Обучение залог успеха

Обучение персонала – залог успеха компании

Обучение персонала это непрерывный процесс получения сотрудниками новых знаний, усвоение ими новых навыков и приемов работы. В этой статье мы раскрываем общие сведения про обучение персонала: как его организовать, какие методы, способы и виды обучения персонала использовались раньше и используются сейчас, и почему это важно.

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:

  • Виды и формы обучения персонала
  • Методы обучения персонала
  • Связь меду обучением и мотивацией персонала
  • Система оценки обучения персонала
  • Примеры обучения персонала из нашей практики

Обучать сотрудников — значит развивать у них профессиональные знания, умения и навыки, которые помогут компании в достижении целей.

Зачем тратить время, силы и деньги на обучение персонала, если вузы и так выпускают подготовленных сотрудников?

Знания, полученные человеком даже в узконаправленном учебном заведении, зачастую не позволяют ему качественно выполнять работу в организации в виду отсутствия опыта. Особенно, если компания занимается предоставлением специфических услуг, требующих углубленного изучения темы. Если организация думает о своем благополучии и процветании, она готова вкладывать деньги в обучение и в управление развитием персонала.

Опыт восточных компаний, где предпочитают «вырастить» работника для себя, показывает, что такая стратегия приносит прекрасные плоды. Сотрудник считается тем ценнее, чем дольше он трудится на одном предприятии. Сегодня к пониманию важности постоянного обучения сотрудников приходят и в России.

Повышение уровня знаний, отработка механизма действий в нештатных ситуациях или тренировка работы в команде в конечном итоге приносят только плюсы и работодателю, и сотрудникам. Обучение персонала в кризис позволяет повысить эффективность работы и снизить издержки рабочего процесса. Руководить хорошо подготовленным коллективом проще, работник же повышает свою конкурентоспособность как внутри самой компании, так и в целом на рынке труда.

Виды и формы обучения персонала

Вам нужно, чтобы люди выполняли свои задачи эффективнее, чем раньше? В таком случае, необходимо определиться, какой тип курсов вам необходим. Будет ли это подготовка только что устроившихся на работу сотрудников (а, может, вообще соискателей должности) или переподготовка сотрудника для работы на новом направлении, все зависит от ваших целей.

Итак, основные виды обучения персонала:

  1. Подготовка персонала,
  2. Переподготовка персонала,
  3. Повышение квалификации персонала.

Определяемся с формой обучения сотрудников: краткосрочное или долгосрочное, групповое или индивидуальное.

У краткосрочной формы есть свои плюсы – стоимость и экономия времени. Однако, при этом, не всегда результат может быть впечатляющим.

Долгосрочное обучение сотрудников требует гораздо больше трудозатрат, но чаще приносит больше пользы.

Индивидуальное обучение позволяет сосредоточиться на каждом сотруднике персонально и донести максимум информации, ориентируясь на личные потребности.

Групповое обучение дает возможность практиковать работу в команде.

Методы обучения персонала

На сегодняшний день методов обучения персонала существует великое множество. Их можно поделить на активные и пассивные.

К пассивным методам обучения относятся лекции и семинары. Они не предполагают отклика от ученика, поэтому восприятие информации во многом зависит от желания и мотивации самого сотрудника.

Активный метод обучения персонала при этом предполагает деятельное участие каждого респондента. Деловая игра, мозговой штурм требуют максимум концентрации. Однако строгое деление отсутствует, так как некоторые методы обучения представляют собой переходные варианты, сочетающие самостоятельное восприятие материала с последующим активным применением в группе.

Разные методики предполагают возможность обучения с отрывом или обучение без отрыва от производства, на рабочем месте или вне его. Эти формы не исключают друг друга. Например, процесс может быть организован в отдельном кабинете компании с отрывом от производства. Однако сегодня наиболее популярно дистанционное обучение сотрудников проходящее без отрыва от производства.

Обучение на рабочем месте чаще всего помогает закрепить материал практически. Занятия вне офиса позволяют выйти за рамки мышления и учат действовать в нестандартных ситуациях.

Рассмотрим самые распространенные методы обучения

Лекция — самый оптимальный способ донести большой объем информации в короткий срок и при этом охватить сразу большое количество человек. Однако нужно учесть, что «обратная связь» со слушателями при этом отсутствует, внести какие-то корректировки по ходу занятия в случае, если материал не усваивается, сложно. Для работодателя плюсы лекционного метода обучения сотрудников заключаются еще и в финансовой составляющей.

Большую активность обучающихся предполагает семинар. Диалог позволяет выяснить, закреплен ли теоретический материал. Эффективность обучения сотрудников в данном случае во многом зависит от того, какую обстановку создаст преподаватель, сумеет ли он побудить своих слушателей к размышлениям. Однако семинары ограничивают количество участников, если лекцию могут слушать тысячи человек, то общаться полноценно с такой огромной аудиторией уже вряд ли получится.

Более современным методом обучения считаются видеоуроки. Их очень просто и выгодно применять для обучения персонал в организации. Данный метод чаще всего, не требует поиска преподавателя или специального помещения. Сотрудники могут заниматься в удобное для себя время и в любом удобном для себя месте. Ученые давно доказали, что человеческое зрение и зрительная память в восприятии человеком окружающего мира всегда преобладают. Именно поэтому наглядные пособия и видеоуроки дают весьма хороший эффект. Однако у них есть ряд недостатков. Они не позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающегося, а также лишают возможности обсудить с составителем урока детали.

В последнее время большой популярностью пользуется дистанционное обучение. Оно предполагает использование сети Интернет, через которую обучающийся получает материал для изучения и задания. Уровень усвоения информации затем определяется контрольными и тестами. Заниматься вместе может целая группа, в офисе или дома, в любое удобное время. Однако для такой формы обучения работник должен обладать высоким уровнем самоорганизации.

Для эффективного обучения персонала можно использовать кейс‐обучение. Оно заключается в рассмотрении практических ситуаций (кейсов), при которых группа сотрудников анализирует и обсуждает реальную или возможную ситуацию, связанную с их непосредственной деятельностью. Такой подход позволяет подтолкнуть людей к альтернативному, нестандартному мышлению. Каждый участник здесь имеет право высказать собственное мнение и соотнести его с мнением других. Однако в данном случае необходим очень высококвалифицированный преподаватель, что делает обучение более затратным.

В качестве обучения на рабочем месте часто используется производственный инструктаж. Приходя на новое место работы, или знакомясь с нововведениями, сотрудники получают общую информацию о предстоящей работе.

Полезна для персонала временная ротация – один сотрудник заменяет другого. Так он получает представление о многогранности деятельности компании, в некоторых случаях понимание одного процесса дает толчок для совершенствования собственной деятельности.

Некоторые компании используют метод наставничества, где более опытный сотрудник следит за выполнением работы. Чувство ответственности «старшего» за «младшего» и практические советы делают такое партнерство весьма эффективным.

Практической отработке материала уделяется большое внимание при проведении тренингов. Качественный корпоративный тренинг, разработанный с учетом потребностей организации, способен дать весомые результаты. При этом, не стоит ждать серьезных результатов за одно занятие. Закрепить полученные знания можно только при помощи постоянной практики и повторения.

Деловые игры это метод обучения, при котором сотрудники получают новую информацию «разыгрывая» определенные ситуации. В таких условиях знания усваиваются максимально быстро, отрабатываются навыки, которые потом применяются в реальных условиях. Обычно после непосредственного проведения игры происходит «разбор полетов», помогающий выявить и исправить допущенные ошибки.

Собрать как можно больше разных идей помогает мозговой штурм. Один из главных его принципов — как можно больше вариантов предложить за короткое время. В условиях стресса мозг, как правило, начинает лихорадочно генерировать идеи, пусть не во всех, но многие идеи могут содержать рациональное зерно. Метод помогает раскрепостить даже самых нерешительных сотрудников, научить людей прислушиваться к чужому мнению.

Для адаптации новых сотрудников отлично подходит сторителлинг (от англ. Story Telling — «рассказ историй»). При помощи историй работника знакомят с традициями и атмосферой компании. Одним из самых популярных и эффективных способов обучения менеджеров без отрыва от повседневной работы стала технология обучения действием — «аction learning». Основой этого действа становится группа ключевых сотрудников компании. Участники работают не с упражнениями и смоделированными ситуациями, а с реальными задачами.

Обучение и мотивация персонала

При правильном подходе обучение может мотивировать сотрудников, удерживать их от перехода в другую компанию и привлекать новых работников. При этом предприятие решает проблему недостаточной грамотности персонала. Сегодня все понимают, что каждый сотрудник обладает своей «рыночной стоимостью», которая зависит от его образования, знаний и умений. И желание повысить собственную цену за счет организации может выступить отличной нематериальной мотивацией для сотрудника.

Подробнее про мотивацию персонала вы можете прочесть в статье «Мотивация персонала».

Система оценки обучения персонала

После обучения вполне логичным этапом станет этап оценки эффективности. Эксперты рекомендуют проводить эту процедуру в несколько этапов.

В первую очередь нужно оценить реакцию слушателей сразу после завершения обучающей программы (качество организации обучения, соответствие потребностям фирмы). Вторым этапом станет оценка уровня квалификации персонала до начала обучения и после завершения курса. Затем по прошествии некоторого времени рекомендуется обратить внимание на изменение поведения сотрудника. Начал ли работник применять на практике полученные знания. И, наконец, можно подвести итог и оценить результаты, сложив все полученные показатели и понаблюдав за ситуацией в течение двух-трех месяцев, не меньше.

Положительная оценка обучения только лишь участниками не может служить достаточным основанием для признания ее успешной, ведь нет никакой гарантии, что новые знания будут применимы на практике, даже если преподаватель был очень харизматичным человеком.

Хотелось бы еще раз отметить, что развитие любой организации зависит от квалификации персонала, поэтому не стоит экономить а главном — научите людей учиться!

Примеры обучения персонала

В качестве примеров использования дистанционного обучения персонала на основе нашей платформы мы выбрали 3 больших и разных компании, которые решают различный набор задач с помощью инструментов Teachbase.

Teachbase и Инвитро

За 20 лет на рынке медицинских услуг ИНВИТРО прошла путь от небольшой частной лаборатории до крупной сети. Сегодня компания представлена 700 медицинскими лабораториями в России, Украине, Казахстане и Республике Беларусь. В штате предприятия трудятся более 5 000 специалистов, и для их обучения уже пять лет используется eLearning. Опыт ИНВИТРО в онлайн-обучении интересен, многообразен и представлен почти всеми возможными форматами. Руководитель Высшей медицинской школы Ирина Королева поделилась с нами тонкостями дистанционного обучения в одной из крупнейших в России сети медучреждений.

Далее приведены выдержки из интервью исполнительного директора Высшей медицинской школы Ирины Королевой. Прочитать полное интервью можно по ссылке.

Мы стремимся к тому, что каждый участник нашего многотысячного коллектива разделял ценности нашей компании, действовать в соответствии нашей идеологии. Для нас на первом месте — личность сотрудника, и ИНВИТРО — это компания, которая состоит из многообразия личности, объединенных единой идеей.

У нас в службе отбора работают истинные профессионалы, которые с помощью особых методик и проективных вопросов уже на входе четко отбирают людей, соответствующих ценностному уровню компании. Для нас актуален принцип: нет плохих или хороших сотрудников, есть подходящие или неподходящие нам. И мы стараемся делать правильные выборы, а дальше начинается уже наша с ними работа по всем направлениям: тренинги, игры, конференции, прочие мероприятия — нам важен и профессиональный, и личностный рост человека.

В ценностях компании заложен принцип «Мы ценим и уважаем людей». Каждый человек для нас ценен, будь он клиентом, партнером компании или сотрудником. В работе с персоналом мы стараемся нащупать сильные стороны каждого, помочь раскрыть его потенциал. Получается взаимовыгодное сотрудничество: работнику — профессиональное развитие, ИНВИТРО — результат. И мы видим, что такой подход позволяет повысить вовлеченность персонала, его эффективность, и добросовестное отношение к работе.

На сегодняшний день у нас более 700 медицинских офисов, в разных уголках нашей страны, а также Украины, Беларуси и Казахстане. Темпы роста очень высоки, и конечно для сохранения и улучшения высокого уровня сервиса и качества оказания услуг, нам необходима система обучения персонала и эффективные инструменты, позволяющие обучать в едином стандарте сотрудников территориально разрозненных медицинских офисов.

Мы предъявляем высокие требования в первую очередь к себе, и поэтому каждый новый медицинский работник проходит обязательное обучение стандартам работы в компании, и в короткий срок сотрудники вынуждены усваивать большой объем знаний. Для этого в каждом из крупном регионе, где есть технологические комплексы ИНВИТРО, работают специалисты по обучению.

Читайте так же:  Полномочия мку служба заказчика

Для труднодоступных регионов мы используем активно онлайн-обучение, и в этом Teachbase — наш верный помощник, мы работаем уже с 2010 года. И в первую очередь eLearning для нас актуален для оценки персонала.

Еще [мы используем] два направления: вебинары и готовые онлайн-курсы.

Вебинары подключаем, когда нужно донести общую информацию до большого количества людей. Например, когда появилась новая программа лояльности, начинается акция или вышел новый тест и т.д. Кто может, смотрит онлайн, остальные пользуются записями вебинаров.

Онлайн-курсы мы тоже используем, хотя эта опция у нас освоена не до конца, и нам предстоит еще это доработать — процесс создания курсов трудоемкий. Сейчас мы встраиваем в курсы видеоматериалы — презентации, записанные вебинары — и назначаем курс конкретным сотрудникам, после чего тестируем их и проверяем насколько знания усвоены.

Teachbase и Сибирское здоровье

«Сибирское здоровье» реализует товары методом сетевого маркетинга, и обучение персонала для компании — насущная ежедневная необходимость. Уже более года компания работает на платформе Teachbase, на тарифе «Продвинутый». Руководитель отдела дистанционного управления «Сибирского здоровья» Лариса Соболева рассказала об успехах и сложностях в eLearning и дала дельные советы о его эффективном внедрении.

Далее приводятся выдержки из интервью Ларисы Соболевой. Полную версию интервью можно прочитать по ссылке.

Я представляю не сетевую часть бизнеса, а корпоративную: отвечаю за обучение и поддержание высокого уровня сервиса в наших центрах обслуживания. И уже более года мы обучаем наших штатных менеджеров удаленно. В конечном итоге цель такого обучения — повысить качество нашего сервиса.

Сейчас штатных сотрудников — менеджеров центров обслуживания, 3 логистических центров и самого производства — около 1 000 человек. Представителей, которые занимаются прямыми продажами, по всему миру насчитывается уже сотни тысяч человек.

Администрируют двое: я и моя помощница. Учащихся зарегистрировано около 400 человек, при этом активных пользователей — около 250 человек: те, что каждый месяц исправно пользуются электронными курсами и тестами.

Начали мы с крайне необходимого для нас адаптационного курса для новичков. Центры обслуживания «Сибирского здоровья» разбросаны по миру: от Калининграда до Владивостока плюс заграничные центры. Содержать специального тренера, который ездит и учит — накладно и неэффективно, учитывая наш объект обучения — технические нюансы. Имеющаяся система наставничества тоже не всегда работает, т.е. не всегда возможно отправить наставника по запросу в нужное место.

Электронный вводный курс стал удобной и экономичной альтернативой. С его помощью сотрудник быстро и в простой форме получает знания о специфике новой для него компании, у него формируются правильные ожидания от нашего сотрудничества и т.д. Дистанционный курс дает ответы на многие вопросы, и при этом не подвергает новичка стрессам и большой нагрузке.

[В результате] люди начали быстрее адаптироваться, интенсивнее проникаться духом компании, разделять корпоративные ценности. Мы каждый год замеряем вовлеченность наших сотрудников, и с начала электронного обучения этот показатель значительно вырос, что доказано результатами внутрикорпоративных исследований, замеров и т.д.

Продолжительность присутствия людей в компании стала удлиняться, значительно снизились затраты на наставников и даже в итоге увеличилось количество положительных отзывов от клиентов — обратную связь мы тоже очень тщательно отслеживаем. То есть, изначальная цель — повысить уровень сервиса у нас совершенно точно достигнута.

Teachbase и Маскотте

Обувной бренд Mascotte — один из самых таинственных на российском рынке: о нем мало открытой бизнес-информации. Компания успешно работает уже второй десяток лет, и большая сеть ее собственных и франчайзинговых салонов требует интенсивного обучения сотрудников, которые занимаются продажами.

Мы узнали у бизнес-тренера Mascotte Ирины Праксиной, как компания использует eLearning в своем корпоративном обучении, и в чем она видит плюсы и минусы такого формата работы.

Далее приведены выдержки из интервью бизнес-тренера Mascotte Ирины Праксиной. Прочитать полное интервью можно по ссылке.

Качество обслуживания для нас стоит на одном из первых мест. Конкуренция жесткая, и сейчас, в кризисное время, это особенно актуально. Я уверенно могу сказать, что продавцы Mascotte отличаются доброжелательностью и тактичностью. В нашем магазине к вам всегда подойдут поздороваться, расскажут о товаре, презентуют новинки коллекции и т.д. В компании уделяется огромное внимание обучению персонала.

У нас не так много тренинг-менеджеров, которые занимаются прямым обучением. И возникла потребность в глобальном обучении, в котором можно задействовать всех абсолютно сотрудников. Изначально мы создавали обучающий продукт для собственной региональной розницы, но поскольку есть возможность подключить к этому франчайзинг, мы ею воспользовались.

Академия ювелирного дела

В 2014 г. компания Залог Успеха создала собственную Академия ювелирного дела. Академией разработаны программы по обучению геммологов, экспертов-оценщиков, розничных продавцов. Помимо обучения сотрудников фронт-офиса, профессиональные педагоги готовы предложить всем желающим дополнительное образование в ломбардной и ювелирной сферах. Всю подробную информацию о программах и условиях обучения вы можете посмотреть на сайте академии zu-academy.ru

Для того, чтобы вы смогли найти наиболее выгодное предложение (на рынке), мы разработали систему сравнения цен на ювелирные украшения.

Система анализирует характеристики ювелирных украшений включая вес, металл, пробу, вставки, находит похожие украшения в популярных ювелирных магазинах города и определяет актуальную цену на данные украшения.

Залог Успеха предоставляет Вам уникальную возможность приобретать качественные, популярные ювелирные украшения по значительно более выгодным ценам по сравнению с обычными ювелирными магазинами.

Мы не скрываем, что ранее у этих украшений были другие владельцы, поэтому цена в Залог Успеха может быть на 60% ниже нового аналога.

Мы гарантируем подлинность каждого ювелирного украшения, так как прежде чем попасть на витрину каждое изделие оценивается профессиональными геммологами Залог Успеха в ювелирной лаборатории.

Также изделие проходит полную предпродажную подготовку: мойку, чистку, обработку, приобретая вид абсолютно нового изделия.

Обучение залог успеха

Если Вы зашли на эту страничку, то, скорее всего, Вас интересуют вопросы по обучению: как правильно работать, с чего начинать, что делать и в каком объеме, что нельзя делать ни в коем случае? Если это так, то Вы обратились по правильному адресу.

Итак, Вы должны четко понимать, что бизнес с «Орифлэйм» – это, прежде всего, именно ВАШ бизнес. И то, каким он будет – успешным или нет, большим или маленьким, развивающимся или умирающим – ЗАВИСИТ от ВАС. Но не буду сильно расстраивать. Не все 100% успеха – это только Ваши усилия. Важно, как говорил Ленин, учиться, учиться и еще раз учиться! Нет предела совершенству. Главное – не быть вечным студентом. Иначе Ваш бизнес закончится, не успев начаться.

Важным условием Вашего обучения и развития бизнеса является регулярное поддержание связи с Вашим информационным спонсором. Это можно сделать через раздел «Обратная связь». Обращаться можно и нужно с любыми вопросами, ответы на которые Вы не смогли найти на этом сайте. Спрашивайте, советуйтесь, интересуйтесь, задавайте глупые и умные вопросы. Задача спонсора в том и состоит, чтобы научить Вас правильно развивать Ваш бизнес. Это залог Вашего успеха.

Вот еще некоторые «важности» для достижения успеха.

1. Работайте и учитесь одновременно. Работать без обучения сложно. Это равносильно самоубийству. Представьте, что Вы решили сесть за руль автомобиля. Без прав. Без обучения. Вопрос: как далеко Вы уедете?

К сожалению, многие люди, приходя в сетевой маркетинг, считают, что здесь ничему учиться не надо, они и так все знают. В результате «всезнайки» быстро покидают этот высокодоходный бизнес, так и не разобравшись в нем до конца, так и не заработав здесь хотя бы мало-мальски приличных денег. А потом начинают рассказывать всем и каждому, что здесь заработать нельзя. Чушь! Мы с Вами умные люди и прекрасно понимаем, что любой профессии надо учиться. А сетевой маркетинг предоставляет уникальную возможность учиться и работать одновременно.

2. Поймите, что один в поле не воин. Если мы с Вами ведем речь о серьезном бизнесе, например, Ремонт квартир в Томске, и не менее серьезном доходе, то Ваша прямая обязанность – создание своей собственной команды. Команда из одного человека – это не команда. Надо искать и подключать к Вашему бизнесу партнеров. О том, как это сделать, читайте здесь.

3. Напишите список знакомых. Это Ваша база данных. Она поможет Вам в работе. В этот список стоит внести всех, с кем Вы когда-либо встречались и общались. Главная ошибка новичков – это список из 10 имен тех, с кем Вы постоянно видитесь и разговариваете. Список должен состоять из 100 имен. Не стоит заранее решать, кто Вам подходит, а кто – нет. Запишите всех.

Кстати, лучше начинать работу с общения с теми, кто точно — никогда — ни за что Вам не подойдет, не посмотрит каталог, не будет работать с Вами в бизнесе и т.д. Именно эти люди помогут пройти очень нужную школу – школу работы с возражениями.

4. Развивайте самодисциплину. Самодисциплина – единственное, что поможет Вам работать регулярно. Ведь успех – это регулярно повторяемые правильные действия. Неудача – это регулярно повторяемые ошибки. Никто, кроме Вас самих, Вас заставлять не будет. В конце концов, Ваш бизнес нужен именно Вам, так? И развивать его будете именно Вы!

5. Учитесь правильно расставлять приоритеты. Никто и никогда не успевает сделать абсолютно все. Поэтому приучите себя с вечера составлять план на завтрашний день. Запишите его на бумаге. Подумайте, какие действия приведут Вас к успеху в Вашем бизнесе, что можно отложить или перепоручить. Выбирайте, что для Вас лучше – пойти стирать или заработать на стиральную машину?

6. Инвестируйте. Инвестиции – это очень важная статья Ваших расходов. Вкладывайте деньги в то, что принесет Вам еще больший доход: в обучение, в Ваш бизнес.

Итак, в этом разделе я постаралась обобщить весь опыт успешных предпринимателей “Орифлэйм”. Вас наверняка заинтересуют следующие статьи по обучению:

Обучение — залог успеха

Успешная работа ИТ-службы предполагает, что мы в достаточной мере уделяем внимание не только процессам и технологиям, но и людям, которым необходимо научиться исполнять свои роли и использовать внедряемые решения.

Успешная работа ИТ-службы предполагает, что мы в достаточной мере уделяем внимание не только процессам и технологиям, но и людям, которым необходимо научиться исполнять свои роли и использовать внедряемые решения

Оценивая важнейшие задачи обучения в сфере управления сервисами ИТ, целесообразно рассмотреть следующие:

  • обучение как необходимая составляющая успеха проекта по внедрению процессов управления ИТ-услугами;
  • проблемы и задачи обучения современного ИТ-профессионала подходам ITSM в России;
  • обучение подходам ITSM — базовое условие совершенствования качества предоставляемых ИТ-услуг в современной организации.

Российские организации имеют свою специфику. Многие бизнес-процессы в отечественных компаниях находятся на достаточно низком уровне зрелости. Ситуация усугубляется отсутствием продуманной системы мотивации персонала и противоречивостью решаемых задач. В этих условиях можно использовать все доступные способы активизации будущих исполнителей процессов. Одно из наиболее эффективных средств — обучение. Задачи и состав учебных мероприятий меняются с переходом к новому этапу проекта (см. таблицу).

Результативность обучения

Подходы ITSM обеспечивают преимущества для всех заинтересованных сторон, включая руководство, специалистов ИТ, пользователей. Каждый получает возможность улучшить свою работу, сделать ее более комфортной и продуктивной. Достаточно понять основные принципы и механизмы ITSM. Именно поэтому обучение является эффективным средством активизации участников проекта и способствует его успешному выполнению, так как борьбу с неизбежным хаосом начинают вести все участники внедряемых процессов ITSM. Более того, формируется основа для дальнейшего устойчивого развития.

На каждом этапе реализации проекта понимание подходов ITSM дает свои результаты. В момент инициации проекта мы получаем корректную постановку задачи. На этапе обследования так легче выявить особенности работы организации, важные для внедряемого процесса. Логическое проектирование проходит в обстановке однозначного восприятия участниками проекта элементов выстраиваемого процесса, а обсуждение его особенностей будет более аргументированным.

Решение по автоматизации может быть принято с полным осознанием решаемых задач, текущих требований и возможных перспектив развития. На этапе физического (технического) проектирования понимание участниками проекта подходов ITSM позволит определить наиболее критичные и трудоемкие операции, а также отделить внедряемый процесс от другой деятельности.

Читайте так же:  Управленческая отчетность опу

Знание способов достижения «быстрых побед» на этапе опытно-промышленной эксплуатации позволит в максимально сжатые сроки обеспечить отдачу от реализации проекта. Активно использовать накапливаемую информацию по внедряемому процессу и проводить обоснованные корректирующие воздействия проще, обладая знанием основных принципов ITSM. Промышленная эксплуатация и сопровождение будут проходить результативнее, если использовать способы закрепления и развития успеха проекта.

Превращаем исполнителей в союзников

В результате внедрения ITSM руководители получат новые механизмы управления ресурсами, способствующие повышению продуктивности работы контролируемого подразделения. Пользователи обретут желанную стабильность и более удобный формат общения с ИТ-службой. ИТ-специалисты смогут наконец-то избавиться от противоречивости задач и сфокусироваться на деятельности, соответствующей их уровню профессионализма.

Достижение перечисленных преимуществ во многом зависит от умения пользоваться подходами ITSM как инструментом управления и организации деятельности. Обучение делает подходы ITSM более доступными и простыми в использовании. Формирование единообразной терминологии и единого понятийного пространства играет ключевую роль и легко осуществляется в ходе обучения.

Достаточно типичной является ситуация, когда сотрудник организации получает задачи и от функционального руководителя, и от менеджеров проектов, в которых участвует данный служащий, и от менеджеров внедряемых процессов. Приоритетность тех или иных задач часто определяется достаточно хаотично. Жесткие методы управления нередко приводят к открытым конфликтам или скрытым обидам, что рано или поздно отрицательно скажется на результатах работы. Обучение позволяет найти способы решения перечисленных затруднений и обеспечить более высокий уровень организации деятельности персонала.

Известно, что даже технически безупречно выполненный проект не всегда завершается активной эксплуатацией построенного решения и разработанных процедур, а интересный проект подчас не имеет продолжения. Не секрет также, что успех проекта во многом зависит от понимания его участниками целей проводимых изменений и получаемых преимуществ, при этом заинтересованность персонала возрастает вместе с осознанием перспективности применяемых подходов. Обучение способствует содействию и помощи со стороны сотрудников организации, что может оказаться не просто полезным, но даже решающим для успешной реализации проекта и последующего его развития.

Типовой тренинг, наиболее продуктивный для исполнителей внедряемого процесса управления ИТ-услугами, предполагает два основных раздела: теоретический и практический.

Теоретический блок, как правило, включает общую информацию о подходах ITSM, основных процессах управления ИТ-услугами и их группах. Очень подробно рассматривается внедряемый процесс, особое внимание уделяется тем деталям, которые были определены в результате логического проектирования. Важно отметить, что помимо идеальной модели взаимодействия процессов, демонстрируются особенности функционирования внедряемого процесса в условиях взаимодействия с другими процессами, которые не формализованы. Завершается теоретический блок обоснованием перспектив и условий дальнейшего развития. Блок практических занятий построен в форме ролевой игры и позволяет участникам отработать варианты своих возможных действий по внедряемому процессу в выбранной и настроенной системе автоматизации.

Теоретические занятия обогащают углубленным пониманием идеологических и политических вопросов, а практика дает возможность каждому участнику закрепить знания, необходимые для осуществления текущих этапов внедряемого процесса.

А если обучением пренебречь?

В последнее время борьба за право реализовывать проект обычно ведется в условиях жесткой конкуренции в рамках тендеров. При этом руководители служб ИТ заказчика зациклены на решении своих вопросов, а некоторые потенциальные исполнители подчас склонны выдавать не подкрепленные возможностями предложения. В подобных ситуациях общее понимание преимуществ подходов ITSM может способствовать обоснованию целесообразности и инициации соответствующего проекта, однако для успешной реализации таких знаний явно недостаточно.

В ходе реализации проекта начинают обнаруживаться типичные затруднения, такие как дефицит квалифицированных специалистов, расхождение ожиданий заказчика и исполнителя, трансформация целей и задач по ходу проекта, подмена фокуса (основной идеи) проекта, отсутствие поддержки со стороны заказчика, слабый уровень взаимодействия заказчика и исполнителя, расхождение личных устремлений и целей проекта.

Отсутствие необходимых знаний может усиливать непонимание и раскол не только между заказчиком и исполнителем, но и среди отдельных групп заинтересованных сотрудников заказчика. Комплекс негативных причин и обстоятельств ведет к неудачному завершению проекта со всеми вытекающими последствиями.

Рассмотрим три группы наиболее распространенных затруднений и способы их преодоления с минимальными потерями, акцентировав внимание на роли обучения.

Первая ситуация. Расхождение ожиданий. У консультанта и заказчика могут отличаться представления о целях и задачах проекта по внедрению процессов управления ИТ-услугами. Причины чаще всего связаны с дефицитом времени на «погружение» в предметную область ITSM. Возможные решения: целенаправленное обучение, участие в семинарах и форумах ITSM.

Вторая ситуация. Трансформация целей и задач по ходу проекта. По мере реализации проекта растет понимание подходов ITSM, что ведет к «уточнению» требований. Проблема обусловлена недостаточным уровнем знаний предметной области к моменту старта проекта. Возможные решения: выбор компетентного исполнителя, который способен предвидеть «сюрпризы» и учитывать особенности заказчика, целенаправленное обучение, участие в семинарах и форумах ITSM.

Третья ситуация. Подмена фокуса (основной идеи) проекта. Наиболее осязаемым для заказчика результатом проекта по внедрению процессов управления ИТ-услугами может стать система автоматизации. В числе причин можно назвать дефицит времени на «погружение» в предметную область ITSM. Возможные решения: осознание первичности процессов, фиксация четких границ внедряемых процессов, уяснение специфики систем автоматизации процессов управления ИТ-услугами.

Таким образом, благодаря учебным мероприятиям, повышающим уровень компетентности и осведомленности участников проекта, можно существенно снизить риск возникновения всех перечисленных затруднений.

Обучение профессионала в России

К основным проблемам, затрудняющим качественное обучение подходам ITSM, относятся недостаток компетентных учебных центров в России и сложность формирования приемлемой терминологии. Противоречивость терминологии, предлагаемой различными учебными центрами, может создать серьезные препятствия в освоении подходов управления ИТ-услугами. Вместе с тем интерес к идеологии ITSM неуклонно растет. За последние годы в России выполнен ряд крупных проектов по внедрению процессов управления ИТ-услугами. Тема ITSM стала чрезвычайно популярной, что подтверждают многочисленные публикации в прессе и конференции, посвященные данной тематике.

Однако адаптация библиотеки ITIL в отечественных условиях встречается с рядом препон, в числе которых низкий уровень зрелости организаций, специфика управления и ведения учета. Преодоление многих сложностей будет возможно, если современный российский профессионал научится представлять целостную картину нормального функционирования службы ИТ в организации, а также усвоит способы и последовательность этапов ее дальнейшего развития. В настоящее время в России предлагаются следующие формы обучения по ITSM:

  • базовые курсы (общая информация о подходах ITSM и основных процессах управления ИТ-услугами);
  • специализированные курсы по отдельным процессам управления ИТ-услугами;
  • углубленные курсы менеджеров ITSM.

Логическим продолжением обучения может стать тестирование и получение международного сертификата. Назовем три уровня сертификации:

  • базовый уровень — Foundation Certificate In IT Service Management;
  • сертификат специалиста по процессу — Practitioner Certificate In IT Service Management;
  • сертификат менеджера — Manager?s Certificate In IT Service Management.

Тестирование осуществляется аккредитованными организациями в соответствии с сертификационными программами, разработанными двумя структурами — ISEB (Information Systems Examinations Board) и EXIN (Examination Institute). Сегодня в мире насчитывается порядка 10000 обладателей сертификата менеджера и более 120000 — сертификата базового уровня.

ITSM и борьба за качество

Задача совершенствования предоставляемых сервисов ИТ может быть рассмотрена как часть более глобальной инициативы управления качеством в организации. В наши дни действует стандарт ISO 10015:1999 — «QUALITY MANAGEMENT. GUIDELINES FOR TRAINING», где подчеркивается важность обучения: «Персонал на всех уровнях следует обучить исполнению обязательств организации по поставке продукции требуемого качества в условиях быстро меняющегося рынка, где требования и ожидания потребителя неуклонно возрастают». Реализация процессов ITSM имеет несколько уровней. Чем ниже уровень, тем сложнее показать вклад персонала в качество итоговой продукции. Благодаря обучению и информации возможно достичь необходимого уровня осведомленности персонала и понимания им своей роли и участия в общем деле. Для выбора и проведения обучения, направленного на сокращение расхождений существующей и должной компетентностью, руководству следует придерживаться модели, показанной на рисунке. Особое внимание следует обратить на текущий контроль и оценку результатов обучения, о чем во многих организациях забывают.

Сергей Алдонин — консультант компании «Ай-Теко», [email protected]

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Здоровье школьников – залог успешного обучения

У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда – есть все.

Арабская пословица.

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и в воспитании уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов–медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью и леностью?

Деятельность педагогов и медицинского персонала в направлении укрепления здоровья учащихся следует считать оздоровительно-образовательной работой, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья. Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Основной целью нашего учебного заведения, стремящегося работать в русле педагогики здоровья, стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

Мы решили взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии, – охраны и укрепления здоровья детей, и ответить на вопрос: является ли образовательная среда школы здоровьесберегающей?

В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Образовательная среда школы рассматривается педагогами как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». [ В. А. Ясвин]

Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно?

Поставив перед собой эти вопросы, для себя мы определили основные направления в этой работе:

– сохранение и укрепление физического здоровья детей;

– сохранение психического здоровья;

– создание благоприятной социально-психологической адаптации.

Помимо уроков физкультуры для укрепления физического здоровья детей, в нашей школе проводятся уроки здоровья. На этих занятиях формируется мотивация здорового образа жизни. Мы знакомим учеников с упражнениями, позволяющими снять усталость, развивающие мелкую моторику мышц, укрепляющие здоровье. Дети узнают об истории Олимпийского и спортивного движения. Занятия проводятся в игровой форме, часто на свежем воздухе.

Наши учителя работают по учебникам в рамках эксперимента «Организация образовательного процесса на базе учебного комплекса «Школа – 2000…» В основу его положены личностно-ориентированные принципы:
– ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
– учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
– учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
– ребенок учится только через действие;
– ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
– ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
– ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
– ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
– ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.

Исходя из этих принципов, мы, организуя процесс обучения, проводим личностно ориентированные уроки. Каждый ученик должен научиться составлять план действий, осуществлять его, уметь перебирать различные варианты решений, уметь строго подчиняться заданным правилам, уметь организовывать поиск необходимой информации. Поэтому, начальный этап любого урока – это составление плана. Причем учащимся, по ходу работы, предоставляется возможность внести изменения в планирование.

Читайте так же:  Взаимозачет по налогам при продаже и покупке квартиры

Следующий этап урока – актуализация знаний детей, необходимых для изучения нового материала, выработка навыка истолкования своего опыта. После этого ставится проблемный вопрос или создается проблемная ситуация (это может быть игровая ситуация, помощь героям любимых произведений, иллюстрации на различные темы, загадка, ребус песни и др.). Есть два варианта «открытия» детьми нового знания:
– объяснение учителем в процессе беседы с учениками с опорой на предыдущие знания, решение учащимися практических и теоретических задач;
– короткое объяснение учителя (введение в проблему), самостоятельная работа с учебником, решение практических и теоретических задач.

Итак, учитель опирается на субъективный опыт учеников, обобщает его, подводит итог, научно «окультуривает».

Следующий, очень важный этап урока, научить ребенка применять полученные знания, те или иные правила, законы. Учащиеся выполняют тренировочные задания, их число должно быть больше, чем можно решить на уроке (задания предлагаются на выбор). Здесь для каждого ребенка создается «ситуация успеха – я могу, у меня получается, я выберу задания сложней».

На таких уроках учителя применяют различные формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальные, парные, групповые, индивидуальные. Самый сложный способ работы – групповой. Но это и самый лучший способ развития речи, способностей детей; он учит детей общению, формирует у них активную позицию, самостоятельность в принятии решений. Такая форма работы является наиболее удачной для уроков закрепления знаний. Мы ее используем с 1 класса, но делаем это постепенно и последовательно. Хочется отметить благотворное влияние групповой формы работы на детей: сильные стали добрее, внимательнее к товарищам, готовы приходить на помощь, объяснить непонятное. Слабые дети перестали бояться ошибаться, у них появилось желание ответить на вопрос, самим что-либо спросить, помочь товарищу.
Личностно ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией.

На каждом уроке учителя проводят по две-три физкультурных паузы, хотя бы одну из них – под музыку. Для их проведения можно использовать различные подручные средства, которые позволят сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести любой предмет, лежащий на парте: ластик, книгу, карандаш и т. д.

Обязательными на уроке являются упражнения для глаз, мелкой моторики рук. Их часто проводим под рифмовки.

Также проводим динамические паузы между уроками и занятиями на различных отделениях школы дополнительного образования. Динамические паузы стараюсь проводить на спортивной площадке, в гимнастическом зале. Дети двигаются, играют, общаются. Школьники по очереди готовят интересные игры для одноклассников. Эта работа помогает им ориентироваться в обилии литературы, содержащей описание игр для детей. Ученики учатся работать с коллективом, доходчиво объяснять свои мысли и желания. А участники игр, кроме двигательной активности, активизируют и мышление, память, эмоции. Динамические паузы можно делать сюжетными, давать им название. Это формирует у детей интерес к их выполнению, к окружающей жизни.

В нашем учреждении все учителя работают в тесном контакте с медико-профилактическим центром, созданным на базе нашей школы. Врачи отслеживают медицинские показатели здоровья детей класса, дают рекомендации по профилактике и предотвращению некоторых заболеваний. Дети посещают массажный кабинет, кабинет релаксации, физиотерапевтический кабинет, пьют кислородные коктейли. Школьный врач регулярно посещает учеников классов, следит за динамикой показателей здоровья. Учителя стараются следовать всем рекомендациям врачей. В начальных классах, практически, стопроцентная посещаемость.

После окончания уроков дети посещают школьную столовую, где для них уже готов комплексный обед. После этого они на свежем воздухе совершают прогулку по «дорожкам здоровья», наблюдают за изменениями в жизни природы.

Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребёнка. Зачастую учащиеся начальной школы бывают загружены учебными предметами, домашними заданиями, занятиями в различных кружках и секциях. Родители, да и учителя, стараются максимально научить ребёнка всему. Но наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять. Любой предмет из школьной программы, рассказанный доступным детям языком, в игровой форме, с элементами театрализации, применением красочной наглядности, может оказаться простым и интересным. Готовясь к каждому рабочему дню, учителя должны обязательно подбирать и готовить интересные задания, развивающие детей.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного, социального и интеллектуального развития детей. Этот принцип создает условия для проявления самостоятельности, инициативности, творческих возможностей детей в различных видах его деятельности, а не только для накопления знаний и формирования навыков решения предметных задач.

Принцип вариативности содержания образования дает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения с учетом возрастных возможностей детей. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребёнка, и что особенно важно – учет особенностей различных контингентов детей: детей с проблемами в развитии, детей-инвалидов. Хочется подчеркнуть, что без формирования у детей навыков полноценной учебно-познавательной работы, без сохранения особой познавательной мотивации, без становления самосознания и самооценки ребёнка как субъекта новой для него деятельности «учения – обучения» нельзя создавать начальную школу как реальную здоровьесберегающую среду в целом.

Дети – это чудо природы. Работа с ними для – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий.

А как избежать перегрузки детей на уроке? Как предотвратить их утомляемость? Мы применяем задания различной степени сложности, меняем виды деятельности, подбираем задания развивающего характера, отдыхаем вместе с детьми, стараемся разрядить обстановку шутками и весёлыми фразами. Поэтому мотивация к обучению у детей не угасает, а остаётся высокой. Показателем этого является итоговая аттестация учащихся.

Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей. С новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

Каждое утро в нашей школе мы начинаем с музыкально-ритмической разминки. Под мелодии любимых детских песен дети выполняют движения, подпевают любимым героям из мультфильмов, кинофильмов, учителя тоже поют вместе с ними.

Ни для кого не секрет, что иногда школьные результаты учащихся способствуют формированию школьных стрессов, которые, накапливаясь, губительно действуют на детский организм. Окружающий мир, которому ребенок радовался, перестаёт быть для него радостным и занимательным, маленький человек закрывается и отгораживается ото всех, оставаясь наедине со своими проблемами. Музыкально-ритмические переменки дают возможность «выпустить пар», проявить свою самостоятельность, быть руководителем в проведении некоторых упражнений. Дети чувствуют себя увереннее. Они общаются друг с другом, учатся помогать и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.

Работа со школьным психологом позволяет целенаправленно вести наблюдение за психическим здоровьем детей, гибко реагировать на различные его изменения. Индивидуальные занятия, тренинги, групповые упражнения проводятся в классе по мере необходимости. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, присутствующие в начале первого класса у некоторых детей, постепенно уходят. Ведь рядом понимающие взрослые, доброжелательные одноклассники.

С первого класса создаются группы, формирующиеся на основе взаимной симпатии. Мы их называем «звёздочками». Их у нас четыре. Каждая из «звёздочек» выполняет определённое поручение целую неделю:

– дежурные по классу (следят за санитарным состоянием классной комнаты, проветривают её);

– ответственные за проведение физкультурных разминок (проводят ритмические переменки, музыкальные паузы, упражнения на развитие различных частей тела);

– санитары (контролируют наличие у детей предметов личной гигиены, следят за внешним видом);

– цветоводы (ухаживают за комнатными растениями, находящимися в классе).

Каждую пятницу учителя подводят итоги работы за прошедшую неделю, анализируют ее недостатки, намечают дальнейший план работы. Актив класса оказывает помощь в учебной деятельности, в устранении проблем во взаимоотношениях в классе ученикам, которым она нужна. Конечно, это все делается под чутким руководством учителя.

Кроме стандартных оценок, в классах за прилежно выполненное письменное задание в тетради, наши учителя поощряют своих учеников. Например, в обложку вкладывают значок, на котором изображён скрипичный ключ. Дети знают – он означает, что душа учителя поёт от радости за его успехи. Порой, этот значок имеет большее значение для ребёнка, чем оценка.

Наличие или отсутствие мотивации в деятельности детей и взрослых – главный фактор, который определит, будет или нет учиться ребёнок, и будет ли он действительно здоров.

В классах есть «дерево настроения», на которое дети ежедневно, в конце учебного дня вывешивают разноцветные яблоки. Красный цвет яблочка обозначает, что у ребенка настроение прекрасное, жёлтый – оставляет желать лучшего, зелёный – печальное, грустное. Яблоки дети вешают около своих фотографий. Учителю сразу видно, с кем нужно пошептаться, кому уделить времени больше, а кто может сам своим оптимизмом зарядить товарища. По мере необходимости учителя обращаются к помощи школьного психолога. В конце недели учителям интересно посмотреть и проанализировать, для кого из детей неделя была окрашена только красным цветом. У кого были некоторые трудности, а кто очень трудно шёл всю неделю. Но в нашей школе, у учеников такого не было. «Дерево настроения» работает в классе социально-психологической картой моментальной обработки. Дети выполняют совместную работу по «сбору урожая» прошедшего дня, помогают товарищам в трудной ситуации.

Для осуществления благоприятной социально-психологической адаптации наряду с базовой школой осуществляется обязательное дополнительное образование.

Учителя нашей школы работают без домашних заданий. Поэтому у детей есть возможность заниматься в различных кружках и секциях дополнительного образования. В основном дети посещают занятия в нашем учебном заведении. И, пока родители на работе, ребёнок может отдохнуть, позавтракать, пообедать, заняться любимым делом, погулять на улице, совершить пешую прогулку по «дорожке здоровья» у школы, узнать много нового и интересного. Школа при таком подходе становится особым социо-культурным пространством, «общим местом » жизнедеятельности для детей и взрослых, в котором образовательная среда оказывается более комфортной и безопасной, чем за её границами. В такой обстановке вопросы объёма содержания и структуры образования рассматриваются с точки зрения возможностей как базового, так и дополнительного образования, что позволяет не только разумно перераспределить учебную нагрузку и подлежащий усвоению материал, но и широко использовать творческие и личностно-ориентированные методы обучения школьников.

Широкие возможности дополнительного образования, как органической составляющей образования базового, позволяют создать условия для индивидуализации образования, сохранения вариативного компонента. Это, в свою очередь, поможет поддерживать более тесные контакты с родителями, создать действительную альтернативу «анархизму улицы», разрушающему личность и здоровье детей, организовать досуг детей как культурно организованную совместную жизнь детей и взрослых.

Совместные праздники, конкурсы, экскурсии, посещение театров – без этого немыслима школьная жизнь! Вовлечение родителей в жизнь класса – важный фактор нормального психологического климата. Учителями нашей школы была разработана примерная тематика родительского лектория для начальной школы, организован всеобуч для родителей для их повышения уровня педагогической и психологической культуры.

Здоровьесберегающая деятельность формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни; формирует нравственные чувства, нравственные качества и поступки, нравственное сознание; формирует духовную сущность человека; направлена на создание благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растёт и развивается ребёнок.

Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!» Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.

Используемая литература:

Янсон Ю.А. «Оздоровительные модели физического воспитания школьников» – Валеология 1997, № 2
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005
Голиков Н. «Школа здоровья» – Тюмень: Вектор Бук, 2000 г.