Приказ о диспансеризации на предприятии

Диспансеризация работников

Нередко в СМИ мы видим новости о том, что в очередной раз начинается кампания по диспансеризации работающих граждан. И действительно, на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Основы охраны здоровья граждан) профилактика в сфере охраны здоровья населения обеспечивается комплексом мероприятий, в число которых в обязательном порядке входят диспансеризация и диспансерное наблюдение. Ежегодно для проведения данных мероприятий государство выделяет немалые средства, поэтому сегодня мы расскажем, что такое диспансеризация, кто должен ее проходить и можно ли привлечь к дисциплинарной ответственности работников, отказывающихся проходить диспансеризацию.

До принятия Основ охраны здоровья граждан определения диспансеризации можно было отыскать лишь в словарях. Теперь ст. 46 нормативного акта определено, что диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.

Здесь же следует дать определение диспансерному наблюдению, которое представляет собой динамическое наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Обратите внимание! Частью 3 ст. 254 ТК РФ предусмотрено сохранение за женщиной среднего заработка по месту работы на время прохождения диспансерного обследования. Положение об организации проведения диспансеризации беременных женщин и родильниц утверждено Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2006 N 224.

Довольно часто работодатели путают диспансеризацию с периодическими медицинскими осмотрами. Однако между ними есть существенная разница — цель проведения. Медосмотр проводят, чтобы определить пригодность работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Диспансеризация же проводится для раннего выявления:

— хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения;

— факторов риска развития заболеваний (повышенный уровень артериального давления и глюкозы в крови, низкая физическая активность и т.д.);

— потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача.

К сведению. Средства, полученные медицинскими организациями на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, направляются ими на оплату труда медработников, участвующих в проведении такой диспансеризации (за исключением участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей)).

Кроме этого, в ходе диспансеризации определяются необходимые профилактические, лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями или факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями, здоровых граждан. Также составляются группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными и иными заболеваниями, с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.

Как видим, диспансеризация — это куда более серьезная процедура, чем периодический медицинский осмотр.

Кто подлежит диспансеризации?

Ответ на данный вопрос можно найти в нормативных актах. В частности, на основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2010 N 1228 диспансеризации подлежат граждане без возрастных ограничений, работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, застрахованные в системе обязательного медицинского страхования.

Кроме этого, диспансеризации подлежат неработающие граждане и обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме.

Порядок проведения диспансеризации

Порядок проведения диспансеризации утвержден Приказом Минздрава РФ от 03.12.2012 N 1006н. Он еще не вступил в силу, однако регионы уже разработали на его основе свои программы диспансеризации .

Диспансеризация проводится раз в три года в следующие возрастные периоды: 21, 24, 27, 30, 33 и т.д. А инвалиды ВОВ, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, проходят диспансеризацию ежегодно вне зависимости от возраста.

Дополнительная диспансеризация работающих граждан проводится медицинскими организациями, участвующими в реализации программ государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Что включает в себя диспансеризация? Перечень осмотров врачами-специалистами (фельдшером или акушеркой), исследований и иных медицинских мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации, зависит от возраста и пола гражданина. Так, диспансеризация предполагает два этапа.

Первый этап — скрининг — проводится с целью первичного выявления и отбора граждан с подозрением на наличие заболеваний и включает в себя:

1. Опрос (анкетирование) с целью выявления хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.

2. Антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии, расчет индекса масса тела).

3. Измерение артериального давления, тонометрию глаз (для граждан 39 лет и старше), определение общего холестерина и глюкозы крови; ЭКГ в покое (всем в 21 год, далее для мужчин в возрасте старше 35 лет, для женщин в возрасте 45 и старше); осмотр фельдшера-акушерки; флюорография легких; маммография (для женщин с 39 лет и старше); анализ крови и мочи, УЗИ органов брюшной полости (для лиц в возрасте 45, 51, 57, 63 и 69 лет).

4. Профилактический прием (осмотр, консультация) врача-невролога (для лиц в возрасте 51, 57, 63 и 69 лет).

5. Прием (осмотр) врача-терапевта участкового врача общей практики (семейного врача) здоровых лиц и лиц с определившимся диагнозом заболевания, не требующего дообследования на втором этапе диспансеризации.

На втором этапе происходит дообследование и уточнение диагноза заболевания, профилактическое консультирование. Также проводятся:

— эзофагогастродуоденоскопия (для лиц в возрасте старше 50 лет при наличии выявленных при анкетировании «гастродуоденальных» жалоб и отягощенной наследственности по онкологическим заболеваниям эзофагогастральной зоны) и др;

— осмотр (консультация) офтальмолога, невролога, хирурга, уролога и др.;

— направление пациента по выявленным показаниям в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, и на санаторно-курортное лечение, индивидуальное или профилактическое консультирование групповое (школа здоровья) в отделении медицинской профилактики и центрах здоровья.

На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медработник отделения (кабинета) медицинской профилактики заполняет «Карту учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров)». Информацию о проведении диспансеризации и ее результатах вносит врач-терапевт в паспорт здоровья, который выдается гражданину.

Обязательность прохождения работающими гражданами диспансеризации

Конечно, никто не потащит работника насильно в медицинскую организацию для прохождения диспансеризации. Более того, установлено, что она проводится при наличии добровольного согласия гражданина или его законного представителя, на основании предоставленной медработником в доступной форме информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Как же быть работодателю, если его работник изъявил желание пройти диспансеризацию? Можно ли считать отсутствие на работе в связи с диспансеризацией прогулом?

Примечание. Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

По данному вопросу есть две позиции. Одни специалисты считают, что если работодатель направил работника для прохождения диспансеризации, тот не может отказаться, так как обязан периодически проходить медосмотр в определенных случаях. Ведь ст. 213 ТК РФ установлено, что на период прохождения медосмотра за работником сохраняются место работы и средний заработок, а в силу ст. 76 ТК РФ работодатель имеет право не допустить к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр. Другие специалисты считают, что поскольку в ТК РФ не упоминается о диспансеризации работников и работодатели проводят ее не за свой счет, то и обязанность работников проходить диспансеризацию не установлена.

Мы придерживаемся второй точки зрения и считаем, что поскольку в настоящее время нет нормативных актов, обязывающих участвовать в диспансеризации, работники могут отказаться ее проходить.

Но если работник самостоятельно изъявил желание пройти диспансеризацию, работодатель обязан обеспечить условия для ее прохождения (как медицинских осмотров), а также беспрепятственно отпустить работника для этого (ст. 24 Основ законодательства об охране здоровья). Следовательно, ни о каком прогуле или ином нарушении трудовой дисциплины в случае прохождения работником диспансеризации не может быть речи — при условии, что обязательность прохождения диспансеризации не зафиксирована в локальном нормативном акте или трудовом договоре.

Обратите внимание! Если обязательность прохождения диспансеризации зафиксирована в коллективном или трудовом договоре, работник обязан явиться на дополнительную диспансеризацию.

К сожалению, в связи с пробелами в законодательстве в настоящее время для работодателей остается довольно много неясностей в вопросе проведения диспансеризации: это и оформление отсутствия работника на работе в период прохождения диспансеризации, и оплата этого времени, и включение его в периоды для расчета пособий по временной нетрудоспособности, и пр. Стимулирующий механизм для работодателей, чтобы те охотнее отпускали персонал на диспансеризацию, пока не предусмотрен. Однако полагаем, что в интересах работодателя иметь здоровый коллектив, поэтому рекомендуем все-таки идти навстречу работникам, изъявившим желание пройти диспансеризацию.

Диспансеризация в России пойдет по-новому: ни анализов, ни УЗИ

Особенности первого этапа

08.02.2018 в 17:36, просмотров: 301452

1 января 2018 года вступил в силу новый порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения России, утвержденный приказом Минздрава РФ. В целом задача очередного этапа масштабного мониторинга здоровья россиян, как и прошлого, — раннее выявление текущих болезней (в самом начале их развития) и хронических патологий. Как считают организаторы процесса, «такой ежегодный контроль помогает обнаружить самые распространенные проблемы со здоровьем у разных возрастных групп, а в итоге снизить смертность россиян, особенно в молодом возрасте». И проходить такие плановые осмотры тоже должны граждане нашей страны старше 21 года. Но список медуслуг при этом изменился.

Итак, что нового в диспансеризации-2018 ждет тех, кто имеет законное право проходить ее бесплатно в этом году? Кому и что положено? Что должен иметь при себе россиянин, отправляясь на диспансеризацию? И что он может потребовать от врачей?

Независимо от состояния здоровья.

— Регулярное прохождение диспансеризации необходимо всем людям вне зависимости от состояния здоровья, — считает главный внештатный специалист по профилактической медицине Минздрава России Сергей БОЙЦОВ. — Даже если человек считает себя здоровым, во время диспансеризации у него нередко обнаруживаются опасные неинфекционные заболевания, лечение которых наиболее эффективно на ранней стадии. Государством предусмотрена вот такая забота о здоровье населения в виде прохождения диспансеризации: анализы, обследование на аппаратуре, консультации. Это поможет предупредить или выявить заболевания, скорректировать образ жизни или начать лечение, чтобы предотвратить дальнейшее развитие болезни. Причем все это за счет государства, по полису ОМС. Те же обследования в платных медицинских центрах человеку влетят, как говорится, в копеечку, и не в одну.

И это действительно так. Хотя почти каждый третий из опрошенных россиян и считает, что «диспансеризация проводится зачастую формально и мало что дает», число желающих пройти по месту жительства абсолютно бесплатно профилактические осмотры и получить консультации врачей становится все больше. Но и претензий, согласно опросам, немало: на очереди жалуется едва ли не каждый четвертый; на то, что невозможно пройти профосмотр за один день, — каждый шестой.

Как следует из приказа Минздрава РФ «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» (принят в конце прошлого года и утвержден Минюстом), в 2018 году диспансеризацию (по плану) должны пройти не менее 63% тех россиян, кому она положена, а это втрое больше, чем планировалось в 2017-м. С этого года изменился и набор предоставляемых людям медицинских услуг.

Одно из важнейших новшеств, вызвавших немало вопросов у населения и у законодателей: начиная с 2018 года из первого этапа диспансеризации, когда пациентов проверяют на признаки хронических заболеваний, исключены клинический и биохимический анализы крови, общий анализ мочи и УЗИ брюшной полости и малого таза. Как считают в Минздраве, эти анализы малоэффективны: по их результатам не всегда удается точно поставить диагноз или даже выявить минимальные отклонения в системе функционирования определенных органов. Но в предыдущие-то годы врачи назначали эти исследования именно для того, чтобы на ранней стадии выявить не только неинфекционные заболевания (диабет, отклонения в работе внутренних органов), но и онкологию почек, шейки матки, брюшной полости, заболевания мочевого пузыря и предстательной железы и др.

Читайте так же:  Материальная ответственность работодателя примеры

Теперь предлагается заменить эти виды анализов исследованием кала на скрытую кровь, но проводить его будут чаще: не раз в три года, а раз в два года (помогает диагностировать онкологию на разных стадиях). А еще делать анализ крови на ПСА (простатспецифический антиген) у мужчин. Но только по назначению участковых терапевтов при наличии у пациентов клинических показаний и жалоб. И в случае если по результатам диспансеризации будут показания к проведению другой диагностики, это будет сделано в рамках ОМС бесплатно.

Есть и другие изменения в наборе медуслуг: анализы на выявление колоректального рака и маммография будут проводиться чаще. Маммография теперь обязательна, и ее могут пройти женщины 39–49 лет 1 раз в 3 года, а 50–70 лет — 1 раз в 2 года. И ЭКГ обязательна, но не с 21 года, а только с 35 лет для мужчин и с 45 лет для женщин. А вот УЗИ органов малого таза и УЗИ брюшной полости теперь не обязательны. По желанию пациента пройти их можно (без специального назначения), но не чаще 1 раза в 6 лет.

Все граждане, возраст которых превышает 38 лет, обязаны измерить внутриглазное давление у окулиста, проверить глаза на глаукому и др. А также пройти проверку на предмет общего обезвоживания организма и уровень кровяного давления. В возрасте 21 года и старше могут добровольно, анонимно и бесплатно пройти тест на ВИЧ.

Из второго этапа диспансеризации исключено определение липидного спектра крови, определение концентрации гликированного гемоглобина в крови, эзофагогастродуоденоскопия (осмотр слизистых оболочек органов, которые входят в желудочно-кишечный тракт).

Против исключения традиционных видов анализов на первом этапе диспансеризации выступили депутаты Мосгордумы. И даже высказали предложение предоставить Москве право самостоятельно определять перечень исследований и консультаций при диспансеризации, о чем писала наша газета. Как будет на практике, покажет время.

Мужчинам тоже не отвертеться

Известный факт: представители сильного пола не любят ходить к врачам. Но удивительно: на диспансеризацию они идут более охотно. Разница с посещаемостью женщин можно даже сказать, что приемлемая: 57,9% составляли женщины и 42,1% — мужчины (данные 2014 года). Хотелось бы, чтобы и в этом году их у врачей было не меньше.

Диспансеризация-2018 по-прежнему будет проходить в два этапа. Кому и что государство гарантирует бесплатно на каждом из этапов?

На первом этапе: для начала врачи должны предложить пациенту заполнить анкету, в которой указать, имеются ли у него заболевания и какие, оценить характер своего питания, физические нагрузки. А также курит ли он, употребляет ли алкоголь, принимает ли психотропные и наркотические вещества. Все это и позволит врачам оценить имеющиеся у него факторы риска.

Врачи также должны зафиксировать антропометрические параметры человека (измерить рост, вес, окружность талии, определить индекс массы тела). Измерить артериальное давление. А если человеку за 60, измерить еще и внутриглазное давление; сделать электрокардиографию (мужчинам в 35 лет и старше, женщинам в 45 лет и старше); флюорографию легких; провести цитологическое исследование мазка с шейки матки (для женщин от 30 до 60 лет) и др. (по списку, который есть в медучреждениях по месту жительства).

Мужчинам теперь тоже не отвертеться. Определять в крови уровень ПСА (простатспецифического антигена), который косвенно может говорить о раковом заболевании, будут всем мужчинам в 45 лет и в 51 год. Причем не просто выборочно, а по медицинским показаниям.

Как поясняют эксперты, по итогам первого этапа у пришедших на прием врачи должны выявить возможные хронические неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические, бронхолегочные и сахарный диабет), а также их факторы риска. И если у кого-то обнаружится высокий риск сердечных проблем, ожирение, высокий холестерин, специалисты должны индивидуально провести консультации. Особенно если человеку за 70.

Итак, первый этап (скрининг) включает в себя общие обследования, по результатам которых человеку присваивается группа здоровья и при необходимости группа диспансерного наблюдения. Если по итогам первого этапа диспансеризации врач считает необходимым более углубленное обследование, пациент направляется на второй этап. Но в любом случае первый этап диспансеризации должен завершиться врачебным осмотром, рекомендациями специалистов по питанию, по физическим нагрузкам, советами, как отказаться от вредных привычек и т.д.

На втором этапе: для уточнения состояния здоровья человека врачи должны предложить не только дополнительные методы различных исследований, но и консультации узких специалистов. Кроме того, должны провести дуплексное сканирование брахицефальных артерий, колоноскопию, спирометрию. И по итогам тоже проконсультировать пациента у уролога, колопроктолога, хирурга. Благодаря такому обширному комплексу исследований врачам и удается выявить хронические неинфекционные заболевания на ранней стадии и снизить вероятность инвалидности и преждевременной смерти. К заболеваниям-убийцам врачи относят ишемию сердца, новообразования, эндокринные заболевания, хронические болезни легких. Кстати, в этом году врачам рекомендовано особое внимание обращать на любые опухоли и новообразования.

Второй этап тоже должен завершиться осмотром пациентов терапевтом. И по профилю найденных или подозреваемых заболеваний направить их на дальнейшее обследование в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.

А по итогам диспансеризации всем, кто ее прошел, врачи должны присвоить группу здоровья. Всего их три: первая — имеющие низкий риск развития неинфекционных заболеваний; вторая — с высоким риском развития заболеваний сердца и сосудов; третья — уже имеющие серьезные хронические заболевания. Пациенты второй и третьей групп подлежат обязательному диспансерному наблюдению и лечению.

Работающих обязаны отпускать на диспансеризацию. По закону

Конечно, чтобы контролировать состояние своего здоровья, необходимо регулярно проходить профилактические осмотры. И раз в три года каждый россиянин, достигший 21 года, имеет возможность по полису ОМС проходить комплексное медицинское обследование. Но даже при этом многие россияне откладывают визиты к врачам на потом либо из-за нехватки времени (не отпускают с работы), либо из-за отсутствия желания. А ведь диспансеризация — шанс избавиться от многих проблем, не устают повторять наши эксперты.

Такой шанс у работающих сегодня есть. Согласно закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (ст. 24 ФЗ РФ от 21.11.2011 №323-ФЗ) работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками диспансеризации и также беспрепятственно отпускать их к врачам.

В крупных городах теперь есть электронная запись к врачам. Можно также заранее заполнить анкету для диспансеризации. О необходимости пройти диспансеризацию теперь людям напоминают по телефону, приглашают с помощью SMS-сообщения. Правда, наметились лишь первые ласточки таких мобильных услуг.

Специалисты убеждены: не менее, а может быть, и более важна и личная ответственность за собственное здоровье. Да, диспансеризация — дело добровольное. Никто никого насильно не потащит к врачам на профилактические осмотры. Но, как считают эксперты, грех не воспользоваться возможностью раз в три года бесплатно обследоваться «насквозь».

А ТЕПЕРЬ — ВНИМАНИЕ!

В 2018 году бесплатно диспансеризацию могут пройти: россияне, родившиеся в следующих годах начиная с 1928 по 1997 включительно. А именно: 1928, 1931, 1934, 1937, 1940, 1943, 1946, 1949, 1952, 1955, 1958, 1961, 1964, 1967, 1970, 1973, 1976, 1979, 1982, 1985, 1988, 1991, 1997. Возрастные промежутки, как видим, рассчитываются через каждые три года. Временем прохождения диспансеризации считается весь календарный год, в котором человек родился. Даже если появился на свет в конце года, например 31 декабря 1997-го, человек имеет право пройти диспансеризацию с 1 января 2018 года. Но с 1 января 2019-го он уже теряет это право.

А те россияне, кто уже в группе риска (военнослужащие, ветераны ВОВ, дети войны, дети до 18 лет, инвалиды аварии на ЧАЭС), имеют право проходить бесплатное медицинское обследование не раз в 3 года, а каждый год.

Куда обращаться?

Как пояснили в Минздраве РФ, для прохождения диспансеризации необходимо прийти в медицинскую организацию по месту жительства (прикрепления), к своему участковому терапевту (фельдшеру) или в кабинет (отделение) медицинской профилактики. Если при этом возникнут какие-то вопросы, обратиться к представителю вашей страховой медицинской организации (телефон указан в страховом полисе ОМС). А врачи советуют обход врачей начинать утром и приходить натощак, чтобы сдать анализы и не переносить визит на следующий день. Также необходимо несколько часов до обследования не иметь интенсивных физических нагрузок.

Какие нужны документы?

Иметь при себе паспорт и страховой медицинский полис (ОМС или ДМС). А если у кого-то есть результаты анализов, проведенных в предшествующие 12 месяцев, тоже захватить их с собой.

Заголовок в газете: Обследоваться будем по-новому
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27612 от 9 февраля 2018 Тэги: Дети , Медицина, ОМС Организации: Министерство здравоохранения Места: Россия, Москва

Дополнительная диспансеризация работников

Вопрос-ответ по теме

Речь идет о диспансеризации ст. 46 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ, Приказ МЗ РФ №36АН от 03.02.2015. Выходит, что это дополнительное обследование за свой счет.

Дополнительную диспансеризацию работник проходит по собственному желанию. При этом работодатель не обязан сохранять за работником средний заработок на время ее прохождения. На день прохождения диспансеризации работник пишет заявление на предоставление дня отдыха без сохранения заработной платы.

Изменения ноября 2018 года для бухгалтера по зарплате

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РОССИИ ОТ 03.02.2015 № 36АН

Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения

Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 3 февраля 2015 года № 36ан

Приложение. Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения

7. Гражданин проходит диспансеризацию в медицинской организации, в которой он получает первичную медико-санитарную помощь.

8. Диспансеризация проводится при наличии информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя (в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство), данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2013, № 48, ст.6165).Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

ПИСЬМО ФФОМС ОТ 21.01.2003 № 207/30-3/И

Об оплате расходов на проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с поступающими из территориальных фондов ОМС запросами об оплате расходов медицинским учреждениям на проведение обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников сообщает следующее.В соответствии со статьей 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1 (в ред. Федерального закона от 02.12.2000 № 139-ФЗ), в целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 20.05.2002 № 53-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.

Читайте так же:  Заявление на замену защитника

При этом, согласно пункту 2 статьи 2 упомянутого Федерального закона, действие данного Закона распространяется на работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях; студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику.В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 183-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год»разрешено Фонду социального страхования Российской Федерации в 2003 году принимать решения о направлении страхователем до 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных страхователем указанному Фонду за 2002 год, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этого страхователя, включая финансирование периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.

Учитывая вышеизложенные правовые нормы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования просит обратить на это внимание при формировании территориальных программ обязательного медицинского страхования, имея в виду, что средства обязательного медицинского страхования на оплату расходов медицинских учреждений на проведение обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров использованы быть не могут.

Нужен ли приказ о проведении диспансеризации сотрудников?

Вопрос-ответ по теме

Организация планирует проводить диспансеризацию своих работников в лечебном учреждении. с которым заключен договор. ЛПУ предоставило перечень услуг (врачей и анализов), отличающихся от установленных в Приказе Минздрава России от 03.02.2015 N 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения». Насколько критично для Работодателя прохождение его работниками другого перечня врачей и диспансеризация 1 раз в год, а не 1 раз в 3 года? Будут ли результаты такого скринига считаться прохождением диспансеризации? Есть ли какие-либо ограничения для диспансеризации? Необходим ли приказ по Обществу о направлении всех работников для прохождения диспансеризации с установлением сроков прохождения, перечнем врачей и указанием ЛПУ? Спасибо.

По вопросу: Насколько критично для Работодателя прохождение его работниками другого перечня врачей и диспансеризация 1 раз в год, а не 1 раз в 3 года?

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является обязанность организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Категории работников, которые обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, определены ст. 213 ТК РФ: к таковым относятся работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Дополнительная диспансеризация проводится в рамках национального проекта «Здоровье» с 2006 года. Диспансеризация направлена на раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения и основных факторов риска их развитий.

Цель диспансеризации отличается от цели медицинского осмотра. Так диспансеризация направлена на выявление на ранних стадиях социально значимых заболеваний (рак, туберкулез, ВИЧ и пр.). Медицинский осмотр призван дать ответ на вопросы: о влиянии производственных факторов на состояние здоровья работника, выявление профессиональных заболеваний с учетом определенных факторов производственного процесса, о возможности продолжения работником его профессиональной деятельности.

Диспансеризация в настоящее время проводится 1 раз в 3 года.

На работников нельзя возложить обязанность по прохождению такой диспансеризации.

Диспансеризация проводится при наличии информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя (в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство), данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

«Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения»

(Зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36268). Перечень осмотров (консультаций) врачами-специалистами (фельдшером или акушеркой), исследований и иных медицинских мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации в зависимости от возраста и пола гражданина (объем диспансеризации), определяется в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку.

На основании вышеизложенного отметим, что диспансеризация в организации может проводиться и чаще, чем 1 раз в 3 года, но работодатель не вправе принудительно отправить своих работников на такую диспансеризацию.

Диспансеризация взрослого населения проводится медицинскими организациями (иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность) (далее — медицинская организация) независимо от организационно-правовой формы, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части оказания первичной медико-санитарной помощи, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по «медицинским осмотрам профилактическим», «терапии», «акушерству и гинекологии» или «акушерству и гинекологии (за исключением вспомогательных репродуктивных технологий)», «акушерскому делу» или «лечебному делу», «офтальмологии», «неврологии», «хирургии», «рентгенологии», «клинической лабораторной диагностике» или «лабораторной диагностике», «функциональной диагностике», «ультразвуковой диагностике», «эндоскопии».

В случае отсутствия у медицинской организации, осуществляющей диспансеризацию, лицензии на осуществление медицинской деятельности по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения диспансеризации в полном объеме, медицинская организация заключает договор с иной медицинской организацией, имеющей лицензию на требуемые виды работ (услуг), о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению диспансеризации.

То есть работодателю нужно, прежде всего (до заключения соответствующего договора с ЛПУ) проверить данные, указанные выше. Кроме того, в данном случае считаем целесообразным придерживаться Порядка в части проводимых обследований, так как такие обследования соответствуют целям проведения диспансеризации и сохранения здоровья работающих граждан.

По вопросу: Будут ли результаты такого скринига считаться прохождением диспансеризации?

В соответствии с вышеуказанным Порядком диспансеризация проводится в два этапа:

  • Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза заболевания (состояния) на втором этапе диспансеризации
  • Второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния), проведения углубленного профилактического консультирования

На основе сведений о прохождении гражданином диспансеризации медицинским работником отделения (кабинета) медицинской профилактики, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта по результатам исследований, проведенных в рамках диспансеризации в данном фельдшерском здравпункте или фельдшерско-акушерском пункте, заполняется карта учета диспансеризации, которая подшивается в медицинскую карту амбулаторного больного.

Первый этап диспансеризации считается завершенным и подлежит оплате в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказание гражданам медицинской помощи (далее — территориальная программа) в случае выполнения не менее 85% от объема диспансеризации, установленного для данного возраста и пола гражданина, при этом обязательным является проведение анкетирования и приема (осмотра) врача-терапевта.

В случае если число осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий, выполненных ранее и учитываемых при диспансеризации в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка, превышает 15% от объема диспансеризации, установленного для соответствующего возраста и пола гражданина, а общий объем выполненных в рамках диспансеризации и учтенных в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий составляет 85% и более от объема диспансеризации, первый этап диспансеризации отражается в отчете о проведении диспансеризации как завершенный случай, при этом оплате подлежат только выполненные осмотры (исследования, мероприятия) в соответствии со способами оплаты медицинской помощи, установленными территориальной программой.

В случае выполнения в рамках первого этапа диспансеризации менее 85% от объема диспансеризации, установленного для данного возраста и пола гражданина, но при этом выполненные осмотры, исследования и иные медицинские мероприятия составляют 85% и более от объема обследования, установленного для профилактического медицинского осмотра (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N 1011н «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2012 г., регистрационный N 26511)), такие случаи учитываются как проведенный гражданину профилактический медицинский осмотр.

Второй этап диспансеризации считается законченным в случае выполнения осмотров, исследований и иных медицинских мероприятий, указанных в пункте 13.2 настоящего Порядка, необходимость проведения которых определена по результатам первого и второго этапов диспансеризации.

По вопросу: Есть ли какие-либо ограничения для диспансеризации?

Да, как и указывалось выше, должно быть получено согласие сотрудника на проведение в отношении него диспансеризации.

По вопросу: Необходим ли приказ по Обществу о направлении всех работников для прохождения диспансеризации с установлением сроков прохождения, перечнем врачей и указанием ЛПУ?

В законе такого требования нет в силу того, что диспансеризация работающих граждан обязательной не является (только в случае, если данное условие предусмотрено законодательством Российской Федерации).

Но, если Вы решили проводить такую диспансеризацию, порядок ее проведения следует закрепить на локальном уровне. При направлении работников на диспансеризацию следует оформить приказ в произвольной форме (в целях подтверждения отсутствия работников на рабочем месте), в котором отразить сроки проведения диспансеризации, наименование ЛПУ, куда направляются работники. Списки врачей здесь указывать не нужно. Еще раз отметим, что на прохождение диспансеризации нужно получить согласие работников

ВАЖНО! проведение диспансеризации работников не освобождает работодателя от обязанности за свой счет организовывать периодические и предварительные осмотры работников.

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА РОССИИ от 03.02.2015 № 36ан

Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения

1. Утвердить порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения согласно приложению.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2015 года.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
27 февраля 2015 года,
регистрационный № 36268

Приложение
к приказу
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 3 февраля 2015 года № 36ан2

Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с проведением в медицинских организациях диспансеризации следующих групп взрослого населения (в возрасте от 18 лет и старше):

3) обучающиеся в образовательных организациях по очной форме. Настоящий Порядок не применяется в случаях, когда законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок проведения диспансеризации отдельных категорий граждан.

2. Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации .

3. Диспансеризация взрослого населения проводится путем углубленного обследования состояния здоровья граждан в целях:

1) раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации (далее — хронические неинфекционные заболевания), основных факторов риска их развития (повышенный уровень артериального давления, дислипидемия, повышенный уровень глюкозы в крови, курение табака, пагубное потребление алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая активность, избыточная масса тела или ожирение), а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

2) определения группы состояния здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями (состояниями), а также для здоровых граждан;

3) проведения краткого профилактического консультирования граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, здоровых граждан, а также проведения индивидуального углубленного профилактического консультирования и группового профилактического консультирования (школ пациента) граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском;

4) определения группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и иными заболеваниями (состояниями), а также граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.

Читайте так же:  Инвестиционный проект налог на имущество

4. Диспансеризация проводится 1 раз в 3 года в возрастные периоды, предусмотренные приложением № 1 к настоящему Порядку , за исключением:1

Годом прохождения диспансеризации считается календарный год, в котором гражданин достигает соответствующего возраста.

1) инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, а также участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) ;

В соответствии со статьей 4, подпунктом 11 пункта 1 статьи 14 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст.168; 2002, № 30, ст.3033; 2004, № 25, ст.2480; № 35, ст.3607; 2005, № 19, ст.1748; 2008, № 30, ст.3609; 2009, № 26, ст.3133; № 30, ст.3739; № 52, ст.6403; 2010, № 19, ст.2287; № 27, ст.3433; № 31, ст.4206; № 50, ст.6609; 2011, № 47, ст.6608; 2013, № 27, ст.3477; № 48, ст.6165; 2014, № 52, ст.7537).

2) лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие противоправных действий) ;

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 3, ст.168; 2000, № 19, ст.2023; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 1, ст.25; № 19, ст.1748; 2009, № 26, ст.3133; № 52, ст.6403; 2010, № 19, ст.2287; № 31, ст.4206; № 50, ст.6609; 2013, № 48, ст.6165).

3) бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) .

Указанные в подпунктах 1-3 настоящего пункта категории граждан проходят диспансеризацию ежегодно вне зависимости от возраста.

5. Перечень осмотров (консультаций) врачами-специалистами (фельдшером или акушеркой), исследований и иных медицинских мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации в зависимости от возраста и пола гражданина (объем диспансеризации), определяется в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.Диспансеризация граждан, указанных в подпунктах 1-3 пункта 4 настоящего Порядка, проводится в объеме, соответствующем объему диспансеризации, предусмотренному приложением № 1 к настоящему Порядку для граждан ближайшей возрастной категории, за исключением исследований, имеющих медицинские противопоказания к ежегодному проведению .

Флюорография легких и маммография проводятся 1 раз в 2 года, мазок (соскоб) с поверхности шейки матки (наружного маточного зева) и цервикального канала на цитологическое исследование проводится 1 раз в 3 года.

6. Диспансеризация взрослого населения проводится медицинскими организациями (иными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность) (далее — медицинская организация) независимо от организационно-правовой формы, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части оказания первичной медико-санитарной помощи, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей работы (услуги) по «медицинским осмотрам профилактическим», «терапии», «акушерству и гинекологии» или «акушерству и гинекологии (за исключением вспомогательных репродуктивных технологий)», «акушерскому делу» или «лечебному делу», «офтальмологии», «неврологии», «хирургии», «рентгенологии», «клинической лабораторной диагностике» или «лабораторной диагностике», «функциональной диагностике», «ультразвуковой диагностике», «эндоскопии».

В случае отсутствия у медицинской организации, осуществляющей диспансеризацию, лицензии на осуществление медицинской деятельности по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения диспансеризации в полном объеме, медицинская организация заключает договор с иной медицинской организацией, имеющей лицензию на требуемые виды работ (услуг), о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению диспансеризации.

7. Гражданин проходит диспансеризацию в медицинской организации, в которой он получает первичную медико-санитарную помощь.

8. Диспансеризация проводится при наличии информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя (в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство), данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст.6724; 2013, № 48, ст.6165).Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

9. Руководитель медицинской организации и медицинские работники отделения (кабинета) медицинской профилактики (в том числе входящего в состав центра здоровья) являются ответственными за организацию и проведение диспансеризации населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации.Врач-терапевт (врач-терапевт участковый, врач-терапевт цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач)) (далее — врач-терапевт) является ответственным за организацию и проведение диспансеризации населения терапевтического, в том числе цехового, участка (участка врача общей практики (семейного врача)), обслуживаемой территории (далее — участок).Фельдшер фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта является ответственным за проведение диспансеризации населения фельдшерского участка в случае возложения на него отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по проведению диспансеризации, в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 года № 252н «Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2012 года, регистрационный № 23971).

10. Основными задачами фельдшера фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта при проведении диспансеризации являются:1

1) составление списков граждан, подлежащих диспансеризации в текущем календарном году, и плана проведения диспансеризации на текущий календарный год с учетом возрастной категории граждан;

2) активное привлечение населения к прохождению диспансеризации, информирование о ее целях и задачах, объеме проводимого обследования и графике работы подразделений медицинской организации, участвующих в проведении диспансеризации, необходимых подготовительных мероприятиях, а также повышение мотивации граждан к прохождению диспансеризации, в том числе путем проведения разъяснительных бесед на уровне семьи, организованного коллектива;

3) инструктаж граждан, прибывших на диспансеризацию, о порядке ее прохождения, объеме и последовательности проведения обследования;

4) выполнение доврачебных медицинских исследований первого этапа диспансеризации (опрос (анкетирование), направленное на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, антропометрия, расчет индекса массы тела, измерение артериального давления, а также определение уровня общего холестерина и уровня глюкозы в крови экспресс-методом, измерение внутриглазного давления бесконтактным методом, осмотр фельдшером, включая взятие мазка (соскоба) с поверхности шейки матки (наружного маточного зева) и цервикального канала на цитологическое исследование) ;

При наличии необходимого оборудования.

5) определение факторов риска хронических неинфекционных заболеваний на основании диагностических критериев, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку;

6) формирование комплекта документов, заполнение карты учета диспансеризации (профилактических медицинских осмотров) (далее — карта учета диспансеризации) по форме, утверждаемой в соответствии с частью 3 статьи 97 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

7) индивидуальное углубленное профилактическое консультирование или групповое профилактическое консультирование (школа пациента) по направлению врача-терапевта для граждан, отнесенных ко II и III группам состояния здоровья, в рамках второго этапа диспансеризации ;

Для фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в удаленной или труднодоступной местности.

8) разъяснение гражданину с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии, включая своевременный вызов бригады скорой медицинской помощи.

11. Основными задачами врача-терапевта при проведении диспансеризации являются:

1) составление списков граждан, подлежащих диспансеризации в текущем календарном году, и плана проведения диспансеризации на текущий календарный год с учетом возрастной категории граждан;

2) активное привлечение населения участка к прохождению диспансеризации, информирование о ее целях и задачах, объеме проводимого обследования и графике работы подразделений медицинской организации, участвующих в проведении диспансеризации, необходимых подготовительных мероприятиях, а также повышение мотивации граждан к прохождению диспансеризации, в том числе путем проведения разъяснительных бесед на уровне семьи, организованного коллектива;

3) проведение медицинского осмотра гражданина по итогам первого и второго этапов диспансеризации, установление диагноза заболевания (состояния), определение относительного суммарного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 21 до 39 лет и абсолютного суммарного сердечно-сосудистого риска у граждан в возрасте от 42 до 65 лет, определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения (с учетом заключений врачей-специалистов), назначение необходимого лечения, при наличии медицинских показаний направление на дополнительные диагностические исследования, не входящие в объем диспансеризации, для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение;

4) проведение краткого профилактического консультирования, включающего рекомендации по здоровому питанию, по уровню физической активности, отказу от курения табака и пагубного потребления алкоголя; направление граждан с выявленными факторами риска развития хронических неинфекционных заболеваний в отделение (кабинет) медицинской профилактики или центр здоровья, а также фельдшерский здравпункт или фельдшерско-акушерский пункт для оказания медицинской помощи по коррекции указанных факторов риска;

Для фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в удаленной или труднодоступной местности.

5) разъяснение гражданину с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии, включая своевременный вызов бригады скорой медицинской помощи;

6) участие в оформлении (ведении) медицинской документации;

7) подведение итогов диспансеризации.

12. Основными задачами отделения (кабинета) медицинской профилактики медицинской организации, в том числе находящегося в составе центра здоровья, при проведении диспансеризации являются:

1) участие в информировании населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации, о проведении диспансеризации, о ее целях и задачах, проведение разъяснительной работы и мотивирование граждан к прохождению диспансеризации;

2) инструктаж граждан, прибывших на диспансеризацию, о порядке ее прохождения, объеме и последовательности проведения обследования;

3) выполнение доврачебных медицинских исследований первого этапа диспансеризации (опрос (анкетирование), направленное на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, антропометрия, расчет индекса массы тела, измерение артериального давления, определение уровня общего холестерина и уровня глюкозы в крови экспресс-методом, измерение внутриглазного давления бесконтактным методом);

4) определение факторов риска хронических неинфекционных заболеваний на основании диагностических критериев, предусмотренных приложением № 2 к настоящему Порядку;

5) формирование комплекта документов, по результатам исследований, проведенных в рамках диспансеризации, для направления пациента на осмотры врачами-специалистами и врачом-терапевтом по итогам первого и второго этапов диспансеризации, включая заполнение карты учета диспансеризации;

6) учет граждан, прошедших каждый этап диспансеризации, включая заполнение карты учета диспансеризации и отчета о проведении диспансеризации по форме, утверждаемой в соответствии с частью 3 статьи 97 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

7) индивидуальное углубленное профилактическое консультирование или групповое профилактическое консультирование (школа пациента) по направлению врача-терапевта для граждан, отнесенных ко II и III группам состояния здоровья, в рамках второго этапа диспансеризации;

8) разъяснение гражданину с высоким риском развития угрожающего жизни заболевания (состояния) или его осложнения, а также лицам, совместно с ним проживающим, правил действий при их развитии, включая своевременный вызов бригады скорой медицинской помощи.

13. Диспансеризация проводится в два этапа.

13.1. Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врач