Ответственный за тепловое хозяйство договор

Ростехнадзор разъясняет: Возложение ответственности за эксплуатацию тепловых энергоустановок на специализированную организацию

Вопрос:

В Ростехнадзор поступило обращение гражданина, содержащее вопрос: вправе ли организация не направлять своего сотрудника на обучение правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а заключить договор на эксплуатацию и обслуживание тепловых энергоустановок со специализированной организацией, в штате которой имеются сотрудники, прошедшие необходимое обучение?

Ответ:

Управлением государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору был подготовлен ответ на обращение.

Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (пункт 2.1.1), зарегистрированным в Минюсте России 02.04.2003 г. № 4358 (далее — ПТЭТЭ), допускают проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок по договору со специализированной организацией, но не отменяют требования пункта 2.1.2 ПТЭТЭ о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителя.

В случае если организация относится к потребителям тепловой энергии, указанным в пункте 2.2.3 ПТЭТЭ, то ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок может быть возложена на работника из управленческого состава, не имеющего специального теплоэнергетического образования, но прошедшего обучение и проверку знаний в порядке, установленном ПТЭТЭ.

Одновременно сообщаем, что возложение ответственности за эксплуатацию тепловых энергоустановок на специализированную организацию, с которой заключается договор на обслуживание, нормативными документами не предусмотрено.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Ростехнадзор разъясняет: Передача на обслуживание электрического и теплового хозяйства другой организации

Вопрос:

Организация (больница) передала обслуживание электрического и теплового хозяйства аутсорсинговой организации, сократила свой штат электрического и теплотехнического персонала. Может ли она не назначать ответственных за электро и тепловое хозяйство, если по договору ответственность несет аутсорсинговая компания.

ОТВЕТ: Согласно п. 1.2.3. и п. 1.2.4. Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 января 2003 года, регистрационный № 4145, у Потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В этом случае руководитель Потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства без проверки знаний.

В то же время согласно п. 2.2.3. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее — Правил), утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 апреля 2003 года, регистрационный № 4358, при потреблении тепловой энергии только для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок может быть возложена на работника из числа управленческого персонала и специалистов, не имеющего специального теплоэнергетического образования, но прошедшего обучение и проверку знаний в порядке, установленном настоящими Правилами.

Вопрос от 31.10.2016г.:

Необходимо ли назначать лицо, ответственное за эксплуатацию тепловой энергоустановки, из штата организации – собственника, если эксплуатацию по договору проводит специализированная организация? В каком правоустанавливающем документе по данному вопросу даётся разъяснение?

Ответ: Специалистами Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора дан ответ на данный вопрос.

Указанное выше не отменяет требования пункта 2.1.2 Правил о назначении распорядительным документом руководителя организации из числа управленческого персонала и специалистов организации ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителя.

В соответствии с пунктом 1.7 Правил ответственность за эксплуатацию несёт руководитель (технический руководитель) организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок.

На основании пункта 2.2.3 Правил при потреблении тепловой энергии только для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок может быть возложена на работника из числа управленческого персонала и специалистов, не имеющего специального теплоэнергетического образования, но прошедшего обучение и проверку знаний в порядке, установленном Правилами.

Вопрос от 17/05/2017:

Необходимо ли владельцу электроустановок напряжением 10 кВ. иметь ответственного за электрохозяйство и его заместителя в штате, если имеется договор на обслуживание этих электроустановок?

эксплуатацию электроустановок потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.

организациям, электроустановки которых постоянно обслуживаются специализированными организациями, допускается предоставлять их работникам права оперативно-ремонтного персонала после соответствующей подготовки и проверки знаний в комиссии по месту постоянной работы;
командированным персоналом работы проводятся в действующих электроустановках по нарядам и распоряжениям, а в случае, если командированному персоналу предоставляются права оперативно-ремонтного персонала, работы могут проводиться и в порядке текущей эксплуатации, в соответствии с главой VIII настоящих правил.

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

ответственный за эксплуатацию тепловых энергоустановок

форум для специалистов по теплоснабжению

Автор Тема: ответственный за эксплуатацию тепловых энергоустановок (Прочитано 5604 раз)

Быстрый ответ

В быстром ответе можно использовать BB-теги и смайлы.

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Должностная инструкция ответственного за тепловое хозяйство

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция ответственного за тепловое хозяйство [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Ответственный за тепловое хозяйство относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность ответственного за теплое хозяйство принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности [вписать нужное] и стаж работы в должности [вписать нужное] не менее [значение] лет.

1.3. Ответственный за тепловое хозяйство назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Ответственный за тепловое хозяйство должен знать:

— нормативные правовые акты и другие руководящие документы по теплоснабжению потребителей;

— правила технической эксплуатации тепловых станций и сетей;

— перспективы развития теплового хозяйства;

— технологический процесс выработки теплоэнергии и теплоснабжения потребителей;

— схемы топливоснабжения, принципиальные схемы и принципы работы релейных защит, автоматических и регулирующих устройств, контрольно-измерительных приборов, средств сигнализации и связи;

— законодательство о защите прав потребителей;

— стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты;

— положения и инструкции по учету и расследованию несчастных случаев на производстве, нарушений в работе тепловых сетей;

— систему планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования;

— организацию ремонтных работ и технологического обслуживания оборудования теплового хозяйства;

— технологию ремонтных работ;

— порядок и методы планирования ремонтных работ;

— технологию ремонтных работ;

— стандарты, технические условия и инструкции по техническому обслуживанию, ремонту, монтажу и испытанию оборудования;

— основы экономики, организации производства, труда и управления;

— основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

2. Должностные обязанности

Ответственный за тепловое хозяйство:

2.1. Обеспечивает содержание теплового хозяйства в работоспособном и технически исправном состоянии.

2.2. Обеспечивает эксплуатацию теплового хозяйства в соответствии с правилами технической эксплуатации тепловых установок, правилами техники безопасности и другой нормативно-технической документацией.

2.3. Обеспечивает соблюдение гидравлических и тепловых режимов работы систем теплоснабжения.

2.4. Обеспечивает разработку мероприятий по снижению расхода топливо-энергетических ресурсов.

2.5. Обеспечивает эксплуатацию приборов контроля и регулирования гидравлических и тепловых режимов, а также учет тепловой энергии.

2.6. Обеспечивает своевременное техническое обслуживание и ремонт оборудования теплового хозяйства.

2.7. Обеспечивает ведение установленной статистической отчетности.

2.8. Обеспечивает своевременную подготовку персонала организации и проверку его знаний правил технической эксплуатации тепловых установок, правил техники безопасности, должностных инструкций, инструкций по эксплуатации, охране труда и другой нормативно-технической документации.

2.9. Обеспечивает наличие и ведение паспортов и исполнительной документации на все тепловые энергоустановки.

2.10. Обеспечивает приемку и допуск в эксплуатацию новых и реконструируемых тепловых энергоустановок.

2.11. Обеспечивает выполнение предписаний в установленные сроки и своевременно предоставлять информацию о ходе выполнения указанных предписаний в органы государственного надзора.

2.12. Своевременно предоставляет в органы госэнергонадзора и Ростехнадзора России информацию о расследовании произошедших технологических нарушений (аварии и инциденты) в работе теплового хозяйства и несчастных случаях, связанных с их эксплуатацией.

2.13. [Другие должностные обязанности].

Ответственный за тепловое хозяйство имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Ответственный за тепловое хозяйство несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Ответственный за тепловое хозяйство договор

Чего тут обсуждать-то?

4.1.3. Для непосредственного выполнения функций по организации эксплуатации тепловых энергоустановок,
систем транспорта и распределения тепловой энергии руководитель предприятия (организации) должен назначить
приказом ответственного за тепловое хозяйство, а также лицо, его замещающее.
При наличии на предприятии (организации) должности главного энергетика (главного механика) обязанности
ответственного за тепловое хозяйство данного предприятия (организации), как правило, возлагаются на него.

назначить своим приказом, руководитель может только своего подчиненного.

варианты:
1. На 1/10 ставки дворника в детсад оформляется Ваш сотрудник, которого приказом по ДС назначают ответственным.
2.ДС обучает и назначает своего завхоза ответственным, а вы по договору назначаете специалиста и закрепляете за ним оборудование.

Что касается моментов о том, что ответственный за ПТЭ ТЭ будет перекрывать задвижки — это нарушение ПТЭ ТЭ. т.к. сотрудник ответственный за БЭ ТЭУ аттестуется в качестве РУКОВОДЯЩЕГО РАБОТНИКА, т.е. он не имеет допуска к оборудованию, он имеет допуск только к бумажкам, и дет саду для эксплуатации ТЭ нужен или специалист или ОР персонал (который он и нанимает по договору).

Анкета потребителя

Анкета потребителя тепловой энергии по договору на теплоснабжение

Полное и сокращенное наименование предприятия­­__________________________________

Статус (юр. лицо, структурное подразделение)______________________________________

Руководитель (должность, ФИО полностью) _______________________________________

На основании _________________________________________________________________

Главный бухгалтер (ФИО полностью) _____________________________________________

Ответственный за тепловое хозяйство (ФИО полностью) _____________________________

Юридический адрес (с индексом) ________________________________________________

Почтовый адрес (с индексом)____________________________________________________

Адрес электронный (e-mail) ______________________________________________________

ИНН _____________________________ КПП _____________________________________

ОКПО ____________________________ (код предприятия)

ОКВЭД ___________________________ (вид экономической деятельности)

ОКОГУ ___________________________ (код ведомственной принадлежности — министерство)

ОКФС ____________________________ (код формы собственности)

ОКОПФ ___________________________ (код организационно-правовой формы)

ОКАТО ___________________________ (код территории)

Справка об объёме бюджетного финансирования (при наличии бюджетного финансирования)

Кор/сч ___________________________ БИК ____________________________________

Контактные телефоны:

Секретарь, руководитель ________________________ Факс _________________________

Ответственный за тепловое хозяйство (стационарный и мобильный)______________________

М.П. (подпись руководителя)

АНКЕТА ПОТРЕБИТЕЛЯ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ К ДОГОВОРУ НА УСЛУГИ

ПО ПЕРЕДАЧЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ

Полное название предприятия ________________________________

Руководитель(должность, ФИО полностью)______________________

На основании _______________________________________________

Главный бухгалтер __________________________________________

Юридический адрес __________________________________________

Почтовый адрес (с индексом) ________________________________

код предприятия ОКВЭД _______________________________________

вид экономической деят-ти __________________________________

код ведомств. принадлежности ОКФС ___________________________

код формы собств-ти ОКОПФ ___________________________________

код организационно-правовой формы ОКАТО _____________________

код территории БИК КПП _______________________________________

Справка об объёме бюджетного финансирования( при наличии

бюджетного финансирования )____________________________________

Ответственный за тепловое хозяйство( энергетик )ФИО____________

Контактный телефон _________________________________________

Секретарь, руководитель ____________________________________

Ответственный за тепловое хозяйство ________________________

Решение по делу №02-01-15-10-14 в отношении ОАО «Элементы и конденсаторы Сибири»

по делу № 02-01-15-10-14

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2014 года г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 11 июля 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Щукина С.А. – специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

в присутствии представителей заявителей

рассмотрев дело № 02-01-15-10-14 от 09.04.2014 года по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Элементы и конденсаторы Сибири» (ИНН 5408108377, ул. Часовая, 6, г. Новосибирск, 630098), далее – ОАО «Элексиб», части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

В Новосибирское УФАС России поступило заявление ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ» в отношении действий ОАО «Элексиб», выразившихся в прекращении передачи тепловой энергии в здании по адресу: г. Новосибирск, ул. Часовая, 6.

Открытое акционерное общество «Новосибирский завод конденсаторов» (далее по тексту — ОАО «НЗК») владеет на праве собственности зданиями и сооружениями, основная часть которых (более тридцати объектов недвижимости) расположена на промплощадке завода по адресу г. Новосибирск, ул. Часовая, 6.

Читайте так же:  Налог на 1 комнатную квартиру в москве

Общество с ограниченной ответственностью «Энергопромтепло» (далее по тексту – ООО «ЭПТ») владеет на праве аренды, на основании договора аренды № 36 от 30.11.2013 г. зданиями и сооружениями, принадлежащими на праве собственности ОАО «НЗК», основная часть которых (более тридцати объектов недвижимости) расположена на промплощадке завода по адресу: г. Новосибирск, ул. Часовая, 6.

Энергоснабжение принадлежащих ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ» объектов недвижимости, в том числе электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, осуществляется с использованием инженерно — технических сооружений — сооружений электроэнергетики, теплотрассы, наружного водопровода, внутриплощадочной канализации, ливневой канализации, составляющих федеральное имущество и переданных на праве аренды Открытому акционерному обществу «Элементы и конденсаторы Сибири» (далее по тексту — ОАО «Элексиб») на основании договоров аренды федерального имущества от 15.11.2013г. №№ 52р, 53р, 54р, 55р, 56р.

Здания и сооружения ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ», расположенные по адресу г. Новосибирск, ул. Часовая, 6, подключены к сетям энергоснабжения (электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения) с момента строительства и ввода в эксплуатацию таких сетей в период до 1970 года. Единственной возможностью для ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ» обеспечить свои здания и сооружения энергоресурсами является передача энергоресурсов (электроэнергии, теплоэнергии, холодной воды, сточных вод) с использованием сетевых сооружений, также расположенных по ул. Часовая, 6, и предоставленных в аренду ОАО «Элексиб».

В течение всего периода времени с момента передачи федерального имущества в аренду ОАО «Элексиб», последнее создает препятствия для осуществления хозяйственной деятельности в зданиях ОАО «НЗК», существенно ограничивает или прекращает передачу энергоресурсов с использованием арендованных сетевых сооружений путем перекрытия запорной арматуры сетей энергоснабжения.

Так, актами от 19.12.2013г., от 30.12.2013г., от 31.12.2013г., от 01.01.2014г., от 13.01.2014г. было установлено неоднократное ограничение и прекращение подачи тепловой энергии, холодной воды путем перекрытия запорной арматуры сетей энергоснабжения, что повлекло существенное снижение температуры воздуха в зданиях, в которых ведется хозяйственная деятельность, а также угрозу нарушения требований пожарной безопасности в зданиях ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ». Фототаблицы, прилагаемые к актам об обнаружении нарушения передачи энергоресурсов, подтверждают не просто перекрытие запорной арматуры, но также фиксацию запорной арматуры в закрытом положении с использованием цепей и навесных замков. Данное обстоятельство указывает на умышленный характер действий ОАО «Элексиб», направленных на нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче энергоресурсов, установленных законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Одновременно с прекращением и ограничением передачи энергоресурсов с использованием арендованных сетевых сооружений, ОАО «Элексиб» предложило ОАО «НЗК» заключить договор возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию и текущему содержанию энергосетей. Согласно данному договору на ОАО «НЗК» возлагается обязанность по ремонту и восстановлению сетей, а также по проведению иных финансово затратных обязательств, договор представляет собой попытку переложения как расходов по ремонту сетевых объектов, так и обязательств по их ремонту и содержанию, а также устанавливается обязанность ОАО «НЗК» уплачивать ОАО «Элексиб» денежные средства в размере 350 000,00 рублей ежемесячно. Данная сумма ничем не обоснована, договор не содержит указания на порядок формирования данной суммы, а также не позволяет установить какие именно услуги подлежат оплате в таком размере. При этом представленный ОАО «Элексиб» договор не соответствует нормам законодательства, регулирующего порядок оказания услуг по передаче энергоресурсов, и не имеет отношения к предмету договора об оказании услуг по передаче энергоресурсов, предусмотренных Федеральными законами и Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Письмом от 30.12.2013г. № 59 ОАО «Элексиб» уведомило ОАО «НЗК» о предстоящем прекращении передачи тепловой энергии, водоснабжения производственных зданий ОАО «НЗК» в случае отказа от подписания указанного выше договора возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию и текущему содержанию энергосетей, противоречащего нормам действующего законодательства. Незамедлительно после направления письма, содержащего угрозу отключения зданий ОАО «НЗК» от сетей энергоснабжения, ОАО «Элексиб» 01 января 2014 года привело угрозу в действие, существенным образом ограничив передачу тепловой энергии в здания путем перекрытия запорной арматуры обратного трубопровода теплотрассы.

В соответствии со статьей 616 Гражданского Кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества. В случае, если это установлено договором, арендатор несет обязанность по проведению капитального ремонта имущества.

Пунктом 2.2.2. договоров аренды федерального имущества установлена обязанность арендатора нести все расходы, связанные с эксплуатацией, обслуживанием объекта, содержанием прилегающей территории и оказанием соответствующих услуг конечному потребителю. Пунктом 2.2.9 договоров аренды федерального имущества установлена обязанность арендатора в соответствии с требованиями технического регламента по эксплуатации и обслуживанию объекта капитальный и текущий ремонты производить своевременно и полностью за свой счет по предварительному письменному согласованию с арендодателем.

Таким образом, как законом, так и договором, обязанность по содержанию арендованных сетевых объектов возложена в полном объеме на ОАО «Элексиб». Предложение ОАО «НЗК» заключить договор, возлагающий на ОАО «НЗК» обязанность по ремонту и восстановлению сетей, а также иных финансово-затратных обязательств, представляет собой попытку переложения как расходов на ремонт сетевых объектов, так и обязательств по их ремонту и содержанию.

Взимание с ОАО «НЗК» платы в пользу ОАО «Элексиб» противоречит федеральным законам, поскольку в данном случае законодательно установлена обязанность ОАО «Элексиб» обеспечить возможность потребителю использования сетевых объектов для перетока энергоресурсов к объектам потребителя.

Угроза ОАО «Элексиб» по прекращению энергоснабжения и водоснабжения зданий ОАО «НЗК», а также умышленные действия ОАО «Элексиб», направленные на прекращение передачи энергоресурсов (тепловой энергии, холодной воды) в здания, имеют своей целью незаконно принудить ОАО «НЗК» к заключению договора возмездного оказания услуг, предметом которого является возложение на ОАО «НЗК» обязанности по ремонту, восстановлению и содержанию сетевых объектов, полученных ОАО «Элексиб» в аренду, а также обязанности уплачивать ОАО «Элексиб» ежемесячно денежные средства в размере 350 000 рублей. Такой договор является не только заведомо не выгодным для ОАО «НЗК», но характеризуется кабальностью условий по отношению к ОАО «НЗК».

Такой договор не имеет никакого отношения к договору об оказании услуг по передаче энергоресурсов, предмет которого определен Федеральными законами «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», «Об электроэнергетике», Постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок определяется как сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ» имеют возможность приобрести услуги по передаче энергоресурсов исключительно с использованием сетей энергоснабжения, расположенных по ул. Часовая, 6, в пределах промплощадки завода. Возможность приобрести такие услуг у иных лиц либо с использованием иных сооружений у ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ» отсутствует, что обусловлено как расположением зданий, так и технологическими особенностями подключения зданий к объектам инженерной инфраструктуры. Другие сетевые сооружения, которые могли бы использоваться для передачи энергоресурсов к зданиям ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ» отсутствуют.

Соответственно, ОАО «Элексиб», как арендатор федерального имущества — сооружений электроэнергетики, теплотрассы, наружного водопровода, внутриплощадочной канализации, является единственным лицом, которое обязано предоставить возможность перетока энергоресурсов от энергоснабжающих организаций к зданиям ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ». Создаваемые ОАО «Элексиб» препятствия для перетока энергоресурсов влекут невозможность осуществления ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ» хозяйственной деятельности в собственных зданиях, что влечет возникновение существенных убытков для предприятия.

Таким образом, действия ОАО «Элексиб» по ограничению и прекращению передачи тепловой энергии, водоснабжения зданий ОАО «НЗК», расположенных в г. Новосибирске по ул. Часовая, б, не только создают препятствия для осуществления хозяйственной деятельности предприятия, влекут возникновение существенного ущерба ОАО «НЗК», но также прямо нарушают нормы действующего законодательства, устанавливающие правила недискриминационного доступа к услугам по передаче энергоресурсов, и нормы законодательства о защите конкуренции.

17 января 2014 года ОАО «Новосибирский завод конденсаторов» получено обращение ОАО «Элементы и конденсаторы Сибири» (ОАО «Элексиб») о предстоящем отключении сооружений водопровод наружный и теплотрасса, расположенных по адресу г. Новосибирск, ул. Часовая, 6. Указанные сооружения предоставлены в аренду ОАО «Элексиб» на основании договоров аренды федерального имущества от 15.11.2013г.

В условиях низких зимних температур отключение передачи холодной воды и тепловой энергии с использованием сооружений наружного водопровода и теплотрассы даже на короткий промежуток времени неизбежно приведет к размораживанию трубопроводов сооружений, появлению обширных разрывов трубопроводов, и повлечет полное разрушение по ул. Часовая, 6.

Разрушение указанных объектов приведет не только к возникновению огромных убытков казны Российской Федерации в связи с уничтожением имущества казны, но и повлечет возникновение убытков для ОАО «НЗК» в связи с невозможностью осуществления хозяйственной деятельности. Прекращение передачи энергоресурсов в холодное время года в здания ОАО «НЗК» (ЕДИНСТВЕННОГО потребителя энергоресурсов) является следствием умышленного нарушения арендатором федерального имущества ОАО «Элексиб» установленного законом и договором аренды федерального имущества порядка использования сетевых сооружений.

В связи с изложенными обстоятельствами заявители просят обязать ОАО «Элексиб» к исполнению установленных законодательством обязанностей по обеспечению передачи тепловой энергии в здания и не допустить разрушения сооружений, относящихся к собственности Российской Федерации, по вине арендатора ОАО «Элексиб».

В адрес ОАО «Элексиб» были направлены запросы о предоставлении информации. ОАО «Элексиб» пояснило следующее.

ОАО «Элексиб» было признано победителем в конкурсе № КО1/2013, организованном Территориальным управлением Росимущества в Новосибирской области, на право заключения договоров аренды федерального имущества — имущественный комплекс объектов электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения, расположенных по адресу: Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Часовая, 6.

15 ноября 2013 года между ТУ Росимущества в Новосибирской области и ОАО «Элексиб» заключены договоры аренды федерального имущества №№ 52р, 53р, 54р, 55р, 56р от 15.11.2013 г. по следующим объектам энергетики, расположенным по адресу: г. Новосибирск, ул. Часовая, 6:

  1. Электроэнергетика (Высоковольтная кабельная линия с ЦРП, ТП, КЩН с электрощитовыми и кабельной линией 0,4 кВ);
  2. Ливневая канализация;
  3. Наружный водопровод;
  4. Теплотрасса;
  5. Внутриплощадочная канализация.

На протяжении многих лет ОАО «НЗК» незаконно эксплуатировало выше поименованные энергосети с нарушением правил обслуживания, что привело к аварийному состоянию сетей и сбою в их работе.

Временное прекращение передачи холодной воды и тепловой энергии в здания ОАО «НЗК» было связано с плановой проверкой и аварийно-восстановительными работами, о чём ОАО «НЗК» было уведомлено. В настоящее время ограничений в передаче энергоресурсов нет, несмотря на то, что между ОАО «Элексиб» и ОАО «НЗК» не существует никаких договорных обязательств, тем более с ООО «Энергопромтепло», являющимся арендатором ОАО «НЗК».

Также ОАО «Элексиб» сообщило, что на балансе ОАО «Элексиб» нет сетей инженерно-технического обеспечения. Кроме того, ОАО «Элексиб» не имеет заключенных с кем-либо договоров по оказанию услуг по передаче коммунальных ресурсов и возмещению затрат за содержание и техническое обслуживание энергосетей, которыми владеет по праву аренды.

В связи с тем, что в соответствии с Договорами аренды ответственность за эксплуатацию объектов электросетевого, теплового хозяйств, сетей водоснабжения и водоотведения лежит на ОАО «Элексиб», то ОАО «Элексиб» обязано проводить плановые проверки технического состояния данных объектов, а также аварийно-восстановительные работы. Таким образом, временные прекращения подачи холодной и тепловой энергии были связаны исключительно с аварийно-восстановительными работами, о чем ОАО «НЗК» уведомлялось.

В результате рассмотрения данного обращения, материалов, полученных в ответ на запросы Новосибирского УФАС, и действующих нормативно-правовых документов установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Энергопромтепло» (далее по тексту – ООО «ЭПТ») владеет на праве аренды, на основании договора аренды № 36 от 30.11.2013 г. зданиями и сооружениями, принадлежащими на праве собственности ОАО «НЗК», основная часть которых (более тридцати объектов недвижимости) расположена на промплощадке завода по адресу г. Новосибирск, ул. Часовая, 6.

Энергоснабжение принадлежащих ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ» объектов недвижимости, в том числе электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, осуществляется с использованием инженерно — технических сооружений — сооружений электроэнергетики, теплотрассы, наружного водопровода, внутриплощадочной канализации, ливневой канализации, составляющих федеральное имущество и переданных на праве аренды открытому акционерному обществу «Элементы и конденсаторы Сибири» (далее по тексту — ОАО «Элексиб») на основании договоров аренды федерального имущества от 15.11.2013г. №№ 52р, 53р, 54р, 55р, 56р.

ОАО «Элексиб» владеет федеральным имуществом, а именно объектами электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенными по адресу: Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Часовая, 6. на основании договоров аренды федерального имущества.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

В соответствии со статьей 2 Закона о теплоснабжении под передачей тепловой энергии, теплоносителя понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с частью 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Читайте так же:  Договор купли-продажи комнаты в общежитии

Актами от 30.12.2013г., от 31.12.2013г., от 01.01.2014г., от 13.01.2014г., от 22.01.2014г., от 23.01.2014г. было установлено неоднократное ограничение и подачи тепловой энергии путем перекрытия запорной арматуры сетей, что повлекло существенное снижение температуры воздуха в зданиях, в которых ведется хозяйственная деятельность, ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ».

При этом ОАО «Элексиб» был нарушен порядок ограничения тепловой энергии, определенный с п. 78 Постановления от 08.08.2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 808), согласно которому, в случае, если подача тепловой энергии (мощности), теплоносителя потребителю осуществляется по тепловым сетям, принадлежащим теплосетевой организации, действия по ограничению, прекращению данной подачи в порядке, установленном настоящими Правилами, осуществляются теплосетевой организацией на основании уведомления, направленного теплоснабжающей организацией.

Кроме того в договоре аренды федерального имущества № 52 р от 15.11.2013г. (п. 2.2.8.) указанно, что в случае возникновения аварийных ситуаций арендатор обязан немедленно принять необходимые меры к их устранению. Аварийно- восстановительные работы на Объекте аренды производить в течение 24 (двадцати четырех) часов. Немедленно извещать «Арендодателя» о всяком повреждении, аварии или ином событии, нанесшем (или грозящем нанести) Объекту ущербы, и своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы, против дальнейшего разрушения или повреждения Объекта.

В ответе на запрос Новосибирского УФАС России, ОАО «Элексиб» не представило документы, подтверждающие уведомление теплоснабжающей организации и арендодателя об аварийных ситуациях.

В соответствии с п. 105 Постановления Правительства № 808, необходимость введения аварийных ограничений может возникнуть в следующих случаях:

понижение температуры наружного воздуха ниже расчетных значений более чем на 10 градусов на срок более 3 суток;

возникновение недостатка топлива на источниках тепловой энергии;

возникновение недостатка тепловой мощности вследствие аварийной остановки или выхода из строя основного теплогенерирующего оборудования источников тепловой энергии (паровых и водогрейных котлов, водоподогревателей и другого оборудования), требующего восстановления более 6 часов в отопительный период;

нарушение или угроза нарушения гидравлического режима тепловой сети по причине сокращения расхода подпиточной воды из-за неисправности оборудования в схеме подпитки или химводоочистки, а также прекращение подачи воды на источник тепловой энергии от системы водоснабжения;

нарушение гидравлического режима тепловой сети по причине аварийного прекращения электропитания сетевых и подпиточных насосов на источнике тепловой энергии и подкачивающих насосов на тепловой сети;

повреждения тепловой сети, требующие полного или частичного отключения магистральных и распределительных трубопроводов, по которым отсутствует резервирование.

Исходя из анализа представленных ответчиком документов, не установлена необходимость введения аварийной ситуации на объектах ОАО «Элексиб», по обстоятельствам, предусмотренным п. 105 Постановления Правительства № 808.

Анализируя вышесказанное, документы, предоставленные ОАО «Элексиб» не подтверждают должного уведомления заявителей о введении ограничения (прекращении) подачи тепловой энергии, а также отсутствуют документы подтверждающие уведомление в соответствии с Постановлением Правительства № 808 теплоснабжающей организации, и уведомление арендодателя в соответствии с условиями договора аренды.

Кроме того, согласно акту выполненных работ от 15.01.14 ремонтные работы проводились в период с 16.12.13 по 15.01.14, однако, согласно актам об обнаружении нарушений передачи тепловой энергии нарушения приходились также на 22 и 23 января 2014 г., то есть после окончания всех работ.

Согласно материалам дела ОАО «Элексиб» направило в адрес ОАО «НЗК» письмо № 59 от 30.12.2013 г., с угрозой отключения теплоносителей, если в срок до 31.12.2013 г. не будет заключен договор возмездного оказания услуг по техническому обслуживанию и текущему содержанию энергосетей, определив стоимость платы в размере 350 000 рублей в месяц. В противном случае ОАО «НЗК» придется использовать альтернативные пути теплоснабжения своих помещений. Необходимо отметить, что отключения начались с даты направления данного письма.

Частью 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении установлен запрет для собственников или иных законных владельцев тепловых сетей препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям в не зависимости от каких-либо обстоятельств.

Исходя из п.107, п. 108, п. 109 Постановления Правительства № 808, графики ограничений потребителей должны разрабатываться на 1 год с начала отопительного периода. Перечень потребителей, не подлежащих включению в указанные графики, составляется по согласованию с органами местного самоуправления.

Графики ограничений потребителей в случае угрозы возникновения аварийной ситуации вводятся в действие единой теплоснабжающей организацией по решению органа местного самоуправления поселения, городского округа, органа исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Об ограничениях теплоснабжения теплоснабжающая организация сообщает потребителям:

при возникновении дефицита тепловой мощности и отсутствии резервов на источниках тепловой энергии — за 10 часов до начала ограничений;

при дефиците топлива — не более чем за 24 часа до начала ограничений.

При аварийных ситуациях, требующих принятия безотлагательных мер, осуществляется срочное введение графиков ограничения и отключения с последующим в течение 1 часа оповещением потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности отключения.

На основе ожидаемых сроков и длительности ограничения потребитель при наличии технической возможности может принять решение о сливе воды из теплопотребляющих установок по согласованию с теплоснабжающей организацией.

Теплоснабжающая организация обязана обеспечить оперативный контроль за выполнением потребителями распоряжений о введении графиков и размерах ограничения потребления тепловой энергии.

Теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны информировать о введенных аварийных ограничениях и прекращении теплоснабжения соответствующие органы местного самоуправления и органы государственного энергетического надзора в течение 1 суток со дня их введения.

На основании изложенного действия ОАО «Элексиб» по введению ограничения теплоснабжения объектов заявителей не соответствуют вышеперечисленным положениям действующего законодательства о теплоснабжении.

Из материалов дела усматривается, что ОАО «Элексиб» с использованием принадлежащих ему тепловых сетей осуществляет передачу тепловой энергии на объекты ОАО «НЗК», ООО «ЭПТ».

Услуги по передаче тепловой энергии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 ФЗ № 135-ФЗ определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического присоединения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по передаче тепловой энергии, хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе передачи тепловой энергии, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере энергетики, поскольку получение услуг по передаче тепловой энергии через любые другие сетевые объекты иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического присоединения, требующей дополнительных финансовых и временных затрат.

ОАО «Элексиб», передающее тепловую энергию потребителям, присоединенным к его тепловым сетям, является субъектом рынка по передаче тепловой энергии.

Очевидность доминирующего положения субъекта естественной монополии (в данном случае ОАО «Элексиб») исключает необходимость проведения антимонопольным органом анализа конкурентной среды.

Таким образом, ОАО «Элексиб» является субъектом естественной монополии и, соответственно, в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии потребителям, в границах арендыемых ОАО «Элексиб» сетей.

Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные ст. 10 указанного Закона.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указано, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Таким образом в действиях ОАО «Элексиб», выразившихся в препятствовании передаче тепловой энергии и теплоносителя на объекты ОАО «Новосибирский завод конденсаторов» (далее – ОАО «НЗК»), ООО «Энергопромтепло» (ООО «ЭПТ»), расположенные по адресу: г. Новосибирск, ул. Часовая, 6, присутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства ч.1 ст. 10 ФЗ № 135 .

В связи с этим, в отношении ОАО «Элексиб» приказом Новосибирского УФАС России № 94 от 09.04.2014 г. возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 11.04.2014 г. дело о нарушении антимонопольного законодательства № 02-01-15-10-14 было назначено к рассмотрению на 12.04.2014 г. в 15-00 часов. Согласно п. 4 указанного определения, ОАО «Элексиб» необходимо было в срок до 05.05.2014 года представить объяснение по существу дела.

Копия определения от 11.04.2014 г. была направлена в адрес ОАО «Элексиб» заказным письмом.

Письмом вх. № 4654 от 06.05.2014 г. ОАО «Элексиб» предоставило объяснения по делу № 02-01-15-10-14.

В 2011 году Распоряжениями Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее ТУ Росимущества) от 08.06.2011 г. № 550-р и от 09.08.2011 г. № 559-р была создана комиссия для проверки наличия федерального имущества, не вошедшего в уставный капитал ОАО «Новосибирский завод конденсаторов» (далее ОАО «НЗК») в процессе приватизации.

По окончании работы комиссии был составлен акт с приложениями по спецификации оборудования, входящего в состав объектов инфраструктуры на промплощадке ОАО «НЗК». Акт утверждён руководителем ТУ Росимущества 07.11.2011 г.

ОАО «НЗК» обжаловало решение комиссии ТУ Росимущества от 07.11.2011 г., обратившись с иском в Арбитражный суд Новосибирской области о признании права собственности на сооружения энергосетей. Однако, решением Арбитражного суда от 24.11.2011 г. в удовлетворении иска ОАО «НЗК» было отказано. Апелляционная инстанция постановлением от 15.03.2012 г. решение Арбитражного суда оставила в силе.

Таким образом, ОАО «НЗК» с 1995 года пользовалось энергосетями незаконно и безответственно. В частности, котельная в 2008 году была доведена до аварийного состояния и до сих пор не работает.

ТУ Росимущества зарегистрировало право собственности на шесть объектов энергосетей по ул. Часовая, 6 (промплощадка ОАО «НЗК»). В октябре 2013 года ТУ Росимущества провело открытый конкурс на право заключения договоров аренды федерального имущества — пять объектов энергосетей. В конкурсе участвовали ОАО «НЗК», ООО «Энергопромтепло», ОАО «Элексиб». Решением конкурсной комиссии от 25.10.2013 г. победителем конкурса было признано ОАО «Элексиб», с которым были заключены Договоры аренды федерального имущества №№ 52р, 53р, 54р, 55р, 56р от 15.11.2013 г.

Договор № 55р от 15.11.2013 г. закрепил за ОАО «Элексиб» право аренды Сооружения Теплотрасса, возложив одновременно и обязанности согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: «Статья 10. Обеспечение безопасной эксплуатации централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.

Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций».

ОАО «НЗК» в отопительный сезон 2012-2013 года самовольно подключило теплотрассу к районной газовой котельной без соответствующей сезонной подготовки. В октябре 2013 года опять же самовольно, без сезонной подготовки, без предварительного гидравлического испытания подключили к теплотрассе газовую котельную, смонтированную в здании бывшей компрессорной.

На 25.11.2013 г. проект смонтированной газовой котельной не прошёл экспертизу в Ростехнадзоре, не было государственной сдачи в эксплуатацию, не сделаны расчёты технического соответствия котлов и теплотрассы, не получено разрешения от собственника теплотрассы — ТУ Росимущества. Предохранительных аппаратов в данной котельной нет, что подвергает теплотрассу вероятной опасности вывода из строя.

В отопительный сезон 2013-2014 года можно было подключиться к районной котельной ОАО «Сибирьгазсервис», предварительно заключив договор с собственником теплотрассы. Так как монтаж трубопроводов с аппаратами учёта сохранился от подключения ОАО «НЗК» к котельной ОАО «Сибирьгазсервис» в 2012-2013 году, то переход к более надёжному источнику тепла мог составить 1-2 суток.

На наш запрос ОАО «НЗК» о собственнике котельной — ответа не последовало. Здание принадлежит ОАО «НЗК», сдано в аренду ООО «Энергопромтепло».

Право торговать теплоносителем оформляется через Департамент по тарифам (у ОАО «НЗК» и ООО «Энергопромтепло» этого права нет). Компенсацию за содержание теплотрассы собственнику можно получить двумя способами:

1. Производитель теплоносителя оплачивает сумму, которую определит Департамент по тарифам, по отдельному договору.

Читайте так же:  Бор и эйнштейн эпохальный спор

2. Производитель или потребитель тепла могут по договору оплачивать за техническое содержание сети.

Так как необходимой технической документации для оформления тарифов в Департаменте ОАО «НЗК» не предоставило (что ОАО «Элексиб» требовало от ОАО «НЗК» неоднократно), да и при её наличии на оформление расчётов требуется 3-4 месяца, был предложены временные варианты компенсации ОАО «НЗК» затрат ОАО «Элексиб» в виде договора о совместной эксплуатации либо договора возмездного оказания услуг. Такая практика в регионе существует и не противоречит действующему законодательству, при обоюдном согласии собственника сетей и производителя теплоносителя, или потребителя. Этот вариант не был принят ОАО «НЗК».

ОАО «Элексиб» ежемесячно оплачивает арендную плату в сумме 36000 рублей, фактически не пользуясь сооружением (теплотрасса).

Согласно п.6 ст.22 Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»: в случае, если подача тепловой энергии (мощности) потребителю осуществляется по тепловым сетям, принадлежащим теплосетевой организации, действия по ограничению, прекращению данной подачи в порядке, установленном настоящей статьей, осуществляются теплосетевой организацией на основании уведомления, направленного в теплоснабжающую организацию.

ОАО «НЗК» было надлежащим образом уведомлено об ограничении подачи теплоносителя (уведомления и письма об ограничении прилагаются).

Также следует отметить, что во время проведения ремонто-восстановительных работ со стороны ОАО «НЗК» чинились различные препятствия в скорейшем завершении работ, так при отлучении ремонтных рабочих за инструментом или на обед, представители ОАО «НЗК» без разрешения и уведомления проникали на участок ремонта и проводили самовольное подключение, чем затрудняли и оттягивали скорейшее завершение работ.

Таким образом: во-первых, ОАО «НЗК» в установленном законном порядке к теплотрассе не подключалось, соответственно не может быть и отключений не подключенного абонента, то есть невозможно отключить того, кто вообще не подключался;

Во-вторых, при возникновении аварийной ситуации для восстановления и ремонта необходимы временные отключения и ограничения в подаче энергоресурсов. Ограничения производились исключительно для проведения ремонтных работ. При проведении ремонтных, восстановительных, аварийных и иных работ ОАО «Элексиб» заблаговременно информировало ОАО «НЗК», ООО «Энергопромтепло».

В-третьих, до появления на рынке ОАО «Элексиб» 15.11.2013 г. (дата заключения договора аренды) у ОАО «НЗК» и ООО «Энергопромтепло» была возможность подключиться к районной котельной ОАО «Сибирьгазсервис».

Письмом вх. № 6890 от 30.06.2014 г. ОАО «НЗК» дополнительно пояснило следующее.

Открытое акционерное общество «Новосибирский завод конденсаторов» (далее по тексту — ОАО «НЗК» было образовано путем приватизации государственного предприятия «Новосибирский завод конденсаторов», зарегистрированного на основании Решения Советского районного совета народных депутатов г. Новосибирска, № 165 от 13.01.1992г.

При приватизации ГП НЗК в его уставный капитал были внесены здания и сооружения согласно Плана приватизации от 15.12.1993г. № 5174 и прилагаемого к нему Акта оценки стоимости зданий и сооружений НЗК по состоянию на 01.07.1992г. В составе прочих зданий и сооружений в уставный капитал ОАО «НЗК» также было внесено здание корпуса № 31, расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Часовая, 6/31, в котором в настоящее время находится котельная, обеспечивающая теплоснабжение зданий, принадлежащих ОАО «НЗК», в течение отопительного сезона.

Здание корпуса № 31 введено в эксплуатацию в 1968 году, что подтверждается кадастровым паспортом объекта. Сооружение Теплотрасса, с использованием которого осуществляется теплоснабжение зданий ОАО «НЗК» по ул. Часовая, 6, введено в эксплуатацию в 1958 году, что подтверждается техническим паспортом объекта.

Сооружение Теплотрасса было построено Новосибирским заводом конденсаторов, правопреемником которого является ОАО «Новосибирский завод конденсаторов», собственными силами для обеспечения теплоснабжения принадлежащих заводу зданий. Соответственно, при строительстве зданий, в том числе здания корпуса № 31, присоединение здания к сети теплоснабжения предусматривалось проектной документацией и осуществлялось непосредственно при строительстве зданий.

Теплотрасса находилась на балансе Новосибирского завод конденсаторов, что подтверждается инвентарной карточкой сооружения Теплотрасса от 26.12.1975 года. После приватизации и государственной регистрации ОАО «НЗК» сооружение Теплотрасса не было передано никаким другим лицам и продолжало находиться на балансе ОАО «НЗК», что подтверждается инвентарной карточкой от 01.02.2003г., а также балансовой справкой от 21.07.2011г.

Таким образом, здание корпуса № 31, в котором размещена автономная газовая котельная, было присоединено к сооружению Теплотрасса с момента его постройки и ввода в эксплуатацию. В связи с указанными выше обстоятельствами акт разграничения и присоединения не составлялся в силу отсутствия необходимости его составления, поскольку присоединение здания к Теплотрассе производилось при строительстве здания в 1968 году и к сети теплоснабжения, состоявшей на балансе Новосибирского завода конденсаторов.

Подключение здания корпуса № 31, в котором расположена котельная, к теплотрассе с момента здания также подтверждается техническим паспортом сооружения Теплотрасса, выданным по состоянию на 16 августа 2011 года, то есть до государственной регистрации права собственности Российской Федерации на сооружение Теплотрасса в 30 ноября 2012 года. Диаметры трубопроводов котельной и трубопроводов теплотрассы совпадает, что следует из экспликации к плану теплотрассы технического паспорта сооружения Теплотрасса и расчета тепловых нагрузок котельной.

Довод ОАО «Элексиб» об устройстве котельной в отсутствие надлежащим образом составленного проекта, государственной экспертизы проекта не соответствует действительности.

Проект устройства автономной газовой котельной в указанном объекте (корпус № 931) подготовлен проектной организацией ООО «Сибкоммунэнерго», имеющей все необходимые к выполнению соответствующих работ допуски. Указанная организация осуществляла также и авторский надзор за выполнением проекта.

Проект устройства «Автономной газовой котельной мощностью 6,0 МВт» прошел государственную экспертизу, о чем 22.04.2013г. выдано положительное заключение № 54-1-4-0053-13 Государственным бюджетным учреждением Новосибирской области «Государственная вневедомственная экспертиза Новосибирской области» (ГБУ НСО «ГВЭ НСО»), уполномоченным на проведение государственной экспертизы Правительством Новосибирской области.

Устройство газовой котельной успешно завершилось после проведения пуско — наладочных и режимно — наладочных испытаний котельной, Технический отчет о проведении которых согласован 20.02.2014г. ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Ю. — С. Регионе» (технический отчет № 141-14).

Довод ОАО «Элексиб» о ненадлежащем обслуживании котельной со стороны ОАО «НЗК», а также арендатора здания ООО «Энергопромтепло» в течение отопительного периода также не соответствует фактическим обстоятельствам.

Обслуживание газовой котельной регламентируется эксплуатационной документацией ГОСТ 2.601-68, ОСТ 153-39.3-051-2203, ПБ 12-529-03 «Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления», ПУЭХ (7 издание), «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 Мпа, водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой воды не выше 115 °С», инструкциями заводов — изготовителей оборудования, местными и должностными инструкциями, режимными картами.

Работа котловой установки осуществляется в автоматическом режиме, в полном соответствии с проектом котельной, без постоянного присутствия обслуживающего персонала. В помещении с постоянным персоналом (помещение охраны) на диспетчерский пульт выводится аварийная сигнализация котельной: общая неисправность котельной, сигнализация о превышении ПДК угарного и природного газа, закрытие клапана топливоснабжения.

К обслуживанию котлов и водоподогревателей допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные и аттестованные в соответствии с установленными нормами. Обязанности ответственного лица и рабочих устанавливаются должностными инструкциями и режимными картами. Котельная укомплектована схемами работы технологического и газового оборудования, схемой электроснабжения и автоматики, инструкцией по эксплуатации оборудования.

Сервисное обслуживание котельной осуществляется специалистами, имеющими допуск к обслуживанию импортного и отечественного газового оборудования.

Довод ОАО «Элексиб» о возможности подключения зданий ОАО «НЗК», арендованных ООО «Энергопромтепло», к другому источнику тепловой энергии, а именно к котельной ОАО «Сибирьгазсервис», не имеет отношения к рассматриваемому делу.

В настоящем деле речь идет о незаконных периодических ограничениях передачи тепловой энергии через трубопроводы сооружения Теплотрасса, которым Ответчик владел на праве аренды в период отопительного сезона 2013 — 2014 годов.

Возможность подключения зданий к другому источнику тепловой энергии никаким образом не может повлиять на передачу тепловой энергии (теплоносителя) к зданиям завода, поскольку на территории по ул. Часовая, 6, в Советском районе г. Новосибирска имеется только одна тепловая сеть — сооружение Теплотрасса, предоставленная Ответчику ОАО «Элексиб» на праве аренды. Соответственно, с каким бы источником тепловой энергии (котельной) не был бы заключен договор теплоснабжения, передача тепловой энергии в здания завода в любом случае будет производиться посредством спорной Теплотрассы.

Довод ОАО «Элексиб» о том, что производитель или потребитель тепла могут по договору оплачивать за техническое содержание сети, прямо противоречит действующему законодательству.

Согласно статье 17 Федерального закона «О теплоснабжении», статье 11 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Таким образом, предъявление владельцем (арендатором) тепловой сети требований об оплате услуг по передаче тепловой энергии, равно как о возмещении расходов на техническое содержание тепловой сети прямо нарушает нормы статьи 17 Федерального закона «О теплоснабжении».

Довод Ответчика ОАО «Элексиб» о том, что ограничение передачи тепловой энергии производилось в связи с выполнением ремонтных работ на теплотрассе, не соответствует фактическим обстоятельствам.

Условия и порядок ограничения и/или прекращения передачи тепловой энергии потребителю определяются Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о т 08.08.2012 N 808.

Пунктами 76, 105 Правил определены условия отключения теплоснабжения (прекращения либо ограничения передачи тепловой энергии), согласно которым ограничение передачи тепловой энергии возможно только в случаях наличия задолженности за тепловую энергию, а также в случае прекращения поставки тепловой энергии теплоснабжающей организацией (котельной). Здания ОАО «НЗК» снабжаются тепловой энергией, производимой котельной ООО «Энергопромтепло», расположенной по адресу г. Новосибирск, ул. Часовая, 6.

Согласно пункту 78 Правил если подача тепловой энергии (мощности), теплоносителя потребителю осуществляется по тепловым сетям, принадлежащим теплосетевой организации, действия по ограничению, прекращению данной подачи осуществляются теплосетевой организацией на основании уведомления, направленного теплоснабжающей организацией. Вместе с тем, никакого уведомления об ограничении /прекращении поставки теплоэнергии теплоснабжающая организация не направляла.

Пунктами 107 — 109 Правил установлен порядок ограничения и/или прекращения подачи тепловой энергии, согласно которому аварийное отключение теплоснабжения допускается исключительно согласно графиков аварийного отключения и при условии уведомления потребителя и органов местного самоуправления. Размер ограничиваемой нагрузки потребителей по расходу сетевой воды или пара определяется исходя из конкретных нарушений, происшедших на источниках тепловой энергии или в тепловых сетях, к которым подключены потребители. Размер ограничиваемой нагрузки потребителей устанавливается теплоснабжающей организацией по согласованию с органом местного самоуправления. Графики ограничений потребителей должны разрабатываться на 1 год с начала отопительного периода. При аварийных ситуациях, требующих принятия безотлагательных мер, осуществляется срочное введение графиков ограничения и отключения с последующим в течение 1 часа оповещением потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности отключения. Теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны информировать о введенных аварийных ограничениях и прекращении теплоснабжения соответствующие органы местного самоуправления и органы государственного энергетического надзора в течение 1 суток со дня их введения.

Пунктом 80 Правил установлено, что в случае нарушения теплосетевой организацией порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии такая организация обязана возместить возникшие в результате данного нарушения убытки.

Порядок технического обслуживания и ремонта тепловых сетей установлен Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115.

Согласно разделов 2.1, 2.2, 2.6, 2.7, 6.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, действие которых распространяется на эксплуатацию всех паровых и водяных сетей всех назначений и на все организации, эксплуатирующие тепловые сети, установлены следующие требования к техническому обслуживанию и ремонту тепловых сетей.

Эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом. Для непосредственного выполнения функций по эксплуатации тепловых энергоустановок руководитель организации назначает ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и его заместителя из числа управленческого персонала или специалистов, со специальным теплоэнергетическим образованием, после проверки знаний настоящих Правил, правил техники безопасности и инструкций.

Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и ее подразделений обеспечивает, в том числе, своевременное техническое обслуживание и ремонт тепловых энергоустановок, ведение установленной отчетности; наличие и ведение паспортов и исполнительной документации на все тепловые энергоустановки.

Периодические осмотры тепловых энергоустановок производятся лицами, ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок. Результаты осмотров оформляются в журнале обходов и осмотров или оперативном журнале.

Система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов. Годовые планы ремонтов утверждает руководитель организации. При планировании технического обслуживания и ремонта проводится расчет трудоемкости ремонта, его продолжительности (время простоя в ремонте), потребности в персонале, а также в материалах, комплектующих изделиях и запасных частях.

В системе технического обслуживания и ремонта предусматриваются, в том числе:

  • подготовка технического обслуживания и ремонтов;
  • вывод оборудования в ремонт;
  • оценка технического состояния тепловых энергоустановок и составление дефектной ведомости;
  • проведение технического обслуживания и ремонта;
  • приемка оборудования из ремонта.

Приемка тепловых сетей из текущего ремонта производится лицами, ответственными за ремонт, исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.

При приемке оборудования из ремонта производится оценка качества ремонта, которая включает оценку:

  • качества отремонтированного оборудования;
  • качества выполненных ремонтных работ.

Оценки качества устанавливаются:

  • предварительно — по окончании испытаний отдельных элементов тепловой энергоустановки и в целом;
  • окончательно — по результатам месячной подконтрольной эксплуатации, в течение которой должна быть закончена проверка работы оборудования на всех режимах, проведены испытания и наладка всех систем.

Акты приемки тепловых энергоустановок из ремонта со всеми документами хранятся вместе с техническими паспортами установок. Все изменения, выявленные и произведенные во время ремонта, вносятся в технические паспорта тепловых энергоустановок, схемы и чертежи.

Оперативный персонал ведет оперативную документацию, в состав которой входят следующие документы, подлежащие постоянному ведению (Приложение № 4 к Правилам):