Требования экологической безопасности при проектировании

8. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов

Тема 8. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов

1. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов.

2. Экологические требования при вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации объектов.

3. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики.

4. Экологические требования при эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники.
^ Методические рекомендации

Экологические требования, или требования в области охраны окружающей среды, представляют собой определенные обязательные предписания, правила, предъявляемые к субъектам, ведущим хозяйственную и иную деятельность. В обобщенном виде экологические требования сформулированы в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Статья 34 Закона содержит общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Статьи 35 — 39 Закона конкретизируют эти требования; каждая статья посвящена требованиям в области охраны окружающей среды на различных стадиях производственного процесса: размещение (ст. 35), проектирование (ст. 36), строительство и реконструкция (ст. 37), ввод в эксплуатацию (ст. 38), эксплуатация и вывод из эксплуатации (ст. 39) зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Прежде всего, общим и основным требованием является обязанность субъектов указанной деятельности соблюдать законодательство в области охраны окружающей среды и обязанность предусматривать мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, при техническом перевооружении действующих объектов граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняющих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

В связи с тем, что некоторые виды деятельности представляют особую опасность для состояния окружающей среды, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» для них установлены специальные экологические требования. В рамках изучаемой темы выделим 2 группы таких требований:

1) экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики (ст. 40 Федерального закона «Об охране окружающей среды»):

– при проектировании и строительстве тепловых электростанций должны предусматриваться их оснащение высокоэффективными средствами очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ, использование экологически безопасных видов топлива и безопасное размещение отходов производства;

– при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации гидроэлектростанций должны учитываться реальные потребности в электрической энергии соответствующих регионов, а также особенности рельефов местностей;

– при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций, должны обеспечиваться охрана окружающей среды от радиационного воздействия таких установок, соблюдаться установленный порядок и нормативы осуществления технологического процесса, требования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также должны осуществляться государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, приниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей среды и населения в соответствии с законодательством Российской Федерации и общепринятыми принципами и нормами международного права, обеспечиваться подготовка и поддержание квалификации работников ядерных установок.

2) экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники (ст. 41 Федерального закона «Об охране окружающей среды»):

– общие экологические требования в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды.
Задачи

172. В Астраханской области по утвержденному проекту ЗАО «Уран-С» были введены в эксплуатацию ядерная установка и временный пункт хранения радиоактивных отходов. Для удобства работающих на установке сотрудников в непосредственной близости от установки были размещены объекты общественного питания (столовая) и подсобные помещения, которые не предусмотрены проектом. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесла постановление о привлечении ЗАО «Уран-С» к административной ответственности.

^ Какие нормы экологического законодательства нарушены ЗАО «Уран-С»?
173. В процессе деятельности ООО «Вилт» образуются твердые коммунальные отходы, отходы от эксплуатации автомобилей; производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, как от передвижных источников, так и от работы отопительного котла; часть металлических отходов размещена вне контейнеров в связи с их переполнением. При этом у ООО «Вилт» отсутствует проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Обнаружив указанные нарушения, контролирующий орган вынес предписание о приостановлении деятельности общества. ООО «Вилт» не согласилось с решением о приостановлении деятельности и обратилось в суд с требованием признать действия контролирующего органа незаконными.

Какие нормы экологического законодательства нарушены обществом? Какие действия должен был совершить контролирующий орган после обнаружения нарушений? Какое решение примет суд?
174. Прокуратурой г. Волгограда проведена проверка соблюдения ООО «Газфильтр» природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что ООО, осуществляя деятельность по производству машиностроительной продукции, использует четыре газовых котла, которые введены в эксплуатацию без соблюдения утвержденный технологии. Прокурор вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое направил для рассмотрения в Комитет по охране окружающей среды. Комитет признал «Газфильтр» виновным в совершении административного правонарушения. Посчитав названное постановление незаконным, ООО обжаловало его в арбитражный суд, заявив, что «требование о соблюдении утвержденной технологии должно соблюдаться лишь при эксплуатации зданий, строений и сооружений, а не котлов».

Нарушены ли нормы экологического законодательства ООО «Газфильтр»? Какое решение должен принять суд?
175. ООО «Заслон», осуществляя строительство производственных объектов по утвержденному проекту, ввиду нехватки материальных средств изменило стоимость проектных работ за счет исключения из работы установки по сбору и утилизации отходов, которые будут образовываться в результате его деятельности. Руководитель «Заслона» планировал осуществить такую установку через некоторое время после ввода в эксплуатацию объектов, когда появятся свободные средства. Комитет по охране окружающей среды вынес постановление о привлечении ООО к административной ответственности и приостановил строительство.

^ Какие нормы экологического законодательства нарушены обществом? Законны ли действия Комитета по охране окружающей среды?
176. Проверяя деятельность ООО «Техстрой» 19 января 2007 г., Управление по технологическому и экологическому надзору по Тамбовской области обнаружило, что реконструкция школы-интерната № 8 под комплекс спортшколы осуществляется без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Усмотрев в таких действиях нарушение экологического законодательства, Управление вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности. ООО «Техстрой» обжаловало постановление, заявив, что с 1 января 2007 г. не требуется положительное заключение государственной экологической экспертизы в связи с редакцией Закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ. Управление заявило, что реконструкция началась 1 ноября 2006 г., на тот момент положительное заключение государственной экологической экспертизы требовалось, поэтому реконструкция без него – нарушение экологического законодательства.

^ Кто прав в споре? Какое решение должен принять суд?
177. В связи с нарушением ООО «Просервис» экологических требований, Комитетом природных ресурсов Волгоградской области 22 февраля 2005 г. выдано предписание о приостановлении эксплуатации технологического оборудования, вырабатывающего касторовое масло до приведения производственной деятельности в соответствие с действующими экологическими требованиями. При проверке выполнения требований 24 ноября 2005 г. природоохранного законодательства на предприятии, принадлежащем обществу, установлено, что в нарушение ранее выданного предписания на предприятии осуществляется деятельность по производству касторового масла. ООО «Просервис» заявило, что предписание о приостановлении деятельности незаконно, поскольку у Комитета нет таких полномочий; приостановить деятельность предприятия может только суд.

^ Кто прав в данной ситуации? Каковы должны быть дальнейшие действия Комитета природных ресурсов?
178. Во время строительства атомной станции в Калужской области обнаружилось, что для размещения последнего реактора необходимо расширение площади строительства, поскольку на отведенном месте грунт не выдержит планируемой нагрузки. Подходящее место для реактора нашлось на территории водоохранной зоны р. Калки. Однако строительство реактора на новом месте может повлечь ухудшение состояния окружающей среды. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в суд с заявлением о прекращении строительства.

Читайте так же:  Договор tez tour

Можно ли приостановить или прекратить строительство по указанному основанию? В полномочия какого органа государственной власти входит принятие решения о прекращении или приостановлении сооружения подобных объектов (ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения)?
179. В ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства на земельном участке, используемом предприятием «Агат», выявлены следующие нарушения: на поверхности виден минеральный грунт, рядом расположен плодородный слой почвы, что свидетельствует о том, что покрытие плодородным слоем произведено неравномерно, имеются отдельные участки с захламлением ветками, обломками деревьев лесозащитных полос. Контролирующим органом был составлен протокол о нарушении природоохранного законодательства.

^ Какие нормы экологического законодательства нарушены в данном случае? Какой ответственности подлежит указанное предприятие?
180. На расстоянии 2 км от села Зубровка Пензенской области началось строительство военного аэродрома. Жители села обратились в прокуратуру с жалобой на шум, и высказали свои опасения по поводу близости нахождения военного объекта от населенного пункта. По их мнению «военные объекты являются источниками выделения в окружающую среду токсичных веществ, шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, статического электричества и ионизирующих излучений», они могут отрицательно сказаться на окружающей среде и их здоровье.

^ Какое разъяснение должна дать жителям прокуратура?
181. На специальном полигоне, принадлежащем воинской части № 95571 Министерства обороны РФ, проходили войсковые учения с участием нескольких батальонов других воинских частей с применением военной техники. Так как места для учений не хватало, были задействованы земли за пределами полигона, что привело к нарушению почвенного покрова, повреждению лесной растительности. Управление по охране окружающей среды предъявило иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и привлекло к ответственности воинскую часть за невыполнение обязанности по рекультивации земель. Воинская часть вред возместила, однако с привлечением к ответственности за невыполнение обязанности по рекультивации земель не согласна, так как рекультивация не входит в ее обязанности.

^ Разрешите спор.
Нормативные акты

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2009. № 1, ст. 2; № 4, ст. 445.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35, ст. 3648; 2009. № 48, ст. 5717.

Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // СЗ РФ. 1995. № 48, ст. 4552; 2009. № 52. Ч. 1, ст. 6450.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» // СЗ РФ. 1995. № 48, ст. 4556; 2009. № 51, ст. 6151.

Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. 1996. № 3, ст. 141; 2008. № 30. Ч. 2, ст. 3616.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» // СЗ РФ. 1997. № 30, ст. 3589; 2009. № 52. Ч. 1, ст. 6450.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1997. № 30, ст. 3588; 2009. № 52. Ч. 1, ст. 6450.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14, ст. 1650; 2009. № 1, ст. 17.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2, ст. 133; 2009. № 52. Ч. 1, ст. 6450.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52. Ч. 1, ст. 5140; 2010. № 1, ст. 6.

Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15, ст. 769; СЗ РФ. 2008. № 26, ст. 3022.

Постановление Минстроя России от 24 апреля 1995 г. № 18-39 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства РДС 11-201-95» // СПС «КонсультантПлюс», 2010.

Приказ Минприроды РФ от 29 декабря 1995 г. № 539 «Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс», 2010.
Литература

Абанина Е.А., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный), 2-е издание, переработанное и дополненное // СПС «КонсультантПлюс», 2010.

Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2005.

Бринчук М.М. О достоинствах нового Федерального закона «Об охране окружающей среды» // Экологическое право. 2002. № 3.

Васильева М.И. Новое в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»: комментарий. М., 2002.

Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. «Федеральный закон «О техническом регулировании»: достоинства и недостатки» // Законодательство и экономика. 2004. № 5.

Гусева Т.А., Чапкевич Т.Е. Комментарий к Федеральному закону «О техническом регулировании» (постатейный). М., 2005.

Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2008.

Косаренко Н.Н. Экологическое право России. М., 2004.

Косаренко Н.Н. Экологическое право России. Ростов-на-Дону, 2004.

Круглов В.В. Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды в промышленности. Свердловск, 1989.

Круглов В.В. Организационно-правовые проблемы охраны окружающей среды в промышленности России. Екатеринбург, 2000.

Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: учебное и справочное пособие. М., 1999.

Тимофеев Л.А. Комплексное использование вод. Правовые вопросы. Саратов, 1986.

2.Экологические требования при размещении, проектировании строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.

При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередач, связи, трубопроводов, каналов и иных объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние ОПС, должны выполнятся требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению ОПС.

При размещении предприятий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований по охране ОПС, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету ближайших и отдаленных эколог., экономич., демографич. нравственных последствий деятельности указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения. Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительное заключение гос. экологической экспертизы, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также СНиПами. Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению ОПС. Ввод в эксплуатацию производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований предусмотренных проектом. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов.

По условиям принятия решения о размещении и сооружении промышленных объектов на территории РФ все объекты разделяются на :

-объекты федерального значения (находящиеся в федеральной собственности, имеющие федеральное или межрегиональное значение, размещаемые и сооружаемые на территории закрытых административно – территориальных образований);

-объекты регионального значения;

-объекты местного значения.

Решение о сооружении объектов федерального значения принимаются совместно Правительством РФ и органами Гос.власти субъектов РФ, на территории которых предполагается размещение объекта.

Решения о месте размещения и сооружении объектов регионального значения принимают органы Гос.власти субъектов РФ.

Решения о месте размещения и сооружении объектов местного значения принимают органы местного самоуправления.

Создание объекта строительства осуществляется в непрерывном инвестиционном процессе с момента возникновения идеи (замысла) до сдачи объекта в эксплуатацию.

По результатам положительного рассмотрения органом исполнительной власти Ходатайства (декларации) о намерения заказчик принимает решение о разработке Обоснований инвестиций

Действующее предприятие оказывает техногенное воздействие на все компоненты окружающей среды – на атмосферу, территорию, поверхностные и подземные воды. На компоненты ОК оказывают влияние:

-масса и виды выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ;

-количество сбрасываемых сточных вод, их состав, степень очистки, условия сброса в водные объекты и параметры разбавления сточных вод;

-степень загрязнения поверхности земель;

-наименование и количество отходов, способы их удаления, складирования или утилизации.

При эксплуатации предприятий, зданий и сооружений должны предусматривать меры, обеспечивающие минимальные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Основным видом воздействия промышленных объектов на состояние воздушного бассейна является загрязнение атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ, тепла, водяного пара, аэрозолей, а также их влияние на микроклимат прилегающей территории. Загрязнение воздушного бассейна происходит в результате поступления в него продуктов сгорания топлива, выбросов газообразных и взвешенных веществ от различных производств промышленных объектов, выхлопных газов автомобильного транспорта, испарений из емкостей для хранения химических веществ и топлива, газообразных выделений свалок и полигонов захоронения промышленных отходов и т.п.

Во исполнение требований ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, должно обеспечиваться не превышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно- гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно – защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно – защитных зон определяется на основе расчетов рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны:

-обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов;

-внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

-планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнений;

Читайте так же:  Гражданский кодекс возмещение затрат

-осуществлять учет выбросов вредных веществ в АВ и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных веществ в АВ;

-соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных веществ в АВ;

-обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на АВ;

-обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих АВ отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной деятельности и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

-немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение АВ, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля.

Юридические лица и граждане при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод. При эксплуатации хозяйственной и других объектов запрещается:

-осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормами сточных вод;

-производить забор воды из водных объектов, существенно влияющие на их состояние;

-осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены ПДК, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРПОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ ОСОБУЮ АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИОБРИТАЮТ ВОПРОСЫ УДАЛЕНИЯ И СКЛАДИРОВАНИЯ, А В ДАЛЬнейшем утилизация и захоронения отходов производства.

Во исполнение требований закона «Об отходах производства и потребления» (ст11) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

-соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

— разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

-внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических технологий;

-проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

-проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

-представлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращение

-соблюдать требования предупреждений аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

-в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления.

Лица, которые допущенные к обращению с описными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами(сертификатами)на право работы с описными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

Предприятие должно внедрить и поддерживать в рабочем состоянии необходимые процедуры предотвращения экологических происшествий и потенциальных аварийных ситуаций. Они должны учитывать:

-аварийные сбросы в воду и на землю;

-специфический эффект аварийных выбросов на окружающую среду и экосистему.

Аварийные планы разрабатываемые на предприятии должны включать в себя:

-организационные меры на случай аварии и ответственность за них;

-перечень ответственных лиц;

-подробные данные об аварийных службах (пожарном отделении), службах по борьбе с разливами и аварийными химическими загрязнениями и т.п.);

-планы внутренних и внешних сообщений;

-действия, предпринимаемые в случае различных видов аварий;

— информацию об опасных материалах, включая потенциальное воздействие всех потенциально опасных ингредиентов на окружающую среду, и перечень мер, которые необходимо предпринять в случае аварийного выброса;

-планы подготовки и проверки эффективности.

Предприятие должно анализировать и пересматривать, в случае необходимости , процедуры, касающиеся её подготовленности к аварийным ситуациям и реагирования на них, особенно после возникновения катастрофы или аварийной ситуации.

Деятельность предприятий – природопользователей осуществляемая с нарушением требований в области охраны окружающей среды может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ.

ФЗ №7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды (с изменениями на 9 мая 2005 года)

ФЗ№96 от 4 мая «об охране атмосферного воздуха»

Основным нормативным показателями экологичности предприятий, транспортных средств, производственного оборудования и технологических процессов являются ПДВ в атмосферу и ПДС в гидросферу. К нормативным показателям экологичности технических систем относятся также допустимые уровни физических воздействий (шума, вибрации, ЭПМ и т.д.),обеспечивающие ПДУ в селитебных зонах. Нормативные показатели являются основной для проведения экологической экспертизы. Реализация нормативных показателей достигается путем повышения экологичности проектов промышленных объектов, оборудования и технологических процессов

Законодательство в БЖД, нормативно-организационные требования

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН фирмой «МП» ДОМ» с участием специалистов санэпидслужбы РФ.

2 ОДОБРЕН Президиумом Координационного совета Российского Союза научных и инженерных организаций (Постановление № 6 от 30 мая 1994 г.).

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Исполнительного комитета Правления научно-технического общества бумажной и деревообрабатывающей промышленности от «2» 09 1994 г. № 3

4. В настоящем стандарте реализованы положения Законов Российской Федерации: «О защите прав потребителей», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Переход страны на рыночные отношения, сближение отечественных и зарубежных требований к экологии жилища и их дифференция в зависимости от запросов потребителей диктуют необходимость поиска резервов повышения гарантий определенного уровня экологической безопасности проживания в жилище при рациональном использовании современных технологий и строительных материалов, изделий и конструкций. Важнейшим направлением такого поиска является совершенствование экологического нормирования, в первую очередь наиболее приоритетного вида жилища — малоэтажных жилых зданий.

В настоящее время качество среды жилых помещений регламентируется строительными нормами и правилами, а также рядом санитарно-гигиенических нормативов, установленных для отдельных факторов жилой среды. Однако на сегодня отсутствует нормативный документ, регламентирующий показатели экологической безопасности жилой среды в целом.

Использование современных научных достижений таких организаций и ведомств, как Госкомсанэпиднадзор РФ, Институт экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина АМН России, МНИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, Ростовского медицинского института радиационной гигиены и др. (1) (37), позволили оперативно разработать, в том числе для целей сертификации, настоящий стандарт.

В настоящем стандарте принято, что экологическая безопасность строительных материалов, деталей, изделий, конструкций и жилых зданий в целом определяется их способностью обеспечивать, при нормируемых условиях, комфортность проживания человека и не оказывать на его состояние и здоровье негативных воздействий (микроклиматических, радиационных, световых, шумовых, вибрационных, от химического состава воздуха и др.), оцениваемых (измеряемых, контролируемых) методами, нормами и правилами, регламентированными в установленном порядке.

С целью стимулирования создания экологически безопасных зданий могут быть предусмотрены льготы и санкции для владельцев зданий, имеющих более низкий или высокий уровень экологической опасности относительно действующих норм.

В стандарте принято, что к малоэтажным жилым зданиям относятся жилые здания высотой до трех этажей.

Стандарт разработан творческим коллективом в составе В.В. Кислый, к. т. н., Н.В. Самсонов, А.Н. Симкалов, П.П. Щеглов, к. т. н. в соответствии с «Порядком разработки, оформления, утверждения, учета и применения стандартов научно-технического общества бумажной и деревообрабатывающей промышленности», утвержденным исполкомом Правления НТО бумдревпром по согласовании с Госстандартом РФ.

Эксперты: Б.В. Устюшин, д. м. н., В.М. Стяжкин, д.м.н., (МНИИгигиены им. Ф.Ф. Эрисмана), М.П. Кораблин (АО «ЦНИИпроект»), Н.Я. Матвеев (Госстандарт РФ).

Предложения по применению настоящего стандарта предприятиями и организациями всех форм собственности следует направлять в Правление НТО бумдревпром (103012, Москва, ул. Никольская, 8/1).

научно-технического общества бумажной и деревообрабатывающей промышленности

ЗДАНИЯ МАЛОЭТАЖНЫЕ ЖИЛЫЕ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Дата введения 1994-11-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на малоэтажные жилые здания (далее — здания), устанавливает общие требования оценки и контроля экологической безопасности здания на всех стадиях его создания и может быть использован при сертификации зданий.

Стандарт предназначен для предприятий и организаций, независимо от форм их собственности, осуществляющих проектирование, изготовление, строительство (реконструкцию) малоэтажного жилища, а также операции с недвижимостью.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.

ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов.

ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий.

ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения.

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

ГОСТ 4.232-84 Система показателей качества продукции. Строительство. Дома малоэтажные деревянные заводского изготовления. Номенклатура показателей.

ГОСТ 15.005-86 Система разработки и постановки продукции на производство. Создание изделий единичного и мелкосерийного производства, собираемых на месте эксплуатации.

ГОСТ 15.901-85 Система разработки и постановки продукции на производство. Конструкции строительные.

ГОСТ 1005-68 Щиты деревянные для перекрытий. Общие технические условия.

ГОСТ 4981-87 Балки перекрытия деревянные. Технические условия.

ГОСТ 8242-88 Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия.

ГОСТ 11047-90 Детали и изделия для малоэтажных жилых зданий. Технические условия.

ГОСТ 28015-89 Щиты перекрытий пола деревянные однослойные. Технические условия.

ГОСТ 23166-78 Окна и балконные двери деревянные. Технические условия.

ГОСТ 475-78 Двери деревянные. Технические условия.

ГОСТ 862.1-85 Изделия паркетные. Паркет штучный. Технические условия.

ГОСТ 862.2-85 Изделия паркетные. Паркет мозаичный. Технические условия.

ГОСТ 862.3-85 Изделия паркетные. Доски паркетные. Технические условия.

ГОСТ 862.4-85 Изделия паркетные. Щиты паркетные. Технические условия.

3 Общие требования экологической безопасности зданий

3.1 Создание зданий включает этапы: Проектирование; изготовление строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования (далее — строительных элементов); строительно-монтажные работы; сдачу здания в эксплуатацию.

3.2 Основные факторы, влияющие на экологическую безопасность и подлежащие учету при гигиенических исследованиях и оценках параметров внутренней среды зданий, приведены в Приложении А.

3.3. При гигиенической оценке строительных элементов следует руководствоваться следующими основными требованиями:

3.3.1 Строительные элементы не должны ухудшать микроклимат помещений и создавать в помещении специфического запаха к моменту заселения дома, выделять в воздух, воду и почву химические вещества в количествах, превышающих предельно-допустимые концентрации (далее — ПДК), стимулировать развитие микрофлоры на своей поверхности, и должны быть доступны влажной дезинфекции.

Читайте так же:  Гражданский кодекс о признании умершим

3.3.2 Напряженность поля статического электричества на поверхности строительных элементов в условиях эксплуатации помещений не должна превышать 150 В/см (при относительной влажности воздуха в помещении 60-70 %).

3.3.3 Показатель теплоусвоения полов должен быть не более 12 Вт/м 2 С.

3.3.4 Показатели радиационной безопасности не должны превышать нормативов, регламентируемых в установленном порядке (37).

3.4. В соответствии с действующим законодательством (1) — (5) и нормативными актами (7), (24) координация деятельности санитарно-эпидемиологических служб в России по государственному санитарному надзору, направленной в частности, на обеспечение экологической безопасности населения при реализации программ жилищного строительства, осуществляется Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзора РФ).

3.5 Государственный санитарный надзор за продукцией и ее изготовлением проводится на этапах:

3.5.1 Разработки продукции.

3.5.2 Производства продукции.

3.5.3 Применения продукции.

3.6 Гигиенические исследования строительных элементов и зданий проводятся в учреждениях Госсанэпидслужбы или в аккредитованных сторонних организациях.

Учреждения и испытательные лаборатории (центры) несут ответственность за качество и достоверность получаемых результатов.

3.7 Гигиенические исследования проводятся, а их результаты оцениваются по соответствующим нормативно-методическим документам (31) — (37).

3.8 Результаты гигиенических исследований представляется в форме гигиенических сертификатов.

4 Требования экологической безопасности при проектировании

4.1 Проектирование зданий должно осуществляться организациями или физическими лицами, имеющими государственные лицензии на проектирование соответствующих объектов.

4.2 Проект здания должен обеспечивать уровень экологической безопасности, предложенный заказчиком или пользователем, если он не вступает в противоречие с существующими общероссийскими и муниципальными санитарными нормами (стандартами).

Для этого в ходе разработки проекта осуществляется экологическое проектирование, обеспечивающее заданный уровень экологической безопасности с учетом требований нормативных и эксплуатационных документов (12).

4.3 Основным источником увеличения экологической опасности зданий является применение полимерных материалов, в том числе на основе измельченной древесины. Проектирование следует осуществлять с учетом этого фактора.

4.4 Несущие и ограждающие конструкции из древесины должны проектироваться из элементов в соответствии с ГОСТ 1005, ГОСТ 4981, ГОСТ 8242, ГОСТ 11047, ГОСТ 28015, ГОСТ 23166, ГОСТ 475, ГОСТ 862.1, ГОСТ 862.2, ГОСТ 862.3, ГОСТ 862.4.

4.5 Материалы для изготовления несущих и ограждающих конструкций в соответствии с существующим порядком обеспечения экологической безопасности (6 — 10) применяются при проектировании при наличии на них гигиенических сертификатов установленной формы (11).

4.6 Основное влияние на регулирование уровня экологической безопасности здания имеют системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Их проектирование следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2. 04-91 (39), СНиП 2.04.07-86 (40), СНиП 2.04.08-87 (41), ВСН 59-88 (42); ВСН 60-89 (43), Рекомендаций (44).

4.7 Разработанный (завершенный) индивидуальный или типовой проект с учетом положений действующей инструкции (38) проходит экспертизу в органах Госсанэпиднадзора РФ, в результате которой устанавливаются уровень экологической безопасности и, в случае необходимости, разрабатываются рекомендации по повышению уровня экологической безопасности до требуемого.

4.8 Проекты зданий должны содержать раздел, включающий следующие параметры (с учетом ГОСТ 4.232):

— общестроительные данные об архитектурно-планировочных решениях с учетом климатических и микроклиматических факторов;

— показатели экологической безопасности здания с учетом существующих требований к ним в соответствии с разделом настоящего стандарта.

5 Обеспечение экологической безопасности при изготовлении элементов зданий

5.1 Изготовление строительных элементов осуществляется в соответствии с требованиями проекта.

5.2 Организация изготовления строительных элементов должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ 15.005, ГОСТ 15.901.

5.3 Используемые для изготовления строительных элементов материалы, конструкции, детали должны иметь нормативную документацию, разработанную в соответствии с действующей Государственной системой стандартизации(ГОСТ Р 1.0, ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.3, ГОСТ Р 1.4, ГОСТ Р 1.5) и действующими требованиями к содержанию документов, обеспечивающих экологическую безопасность продукции (12).

5.4. В нормативных документах должны быть отражены следующие гигиенически значимые параметры:

— наименование материала, торговая марка, тип;

— условия применения (насыщенность кв./куб. м, температура, кратность воздухообмена);

— рецептура, остаточное содержание мономеров (виды и количества);

— санитарно-гигиеническая характеристика (показатели миграции ингредиентов в модельные среды);

— методы, частота и объем производственного лабораторного контроля по гигиеническим показателям с указанием остаточных мономеров;

требования к упаковке, маркировке, условиям хранения и транспортирования.

5.5. При применении импортных материалов в органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора представляется сертификат, подтверждающий их безопасность для здоровья человека, выданный государственными уполномоченными органами страны-изготовителя и (или) результаты гигиенических исследований, выполненные учреждениями Госсанэпиднадзора РФ или аккредитованными лабораториями (центрами) в Российской Федерации.

Нормативные документы и результаты исследований, рассматриваются органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и при положительном решении вопроса, выдается гигиенический сертификат.

5.6. На этапе производства продукции изготовителем проверяется, а санэпидслужбой контролируется соответствие продукции гигиеническим требованиям, установленным в нормативных документах и гигиенических сертификатах, и оценивается стабильность гигиенических показателей в серийно производимой продукции.

5.7 Проверка соответствия выпускаемой продукции гигиеническим требованиям проводится выборочно в плановом порядке в сроки, совпадающие с проведением периодических испытаний.

Периодичность испытаний и их методы устанавливаются в стандартах (технических условиях).

Санэпидслужбой контролируются сроки, и полнота проведения периодических испытаний в части исследования гигиенических показателей продукции, анализируются и оцениваются результаты исследований гигиенических показателей продукции на их соответствие стандартам (техническим условиям) и санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

6 Обеспечение экологической безопасности при строительстве

6.1 Строительство зданий должно осуществляться организациями, имеющими государственную лицензию на соответствующую строительную деятельность, в строгом соответствии с утвержденным и согласованным в установленным порядке проектом.

6.2 Строительная организация несет ответственность, а заказчик осуществляет контроль за соответствием фактической области назначения и условий применения строительных элементов требованиям нормативной документации.

6.3 Работы по возведению надземных конструкций зданий начинают после приемки заказчиком работ нулевого цикла, включающего устройство фундаментов, цокольной части, подполий, подвальных помещений, размещаемых ниже уровня пола первого этажа.

6.4 Отделочные работы внутри здания начинают после приёмки заказчиком работ по возведению надземных конструкций здания, включающих возведение стен, заполнений светопроемов, перекрытий и крыши.

6.5. При производстве работ по возведению зданий следует руководствоваться СНиП 3.01.01-85 (45), СНиП 3.03.01-87 (46), СНиП. 3.05.01-85 (47) с постоянным проведением входного, операционного и приемочного контроля с участием представителей заказчика и органов Госнадзора, в т.ч. санэпидслужбы.

6.6 Органы Госсанэпиднадзора во время строительства проводят выборочный предупредительный санитарный надзор за строительством объекта, условиями применения строительных элементов, выявляют и предупреждают возможное неблагоприятное их воздействие на здоровье человека и соответствие их нормативно-техническим документам и, при необходимости, проводят натурные испытания здания по установлению уровня его экологической безопасности.

6.7 Входной контроль поступающих материалов, изделий, конструкций и оборудования осуществляет строительная организация по сопроводительным документам, включая гигиенические сертификаты, а при их отсутствии и необходимости дополнительной проверки — измерением соответствующих гигиенических характеристик в установленном порядке.

6. 8 Операционный контроль выполняет строительная организация в процессе производства работ на соответствие их проекту, рабочим чертежам, строительным нормам, стандартам и требованиям другой действующей, в том числе санитарно-гигиенической документации. Операционному контролю подлежат также скрытые работы: (укладка утеплителя, уплотнение стыков примыкающих конструкций др.) до того, как они будут закрыты штукатуркой, окраской или другими материалами.

Результаты операционного контроля должны фиксироваться в журнале работ, а скрытые работы — сопровождаться составлением акта освидетельствования скрытых работ.

6.9 Приемочный (окончательный) контроль экологической безопасности возведенного здания выполняет строительная организация (с участием заказчика и органов санэпиднадзора) в соответствии с действующей системой натурных гигиенических исследований по завершению строительных работ до сдачи здания в эксплуатацию.

6.10 Результаты каждого вида контроля оформляются в установленном порядке; они является обязательными при оформлении паспорта дома в соответствии с п. 7.3 настоящего стандарта.

7 Контроль экологической безопасности при сдаче здания в эксплуатацию

7.1 Приемку здания при его сдаче в эксплуатацию в соответствии с проектом осуществляют согласно действующему положению (48), а после капитального ремонта — согласно действующему порядку (49). Приемка здания оформляется актом приемки законченного строительством (капитальным ремонтом) объекта.

7.2. При вводе в эксплуатацию здания, изготовленного по конкретному типовому или индивидуальному проекту, жильцу передается паспорт дома, содержащий (наряду с другими документами, параметрами, характеристиками дома) сведения, гарантирующие экологическую безопасность условий проживания. При отсутствии паспорта заказчик вправе потребовать проведения в натурных условиях, с оформлением соответствующего документа, инструментальных замеров, включая определение микроклиматических параметров химического, пылевого и биологического загрязнения воздушной среды, шумового и инсоляционного режима в помещениях, санитарно-химической и токсикологической экспертизы воздушной среды здания, а также гарантий радиационной безопасности.

Радиационная безопасность, включая предотвращение недопустимых излучений радона, обеспечивается проведением в установленном порядке контроля радиационной обстановки на стадиях выбора строительной площадки, входного контроля сырья и материалов и при вводе здания в эксплуатацию.

— гигиенические сертификаты на материалы, изделия, конструкции и оборудование;

— акты об индивидуальных санитарно-гигиенических испытаниях смонтированных материалов, изделий, конструкций, оборудования и здания в целом, включая радиационные обследования и испытания;

— результаты (протоколы, акты и т.п.) входного операционного и приемочного контроля при строительстве здания, включая акты, освидетельствования скрытых робот (утепления, пароизоляции, гидроизоляции, уплотнении стыков) и акты о промежуточной приемке отдельных видов наружных ограждений и несущих конструкций;

— акты об индивидуальных испытаниях смонтированного отопительного и вентиляционного оборудования;

— указания по эксплуатации и ремонту, обеспечивающие определенный гарантированный уровень экологической безопасности (с учетом особых условий проветривания в начальный период эксплуатации).

7.4 Приемка здания заказчиком от исполнителя работ не дает права на ввод его в действие без согласования с органами Госсаннадзора и других органов Госнадзора.

7.5 Оценка экологической безопасности здания, возведенного без проекта, разработанного и согласованного в установленном порядке, и (или) без участия строительной организации, имеющей лицензию, осуществляется в индивидуальном порядке по отдельным положениям и методикам, учитывающим действующие нормативы и основные требования настоящего стандарта.

Перечень факторов, учитываемых при гигиенических исследованиях и оценках параметров внутренней среды жилых и общественных зданий