Приказ мвд 495 о взаимодействии служб в раскрытии преступлений

1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Следует заметить, что органами внутренних дел в настоящее время осуществлен ряд организационных и практических мер по улучшению работы по расследованию и раскрытию преступлений. Получают развитие новые формы взаимодействия, внедряется специализация сотрудников, совершенствуется опыт создания следственно-оперативных групп по отдельным направлениям деятельности.

В то же время за последние годы утрачивается приоритетность основной функции органов внутренних дел — раскрытие тяжких преступлений. Изучение следственной практики показывает, что в работе по раскрытию преступлений реально участвует лишь каждый десятый сотрудник, не в полной мере используются криминалистические средства и методы, низкой остается организаторская роль руководителей территориальных и транспортных органов внутренних дел .

Представляется, что в целях дальнейшего улучшения оперативно-служебной деятельности и совершенствования взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений необходимо организовать изучение нормативно-правовых актов руководителями и сотрудниками следственных аппаратов, экспертно-криминалистических подразделений, дежурных частей, криминальной милиции, в том числе подразделений по организованной преступности, милиции общественной безопасности, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России.

Приказ МВД РФ «Об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» указывает, что организация взаимодействия указанных служб при реагировании на сообщения о преступлениях, реализация оперативных материалов, расследование и раскрытие преступлений необходимо проводить в полном соответствии с действующим законодательством .

Основные задачи взаимодействия на современном этапе должны быть направлены на:

обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступлений;

всестороннее и объективное расследование преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;

осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, а также общественным объединениям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.

Изучение нормативно-правовых актов позволяет утверждать, что основные принципы взаимодействия должны быть направлены на:

соблюдение законности, конституционных прав и свобод человека и гражданина;

комплексное использование сил и средств органов внутренних дел;

усиление персональной ответственности следователя, руководителей оперативных подразделений и начальников милиции общественной безопасности за проведение и результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

самостоятельность следователя в принятии решений, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;

самостоятельность сотрудников оперативных подразделений в выборе гласных и негласных методов и средств деятельности в рамках действующего законодательства;

согласованность планирования следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

непрерывность взаимодействия в организаторской деятельности, расследовании и раскрытии преступлений до принятия решения по уголовному делу.

Следует обратить внимание, что основной организационной формой взаимодействия являются следственно-оперативные группы, которые подразделяются на следующие виды.

Дежурная (при дежурной части) — обеспечивает немедленное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам» и формируется в составеследователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога (возглавляет следственно-оперативную группу следователь).

Количество членов следственно-оперативной группы, график их работы и отдыха определяет начальник органа внутренних дел исходя из штатной численности и оперативной обстановки, с учетом требований действующих нормативных актов.

Начальник органа внутренних дел устанавливает порядок дежурства дознавателей, участковых инспекторов, сотрудников ГИБДД, других подразделений для выезда на место происшествия, как правило, по преступлениям своей подследственности или территориальности.

По предложению руководства подразделений по организованной преступности в состав следственно-оперативной группы могут быть включены сотрудники этих подразделений.

Ответственный от руководства органа внутренних дел в течение дежурных суток выезжает на места происшествий по тяжким и особо тяжким преступлениям либо иным преступлениям — по указанию начальника.

Целевая (временная) группа обеспечивает расследование и раскрытие преступлений по конкретному уголовному делу.

Специализированная (постоянно действующая) группа предназначена для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе тех, по которым лица, их совершившие, не установлены.

На уровне МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ она создается также и для оказания методической и практической помощи подчиненным органам. Представляется, что в целях эффективного функционирования следственно-оперативной группы могут разрабатываться положения об их деятельности.

Совместная следственно-оперативная группа (бригада) предназначена для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, федеральной службы безопасности .

Следует заметить, что ответственность за организацию взаимодействия возлагается на руководителя соответствующего органа внутренних дел, его заместителей (начальника службы криминальной милиции, следственного подразделения, милиции общественной безопасности), руководителей экспертно-криминалистических подразделений и подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы от 12 ноября 2013 г. N 900/ММВ-7-2/[email protected] г. Москва «О внесении изменений в приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 31 декабря 2013 г.

Регистрационный N 30948

Внести изменения в приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» 1 согласно прилагаемому Перечню.

Министр внутренних дел Российской Федерации В. Колокольцев

Руководитель Федеральной налоговой службы М. Мишустин

Заместитель Министра финансов Российской Федерации С. Шаталов

1 Зарегистрирован в Минюсте России 1 сентября 2009 года, регистрационный N 14675, с изменениями, внесенными приказом МВД России и ФНС России от 14 ноября 2011 года N 1144/ММВ-7-2/[email protected] «О внесении изменений в приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347» (Зарегистрирован в Минюсте России 20 декабря 2011 года, регистрационный N 22691).

Перечень изменений, вносимых в приказ

МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел

и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»

1. В приказе МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347:

1.1. В пункте 4 слова «заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации И.В. Алешина» заменить словами «заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации М.Г. Ваничкина».

2. В Инструкции о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (приложение N 2 к приказу МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347):

2.1. Абзац второй пункта 5 изложить в следующей редакции:

«о назначении выездной налоговой проверки (с указанием срока начала ее проведения, но не позднее квартала, следующего за кварталом поступления материалов из органов внутренних дел в налоговый орган) или о проведении камеральной налоговой проверки (с указанием установленного срока представления налогоплательщиком налоговой декларации за соответствующий налоговый период);».

Проект Приказа МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования» (подготовлен МВД России 03.07.2017)

Досье на проект

В целях установления порядка взаимодействия правоохранительных органов с органами, осуществляющими полномочия в области лесных отношений, в частности с контрольно-надзорными органами, при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования, в том числе совершенных организованными группами, осуществляющими нелегальную заготовку древесины и ее транспортировку за рубеж,

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке взаимодействия при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителей Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации, заместителей руководителя Федерального агентства лесного хозяйства, заместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, заместителей руководителя Федеральной таможенной службы по направлениям деятельности.

Приказ направить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Следственный комитет Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Федеральную таможенную службу для доведения его содержания до сведения работников (сотрудников).

УТВЕРЖДЕНА
приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России,
Следственного комитета Российской Федерации, Рослесхоза, Росприроднадзора, ФТС России
от ____________ N __________________

Инструкция
о порядке взаимодействия при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования

I. Порядок взаимодействия правоохранительных органов и органов, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, контрольно-надзорных органов, в том числе в ходе обмена информацией при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования, а также при рассмотрении сообщений о таких преступлениях

1. Органы, осуществляющие полномочия в области лесных отношений, в том числе федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (Рослесхоз, Росприроднадзор и их территориальные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений), взаимодействуют по следующим направлениям:

1.1. Обеспечивают незамедлительное оповещение (нарочным, телефонограммой или иным способом) соответствующих органов внутренних дел Российской Федерации, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации о выявленных нарушениях лесного законодательства (о незаконной рубке лесных насаждений, приобретении, хранении, перевозке, переработке в целях сбыта или сбыте заведомо незаконно заготовленной древесины, об уничтожении или о повреждении лесных насаждений в результате поджога или неосторожного обращения с огнем, иными источниками повышенной опасности, общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия).

1.2. Не позднее чем в 3-дневный срок со дня выявления нарушений лесного законодательства либо правил пожарной безопасности в лесах, в том числе по результатам проведения проверки информации, полученной при помощи аэрокосмических съемок и других видов фиксации информации, направляют сообщения о преступлении с материалами в органы внутренних дел Российской Федерации, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенные органы Российской Федерации для проверки и принятия по ним процессуального решения в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством по фактам:

приобретения, хранения, перевозки, переработки в целях сбыта или сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины (статья 1911 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ);

незаконных рубок лесных насаждений (статья 260 УК РФ);

уничтожения или повреждения лесных насаждений (статья 261 УК РФ);

Читайте так же:  Список документов для получения пособия на ребёнка

контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов (лесоматериалов) (статья 2261 УК РФ).

1.3. Во взаимодействии с правоохранительными органами ежеквартально проводят сверку переданных и поступивших материалов и принятых по ним решений.

1.4. В органы внутренних дел Российской Федерации передают сообщения о преступлениях по фактам:

а) приобретения, хранения, перевозки, переработки в целях сбыта или сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины (статья 1911 УК РФ);

б) незаконной рубки, а равно повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан (статья 260 УК РФ);

в) уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия (часть 3 статьи 261 УК РФ), а также если они причинили крупный ущерб (часть 4 статьи 261 УК РФ).

1.5. В органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы передают сообщения о преступлениях по фактам уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также если эти преступления причинили крупный ущерб (части 1 и 2 статьи 261 УК РФ).

1.6. В таможенные органы Российской Федерации направляют сообщения о преступлениях по фактам контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов (лесоматериалов) (статья 2261 УК РФ).

1.7. В следственные органы Следственного комитета Российской Федерации и органы внутренних дел Российской Федерации с учетом правил подследственности, регламентированных статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), направляют сообщения о преступлениях, совершенных должностными лицами в сфере лесопользования, в том числе коррупционной направленности, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями (статья 285 УК РФ), с их превышением (статья 286 УК РФ), получением взятки (статья 290 УК РФ), служебным подлогом (статья 292 УК РФ), неисполнением или ненадлежащим исполнением должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе (статья 293 УК РФ), и о других преступлениях, а также сообщения о фактах хищения и нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых для восстановления лесных насаждений и на развитие соответствующей инфраструктуры.

При этом не допускается одновременное направление и рассмотрение сообщений о преступлениях по одним и тем же обстоятельствам несколькими правоохранительными органами.

1.8. Направляют в правоохранительные органы с сопроводительным письмом материалы, предусмотренные пунктом 1.2 настоящей Инструкции, которые должны содержать:

заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на лесной участок, а также иные права пользования, сведения о категории земель, на которых обнаружена незаконная рубка;

данные о нарушителе, об обстоятельствах нарушения лесного законодательства (лесные пожары и (или) незаконные рубки лесных насаждений и др.);

акт о лесонарушении или лесном пожаре, содержащий сведения о месте, времени и об обстоятельствах нарушения (лесного пожара);

копии донесения летчика-наблюдателя, обнаружившего пожар или иное нарушение лесного законодательства, а также составленных им карт, схем визуального наблюдения, фото-, аэро- и видеосъемки;

справку о расчете причиненного ущерба, содержащую ссылки на методику исчисления размера ущерба и таксы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами*(1);

заявление о признании представителя органа, уполномоченного в области лесных отношений, гражданским истцом по уголовному делу (при наличии ущерба), доверенность на должностное лицо, которое будет представлять интересы уполномоченного органа;

сведения о лицах и об организациях, осуществляющих или осуществлявших в течение одного года до установления факта нарушения заготовку древесины в районе обнаружения незаконной рубки леса;

письменное объяснение нарушителя, в случае его установления, по существу совершенных действий;

письменные объяснения лиц, принимавших участие в обнаружении и задержании нарушителей;

справку (выписку из лесного реестра) о целевом назначении и категории защитности леса, в котором совершено правонарушение;

справку о том, что лесонарушителю разрешительные документы на рубку леса не выдавались;

заверенные копии разрешительных документов (в случае рубки сверх разрешенного количества, до или после установленных сроков, не на том участке или за его границами, не тех пород, отпускаемых диаметров, отличающихся от указанных в разрешительных документах, не подлежащих рубке);

заверенные копии документов, определяющих круг полномочий должностного лица органа федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального государственного пожарного надзора в лесах;

сведения об объемах (куб. метры) незаконно вырубленной нарушителем древесины (ведомость перечета и перевода пней от незаконно срубленных деревьев) с указанием ее свойств (деловая, дровяная), а также подроста и молодняка с обозначением его свойств (жизнеспособный и нежизнеспособный);

выкопировку из лесоустроительного планшета, схемы плана лесонасаждений участка незаконной рубки или лесного пожара;

заверенную копию таксационного описания участка незаконной рубки или лесного пожара;

справку о приеме на хранение изъятых у нарушителя предметов, в том числе незаконно заготовленной древесины, и месте их хранения;

сведения о возмещении нарушителем причиненного ущерба.

1.9. Направляют акт о лесонарушении или лесном пожаре в лесах на землях обороны и безопасности при отсутствии признаков преступления в органы военной прокуратуры.

1.10. Незамедлительно информируют органы прокуратуры Российской Федерации о принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления незаконных правовых актов или совершении действий, нарушающих федеральное лесное законодательство, в том числе о:

принятии решений, повлекших незаконную рубку лесных насаждений;

необоснованном переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий;

нарушениях установленного порядка выдачи разрешений (лицензий) на пользование недрами (при предоставлении лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых) и т. д.

Незамедлительно сообщают в органы прокуратуры Российской Федерации о случаях выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах в данной сфере, изданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

1.11. В случае истребования следователем или органом дознания дополнительных материалов организуют их своевременное представление, дают информацию по вопросам, входящим в компетенцию, по требованию следователя (дознавателя) обеспечивают участие должностного лица в выезде сотрудников правоохранительных органов на место происшествия, а также при производстве следственных и иных процессуальных действий.

2. Должностные лица органов МВД России, Следственного комитета Российской Федерации, государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы:

2.1. При получении сообщения о преступлении, совершенном в сфере лесопользования, в установленные законом сроки проводят его проверку с соблюдением требований подследственности и принимают соответствующее решение в порядке статей 144 и 145 УПК РФ.

2.2. О принятом по материалам проверки сообщения о преступлении процессуальном решении уведомляют руководство органа, уполномоченного в области лесных отношений, в порядке, предусмотренном статьями 145, 146 и 148 УПК РФ.

2.3. Во взаимодействии с уполномоченными органами в области лесных отношений, в том числе с контрольно-надзорными органами, ежеквартально проводят сверку переданных и поступивших материалов и принятых по ним решений.

2.4. В зависимости от подследственности, определенной статьей 151 УПК РФ, принимают меры по проверке причастности к преступлениям в сфере лесопользования должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

2.5. При необходимости истребуют в уполномоченном органе в области лесных отношений, в том числе в контрольно-надзорном органе, дополнительные материалы, а также иную информацию по вопросам, входящим в его компетенцию.

2.6. При отказе в возбуждении либо при прекращении за отсутствием состава преступления уголовного дела, но при наличии в действиях лица административного правонарушения в 3-дневный срок направляют материалы в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

2.7. При необходимости привлекают к осмотру места происшествия должностное лицо органа, уполномоченного в области лесных отношений, в качестве специалиста.

2.8. При проведении осмотра места происшествия принимают исчерпывающие меры по сбору вещественных доказательств, при этом в обязательном порядке изымают части стволов и спилов, что позволит впоследствии произвести оценку дерева на предмет жизнеспособности в момент его отделения от корня, а также провести необходимые для расследования экспертизы и исследования.

2.9. В ходе расследования уголовного дела особое значение придают установлению конкретного места совершения преступления (с указанием географических данных о его расположении), характеристики леса как природного объекта определенной категории, а также размера причиненного ущерба.

2.10. При принятии решения о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, в том числе в порядке статьи 28 УПК РФ, уделяют внимание обстоятельствам, свидетельствующим о возмещении причиненного преступлением ущерба или иным способом заглаживании вреда от преступления, в том числе с учетом положений раздела III настоящей Инструкции.

3. При наличии процессуальных оснований из уголовного дела, возбужденного и расследуемого по статье 2261 УК РФ, следователь (дознаватель) выделяет материалы для установления законности рубок вывозимого за пределы Российской Федерации лесоматериала, которые направляются для процессуальной проверки в орган внутренних дел Российской Федерации (по соответствующему субъекту Российской Федерации).

4. Таможенные органы Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 2261 УК РФ, проводят исключительно неотложные следственные действия, после завершения которых уголовные дела передаются надзирающему транспортному прокурору для последующего направления в органы внутренних дел Российской Федерации для организации расследования.

5. Руководители органов внутренних дел Российской Федерации обеспечивают:

5.1. Направление сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для охраны и обеспечения общественного порядка на место происшествия по факту лесного пожара, угрожающего населенному пункту и (или) особо важной и режимной организации.

5.2. Выезд на место происшествия следственно-оперативных групп в составе следователя (дознавателя), эксперта-криминалиста, сотрудников полиции, специалистов уполномоченного органа в области лесных отношений, а также представителя органа дознания государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (по согласованию) во всех случаях (с учетом правил подследственности):

а) уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия;

б) незаконных рубок, а равно повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

5.3. Совместно с уполномоченными органами в области лесных отношений и органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы проводят разъяснительную работу среди населения по предупреждению лесных пожаров, незаконных порубок, самовольного захвата участков лесного фонда, повреждения лесов сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесам.

6. Руководители территориальных подразделений МЧС России по субъектам Российской Федерации обеспечивают:

6.1. Выезд на место происшествия следственно-оперативных групп в составе дознавателя органа государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, специалистов уполномоченного органа в области лесных отношений, сотрудников полиции, а также эксперта-криминалиста органов внутренних дел (по согласованию) и специалистов (экспертов) судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (по согласованию) в связи с уничтожением или повреждением лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.

6.2. Осмотр мест происшествия по факту уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также возбуждение уголовных дел в соответствии с подследственностью.

Читайте так же:  Мировой суд в глушково

6.3. Участие сотрудников органов дознания государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы:

а) в следственных группах, создаваемых для расследования уголовных дел о лесных пожарах;

б) в сборах (занятиях), организуемых органами внутренних дел, по тактике и методике проведения неотложных следственных действий на местах лесных пожаров.

II. Прокурорский надзор за исполнением законов при взаимодействии правоохранительных органов и органов, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования

7. Начальники главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры других специализированных прокуратур, прокуроры городов и районов, прокуроры других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур в пределах своей компетенции:

7.1. Принимают необходимые меры по обеспечению системного надзора за исполнением законов в процессе организации и осуществления взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений в сфере лесопользования, обращая особое внимание на полноту предварительного расследования, качественный сбор и закрепление доказательств, установление виновного лица, своевременное принятие следователем (дознавателем) мер по установлению имущества и наложению на него ареста в порядке статей 115 и 1601 УПК РФ, на полноту принятых мер по установлению причастности к преступлениям в сфере лесопользования должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных органов государственной власти Российской Федерации.

7.2. В целях обеспечения соблюдения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, совершенных в сфере лесопользования, ежемесячно производят сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и органов предварительного следствия с учетной документацией, а также с поступившими из Рослесхоза, Росприроднадзора, их территориальных подразделений и иных уполномоченных органов документами и сведениями, указывающими на противоправный характер деяний.

7.3. Проводят проверку соответствия федеральному законодательству изданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, в том числе на предмет наличия в них коррупциогенных факторов.

7.4. Мерами прокурорского реагирования, в том числе путем вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, обеспечивают направление материалов уполномоченным органам для привлечения виновных лиц к административной ответственности при отказе в возбуждении либо при прекращении за отсутствием состава преступления уголовного дела, но при наличии в действиях правонарушителя административного правонарушения. В случае обнаружения нарушений, содержащих признаки преступления, выносят в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ постановления о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

7.5. В каждом случае дают оценку принятым дознавателем, руководителем следственного органа, следователем мерам по установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, в том числе при подготовке представлений в адрес соответствующих организаций и должностных лиц, с точки зрения их достаточности для устранения выявленных нарушений закона.

7.6. При изучении материалов уголовного дела в порядке статей 221, 226 и 2268 УПК РФ обращают внимание на принятие правоохранительными органами исчерпывающих мер по возмещению вреда, причиненного государству вследствие нарушения лесного законодательства; в случаях, если не были заявлены гражданские иски, самостоятельно предъявляют гражданский иск в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящей Инструкции.

7.7. По результатам антикоррупционной экспертизы, проведенной по поступившему в порядке пункта 1.10 настоящей Инструкции сообщению от органов, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, в том числе федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), информируют о принятых мерах инициатора обращения в установленный срок.

III. Меры по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлениями

8. Органами предварительного расследования после возбуждения уголовного дела безотлагательно принимаются меры по установлению имущества подозреваемого, обвиняемого либо лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за вред, причиненный подозреваемым, обвиняемым, и последующему наложению ареста на него в порядке статей 115 и 1601 УПК РФ в целях обеспечения возмещения ущерба, причиненного преступлением в сфере лесопользования, и исполнения приговора в части гражданского иска. В необходимых случаях подразделениям

органов внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, направляются обязательные для исполнения поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению имущества, за счет которого может быть возмещен ущерб.

9. Орудия, оборудование и иные средства совершения преступлений в сфере лесопользования должны признаваться вещественными доказательствами, а также должны устанавливаться их собственники, что впоследствии позволит судам принять законное и обоснованное решение относительно вещественных доказательств, в том числе и об их конфискации.

10. В случае незаявления гражданских исков о возмещении вреда, причиненного государству вследствие нарушения лесного законодательства, прокуроры самостоятельно предъявляют гражданский иск согласно нормам статьи 44 и части 6 статьи 246 УПК РФ. Если возможности возмещения вреда в рамках уголовного преследования исчерпаны, рассматривают вопрос о предъявлении соответствующего иска в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

11. Если ущерб, причиненный преступлением в сфере лесопользования, не возмещен, а гражданский иск не заявлен, несмотря на имеющиеся основания, государственные обвинители в срок, достаточный для предъявления гражданского иска на стадии судебного следствия, информируют прокурора, имеющего право на предъявление гражданского иска.

12. В необходимых случаях государственные обвинители ходатайствуют перед судом о предоставлении времени для подготовки гражданского иска и обоснования своей позиции по нему.

13. При установлении фактов непринятия мер для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска государственными обвинителями заявляется ходатайство о вынесении судом частных постановлений (определений).

*(1) Справка о расчете причиненного ущерба вследствие лесного пожара составляется уполномоченными органами в области лесных отношений в течение 5 дней с момента ликвидации лесного пожара.

Обзор документа

Представлен проект Инструкции о порядке взаимодействия при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования.

Предусматривается взаимодействие правоохранительных органов и органов, реализующих полномочия в области лесных отношений, контрольно-надзорных органов в ходе обмена информацией при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования, а также при рассмотрении сообщений о таких преступлениях.

Регулируются вопросы прокурорского надзора за исполнением законов. Закрепляются положения о принятии мер по обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлениями.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

  • Главная /
  • Сопровождение бизнеса /
  • Защита прав предпринимателей в ходе проведения проверок милицией
  • / Совместный приказ МВД РФ № 495 и федеральной налоговой службы № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 года

Совместный приказ МВД РФ № 495 и федеральной налоговой службы № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 года

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 30 июня 2009 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ, ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ НАЛОГОВЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» и в целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений приказываем:

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503.

1.1. Инструкцию о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (приложение N 1);

1.2. Инструкцию о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (приложение N 2).

1.3. Инструкцию о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (приложение N 3).

2. Заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, начальникам департаментов МВД России и подразделений, находящихся в непосредственном подчинении МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, руководителям управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам Межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить исполнение утвержденных настоящим Приказом Инструкций.

3. Считать утратившим силу Приказ МВД России и ФНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» .

Зарегистрирован Минюстом России 26.02.2004, регистрационный N 5588.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации Е.М. Школова и Руководителя Федеральной налоговой службы М.П. Мокрецова.

Министр внутренних дел

Федеральной налоговой службы

заместитель Министра финансов

к Приказу МВД России

от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347

О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ

ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Раздел I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации и проведения налоговыми органами с участием органов внутренних дел выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, оформления и реализации результатов этих проверок.

2. Выездные налоговые проверки проводятся налоговыми органами с участием органов внутренних дел с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах.

3. Выездные налоговые проверки проводятся должностными лицами налоговых органов с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) и пунктом 33 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (далее — Закон Российской Федерации «О милиции»).

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503.

4. При проведении выездных налоговых проверок должностные лица налоговых органов и сотрудники органов внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации») , Законом Российской Федерации «О милиции», Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности») , иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст. 492.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349.

5. Взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки не препятствует их самостоятельности при выборе предусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий. Функцию общей координации осуществляемых в процессе проведения проверки мероприятий выполняет руководитель проверяющей группы — сотрудник налогового органа.

6. Основанием для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении.

Указанное решение оформляется в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса.

Если сотрудники органа внутренних дел привлекаются к проведению ранее начавшейся выездной (повторной выездной) налоговой проверки, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении изменений в принятое решение о проведении данной проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы.

Указанное решение оформляется в соответствии с образцом, утвержденным ФНС России.

В случае наличия у налогового органа постановления следователя, при проведении выездной налоговой проверки учитываются предложения по характеру, сроку и объему проверки, содержащиеся в постановлении, с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом.

Раздел II. Подготовка к проведению выездной

7. Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей Инструкции.

8. Мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения. Образец указанного запроса приведен в приложении к настоящей Инструкции.

Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться:

а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);

г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.

Запрос налогового органа должен содержать:

полное наименование организации (ИНН/КПП), фамилию, имя, отчество физического лица (ИНН — при наличии), адрес местонахождения организации (место жительства физического лица); предмет проверки (налоги и сборы, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке); периоды, за которые проводится проверка;

изложение обстоятельств, вызывающих необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке: описание формы, характера и содержания предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах, основанное на имеющейся у налогового органа информации;

обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

В случае если проверка назначена по материалам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, вместо указанных данных приводится ссылка на номер и дату письма органа внутренних дел, с которым были представлены эти материалы;

предложения по количеству и составу сотрудников органа внутренних дел, привлекаемых для участия в выездной (повторной выездной) налоговой проверке;

дата (предполагаемая дата) начала проведения проверки.

9. Не позднее пяти дней со дня поступления запроса налогового органа орган внутренних дел предоставляет информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.

Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке могут являться:

отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;

несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;

отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

10. В целях обеспечения координации действий участников выездной (повторной выездной) налоговой проверки непосредственно перед ее началом либо перед принятием решения о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, назначенными для участия в ее проведении, проводится рабочее совещание, на котором вырабатываются и согласуются основные направления проведения предстоящей (проводимой) проверки, составляется аналитическая схема выявления нарушений налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, по которым имеется соответствующая информация, а также вопросы организации и тактики осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

11. При проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки проверяющие действуют в пределах прав и обязанностей, предоставленных им законодательством Российской Федерации.

12. Должностные лица налоговых органов при проведении проверки совершают действия по осуществлению налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

13. Сотрудники органов внутренних дел участвуют в проведении выездной налоговой проверки путем осуществления полномочий, предоставленных им Законом Российской Федерации «О милиции», Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

14. В случае, если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по сбору доказательств. В установленном порядке производится истребование у проверяемого лица необходимых документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, истребование документов (информации) у контрагентов и иных лиц, располагающих сведениями о деятельности лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, допросы свидетелей и другие мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К материалам налоговой проверки могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные органами внутренних дел.

Раздел III. Оформление и реализация результатов

выездной налоговой проверки

15. Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки осуществляются в порядке, установленном статьями 100 и 101 Налогового кодекса и иными нормативными правовыми актами.

16. Акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, а также лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.

При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы. По спорному вопросу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.

17. Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй — в установленном порядке вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, третий передается (направляется) органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

В случае, если сотрудники органов внутренних дел привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, акт выездной налоговой проверки, а также документы, указанные в пунктах 18, 19, 21 настоящей Инструкции, в орган внутренних дел не направляются.

18. В случае представления организацией, индивидуальным предпринимателем либо физическим лицом возражений по акту проверки, документов, подтверждающих обоснованность возражений, их копии в трехдневный срок со дня представления направляются налоговым органом в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в выездной налоговой проверке.

19. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с Налоговым кодексом, которое вручается лицу (его представителю), в отношении которого проводилась налоговая проверка, в установленном порядке, а также направляется в трехдневный срок с момента вступления в силу решения в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

Указанные решения оформляются в соответствии с Налоговым кодексом и другими нормативными правовыми актами.

20. При выявлении в ходе проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел (в пределах компетенции соответствующих органов или должностных лиц) возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 1.

21. В течение трех дней копия постановления по делу об административном правонарушении направляется налоговым органом или органом внутренних дел соответственно в орган внутренних дел или в налоговый орган, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

22. В случае вынесения органом дознания, дознавателем, следователем или руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела руководитель (заместитель руководителя) налогового органа или органа внутренних дел выносит мотивированное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

23. О принятом в соответствии со статьей 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации процессуальном решении орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа незамедлительно направляет уведомление в налоговый орган. При этом налоговому органу разъясняется право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.

24. В случае принятия органом предварительного следствия при органе внутренних дел решения о прекращении уголовного дела следователь, руководитель следственного органа, вынесший соответствующее постановление, незамедлительно направляет уведомление об этом в налоговый орган.

На основании указанного уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в соответствии с действующим законодательством отменяет ранее принятое постановление о прекращении дела об административном правонарушении производством и привлекает нарушителя к административной ответственности.

В данном случае сроки привлечения к административной ответственности начинают исчисляться в соответствии с пунктом 4 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.

Читайте так же:  Компенсация армия