Пожарные риски срок действия

Нас рекомендуют:

Компания «Промышленные инновации» многие годы занимается вопросами пожарной безопасности, в том числе проведением независимой оценки пожарного риска в соответствии с ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также – постановления Правительства РФ № 304 (04.2009г.) «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

Среди наших экспертов есть действующие сотрудники Академии Государственной Противопожарной Службы МЧС России, которые и занимались разработкой последних Федеральных Законов о пожарной безопасности.

Пожарный риск существует трех видов:

  • индивидуальный (риск, который влечет гибель человека от пожара);
  • социальный (риск, который приводит к гибели от пожара группы людей);
  • допустимый (риск, который обоснован анализом социально-экономических условий и признается возможным).

Оценка пожарного риска это этапов технически сложной процедуры декларирования объекта на соответствие требованиям пожарной безопасности (которые отражены в «Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности»). Технический регламент гласит, что пожарная безопасность объекта считается обеспеченной только в том случае, если оценка пожарного риска не превышает допустимых значений. Нормативы устанавливаются этим же регламентом.

Существует перечень объектов для которых оценка пожарных рисков должна проводиться в обязательном порядке:

  • производственные объекты (склады, цеха, объекты транспортной и инженерной сферы, объекты связи);
  • непроизводственные объекты назначения (образовательные учреждения, дома культуры, жилые сооружения);
  • строения, которые отнесены к классу функциональной пожарной безопасности Ф 1.1 (например, детские сады, интернаты, больницы, дома престарелых)

Только независимая оценка пожарного риска дает всесторонний анализ объекта требованиям пожарной безопасности. Есть объекты, для которых расчет пожарного риска не обязателен. К таким строениям относятся, индивидуальные строения, высотой не более трех этажей, все отдельно стоящие здания, не выше трех этажей и площадью не более 300 квадратных метров, с единовременным нахождением не более 50 человек

Расчет пожарного риска подлежит регистрации в органах пожарного надзора по территориальному признаку. Срок действия данного документа не должен превышать 2 лет.

Администрация Выгоничского района

Независимая оценка пожарных рисков

ОНДПР по Выгоничскому району обращается к руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, в целях оказания им консультативной помощи по вопросу определения независимой оценки пожарного риска на объекте защиты.

Независимая оценка пожарных рисков (пожарный аудит) — это способ обеспечения пожарной безопасности на объектах защиты (промышленные объекты, торговые площади, офисы, склады, жилые дома, объекты социальной сферы и т.д.).
Независимая оценка пожарного риска позволяет в оптимальные (минимальные) сроки и выгодно, с финансовой точки зрения, решить проблемы пожарной безопасности на предприятии. Это способ, пришедший на смену механизму контроля со стороны пожарных надзорных органов, именно поэтому независимая оценка пожарного риска становится все больше популярной не только среди собственников малого и среднего бизнеса, но и на крупных промышленных предприятиях и организаций.

Главным преимуществом независимой оценки пожарного риска является возможность обоснования отсутствия той или иной системы пожарной безопасности с помощью расчета пожарного риска. Наряду с этим, предприятие или организация прошедшее независимую оценку пожарного риска, и имеющее заключение от аккредитованной организации в сфере пожарной безопасности, освобождается от плановых проверок со стороны органов МЧС.

Напомним, что в настоящее время, законодательством об административных правонарушениях (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) в области пожарной безопасности, штрафные санкции за нарушение требований и правил пожарной безопасности достаточно велики (например, сумма штрафа для юридического лица может составить 500 тысяч рублей), а при административном приостановлении деятельности приостанавливается функционирование зданий (помещений), где выявлено нарушение требований пожарной безопасности, а иногда и предприятие в целом. В дальнейшем, здания (помещения), эксплуатация которых была запрещена, могут быть открыты для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, только по истечении срока приостановки. Нетрудно посчитать какие убытки понесет предприятие в результате простоя объекта. Далее, по истечении срока устранения недостатков указанного в предписании, последует внеплановая проверка, по результатам которой могут быть наложены новые административные санкции. Таким образом, объект подлежит проверке практически каждый год.

Получив положительное заключение независимой оценки пожарного риска с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, вы освобождаетесь от проверок со стороны органов государственного пожарного надзора сроком на 3 года.

По истечении срока действия заключения (3 года) процедура пожарного аудита повторяется и при соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности выдается новое заключение сроком на три года.

Хочется отметить, что если собственник объекта по каким либо соображениям не желает или не может выполнить предложенные мероприятия, например: монтаж дорогостоящей автоматической системы пожаротушения; увеличение ширины коридора или дверных проемов эвакуационных выходов и т.д., он может с помощью расчетов пожарного риска доказать что его объект находится в пожаробезопасном состоянии и привести в качестве доказательства те технические решения, которые он принял для достижения этого.
Независимую оценку пожарного риска (аудит пожарной безопасности) имеют право выполнять экспертные организации, аккредитованные в установленном порядке МЧС РФ и имеющие соответствующее свидетельство.

Основные преимущества от проведения независимой оценки пожарного риска (пожарного аудита):
собственник объекта защиты получает исчерпывающую и достоверную информацию oб уровне пожарной безопасности объекта;
объект, на котором проведен пожарный аудит, не включается в план проверок органами МЧС, инспектор пожарного надзора не имеет права появиться на Вашем предприятии с плановой проверкой;
в случае пожара, собственник объекта получает страховые выплаты, возмещающие причиненный ущерб, делая организацию более защищенной и стабильной (страховые тарифы для предприятия, прошедшего независимую оценку пожарного риска, существенно ниже, что позволяет сэкономить значительные средства);
по результатам пожарного аудита собственник получает рекомендации по приоритетным направлениям внедрения систем обеспечения пожарной безопасности, что делает этот процесс наиболее комфортным с финансовой точки зрения;
аудиторская организация помогает найти приемлемое для собственника объекта защиты решения;
значительная экономия денежных средств, требуемых на установку дорогостоящих противопожарных систем, посредством расчета пожарных рисков.

Экспертное заключение выдается сроком на 3 года. Это период без утомительных проверок, штрафов и потраченных сил. По истечении 3-х лет Вы можете продлить сотрудничество с аудиторской организацией.
Таким образом, независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит) — это альтернатива проверке объекта пожарной инспекцией, только без наложения штрафов и приостановки деятельности объектов.

Консультации по вопросам проведения независимой оценки пожарного риска Вы можете получить в Управлении надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Брянской области (г. Брянск, ул. Дуки. 59, телефон 74-27-87)

ВрИО начальника ОНДПР
по Выгоничскому району
капитан внутренней службы А.В. Сидоренков

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА ПОЖАРНОГО РИСКА
(АУДИТ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)

В соответствии с положением статьи 144 Федерального Закона №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.06.2008 г. в редакции Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, является проведение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

Независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит) — деятельность по оценке объектов защиты требованиям пожарной безопасности, осуществляемая аккредитованной в установленном порядке организацией.

Результатом проведения независимой оценки пожарных рисков, является заключение с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

ВАЖНО: Срок действия заключения независимой оценки пожарного риска (НОР) – от 1 до 3 лет.

В соответствии с положениями Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, в случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются:

— по истечению одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности;

— по истечению трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты.

Гибкость, основное отличие пожарного аудита от проверок инспектором ГПН. Инспектор при проведении проверок руководствуется нормативами, выполнение которых бывает затруднительно, а исполнение обязательно. Расчет пожарного риска, проводимый в рамках аудита пожарной безопасности, позволяет обосновать невыполнения требований нормативных документов по пожарной безопасности.

Заключение НОР лучше всего подавать до утверждения ежегодного плана проведения проверок органами ГПН, так как в данном случае объект не будет включаться в план до 3-х лет, по истечению которых можно снова произвести независимую оценку пожарного риска для объекта защиты тем самым вновь не допустив включения его в план ежегодных проверок.

ВАЖНО: аудит пожарной безопасности не исключает возможности проведения на объекте защиты внеплановыхпроверок органами ГПН (проверок по контролю ранее выданных предписаний, проверок по поступившим жалобам в органы прокуратуры и МЧС РФ, проверок по решению органа власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории).

При проведении плановой проверки при наличии на объекте защиты действующего заключения НОР, порядок проведения проверки иной.

Читайте так же:  Закон о тишине мурманская область

1) проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, и соответствие требованиям, установленным правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, осуществляется проверка в соответствии с следующими пунктами:

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

9) соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что для объекта защиты, в отношении которого имеется действующее предписание органов ГПН по устранению нарушений в области пожарной безопасности целесообразно сначала выполнить расчет пожарного риска, который в дальнейшем может быть использован в составе декларации пожарной безопасности (если ранее не разрабатывалась), а также послужить основой заключения о независимой оценке пожарного риска.

Произведенный расчет позволит учесть многие отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, а при проведении внеплановой проверки ГПН по контролю выполнения пунктов ранее выданных предписаний, снять их.

После этого можно произвести аудит пожарной безопасности объекта, используя выполненный ранее расчет риска, что позволит избежать включения объекта в план ежегодных проверок сроком на 3 года.

Для объекта защиты, в отношении которого не имеется действующего предписания органов ГПН по устранению нарушений в области пожарной безопасности и который еще не включен в план проведения ежегодных проверок целесообразно произвести независимую оценку пожарного риска.

Пожарные риски срок действия

Одной из важнейших задач, поставленных президентом Российской Федерации перед надзорными органами МЧС России, является снижение уровня государственного регулирования в области обеспечения пожарной безопасности.

Неотъемлемой частью проводимой работы является оптимизация количества проверок в отношении объектов малого и среднего предпринимательства за счет внедрения на них современных форм и методов работы по оценке соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.

С принятием Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. от 10.07.2012 № 117-ФЗ) собственнику предоставляется добровольно выбрать форму подтверждения соответствия объекта установленным требованиям пожарной безопасности.

В настоящее время федеральным законодательством установлены современные формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.

Наравне с государственным пожарным надзором внедряются такие формы оценки соответствия, как:

1) независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности);

2) декларирование пожарной безопасности;

4) исследования (испытания);

5) подтверждение соответствия объектов защиты (продукции);

6) приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;

7) производственный контроль;

В целом на сегодняшний день МЧС России разработана нормативно-правовая база, регулирующая вопросы проведения независимой оценки пожарного риска, проводится плановая работа по ее совершенствованию.

Подробнее остановимся на механизмах новой формы подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, как независимая оценка пожарного риска (или аудит пожарной безопасности).

Независимая оценка пожарного риска действует с апреля 2009 года. Она осуществляется экспертными организациями на основании свидетельства МЧС России об аккредитации. Независимая оценка пожарного риска рекомендована для производственных объектов, а также для объектов, на которых не в полном объеме выполняются требования нормативных документов по пожарной безопасности.

Аудит должен обеспечить значительную экономию средств при выполнении требований пожарной безопасности, и в случае проведения аудита пожарной безопасности и получения положительного заключения органы государственного надзора снимают объект с контроля надзора на все время действия заключения по независимой оценке пожарного риска.

Основными целями независимой оценки пожарного риска являются:

— вовлечение собственника в управление системой обеспечения пожарной безопасности;

— поиск наиболее оптимальных решений по обеспечению пожарной безопасности;

— реализация мероприятий системы так называемого «гибкого нормирования»;

— снижение административных барьеров;

— повышение уровня пожарной безопасности и ответственности собственников имущества.

На практике это выражается в том, что собственник объекта защиты, приняв решение о проведении независимой оценки пожарного риска, совместно с аудитором может выработать ту концепцию противопожарной защиты, которая подходит именно для его объекта защиты, оборудовать объект тем комплексом установок и систем противопожарной защиты, который минимально необходим для выполнения условий соответствия требованиям пожарной безопасности.

Независимая оценка производится в соответствии с требованиями «Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 № 304, и «Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 года № 272. Данные документы разработаны на основании Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности является Конституция РФ, общепринятые нормы и принципы международного права, международные договоры РФ, ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ «О пожарной безопасности» и уже упомянутый выше технический регламент, в соответствии с которым разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты РФ, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральным законом о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, расчет об оценке пожарного риска не требуется.

Цели создания независимой оценки пожарного риска:

1) повышение уровня безопасности объектов защиты путем включения в сферу оценки их безопасности наряду с организацией государственного надзора контроля независимых экспертных организаций и экспертов независимой оценки рисков;

2) снижение административной нагрузки на объекты защиты за счет снижения количества проверок, осуществляемых органами надзора, а также изменения форм и методов надзорной деятельности;

3) получение объективной и полной информации о соответствии объектов защиты установленным требованиям в области ПБ;

4) выдача заключений, содержащих необходимые и достаточные сведения для заключения договора гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта;

5) подготовка объекта защиты к заключению договора о страховании ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный пожаром.

Процесс осуществления независимой оценки пожарного риска

Оценка рисков проводится в организациях вне зависимости от их принадлежности и организационно-правовых форм.

Форма подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности – это определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Юридическим лицом – собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке декларация пожарной безопасности.

Читайте так же:  Лицензия eset remote administrator

Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304 установлены правила оценки соответствия объекта защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.

Независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (далее – собственник) и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (далее – экспертная организация).

Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации установлен приказом МЧС России от 25.11.2009 № 660 «Об утверждении Порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Аккредитация предоставляется сроком на 5 лет.

Юридические лица, претендующие на аккредитацию в области проведения работ по независимой оценке пожарного риска и организации по независимой оценке пожарного риска, должны:

а) иметь в наличии находящиеся в собственности или на ином законном основании помещения, сооружения, приборы и оборудование для выполнения работ по заявленному направлению деятельности;

б) иметь в наличии актуализированный фонд (или автоматизированную информационно-справочную систему) официально изданных законодательных, нормативных и справочных документов, а также утвержденные в установленном порядке методы и правила исследований (испытаний) и измерений;

в) не состоять в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска, и не являться аффиллированным лицом вышеуказанных лиц;

г) иметь в штате организации не менее пяти должностных лиц, имеющих среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование, обладающих стажем практической работы в области обеспечения пожарной безопасности (не менее пяти лет), к которым также предъявляется ряд требований.

Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности и который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

Оценка пожарного риска объекта защиты состоит из трех этапов:

1. Предварительный этап:

— обследование объекта защиты с целью подтверждения соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.

2. Процесс независимой оценки рисков:

— анализ состояния противопожарной безопасности объекта защиты;

— расчет пожарного риска (при необходимости);

— разработка предложений и плана мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, если такие нарушения были выявлены, и определение сроков их устранения.

— оформление и направление (вручение) результатов независимой оценки пожарного риска;

— регистрация копии заключения в органах МЧС России;

— проведение контроля за устранением выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Независимая оценка пожарного риска включает в себя:

а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;

б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, – проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», – расчетов по оценке пожарного риска;

г) подготовку вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо, в случае их невыполнения, разработку мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее – заключение), направляемого (вручаемого) собственнику.

В заключении указываются:

а) наименование и адрес экспертной организации;

б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска;

в) реквизиты собственника;

г) описание объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска;

д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;

е) результаты проведения независимой оценки пожарного риска;

ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо, в случае их невыполнения, рекомендации о принятии мер.

Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации. Срок действия заключения по результатам независимой оценки пожарного риска не может превышать трех лет.

В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа ГПН МЧС России.

В случае соответствия объекта защиты установленным требованиям пожарной безопасности, отраженного в заключении по результатам независимой оценки пожарного риска, надзор за объектом защиты органами государственного пожарного надзора не проводится в течение периода действия заключения.

ТО НД и ПР № 5 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю

Независимая оценка пожарных рисков

В Российской Федерации разработана и одобрена правительством Российской Федерации концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности.

Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы создания и развития системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности в Российской Федерации.

Независимая оценка пожарного риска (Пожарный аудит)— это альтернатива проверке объекта пожарной инспекцией, только без наложения штрафов и приостановки деятельности помещений.

С принятием Федерального Закона о пожарной безопасности (123-ФЗ от 22 июля 2008 г. — «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 144 п.1) и выходом Постановления Правительства РФ N 304 от 07.04.09 г.

(«Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска») собственнику предоставляется выбор: либо его объект, как и раньше, останется под надзором пожарной охраны, либо он будет обслуживаться, на договорной основе аудиторской организацией, имеющей соответствующую аккредитацию МЧС РФ (На данные организации частично переложены функции Госпожнадзора в плане проверки противопожарного состояния объекта защиты и выдачи соответствующего заключения).

Как показывает практика при проведении проверки объекта Госпожнадзором, практически в каждом случае за нарушение требований пожарной безопасности следует наложение административного взыскания на должностных лиц предприятия и на само юридическое лицо.

В связи с вступлением 17.06.2011 г. в законную силу Федерального закона РФ № 120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности», штрафы за нарушение правил пожарной безопасности составят на:

— граждан — в размере от 1500 до 5000 рублей (вместо от 500 до 1500);

— должностных лиц — от 6000 до 40000 рублей (вместо от 1000 до 2000);

— лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность — от 20 000 до 40 000 рублей.

или приостановление деятельности на срок до 90 суток (вместо от 500 до 1500);

-на юридических лиц – от 150 000 до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (вместо от 10 000 до 20 000).

При административном приостановлении деятельности приостанавливается функционирование помещений, где выявлено нарушение требований пожарной безопасности, а иногда и предприятие в целом.

В дальнейшем, помещения, функционирование которых было запрещено, могут быть открыты для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, только по истечении срока приостановки.

Нетрудно посчитать какие убытки понесет предприятие в результате простоя объекта.

Далее, по истечении срока устранения недостатков указанного в предписании (обычно 1 год), последует контрольная проверка, в результате которой проверяется исполнение ранее выданного предписания, а так же, попутно, выявляются новые нарушения требований пожарной безопасности, за которые накладываются вышеуказанные санкции.

В дальнейшем может последовать внеплановая проверка соответственно со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Получается что объект проверяется практически каждый год.

Получив ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, вы освобождаетесь от проверок со стороны органов государственного пожарного надзора сроком на три года (Даже если Ваша организация была в утвержденном ГПН годовом плане по проверке объектов).

Соответственно чтобы получить положительное заключение необходимо выполнить перечень предложенных мероприятий по приведению объекта в пожаробезопасное состояние.

По истечении срока действия заключения (3 года) процедура пожарного аудита повторяется и при соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности выдается новое заключение сроком на три года.

Хочется отметить, что если собственник объекта по каким- либо соображениям не желает или не может выполнить предложенные мероприятия, например: Монтаж дорогостоящей автоматической системы пожаротушения; увеличение ширины коридора или дверных проемов эвакуационных выходов и т.д., он может с помощью расчетов пожарного риска доказать что его объект находится в пожаробезопасном состоянии и привести в качестве доказательства те технические решения, которые он принял для достижения этого.

Читайте так же:  Судебные приставы троицкого района

Важно! В текущем году планируется принятие Федерального закона «Об обязательном страховании ответственности перед третьими лицами в результате возникновения пожара».

Данный Федеральный Закон предусматривает, что каждое юридическое лицо должно застраховать свою ответственность перед третьими лицами в результате возможного возникновения пожара. Деятельность организаций не имеющих страхового полиса будет прекращена. Таким образом государство снимает с себя ответственность за компенсацию ущерба пострадавшим в результате пожара, перекладывая эту обязанность на плечи страховых организаций. Последние, оценивая свои риски при страховании юридического лица, будут требовать проведения на объекте страхования «Независимой оценки пожарного риска» (Аудит пожарной безопасности) с выдачей заключения о противопожарном состоянии объекта защиты.

От данного заключения будет зависеть страховой коэффициент, который будет варьироваться в пределах 0,1% — 3% от балансовой стоимости объекта страхования.

Другими словами, для получения заключения о противопожарном состоянии объекта организации необходимо провести Аудит пожарной безопасности.

Чтобы заключение аудиторской проверки было положительным необходимо устранить все замечания выявленные в ходе проверки.

Соответственно при положительном заключении страховой коэффициент будет равен 0,1%.

Таким образом, государство приводит в действие механизм, при котором собственник, непосредственно заинтересован в приведении своего объекта в пожаробезопасное состояние и поддержании должного противопожарного режима.

Независимую оценку пожарного риска (Аудит пожарной безопасности) имеют право выполнять экспертные организации, аккредитованные в установленном порядке МЧС РФ и имеющие соответствующее свидетельство.

Процесс независимой оценки рисков включает в себя:

анализ выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

проверку документального и фактического соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, установленным требованиям;

проверку наличия на объекте защиты необходимых организационно-плановых документов по предупреждению пожаров;

анализ подготовленности руководителей и персонала объекта защиты, в области пожарной безопасности;

проверку наличия средств пожаротушения.

По результатам проведения независимой оценки рисков оформляется заключение о противопожарном состоянии объекта.

Административный регламент Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

п.25. Органы ГПН не планируют мероприятия по контролю (надзору) объекта защиты на все время действия заключения по независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности)., а именно 3(три) года.

Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора.

п.29. В перспективные, ежегодные планы могут вноситься изменения и дополнения, необходимость которых определяется результатами проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, выполненной аккредитованными в установленном порядке организациями (т.е. если предприятие находилось в плане провок ГПН и до наступления даты проверки провело у себя Пожарный аудит и имеет положительное заключение, то оно исключается из текущего плана проверок);

п.47. В случае поступления в органы ГПН заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора, выполненного аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, до истечения срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений, внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства не проводится.

п.74. Наличие в органе ГПН или представление заявителем заключения по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с датой выдачи не позднее трех лет со дня подачи заявления и с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности является достаточным основанием для выдачи заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.

Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Независимая оценка пожарных рисков или аудит пожарной безопасности

В Российской Федерации разработана концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности (НОР). Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы создания и развития системы НОР.

Независимая оценка пожарного риска или пожарный аудит проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России.

С принятием Федерального Закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент) и Постановления Правительства РФ от 07.04.09 г. № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» собственнику предоставляется выбор: либо его объект, как и раньше, останется под надзором пожарной охраны, либо он будет обслуживаться, на договорной основе аудиторской организацией.

В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем проведения НОР, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.

В соответствии с техническим регламентом, каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т. п.) должен иметь Систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска.

В ст. 6 указанного закона определены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, при этом собственник объекта сам принимает решение о выполнении того или иного условия:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Если собственник объекта, по каким — либо соображениям, не желает или не может выполнить предложенное мероприятие, например: Монтаж дорогостоящей автоматической системы пожаротушения; увеличение ширины коридора или дверных проемов эвакуационных выходов и т.д., он может с помощью расчетов пожарного риска доказать что его объект находится в пожаробезопасном состоянии и привести в качестве доказательства те технические решения, которые он принял для достижения этого.

Таким образом, приводится в действие механизм, при котором собственник, непосредственно заинтересован в приведении своего объекта в пожаробезопасное состояние и поддержании должного противопожарного режима.

Следует отметить, что оценка пожарного риска — это проведение соответствующих расчетов по специально утвержденным методикам, с помощью которых можно определить, соответствует или не соответствует риск тем значениям, которые установлены техническим регламентом.

Если на объекте выполняются все требования пожарной безопасности (своды правил, государственные стандарты и другие нормативные документы в области пожарной безопасности), то расчет по оценке пожарного риска не требуется. При этом расчеты по оценке пожарного риска могут входить в состав НОР.

В силу действующего Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 №644 объекты, получившие положительное заключение НОР не могут планироваться к проведению плановых проверок в течение срока действия НОР. При этом, планы проверок на предстоящий год органами ФГПН подаются в прокуратуру не позднее 1 сентября и в случае представления заключения НОР после 1 сентября, то объект может быть запланирован к проведению проверки.

Также, если объект запланирован к проведению проверки и непосредственно перед ней будет представлено заключение НОР, проверка будет проведена. Также при наличии НОР внеплановые проверки будут проведены.

Но, в случае наличия на объекте защиты расчетов пожарного риска (в том числе в составе НОР), инспекторами пожарного надзора проверяются правильность принятых организацией, проводившей расчеты исходных данных и в случае правильного их применения проверяется выполнение на объекте требований Федерального закона от 22.08.2009 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390.

Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения НОР на объекте надзора.

В случае не соответствия исходных расчетных данных фактическим обстоятельствам на объекте инспектором по пожарному надзору выносится мотивированное решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска и проверяется выполнение на объекте защиты требований всех нормативных документов по пожарной безопасности.

Проводить НОР имеют право экспертные организации, аккредитованные в установленном порядке МЧС РФ и имеющие соответствующее свидетельство.

Информацию по вопросам, связанным с проведением независимой оценкой пожарного риска, а также список организаций аккредитованных в области проведения аудита пожарной безопасности, можно получить в отделе надзорной деятельности и профилактической работы по Володарскому району.

Главный Государственный инспектор

Володарского района по пожарному надзору

Copyright © 2012-2017 Правительство Нижегородской области
Created by Graphit