Осаго через интернет правила

Получение полиса ОСАГО онлайн: сложно, а будет еще сложнее

Сравнительно недавно в жизнь автомобилистов вошло такое новое понятие, как электронный полис ОСАГО. Его придумали для упрощения процедуры оформления, снижения стоимости страховки и удобства пользователей. Но на деле застраховать машину онлайн ОСАГО через интернет оказалось совсем не просто, а теперь страховые компании говорят о необходимости еще усложнить процедуру оформления электронных договоров. Что это значит для автовладельцев, что такое полис ОСАГО онлайн и как его получить, разберемся в этой статье.

Страховка гражданской ответственности нужна каждому автовладельцу, будь то организация или обычный гражданин. Этого требует закон. Но также полис ОСАГО защищает от возможных неприятностей на дороге, ведь от аварий, к сожалению, никто не застрахован. Порядок оформления страховки, а также все остальные связанные с этим вопросы регулирует Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ. С 1 января 2017 года все владельцы транспортных средств имеют возможность сделать страховку на машину ОСАГО онлайн прямо на сайте страховой компании с оформлением электронного полиса. Однако у добросовестных автомобилистов получается это далеко не всегда, а вот мошенники умудряются страховать несуществующие машины или оформлять полисы уже после произошедшего дорожно-транспортного происшествия. Почему так происходит и как борются с этим страховщики?

Алгоритм получения полиса ОСАГО онлайн

По закону электронный страховой полис ОСАГО имеет равную юридическую силу с бумажным. Если смотреть на регламент его оформления, прописанный в Положении Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», то в оформлении нет ничего сложного. Алгоритм действий, который должен выполнить гражданин, желающий застраховаться, выглядит так:

  1. Получить регистрацию на сайте страховой компании.
  2. Создать личный кабинет на сайте страховщика.
  3. Заполнить заявление о заключении договора Е-ОСАГО.
  4. Пройти проверку указанных данных через автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков ( АИС РСА).
  5. Получить уведомление от страховщика о необходимости предоставить электронные копии (сканы) документов указанных в подпунктах «б»–«е» пункта 3 статьи 15 Закона об ОСАГО. Представляемые копии документов должны полностью воспроизводить информацию подлинника, их текст должен свободно читаться.
  6. После подтверждения соответствия представленных сведений и проверки сканов документов страховая компания публикует в личном кабинете пользователя расчет страховой премии.
  7. Оплатить расчитанную страховую премию с помощью банковской карты или иных электронных платежных средств.
  8. Как только страховщик получит оплату, он должен направить электронный страховой полис ОСАГО онлайн на указанный пользователем адрес электронной почты. Копия полиса размещается в личном кабинете.
  9. Электронная страховка ОСАГО действует в бумажном варианте. Ее нужно обязательно распечатать и иметь при себе при управлении автомобилем.

Теоретически ничего сложного нет, но на практике желающие осуществить онлайн-страхование автомобиля ОСАГО часто сталкиваются с неработающими сайтами, ошибками при отправке документов и другими техническими сложностями. В этом случае страховщики советуют перейти на сайт другого страховщика (замещающий страховщик). Все дальнейшие действия, чтобы выполнить страхование автомобиля ОСАГО через интернет, аналогичны приведенному выше алгоритму.

Перебрав несколько сайтов и так и не получив желаемого электронного полиса, пользователи, как правило, обращаются в офис страховой компании и получают обычный бумажный полис на бланке строгой отчетности. Такой документ обходится им дороже, чем через интернет. Кроме того, уходит время на безуспешные попытки воспользоваться сервисом в интернете, а после на визит к страховщику. Когда изменились требования к бланкам полисов, в автогражданке даже случился настоящий коллапс, потому что у страховщиков не было бумажных полисов нового образца, а автострахование ОСАГО онлайн было недоступно из-за перегрузки сайтов. Жаловаться на такие проблемы можно в Центробанк РФ, который выступает как регулятор в вопросах страхования, но и такие обращения не всегда помогают решить проблему. Сейчас же, скорее всего, проблем у автовладельцев прибавится.

QR-код уберут из бумажных бланков

Банк России решил в очередной раз изменить действующие Правила автостраховки и издал Указание от 25 декабря 2017 г. № 4664-У, которым упразднил обязательное наличие в бумажных бланках договоров автогражданки двухмерного штрих-кода (QR-код). Теперь такой код страховые компании будут указывать, только если была осуществлена страховка ОСАГО онлайн и полис был выдан в виде электронного документа.

Кроме того, регулятор отменил обязательное заполнение таблицы на обратной стороне бланка и избавил автовладельцев от необходимости прилагать к заявлению о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, справку о ДТП, выданную подразделением полиции. Это связано с упразднением самих справок. Документ вступает в силу спустя 10 дней после официального опубликования.

Страхование ОСАГО онлайн станет сложнее

Страховщики считают, что существующая процедура, когда онлайн страховка автомобиля ОСАГО возможна любым лицом (не только самим владельцем транспортного средства) и в любое время, приводит к многочисленным случаям мошенничества. Поэтому РСА обратился Центробанку РФ с предложением об усложнении процедуры покупки электронных полисов. Вот их основные пожелания.

  1. Страховщики хотят, чтобы право страховать автомобили было только у их непосредственныхи владельцев.
  2. При этом все данные в договор такой пользователь должен будет вносить только вручную, не используя сканы.
  3. Время оформления полиса будет ограничено 90 минутами (включая оплату стоимости страховки).
  4. Если у страховой компании уже после оформления договора онлайн возникнут сомнения относительно достоверности указанных данных, она сможет анулировать договор в одностороннем порядке.

Также страховщики добиваются от регулятора технических требований к бесперебойной работе сайта ОСАГО, которые были введены после многочисленных жалоб пользователей. В частности, сейчас на сайте запрещено проводить профилактические работы в дневное время.

По мнению страховых компаний, такие меры позволят бороться с мошенничеством при заключении электронных договоров автострахования. Ведь сейчас доля махинаций составляет около 30% от всех проданных цифровых полисов. Граждане предоставляют страховщикам поддельные сканы документов и даже умудряются оформлять страховку на несуществующие автомобили. В сообщении РСА в Центробанк, в частности, сказано:

Предоставление страхователем ложных сведений страховщику при заключении договора страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска, является основанием для прекращения страховщиком действия договора обязательного страхования, заключенного в виде электронного документа.

Также, как информирует регулятора РСА, некоторые недобросовестные автомобилисты манипулируют стоимостью страховки путем занижения коэффициентов по мощности транспортного средства и территории проживания, указывая, например, Крым или Чеченскую Республику. В результате страховые компании несут значительные убытки. А ведь они и так считают страхование ответственности автомобилистов неблагодарным делом.

Оформление ОСАГО онлайн: как это работает

ОСОБЕННОСТИ Е-ОСАГО

Главный вопрос, который возник сразу после внедрения практики электронного ОСАГО — каким образом предъявлять его сотруднику ГИБДД. В законе нет прямого требования о том, что полис должен быть обязательно на руках, но чтобы не испытывать проблем в общении с сотрудниками, его лучше распечатать и положить в бардачок.

На документе не будет стоять печати или подписи (при покупке Е-ОСАГО заверяется электронной подписью владельца либо номером СНИЛС, который является альтернативой электронной подписи). На распечатанный документ можно «на всякий случай» поставить свою подпись, но актуальности полиса её отсутствие не изменит.

В начале января Центробанк получил первые жалобы относительно оформления электронного ОСАГО. Характер жалоб в регуляторе не уточнили, но в РСА уверены, что они связаны с заполнением большого числа полей. При оформлении бумажного полиса ОСАГО за автовладельца этим занимается представитель страховой компании (СК), а вот при самостоятельном заполнении очень легко допустить ошибку. Важно внимательно проверять все внесенные данные, особенно это касается информации о водителях, допущенных к управлению ТС.

Другая часть жалоб может быть связана с техническими проблемами и сбоями при оформлении страховки ОСАГО на автомобиль онлайн, а также недоступностью самой услуги на сайтах СК. Кстати, в прошлом году журналисты «5 Колеса» попытались оформить «автогражданку» на сайтах десяти ведущих СК, и результат действительно оказался не очень приятным.

Практически на каждом сайте при покупке возникали различные трудности: от невозможности оформить электронный полис до разнообразных сбоев в системе (в таких ситуациях не стоит списывать со счетов услугу заказа полиса ОСАГО по интернету с доставкой бумажного варианта полиса по почте).

Не менее важно при оформлении электронного полиса учитывать, что появление E-ОСАГО сразу заинтересовало мошенников – стоит убедиться, что СК есть в списке РСА, а также удостовериться в том, что вы находитесь на официальном сайте страховой, а не на «дублёре». Так, в феврале были обнаружены многочисленные клоны страховых компаний, которые неправомерно продавали полисы ОСАГО онлайн. Убедиться в том, что приобретённый полис действителен, поможет сайт РСА.

Несмотря на существующие проблемы, недавно был продан миллионный полис Е-ОСАГО. Кроме того, Центробанк инициировал большую проверку страховых компаний, которые предоставляют услуги по продаже электронных полисов ОСАГО. Такая проверка была запущена после тех жалоб, которые получил регулятор, ей подверглись ТОП-20 СК.

МИФЫ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ ОСАГО

Число проданных электронных полисов растет, но вместе с ним растет и количество «мифов», связанных с этим форматом оформления ОСАГО. Разобраться с ними можно, понимая порядок получения, условия оформления, а также, как работает система изнутри – с точки зрения страховых компаний, агентов, брокеров и прочих участников страхового сообщества.

Миф 1: традиционный бумажный бланк надежнее электронного

На самом деле это не совсем так. Более того, появление возможности застраховать авто онлайн ОСАГО было вызвано в том числе проблемами с оформлением традиционных полисов. До введения E-ОСАГО основными источниками «сбыта» бланков ОСАГО выступали страховые агенты. Начиная с 2007–2008 года бланки выдавались не штучно, а пачками, причем их учет и контроль в страховых компаниях осуществлялся довольно поверхностно (бланки выдавались «под честное слово»).

В итоге большая часть реализованных бланков к страховщикам попадала с ошибками. Оплата по ним замораживалась до устранения недочетов. А далее начиналось самое интересное: либо «пропадал» агент, либо клиент (со слов агента) резко переставал выходить на связь.

Эта ситуация давно требовала от страховщиков введения жестких форм контроля за оформлением бланков строгой отчетности (к которым относится полис ОСАГО). Кроме того, масла в огонь в данной ситуации добавляли мошенники, готовые продавать вместо реальных полисов бумажки, не обеспеченные никакими правами.

Читайте так же:  Подтверждение права на пособие на ребенка

Миф 2: электронный полис позволил решить проблему контроля рынка ОСАГО

Здесь тоже не стоит судить категорично. С одной стороны, электронное страхование ОСАГО действительно решило проблему контроля за полисами. С другой стороны, к моменту введения системы многие страховые компании успели внедрить собственные сервисы, позволяющие им вести тщательный учет бланков.

Работают такие системы следующим образом: агент авторизуется и оформляет бланк в электронной системе страховщика. Далее еще до передачи бланка клиенту договор ОСАГО попадает в базу страховщика, причем под каждый оформленный договор формируется электронная квитанция или выставляется счет. Если бы подобный механизм реализации бланков ОСАГО внедрили все страховые компании, то и потребности в введении Е-ОСАГО не возникло бы.

Миф 3: отсутствие агента серьезно изменит ситуацию к лучшему

На первый взгляд так и есть: если проблемы с бланками строгой отчетности возникали по вине агента, значит, убрав его на этапе заключения договора ОСАГО в электронном виде, можно добиться значительного улучшения ситуации. В реальности дело обстоит иначе: безусловно, ситуации с «не дошедшими» до страховой бланками и «переставшими выходить на связь» клиентами удалось купировать. Однако радикально решить все проблемы, связанные с оформлением ОСАГО, просто убрав из уравнения агентов, оказалось невозможно.

Например, мошеннические схемы, «работавшие» с бумажными бланками, не изжили себя, а переместились в сеть (отсюда и большое количество «клонов» официальных сайтов СК). Недобросовестных агентов ситуация с E-ОСАГО также не обескуражила – через год после покупки электронного полиса они точно так же продолжат обзванивать клиентов страховых, автосалонов и банков по купленным базам.

А вот у добросовестных страховщиков в условиях, когда полис оформляется без первичного контакта с агентом (либо страховым представителем или сотрудником СК), меньше возможностей способствовать повышению страховой грамотности клиента. Это не только чревато ошибками при внесении данных в полис, но и не позволяет помочь клиенту разобраться в тонкостях страховой науки, рассчитанной на получение разумной компенсации (в конце концов, показать варианты экономии на страховании – один из важных навыков профессионального агента).

Некоторые типы процедур в данном случае вообще сложно переложить на плечи страхователя. из-за чего ему просто не удастся сэкономить, когда он имеет на то полное право. К примеру, клиент поменял водительское удостоверение и не сообщил своевременно страховщику об изменении – нередко в такой ситуации процедура переноса скидки за безаварийность (КБМ) оформляется по особым правилам. И клиент просто не будет обладать достаточной экспертизой, чтобы применить в этом случае нужный алгоритм действий.

Поэтому, с одной стороны, E-ОСАГО помогает избавить рынок от неконтролируемого обращения с бланками строгой отчетности, а с другой – накладывает дополнительную ответственность (а иногда и дополнительные расходы) на самого страхователя.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТРАХОВКИ Е-ОСАГО

Для начала нужно определиться, в какой СК покупать полис. Список страховых компаний, которые оказывают услуги по страхованию ОСАГО, можно найти на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). С 1 января этого года возможность оформления Е-ОСАГО стала обязательной для всех СК, работающих на рынке «автогражданки», и тех, кто условие не выполняет, штрафуют.

Далее на сайте выбранной страховой компании следует пройти регистрацию. Это можно сделать, авторизовавшись через портал госуслуг либо указав свой адрес электронной почты или номер телефона в форме на сайте.

Страховая компания предложит заполнить форму на получение электронного ОСАГО. Она включает данные о собственнике автомобиля, страхователе, водителях, которые будут управлять транспортом, данные о самом ТС (диагностическую карту).

Далее пользователь получает расчёт стоимости полиса и оплачивает его любым удобным способом, после чего полис ОСАГО приходит на почту, указанную при регистрации. Центробанк настаивает на том, что договор при процедуре онлайн-оформления должен быть заключён не позднее 30 минут.

Итак, чтобы получить полис ОСАГО через Интернет, нужно:

— зарегистрироваться на сайте СК;

— внимательно заполнить все формы;

— перепроверить внесённые данные;

— получить расчёт и оплатить полис;

— распечатать полис, который придёт на почту.

Материал подготовил страховой эксперт компании Insurance Team

Новые правила оформления полисов е-ОСАГО вступили в силу

С четвертого сентября начало действовать правило, согласно которому договор ОСАГО в электронной форме вступает в силу не ранее чем по истечении трех дней после дня направления заявления страховщику.

В новых правилах также говорится, что на один номер телефона может быть зарегистрирован только один личный кабинет страхователя на сайте страховщика. Это защитит страховые организации от мошенников.

Также поясняется, что ключ электронной подписи может состоять только из латинских букв и цифр. Раньше у пользователей возникали сложности с регистрацией на сайте страховщика, если в ключе использовались схожие по написанию русские и латинские буквы.

Осаго через интернет правила

Не все сотрудники ГИБДД оказались в курсе введения электронных полисов ОСАГО: некоторые налагают на автовладельцев с распечатанными е-полисами штрафы за отсутствие полиса, рассказал президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

Руководство МВД дало официальные разъяснения о равном хождении обоих видов полисов, но есть инспекторы, которые, умышленно или неумышленно, не просто не признают скан документом, но и штрафуют водителей за отсутствие полиса — когда он есть, но электронный, рассказывает Юргенс.

«Мы действительно получаем жалобы от граждан, возмущенных тем, что полицейские останавливают их и требуют бланк полиса на бумаге», — рассказывает заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов. По его словам, единичные жалобы стали поступать еще в 2015 г., когда автовладельцы получили возможность покупать е-ОСАГО. С введением обязательных электронных продаж с 1 января 2017 г. доля электронных договоров существенно выросла: за месяц продано 200 000 е-полисов, тогда как за весь прошлый год — 330 000. Но участились и штрафы за отсутствие полиса при заключенном е-ОСАГО: сейчас их счет по всей России идет на сотни, замечает Ефремов. В ЦБ подобные жалобы не поступали, утверждает его представитель.

В июле 2015 г. МВД сообщило РСА, что сотрудникам ГИБДД предписано проверять электронные полисы ОСАГО при помощи сети ИМТС МВД России или официального сайта РСА («Ведомости» ознакомились с предоставленными разъяснениями, представитель союза подтвердил их подлинность). Разъяснения даны, но никто не отменял правил дорожного движения, которым должен руководствоваться инспектор ДПС, говорит Ефремов: водитель обязан иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации и страховой полис ОСАГО, а вот какой — бумажный или электронный — не уточняется. Чаще всего проблемы возникают, когда у работника ГИБДД нет смартфона или планшета, который позволил бы ему проверить подлинность полиса в базе РСА, продолжает он. По словам Ефремова, сейчас союз и ЦБ обратились с запросами в ГИБДД — возможно, коллизия с е-полисом в итоге будет разрешена.

Случаи штрафов есть даже в Москве — но это, по всей видимости, водители даже без распечатанного полиса, добавляет Ефремов: «Мы предлагаем гражданам при оформлении электронного полиса распечатать его или запросить страховую компанию, и она вышлет распечатанный полис с печатью и подписью — это будет основанием, что полис оформлен, просто в электронном виде».

В соответствии с законом об ОСАГО водитель автомобиля обязан иметь при себе полис автогражданки или распечатанную на бумаге информацию о заключении договора е-ОСАГО и предъявлять его для проверки сотрудникам полиции, разъясняет представитель МВД. Если сведения о нем в информационной системе РСА отсутствуют, водитель будет оштрафован. Но действия инспектора ДПС, если гражданин с ними не согласен, можно обжаловать, напоминает представитель МВД: при выявлении нарушений тот будет привлечен к ответственности в соответствии с законом.

ОСАГО – одним кликом: подробно о правилах оформления страховки через Интернет

С 1 июля полис ОСАГО можно купить через Интернет. Но как это сделать? Каким будем сам полис: электронным или его все же придется распечатывать? Куда идти и что делать, чтобы получить этот документ? Мы собрали ответы на самые распространенные вопросы в одной статье.

Итак, для начала давайте определимся. С 1 июля 2015 года у страхователя появилась возможность пролонгировать ОСАГО через Интернет, а уже с 1 октября 2015 года можно будет оформить электронный полис «с нуля». Так что пока вы можете только продлить старый полис, на ту же самую машину и в той же самой страховой компании. Правда, добавить новых водителей, допущенных к управлению, все-таки можно.

Эта возможность предусмотрена Указанием Банка России от 24.05.2015 №3649-У, действующим по 30 сентября 2015 года:

Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа. Договор обязательного страхования в виде электронного документа может быть заключен только при продлении договора обязательного страхования, в соответствии с пунктом 1.12 настоящих Правил, в том числе с расширением круга лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством.

О том, можно ли, наоборот, сократить список допущенных к управлению авто лиц, в указании Банка России ничего не сказано – можно ли исключать кого-то из списка допущенных к управлению водителей, непонятно. Видимо, это придется выяснять на практике.

Еще раз подчеркнем, что оформить совершенно новый полис ОСАГО можно будет только с 1 октября 2015 года.

Что необходимо будет сделать для того, чтобы получить электронный полис ОСАГО:

1) Создать и направить страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа с помощью официального сайта страховщика. Примеров приводить не будем, чтобы никого не рекламировать;

2) Заявление должно быть подписано простой электронной подписью страхователя-физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя-юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;

Но есть альтернатива! Электронной подписью можно не пользоваться (все-таки ее оформление – это целая процедура), если вы укажете свой СНИЛС, номер «пенсионного» счета, – на сегодняшний день СНИЛС является аналогом электронной подписи страхователя. Правда, в Госдуме рассматривается законопроект о внесении изменений в Закон об ОСАГО, и, возможно, идентификацию с помощью СНИЛС отменят в пользу привычной для нас пары «логин и пароль». Но это пока только планы. Пока что стоит выбор между электронной подписью «государственного образца» и СНИЛС.

3) Оплатить страховую премию по договору с помощью банковской карты.

4) Получить направленный страховщиком страховой полис, созданный с использованием автоматизированной системы обязательного страхования, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования.

Читайте так же:  Что значит слова договор

5) Распечатать электронный документ. Прямого требования в законе нет, но что вы будете говорить инспектору ГИБДД?

Осмотр автомобиля

По правилам, определенным Банком России (Указание от 24.05.2015 № 3649-У «О внесении изменений в приложение 1 к положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), место осмотра автомобиля при заключении договора ОСАГО теперь устанавливается по соглашению сторон, а если этого соглашения достичь не удается или в случае составления договора ОСАГО в виде электронного документа, автомобиль не осматривается вообще. Впрочем, и при оформлении обычного бумажного полиса машину никто никогда не смотрит, это же не КАСКО, где страховщику важно оценить состояние кузова, чтобы автомобилист не «повесил» на компанию выплаты по царапинам, полученным заранее.

Что вам не понадобится

Как гласит пункт 4 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред. от 04.11. 2014 с изм. и доп., вступ. в силу от 01.07.2015)), вам не понадобится:

— паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (если страхователем является физическое лицо);

— свидетельства о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

— документа о регистрации автомобиля (паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства, технического паспорта или технического талона либо аналогичных документов);

— водительского удостоверения или копии водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством;

Предполагается, что всю информацию страховщики получат из электронных баз данных, и если, допустим, машина не проходила техосмотр или у кого-то из «вписанных» в полис вообще нет прав, то оформить его не получится.

Возможные проблемы

Бланки страхового полиса ОСАГО серии ЕЕЕ выдаются при заключении договоров ОСАГО с ноября 2014 года. При заключении договоров ОСАГО до 31 марта 2015 года (включительно) наравне с бланком полиса серии ЕЕЕ выдавался бланк полиса серии ССС. При заключении договоров ОСАГО с 1 апреля 2015 года выдается только бланк ОСАГО серии ЕЕЕ.

На данный момент Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) от 25.04.2002 № 40-ФЗ разрешает использование электронного полиса, а в Правилах дорожного движения информации о таком виде документа нет.

Федеральный закон, конечно, имеет большую юридическую силу, чем ПДД, установленные постановлением Правительства. Но в курсе ли этих тонкостей инспекторы ГИБДД? По-хорошему, нужны поправки в ПДД, которые конкретизировали бы понятие электронного полиса с учетом всех аспектов его оформления.

Кроме того, желательно скорректировать и подпункт 2.1.1. ПДД, который сейчас обязывает водителя иметь на руках полис ОСАГО и показывать его инспектору. Если все полисы внесены в базу данных, для чего тогда нужен бумажный аналог? Как бы то ни было, до тех пор, пока ПДД обязывают иметь при себе полис, выходом из ситуации будет наличие «на руках» либо распечатанного электронного договора обязательного страхования, который сотрудник ГИБДД сможет проверить по серийному номеру, либо распечатанного электронного страхового полиса, как говорится, на всякий случай. Но все же лучше первое время возить в бардачке и распечатанный договор, и особенно электронный полис, дабы избежать недопониманий. Помните, что бланк страхового полиса, в принципе, является документом строгой отчетности.

Напомню, что проверить любой полис ОСАГО возможно на сайте Некоммерческой организации Российского союза автостраховщиков, который является оператором автоматизированной информационной системы ОСАГО (АИС). АИС содержит сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

В систему электронного взаимодействия включены и государственные органы. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 июня 2015 г. N 529 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567» МВД России, Минсельхоз России, Минобороны России, ФТС России и ФНС России будут подключены к АИС и будут предоставлять по запросу оператора АИС информацию, необходимую для ее формирования. Подобные поправки существенным образом расширяют перечень органов власти, которым будет доступна информация о полисах ОСАГО.

Электронная система взаимодействия государственных органов служит лишним доказательством того, что отсутствие бумажного полиса у водителя «на руках» не столь критично и установить факт его наличия довольно легко.

В общем, стоит дождаться первых «смельчаков», которые оформят электронные полисы, и посмотреть, как будет происходить их взаимодействие с ГИБДД.

В ведении электронного ОСАГО есть масса плюсов, но, как и у любого другого явления, существуют и свои минусы. К преимуществам новой опции, в частности, можно отнести возможность приобрести полис через Интернет без оплаты посредникам и без навязанных услуг, а также общее снижение административных расходов за счет централизации всех систем управления на уровне страны.

Также благодаря компьютеризации процесса можно купить ОСАГО, проживая в любом регионе/районе, что, согласитесь, особенно приятно жителям мелких городов и сел, где Интернет уже есть, а вот офисов страховых компаний – еще нет.

Но вместе с тем комфорт может обернуться и неудобством. Так, тотальный переход на электронный полис, скорее всего, повлечет значительное сокращение числа продавцов ОСАГО. Это может привести к тому, что в отдельных населенных пунктах продавцов полиса обязательного страхования может просто не остаться, а единственной возможностью жителей оформить этот документ будет Интернет. Так что эта палка – о двух концах.

Меж тем, есть у процедуры и другие недостатки, среди которых, в частности, банальная неподкованность некоторых граждан в вопросах взаимодействия с компьютером. Для части водителей сам процесс использования Интернета не так прост. Помимо этого, затраты, которые придется произвести в целях обеспечения сотрудников ГИБДД специальными средствами удаленного доступа к единым базам данных, могут оказаться весьма существенными.

Одним словом, нюансов еще очень много, и необходимо время для того, чтобы новая система оформления ОСАГО адаптировалась к нынешним реалиям.

PS: А на каком основании?

Специально для любителей изучать первоисточники – нормативные правовые акты, регулирующие «электронное ОСАГО»:

Федеральный закон от 21.07.2014 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015);

Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об электронной подписи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015);

Постановление Правительства РФ от 2 июня 2015 г. N 529 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 567»;

«Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утвержденное Банком России 19.09.2014 № 431-П);

Указание Банка России от 24.05.2015 № 3649-У «О внесении изменений в приложение 1 к положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Как купить полис ОСАГО онлайн в 2018

До июля 2015 года покупка полисов ОСАГО дистанционно (через Интернет) была запрещена законодательно – страхователь должен был получить бумажный полис, распечатанной на “гознаковской” бумаге. Однако, в Москве и ряде регионов была распространена практика онлайн продажи + доставки полиса. Таким образом можно было и не нарушить закон, и вывести часть процесса в онлайн.

C 1 июля 2015 ОСАГО можно купить по Интернету

А с 1 января 2017 каждая страховая обязана страховать через Интернет

Но всё поменялось 1 июля 2015 года. Именно с этой даты принятый 22 июля 2014 пакет поправок к Закону об ОСАГО вводит «электронный полис ОСАГО» и позволяет тем самым оформлять страховку через Интернет на всей территории РФ. Временно до 1 октября действовал “тестовый период” — можно было только “продлить” ОСАГО, т.е. оформить новый полис е-ОСАГО в старой страховой с теми же данными. Но теперь никаких ограничений нет – оформить ОСАГО онлайн может любой водитель и такой возможностью по статистике на 17 июля 2017 года воспользовалось уже более 3 миллионов россиян!

Но с октября оформить еОСАГО через Интернет может любой автовладелец, который ранее уже страховался по ОСАГО. Это можно сделать на официальном сайте страховой компании (если она предоставляет такую услугу).

На данный момент уже 34 компании* заказали партии электронных полисов (они имеют серию XXX) или заявили о намерении сделать это. Рано или поздно все они начнут продавать страховки через Интернет.

На данный момент (январь 2017) все страховые компании обязаны предоставлять услуги покупки и продления полиса ОСАГО в электронном виде.

Отзывы автовладельцев, которые уже купили е-ОСАГО вы можете почитать ниже в комментариях. Если вы уже приобрели электронный полис, пожалуйста, расскажите о своем опыте в комментариях! Другим водителям это будет полезно!

Так же как сегодня мы покупаем медицинскую страховку для визы или страховку на квартиру – так же теперь можно делать и с ОСАГО. Тот же закон предусматривает и другие этапы перехода к онлайн-ОСАГО:

  • Уже создана единая база полисов АИС ОСАГО, доступ к которой получит МВД, Налоговая служба и другие госорганы.
  • С 15 июня было проведено тестирование базы, чтобы проверить, как работает проверка электронных полисов “на дороге” сотрудниками ГИБДД
  • 1 июля 2015 стартовали продажи ОСАГО через Интернет для тех водителей, которые “продлевают” полис
  • 1 октября 2015 онлайн-продажи были открыты для всех желающих физлиц. Но есть ограничение — информация о страхователе должна быть в базе РСА, т.е. не могут застраховаться онлайн водители-новичик и те, кто давно не страховался
  • В 2016 года оформить полис е-ОСАГО через Интернет можно будет и на авто, оформленные на юрлица **

* — Это страховые компании Алроса, АльфаСтрахование, ВСК, ВТБ-Страхование, Гелиос Резерв, Дальакфес, Двадцать первый век, Евроинс, Зетта Страхование, Ингосстрах, Интач Страхование, Итиль Армеец, Либерти Страхование, МАКС, МСК, Надежда, НАСКО, Паритет-СК, Проминстрах, Ренессанс Страхование, РЕСО-Гарантия, Росгосстрах, Свисрезерв, Сибирский дом страхования, СОГАЗ, Согласие, Страховая бизнес группа, Сургутнефтегаз, Тинькофф, УралСиб, ХОСКА, Энергогарант, Эрго-Русь, ЮжУралАско.

Общий принцип покупки электронного полиса выглядит так:

  • Клиент регистрируется и вводит свои данные на сайте страховой компании
  • Сайт рассчитывает стоимость полиса с учетом региональных коэффициентов и полученных из единой базы класса и коэффициента КбМ (бонус-малус) страхователя
  • Далее следует проверка введенных данных с базой РСА (по сути – с данными из прошлогоднего полиса). Именно на этом шаге возникают большинство проблем, так как информация в базе не всегда точна.
  • Если проверка прошла успешно, то клиент оплачивает страховое вознаграждение (стоимость полиса) – это, очевидно, можно будет сделать также онлайн: по банковским картам, через Яндекс.Деньги или WebMoney и другими привычными для интернет-магазинов способами
  • Готовый бланк страховки будет достаточно распечатать на принтере
Читайте так же:  Закон о полиции увольнение из овд

Примерно так выглядит процесс покупки ОСАГО онлайн: нужен только интернет, паспорт, банковская карта и СОР

А как же сотрудники ГИБДД будут проверять полис, если его можно без труда подделать на компьютере? Для этого сотрудникам полиции тоже дадут доступ к единой базе электронных полисов ОСАГО, по которой они смогут “пробить” автомобиль. Увеличит ли это среднее время проверки на дорогах? Скорее всего, да.

Процедура покупки полиса через интернет будет введена сразу по всей России – как в столицах (Москве и Санкт-Петербурге), так и в регионах: Челябинске, Волгограде, Новосибирске, Воронеже, Краснодаре, Казани, Кирове, Нижем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Кемерово, Владивостоке, Калиниграде, Ульяновске, Челябинске и т. д. Да и в принципе границы регионов будет стёрты – ведь всё происходит онлайн, значит можно выбирать из десятков страховых компаний.

Тем не менее, закон предусматривает одно ограничение – вы не можете оформить электронное ОСАГО в страховой компании, которая не присутствует в вашем регионе. Таким образом депутаты решили позаботится о том, чтобы страхователь имел возможность обратится за возмещением по страховке без поездок в соседние области.

Комментарии и отзывы о покупке ОСАГО через Интернет (пожалуйста, без матов):

Как оформить электронный полис ОСАГО

Из дома, без очередей и переплаты

Раньше для оформления ОСАГО нужно было идти в офис страховой компании и оформлять бумажный полис. С 1 января 2017 года правительство обязало страховщиков продавать ОСАГО через интернет. Новый электронный полис называют е- ОСАГО , и он полностью заменяет бумажный. С электронным удобнее, но есть и риск.

В этой статье разберемся, как правильно купить е- ОСАГО , не попасть на мошенников и не переплатить.

Что такое ОСАГО

ОСАГО — это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Введено в действие Федеральным законом № 40-ФЗ от 1 июля 2003 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

ОСАГО защищает пострадавших в ДТП . Страховая компания возмещает ущерб, который виновник причинил другим участникам аварии. Компенсация выплачивается за вред жизни и здоровью потерпевших, а также за вред имуществу — чаще всего это повреждения автомобилей.

ОСАГО в России обязательное для всех автовладельцев.

Кто продает е-ОСАГО

Полисы ОСАГО в электронном виде должны оформлять все страховые компании, которые имеют лицензию на обязательное страхование гражданской ответственности. Если компании можно продавать ОСАГО , она обязана продавать его электронную версию.

По состоянию на 31 января 2017 года 70 компаний в России имеют лицензию на ОСАГО . Все они обязаны продавать е- ОСАГО . Актуальный реестр опубликован на сайте Российского союза автостраховщиков.

Реестр страховщиков меняется со временем: какие-то компании могут получить право продавать ОСАГО или лишиться его. Перед покупкой полиса проверьте, есть ли ваш страховщик в реестре

Какие нужны документы

Для оформления электронного полиса ОСАГО вам понадобятся стандартные документы:

  1. Паспорт.
  2. Свидетельство о регистрации автомобиля или паспорт транспортного средства.
  3. Водительские удостоверения всех водителей, которые будут вписаны в полис.
  4. Действующая диагностическая карта.

Зачем нужна диагностическая карта? Она подтверждает, что автомобиль прошел технический осмотр и на нем можно ездить по дорогам страны.

Проходить осмотр и получать диагностическую карту нужно у ОТО — оператора технического осмотра. Посмотреть реестр аккредитованных операторов технического осмотра можно на сайте РСА .

Так выглядит диагностическая карта

Как оформить е-ОСАГО

Электронный полис ОСАГО оформляется на сайте страховой компании. Лучше всего заходить на эти сайты из единого реестра, опубликованного на сайте autoins.ru: там ссылки ведут сразу на нужные разделы сайтов страховщиков.

Мошенники подделывают сайты страховых компаний, чтобы продавать поддельные полисы е- ОСАГО . Фальшивые сайты полностью копируют внешний вид официальных сайтов страховщиков и располагаются на доменах, очень похожих по названию на оригинальные.

Чтобы не попасть на фальшивый сайт:

  • проверяйте сайт компании в реестре на сайте РСА ,
  • переходите по ссылкам из этого реестра, чтобы не ошибиться.

Зарегистрируйтесь. Чтобы оформить е- ОСАГО , надо зарегистрироваться на сайте страховщика. При регистрации необходимо указать адрес электронной почты и номер мобильного телефона.

Если вы привыкли скрывать свои личные данные в интернете и укажете неправильную почту и телефон, то не сможете зарегистрировать личный кабинет на сайте страховой компании. А без него не сможете оформить е- ОСАГО .

После того как вы подтвердили адрес почты и номер телефона, вы получите доступ к личному кабинету.

В личном кабинете сохраняется информация по автомобилю, собственнику и водителям. Там же будет ваш полис е- ОСАГО . При необходимости всегда можно скачать его из личного кабинета и распечатать.

Заполните заявление. Следующий шаг — заполнить заявление на страхование в личном кабинете. Надо будет указать необходимую информацию об автомобиле, собственнике и водителях, допущенных к управлению.

Указывайте только достоверные данные. Вводите информацию строго так, как указано в документах: паспорте, водительских правах, ПТС , свидетельстве о регистрации автомобиля и диагностической карте.

Всю информацию, которую вы укажете в заявлении, сверят по базе данных РСА с тем, что было указано в предыдущем полисе ОСАГО . Если проверка выявит несоответствие, то вы не сможете рассчитать стоимость страховки и оформить полис е- ОСАГО .

Вот пример заполненного заявления:

Марку и модель автомобиля лучше выбирать из каталога, а не вбивать руками

Частая ошибка в ВИН е — вместо 0 (ноль) указывают букву О

Если у вас ограниченный список водителей, то нужно указать данные по каждому из них

Дождитесь результатов проверки. Когда вы заполните заявление, страховая компания проверит через базу РСА данные, которые вы ввели о собственнике, автомобиле и водителях. Это нужно, чтобы узнать историю аварий, произошедших по вашей вине, и правильно определить коэффициент бонус-малус. При успешной проверке через базу РСА калькулятор автоматически рассчитает стоимость полиса ОСАГО .

Коэффициент бонус-малус (КБМ)

КБМ — это коэффициент, который корректирует стоимость полиса ОСАГО в зависимости от того, были ли у водителя аварии по его вине. Если аварий не было, по КБМ дается скидка. Если аварии были, то по КБМ устанавливается надбавка.

КБМ нужен, чтобы водители стремились к аккуратному вождению.

Если проверка через базу РСА не прошла, вам потребуется предоставить в страховую компанию сканы документов:

  1. Паспорта страхователя — разворотов с фотографией и регистрацией.
  2. ПТС или свидетельства о регистрации автомобиля.
  3. Водительских удостоверений всех водителей, которые будут вписаны в полис.
  4. Диагностической карты.

Одни компании просят прислать копии по электронной почте, другие предлагают загрузить их в личном кабинете на сайте.

Проверка документов может занять от 30 минут до нескольких дней. После проверки компания пришлет вам на почту расчет стоимости е- ОСАГО и ссылку на страницу оплаты полиса.

Сколько стоит е- ОСАГО . Стоимость электронного полиса ОСАГО не отличается от полиса, оформленного в бумажном виде. В обоих случаях компании используют одни и те же тарифы и поправочные коэффициенты, установленные законом.

Некоторые компании будут настойчиво предлагать опции к полису. По закону вы не обязаны их покупать. Отказ от опций никак не повлияет на оформление полиса е- ОСАГО .

Чтобы отказаться от навязываемых опций, просто отключите галочки в нужных полях и продолжайте оформление е- ОСАГО .

Страховые компании будут предлагать опции, но покупать их необязательно

Для оплаты полиса е- ОСАГО в личном кабинете вы переходите на защищенную страницу. Оплатить можно банковской картой, в некоторых компаниях — электронными деньгами.

На странице оплаты указаны доступные платежные системы и информация о защите данных

Перед тем как вводить данные карты, убедитесь, что страница защищена и в адресной строке стоит знак замка. Никогда не вводите платежные данные на сайтах, которые не защищены протоколом безопасности.

После оплаты вам на почту, указанную при регистрации, придет электронный полис ОСАГО в формате ПДФ . Полис также сохраняется в личном кабинете на сайте страховой компании, вы можете скачать его оттуда в любое время.

Полис е- ОСАГО с электронной подписью равносилен бумажному полису

Электронный полис ОСАГО нужно распечатать и положить в машину. Этого требуют правила дорожного движения. Иначе за управление автомобилем без полиса ОСАГО вас могут оштрафовать на 500 рублей.

Что показывать инспектору ГИБДД

Инспектор ГИБДД должен проверять факт того, что ваша ответственность застрахована, через специальный ресурс в сети ИМТС МВД России или сервис РСА . Для этого нужен ВИН -номер или регистрационный знак автомобиля.

Однако инспектор всё же может попросить вас предъявить распечатанный полис. На этот случай держите распечатку в бардачке. Также полезно иметь копию полиса в телефоне или планшете.

Как оформлять аварию по полису е-ОСАГО

Электронный полис ОСАГО с точки зрения закона ничем не отличается от бумажного варианта. У него есть номер, серия, и в нем указана вся необходимая информация для оформления аварии.

Для автомобилистов с е- ОСАГО процедура оформления аварий не изменилась. Они также должны заполнять извещение о ДТП и при необходимости вызывать ГИБДД.

Если у вас е- ОСАГО , но вы не распечатали и не возите с собой полис, то для оформления ДТП вам понадобится доступ в личный кабинет на сайте страховой компании. Убедитесь, чтобы под рукой всегда был смартфон или планшет с доступом в интернет.

Как проверить действительность полиса

После того как вы оформили и оплатили полис е- ОСАГО , рекомендуется проверить его действительность по базе данных РСА .

Для проверки зайдите на страницу сервиса просмотра сведений о договоре ОСАГО . Введите ВИН автомобиля и регистрационный знак. Результат успешной проверки — отчет, в котором указан номер полиса и название компании.

Если данные совпали с указанными в вашем полисе е- ОСАГО , то всё в порядке. Ваш полис настоящий

Если данные полиса по базе РСА не совпали с вашими или проверка вообще не прошла, то, скорее всего, вам продали фальшивый полис. Обратитесь в страховую компанию, от имени которой вам оформили полис.

Вернуть деньги за фальшивый полис вам, скорее всего, не удастся. Напишите заявление в РСА со всеми подробностями оформления фальшивого полиса. По крайней мере, это поможет заблокировать мошеннический сайт и спасти деньги других автомобилистов.

И помните, что ездить с фальшивым полисом нельзя. Поэтому в первую очередь оформите настоящий полис ОСАГО .