Рассказ аморальный приказ

Рассказ аморальный приказ

«Нам в первом же классе семинарии раздавалось от Синода в дар по экземпляру Славянской Библии — на весь курс учения. Мы брали ее и равнодушно, с другими учебниками, клали в парты. Были, говорят, иные примеры, будто при окончании семинарии ученики со злорадством рвали Библии и разметывали по классу. Я не помню такого повального безобразия. Разве один-два из озорников, да и то в первых классах, рвали святую книгу, но другие этого не делали, а просто не интересовались. И так-то к 6-му классу у многих из нас Библии куда-то пропадали. Не знаем куда. А в последних двух классах мы пользовались уже русско-славянским Новым Заветом.

Но если Библия была таким же учебником, как и другие (история, алгебра, геометрия, психология и проч.), то и отношение к ней было совершенно подобным: холодным. Раз учебник, то уже неинтересно! Вот если было бы что «запрещенное», недозволенное — тогда иное дело. И внутренне Библия нас никогда не захватывала».

Ну? примем мы самый лучший стандарт — а школьники будут «учить литературу» прежде всего затем, чтобы точно отвечать на вопросы типа [ЕГЭ, демоверсия 2003 г.]:

А10 Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф.И. Тютчева:

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.

Какой прием использован поэтом?

Демоверсию ЕГЭ по литературе, как и по другим предметам, я распечатал, чтобы использовать для занятий в нашей летней школе. Но если ЕГЭ по математике, физике, химии школьники изучали хотя бы ради соревнования — кто больше ошибок найдет, то литературные тесты восприняли исключительно как анекдот. Один из школярских комментариев: «Если мне кто-нибудь скажет, что я должен препарировать любимую кошку, чтобы лучше ее понимать, я его в лучшем случае пошлю».

Тем не менее, школьники и студенты «естественнонаучного профиля» читают не только энциклопедии и учебники. В этом сезоне я решил оценить литературные интересы участников летней школы — студентов (25-30 человек — преимущественно физики, химики, математики) и школьников (20 человек — участники и призеры олимпиад по этим предметам). На полке под летним навесом, кроме примерно 20 кг. вузовских учебников, оказались привезенные с собой «ненаучные» книги:

Рэй Бредбери «О скитаньях вечных и о Земле» (2 тома); Х.Л.Борхес Сборник; М.А.Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (2 издания); Ю.Вознесенская «Мои посмертные приключения», «Путь Кассандры»; Г.Гессе «Игра в бисер»; Дж.Голсуорси «Сага о Форсайтах»; Кафка (на немецком); П.Коэльо (2 книги); К.С.Льюис «Хроники Нарнии», «Письма Баламута» (2 издания); Д.С.Мережковский «Воскресшие боги», «Леонардо Да Винчи»; Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень»; А. де Сент-Экзюпери «Планета людей»; Туве Янссон «Сказки о Муми-Троллях». А во время вечерних посиделок-почиталок у костра «всплывали» не выкладываемые владельцами под навес издания Пушкина.

Для хозяев-читателей перечисленные книги, добавлявшие вес рюкзаку, не были случайными. Подобный выбор литературы для летнего чтения молодыми интеллектуалами можно считать вполне приемлемым.

Наших школьников и студентов, конечно, трудно назвать «средней случайной выборкой», но они отбирались не по признакам «повышенной духовности», а по готовности жить и работать в полевом палаточном лагере. Так что их круг чтения в некоторой степени может отражать соотношение между «программной» и реально читаемой литературой. По крайней мере видно, что стандарты тут ни при чем и вне зависимости от «гуманистических ценностей» школьных курсов не вся наша молодежь оказывается поколением «Пепси» и «Клинского». Такая вот «ложка меда» среди остальных результатов реформирования российского образования. Особенно удивил и порадовал стихийно возникший «пушкинский вечер» у костра, когда многие читали свои любимые стихи, старательно избегая выученных в школе «программных произведений».

Что же до «программных» книг. У меня в химкабинете довольно долго лежали забытые кем-то тома «Войны и мира». Вспомнил про них на факультативе по пиротехнике, когда в порядке ознакомления с правилами безопасности зачитал школьникам фрагмент, когда Андрея Болконского смертельно ранило пороховой гранатой. Оказалось, что «досюда мы не дочитывали». И тут же томик пошел по рукам — в результате его (вместе с остальными) «зачитали».

Граница между «программным» чтением и чтением «для души» очень подвижная, и старательным преподаванием ее гораздо легче сместить в сторону нудной обязаловки, чем превратить произведение из «стандарта» в «свою» книгу. В летней школе мы регулярно читали у костра произведения из сборника «Основы нравственности» (аннотация), прекрасно подобранные авторами. Но эту книгу, по-моему, не следует давать в руки школьникам.

В один из вечеров мы прочитали из нее рассказ В.Дегтева «Аморальный приказ» про затопление парохода со священниками в 30-е годы. После чтения, как и следует ожидать, — грустная тишина. В таких случаях мы, выдержав небольшую паузу, обычно переходим к соответствующим настроению «тихим» бардовским песням. Но составители «нравственного» сборника рекомендуют другое. Сборник на следующий день взял почитать взрослый коллега — и предложил мне ответить на вопрос после упомянутого рассказа, «закрепляющий материал»:

«Как вы считаете, соответствует ли поступок капитана моральным нормам? Как бы вы поступили на его месте?»

Вопрос логически и морально безупречен. Но задать его — значит, уничтожить весь «внутренний» эффект от чтения рассказа, который дает максимальный воспитывающий результат. Хотя, разумеется, есть типы людей, которые только «логикой» и могут постигать жизнь.

В результате подобных наблюдений я уверен, что никакая версия стандарта по литературе не повлияет существенно на воспитывающий эффект этой самой литературы. Воспитывают учителя (те, которые хотят и умеют это делать), а не нормативные документы.

Аморальный приказ

30 октября — День политзаключенного

К СОЖАЛЕНИЮ, об авторе этого рассказа нам ничего не известно. То ли он и вправду бывший капитан парохода, совершивший некогда страшное преступление, то ли просто талантливый сочинитель. В первом случае — да помилует его Бог, а во втором — да даст ему вдохновения, чтоб он и дальше продолжал писать такие же хорошие рассказы.

Шли мы тогда из Владивостока в порт Ванино. Рейс был последний в сезоне. Шансов успеть до ледостава почти не оставалось. Из Ванино сообщили, что у них на рейде уже появлялись льдины. Я недоумевал: зачем послали так поздно? Однако надеялся, что зима припозднится и удастся проскочить. Тихая и теплая погода в Японском море давала основания для таких надежд.

На борту у меня был «особый груз» — осужденные священники, настоятели монастырей, высшие иерархи. Надо сказать, однажды мне уже приходилось переправлять заключенных — страшно вспомнить. В этот раз — совсем другое дело. Ни тебе голодовок, ни поножовщины, ни шума, ни крика. Охранники маялись от безделья. Они даже стали их выпускать на палубу гулять, не боясь, что кто-нибудь из осужденных бросится за борт. Ведь самоубийство по христианским понятиям — самый тяжкий грех. На прогулках святые отцы чинно ходили по кругу, худые, прямые, в черных длинных одеждах, ходили и молчали или тихо переговаривались. Странно, но, кажется, никто из них даже морской болезнью не страдал, в отличие от охранников, всех этих мордастых увальней, которые, чуть только поднимается небольшая зыбь, то и дело высовывали рожи за борт.

И был среди монахов мальчик Алеша. Послушник, лет двенадцати от роду. Когда в носовом трюме устраивалось моление, часто можно было слышать его голос. Алеша пел чистейшим альтом, пел звонко, сильно и с глубокой верой, так, что даже грубая обшивка отзывалась ему. У Алеши была собака Пушок. Рыжеватый такой песик. Собака была ученая, понимала все, что Алеша говорил. Скажет мальчик, бывало: «Пушок, стой!» — и пес стоит на задних лапах, как столбик; «Ползи!» — и пес ползет, высунув от усердия язык, вызывая у отцов смиренные улыбки, а охрану приводя в восторг; хлопнет в ладоши: «Голос!» — и верный друг лает заливисто и с готовностью: «Аф! Аф!»

Все заключенные любили Алешу и его кобелька. Полюбили вскоре и мои матросы, даже охрана улыбалась при виде этой парочки. Пушок понимал не только слова хозяина, он мог читать даже его мысли: стоило Алеше посмотреть в преданные глаза, и пес уже бежал выполнять то, о чем мальчик подумал.

Наш замполит, Яков Наумыч Минкин, в прошлом циркач, восхищался Пушком: уникальная собака, с удивительными способностями, цены ей нет. Пытался прикармливать пса, но тот почему-то к нему не шел и корма не брал.

Однажды на прогулке наш старпом подарил Алеше свой старый свитер. С каждым днем заметно холодало. Мальчик зяб в своей вытертой ряске. Алеша только посмотрел Пушку в глаза — и пес, подойдя к старпому, лизнул его в руку. Старик так растрогался.

Возвращаясь к хозяину, пес ни с того ни с сего облаял Якова Наумыча, спешившего куда-то. Чуть было не укусил. Мне непонятно было такое поведение собаки. Однако на другой день все стало ясно. Я зашел к замполиту в каюту неожиданно, кажется, без стука, и увидел в его руках массивный серебряный крест. Яков им любовался. Крест был прикреплен колечком к жетону. Жетон был увенчан короной, на нем — зеленое поле, а на поле — серебренный олень с ветвистыми рогами, пронзенный серебряной стрелой. Яков перехватил мой взгляд. «А наш-то послушник, оказывается, князь!» — сказал он, как ни в чем ни бывало, и кивнул на крест с гербом.

Читайте так же:  Требования к проекту по математике

Вот так мы шли пять суток. И вот на шестой день плавания Яков спросил координаты. Я сказал. Он озадаченно пробурчал что-то и спустился в носовой трюм. Вскоре вернулся с Пушком под мышкой. Пушок скулил. Алеша, слышно было, плакал. Кто-то из монахов успокаивал его. Замполит запер пса в своей каюте, и я расслышал, как он резко одернул старпома, попытавшегося было его усовестить: «Не твое дело!» После чего послонялся какое-то время по палубе, нервно сжимая кулаки, потом опять сходил в свою каюту и вернулся с черным пакетом в сургучных печатях. Вновь спросил у меня координаты. Я сказал: такие-то. Тогда он торжественно вручил мне пакет. Я сломал печати. В пакете был приказ.

Вы слышите — мне приказывалось: остановить машину, открыть кингстоны и затопить пароход вместе с «грузом». Команду и охрану снимет встречный эсминец. Я опешил. И с минуту ничего не мог сказать. Может, ошибка. Но тут подошел радист и передал радиограмму с эсминца «Беспощадный боец революции Лев Троцкий» — корабль уже входил в наш квадрат.

Что я мог поделать — приказ есть приказ! Помня о долге капитана, я спустился в каюту, умылся, переоделся во все чистое, облачился в парадный китель, как требует того морская традиция. Внутри у меня было как на покинутой площади. Долго не выходил из каюты, находя себе всякие мелкие заботы, и все время чувствовал, как из зеркала на меня смотрело бескровное, чужое лицо.

Когда поднялся на мостик, прямо по курсу увидел дымы эсминца. Собрал команду и объявил приказ. Повел взглядом: кто.

Моряки молчали, потупив глаза, а Минкин неловко разводил руками. Во мне что-то натянулось: все, все они могут отказаться, все — кроме меня.

— B таком случае я сам.

Спустился в машинное отделение — машина уже стола, и лишь слышно было, как она остывает, потрескивая, — и, со звоном в затылке, отдраил кингстоны. Под ноги хлынула зеленая, по-зимнему густая вода, промочила ботинки, но холода я не почувствовал. Поднявшись на палубу, — железо прогибалось, — увидел растерянного замполита, тот бегал, заглядывал под снасти и звал:

В ответ — ни звука. Из машинного отделения был слышен гул бурлящей воды. Я торжественно шел по палубе, весь в белом, видел себя самого со стороны и остро, как бывает во сне, осознавал смертную важность момента. Был доволен тем, как держался, казался себе суровым и хладнокровным. Увы, не о людях, запертых в трюмах, думал, а о том, как выгляжу в этот роковой миг. И сознание, что поступаю по-мужски, как в романах, — выполняю ужасный приказ, но вместе с тем щепетильно и тщательно соблюдаю долг капитана и моряка, — наполняло сердце трепетом и гордостью. А еще в голове тяжело перекатывалось, что событие это — воспоминание на всю жизнь, и немного жалел, что на судне нет фотоаппарата.

Из трюмов донеслось:

— Вода! Спасите! Тонем!

И тут мощный бас перекрыл крики и плач:

— Помолимся, братия! Простим им, не ведают, что творят. Свя-тый Боже, Свя-тый Крепкий, Святый Бес-с-смерт-ный, поми-и-илуй нас! — запел он торжественно и громко.

За ним подхватил еще один, потом другой, третий. Тюрьма превратилась в храм. Хор звучал так мощно и так слаженно, что дрожала, вибрировала палуба. Всю свою веру вложили монахи в последнюю молитву. Они молились за нас, безбожников, в железном своем храме. А я попирал этот храм ногами.

В баркас спускался последним. Наверно, сотня крыс прыгнула вместе со мной. Ни старпом, ни матрос, стоящие на краю баркаса, не подали мне руки. А какие глаза были у моряков. И только Яков Наумыч рыскал своими глазами-маслинами по палубе, звал собаку:

— Пушок! Пушок! Чтоб тебя.

Пес не отзывался. А пароход между тем погружался. Уже осела корма, и почти затихли в кормовом трюме голоса. Когда с парохода на баркас прыгнула последняя крыса, — она попала прямо на меня, на мой белый китель, — я дал знак отваливать.

Громко сказал: «Простите нас!» — и отдал честь. И опять нравился самому себе в ту минуту.

— Подождите! — закричал замполит. — Еще чуть-чуть. Сейчас он прибежит. Ах, ну и глупый же пес.

Подождали. Пес не шел. Пароход опускался. Уже прямо на глазах. И слабели, смолкали один за другим голоса монахов, и только в носовом трюме звенел, заливался голос Алеши. Тонкий, пронзительный, он звучал звонко и чисто, серебряным колокольчиком — он звенит и сейчас в моих ушах!

— О мне не рыдайте, плача, бо ничтоже начинах достойное.

А монахи вторили ему:

— Душе моя, душе моя, восстань.

Но все слабее вторили и слабее. А пароход оседал в воду и оседал.

Ждать дольше было уже опасно. Мы отвалили.

И вот тогда-то на накренившейся палубе и появился пес. Он постоял, посмотрел на нас, потом устало подошел к люку, где все еще звучал голос Алеши; скорбно, с подвизгом, взлаял и лег на железо.

Пароход погрузился. И в мире словно лопнула струна. Все завороженно смотрели на огромную бурлящую воронку, кто-то из матросов громко икал, старпом еле слышно бормотал: «Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, иде же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. » — а я тайком оттирал с белоснежного рукава жидкий крысиный помет и никак не мог его оттереть.

Вот вода сомкнулась. Ушли в пучину тысяча три брата, послушник Алеша и верный Пушок.

План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему:
О чести и бесчестии (по рассказу В. Дёгтева «Аморальный приказ»)

Интегрированный урок (литература и основы православной культуры) для 8 класса

Предварительный просмотр:

О чести и бесчестии

(по рассказу В. Дёгтева «Аморальный приказ»)

Цели и задачи урока

  1. Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные по рассказу

В. Дёгтева «Аморальный приказ».
2. Понять причины поступков главного героя рассказа.
3. Совершенствовать навык монологической речи. 4. Развивать мышление (умение анализировать, выделять главное

сравнивать). 5. Воспитывать чувство уважения, любви к людям, умение отвечать за свои поступки

— Отраженье исчезнувших лет,

Облегченье житейского ига,

Вечных истин немеркнущий свет –

Это — книга! Да здравствует книга!

Неустанных исканий залог,

Радость каждого нового мига,

Указанье грядущих дорог –

Это — книга! Да здравствует книга!

(Т. Щепкина — Куперник)

— В жизни каждого читателя есть та самая книга, которая помогла ему заглянуть в себя, ответить на вопрос: почему и для чего я живу. Если вы её ещё не нашли, верьте, эта встреча произойдёт непременно!

Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом В. Дёгтева «Аморальный приказ». Может быть, он и станет той отправной точкой в вашем понимании мира и себя в нём.

II. Основная часть

1.Работа со словом

— Вдумаемся в название рассказа. Каково лексическое значение каждого слова?

Приказ – официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению.

Аморальный – противоречащий законам морали, безнравственный.

— На что нас нацеливает автор? О чём хочет предупредить?

— Когда и где происходят описываемые в рассказе события?

— От чьего имени ведётся повествование?

— С чего начинается действие?

— Обратим внимание на то, что капитан не понимает, почему именно в это время (перед началом ледостава) дан приказ перевести заключённых.

— Почему груз, который находится на теплоходе, назван особым?

(осуждённые священники, настоятели монастырей, высшие иерархи)

— Почему люди названы «грузом»? О каком отношении к ним это говорит?

— Чем, по мнению, капитана, эта партия заключённых отличается от предыдущей?

(ни поножовщины, ни крика, ни шума, ни голодовок)

— 1003 человека в чёрных рясах. Монахи. Люди, давшие обет вести аскетический (отказ от жизненных благ и удовольствий) образ жизни, следующие заповедям Христа. Как эти люди могли стать преступниками?

(«социальный заказ»; по мнению пришедших, к власти большевиков, религия – пережиток прошлого, который необходимо уничтожить. В.В.Маяковский в поэме «Облако в штанах» заявлял: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!»)

3. Реализация индивидуального домашнего задания №1

— В поведении монахов неопытный, невоцерковленный (далёкий от церкви) читатель может увидеть какую-то обречённость, нежелание бороться. Подумаем, так ли это?

Сообщение о Серафиме Саровском

Батюшка Серафим, рубил в лесу дрова. К нему подошли два крестьянина и настойчиво потребовали денег, которых, у него не было. Вероятно, сначала крестьяне побоялись напасть на отшельника: Серафим был высок ростом, силен и в тот момент держал в руке топор. К удивлению разбойников, монах вдруг положил топор на землю, смиренно опустил руки, потому что он вспомнил слова Спасителя: «Вси бо приемшии нож ножем погибнут» и не захотел сопротивляться. Он спокойно опустил на землю топор и сказал, кротко сложивши крестообразно руки на груди: «Делайте что вам надобно». Он решился претерпеть все безвинно, Господа ради .
Крестьяне сильно избили его, затем связали и побежали в келью, чтобы унести хоть что-нибудь, если не найдут денег. На стене висела икона, которая почему-то внушила разбойникам мистический ужас. Крестьяне в страхе выбежали из кельи и, бросив на произвол судьбы связанного монаха, исчезли в лесу.
Немного придя в себя, израненный батюшка Серафим каким-то образом снял веревки и чуть ли не ползком добрался до обители. Надежды на то, что он выживет, не было никакой. Несколько врачей, осматривая преподобного, вынесли безрадостный приговор — жить ему осталось считанные дни. В то время, когда врачи, собравшись у постели умирающего, выносили ему приговор, появилась Богородица и, посмотрев в их сторону, сказала: «Что вы трудитесь? Сей — от рода моего». С этого дня преподобный стал поправляться и вскоре встал на ноги.

Читайте так же:  Цена учебные пособия

— Это тоже обречённость, нежелание сопротивляться?

(Божий человек покорен воле Господа; смирение — с миром принимаю)

4. Характеристика героев. Реализация индивидуального домашнего задания №2.

— Среди монахов есть два маленьких солнышка. Это Алёша и его верный друг — пёс Пушок. Что мы можем сказать о них?

Алёша : послушник (в русских православных монастырях — лицо, готовящееся к принятию монашества; они не дают монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству.. . ); ему 12 лет; поёт чистейшим альтом, принадлежит к старинному княжескому роду.

— Предположите, как мальчик мог оказаться среди монахов?

Пушок : умный, умеющий понимать, чувствовать человека рыжий пёс, дворняга.

— Как они относятся друг к другу?

— Не каждого человека животное может понять и принять так, как Пушок Алёшу. Наши братья меньшие чувствуют душу человека. Послушаем, как относились животные к святым людям.

Сообщение о Сергии Радонежском

В XIV веке жил преподобный Сергий Радонежский — святой подвижник. Долгое время его уединенным жилищем была маленькая келья в лесу. Лес был полон зверей и птиц. Все они полюбили святого и часто навещали его. То волк забежит на огород, где работает старец, то семейство кабанов пожалует… Сила молитвы спасала подвижника.

Сохранилось свидетельство о необычной дружбе святого. Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей кельей большого, тощего медведя. Зверь совсем ослабел от голода. Пожалев его, старец вынес краюху хлеба, и положил на пень перед медведем. Медведь съел хлеб и с той поры часто навещал Сергия, ожидал обычного подаяния и не отходил до тех пор, пока не получал его. Преподобный радостно делился с ним

хлебом, отдавал последний кусок, а иной раз и весь обед. А когда хлеба не было, то оба оставались голодными. Дикий зверь слушался пустынника и был кроток с ним, точно овечка.

— Я думаю, каждому из нас симпатичен Алёша. Подберём определения, характеризующие мальчика, и прокомментируем их.

(добрый, кроткий, смирный, безобидный, благодарный, благородный, талантливый)

5.Характеристика героя. Работа в группах

На корабле есть человек, которому все окружающие глубоко безразличны. Единственный, кто его привлекает как бывшего циркача, пёс Пушок.

— Как зовут этого человека? (Яков Наумыч)

— Какую должность он занимает? ( замполит — заместитель капитана по политической части)

— Посмотрим, как он относится к людям.

Работа в группах:

1группа: отношение к Алёше

(отбирает фамильный крест; отбирает Пушка, несмотря на слёзы РЕБЁНКА );

2группа: отношение к Пушку

(восхищается им, так как знает цену «талантливым», дрессированным животным; отобрав его у Алёши, запитает в каюте; потеряв собаку, до последнего пытается её найти – это любовь или эгоизм);

3группа: отношение к капитану (1) и заключённым(2)

( 1 . не доверяет, так как сообщает приказ затопить пароход с заключёнными лишь на шестой день, непосредственно перед затоплением; 2. люди ему не интересны, во время затопления парохода он «рыскал по своими глазами-маслинами палубе» в поисках пса).

— Какой вывод можно сделать об отношении Якова Наумыча к людям? Какой он?

Составим синонимический ряд:

Яков Наумыч Минкин – холодный, равнодушный, жестокий, бездушный.

Центральное слово – бездушный (без-душный — без души). Это бездушие проявляется в отношении к людям. Кто-то, устав от несовершенства мира, может сказать: люблю животных, но ненавижу людей. Но заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего». Ближний – человек!

6.Продолжи предложение. Монологическое высказывание по предложенному плану

— Чем капитан отличается от Якова Наумыча?

  • Если у Якова Наумыча душа мертва, то у капитана…
  • Он наделён хорошими качествами…

(чувство долга, умение видеть доброе, исполнительность)

(осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берёт на себя, вступая в определённые отношения с людьми)

  • Человек может испытывать чувство долга перед…

(родиной, родителями, детьми, профессиональный долг)

  • Капитан получает письменный приказ…

(затопить пароход с «грузом»)

— Капитан стоит перед выбором…

Монологическое высказывание от лица героя: «Что испытывает капитан, принимая решение?»

1.Мне дан приказ…

2. Что я мог поделать…

3. Я долго не выходил из каюты…

4. Я сделал свой выбор…

5. Я объявил приказ команде…

6. В момент исполнения приказа я чувствовал…

7. Я сожалел о том, что…

Сделать всё по уставу, те выполнить, не думая, бесчеловечный приказ, или отказаться от его выполнения, и, значит, быть наказанным, но остаться с чистой совестью – выбор, перед которым стоял капитан.

Вы должны понимать, что человек не может быть плохим или хорошим; плохими или хорошими могут быть его мысли, поступки. И у каждого есть выбор, какой дорогой пойти, какую память о себе оставить…

(от слов: Из трюмов донеслось: «Вода! Спасите! Тонем! »

до слов: И опять я нравился самому себе в эту минуту…)

8.Сравнитальный анализ текста. Реализация индивидуального домашнего задания №3

— Я хочу обратить ваше внимание на слова, сменившие просьбу о спасении: «Помолимся, братия! Простим им, не ведают, что творят!»

— Как вы понимаете эти слова?

— Слышали ли вы их раньше?

(Евангелие от Луки

23:33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую сторону, другого по левую сторону 23:34 Иисус говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.)

— С такими словами умирали многие мученики за веру Христову. Они принимали смерть, не желая отречься от Христа. Их имена звучат в древней и в современной истории. Начало XX века в России утонуло в крови мучеников и исповедников Российских. Священники, монахи, миряне умирали под пытками, зная, что умирают за веру Христову.

Реализация индивидуального домашнего задания №3

(каждый готовит краткий рассказ об одном святом новомученике и исповеднике Российском)

Вот некоторые имена.

Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Сестра императрицы-мученицы Александры Феодоровны, вдова убитого революционерами великого князя Сергея Александровича, после смерти мужа Елисавета Феодоровна стала сестрой милосердия и настоятельницей ею же созданной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Когда Елисавета Феодоровна была арестована большевиками, ее келейница инокиня Варвара, несмотря на предложение свободы, добровольно последовала за ней.

Вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и его секретарем Федором Ремезом, великими князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем Владимиром Палеем преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара были заживо сброшены в шахту близ г. Алапаевска и скончались в страшных мучениях.

Первый Предстоятель Русской Православной Церкви, восшедший на Патриарший престол после восстановления патриаршества в 1918 году. В 1918 году анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922–23 году содержался под арестом. В дальнейшем находился под постоянным давлением со стороны ОГПУ и «серого игумена» Евгения Тучкова. Несмотря на шантаж, отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной властью. Скончался в возрасте 60 лет.

Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому.11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли на носилках.

— В нашем городе возведён храм Новомучеников и исповедников Российских. (показать макет и рассказать об игре «Смоленские купола»)

— А теперь – финал рассказа

Поясните, на чём основаны мои утверждения.

  • Я считаю, что члены команды парохода не случайно не подали руки своему командиру, честно выполнившему свой долг.
  • Я утверждаю, что Пушок оказался выше, честнее командира парохода.
  • Я считаю, что автор не случайно акцентирует внимание читателя на белоснежном кителе капитана, рукав которого испачкан крысиным помётом. (китель = честь)

Не даром говорится, что в сложной ситуации человек показывает своё истинное лицо. В рассказе «Русский характер» А. Толстой утверждает: «…вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке — ядро. Разумеется — у одного оно покрепче, у другого послабже…»

И ещё нужно помнить, что н езнание з аконов не освобождает от ответственности .

10. Домашнее задание

В конце рассказа видим послесловие.

— Как вы понимаете прочитанное?

— Откуда у священника оказался фамильный крест рода, к которому принадлежит Алёша?

Письменный ответ на эти вопросы и есть ваше домашнее задание.

III. Итоги урока

— Над чем вас заставил задуматься рассказ В. Дёгтева «Аморальный приказ»?

Читайте так же:  Как подать на турфирму в суд

— В конце нашего урока, думаю, уместно поставить не точку, а многоточие. Потому что хорошая книга, и жизнь неразрывно связаны. Я уверена, что автор этого рассказа помог вам задуматься над тем, каким должен быть настоящий человек, а каким он быть не должен…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Надеюсь, что мои разработки будут полезны коллегам.

Урок терпения, насточивости и доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского» был проведён в 6 классе. Посвящён урок 75-летию со дня рождения В.Г. Распутина.На уроке учащиеся познакомились с нек.

Интегрированный урок литературы и биологии по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» «И читая книгу природы…» подготовлен в рамках авторской программы «Человек и природа».

Презентация к уроку О чести и бесчестии.

Форма проведения урока – урок-дискуссия . Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозе Технология: проблемное обучение. Модель: личностная. Оборудование: текст рассказа; мульти.

Форма проведения урока – урок-дискуссия . Тип занятия: урок литературы по современной отечественной прозе Технология: проблемное обучение. Модель: личностная. Оборудование: текст рассказа; мульти.

Данный материал можно использовать при подготовке как урока литературы, так и урока русского языка.

Внеклассное мероприятие по обществознанию «Что такое духовность?»

ЦЕЛЬ: Создать представление о понятии духовность, ее связи с моралью, религией.

ЭПИГРАФ:

«Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности».
Ф.М.Достоевский.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, плакаты с высказываниями мыслителей (см. приложение 6).

ПЛАН.

1. В чем заключается духовная жизнь общества?

2. Мораль и религия, их связь и влияние на духовный мир человека.

ХОД ЗАНЯТИЯ

МОТИВАЦИЯ: Учитель: Как вы считаете, что такое духовность? Как понимаете эпиграф? Выскажете свои соображения на этот счёт. Обычно учащиеся отвечают так: «Это потребность в искусстве, творчестве. Стремление к добру, справедливости. Это любовь, это альтруизм и т.п.».

Учитель : А вот давайте обсудим точку зрения христианских богословов, которые считают, что духовность человека зависит от его связи с Богом, т.е. с верой. (с помощью мультимедийного проектора на экран выводится схема) (см. приложение № 1).

Бога понимают как любовь по всему сущему. Во всех религиях мира есть правила поведения, которым человечество должно следовать (не убий, не отвечай на зло злом и т.д.)

Так вот если раньше эти правила были главным началом в человеке, а потребности тела, в том числе удовольствия, стояли на втором плане, то сейчас всё поменялось местами: тело, т.е. наши потребности, формируют душу человека, его духовность, человек оторван от Бога, который понимается как любовь, справедливость.

Согласны ли вы с этим положением?

Приведите примеры негативного поведения в обществе.

Учитель: английский мыслитель Томас Карлейль писал «В человеке есть что-то бесконечное, чего он при всей своей хитрости не может похоронить под конечным. Могут ли все финансы Европы сделать хоть одного сапожника счастливым? Да, но только на пару часов, потому что у сапожника есть душа. И требования её совсем иные, чем желудка. Не говорите поэтому о целых океанах дорогого вина для сапожника с вечной душой, это всё равно, что ничего. Не успеет океан наполниться, как человек станет роптать, что вино могло бы быть ещё лучше. Подарите человеку полмира, и вы увидите, что он затеет ссору с владельцем второй половины, и будет утверждать, что его обидели».

Как вы понимаете высказывание?

Сегодня мы поговорим о духовной жизни общества, её составляющих.

Что такое духовность? Духовная жизнь? Давайте попробуем определить эти понятия, проанализировав различные ситуации и обсудив их.

ЗАДАНИЯ ГРУППАМ. (даются заранее)

1 группа знакомит класс с рассказом В.Дегтева «Аморальный приказ» (см. приложение № 2).

Вопрос: Почему заключенных не боялись выпускать на палубу? Можно ли сказать, что заключенные совершили духовный подвиг, в чём он?

2 группа — знакомит класс с рассказом В.Немирович-Данченко «Пока ещё сердце бьётся в груди».(см. приложение № 3).

Вопрос: В чём видела смысл жизни героиня. Оцените её поступок с позиции современности. Смогли бы вы поступить так?

3 группа знакомит класс с различными ситуациями.

(см. приложение № 4. События из современных реалий взяты из СМИ)

Вопрос: Дайте собственную оценку поступкам главных лиц.

4 группа — знакомит с рассказом С.Лагерлеф «Добро и зло».

Вопрос: Почему главному герою удалось то, что никому не удавалось? Возможно такое в жизни? Обсуждается проблема.

Давайте поговорим о морали и религии.

Задания группам:

  • группе 1 . Отличия морали и правовых норм.
  • группе 2. Отличие и сходство морали и религиозных норм.
  • группе 3. Каковы отличия религиозного и светского сознания?

Примерные ответы.

ГРУППА 1.

Нормы морали — это правила поведения, закрепленные в сознании людей, они неизменны на протяжении долгого времени. Например — уважать старших, родителей, не предавать и т.д. Нормы права закреплены в законах, других нормативных актах и за их нарушение применяется юридическая ответственность.

Например — за преступление — уголовная ответственность. Общие точки соприкосновения — мораль и право регулируют отношения в обществе. Очень часто нарушение закона одновременно является нарушением морали. Пример: Родители должны и обязаны по закону заботиться о своих детях. В противоположном случае их лишат родительских прав, и параллельно идёт осуждение в сознании соседей, родственников и т.д.

ГРУППА 2.

Мы считаем, что нормы морали появились раньше, чем религия — в этом одно отличие, другое — до появления мировых религий , монотеистических (Буддизм, христианство, ислам) моральные нормы были очень жёсткими: например, в Спарте убивали неполноценных младенцев, у иных племён язычников существовало жертвоприношение людей божеству и т.д.

Но с появлением религий спасения меняются моральные нормы: осуждается убийство, воровство, вообще, всякое зло. Религиозные нормы поведения в семье остались нормами морали до наших дней.

«Чти отца и матерь твою, да продлятся дни твои на земле».

Или к примеру, «не лжесвидетельствуй» — и сегодня в сознании людей пренебрежение к сплетникам и лжецам.

ГРУППА 3.

Религиозное сознание основано на вере в Бога, в высшие силы, человек, который но настоящему верит, всегда спокоен, он за все удачи и неудачи благодарит Бога, полагается, может быть, не столько на себя, сколько на высшие силы. Он более стоек к неприятностям, скромен в общении, во всём видит свой особый смысл, способен радоваться самому малому, не думает об удовольствиях, а наоборот ищет трудности. Например: Серафим Саровский, другие старцы, служители церкви, монахи.

Обычный человек, если и допускает существование Бога, то не очень в него верит и потому рассчитывает только на себя, не отказывается от разного рода удовольствий, в том числе и от вредных привычек. Главное — не духовное совершенствование, а карьера ради тщеславия и денег. Беда многих людей в том, что в погоне за удовольствиями и благами теряют смысл жизни. Есть деньги, власть, а в семье нет тепла и добрых отношений, нет друзей, человек не знает, для чего живёт или прожил. Он никому не нужен.

ГРУППА 4.

Выступают в качестве экспертов, подводят итог.

Учитель: Мораль и религия имеют много общего в смысле регулирования отношений в обществе.

Давайте вспомним основные принципы морали. Каковы они?

Учащиеся: Охватывает все сферы человеческой деятельности имеют структуру: это нравственные взгляды, традиции, идеалы, принципы, нормы и категории.

Учитель: поговорим о категориях: задание группам: предлагаются ситуации и вопросы.

  • 1 группа. Будет ли добром для ученика «2», которую учитель не ставит в журнал, жалея ученика?
  • 2 группа. Будет ли злом наказание для ребёнка со стороны родителей за какой-либо проступок?
  • 3 группа. Как вы можете объяснить фразу: «Чувство долга — превыше всего».
  • 4 группа.

1. В.Гюго «Высшее правосудие — совесть»
2.»Самое главное украшение человека — чистая совесть» — Цицерон.
Что означают эти выражения?

Учитель: Мораль требует от нас следовать образцам должного, разумного, правильного в любых жизненных ситуациях.

Ваш выбор между «я хочу» и «я должен» определяет уровень важного самосознания, человеческую зрелость. Мы все знаем, как нужно поступать правильно с точки зрения морали, но не всегда это выполняем. Наше моральное сознание без поступка ничего не значит.

Давайте обратимся к эпиграфу вновь. Почему нашу действительность нельзя назвать хорошей в духовном плане?

Что же должно стоять на первом плане в обществе: духовные ценности или материальные?

Вы получили много информации на уроке, о чём вы задумались ? Что дало вам сегодняшнее занятие?

Дома подумайте над вопросами:

1. Что есть добро и зло?

2. В чём предназначение человека?

3. Свобода сына может стать кошмаром для отца?

4. Совесть, её природа.

5. Массовая культура способствует развитию духовности?

Эти вопросы будем обсуждать на следующем занятии.

Произведения на тему цитаты: «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства»

Я подготавливаюсь к сочинению, вот немного застрял на цитатах:
«В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства» и «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни»

Войну и Мир не предлагать, не читавши раскрыть достойно не смогу.
Лучше всего то, что проходили в школе, или рассказ, не больше 20 страниц.

По второй думаю указать Судьбу Человека, как предатель захотел сдать командира, а так же рассказ Солдатская Каша, как человек проявил самое глубокое чувство сострадания, на которое человек только способен.
А вот про геройство ничего не идет.. .