Судебная практика по ст1442 коап рф

Содержание:

Судебная практика по ст1442 коап рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 5.27 КоАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 5.27 КоАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 5.27 КоАП РФ , судебная практика применения

Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника)… См. п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Ответственность по ч. 2 статьи 5.27 КоАП РФ не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда на одном предприятии или они совершены в разных организациях (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 10: Правомерно ли привлечение к административной ответственности генерального директора унитарного предприятия по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение сроков выплаты заработной платы, если ранее он был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за аналогичное нарушение как директор филиала юридического лица и срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ (1 год), не истек?

Как поступить в случае, если руководитель был привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершил аналогичное нарушение, являясь руководителем в другой организации?

Ответ: Согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии со ст. 4.6 Кодекса лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Поскольку частью второй ст. 5.27 Кодекса наступление административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или они совершены за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 Кодекса вне зависимости от указанных выше обстоятельств» («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года», утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006, извлечение)

Дело по ч. 1 статьи 5.27 КоАП РФ может быть передано трудовой инспекцией на рассмотрение судьи, что не является основанием для назначения наказания в виде приостановления деятельности ИП (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 14: Какому органу — суду или Федеральной инспекции труда — подведомственно дело о предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ административном правонарушении, совершенном предпринимателем без образования юридического лица и не влекущем административного приостановления деятельности (например, нарушение при составлении графика отпусков, незначительная задержка расчета при увольнении)?

Ответ: …В соответствии с ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 Кодекса, рассматривают Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 3.12 Кодекса наказание в виде административного приостановления деятельности назначается судьей.

Исходя из ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ , дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Факт такой передачи не означает, что судьей должно быть назначено наказание только в виде приостановления деятельности . При этом должны учитываться общие правила назначения административного наказания ( ст. 4.1 Кодекса ), обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ст. ст. 4.2 и 4.3 Кодекса ). («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007, извлечение)

Подведомственность рассмотрения жалобы на постановление инспекции труда по ч. 1 статьи 5.27 КоАП РФ (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 11. Какому суду — общей юрисдикции или арбитражному — подведомственно рассмотрение жалобы на постановление, вынесенное должностным лицом государственной инспекции труда, о привлечении юридического лица к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)?

Ответ: … ч. 3 ст. 30.1 КоАП не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности. Определение же того, связано ли конкретное административное правонарушение с предпринимательской и иной экономической деятельностью совершившего его юридического лица или индивидуального предпринимателя, требует установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела, определения характера спорного правоотношения и осуществляется рассматривающим это дело судом.

Исходя из вышеизложенного и учитывая, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП, выражается в бездействии или действиях, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда, рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении , предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП, относится к подведомственности суда общей юрисдикции («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010, извлечение)

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Судебная практика по административным делам

Нормативные акты

11 декабря 2018, 10:53

19 ноября 2018, 14:20

19 ноября 2018, 14:14

Постановления
Европейского Суда
по правам человека

14 декабря 2018

04 декабря 2018, 11:03

  • Руководство
  • Структура
  • О Генпрокуратуре России
  • Документы
  • Международное сотрудничество
  • Взаимодействие со СМИ
  • Правовое просвещение
  • Контакты
  • Личная страница Генерального прокурора РФ
  • Защита прав ветеранов
  • Виртуальный музей
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Научно-методические материалы
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:
  • +7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

© 2003-2018 Генеральная прокуратура Российской Федерации Все права защищены

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

© 2003-2018
Генеральная прокуратура
Российской Федерации
Все права защищены

Имущественная ответственность за неисполнение судебного акта

Тема диссертации: «Имущественная ответственность за неисполнение судебного акта». Цели и задачи исследования: -провести анализ и определить правовую природу французского института астрент; — определить правовую природу вводимого ст. 308.3 ГК РФ института; -провести сравнительный анализ предусмотренного ст. 308.3 ГК РФ института c астрент; — провести анализ постановления Пленума ВС РФ № 7, в части где содержатся разъяснения применения положений ст. 308.3 ГК РФ; — провести анализ судебной практики применения положений ст. 308.3 ГК РФ. Выводы, сделанные по результатам исследования: -астрент — частно-публичный гибрид имущественной ответственности, цель которой заключается в обеспечении исполнения акта государственного органа перед частным лицом и в наказании при недостижении первой цели; -вводимый ст. 308.3 ГК РФ институт определён как судебная неустойка и не соответствует классической модели французской астрент; -вводимая ст. 308.3 ГК РФ мера является мерой гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательства, порождаемого судебным решением, -в основу разграничения судебной неустойки и астрент легли функции, выполняемые данными институтами, а также основания наложения вышеназванных имущественных санкций; — возможно одновременное применение как мер публичной ответственности, так и присуждения суммы судебной неустойки, что является чрезмерным в совокупности с возможностью взыскания в том числе и суммы убытков; — выдаются отдельные исполнительные листы для требования о понуждении к исполнению обязательства в натуре и о присуждении судебной неустойки, неисполнение требований, указанных в исполнительных листах будет основанием для использования перечисленных механизмов обеспечения исполнения судебных решений, предусмотренных российским законодательством, в отношении каждого исполнительного листа, что приведет к наложению на должника чрезмерного бремени; — анализ немногочисленной практики применения выявляет ряд противоречий в применении положений новой статьи, а также показывает возможность для злоупотреблений.

Читайте так же:  Кбк пени минимальный налог

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

2581 ук рф подследственность

До 5 лет лишения свободы грозит в России за жестокое обращение с животными, напоминают псковичам в полиции

Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными усилена, напоминают псковичам в полиции.

Как сообщили Псковской Ленте Новостей в пресс-службе УМВД России по Псковской области, президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2017 года подписан Федеральный закон № 412-ФЗ «О внесении изменений в статьи 245 и 2581 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации».

Данным Федеральным законом статья 245 (Жестокое обращение с животными) УК РФ изложена в новой редакции. При этом ее часть первая отнесена к подследственности дознавателей, часть вторая — следователей органов внутренних дел.

Так, за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских или корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, введено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

Если это деяние совершено группой лиц, в том числе по предварительному сговору, или организованной группой, в присутствии малолетнего, с применением садистских методов, с публичной демонстрацией (в том числе через СМИ и интернет), в отношении нескольких животных, то предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет. Вместо этого могут быть назначены исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.

Кроме того, внесено изменение в часть вторую статьи 2581 (Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации) УК РФ, предусматривающее ответственность за данное деяние в случае его совершения с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая интернет).

За незаконные действия в отношении особо ценных диких животных и водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу России и (или) охраняемых международными договорами, если деяния совершены с публичной демонстрацией (в том числе в СМИ и интернете), фигуранты теперь будут наказываться так же, как за данные действия, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, то есть с лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Статьей 2581 ук рф

Статья 220. Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами

1. Незаконные приобретение, хранение, использование, передача или разрушение ядерных материалов или радиоактивных веществ —

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 220 УК РФ

1. Основной объект преступления — радиационная безопасность в сфере обращения с ядерными материалами или радиоактивными веществами. Дополнительный объект — здоровье или жизнь человека или иной вред исходя из характера наступивших иных тяжких последствий (ч. 2), жизнь двух или более лиц (ч. 3).

2. Предмет преступления — ядерные материалы или радиоактивные вещества. Их понятия даны в ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 25.06.2012) .
———————————
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552; 1997. N 17. Ст. 396; 2001. N 29. Ст. 2949; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 13. Ст. 1180; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4436; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834; N 49. Ст. 6079; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2011. N 29. Ст. 4281; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 45. Ст. 6333; N 48. Ст. 6732; N 49 (ч. 1). Ст. 7025; 2012. N 26. Ст. 3446.

Ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, в том числе: обедненный уран — уран, в котором процентное содержание изотопа урана-235 ниже, чем в природном уране; облученный ядерный материал — ядерный материал, имеющий вследствие облучения нейтронами в ядерном реакторе или в другой ядерной установке мощность эквивалентной дозы излучения более 1 Зв/ч (100 бэр/ч) на расстоянии 1 м без биологической защиты; обогащенный уран — уран, в котором процентное содержание изотопа урана-235 выше, чем в природном уране; отработавшее ядерное топливо — облученное ядерное топливо, дальнейшее использование которого в ядерном реакторе не предусматривается; природный уран — уран, содержащий около 99,28% изотопа урана-238, около 0,71% изотопа урана-235 и около 0,01% изотопа урана-234; слабооблученный ядерный материал — ядерный материал, имеющий вследствие облучения в ядерном реакторе или в другой ядерной установке мощность эквивалентной дозы излучения менее или равную 1 Зв/ч (100 бэр/ч) на расстоянии 1 м без биологической защиты.

Радиоактивные вещества — не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение, в том числе радий, кобальт-60, стронций.

3. Объективная сторона преступления выражается в указанных в законе альтернативных действиях — незаконных приобретении, хранении, использовании, передаче или разрушении ядерных материалов или радиоактивных веществ.

Под приобретением ядерных материалов или радиоактивных веществ понимается завладение указанными предметами любым способом (купля-продажа, дарение, обмен, безвозмездная передача, погашение долга, образование, присвоение случайно найденного и т.д.), кроме завладения путем хищения и вымогательства, как преступления, предусмотренного ст. 221 УК.

Под хранением ядерных материалов или радиоактивных веществ понимается нахождение указанных предметов, фактическое владение, контроль над ними, сбережение в определенных местах, например в специальных помещениях, хранилищах, тайниках и т.д.

Под использованием ядерных материалов или радиоактивных веществ понимается их применение в любой сфере деятельности, потребление любым способом и в любых целях.

Под передачей ядерных материалов или радиоактивных веществ понимаются любые возмездные или безвозмездные факты их отчуждения аналогичным при приобретении.

Под разрушением ядерных материалов или радиоактивных веществ понимаются их видоизменение, уничтожение, повреждение, иное нарушение их целости, когда может реально возникнуть радиационная опасность.

4. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии. Также к законодательным актам, регулирующим данную область отношений, относятся Закон об охране окружающей среды, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии и другие федеральные законы, например от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (в ред. от 18.07.2011) . Кроме этого, ряд постановлений Правительства РФ, в частности от 20.06.2000 N 471 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях» (в ред. от 24.09.2010) , от 30.07.2004 N 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (в ред. от 07.07.2012) , от 06.05.2008 N 346 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2008 г. N 369» , от 06.05.2008 N 352 «Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов» (в ред. от 04.02.2011) , от 14.03.1997 N 306 «О правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения» (в ред. от 01.02.2005) и иные подзаконные акты, приказы, распоряжения.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141; 2004. N 35. Ст. 3607; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; РГ. 2011. N 159.

СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2775; 2002. N 41. Ст. 3983; 2007. N 6. Ст. 760; 2010. N 40. Ст. 5076.

СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348; 2006. N 5. Ст. 544; N 52 (ч. 3). Ст. 5587; 2008. N 22. Ст. 2581; N 46. Ст. 5337; 2009. N 6. Ст. 738; N 33. Ст. 4081; N 49 (ч. 2). Ст. 5976; 2010. N 9. Ст. 960; N 26. Ст. 3350; N 38. Ст. 4835; 2011. N 6. Ст. 888; N 14. Ст. 1935; N 41 (ч. 2). Ст. 5750; N 50. Ст. 7385; 2012. N 29. Ст. 4123.

СЗ РФ. 2008. N 19. Ст. 2182.

СЗ РФ. 2008. N 19. Ст. 2188; 2009. N 18 (ч. 2). Ст. 2248; 2011. N 7. Ст. 979.

СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1442; 2005. N 7. Ст. 560.

5. Перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, утвержден распоряжением Правительства РФ от 14.09.2009 N 1311-р (в ред. от 04.06.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2009. N 38. Ст. 4518; 2011. N 16. Ст. 2303; 2012. N 19. Ст. 2410; N 24. Ст. 3237.

6. Деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, регулируется международными актами, среди которых Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г. , Федеральными законами, в том числе от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 25.12.2012) .
———————————
СП СССР. 1968. N 13. Ст. 88.

СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 6; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1). Ст. 4437; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; N 15. Ст. 1276; N 52 (ч. 1). Ст. 5598; 2006. N 28. Ст. 2974; N 29. Ст. 3123; N 50. Ст. 5279; 2007. N 26. Ст. 3076; N 27. Ст. 3213; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 45. Ст. 5270; 2010. N 19. Ст. 2283, 2291; N 31. Ст. 4192; N 52 (ч. 1). Ст. 6992; 2011. N 15. Ст. 2019; N 50. Ст. 7366; РГ. 2012. N 301.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. В ч. 2 и 3 имеет место двойная форма вины — умысел на незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами и неосторожность по отношению к наступлению указанных в законе последствий.

8. Субъект — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

9. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а ч. 3 — повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Под иными тяжкими последствиями понимаются причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью одному или нескольким потерпевшим, радиоактивное загрязнение местности, производственных объектов, дезорганизация работы, эвакуация людей, массовая гибель животных и т.д.

10. Состав преступления (ч. 1 комментируемой статьи) формальный, признается оконченным с момента совершения какого-либо из указанных действий, или материальный (ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи) — признается оконченным с момента наступления указанных в них последствий.

Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 2581 УК РФ)

Основным объектом преступления являются общественные отношения, регламентирующие вопросы охраны диких животных и водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу РФ, или охраняемых международными договорами РФ.

В Красной книге РФ содержится около 300 видов редких животных.

Предметом преступления являются занесенные в Красную книгу животные и водные биоресурсы.

Объективная сторона состава преступления выражается в действии — добыче или незаконном обороте диких животных или биоресурсов, которые занесены в Красную книгу РФ.

Незаконная добыча животных (биоресурсов) — мероприятия, направленные на их изъятие из естественной среды обитания.

Незаконный оборот — действия (приобретение, содержание, передача и т.д.) диких животных (водных биоресурсов).

Состав преступления формальный, деяние окончено с момента совершения действия, указанного в ч. 1 ст. 2581 УК РФ.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновный осознает, что совершает незаконные действия по добыче (незаконному обороту) животных (водных биоресурсов), занесенных в Красную книгу РФ и желает эти действия совершить. Мотив и цель могут быть различными и на квалификацию влияния не оказывают.

Субъект преступления общий — физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16

Читайте так же:  Заявление в минтранс

К квалифицирующему признаку состава преступления относится его совершение лицом с использованием своего служебного положения (ч.2 ст. 2581 УК РФ).

Ответственность за совершение преступления с особо квалифицированным составом: организованной группой приведена в ч.3 ст. 2581 УК РФ.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 412-ФЗ «О внесении изменений в статьи 245 и 258 1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 13 декабря 2017 года

Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2017 года

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848; 2009, N 52, ст. 6453; 2010, N 19, ст. 2289; 2011, N 50, ст. 7362; 2013, N 27, ст. 3442) следующие изменения:

1) статью 245 изложить в следующей редакции:

«Статья 245. Жестокое обращение с животными

1. Жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в присутствии малолетнего;

в) с применением садистских методов;

г) с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»);

д) в отношении нескольких животных, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.»;

2) часть вторую статьи 2581 изложить в следующей редакции:

«2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с публичной демонстрацией, в том числе в средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»), —

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.».

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 13; 2006, N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 24, ст. 2830, 2833; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6248; 2009, N 11, ст. 1267; N 44, ст. 5170; 2010, N 1, ст. 4; N 15, ст. 1756; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3431; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412; 2011, N 1, ст. 16; N 15, ст. 2039; N 23, ст. 3259; N 30, ст. 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6334; N 50, ст. 7361, 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1166; N 30, ст. 4172; N 31, ст. 4330, 4331; N 47, ст. 6401; N 49, ст. 6752; N 53, ст. 7637; 2013, N 9, ст. 875; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3442, 3478; N 30, ст. 4078; N 44, ст. 5641; N 51, ст. 6685, 6696; N 52, ст. 6945; 2014, N 19, ст. 2303, 2310, 2333; N 23, ст. 2927; N 26, ст. 3385; N 30, ст. 4219, 4259, 4278; N 48, ст. 6651; 2015, N 1, ст. 81, 83, 85; N 6, ст. 885; N 21, ст. 2981; N 29, ст. 4354, 4391; 2016, N 1, ст. 61; N 14, ст. 1908; N 18, ст. 2515; N 26, ст. 3868; N 27, ст. 4256, 4257, 4258, 4262; N 28, ст. 4559; N 48, ст. 6732; N 52, ст. 7485; 2017, N 15, ст. 2135; N 24, ст. 3489; N 31, ст. 4743, 4752, 4799) следующие изменения:

1) пункт 1 части третьей статьи 150 после цифр «245» дополнить словами «частью первой»;

2) пункт 3 части второй статьи 151 после слов «243 3 частью второй,» дополнить словами «245 частью второй,».

Президент Российской Федерации В. Путин

Понятие и классификация таможенных преступлений

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 25.11.2017 2017-11-25

Статья просмотрена: 1132 раза

Библиографическое описание:

Зуева К. Ю. Понятие и классификация таможенных преступлений // Молодой ученый. — 2017. — №47. — С. 109-111. — URL https://moluch.ru/archive/181/46678/ (дата обращения: 01.10.2018).

Таможенные преступления — уголовно наказуемые противоправные деяния, существенно нарушающие деятельность таможенных органов по реализации целей и задач, установленных законодательством, совершаемых в сфере таможенного дела при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. [1]

Из определения можно выделить следующие признаки таможенных преступлений:

1) повышенная общественная опасность;

2) совершение преступлений в результате внешнеэкономической деятельности;

3) совершение преступлений в результате пересечения товаров, ценностей и транспортных средств через таможенную границу при их ввозе, вывозе и возврате;

4) нарушения установленных норм таможенного и уголовного законодательства;

5) подведомственность таможенным органам.

Таможенные преступления можно классифицировать по сферам их воздействия:

  • Преступления в сфере экономической деятельности (ст.173.1, ст.173.2, ст.174, ст.174.1, ст.189, ст.190, ст.193, ст.193.1, ст.194);
  • Преступления против общественной опасности (ст.226.1);
  • Преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст.229.1).

    Также таможенные преступления можно классифицировать по степени тяжести:

  • Преступления небольшой тяжести (максимальный срок лишения свободы до 3х лет): ст.173.2, ст.174, ст.174.1, ст.200.1;
  • Преступления средней тяжести (максимальный срок лишения свободы от 3 до 5 лет): ст.173.1, ст.193;
  • Тяжкие преступления (максимальный срок лишения свободы от 5 до 10 лет): ст.189, ст.190, ст.193.1;
  • Особо тяжкие преступления (максимальный срок лишения свободы свыше 10 лет): ст.194, ст.200.2, ст.226.1, ст.229.1.

    Всего таможенные органы вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по 13 статьям УК РФ.

    Рассмотрим каждое из них:

    ст.173.1 УК РФ «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица».

    Норма направлена на противодействие фиктивной экономической деятельности, приносящей ущерб обществу, государству, отдельным хозяйствующим субъектам.

    ст.173.2 УК РФ «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица».

    Статья предусматривает ответственность за предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдачу доверенности, а также завладение ими путем обмана или злоупотребления доверием, если эти действия совершены для образования (создания, реорганизации) компании-однодневки.

    Наказание: лишение свободы до 3 лет.

      Ст.174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» и ст.174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления».

    Общественная опасность преступления заключается в подрыве установленной законом экономической деятельности в государстве, сокрытии преступлений, связанных с неправомерным приобретением денежных средств или иного имущества, придании указанным средствам (имуществу) легального статуса.

    Наказание: ограничение свободы до 2х лет.

    Ст.189 УК РФ «Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники».

    Опасность преступления состоит в нарушении общественной международной и национальной безопасности, нарушении норм международного права о нераспространении оружия массового поражения, а также российского законодательства о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, включающего нормы о запрете, ограничении и порядке оформления указанных в законе предметов для вывоза за пределы страны.

    Наказание: лишение свободы до 7 лет.

    Ст.190 УК РФ «Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей».

    Общественная опасность состоит в утрате культурных ценностей, находящихся на территории РФ, и ущерб культурному достоянию народов РФ и зарубежных стран. Контрабандному вывозу подвергаются чаще всего произведения изобразительного искусства, иконы, предметы религиозного культа, рукописные старопечатные и редкие книги, филателистические материалы, предметы нумизматики, найденные при раскопках предметы военной атрибутики времен Великой Отечественной войны. [2]

    «Курьерская доставка» — провоз контрабанды в международных посылках, доставляемых курьерскими службами. Большинство таких посылок не облагаются таможенной пошлиной, поэтому предметы искусства прячут среди обычных вещей, надеясь на формальную проверку и указывая несуществующий адрес отправителя. [3]

    «Работа современника» — все чаще в документах на вывоз или ввоз старинные вещи указываются как современные произведения искусства. [3]

    «Картина с подкладкой» — к вывозу заявляется современная картина, а под нее на подрамник крепится холст, стоимостью в сотни тысяч долларов. [3]

    Наказание: лишение свободы до 8 лет.

    Ст.193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации».

    Общественная опасность преступления состоит в подрыве порядка осуществления валютных операций, стабильности валютного рынка и нарушении финансовых интересов государства. Бегство капиталов из России влечет негативные экономические и политические последствия

    Наказание: лишение свободы до 5 лет.

  • Ст.193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов».
  • Статья дополнила статью 193 УК РФ в целях предотвращения вывода средств за рубеж по мнимым и притворным сделкам. Предусматривает уголовную ответственность за использование подложных документов или фирмы-однодневки при переводе денежных средств нерезидентам.

    Наказание: лишение свободы до 10 лет.

    ст.194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица».

    Общественная опасность преступления состоит в подрыве порядка уплаты таможенных платежей, в нарушении финансовых интересов государства.

    Преступлением считают как неправомерные действия человека (например, представление таможенникам ложных данных о товаре, поддельных документов на него и т.п.), так и его бездействие (недекларирование товара, неуплата таможенных платежей).

    Наиболее распространенным способом уклонения от уплаты таможенных платежей является заявление в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенной стоимости, количестве, объеме товаров и других сведений, дающих основание для занижения размера таможенных платежей.

    ст.200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»

    Общественная опасность: «бегство» капитала за рубеж.

    Единовременный вывоз наличных денежных средств физическим лицом с таможенной территории Таможенного Союза в настоящее время осуществляется без ограничений.

    Если сумма наличных денежных средств равна либо не превышает в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства не подлежат таможенному декларированию в письменной форме. Если же общая сумма превышает в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств.

    Наказание: ограничение свободы до 4 лет.

    ст.200.2 УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий».

    Незаконное перемещение алкогольной и табачной продукции оказывает отрицательное воздействие на общее состояние борьбы с преступностью и обеспечение общественного порядка, а также представляют серьезную угрозу здоровью граждан.

    Проблему незаконного перемещения алкогольной продукции усугубляет контрабанда сырья для ее производства. Контрабандный ввоз этилового спирта на территорию ТС осуществляется из Украины (через черноморские порты), Азербайджана и Туркмении (через казахстанскую границу), Китая (через Кыргызстан и Казахстан), Грузии и Турции (через Северную Осетию и порт Новороссийска). При этом наиболее распространенными способами контрабанды являются: в обход таможенных постов, путем недостоверного декларирования или сокрытия, по «зеленому коридору». [3]

    Низкая себестоимость и разный уровень налогообложения табачных изделий в России и ЕС привели к многократной ценовой разнице, вследствие чего контрабанда сигарет стала высокодоходной сферой деятельности криминальных структур. [3]

    ст.226.1 УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов».

    Общественная опасность этого преступления выражается в том, что оно посягает на основные экономические интересы РФ, ее военную безопасность, экологическую безопасность, безопасность здоровья населения и общественную нравственность, безопасность человечества. [4]

    Наказание: лишение свободы до 12 лет.

    ст.229.1 УК РФ «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ».

    Общественная опасность: рост преступности и насилия, подрыв общественной безопасности.

    Существует прямая связь между наркотиками и ростом преступности и насилия. Наркокартели подрывают государственную власть и коррумпируют законный бизнес. Доходы от незаконного оборота наркотиков идут на финансирование некоторых наиболее кровопролитных конфликтов. [5]

    Читайте так же:  Гарантии и льготы работникам в возрасте до 18 лет

    Наказание: лишение свободы до пожизненного срока.

    К вопросу о значении объективной стороны преступления при решении вопроса о малозначительности деяния

    Рубрика: Юриспруденция

    Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(14)

    К вопросу о значении объективной стороны преступления при решении вопроса о малозначительности деяния

    Категории малозначительность деяния посвящена ч.2 ст.14 Уголовного кодекса РФ, в ней содержится следующее определение малозначительного деяния: «не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности».

    Из законодательного определения можно сделать вывод о том, что малозначительное деяния не является преступлением при наличии одновременно двух условий:

    1. оно должно формально подпадать под признаки преступления, предусмотренного уголовным законом;

    2. деяние не должно представлять общественной опасности, как правило, она отсутствует потому, что причинённый ущерб является незначительным, отсюда и в целом деяние не преступно.

    Думается, что приведенных законодателем условий малозначительности деяния явно недостаточно, в связи с этим, закрепленное в ч.2 ст. 14 УК РФ положение о малозначительности деяния подвергается обоснованной критике и требует совершенствования.

    На решение вопроса о малозначительности формально преступного деяния существенное влияние оказывают признаки объективной стороны, ведь зачастую именно они являются определяющими. В частности, к ним относятся: характер деяния, последствия, его повторность, способ, обстановка, время, место преступления и др.

    Какое деяние малозначительно – это вопрос факта, решаемый каждый раз в рамках диспозиции той или иной статьи Особенной части УК РФ. При применении ч.2 ст. 14 УК РФ учету подлежат самые различные признаки объективной стороны. Так, одним из важных признаков общественно опасного деяния является его вредоносность, т.е. некая возможность причинения вреда. Ее степень позволяет сделать вывод о характере содеянного, поэтому зачастую незначительность вредоносности деяния является одним из условий отнесения деяния к малозначительным. Ведь малозначительность деяния означает, что оно не причинило или не создало угрозы причинения значительного вреда объекту уголовно-правовой охраны. Это подтверждается и практикой Верховного Суда РФ.

    Так, за тайное хищение чужого имущества, совершенное группой лиц по предварительному сговору осуждены подростки 14 и 15 лет; они с целью кражи нарвали 26 арбузов общим весом 28 кг 400 г на дачном участке, причинив своими действиями потерпевшей ущерб на сумму 28 400 руб. В ходе предварительного следствия установлено, что несовершеннолетние лица похитили арбузы на незначительную сумму — 28 400 руб., так как минимальный размер оплаты труда на момент совершения преступления составлял 55 000 руб. Судебная коллегия Верховного Суда РФ отменила приговор и прекратила дело, указав, что действия подростков, формально содержат признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 144 УК РСФСР, но в силу малозначительности не представляют общественной опасности [2, с.10.].

    В другом случае, судом первой инстанции З. признан виновным в незаконных приобретении и хранении боеприпасов (ч.1 ст.222 УК РФ), а точнее единичного патрона калибра 7,62 мм. Определением Верховного Суда РФ от 10.02.2011 № 55-Д10-23 судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указала, что суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что З. не имел никакого оружия, приобрел патрон случайно (нашел) и при этом не придавал никакого значения его нахождению в своей квартире. Так как суд первой инстанции не привел данных, которые бы свидетельствовали о том, что З. своими действиями причинил вред или создал угрозу причинения вреда личности, обществу или государству, дело было прекращено за отсутствием в деянии состава преступления.

    Для признания деяния малозначительным, безусловно, определяющим является и отсутствие существенных последствий. Описывая последствия в статье, законодатель использует следующие формулировки: в частности, крупный ущерб (ч.1 ст. 146, 147, 170.2, 171, 172, 176, 185, 185.1, 185.2, 185.4, 185.6, 215.1, 216, 217.1, 263, 263.1, 267, 274, 293 УК РФ); значительный ущерб (167, 255 УК РФ); существенный вред (ч.1 ст. 201, 202, 203, 250, 285, 286, 286.1, 288, 293 УК РФ); вред здоровью / причинение смерти (ч.1 ст. 124, 143, 215.1,216, 217.1, 218, 219, 224, 235, 246, 248, 254, 263, 263,1, 264, 266, 267, 268, 269, 271.1, 350 УК РФ); иные тяжкие последствия (ч.1 ст. 156, 236, 246, 248, 249, 254, 257, 259, 344, 347 УК РФ). По нашему мнению, указание в диспозиции статьи на такие последствия исключает применение категории малозначительность деяния; и даже если указанные выше последствия не наступили, то следует помнить, что состав преступления отсутствует не по причине малозначительности деяния, а в связи с отсутствием обязательных признаков объективной стороны состава преступления.

    Н.Ф. Кузнецова отмечает, что малозначительность деяний также отсутствует, если они совершаются систематически [3, с. 205], это связывается с тем, что повторность совершения преступного деяния говорит о повышенной степени общественной опасности лица, о его склонности к антиобщественному образу жизни, поэтому нельзя поощрять поведение подобного рода освобождением лица от уголовной ответственности.

    Правильно оценить последствия порой помогают и факультативные признаки объективной стороны преступления. Приведём несколько примеров.

    Прекращая уголовное дело в отношении В., возбужденное по ч.1 ст. 188 УК СССР (ч.1 ст. 313 УК РФ), суд учел длительность нахождения подсудимого вне пределов места лишения свободы (менее двух часов) [4, с. 24].

    Хищение мешка пшеницы в период посевной кампании, как указал суд, представляет большую общественную опасность, чем такое же действие в иное время, когда такое деяние возможно признать малозначительным [1, с. 67].

    Н.М. Якименко указывает, на способ изготовления фальшивых денег путем рисования как обстоятельство, позволяющее ставить вопрос о признании приготовления к фальшивомонетничеству действий малозначительными [7, с. 16].

    В тоже время в п.12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 ноября 2010 года №26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 2581 УК РФ)» указывает, что если действия, связанные с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, хотя формально и содержали признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 253 или ст. 256 УК РФ, но в силу малозначительности не представляли общественной опасности, когда не использовались способы массового истребления водных животных и растений, суд вправе прекратить уголовное дело на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ. При этом основанием для признания подобного рода действий малозначительными могут служить: незначительные количество и стоимость выловленной рыбы, отсутствие вредных последствий для окружающей среды, а также используемый способ добычи, который не являлся опасным для биологических ресурсов.

    Данное разъяснение говорит о том, что нельзя делать вывод о наличии или об отсутствии признака малозначительности деяния только по какому-либо одному признаку; необходимо оценивать всю их совокупность.

    Стоит также отметить, что упоминание категории малозначительность деяния содержится только в вышеизложенном постановлении, иные Постановления Пленума Верховного суда РФ, разъясняющие положения Уголовного кодекса РФ, не поясняют применение исследуемой категории к другим видам противоправных деяний, что, по нашему мнению, является существенным упущением.

    До настоящего времени нет единства мнений и относительно того, к каким категориям преступлений возможно применение нормы о малозначительности деяния. Вместе с тем круг формально уголовно-противоправных деяний, «претендующих» на признание их малозначительными, может быть ограничен указанием еще и на категории преступлений, которые могут признаваться малозначительными.

    Так, большинство исследователей исходят из того, что малозначительность может быть присуща лишь преступлениям небольшой степени тяжести [5, с. 198], некоторые, однако допускают и признание малозначительными в каждом конкретном случае и относительно преступлений средней тяжести [5, с. 150]. Однако некоторые ограничивают применение исследуемой категории лишь особо тяжкими преступлениями против личности [6, с. 76].

    Считаем, что применение данной категории недопустимо по отношению к тяжким и особо тяжким преступления, а также к некоторым преступлениям небольшой и средней тяжести, например, к ст. 106, 110, 127.2, 156 УК РФ и др.

    В связи с вышеизложенным, полагаем, что при решении вопроса о признании того или иного деяния малозначительным недостаточно наличия только двух критериев, указанных в ч.2 ст.14 УК РФ. Необходимо уделять особое внимание признакам объективной стороны преступления, которые, зачастую и предрешают вопрос о том является ли деяние малозначительным.

    Путин ужесточил ответственность за добычу ценных животных

    Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», направленный на ужесточение ответственности за добычу и оборот диких животных, занесенных в Красную книгу, сообщает Интерфакс со ссылкой на сайт Кремля.

    Законопроектом предусматривается исключительно уголовная ответственность за добычу и оборот, включая содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу, особо ценных диких животных и водных биоресурсов, принадлежащих к видам, занесснным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, а также их частей или производных.

    Соответственно предлагается дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей 2581 об ответственности за перечисленные действия в отношении особо ценных диких животных и водных биоресурсов, перечень которых утверждается правительством РФ. При этом в статью 1041 «Конфискация имущества» УК РФ вносятся уточнения, предусматривающие конфискацию денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных статьей 2581 УК РФ.

    Кроме того, проектом федерального закона предусматривается внести изменения в статью 2261 УК РФ, в соответствии с которыми устанавливается уголовная ответственность за контрабанду особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, а также их частей и производных независимо от стоимости указанных товаров животного происхождения, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо госграницу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

    Как отмечается в сообщении, законопроект разработан в целях ужесточения ответственности за добычу и оборот, включая хранение, перевозку и продажу, диких животных, в том числе амурских тигров, леопардов и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, и за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, занесснных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами РФ.

    Как показывает практика, наибольшее количество противоправных действий в отношении диких животных и водных биологических ресурсов, занесснных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами РФ, осуществляется в отношении ограниченного круга их видов. В год, по разным оценкам, незаконно добывается от 30 до 50 особей тигра. Общий ущерб от незаконной добычи тигра составляет до 25 млн рублей. Незаконная добыча таких видов птиц, как кречет, балобан, сапсан, составляет от 1000 до 1200 особей в год. Ущерб от незаконной добычи птиц оценивается примерно в 240 млн рублей.

    В Кремле рассчитывают, что реализация законопроекта позволит эффективно противодействовать преступным посягательствам в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и водных биологических ресурсов.

    Среди прочего законопроектом предусматривается внести корреспондирующие изменения в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ в части, касающейся определения формы расследования и подследственности по новым составам преступлений. Предварительное расследование дел о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 2581 УК РФ, предлагается осуществлять в форме дознания, а предусмотренных частями второй и третьей этой статьи — в форме предварительного следствия.

    Статьей 8.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, занесснных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами РФ, а равно за действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо за добычу, сбор, содержание, приобретение, продажу либо пересылку указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка. Предлагаемые проектом федерального закона изменения в указанную статью соотносятся с предлагаемыми изменениями в УК РФ.

    В частности, предусматривается исключение административной ответственности за незаконные добычу, оборот, включая содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесснным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ, перечень которых утверждается правительством РФ, их частей и производных согласно новой статье 2581 УК РФ.

    В соответствии с изменениями, предлагаемыми в статью 8.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, занесснные в Красную книгу РФ либо охраняемые международными договорами РФ виды животных исключены из гражданского оборота, составной частью которого являются хранение и перевозка. Вместе с тем действующими положениями КоАП не предусмотрена ответственность за указанные действия в отношении таких видов животных. В целях восполнения данного пробела проектом федерального закона предлагается признать административно наказуемыми деяниями хранение и перевозку видов животных или растений, занесснных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами РФ, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка. Кроме того, увеличен административный штраф по этой статье для граждан и юридических лиц в соответствии с изменившейся экономической ситуацией.