Охрана труда федеральный закон 426

Содержание:

Специальная оценка условий труда в 13 шагов: к проведению готовы!

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет. Тем не менее есть и ряд особенностей, которые необходимо учитывать работодателю, чтобы избежать административной ответственности (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Рассмотрим порядок проведения спецоценки подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией.

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению

Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда

Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Договор на проведение специальной оценки условий труда

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволяет делать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Читайте так же:  Временная прописка льготы

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Екатерина Добрикова,
редактор-эксперт портала ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Читайте также:

Определен порядок обжалования результатов спецоценки условий труда
Госуслуга бесплатна, воспользоваться ею могут как работодатели, так и работники.

Иван Шкловец: «Не исключено, что нас будет ожидать многочисленная фальсификация результатов спецоценки условий труда в 2017-2018 годах»
Заместитель руководителя Роструда связывает такой прогноз с тем, что именно на этот период придется пик мероприятий по спецоценке.

Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР?
Минтруд России рассказал, в отношении кого применяются дополнительные тарифы взносов в ПФР, а также как на их размер и порядок уплаты влияет специальная оценка (аттестация рабочих мест).

Минтруд России: СОУТ рабочих мест военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов не проводится
А в отношении рабочих мест госслужащих сотрудников религиозных организаций является обязательной.

426-ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2018

Закон о специальной оценке условий труда вступил в силу 1 января 2014 года. Последние изменения в него были внесены 19 июля 2018 года. В статье вы найдете его актуальную версию, а также комментарии о применении и штрафах за непроведение СОУТ.

Читайте в нашей статье:

Что устанавливает Федеральный закон о специальной оценке условий труда

ФЗ о СОУТ был принят взамен приказа Минздравсоцразвития России №342н, регламентирующего аттестацию рабочих мест, чтобы привести процедуру спецоценки в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в самой полной библиотеке шаблонов Справочной системы «Охрана труда». Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Закон упорядочивает процесс взаимодействия между экспертной организацией и работодателем, работодателем и работником, устанавливает ответственность каждой стороны договора оказания услуг по проведению СОУТ и каждой стороны трудовых отношений.

До 31 декабря 2018 года все работодатели должны выполнить свою обязанность по проведению спецоценки условий труда. Отчеты об утверждении её результатов следует подписать не позднее 31.12.2018 года.

В статье, подготовленной редакцией журнала «Справочник специалиста по охране труда», 8 основных вопросов, которые возникают у каждого, кто берется за спецоценку. Ответы на них помогут сэкономить на процедуре, выбрать надежного исполнителя и избежать штрафов. Узнайте, как успеть провести спецоценку в срок и не переплатить. Если вы уже провели спецоценку, проверьте с помощью электронного сервиса, не допустили ли вы нарушений.

Не позже 29-30 января 2019 года необходимо на внешнем сайте предприятия разместить сводную ведомость, отправить декларацию в ГИТ, подписать карты СОУТ с каждым работником, а также заполнить листы ознакомления с декларациями.

Приказ о назначении или отмене льгот должен быть издан не позднее даты утверждения отчета – 31.12.2018 года, соответственно, фактическая отмена выплаты льгот должна произойти только через 2 месяца – 28 февраля 2019 года.

СОУТ уже была проведена в организациях, где имеются рабочие места с вредными и опасными УТ, в том числе дающими право на досрочную страховую пенсию. Перечень таких рабочих мест указан в п.6 статьи 10 ФЗ о спецоценке условий труда.

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Закон устанавливает требования к экспертной организации и к работодателю по проведению СОУТ. В нем расписано, каким образом должна быть создана комиссия, кто должен входить в ее состав, как проводится идентификация вредных и опасных факторов – самый сложный и дорогостоящий этап. Также разъясняется порядок применения результатов специальной оценки, оформления и подачи декларации условий труда.

В заключительных положениях установлена ответственность за исполнение государственного надзора за соблюдением нормативных требований:

  • государственный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на то уполномоченным, и его теротделениями;
  • профсоюзный контроль производится инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов в порядке, установленном законодательством РФ.

426-ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями

ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 года. С этого момента он четырежды проходил процедуру внесения поправок. Последние изменения произошли в июле 2018 года.

Последние изменения в ФЗ о специальной оценке условий труда

Поправки внесены федеральными законами:

Изменения, вступившие в силу в 2016 году и применяемые в 2017, позволяют каждому работнику непосредственно влиять на оценку их рабочих мест, вносить письменные предложения комиссии по проведению СОУТ, заявить о ВОПФ, которые оказывают влияние на здоровье. Работодатель, в свою очередь, обязан передать все письменные предложения в экспертную организацию.

Идентификация не должна проводиться в отношении тех рабочих мест, которые включены в список 1 и список 2 ВЦСПС, дающий право на получение досрочной пенсии работающим во вредных и опасных условиях.

Декларация соответствия СОУТ может быть признана недействительной, если при проверке ГИТ будут установлены нарушения прав работников во время проведения этой процедуры.

Класс УТ может быть понижен более чем на одну ступень только при согласовании с ГИТ.

Раньше был установлен шестимесячный срок проведения внеплановой спецоценки.

Теперь в этот срок нужно уложиться только в случае, если:

  • получено предписание ГИТ во время проверочных мероприятий;
  • изменен состав применяемых материалов и сырья;
  • произошел несчастный случай или выявлено профзаболевание;
  • поступило соответствующее предложение от представительного органа работников;
  • был изменен состав применяемых СИЗ или средств коллективной защиты.

Решение о непроведении внеплановой СОУТ может быть принято комиссией с составлением соответствующего акта.

Татьяна Чиркина — Главный редактор сайта Trudohrana.ru

Скачайте образцы нужных документов, которые подготовили для вас наши эксперты:

Как применять Федеральный закон 426-ФЗ о специальной оценке условий труда

Результаты СОУТ применяются для назначения дополнительного тарифа по взносам в ПФР, для установления или отмены гарантий и компенсаций, для составления списка контингентов для предварительного и периодического медосмотра, для разработки плана по улучшению условий труда, для выдачи СИЗ и смывающих дерматологических средств и т.п.

Читайте так же:  Судебные приставы на долгоозерной

В статье 7 приведен полный перечень применения результатов СОУТ на предприятии. Результаты специальной оценки подлежат применению в день утверждения отчета о проведении СОУТ, кроме отмены льгот, которая реализуется через два месяца.

Отменить льготы работодатель вправе только в том случае, если провел фактические мероприятия по улучшению условий труда.

При проверке инспектор ГИТ вправе обжаловать результаты СОУТ, если обнаружит, что работодатель отменил положенные работнику гарантии на основании специальной оценки, проведенной с нарушением. В этом случае ГИТ будет инициировать проведение государственной экспертизы труда.

При отрицательных для работодателя результатах экспертизы должна состояться внеплановая СОУТ, а эксперт может быть дисквалифицирован.

Ответственность за нарушения требований закона о спецоценке условий труда

Работодатель может быть привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, если нарушит требования Федерального закона № 426. В частности, таким нарушением может быть непроведение СОУТ в организации, где в штатном расписании присутствуют рабочие места, указанные в п.6 статьи 10.

Штраф за непроведение СОУТ не умножается на количество рабочих мест, поскольку в статье 5.27.1 КоАП РФ написано «нарушение», а это означает, что штраф рассчитывается на организацию в целом.

В больнице должности санитарок переименовывают в уборщиков служебных помещений. СОУТ была проведена в 2015 году, и санитаркам был установлен допустимый класс УТ. Нужно ли теперь проводить внеплановую спецоценку?

Если изменение в наименовании должности повлекло за собой изменение должностных обязанностей или применяемого в работе оборудования и СИЗ, то требуется проведение внеплановой СОУТ.

Если переименование должности не повлекло за собой оснований для внеплановой СОУТ, указанных в статье 17 426-ФЗ, то проводить её не нужно.

Что делать, если уволился председатель комиссии по проведению СОУТ? Нужно ли проводить внеплановую СОУТ в этом случае?

Нет, не нужно. Следует внести приказом изменение в состав действующей комиссии и ввести в состав нового председателя. Оснований для проведения внеплановой процедуры нет, поскольку смена председателя комиссии не названа в числе оснований в статье 17 данного ФЗ.

В течение 12 месяцев с момента издания приказа о закреплении ТС за данным водителем следует провести внеплановую СОУТ. Лучше сделать это пораньше, чтобы не опоздать и не получить на штраф.

Если в карте СОУТ указана марка ТС или при идентификации ВОПФ водитель работал на ТС другой модели, или модификацией автомобиля, с другим навесным оборудованием, другого модельного года или года выпуска ТС, другими технико-технологическими характеристиками, то нет оснований для того, чтобы не проводить внеплановую СОУТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда»

Ниже мы разберемся, как проводится специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ, рассмотрим порядок проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, кому и с какой периодичностью следует заниматься спецоценкой.

Официальный документ смотрите здесь: СКАЧАТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 426 ФЗ
Методика проведения спец. оценки условий труда: СКАЧАТЬ МЕТОДИКУ 33н

C 1 января 2014 года согласно Федеральному закону 426 появилась процедура специальной оценки условий труда (СОУТ), которая заменила мероприятие по аттестации рабочих мест. Согласно СОУТ имеется значительное сокращение затрат на различные процедуры. А именно, на многих рабочих местах вообще не требуется проведение различных инструментальных замеров.

Итак, условия труда определяются специальной оценкой условий труда.

КРАТКО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

II Определяем влияние выявленных опасных факторов на работника

Итак, факторы у нас есть, и мы их выявили. Все эти факторы могут привести к ухудшению Вашего здоровья или нет? Ну, например, я сижу в машине и играет негромкая музыка в радиоприемнике. Понятно, что к тугоухости это не приведет. А вот если я хорошо добавлю громкость и буду слушать приемник каждый день по 8 часов в сутки, то понятно, что будет нарушение слуха, т.е. будет ухудшение здоровья.

Поэтому мы должны определить влияние выявленных факторов на работника.

III Обеспечиваем средствами индивидуальной и коллективной защиты в случае, если имеется превышение предельно допустимых уровней концентрации всех выявленных факторов.

Здесь все понятно. В случае превышений уровней опасных факторов, работодатель обязан обеспечить работников СИЗ и средствами коллективной защиты.

IV Ответы на часто задаваемые вопросы СОУТ

Кто проводит СОУТ?

Работы проводит комиссия, которая есть на предприятии с приглашением экспертов специализированной организации, которая имеет разрешение Минтруда и соцразвития.

Как оформляются результаты СОУТ?

По результатам СОУТ будет выдано заключение о том, каковы условия труда на рабочих местах.

Сколько классов условий труда существует?

Существуют 4 класса условий труда:

1 класс «Оптимальный» — вредных факторов на рабочем месте нет. Нет риска профзаболевания.

2 класс «Допустимый» — вредные факторы есть, но они в пределах допустимых значений. Работник пришел домой уставший, но после того, как он отдохнул, поспал, на следующее утро он чувствует себя хорошо и полностью восстановился. Риск профзаболеваний отсутствует.

3 класс «Вредные условия труда»

Вредные условия труда подразделяются еще на четыре подкласса.

4 класс «Опасные условия труда»

Какие льготы согласно ТК РФ получает работник, если его условия труда отнесены к 3 и 4 классам?

Важно отметить, что если работа попадает под 1 и 2 класс, то работнику никаких льгот, гарантий и компенсаций не полагается. А вот по 3 и 4 классам, согласно Трудового Кодекса РФ работнику полагаются следующие льготы:

— Ст. 92 ТК РФ «Сокращение продолжительности рабочего времени». Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.3; 3.4 и 4 классом имеют сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

— Ст. 117 ТК РФ «Ежегодный оплачиваемый отпуск» Работники, работающие во вредных условиях труда с классами 3.2; 3.3; 3.4 и 4 имеют дополнительно оплачиваемый отпуск в колличестве не менее 7 календарных дней. Все, что свыше 7 календарных дней, работник имеет право брать денежную компенсацию.

— Ст. 147 ТК РФ «Оплата труда работников, занятых во вредных и опасных условиях труда» Для таких работников начисляется и уплачивается заработная плата в повышенном размере, не менее 4% от установленного оклада или тарифа.

Все эти условия должны в обязательном порядке содержаться в трудовом договоре.

Когда все эти классы установлены, работодатель обязан ознакомить Вас с результатами специальной оценки условий труда в течении 1 месяца после утверждения отчета. Работник должен расписаться в ознакомлении.

Выводы: Условия труда определяются специальной оценкой условий труда. Они нужны для того, выявить вредные и опасный факторы на рабочих местах, чтобы работодатель мог определить, какие гарантии и компенсации полагаются работнику. И эти условия труда в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре.

ПОДРОБНО О ПРОВЕДЕНИИ СОУТ

Сегодня аттестовать рабочие места (РМ) не нужно. Вместо этого повсеместно организуется специальная оценка условий труда (СОУТ). Замена понадобилась, чтобы:

√ Уменьшить затраты субъектов хозяйствования. Если до введения спецоценки за трудящихся, УТ которых попадали под действие 1 или 2 Списка, работодатели доплачивали в ПФ 6-9%, то сейчас величина доптарифа, рассчитанного для компании по результатам СОУТ, составляет 2–7%. Кроме того, декларирование РМ с допустимыми УТ позволяет избежать повторных СОУТ и соответствующих затрат.

√ Экономически стимулировать собственников предприятий улучшать УТ. Когда вновь проведенная специальная оценка условий труда по закону 426 ФЗ показывает, что негативные проявления контакта трудящихся с ОПФ и ВПФ полностью исключаются применяющейся защитой, то доптариф за них составляет 0% (доплачивать не приходится вообще). Поэтому размышления собственников, что выгоднее: доплачивать какие-то проценты в ПФ за неустраненное действие неблагоприятных факторов или модернизировать производство, должны остаться в прошлом. Схема получается одна: меньше плохого влияния на трудящихся — меньше платишь.

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании задолженности по агентскому договору образец

√ Создать современную схему госконтроля и мониторинга состояния условий труда (УТ) в компаниях любого профиля.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда?

Каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, зависит от того:

√ в какой раз она организуется;
√ что на этих РМ происходило раньше;
√ какие УТ на них сейчас.

1. Компаниям с аттестованными РМ, результаты для которых еще действительны, разрешено впервые организовать СОУТ после окончания прописанного в документах срока. Однако при желании этой даты дожидаться необязательно: организовать спецоценку можно раньше.

2. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предписывает повторять процедуру СОУТ каждые 5 лет.

3. В случае, когда УТ на РМ оказались допустимыми, в ГИТ подается декларация, в которой написано, что УТ соответствуют трудоохранным гостребованиям. В классическом случае она действует 5 лет. Если за этот срок в плане УТ на РМ все осталось по-прежнему, не произошло НС и ПЗ, то декларация продлевается на аналогичный срок.

4. Закон 426 ФЗ предписывает специальную оценку условий труда организовывать внепланово, если:

• зафиксированы НС, ПЗ (СОУТ проводится для «стратившего» РМ);
• начали эксплуатироваться вновь созданные РМ;
• изменился техпроцесс, произведена переоснастка, были другие изменения, меняющие позиционирование и характеристики неблагоприятных факторов.

При наступлении вышеперечисленных событий за 180 суток с момента, когда они были зафиксированы, нужно успеть организовать специальную оценку условий труда (СОУТ). Когда изменившиеся обстоятельства требуют внеплановой СОУТ, результаты предыдущей аннулируются досрочно.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

• задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
• состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
• возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%. Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2. Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

По 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда», такими считаются РМ:

• оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
• предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
• размещенные в типовых пространствах;
• требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

3. Определение ОПФ и ВПФ , причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах. Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация. Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

• свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
• сводной ведомости спецоценки;
• заключений задействованных специалистов;
• рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
• списка проработанных РМ (включая аналогичные);
• трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ.

6. Ознакомление. После того, как итоговый отчет был подписан всеми уполномоченными лицами, работодатель:

• знакомит трудящихся с касающейся их информацией по проведенной спецоценке;
• обнародует сводную информацию о проведенной СОУТ на собственном интернет-ресурсе.

На это ему дается 30 дней.

7. Внесение итогов в реестр. Полученную в ходе СОУТ информацию в спецсистему госучета вносят эксперты привлеченной организации. С момента ввода в действие итогового документа по СОУТ им на это дается 10 дней.

Итак, мы разобрались, как применяются для специальной оценки условий труда закон 426 ФЗ и утвержденная приказом 33н методика проведения специальной оценки условий труда, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, рассмотрели порядок ее проведения и поняли, на каких РМ ее нужно организовывать, а на каких – нет.

Скачать 426 ФЗ и методику проведения СОУТ можно по ссылкам, размещенным вначале статьи.

Подготовлен проект, изменяющий Закон о специальной оценке условий труда

Проектом предполагается внесение изменений в Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В соответствии с проектом:

1. Расширяется перечень обязанностей работодателя и организации, проводящей спецоценку условий труда (далее — СОУТ).

В частности, устанавливается, что работодатель обязан требовать от организации, проводящей СОУТ, предоставления подтверждения о размещении отчета о проведении СОУТ в федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения СОУТ (далее — ФГИС).

В свою очередь, организация, проводящая СОУТ, должна в течение 3 календарных дней с даты заключения с работодателем гражданско-правового договора на проведение СОУТ получить уникальный порядковый номер отчета о проведении СОУТ в ФГИС.

Кроме того, организация, проводящая СОУТ, в течение суток с даты передачи в ФГИС необходимых сведений обязана будет направить работодателю уведомление о такой передаче в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Также на организацию, проводящую СОУТ, возлагаются обязанности по предоставлению в Минтруд России информации:

  • об изменении сведений об организации, содержащихся в реестре организаций, проводящих СОУТ;
  • об изменении срока действия и реквизитов аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением организации;
  • о расширении или сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (центра) с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые были дополнительно включены в область аккредитации или исключены из нее;
  • об изменении состава экспертов организации;
  • о вводе в эксплуатацию и (или) о выводе из эксплуатации средств измерений испытательной лаборатории (центра).

Данные сведения должны будут предоставляться организацией, проводящей СОУТ, в течение 10 календарных дней с даты наступления соответствующего события в форме заявления с приложением копий необходимых документов.

Отдельно отмечено, что при несоответствии организации, проводящей СОУТ, требованиям Закона N 426-ФЗ ее деятельность должна быть приостановлена до устранения всех выявленных нарушений.

2. Предусматривается, что методики и средства измерений, применяемые в ходе проведения СОУТ, должны позволять проводить исследования (испытания) и измерения уровней вредных и (или) опасных производственных факторов во всех диапазонах классов условий труда.

3. Определяется, что отчет о проведении СОУТ должен содержать уникальный порядковый номер отчета в ФГИС.

4. Устанавливается, что результаты СОУТ будут вступать в силу только после получения работодателем от организации, проводящей СОУТ, уведомления о размещении необходимых сведений в ФГИС.

5. Закрепляется, что результаты экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ и несогласия заявителей с результатами экспертизы качества СОУТ являются обязательными для исполнения всеми участниками СОУТ и сторонами разногласий (несогласия).