Николаева экспертиза потребительских товаров

Содержание:

Николаева М.А. Товарная экспертиза

Учебник для вузов. — М.: Издательский дом «Деловая литература», 1998. — 288 с.

Методологические основы.
товарной экспертизы.
Предмет, цели, задачи и структура учебной дисциплины.
Принципы товарной экспертизы.
Общность и отличия товарной экспертизы.
от других видов оценочной деятельности.
Классификация товарной экспертизы.
Объекты и субъекты товарной экспертизы.
Объекты экспертизы.
Субъекты экспертизы.
Средства товарной экспертизы.
Классификация средств товарной экспертизы.
Средства информации о товарах.
Материально-технические средства.
Методы товарной экспертизы.
Классификация методов товарной экспертизы.
Измерительные медоты.
Регистрационный метод.
Органолептические методы.
Экспертные методы.
Товароведная экспертиза.
Количественная экспертиза.
Качественная экспертиза (экспертиза по качеству).
Ассортиментная экспертиза.
Документальная экспертиза.
Комплексная экспертиза.
Санитарно-гигиеническая экспертиза.
Гигиеническая экспертиза.
Фитосанитарная экспертиза.
Технологическая и медицинская экспертиза.
Ветеринарно-санитарная.
экспертиза.
Экологическая экспертиза товаров.
Экологические показатели.
Источники экологических загрязнений.
Порядок изъятия и утилизации.
недоброкачественных и опасных товаров ,
Организация проведения товарной.
экспертизы.
Подготовительный этап.
Основной этап.
Заключительный этап.
Идентификация и фальсификация товаров.
Идентификация товаров.
Фальсификация товаров.
Литература.
Приложения.
Приложение.
Справочные данные по сопоставимости размеров.
одежды и обуви в России, странах Западной Европы.
и Америки.
Приложение.
Перечень санитарных норм и правил.
(СанПиН) и строительных норм и правил (СНиП),
используемых при проведении товарной экспертизы.
Приложение.
Правила торговли и правила.
по охране труда в торговле.
Приложение.
Анкета самооценки.
Приложение.
Определение коэффициента самооценки.
Приложение.
Положение о проведении экспертизы.
некачественных и опасных продовольственного сырья.
и пищевых продуктов, их использования.
или уничтожения.
Приложение.
Наряд.
Приложение.
Акт отбора проб (образцов).
Приложение.
Акт экспертизы.

Николаева M.А. Товарная экспертиза

Учебник для вузов. — M.: Издательский дом «Деловая литература», 1998. — 288 с.

B учебнике систематизированы и обобщены основные теоретические положения в области товарной экспертизы, необходимые для приобретения практического умения и навыков экспертной оценки товаров.

Предназначен для студентов высших и средни.

Николаева М.А. Теоретические основы товароведения

Учеб. для вузов / М. А. Николаева. — М. : Норма, 2007. — 448 с.

В учебнике раскрываются основные понятия товароведения, объекты, субъекты и методы товароведной деятельности; рассматриваются факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик. Особое внимание уделено средствам информации о товаре.

Качанина Л.М., Дармажапова Н.М., Занданова Т.Н.Таможенная экспертиза качества продовольственных товаров и сырья

Методическое пособие к выполнению лабораторно-практических работ для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров»
Издательство ВСГТУ г. Улан-Удэ, 2006 год, 56 стр.

Лабораторная работа 1 Организация таможенного дела. Стоимостная экспертиза
Лабораторная работа 2 Таможенное оформление и тамож.

Ердакова В.П. Товароведение и экспертиза пластмасс и бытовых химических товаров

Бойко Т.С. Товароведение и экспертиза товаров

Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003. – 112 с.

Содержание учебного пособия соответствует государственному образовательному стандарту по дисциплине «Товароведение и экспертиза товаров». В учебном пособии излагаются вопросы общей части товароведения и экспертизы товаров, которые являются основополагающими для изу.

Таскина О.В., Фарков А.Г. (сост.) Экономическая, маркетинговая и логистическая части дипломной работы специальности Товароведение и экспертиза товаров

Методические рекомендации по выполнению экономической, маркетинговой и логистической частей дипломных работ студентами специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» всех форм обучения. — Бийск : Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2006. — 92 с.

Методические рекомендации освещают вопросы, связанные с содержани.

Таскина О.В., Фарков А.Г. (сост.) Экономическая, маркетинговая и логистическая части дипломной работы специальности Товароведение и экспертиза товаров

Методические рекомендации по выполнению экономической, маркетинговой и логистической частей дипломных работ студентами специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» всех форм обучения. Бийск : Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2006. — 92 с.

Методические рекомендации освещают вопросы, связанные с содержанием.

Сташева М.А., Власова Е.Н. Методические указания по курсам Товароведение, экспертиза и стандартизация, Теоретические основы товароведения и экспертизы

Для студентов специальностей 080111 Маркетинг, 080401 Товароведение и экспертиза товаров и 080301 Коммерция (торговое дело) заочной формы обучения
Иваново: Ивановская государственная текстильная академия, 2006. – 20 с.

Методические указания предназначены для студентов заочного факультета спец. 080111, 080401 и
0.

Николаева М.А. Теоретические основы товароведения

М.: Норма, 2007, 448с.

В учебнике раскрываются основные понятия товароведения, объекты, субъекты и методы товароведной деятельности; рассматриваются факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик. Особое внимание уделено средствам информации о товаре: товарно-сопроводительным документам и маркировке, в том числе информационным знакам.

Для студентов, обучающихся по специальностям «Коммерция» и «Товароведение и экспертиза товаров», а также для слушателей системы повышения квалификации работников торговли и практических работников, чья деятельность связана с товароведением и экспертизой товаров.

Содержание
Предисловие
Введение
Цели, задачи, структура учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения»
Принципы товароведения
История и направления развития товароведения как науки и учебной дисциплины
Подготовка специалистов-товароведов в России и за рубежом
Состояние потребительского рынка
Объекты и субъекты товароведной деятельности
Объекты товароведной деятельности
Субъекты товароведной деятельности
Методы товароведения
Классификация методов
Теоретические методы
Эмпирические методы
Практические методы
Классификация как метод товароведени
Кодирование товаров
Классификаторы
Товароведная классификация товаров
Ассортимент товаров
Основные понятия
Классификация ассортимента товаров
Свойства и показатели ассортимента
Управление ассортиментом
Качество товаров
Основные понятия
Свойства и показатели качества
Номенклатура потребительских свойств и показателей
Оценка качества
Понятие и этапы оценки качества
Градации качества
Несоответствия и дефекты товаров
Количественная характеристика товаров
Основные понятия
Контроль качества и количества товарных партий
Идентификация и прослеживаемость товаров
Физические свойства товаров
Общие физические свойства
Специфические физические свойства товарных партий
Специфические физические свойства единичных экземпляров товаров
Химические состав и свойства товаро
Классификация химических веществ
Вода
Сухие неорганические вещества
Сухие органические вещества
Обеспечение товароведных характеристик товаров
Технологический жизненный цикл товаров
Формирующие факторы
Сохраняющие факторы
Упаковка товаров
Транспортирование товаров
Хранение товаров
Товарные потери
Виды потерь
Количественные (нормируемые) потери
Качественные (актируемые) потери
Порядок списания количественных и качественных потерь
Меры по предупреждению и снижению потерь
Средства товарной информации
Виды и формы товарной информации
Требования к товарной информации
Средства товарной информации
Технические документы
Приложение. Выписка из «Тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих». Товаровед .
Литература

Николаева М.А. Теоретические основы товароведения

Учеб. для вузов / М. А. Николаева. — М. : Норма, 2007. — 448 с.

В учебнике раскрываются основные понятия товароведения, объекты, субъекты и методы товароведной деятельности; рассматриваются факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик. Особое внимание уделено средствам информации о товаре: товарно-сопроводительным документам и маркировке, в том числе информационным знакам.
Для студентов, обучающихся по специальностям «Коммерция» и «Товароведение и экспертиза товаров», а также для слушателей системы повышения квалификации работников торговли и практических работников, чья деятельность связана с товароведением и экспертизой товаров.rn

Соловьева М.П. Теоретические основы товароведения

Горун Е.Г., Шленская Т.В., Дмитриева С.Н. Теоретические основы товароведения и экспертизы

Николаева М.А. Теоретические основы товароведения

М.: Норма, 2007, 448с.

В учебнике раскрываются основные понятия товароведения, объекты, субъекты и методы товароведной деятельности; рассматриваются факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик. Особое внимание уделено средствам информации о товаре: товарно-сопроводительным документам и м.

Читайте так же:  Договор на оказание услуг физической охраны

Аверин А.В. Товароведение,экспертиза и стандартизация

Неверов А.Н., Чалых Т.Н. (ред) Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами

Учеб. для нач. проф. образования / Под ред. А. Н. Неверова, Т. Н. Чалых. — М.: ПрофОбрИздат, 2001. — 464 с.

Изложены теоретические основы товароведения непродовольственных товаров, рассмотрены вопросы стандартизации и сертификации товаров, приведены ассортимент и характеристика товаров, показатели качества, условия и ср.

Чупина Л.П., Киреева Т.Ю. Основы товароведения

Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2003. — 97 с.

В учебном пособии по изучению дисциплины «Основы товароведения»
приводятся: теоретическая часть курса обучения; вопросы и задания для самопроверки,
варианты контрольной работы.
Пособие предназначено для студен.

Неверов А.Н., Чалых Т.Н., Щербакова И.М. и др.Товароведение непродовольственных товаров

Сташева М.А., Власова Е.Н. Методические указания по курсам Товароведение, экспертиза и стандартизация, Теоретические основы товароведения и экспертизы

Для студентов специальностей 080111 Маркетинг, 080401 Товароведение и экспертиза товаров и 080301 Коммерция (торговое дело) заочной формы обучения
Иваново: Ивановская государственная текстильная академия, 2006. – 20 с.

Методические указания предназначены для студентов заочного факультета спец. 080111, 080401 и
0.

М.А. Николаева Теоретические основы товароведения (2007 г

Учебник для вузов

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области товароведения и экспертизы товаров и Учебно-методическим объединением по образованию в области коммерции в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Товароведение и экспертиза товаров» и «Коммерция»

УДК 346.544.6(075.8) ББК 30.609я73 Н63

Сведения об авторе

Мария Андреевна Николаева — доктор технических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации, член Российской народной академии, директор Отраслевого центра повышения квалификации работников торговли. Более тридцати лет преподает в высших учебных заведениях теоретические основы товароведения, товароведение плодоовощных и вкусовых товаров и т. д. Имеет около четырехсот научных и методических публикаций.

Н63 Теоретические основы товароведения : учеб. для вузов / М. А. Николаева. — М. : Норма, 2007. — 448 с.

ISBN 978-5-89123-970-8 (в пер.)

В учебнике раскрываются основные понятия товароведения, объекты, субъекты и методы товароведной деятельности; рассматриваются факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик. Особое внимание уделено средствам информации о товаре: товарно-сопроводительным документам и маркировке, в том числе информационным знакам.

Для студентов, обучающихся по специальностям «Коммерция» и «Товароведение и экспертиза товаров», а также для слушателей системы повышения квалификации работников торговли и практических работников, чья деятельность связана с товароведением и экспертизой товаров.

УДК 346.544.6(075.8) ББК 30.609я73

© Николаева М. А., 2006 ISBN

© ООО «Издательство НОРМА», 2006

Цели, задачи, структура учебной дисциплины

«Теоретические основы товароведения» .

История и направления развития товароведения

как науки и учебной дисциплины .

в России и за рубежом .

Состояние потребительского рынка .

Вопросы для самопроверки .

Глава 1. Объекты и субъекты товароведной деятельности

§ 1. Объекты товароведной деятельности .

§ 2. Субъекты товароведной деятельности .

Вопросы для самопроверки .

Глава 2. Методы товароведения .

§ 1. Классификация методов .

§ 2. Теоретические методы .

§ 3. Эмпирические методы . .

§ 4. Практические методы .

§ 5. Классификация как метод товароведения .

§ 6. Кодирование товаров .

§ 8. Товароведная классификация товаров .

Вопросы для самопроверки .

Глава 3. Ассортимент товаров .

§ 1. Основные понятия .

§ 2. Классификация ассортимента товаров .

§ 3. Свойства и показатели ассортимента .

§ 4. Управление ассортиментом .

Вопросы для самопроверки .

Глава 4. Качество товаров.

§ 1. Основные понятия .

§ 2. Свойства и показатели качества .

§ 3. Номенклатура потребительских свойств

Вопросы для самопроверки .

Глава 5. Оценка качества . . . . .

§ 1. Понятие и этапы оценки качества.

§ 2. Градации качества .

§ 3. Несоответствия и дефекты товаров .

Вопросы для самопроверки .

Глава 6. Количественная характеристика товаров .

§ 1. Основные понятия .

§ 2. Контроль качества и количества товарных партий .

§ 3. Идентификация и прослеживаемость товаров.

Вопросы для самопроверки .

Глава 7. Физические свойства товаров .

§ 1. Общие физические свойства . . .

§ 2. Специфические физические свойства

§ 3. Специфические физические свойства

единичных экземпляров товаров .

Вопросы для самопроверки .

Глава 8. Химические состав и свойства товаров .

§ 1. Классификация химических веществ .

§ 3. Сухие неорганические вещества . .

§ 4. Сухие органические вещества .

Вопросы для самопроверки .

Глава 9. Обеспечение товароведных характеристик товаров .

§ 1. Технологический жизненный цикл товаров .

§ 2. Формирующие факторы ‘. .

Вопросы для самопроверки .

Глава 10. Сохраняющие факторы .

§ 1. Упаковка товаров .

§ 2. Транспортирование товаров .

§ 3. Хранение товаров .

Вопросы для самопроверки . .

Глава 11. Товарные потери.

§ 2. Количественные (нормируемые) потери .

§ 3. Качественные (актируемые) потери .

§ 4. Порядок списания количественных

и качественных потерь.

§ 5. Меры по предупреждению и снижению потерь.

Вопросы для самопроверки .

Глава 12. Средства товарной информации .

§ 1. Виды и формы товарной информации .

§ 2. Требования к товарной информации .

§ 3. Средства товарной информации .

§ 4. Технические документы .

Вопросы для самопроверки .

Приложение. Выписка из «Тарифно-квалификационных характеристик

(требований) по общеотраслевым должностям служащих». Товаровед .

При написании настоящего учебника по дисциплине «Теоретические основы товароведения» исходным материалом послужил учебник «Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы», вышедший в 1997 г. В то время еще не был утвержден государственный образовательный стандарт. Поэтому для привлечения внимания к учебнику не только студентов, аспирантов, преподавателей, но и практических работников торговли наименование науки «товароведение» было вынесено в начало.

Реформы российского законодательства в сфере экономики, затронувшие в том числе область товароведения, обусловили выпуск в свет нового издания, название которого соответствует наименованию учебной дисциплины, регламентируемой ГОС ВПО 351100 «Товароведение и экспертиза товаров» и ГОС СПО 0612 «Товароведение», а также ГОС ВПО 351300 «Коммерция» и ГОС СПО 0608 «Коммерция». Следует отметить, что дидактические единицы учебной дисциплины на уровнях ВПО и СПО во многом совпадают. Различия касаются лишь более углубленного изучения химических и физических свойств товаров на уровне ВПО.

Указанная общность не случайна и объясняется тем, что автор учебника является одновременно и составителем примерных учебных программ по дисциплине «Теоретические основы товароведения». Эта общность обусловлена дидактическим назначением дисциплины — необходимостью формирования фундаментальных знаний теории товароведения как базы для овладения знаниями о товароведных характеристиках конкретных товаров.

За годы, прошедшие с момента выхода учебника «Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы», в данной области появились работы других авторов. Обсуждения отдельных положений теоретических основ также проходили на заседаниях Учебно-методического объединения по товароведению РЭА им. Г. В. Плеханова и кафедр товароведения, на ко

торых высказывались мнения преподавателей по отдельным вопросам, рассматриваемым в учебнике. Результаты этих дискуссий, методические разработки по истории возникновения и развития подготовки товароведов и другим вопросам, а также многолетний опыт автора по чтению лекций студентам РЭА им. Г. В. Плеханова, на семинарах повышения квалификации легли в основу нового учебника по данной дисциплине с расширенным методическим и иллюстративным материалом. Кроме того, в нем уточнены и дополнены формулировки некоторых терминов в связи с принятием новых нормативных документов: Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ГОС ВПО и ГОС СПО, ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу», ГОСТ Р 51303-99 «Торговля, ^ермины и определения», международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества». В ряде случаев, когда определения в разных документах одних и тех же терминов и положений не совпадают или автор не согласен с ними, в учебнике приводятся разные формулировки этих терминов и положений.

Кроме того, учебник может быть полезен студентам образовательных учреждений, изучающих дисциплину «Теоретические основы товароведения» по специальностям «Маркетинг» и «Менеджмент».

Цели, задачи, структура учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения»

Цели учебной дисциплины «Теоретические основы товароведения»

— изучение теоретических положений, свойственных всем товарам независимо от их классов, подклассов и групп, а также приобретение первичных умений применять отдельные методы товароведения и определять основополагающие характеристики товаров.

В связи с этим в данной учебной дисциплине рассматриваются лишь основные методы товароведения и обобщенные характеристики товаров. Специфичные свойства качества и ассортимента, факторов формирования и сохранения разбираются в частных разделах товароведения. Поэтому назначение дисциплины «Теоретические основы товароведения» — формирование у студентов фундаментальных товароведных знаний и умений, при наличии которых облегчается усвоение товароведных характеристик товаров однородных групп.

Читайте так же:  Как зарегистрировать интеллектуальную собственность в рф

Для достижения указанных целей при изучении учебной дисциплины должны быть решены следующие задачи:

• рассмотрена ее структурно-логическая схема;

• определены и классифицированы наиболее распространенные методы товароведения;

• установлены и охарактеризованы основополагающие товароведные характеристики товаров, а также физические, химические и физико-химические свойства, обусловливающие их;

• рассмотрены факторы, обеспечивающие формирование и сохранение основополагающих характеристик товаров.

Таким образом, указанные цели и задачи рассматриваемой учебной дисциплины во многом совпадают с целями и задачами товароведения и его частных разделов, но отличаются большей степенью обобщения и абстрагирования от частностей. Знания по этой дисциплине позволяют специалистам — товароведам, маркетологам, менеджерам, экономистам, бухгалтерам, технологам — самостоятельно разобраться

характеристиках товаров в широком понимании этого термина как средства удовлетворения потребностей потребителей. В таком контексте к товарам относятся не только материальная продукция, но и услуги, работы и т. п. В качестве примера использования теории товароведения применительно к ассортименту и качеству услуг можно привести учебник автора «Маркетинг товаров и услуг» 1 .

Структура дисциплины. При изложении теоретических знаний по рассматриваемой дисциплине проведена их систематизация и обобщение, представленное в форме структурно-логической схемы (рис. 1).

Из приведенной схемы видно, что учебная дисциплина имеет три основных блока:

• принципы и методы товароведения;

• основополагающие товароведные характеристики и свойства, их обусловливающие;

• факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик.

За последние годы в структуре учебной дисциплины произошли изменения, которые были регламентированы ГОС ВПО 351100 «Товароведение и экспертиза товаров». В частности, из нее исключены вопросы, связанные с товарной информацией, которые легли в основу новой учебной дисциплины «Информационное обеспечение товароведения» (в учреждениях СПО дисциплина называется «Товарная информация»). Актуальность новой товароведной дисциплины несомненна, поскольку товарная информация является важнейшим средством продвижения товаров, создания потребительских предпочтений и идентификации, а также методом обеспечения конкурентоспособности. В России и за рубежом создана обширная норма- тивно-правовая база, регламентирующая обязательные и на добровольной основе требования к информации.

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с определения основных понятий, применяемых в ней. В данной дисциплине такими понятиями являются «продукция», «товар» и «товароведение». В последующих разделах теоретического курса, а также частных разделах товароведения продовольственных и непродовольственных товаров рассматриваются и другие ос-

1 См.: Николаева М. А. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. М.: Деловая

новные понятия, термины и их определения. Однако вначале необходимо рассмотреть именно указанные основные термины.

Следует отметить, что в разных нормативных документах устанавливаются неоднозначные определения одного и того же термина. Так, в Федеральном законе «О техническом регулировании» дано следующее определение: «Продукция — результат деятельности в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственной или иных целях». Следовательно, согласно данному Закону к продукции можно отнести только объекты в материальной форме. Нематериальные же объекты (услуги, информация, идеи и т. п.) не должны быть продукцией. Однако это определение не гармонизировано с ГОСТ Р ИСО 9000-2001, в котором «продукция» определяется как «результат процесса» (п. 2.4.2). При этом выделяется материальная (сырье, перерабатываемые материалы, оборудование и т. п.) и нематериальная продукция (услуги, программное обеспечение, информация). Таким образом, обобщая вышеуказанные определения термина «продукция», можно предложить следующее идентичное понятие:

Продукция — материальный или нематериальный результат деятельности (процесса), предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть комуто нужна). При этом деятельность по изготовлению продукции следует понимать в широком смысле. Это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов.

Такое понимание позволяет отнести к продукции не только хлеб, консервы, ткани, одежду и другие готовые изделия или полуфабрикаты, сырье и комплектующие изделия, но и продукцию природного происхождения, которая является результатом жизнедеятельности биообъектов и труда человека по их сбору, вылову, охоте, добыче и т. п. Так, к продукции относятся дикорастущие плоды, овощи, грибы, мясо диких животных, речная и океаническая рыба.

Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использо

ванные для целей личного потребления, — продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.

В отношении термина «товар» наблюдается ситуация, аналогичная

с термином «продукция». В частности, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» в термине «товар» отражается только правовая функция товара: «Товар — любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи» (п. 64). Это определение дублирует ст. 129 Гражданского кодекса РФ. Однако в юридическом аспекте определения товара отсутствует разъяснение другого сложного понятия «вещь». Поэтому, по нашему мнению, правильнее было бы дать определение товара через термин «продукция». В таком определении отражены многофункциональность товара как результата деятельности (технологической, биологической, человеческой и т. п.) по формированию его потребительских свойств.

Товар — это объект купли-продажи и средство удовлетворения потребностей потребителей.

Такое определение термина позволяет отнести к товарам не только материальную продукцию, но и нематериальную (услуги, информацию и т. д.).

Объектом дисциплины «Товароведение» традиционно являются лишь материальные товары, хотя со временем сфера применения может расшириться и будет разработано товароведение услуг.

Таким образом, товар выступает как один из основных объектов коммерческой деятельности. К другим объектам можно отнести услуги, ценные бумаги, деньги, продукцию интеллектуального труда, которые являются нематериальной продукцией.

Товар — сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами. Поэтому он составляет объект особой науки и учебной дисциплины — товароведения. Существует множество определений термина «товароведение».

Одно из первых определений товароведения дано И. Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре»: «Товароведение — наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения» [6].

В настольном энциклопедическом словаре, изданном в 1896 г., товароведение определяется как отрасль технологии,

имеющая целью «точнее распознать употребление в технике сырых продуктов, определить их происхождение и указать наилучшее употребление».

Одним из наиболее точных, по нашему мнению, является определение предмета товароведения К. Маркса: «Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения» 1 . Это определение легло в основу многих последующих определений термина.

В коммюнике Международной теоретической конференции преподавателей высшей школы по вопросам общего товароведения, состоявшейся в сентябре 1962 г. в Лейпциге, зафиксировано следующее определение:

«Товароведение представляет собой естественно-научную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров».

Представляет интерес и высказывание К. Паустовского: «Есть наука со скучным названием — товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жизневедении».

Однако каждое из приведенных выше научных определений товароведения, несомненно обладая рядом достоинств, не отражает одной из важнейших его сторон, которую образно отметил К. Паустовский: товароведение — наука о жизневедении.

Действительно, товары удовлетворяют разнообразные жизненные потребности человека, который использует многие из них на протяжении всей жизни, иногда даже не догадываясь о их замечательных свойствах. Например, ряд пищевых продуктов находит широкое применение в народной и традиционной медицине для профилактики и лечения различных заболеваний.

Повседневное или частое потребление товаров создает неверное представление о том, что специалистам и потребителям знания о товаре нужны не более чем на узкопрактическом и житейском уровне. Научные основы товароведения, базирующиеся на знании фундаментальных дисциплин — химии, физики, биологии, отрицаются. Однако это глубокое заблуждение, поскольку работа с товарами требует профессиональных, постоянно пополняемых теоретических знаний, что и составляет одну из основных задач товароведения.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 44.

В связи с вышеизложенным считаем возможным предложить уточненное определение термина «товароведение», так как определение его только через предмет — потребительные стоимости (ценности) товаров — не раскрывает в полной мере сущность этой науки.

Читайте так же:  Вопросы на патент в россии

Товароведение — наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительную ценность, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ве-

дение». Последнее слово произошло от санскр. veda («веды»), что означает «знание». Следовательно, в этом смысле товароведение есть знания о товарах.

Эти знания необходимы как технологам предприятий-изго- товителей, товароведам промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций, экспертам, коммерсантам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, так и покупателям. Последние получают знания о товаре с помощью средств информации (маркировки, рекламы, статей, книг и т. п.). Поэтому очень важно, чтобы средства массовой информации в качестве основного источника использовали товароведные знания о товаре.

Предметом товароведения являются потребительные ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительная ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.

На современном этапе развития товароведения уже недостаточно просто описания потребительной ценности товаров. Предметом товароведения становятся и методы их познания, а также товароведная деятельность по сохранению этой ценности на разных этапах товародвижения для обеспечения ее необходимого уровня.

Цель товароведения — изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную ценность, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должно решать следующие задачи:

• четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную ценность;

• установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;

• систематизация множества товаров путем рационального

применения методов классификации и кодирования;

• изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;

• управление ассортиментом организации;

• определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;

• оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;

• выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;

• определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;

• обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;

• установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;

• информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;

• товароведная характеристика конкретных товаров.

Товароведение относится к основополагающим учебным дисциплинам при формировании профессиональной компетентности товароведов, экспертов, коммерсантов и маркетологов. Кроме того, основы товароведных знаний необходимы бухгалтерам, экономистам, менеджерам и технологам, так как учет, планирование товарных ресурсов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, управление производством и другие виды профессиональной деятельности должны осуществляться с учетом особенностей товаров, их основополагающих характеристик и возможных изменений при транспортировании, хранении и реализации.

Межпредметные связи товароведения с другими учебными дисциплинами. Товароведение далеко не единственная учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки экспертов, товароведов, коммерсантов, маркетологов и иных

специалистов. Она связана с другими дисциплинами межпред метными связями : предшествующими, сопутствующими и последующими.

Предшествующими связями товароведение соединено с рядом естественно-научных и математических дисциплин — физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой, а также с общепрофессиональной дисциплиной — основы стандартизации, метрологии и сертификации. Знания этих дисциплин необходимы для более глубокого понимания и оценки потребительских свойств товаров, их изменений при производстве и хранении.

Одновременно товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессиональных и специальных дисциплин — организации и технологии коммерческой деятельности, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и др. Их объединяют последующие и сопутствующие межпредметные связи.

Разделы товароведения. Товароведение как научная дисциплина включает общую часть и частное товароведение.

Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающими для его частных разделов. В ней не приводятся товароведные характеристики конкретных групп товаров. Однако без знания теоретических основ сложно дать полную и объективную оценку основополагающих характеристик любого товара.

Частное товароведение анализирует состояние и перспективы развития соответствующего сегмента рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы и другие структурные элементы низших ступеней. В отдельных подразделах частного товароведения приводится обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров.

Изложение этого материала целесообразно проводить по унифицированной схеме: понятие о товарной группе или виде товаров; краткая характеристика наиболее значимых для данного товара потребительских свойств (назначение, надежность и т. п.); частная классификация и ассортимент; факторы, формирующие качество; оценка и градации качества; факторы, влияющие на сохраняемость, потери при хранении и подготовке к реализации (если это имеет значение для конкретного товара); средства информации о товаре (маркировка).

Приведенная схема не регламентирует строго указанный перечень составных элементов и последовательность их изложения. Она может быть изменена и дополнена с учетом особенностей характеристик конкретных товаров или их ассортиментных групп.

Объектами изучения в частных разделах товароведения могут быть не только потребительские товары, но и товары промышленного назначения (сырье, средства производства), сельскохозяйственная продукция, фармацевтические товары и лекарственное сырье. В некоторых сельскохозяйственных и технологических вузах, колледжах и техникумах уже введено преподавание указанных частных разделов товароведения.

Такой подход не случаен и диктуется теми социально-эконо- мическими преобразованиями, которые происходят в стране. Переход к рынку требует иного отношения к запросам потребителя и к товару как средству их удовлетворения. Поэтому уже недостаточно в технологических и сельскохозяйственных вузах изучать только технологию производства продукции. Необходимо досконально знать конечный результат этого производства — товарную продукцию или товар, а также потребности в нем.

Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах.

Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.

Принципами товароведения являются безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация, соответствие.

Безопасность — основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром (или услугой, или процессом) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

Безопасность одновременно является одним из обязательных потребительских свойств товара, которое рассматривается как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допустимым уровнем.

С позиций товароведения товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же

время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.

Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

Данный принцип имеет важное значение при формировании ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.

Совместимость — принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Совместимость деталей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуатации сложнотехнических и других товаров — непременное условие сохранения их качества у потребителя. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.

Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию. Так, взаимозаменяемость кефира и простокваши больше, чем кефира и молока; это имеет значе-