Ответственность водителя за нарушение режима труда и отдыха

Содержание:

Какова ответственность за нарушение установленного режима труда и отдыха?

Здравствуйте! Какова ответственность работодателя и водителя городского автобуса за нарушение установленного режима труда и отдыха? Кто вправе выявлять такие нарушения и привлекать к ответственности? Укажите пожалуйста статьи НПА.

06 Февраля 2018, 11:03 Андрей, г. Пермь

Ответы юристов (1)

ТК РФ Статья 329. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

В приказе Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (ред. от 05.06.2017) «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2004 N 6094) отражена специфика норм и правил режима труда и отдыха водителей, по которым формируется график работы​.

КоАП РФ Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) — (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

​Таким образом, законодательство регулирует права и обязанности как работодателей так и водителей. Следовательно ответственность может быть как дисциплинарная, так и административная ну и соответственно уголовная, в зависимости от конкретной ситуации.

Выявить такие нарушения могут как сами работники предприятий, трудовая инспекция, сотрудники полиции, здесь так же зависит от ситуации.

Привлекать к ответственности так же могут как уполномоченные должностные лица, так и суд.

Уточнение клиента

Спасибо! Статья 11.23. ч. 2 устанавливает ответственность лица, управляющего ТС в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, т.е. в данном случае к ответственности привлекается водитель. По какой статье КоАП будет привлечен работодатель?

06 Февраля 2018, 13:05

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Новые штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей в 2018 году

В начале апреля текущего года был опубликован законопроект, «О внесении изменений в КоАП РФ», разработанный по поручению Президента Российской Федерации. Наиболее важные изменения, согласно этому законопроекту, затронут статью 11.23 КоАП РФ, регламентирующую штрафные санкции за управление транспортным средством, не оснащенным техническими средствами контроля, а также за нарушение закрепленного в нормативных актах режима вождения и отдыха.

Основными целями разработки законопроекта были:

  • Усиление ответственности за игнорирование требований по безопасности грузопассажирских автомобильных перевозок.
  • Дифференциация объемов штрафов в зависимости от характера допущенного нарушения, а также от того, кто именно был за него ответственным.

Ответственные лица за нарушения РТО

Все дело в том, что в действующей редакции КоАП РФ ответственность за правонарушение, предусмотренное указанной статьей, возлагается исключительно на водителей. Согласно новой редакции, которая утверждается данным законопроектом, в перечень ответственных лиц будут внесены также:

  • Индивидуальные предприниматели.
  • Юридические лица.
  • Должностные лица этих субъектов хозяйствования.
Читайте так же:  Экспертиза за счет продавца

Контролю со стороны проверяющих органов будут подвергаться записи тахографов (для проверки соблюдения режима труда и отдыха), а также информация из путевых заданий и маршрутных листов. Кроме того, эксперты прогнозируют проверки (плановые и внеплановые) предприятий с целью проверки системы учета рабочего времени водителей и соблюдения утвержденных графиков работы.

Размер штрафов за нарушение режима труда и отдыха водителей

Согласно новой редакции указанной статьи, нарушения, предусмотренные КоАП, будут наказываться штрафными санкциями в объеме:

  • Для водителя – от 3 до 5 тыс. рублей.
  • Для должностного лица – от 7 до 10 тыс. рублей.
  • Для юридического лица — от 20 до 50 тыс. рублей.

Одним из ключевых отличий новой редакции статьи является вынесение выпуска на линию транспортного средства, не оснащенного должными техническими средствами контроля (тахографами), в отдельную категорию правонарушений. При этом согласно изменениям в законодательстве, наказывать за такие нарушения будут не только должностных лиц, непосредственно причастных к инциденту. Штраф до 50 тысяч рублей может получить предприниматель, который не обеспечил оборудование техники бортовыми самописцами.Помимо штрафа наказание может предусматривать приостановку деятельности предприятия на срок до 90 дней.

Новая редакция КоАП РФ будет применима не только к российским, но и к международным перевозчикам, нарушающим требования по техническому оснащению автомобилей и по соблюдению режима труда и отдыха. Связано это с тем, что Приказ Минтранса № 15 и ЕСТР действуют параллельно, не противореча друг другу.

Когда новые штрафы вступят в силу?

На сегодняшний день проект Федерального закона находится в стадии согласования. На этом этапе из документа убираются некоторые правовые коллизии, например, двойное привлечение к ответственности за превышение рекомендованного времени вождения (в текущей редакции оно указывается в двух разных статьях).

Однако уже сегодня достаточно очевидно, что транспортным предприятиям во избежание штрафов придется оптимизировать контроль рабочего времени водителей и более ответственное подойти к оснащению техники регистрирующими устройствами. В противном случае наказаны будут не только водители, но и должностные, и юридические лица.

1 комментарий о «Новые штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей в 2018 году»

Штраф за нарушение режима труда и отдыха водителей в России 2018

Готовятся поправки в статью 11.23 КоАП, которая предусматривает наказание за управление автобусом или грузовым автомобилем без тахографа, то есть без прибора, контролирующего режим труда и отдыха водителя. Также ответственность последует непосредственно за нарушения в этой области. Правительство внесло этот законопроект в Госдуму РФ.

«В соответствии с пунктом 2 статьи 11.23 КоАП за нарушение установленного режима труда и отдыха предусмотрена административная ответственность только лица, управляющего транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров. Законопроектом устанавливается возможность привлечения к административной ответственности также должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц», — отмечается в пояснительной записке.

Согласно документу, нарушение установленного режима труда и отдыха водителей повлечёт за собой штраф: для водителей он составит 3 000 — 5 000 рублей, для должностных лиц – от 7 000 до 10 000 рублей, для юридических лиц (к ним приравниваются индивидуальные предприниматели) – от 20 000 до 50 000 рублей (либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Уставший водитель опасен для других участников движения. Однако, несмотря на это, некоторые предприниматели не устанавливают тахографы в машины, рекомендуют водителям не пользоваться этими приборами или же просто игнорируют полученную информацию. Согласно действующему законодательству, за это нарушение ответственность несёт водитель: речь идёт о штрафе в размере от 1 000 до 3 000 рублей.

Авторы инициативы считают, что ужесточение наказания и введение санкций в отношении должностных и юридических лиц станет стимулом для работодателей заставлять водителей своей организации внимательно следить за режимом труда и отдыха.

«Увеличение административного штрафа было обусловлено рядом резонансных происшествий на транспорте, а также значительным повышением количества ДТП, в том числе повлекших ранения и гибель людей, на грузовом и пассажирском транспорте», — пояснили авторы проекта.

В конце прошлого года Госавтоинспекция оценила качество перевозок пассажиров автобусами. По итогам 2017-го специалисты выявили более 248 000 фактов эксплуатации машин с техническими неисправностями. При этом 6 700 случаев из них пришлись на сбои в работе рулевой и тормозной систем.

Новые штрафы: за водителей ответят их начальники

В России‍ введут штрафы за нарушение режима труда водителей

В России планируют ввести новые штрафы для работодателей, нарушающих режим труда и отдыха водителей пассажирского транспорта. Сейчас всю ответственность за переработки несут сами водители. Их начальники, заставляя подчиненных перерабатывать, пока никак не наказываются. В ближайшее время, с помощью поправок в КоАП, ситуация будет исправлена.

На прошедшем 29 марта заседании правительства России был поднят вопрос об ответственности перевозчиков за нарушение трудового режима водителей. Примечательно, что с обсуждения этого законопроекта началось заседание кабмина.

В настоящее время ответственность за трудовые нарушения предусмотрена лишь для самих водителей.

Наказывать их работодателей по закону нельзя. Хотя нередко самих водителей принуждают работать, нарушая тем самым режим труда и отдыха, что влияет на безопасность не только работников, но и пассажиров и иных участников дорожного движения.

«Начнем с проекта закона, который должен усилить контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей. Это вопрос безопасности тех, кто управляет транспортным средством, и вопрос, который касается пассажиров и других участников дорожного движения», — сказал Дмитрий Медведев.

Премьер отметил, что нередки случаи, когда водитель в силу физических причин, проще говоря, от усталости, просто не может ехать, иногда из-за переутомления засыпает за рулем и не способен адекватно реагировать на дорожную обстановку.

«Мы понимаем, что иногда водителей принуждают работать по незаконному графику», — подчеркнул Медведев.

Читайте так же:  Транспортный налог налоговая база это

Для безопасности пассажиров в действующем законодательстве уже закреплен нормативы режима труда и отдыха. Чтобы исключать переработки работодателю требуется лишь составлять разумные графики для водителей. Но при нарушении действующих норм штраф накладывается только на водителей: работодатель никакой ответственности за переработку сотрудников не несет. По мнению чиновников, решить данный вопрос возможно лишь внеся соответствующие изменения в действующую редакцию КоАП РФ.

«Мы рассмотрим изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые позволяют привлекать к ответственности и работодателей и должностных лиц, юридических лиц и работодателей — индивидуальных предпринимателей и должностных лиц и юридических лиц. Для всех указанных категорий устанавливаются штрафы», — заявил Медведев.

Дальнейшее обсуждение законопроекта, по всей видимости, прошло за закрытыми дверями. Проект поправок 19 марта поддержала правительственная комиссия по законопроектной деятельности.

За комментариями о новом решении правительства «Газета.Ru» обратилась к генеральному директору транспортной компании «МосАвто Тракт Групп» Сергею Мосейкову.

«Запретительные меры никогда не приносят положительного эффекта. В правительстве хотят штрафовать за переработки теперь не только водителей, но и руководство транспортных компаний.

Только прежде чем наказывать, лучше бы создали нормальные условия для работы. В стране просто нет пунктов отдыха для водителей.

Для примера: московский водитель должен проехать 4 часа, а затем 25 минут отдыхать. Но где ему это делать? Нет оборудованных площадок, нет мест, где остановиться. Да и в текущих условиях трафика, много ли он проедет? Скорее много простоит. Наказывать за простой — не решение проблемы», — сказал Мосейков.

Ужесточение мер может привести к удорожанию продуктов, которые доставляют перевозчики.

«Существующий режим труда и отдыха водителей не способствует привлечению квалифицированных кадров. Люди просто не пойдут работать, зная о сложном графике. Раньше быть профессиональным водителем значило принадлежать к «белой кости» профессии. Сейчас ситуация противоположная. Работа невыносимо тяжелая. Не надо создавать дополнительных запретов, ведь это скажется и на стоимости продукции, доставляемой в магазины.

И скажется негативно – товары могут подорожать до 30 процентов от нынешней цены», — отметил Сергей Мосейков.

Законопроект не ограничивается введением новых штрафов для работодателей в сфере нарушения труда водителями. В его тексте также изучается возможность разграничить составы административных правонарушений, связанных с управлением транспортом, предназначенным для перевозки пассажиров и грузов, без тахографа, или в случае, когда он не работает или не соответствует требованиям.

Также документом также предлагается установить дифференцированный размер штрафа в зависимости от субъекта и характера административного правонарушения. Таким образом если сейчас водители платят за нарушение труда и отдыха от 1 до 3 тысяч рублей (ч.2 ст. 11.23 КоАП РФ). Очевидно, что у работодателей, отправившего уставшего водителя в рейс, он будет гораздо больше.

За нарушение режима труда и отдыха водителей ответят их работодатели

ФОТО: ПГ / ЮРИЙ МАГАС

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности одобрила проект закона, которым предлагается привлекать к административной ответственности работодателей водителей, нарушающих режим труда и отдыха. Об этом сообщается на сайте кабмина.

Согласно действующему законодательству, ответственность за нарушение режима несёт только сам водитель.

Минтранс предложил обновить правила предрейсового техосмотра

«Законопроектом предлагается установить возможность привлечения к административной ответственности также должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц», — сообщается на сайте Правительства.

Законопроектом также предлагается разграничить составы административных правонарушений, которые связаны с управлением транспортом, предназначенным для перевозки пассажиров и грузов, без тахографа, или если он не работает или не соответствует требованиям.

Документом также предлагается установить дифференцированный размер штрафа в зависимости от субъекта и характера административного правонарушения.

Данный законопроект рассмотрят на заседании Правительства.

Интересное за неделю

Популярно в соцсетях

«Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

Нарушение режима труда и отдыха водителей – нормы и штрафы

Одним из важнейших процессов при транспортировке грузов является соблюдение режима работы, то есть графика труда и отдыха водителей грузовых автомобилей. При правильном распределении времени, затраченного на работу и отдых, значительно повышается не только производительность труда шофера, но и уровень безопасности дорожного движения.

Законодательство нашей страны ответственно подошло к вопросу контроля графика работы людей, управляющих автомобилями. Для максимального достижения соблюдения режима труда и отдыха водителей, были разработаны правовые документы, регулирующие нормативные временные рамки расписания работы. Они распространяются не только на граждан, осуществляющих транспортировку, но и на предприятия, на которые работают шоферы.

Положение об организации режима труда и отдыха водителей дальнобойщиков

Согласно ст. 329 законодательства, регулирующего трудовую деятельность граждан нашей страны, график рабочих часов и отрезка отдыха персонала, который выполняет управление транспортным средством имеет свои особенности. Данная специфика прописана в Положении №15, которое было установлено Приказом Министерства Транспорта России от 20.08.2004 г. В нормативном акте указаны нормы и правила режима труда и отдыха водителей, по которым формируется график работы.

При рабочем графике шофера 5-ти дней в неделю, количество часов не превышает 8-ми за смену.

При работе шесть дней в неделю, максимальная величина показателя рабочих часов в смене не может превышать 7-ми.

В ситуациях, когда установленные законом временные рамки не могут быть выполнены в силу каких-либо обстоятельств, учет рабочих часов формируется суммарным методом. При этом смена не может длиться больше 10-ти часов.

К рабочему времени относят следующие виды деятельности:

Управление транспортным средством.

Перерывы на отдых от процесса управления автомобилем на всем протяжении пути или в местах прибытия.

Действия подготовки транспортного средства перед поездкой и после нее.

Нахождение на осмотре медработниками перед началом пути и по его окончанию.

Стоянка на местах погрузки и разгрузки продукции.

Простои, образовавшиеся не по причине деятельности шофера.

Ремонт неисправностей транспортного средства, возникших во время передвижения.

Охрана транспортируемого груза на промежуточных и конечных остановках.

Нахождение на рабочем месте, без выполнения управления транспортным средством, при сменной работе двух водителей в рейсовой поездке.

​ Штрафы за несоблюдение и нарушение режима труда и отдыха водителей

Соблюдать график, установленный законодательством обязуются водители и сотрудники транспортных компаний, устанавливающие расписание для шоферов. При нарушении нормативных норм виновные граждане могут быть привлечены к административной ответственности или штрафам в различных размерах:

Для должностных лиц – от 1 000 до 5 0000 рублей.

Для предпринимателей (не юридических лиц) – от 1 000 до 5 000 рублей или административное наказание – остановка деятельности компании до 90 суток.

Для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или административное наказание – остановка деятельности организации до 90 суток.

Контроль режима работы и отдыха водителей по тахографу

Контролирование соблюдения всех нормативов графика лиц, управляющих грузовым автомобилем, выполняется при помощи тахографа. Эти приборы устанавливаются в транспортные средства, которые находятся в распоряжении компаний, выполняющих перевозку продукции. Оборудование позволяет записывать и сохранять информационные данные о маршруте и скорости движения транспортного средства, а также о соблюдении и нарушении шофером установленного расписания.

Специфика установки и применения тахографов указана в Приказе Министерства Транспорта России от 21.08.2013 г.

​ Согласно ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, управление транспортным средством грузового типа без тахографа влечет за собой следующие наказания в денежном эквиваленте:

Для граждан – от 1 000 до 3 000 рублей.

Должностным лицам и предпринимателям – от 5 000 до 10 000 рублей.

В соответствии с ч.2 приведенной выше статьи, нарушение водителем расписания труда и отдыха влечет за собой штраф в размере от 1 000 до 3 000 рублей.

Административная ответственность юр лиц за несоблюдение режима труда и отдыха

День добрый! Скажите пожалуйста,за нарушение режима труда и отдыха по тахографу, предусмотрена адм.ответственность только для водителя? 1-3 т.р. Или есть ответственность собственника транспорта? Многие транспортные организации в лице работадателя ставят несовместимые с законом о труде и отдыхе сроки доставки и водители вынуждены выберать. либо платить штраф гибдд,либо иметь конфликт с работадателем! Заранее спасибо от коллектива дальнобойщиков!

Ответы юристов (2)

Согласно ст. 329 законодательства, регулирующего трудовую деятельность граждан нашей страны, график рабочих часов и отрезка отдыха персонала, который выполняет управление транспортным средством имеет свои особенности. Данная специфика прописана в Положении №15, которое было установлено Приказом Министерства Транспорта России от 20.08.2004 г. В нормативном акте указаны нормы и правила режима труда и отдыха водителей, по которым формируется график работы

Каждое нарушение режима труда и отдыха влечет за собой наложение административного штрафа: ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ — Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Срок привлечения к административной ответственности за нарушения режимов труда и отдыха водителя — не более двух месяцев с момента совершения нарушения.

Соблюдать график, установленный законодательством обязуются водители и сотрудники транспортных компаний, устанавливающие расписание для шоферов. При нарушении нормативных норм виновные граждане могут быть привлечены к административной ответственности или штрафам в различных размерах:

Для должностных лиц – от 1-й до 5-ти тысяч рублей.

Для предпринимателей (не юридических лиц) – от 1-й до 5-ти тысяч рублей или административное наказание – остановка деятельности компании до 90 суток.

Для юридических лиц – от 30-ти до 50-ти тысяч рублей или административное наказание – остановка деятельности организации до 90 суток.

Уточнение клиента

Позвольте уточнить, а каким образом и в какой последовательности привлекается за данное нарушение юр.лицо и в чьей это конпитенции? Ведь сотрудник гибдд выписывает постановление, либо протокол, непосредственно на водителя?!

11 Мая 2018, 17:41

Управление государственного автодорожного надзора, трудовая инспекция- гос.органы, в чью компетенцию входит проверка работодателя в вопросе соблюдения режима труда и отдыха.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.