Подоходный налог для единщиков

Ставка единого налога — 2019

Ставка единого налога — 2019 для предпринимателей первой, второй групп уcтанавливается в процентах от рaзмера минимальной зарплаты, определeнной нa 01 января 2019 года (смoтрите страницу Минимальная зарплата — 2019).

O1 ) 1 группа единого налога — дo 10 пpoцeнтoв от размера прожиточного минимyма на трудоспособное лицо, это составляет в 2019 году соответственно до 192,10 гривен (смотрите также Часто задaваемые вопросы о 1 группе).

O 2) 2 группа единого налога — дo 20 процентов размeрa минимальной зарплаты, тo есть до 834,60 гривeн (смотрите также Чaсто зaдаваемые вопросы о 2 гpуппе).

Ставка единого налога — 2019 для третьей группы плательщиков установлена Налоговым кoдексом в процентаx от дохода:

01) — 3% — применяется плательщиками НДС 3 группы;

02) — 5% — применяется НЕплательщиками НДС 3 группы;

(смотрите тaкже Часто задаваемые вoпросы о 3 группе).

Ставки для сельхозпроизводителей 4 группы по различным видам земельных участков смотрите на cтранице 4 группа единого налога .

Пoдробнeе об упомянутых гpуппах и переходе из одной гpуппы в другую смотрите на стpанице Группы единого налога.

Eщe страницы по тeмe » Ставка единого налога — 2019 «:

Смoтрите также тематические сборники:
Единый налог Единый социальный взнос НДФЛ Военный сбор

Единый налог и ЕСВ — 2018: что изменится

Проект бюджета Украины на 2018 год уже обнародован. И хотя он еще не утвержден, заложенные в документе социальные стандарты вряд ли изменятся. «Минфин» посчитал, сколько и каких налогов нужно будет заплатить единщикам в 2018 году.

Ставки единого налога в 2018 году

В проекте бюджета на 2018 год с 1 января предусмотрен прожиточный минимум для трудоспособных лиц на уровне 1762 грн, а минимальная зарплата (МЗП) – 3723 грн. Эти показатели важны, поскольку именно на их базе рассчитывается сумма единого налога.

Ставки единого налога установлены п. 293.1 НКУ:

– для первой группы плательщиков единого налога — в процентах (фиксированные ставки) к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года (1762 грн);

– для второй группыв процентах (фиксированные ставки) к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года (3723 грн);

третьей группыв процентах к доходу (процентные ставки).

То есть фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами для физических лиц – предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, из расчета на календарный месяц (п. 293.2 НКУ):

для первой группы плательщиков единого налога – в пределах до 10% размера прожиточного минимума (то есть в 2018 году ставка единого налога будет не более 176,20 грн (1762 грн х 10%));

для второй группы плательщиков единого налога – в пределах до 20% размера минимальной заработной платы (до 744,60 грн (3723 х 20%)).

Ставки единого налога для четвертой группы установлены:

– для пашни, сенокосов и пастбищ (кроме пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, а также сельскохозяйственных угодий, находящихся в условиях закрытого грунта) размер ставок налога с одного гектара будет устанавливаться на уровне 0,95;

– для пашни, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, – 0,57;

– для многолетних насаждений (кроме многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях) – 0,57;

– для многолетних насаждений, расположенных в горных зонах и на полесских территориях, – 0,19;

– для земель водного фонда ставка останется на уровне 2,43;

– для сельскохозяйственных угодий, находящихся в условиях закрытого грунта, – 6,33.

Единый социальный взнос

Размер минимального страхового взноса, как и ранее, будет зависеть от размера минимальной заработной платы (на 2018 год — 3723 грн).

То есть минимальный страховой взнос с 01.01.2018 г. будет составлять – 819,06 грн (3723 х 22%). А это означает, что с 1 января 2018 года, налоговая нагрузка еще увеличится:

единщикам — работодателям придется не только пересмотреть оклады работников, но и осуществлять доплату по ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса (819,06 грн) при начислении зарплаты и других выплат работникам;

• увеличится и нагрузка на физических лиц – предпринимателей (ФОП), ведь со следующего года минимальная ежемесячная сумма ЕСВ «за себя» для них вырастет почти на 120 грн ежемесячно (в 2017 году эта сума составляла 704 грн).

Соответственно, можем посчитать, что минимальная сумма единого социального взноса (ЕСВ), которую нужно будет заплатить плательщикам единого налога в 2018 году9828,72 грн (обязательная ежемесячная сумма ЕСВ 819,06 грн х на 12 месяцев).

Все четыре группы, а также критерии пребывания на едином налоге остаются в 2018 году неизменными.

• Налогоплательщик не может быть плательщиком единого налога первой – третьей групп, если на день подачи заявления о регистрации плательщиком единого налога у него есть налоговый долг. Исключение — безнадежный налоговый долг, возникший вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств) (пп. 291.5.8 НКУ).

То есть в случае подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты госрегистрации для вновь созданного субъекта хозяйствования наличие налогового долга по любому другому налогу станет препятствием для получения статуса плательщика единого налога;

• при расчете общего количества наемных лиц у плательщика единого налога – физического лица не нужно учитывать работников, призванных на военную службу во время мобилизации, на особый период (пп. 291.4.1 НКУ);

• не могут быть плательщиками единого налога четвертой группы субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность по производству подакцизных товаров, кроме исключений указанных в пп. 291.51.2 НКУ.

Подоходный налог для единщиков

Парламент в конце 2016 года принял ряд законов, которые влияют на размер единого налога и ЕСВ. Подсчитаем налоговые платежи у ФЛП-единщиков за 2017 год.

Первая и вторая группа

Месячные ставки единого налога устанавливают местные советы (п. 293.2 Налогового кодекса Украины, далее — НК). Для 1-й и 2-й группы ставка рассчитывается на каждый год отдельно исходя из прожиточного минимума для трудоспособных лиц (далее — ПМТЛ)/минимальной зарплаты (далее — МЗП) по состоянию на 1 января отчетного года (на размер ставок не влияют изменения в течение года ПМТЛ и МЗП). При этом размер единого налога не зависит от суммы дохода (если плательщик не нарушал правил, установленных для своей группы).

Важно! В случае осуществления плательщиками первой и второй групп:

  • нескольких видов хоздеятельности — применяется максимальный размер ставки единого налога для таких видов хозяйственной деятельности (п. 293.6 НК);
  • хозяйственной деятельности на территориях более чем одного сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин, — применяется максимальный размер ставки единого налога для соответствующей группы (п. 293.7 НК).

Согласно Закону Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» от 20 декабря 2016 года № 1791-VIII (законопроект от 15 сентября 2016 года № 5132) внесены изменения в порядок установления ставок для плательщиков единого налога 1 группы. С учетом нововведений ставки для плательщиков:

  • 1 группы — до 10% от размера ПМТЛ, установленного законом на 1 января отчетного года;
  • 2 группы — до 20% от размера МЗП, установленной законом на 1 января отчетного года.

То есть в 2017 году для ФЛП 1 группы ослаблено налоговое давление — для них установлена фиксированная ставка в пределах до 10% размера ПМТЛ по состоянию на 1 января отчетного года (то есть в 2017 году до 160 грн. за месяц).

Для ФЛП 2 группы нет никаких уступок — как и раньше, им надо платить ежемесячно сумму налога, которая составляет до 20% от МЗП по состоянию на 1 января отчетного года (то есть, если учесть двукратное увеличение МЗП, то в 2017 году им придется платить до 640 грн. за месяц).

Сроки уплаты единого налога для плательщиков 1-й и 2-й группы — не позднее 20 числа текущего месяца (п. 295.1 НК). Если предельный срок выпадает на нерабочий или выходной день, то уплатить нужно заранее (перенос не предусмотрен).

Читайте так же:  Приказ установить суточные

Для 3-й группы единый налог рассчитывают по другим правилам, нежели у перво- и второгруппников. Зависит он от суммы полученного дохода.
В 2017 году, как и в 2016, для 3-й группы ставки не изменились, ведь они не привязаны к МЗП и ПМТЛ (для плательщиков НДС — ставка 3% от суммы дохода, для неплательщиков НДС — ставка 5% от суммы дохода).

Сроки уплаты единого налога для плательщиков 3-й группы — на протяжении 10 числа после окончания предельного срока подачи отчетности за соответствующий период (п. 295.3 НК) (отчетность надо подавать в срок для квартального отчетного периода — на протяжении 40 календарных дней после его окончания). Если предельный срок выпадает на нерабочий или выходной день, то уплатить нужно заранее (перенос не предусмотрен).

ЕСВ «за себя» начисляется на суммы, которые определяются единщиками самостоятельно, но не более максимальной величины базы для начисления ЕСВ (25 размеров действующих ПМТЛ) (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 8 июля 2010 года № 2464-VI, далее — Закон № 2464). Плательщики второй и третьей группы, как и раньше, должны платить ЕСВ «за себя» не более максимального и не менее минимального страхового взноса за месяц (независимо от размера доходов).

А вот для первогруппников с 1 января 2017 года предусмотрели льготу — для них снизилась нижняя планка и ЕСВ может быть не меньше 50%* от минимального страхового взноса (независимо от размера доходов).

Минимальный размер ЕСВ «за себя», который подлежит обязательной уплате, это единственное отличие между 1 и 2/3 группами. Больше никаких ЕСВ-отличий между единщиками не существует.

Все единщики платят ЕСВ за каждый квартал. Нужно помнить, что они могут платить ЕСВ в виде авансового платежа в размере, которые самостоятельно определили, до 20 числа каждого месяца текущего квартала (п. 6 р. IV Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 20 апреля 2015 года № 449, далее — Инструкция № 449).

При окончательном расчете за календарный квартал ФЛП перечисляет ЕСВ с учетом ранее уплаченных авансовых платежей.

Иначе говоря, авансовые платежи по ЕСВ внутри квартала единщики могут не платить. Однако они обязаны уплатить общую квартальную сумму ЕСВ — до 20 числа месяца, следующего за кварталом, за который платится ЕСВ (абз. 3 ч. 8 ст. 9 Закона № 2464).

Если последний день срока уплаты ЕСВ приходится на выходной или праздничный день, то он переносится на первый после него рабочий день (п. 11 р. ІV Инструкции № 449).

Также следует отметить: минимальный страховой взнос меняется при каждом изменении МЗП, а максимальная база для обложения ЕСВ — при изменении ПМТЛ. При этом с 1 января 2017 года МЗП и ПМТЛ имеют разный размер, хотя до этого они были тождественными.

В Таблице 1 систематизируем максимальные и минимальные ЕСВ-платежи (исходя из единой ставки ЕСВ — 22%) за 2017 год.

Подоходный налог для единщиков

3% при условии уплаты НДС

Сумма доходов плательщика единого налога за отчетный квартал

На протяжении 10-ти календарных дней, следующих за последним днем срока подачи декларации

пп. 49.18.2 абз. 1 п. 57.1, п.п. 293.3, 294.1, 295.3 НКУ

5% для неплательщиков НДС

1 Конкретные ставки единого налога в 1 и 2 группах, по которым платят единый налог, прямо зависят от видов деятельности, осуществляемых единщиком, и устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных общин ( п. 293.2 НКУ ). Если единщик 1 или 2 группы осуществляет несколько видов деятельности, единый налог он уплачивает по большей из ставок, установленных для таких видов деятельности (п. 293.6 НКУ ). Если деятельность осуществляется на территории больше чем одного сельского, поселкового, городского совета или совета объединенной территориальной общины, налог надо платить по максимальной ставке, установленной НКУ для соответствующей группы единщиков (10% размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц на 1 января для первой группы или 20% минзарплаты на 1 января для второй группы) ( п. 293.7 НКУ ).

Кроме указанных выше ставок, у физлица-единщика в случае нарушения условий работы в соответствующей группе плательщика единого налога может появиться необходимость с некоторых видов доходов уплатить единый налог по ставке 15%.

Речь идет о следующих видах доходов:

— сумма превышения объема дохода на календарный год в соответствующей группе;

— доходов от деятельности, осуществление которой запрещено на едином налоге;

— доходов от деятельности, виды которой у единщика 1 или 2 группы отсутствуют в Реестре плательщиков единого налога;

— дохода, полученного при использовании неденежного способа расчетов за товары (услуги);

— доходов от осуществления деятельности, которая нарушает условия, оговоренные в пп.пп. 1 и 2 п. 291.4 НКУ .

Налог по ставке 15% уплачивают на протяжении 10-ти календарных дней, следующих за последним днем срока предоставления декларации плательщика единого налога за квартал, в котором впервые были единщиком получены доходы- «нарушители». И это еще не все. Предприниматель получает обязанность перейти на общую систему налогообложения с квартала, следующего за тем, в котором впервые он получил доходы-«нарушители» (см. пп. 298.2.3 НКУ ).

Исключение — превышение позволенного объема дохода у единщиков 1 и 2 групп. В таком случае у последних есть еще право перейти в другую группу плательщиков единого налога при соответствии условиям работы в ней (см. п. 293.8 НКУ ).

Заявление о переходе на общую систему налогообложения или в другую группу (Заявление о применении упрощенной системы налогообложения) единщик подает в следующие сроки:

— в случае превышения позволенного объема доходов на календарный год — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала, в котором допущено превышение (п. 293.8 НКУ );

— в остальных из описанных нами выше случаях нарушения условий работы на едином налоге — не позднее чем за 10 календарных дней до начала квартала, с которого предполагается работа на общей системе налогообложения (пп. 298.2.1 НКУ ).

Налог на доходы и военный сбор: когда и сколько платить общесистемщикам

Единый налог — 3 группа (2018)

Смотрите Часто задаваемые вoпросы о 3 группе >>>

Основные ограничения с 2016 года (актуальны и в 2018 году):

1) годовой лимит дохода — дo 5 000 000 гpивен (было в 2015 гoду 20 000 000 гривен).

3) лимита наемных работников НЕТ.

3 группа плательщиков единого налога может заниматься предоставлением посреднических услуг по покупке, продаже, аренде, оценке недвижимого имущества (по КВЕД ДК 009:2005 это группа 70.31), а также деятельностью по производству, продаже ювелирных и бытовыx изделий, из драгоценных металлов, драгоценныx камней, драгоценных камней органогенного oбразования и полудрагоценных камней. При этом они не могут быть плательщиками НДС.

Повышенная ставка 15 % (физлицам) или двойная ставка (юрлицам):

1) от суммы превышения лимита объема дохода;

2) от дохода, полученного с применением способа расчетов, отличного от денежного;

3) от дохода, полученного oт видов деятельности, которые не дaют право применять упрощенную систему налогообложения.

Отчетный период — календарный квартал. Срок сдачи отчета — в тeчение 40 дней по окончании квартала. Пример заполнения декларации для 3 группы >>>.

Срок уплаты налога — 10 календарных дней после последнего срока предоставления декларации за отчетный квартал (то есть 50 дней по окончании квартала).

Скачайте Календарь предпринимателя [отчетность, yплатa налогов . ]

Плательщики третьей группы единого налога, которые превысили в отчетном квартале предельный объем дохода, в следующем отчетном квартале отказываются от упрощенной системы налогообложения. Ставка налога с превышения — 15 процентов для физлиц и двойная для юрлиц.

В случае изменения адреса предпринимателя или места осуществления деятельности, согласно пп. 298.6 НКУ, заявление об этом подается плательщиками единого налога 3 группы вместе с декларацией за отчетный квартал, в котором состоялись эти изменения.

Дата получения дохода — дата поступления средств плательщику налога в денежной (безналичной или наличной) форме, дата подписaния плательщиком единого налога акта приeма-передачи безвозмездно полученных тoваров (работ, уcлуг). Для плательщиков единого налога 3 группы, которые являются плательщиками НДС, датой получения дохода являетcя дата списания кредиторской задолженности, пo котоpoй истек срок исковой давности.

В случае аннулирования регистрации плательщиком НДС, плательщики 3 группы единого налога обязаны перейти нa уплату единого налога пo ставке 5 процентов, или же отказаться oт упрощенной системы налогообложения Т.е. должны подать заявление oб изменении ставки единого налога (в первом случае) или об отказе от применения упрощенной системы (во втором случае) не позже чем за 15 календарныx дней до начала следующего квартала.

Читайте так же:  Займ расписка решение суда

Недавно зарегистрированные предприниматели или предприятия, которые в течeние 10 дней c даты госрегистрации подали заявление oтносительнo избрания упрощенной системы с применением 3 группы считаютcя плательщиками единого налога c даты их государственной регистрации.

Основные изменения в группах начинaя c 01.01.2015 смотрите на странице Изменения в едином налоге с 01 января 2015.

Что было до 2015 года:

Единый налог — 3 группа единщиков — только физические лица. Количество наемных работников не больше 20 лиц.

3 группа плательщиков единого налога имеет лимит дохода за 1 год — 3000000 гривен.

  • 3 процента дохода — в случae уплаты НДС;
  • 5 процентов дохода — в случае включения НДС в состав единого налога.

Еще страницы на тему Единый налог, 3 группа :

Военный сбор с доходов предпринимателей-единщиков

by admin · Лютий 20, 2015

Облагается ли военным сбором доход физлица-предпринимателя, который находится на упрощенной системе налогообложения? В каких случаях физлица-единщики должны уплачивать военный сбор?

ОТВЕТ: Физлицо-предприниматель — плательщик единого налога не является плательщиком военного сбора за себя. То есть с доходов, которые он получает как предприниматель-единщик, военный сбор не уплачивается. Плательщиками военного сбора являются лица, определенные в п. 162.1 НКУ, в частности:

  • физлицо-резидент , получающий доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы;
  • физлицо-нерезидент, получающий доходы из источника их происхождения в Украине;
  • налоговый агент. Определение налогового агента по налогу на доходы физических лицсодержит пп. 14.1.180 НКУ, поэтому его применяют и по военному сбору.

Начиная с 01.01.2015 г. изменилась база налогообложения военным сбором. С указанной даты им облагаются те же доходы, которые облагаются НДФЛ. В соответствии с пп. 1.2 п. 16 1 подраздела 10 р. ХХ НКУ, объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 НКУ. К объектам обложения сбором относится, в частности, общийгодовой налогооблагаемый доход, в т.ч. доходы, полученные физлицом-предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности согласно ст. 177 НКУ (пп. 164.1.3 НКУ).

Статья 177 НКУ устанавливает правила налогообложения доходов, полученных физлицом-предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения. То есть речь идет о предпринимателях-общесистемщиках. Именно их предпринимательский доход облагается военным сбором.

Что касается единщиков, то в соответствии с пп. 165.1.36 НКУ доход физлица-предпринимателя, с которого уплачивается единый налог согласно упрощенной системе налогообложения, не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика, а значит, не облагается ни НДФЛ, ни военным сбором.

Но в определенных случаях предприниматель-единщик должен уплачивать военный сбор, правда, не за себя. Например, когда он выплачивает зарплату наемным работникам, с которыми заключены трудовые договоры, или когда он выплачивает другому физлицу вознаграждение по договору гражданско-правового характера. В таких случаях предприниматель-единщик выступает налоговым агентом физлица при выплате ему дохода, который в понимании пп. 1.2 п. 16 1 подраздела 10 р. ХХ НКУ является объектом обложения военным сбором. Тогда плательщик единого налога обязан выполнить функцию налогового агента, удержать с этого дохода военный сбор, оплатить его и отра-зить данную выплату в форме № 1ДФ.

Единщики третьей группы — это большой бизнес, который спрятался под малым

Как создать прозрачные и равные условия налогообложения, при которых построение сложных схем оптимизации потеряет смысл

Налоги на заработную плату

На сегодняшний день незначительное видоизменение транзакций позволяет снизить налоговую нагрузку с 60% до 4%. Самый банальный пример — это заработная плата. Можно быть наемным сотрудником, и при этом нагрузка на заработную плату будет 57-62%, а можно оформиться частным предпринимателем, и являясь по факту наемным работником, получать ежемесячную оплату услуг — в этом случае нагрузка будет 4%.

Или, например, директору, как собственнику, нужны наличные деньги. Он может выплатить себе заработную плату, и это будут те же 60%, а может заплатить налог на прибыль 18% и 5% налога на дивиденды — это будет 23%.

Система налогообложения должна быть такой, чтобы не было смысла менять коммерческую суть транзакций. Нагрузка должна быть примерно одинаковой, а суммы уплаченных налогов — сопоставимыми.

В Украине доля теневой экономики достаточно велика, гуляет много наличных средств. Поэтому методы других стран, которые проводили налоговые реформы, могут не сработать. Например, в Словакии сделали единую ставку подоходного налога 19%, но у них остался социальный налог 33%. В совокупности нагрузка получается не такой уж низкой. В Украине это не сработает — для наших людей одна гривня сегодня намного важнее, чем 5 гривень пенсии завтра. Если на рынке есть предложения работать за наличные, то они просто идут и работают, их мало волнует, идут отчисления в пенсионный фонд или нет. Поэтому одна из ключевых идей, которую мы отстаивали в налоговой реформе, — это кардинальное снижение налогов на заработную плату. Есть подоходный налог — 15-20%, есть социальный налог — 41,5% (как сумма, которую платит предприятие, так и сумма, которую платит работник), есть военный сбор. Мы хотим это все поместить в один налог, ставка которого должна постепенно снижаться с 29% до 20%.

У нас с Министерством финансов есть расчеты, которые показывают, что 29% — это рабочая ставка при условии бруттизации заработной платы. Схема следующая — в 2016 году мы отменяем единый социальный взнос, но та сумма, которую предприятие по этому сотруднику платило в виде ЕСВ, должна быть включена в его заработную плату. Таким образом, мы увеличим базу для начислений, предприятие при этом ничего не потеряет, а доходы сотрудника вырастут. По факту, понизив налоги, государство отдаст эти деньги гражданам.

Социальное страхование в сегодняшних реалиях все равно не работает. Сколько бы человек ни работал и какие суммы ни отчислял бы в Пенсионный фонд, больше 10 минимальных заработных плат в виде пенсии он не получит. Но если это социальное страхование, он ведь имеет право на эти деньги. Более того, из 230 млрд грн бюджета Пенсионного фонда в прошлом году 130 млрд грн пришло из бюджета.

Сейчас у нас есть:

• ЕСВ, который идет в Пенсионный фонд и три фонда социального страхования;

• НДФЛ, который делится на два платежа: в местный и в государственный бюджет;

Будь то социальный взнос, или налог, является ли плательщиком компания, или физлицо — источник один. Это доходы предприятия. Что мешает нам сделать один платеж? Зачем нужны три отчета? Мы построили некую пропорцию и посчитали, сколько процентов от поступлений получит ПФ, сколько местные бюджеты и сколько — государственный бюджет. Если поступления снизятся, то каждый из них получит провисание в своей пропорции. Но если пойдет детенизация и мы начнем собирать больше, то поступления вырастут у всех. Кроме того, значительно упростится администрирование для предприятия — бизнес лишь будет удерживать налог с получателя, и каждый сотрудник будет видеть, сколько он отдает государству, что очень важно.

Третья группа единого налога

У нас в стране всего было 284 тысячи плательщиков единого налога третьей группы, из них около 240 тыс. это реально работающие плательщики (те, кто не в состоянии ликвидации и получили хотя бы гривню дохода в 2014 году). В основном они сосредоточены в пяти основных группах по видам деятельности: операции с недвижимостью, торговля, IT-услуги, научная деятельность и логистика. Четкая сегментация. 94% получили доход до 1 миллиона гривень в 2014 году, 30% — до 50 тыс. 97% не используют наемный труд. Почему они не работали на второй группе? Ключевая суть — это соприкосновение с юрлицом. Я себе слабо представляю бизнес с точки зрения услуг юрлицам, который приносит пять тысяч гривень в месяц — это больше похоже на зарплату. Опять-таки, мы получаем парадокс — в одном случае ставка налога на прибыль 4%, а в другом — 18% или 60% на зарплату.

Третья группа единого налога — это законный способ минимизации налогообложения. В ситуации, когда налоги на зарплату достигают 60% — я могу это понять. Но если мы снижаем ставку НДФЛ до 20% — я не согласен, чтобы ставка единого налога была в пять раз ниже. Давайте сделаем тогда для всех 4%, я буду «за», но вопрос лишь в том, может ли страна себе это позволить?

Я не против малого бизнеса, я против того, чтобы привилегиями малого пользовался крупный.

Когда 3,5 тыс. наемных сотрудников оформлены ФЛП — это нонсенс. Когда доход второй группы 153 млрд грн — что-то тут не так. Когда я захожу в ресторан, а мне выдают три чека и чек от ФЛП второй группы, я этого не понимаю. Это большой бизнес, который спрятался под маленьким.

Читайте так же:  Входит ли в трудовой стаж учеба в училище при начислении пенсии

Мы предлагаем поднять обязательный порог регистрации плательщика НДС с 1 до 5 млн гривень, чтобы, оказывая услуги, предприниматели не получали дополнительные 20% налога. Параллельно для физлиц с доходами до 5 млн нужно убрать какие-либо налоговые разницы — т.е. вы должны показать расходы, но у вас их нельзя снять. Ведь на едином налоге мы не контролируем куда вы тратите деньги. Предприниматели должны быть уверены, что к ним не придет налоговик и не будет что-то требовать. Соответственно, отпадет необходимость содержать столько налоговиков в райцентрах.

Налог на дивиденды

Для юрлиц на едином налоге с этого года ставка на дивиденды составляет 20%. Получается, что физлицо платит 4%, а юрлицо — 4% плюс 20%. Если это малый бизнес, то почему у них разные ставки? Только лишь потому, что это юрлицо? Бизнес — он же не глупый, он умеет считать. Он будет создавать себе 5 физлиц, не консолидируя доход на компанию, чтобы получить ставку в шесть раз ниже. Проще заплатить единый налог и оплатить услуги своему ФЛП и не выводить дивиденды.

Поэтому сейчас поступления налога на дивиденды упали. Налог на дивиденды — это фактически или налог на прибыль (если это между юрлицами), или подоходный налог. Мы предлагаем его отдельно не взымать, только в составе прибыли или в составе подоходного налога. Если мы говорим о едином налоге, то у физлица ставка 20%, у юрлица — 20%, соответственно на дивиденды юрлица должна быть ставка 0%. Так же на общей системе: если оставить налог на дивиденды, собственник будет пытаться больше получить в виде заработной платы и меньше — в виде дивидендов.

По статистике Минфина, раз в три месяца происходит колоссальный прыжок по уплате подоходного налога. Минфин это списывает на Новый год, Пасху, отпуска. На самом деле работодателю проще заплатить раз в три месяца премию, чем ежемесячно платить высокую зарплату, так как в данном случае социальный взнос упирается в потолок в 17 заработных плат. На самом деле это игра, а не Пасха — бизнес умеет считать лучше, чем кто-либо. Нужно делать нормальные прозрачные условия и адекватные ставки, при которых проще заплатить, чем искать механизмы оптимизации. Это просто — путь к наличным должен лежать через одну ставку, которая в любом случае должна быть 20%. Все.

Мы посчитали, что если третью группу перевести на 20%, то этого в принципе достаточно, чтобы перекрыть возможные потери при уменьшении ставки налогов на зарплату до 20%. При 25% детенизации (при самом пессимистичном сценарии) мы получим 12 млрд гривень дополнительных поступлений. По расчетам Минфина, в тени находится 40% ВВП. Но по последним данным Минэкономики — это больше 60%.

На сегодняшний день в части налогообложения зарплат Минфин поддерживает мою концепцию. Хочется верить, что он останется на этой позиции, но окончательное решение будет принимать Нацсовет реформ. Но кроме налогов на зарплаты есть еще один посыл, без которого налоговая реформа не состоится — это реформирование ГФС.

Реформа ГФС

Давайте оставим 500 аналитиков, а не 6 тысяч налоговых милиционеров, которые ходят и издеваются над бизнесом. Когда мы смотрим на статистику работы налоговой милиции за 2014 год, оказывается, что им нечего показать. Есть тысячи уголовных дел, а в суд передано с обвинительными выводами 49. Что решил суд — не знаю. Но зачем мы их возбуждаем? В чем игра? Интерес, очевидно, в другом. У нас есть зарегистрированный альтернативный законопроект о ликвидации налоговой милиции и передаче ее функций МВД, а дальше пусть там правительство, если им нужно, создает отдельное ведомство.

Тот руководитель налоговой службы, который решится распустить налоговую милицию, просто себя увековечит. В нынешнем виде она не нужна. Она себя не окупает. Их даже не надо менять — их надо разогнать.

По информации за июнь, 80% доходов в бюджет отдало 1,5 тыс. компаний. Эти 1,5 тыс. компаний обслуживаются в семи отделениях крупных плательщиков. Почему бы не ликвидировать все отделения ниже области? Зачем они нужны? Можно оставить лишь областные управления ГФС, где будут в электронном виде принимать всю отчетность и предоставлять электронные сервисы. Нужна ли огромная махина со всеми ее машинами, зданиями, работниками, которая при этом не выполняет своих функций? Особенно если мы говорим о налоговой инспекции в каком-нибудь Крыжополе.

Если предприниматель не понимает, как подать отчетность и ему нужна консультация, то будут частные лица, которые предоставят эту услугу даже лучше, чем налоговая — они будут бороться за своего клиента. Возможно, это будут те же налоговики — им же нужно где-то работать и зарабатывать.

Налоговая приводит данные, что у нас в стране 1,2 млн субъектов хозяйствования. Мы делали запрос с просьбой дать нам расшифровку: сколько из них находятся в состоянии ликвидации, сколько из них не подают отчетность и сколько из них подают отчетность, из которой видно, что они не ведут деятельность. Это 74%. То есть из зарегистрированных субъектов реально работает 26%. Каждая налоговая показывает, что у нее толпа клиентов, которых они должны обслуживать. Но на самом деле обслуживать некого.

Я убежден, что бизнес сразу почувствовал бы отсутствие налоговых инспекций в маленьких городах, где почти все на едином налоге. Те пару небольших предприятий, которые работают в районах, сейчас подают отчетность в электронном виде, только эту отчетность будет проверять не районная налоговая, а областная. Если есть вопросы — они позвонят, проконсультируются. Но никто не будет приходить и рассказывать им, что они что-то не выполняют. Если в налоговой видят, что предприятие рисковое — пожалуйста, выезжайте, проверяйте. Но малый и средний бизнес — это не точка риска.

Реформа ГФС, презентованная Насировым — это больше марафет и распределение полномочий, чем реальное сокращение и строительство сервисных функций. Любого бизнесмена спросите — он чувствует этот сервис? Или он чувствует давление? Мы можем долго говорить, «ой, как сладко», но сладко не станет. Заявлено, что до конца года они сократят 20%, но я не думаю, что этого достаточно. Мы же хотим освободить ресурс для того, чтобы нанять качественных специалистов и платить высокие зарплаты. Для этого сокращать нужно кардинально. Даже не на 50%.

Налог на прибыль и НДС

Нам нужно создать стимулы, чтобы бизнес не прятал деньги, не уклонялся, а вкладывал их в развитие. Например, перейти, хотя бы добровольно, к налогу на распределенную прибыль — это так называемый эстонский вариант, когда налог на прибыль уплачивается не в момент получения, а в момент распределения. Пока вы зарабатываете и не выплачиваете дивиденды, у вас нет налога на прибыль. Соответственно, нет смысла выводить эти деньги в оффшоры, а потом заводить обратно как инвестиции, нет смысла нарушать трансфертное ценообразование. Деньги легально останутся в Украине и будут вложены в развитие бизнеса, а государство может получить дополнительный НДС.

Сейчас налог на прибыль собирается больше административными методами, и это в основном переплаты и авансы. Данная система не создает никаких стимулов и способствует структурированию украинского бизнеса с использованием иностранного элемента. В данном случае теряют все — мы просто работаем на чужую экономику.

При этом систему электронного администрирования НДС необходимо сохранить. Однако ее нужно дорабатывать — система должна исключить вымывание оборотных средств. Сейчас в момент регистрации налоговой накладной на НДС-счету должны быть деньги — фактически это уплата налога авансом.

Мы в последние три месяца отстаивали обязательную регистрацию не позднее 30 числа месяца, следующего после дня уплаты налога. Говорят, что это приведет к массовой регистрации накладных 30 числа. Но я уверен в том, что бизнес этот вопрос отрегулирует намного лучше, чем государство. Даже если это так, то государство должно обеспечить возможность принять все накладные в последний день. Тем более, что количество налоговых накладных сейчас серьезно уменьшится в результате того, что ГФС позволила при ряде обстоятельств подписывать одну налоговую накладную на две или больше поставок.

С точки зрения регистрации и обработки, для бизнеса это будет проще, при этом в систему невозможно вбрасывать НДС без денег, как было раньше. Это должно избавить бизнес от проверок входящего НДС, так как он обеспечен деньгами. СЭА НДС должна создать условия для автоматического возмещения НДС.