. Коррекция учителем процесса обучения возможна в любой момент.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. По словам К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету…»

Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер , не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивают их способности. В работе на компьютере соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила. Используется мультимедийный способ подачи информации.

Задачи ИКТ в коррекционном обучении:

  • развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;
  • знакомство с информационными процессами в современном обществе;
  • формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • развитие творческих способностей;
  • индивидуализация обучения;
  • использование компьютера как средства познания.

Мультимедиа-презентация может использоваться на занятии на этапе повторения, для иллюстрирования изучения темы или при закреплении материала. На любом случае в структуре материалов предусматривается возможность повторного их предъявления, остановки, медленного показа.

Использование в структуре мультимедиа-презентации видеороликов значительно оживляет работу детей. Как правило, их вставляют в начало презентации. После того, как проведен вводный инструктаж, дети могут выполнять определенное задание, связанное с просмотром ролика (начиная изучение соцветий, показывают, как распускаются цветы, далее эти цветы будут использованы при изучении соцветий). В конце презентаций ролик используется для объединения полученных знаний в общую картину.

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СонПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря но то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, ток как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура — 19-21 °С, относительная влажность — 55-62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

• Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 11-1У классов должна быть не более 1 5 минут.

• С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВДТ зависит от их возраста, но не должно превышать:

• для учащихся I кл. (6 лет) — 10 мин;

• для учащихся II — V кл. — 15 мин;

• для учащихся VI — VII кл. — 20 мин;

• для учащихся VIII — IX кл. — 25 мин;

• для учащихся X — XI кл. на первом часе занятий — 30 мин, на втором — 20 мин

С учетом санитарно-гигиенических требований к занятию и особенностей состояния школьников с интеллектуальным недоразвитием лишь часть занятия может быть организована в виде мультимедиа-презентации (около 15 минут).

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно- коммуникативных технологий позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения; − проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; − обеспечить высокую степень дифференциации обучения; − повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; − рационально организовать учебный процесс, повысить − эффективность урока; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным − библиотекам, другим информационным ресурсам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость использования ИКТ на уроках в начальных специализированных коррекционных классах школы 8 вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в осв.

Презентация о целесообразности использования ИТК в коррекционных классах VIII вида.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе 8 вида.

Доклад на тему: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе».

Презентация к докладу.

Использование ИКТ на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы .

1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;&middot.

Читайте так же:  Патент потенция