Общественный экологическая экспертиза

Глава IV. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, общественная экологическая экспертиза (ст.ст. 19 — 25)

Глава IV. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, общественная экологическая экспертиза

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Межрегиональ ная общественная организация содействия охране окружающей среды

«Независимый институт общественной экологической экспертизы и аудита»

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 20 Федерального закона «Об экологической экспертизе» N 174-ФЗ).

Нам важно, чтобы мир оставался чистым!

Межрегиональная общественная организация содействия охране окружающей среды «Независимый институт общественной экологической экспертизы и аудита» (МОО «НИОЭКА») была создана 7 октября 2013 года на Учредительной конференции, состоявшейся в г. Москве.

9 декабря 2013 г. Устав МОО «НИОЭКА» был зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ, свидетельство государственной регистрации № 1137799021909.

Специалисты и эксперты МОО «НИОЭКА» — обладают научными и практическими познаниями в области охраны окружающей природной среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности, экологического права и экологической экспертизы и аудита.

Постоянно действующим руководящим органом Института является Правление.

Общее руководство всей деятельностью организации осуществляет ее Президент – Уриновский Евгений Исавович.

Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы

Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Каков порядок проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления обще­ственными организациями, основным направлением деятельности которых яв­ляется охрана окружающей природной среды, в том числе организация и прове­дение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Такая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и го­сударственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или же охраняемую зако­ном тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государ­ственной экологической экспертизы или одновременно с ней и касаться тех же объектов, что и государственная экспертиза, за исключением указанных выше.

Общественные организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном законом порядке, имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экологической эксперти­зе, в установленном законом объеме;

знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседани­ях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участво­вать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Экологическое право

Поскольку процедуры ОВОС и экологической экспертизы в соответствии с российским законодательством являются самостоятельными, граждане и общественные формирования имеют возможность проявить активность в каждой из них. Правда, при объединении их в одну процедуру (как это сделано в законодательстве многих зарубежных государств), адекватно урегулированную, достаточно было бы участия заинтересованной общественности в публичных слушаниях по ОВОС для выражения своей позиции по планируемой деятельности. С точки зрения участия населения в подготовке экологически значимых решений через общественные слушания, эффективность таких слушаний может быть выше, чем общественной экологической экспертизы, так как слушания должны быть организованы заказчиком в обязательном порядке.

В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» общественность может выразить свое отношение по поводу объекта экологической экспертизы как посредством проведения общественной экологической экспертизы, так и путем реализации иных прав, установленных Законом. В частности, граждане и общественные организации (объединения) имеют право направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности. При этом при подготовке заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта такой экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию, государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение (ст. 19).

Хотя Закон устанавливает, что общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления, инициатива граждан и органов местного самоуправления имеет значение лишь тогда, когда она совпадает с желанием самой общественной организации провести экспертизу. Ни граждане, ни органы местного самоуправления не могут диктовать свою волю общественным объединениям, и соответственно их инициатива может не иметь юридического значения.

Читайте так же:  Можно ли оформить машину на инвалида ребенка

Проводится общественная экспертиза общественными организациями (объединениями). Закон устанавливает определенные требования к таким организациям: основным направлением их деятельности в соответствии с их уставами должна быть охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы; они должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Принципиальным является положение Закона о том, что общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, по которым проводится и государственная экологическая экспертиза. Исключение составляют объекты экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 21).

В соответствии с Законом общественная экологическая экспертиза может проводиться или до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. С такой позицией можно согласиться, поскольку важно иметь предложения общественности по объекту экспертизы на стадии, предшествующей подписанию и утверждению заключения государственной экологической экспертизы.

Чтобы обеспечить проведение общественной экспертизы на должном уровне, для выражения и защиты своих позиций по объекту экспертизы Федеральный закон (ст. 22) наделяет общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, специальными правами:

• получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в Федеральном законе;

• знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

• участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

По условиям проведения общественной экологической экспертизы в законодательстве имеются существенные коллизии. Закон «Об охране окружающей природной среды» особых предварительных условий не ставит. В соответствии с Законом «Об экологической экспертизе» общественная экологическая экспертиза может быть осуществлена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении органом местного самоуправления.

Имеются основания усомниться в конституционности регистрационного порядка проведения общественной экологической экспертизы. Статья 30 Конституции России гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что если уставом общественной организации предусматривается проведение общественной экологической экспертизы, то такая организация вправе проводить ее без дополнительных условий.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» между тем устанавливает, что орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

Закон определяет также требования по содержанию заявления общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы. Оно должно содержать наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, об объекте общественной экологической экспертизы, сроки ее проведения.

Общественной организации (объединению), организующей общественную экологическую экспертизу, вменяется в обязанность известить население о начале и результатах ее проведения.

В статье 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе» приводится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. В регистрации может быть отказано в случае,если:

• общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;

• общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

• порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;

• устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям Федерального закона;

• требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные Федеральным законом, не выполнены. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

Между государственной и общественной экологической экспертизами имеется два существенных различия. Первое касается того, что общественная экспертиза является инициативной, добровольной а государственная – обязательной. Второе различие связано юридической силой экспертного заключения. О заключении государственной экологической экспертизы мы говорили выше. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам. Оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации.

В случае несогласия общественных формирований или местного населения с выводами государственной экологической экспертизы, если при этом нарушены или не учтены их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в суд.

Общественный экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза.

Понятие общественная экологическая экспертиза возникло в конце 80-х и быстро получило широкое распространение. Первоначальная трактовка этого термина была весьма широкой. Однако в настоящее время понятие общественная экологическая экспертиза определено законодательно:

Читайте так же:  Гос пошлина ифнс

«Общественная экологическая экспертиза – организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». (ФЗ «Об экологической экспертизе»)

Любая экологическая экспертиза, в том числе общественная, предполагает работу с предпроектной и проектной документацией, проектами планов, программ, договоров и другой обосновывающей документацией, причем на завершающей стадии ее подготовки. Объекты общественной экологической экспертизы строго определены и перечислены в ФЗ «Об экологической экспертизе», Глава 2, Статьи 11,12, 21.

Цель экологической экспертизы – предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социально-экономических и иных последствий. Эта цель достигается путем оценки соблюдения требований к порядку разработки проектной документации и путем оценки качества прогноза воздействий на окружающую среду. Следует отметить, что оценка воздействия на окружающую среду в России выполняется за счет средств заказчика проектной документации, поэтому независимая проверка этого документа является сугубой необходимостью.

Согласно Статье 19 Федерального закона «Об экологической экспертизе» граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:

· выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы,

· получать информацию о результатах ее проведения,

· осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.

Кроме того, организации, осуществляющие общественную экспертизу, имеют право:

· получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе,

· знакомиться с нормативно-технической документацией,

· участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы

· участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы (Статья 22).

Общественная организация, которая проводит экологическую экспертизу, утверждает регламент ее проведения, формирует экспертную комиссию и получает объект экспертизы. Экспертная комиссия работает самостоятельно, причем эксперты несут ответственность за качество заключений в соответствии с действующим законодательством. Затем организация-инициатор утверждает сводное заключение и направляет его для ознакомления всем заинтересованным лицам.

В связи с тенденцией сокращения функций государственного аппарата роль и значимость общественной экологической экспертизы будут постепенно возрастать.

Общественная экспертиза является тем инструментом, который позволяет установить диалог между интересами населения, общественным мнением и формальными процедурами проектно-инвестиционного цикла.

Примеры общественной экологической экспертизы:

Инициативная группа жителей п. Коренево, используя материалы общественной экологической экспертизы, добилась судебной отмены решения о землеотводе под проект «рекультивации» отработанного карьера. Служивший местом отдыха затопленный карьер предполагалось превратить в место захоронения отходов. (1996)

Благодаря ряду общественных мероприятий было отменено решение о строительстве в г. Сергиевом Посаде завода по переработке высокотоксичного ракетного топлива. Помимо общественной экологической экспертизы здесь проводился массовый сбор подписей против осуществления проекта, организовывались публикации в СМИ. Материалы общественной экспертизы были направлены в Совет безопасности РФ. (1996)

Дума г. Троицка, учитывая мнение общественности и представленное заключение общественной экологической экспертизы, отменила ряд прежних решений, сделавших возможным строительство мусороперерабатывающего завода (высокотемпературная переработка ТБО). В ходе этой экспертизы для городских депутатов были организованы слушания, в которых приняли участие члены экспертной комиссии. Параллельно с этим Минздрав РФ, куда также было направлено заключение, образовал собственную экспертную комиссию, которая отклонила проект строительства завода. (1997)

В Читинской области общественность организовала общественную экологическую экспертизу проекта золоторудного месторождения Алханай. Геологоразведка была начата в месте, представлявшем религиозную ценность. Общественная экологическая экспертиза показала экологическую и социально-культурную недопустимость реализации проекта в этом месте, а также ее экономическую нецелесообразность. Государственная экологическая экспертиза, рассмотрев материалы общественной экологической экспертизы, утвердила ее заключение и признала выводы полностью обоснованными. (1998)

В Кемеровской области прошла общественная экологическая экспертиза законопроектов «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Во всех трех случаях законы были написаны чиновниками по их собственной инициативе, ввиду возникшей необходимости и при этом «на голом энтузиазме». Сводные заключения ОЭЭ по каждому из законопроектов были представлены в Законодательное собрание Кемеровской области, в Администрацию области и разработчикам. Безусловно, можно говорить о том, что конструктивный диалог между государственными органами, промышленными предприятиями и общественностью состоялся. Областной Госкомэкологии принял активное участие в обсуждении вносимых замечаний и предложений и, более того, проявил заинтересованность в них. (1999)

Проект Генерального плана г. Перми, разработанный фирмой «Энко» (г. С.-Петербург) вызывал острые дискуссии специалистов вокруг различных спорных экологических, социально-географических, транспортных и прочих аспектов. Государственная экологическая экспертиза проекта Ген.плана была организована Комитетом природных ресурсов по Пермской области. Одновременно прошла общественная экологическая экспертиза, организованная Пермским отделением Русского географического общества. В заключении ОЭЭ были сформулированы претензии к проекту, которые не нашли отражения в заключении официального органа. Заключение ОЭЭ было опубликовано в интернет и широко цитировалось в прессе (2002)

Читайте так же:  Статья 307 ук рф часть 1

Руководство Всеволожского завода прокатных изделий проводило широкую кампанию по убеждению населения и депутатов местного самоуправления в безопасности планируемого производства (выплавки первичного алюминия). Согласно разработанной документации завод был практически безопасен для дачного Всеволожского района. Общественная экологическая экспертиза, организованная Межрегиональным общественным движением «Экологическая безопасность» вскрыла многочисленные нарушения и подтасовки в подготовленной документации. Заключение ОЭЭ было направлено в федеральную госэкспртизу, которая обязала заказчика ответить на все замечания. По итогам рассмотрения переработанной документации проект был отклонен. (2003)

Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза — это эффективный инструмент, позволяющий установить диалог между мнением населения, общественными интересами и формальными процедурами государственного аппарата

Общая характеристика общественной экологической экспертизы

Согласно ст. 20 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе» общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из данного определения, можно выделить инициаторов данного вида экологической экспертизы:

  1. органы местного самоуправления;
  2. граждане;
  3. общественные организации (объединения).

Проводить общественную экологическую экспертизу вправе каждая общественная организация (объединение), которая занимается вопросами охраны природной среды и зарегистрирована в установленном порядке.

Законодатель наделяет граждан и местные органы власти правом стать инициатором общественной экологической экспертизы, но принимать окончательное решения об ее проведении может только общественная организация.

И государственная, и общественная экспертизы могут проводиться в отношении одних и тех же объектов, за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну

По временному критерию общественная экспертиза проводится одновременно с государственной или до нее. Так как целесообразнее ознакомиться с выводами общественной экологической экспертизы до подписания и утверждения заключения государственной.

Права общественных организаций

Для получения достоверного и полного заключения по экологической экспертизе законодатель наделил общественные организации специальными правами:

  • в необходимом объеме, предусмотренном в законодательстве, получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе;
  • изучать нормативно-техническую документацию, устанавливающую требования к проведению государственной экологической экспертизы;
  • принимать участие как наблюдатели или через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы, а также при обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Условия для проведения общественной экологической экспертизы

Относительно условий проведения общественной экологической экспертизы в законодательстве можно найти противоречия. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» устанавливает, что общественная экологическая экспертиза может быть проведена при условии государственной регистрации заявления общественных организаций органом местного самоуправления. Однако, при прочтении данного положения вспоминается ст. 30 Конституции России, которая гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Получается, что при наличии в уставе общественной организации пункта о проведение общественной экологической экспертизы, организация имеет право организовать ее без дополнительного согласования.

Тем не менее, Федеральный закон «Об экологической экспертизе» предусматривает то, что орган местного самоуправления в течение 7 дней со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать либо отказать в данной процедуре. Если по истечении предусмотренного срока в принятии заявления не было отказано, то оно считается зарегистрированным.

Заявление должно включать следующую информацию:

  • наименование организации,
  • юридический адрес,
  • характер предусмотренной уставом деятельности,
  • состав экспертной комиссии,
  • информацию об объекте общественной экологической экспертизы,
  • сроки ее проведения.

Общественная организация перед проведением общественной экологической экспертизы должна оповестить население о начале и после составления заключения о результатах ее проведения.

Основания для отказа в государственной регистрации заявления об инициации общественной экологической экспертизы

Ст. 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе» приводит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы:

  • — в отношении данного объекта уже 2 раза проводилась общественная экологическая экспертиза;
  • — заявление о проведении общественной экологической экспертизы подано касательно объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
  • — общественная организация не зарегистрирована в установленном порядке,
  • — устав общественной организации не предусматривает проведение общественной экологической экспертизы;
  • — содержание заявления не соответствует требованиям законодательства.

Различия государственной и общественной экологических экспертиз

  1. Общественная экспертиза по своей природе инициативная и добровольная, а государственная — обязательная.
  2. Заключение государственной экологической экспертизы по определению обладает юридической силой. А заключение общественной экологической экспертизы приобретает ее только после утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение общественной экологической экспертизы направляется:

  • специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу,
  • заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе,
  • органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, — органам местного самоуправления
  • другим заинтересованным лицам.

Также оно может быть также опубликовано в средствах массовой информации.

Если общественные объединения и местное население будут не согласны с выводами государственной экологической экспертизы, нарушающими их экологические права и законные интересы, они вправе обратиться в суд.