Нарушение лицензионных требований штраф

Административные штрафы за осуществление предпринимательской деятельности без образования ИП могут возрасти

Законодательное Собрание Вологодской области считает необходимым ужесточить административное наказание за предпринимательскую деятельность без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) 1 . Так, за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП или юрлица внесенным в Госдуму региональными депутатами законопроектом планируется установить административный штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в то время как в настоящий момент его размер за совершение указанного правонарушения – от 500 до 2 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.1 КоАП).

Также в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. может быть определен и размер штрафа за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если указанные документы обязательны, вместо существующего штрафа в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

Отметим, что санкции за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением, в том числе грубым, требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), менять не планируется (ч. 3-4 ст. 14.1 КоАП РФ). За нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности юрлицо наказывается административным штрафом в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб. (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ), а за грубое нарушение указанных требований – штрафом в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ).

1 С текстом законопроекта № 414542-7 «О внесении изменений в статью 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Управляющая компания заплатит штраф за нарушение лицензионных требований

Прокуратура Калининского района г.Челябинска по обращению местного жителя провела проверку, в ходе которой выявила факт не размещения управляющей организацией на официальном сайте информации о привлечении к административной ответственности.

Установлено, что ООО УК «Ключевые люди» в мае 2016 года привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ за превышение уровня шума от лифта в многоквартирном доме, находящемся в управлении. Решением суда в ноябре 2016 года постановление административного органа о привлечении общества к ответственности оставлено в силе.

В нарушение Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, ООО УК «Ключевые люди» в течение 7 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу не разместило соответствующую информацию о привлечении общества к административной ответственности на официальном сайте в сети Интернет.

На основании постановления прокурора суд привлек руководителя ООО УК «Ключевые люди» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований) и назначил наказание в виде штрафа в размере 25 тыс. рублей. Решение суда не вступило в законную силу.

Ответственность за нарушение лицензионных требований будет жёстче

Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект № 269843-7, который ужесточает ответственность управляющих организаций за несоблюдение лицензионных требований.

В первую очередь, за грубое нарушение лицензионных требований для организаций и индивидуальных предпринимателей вводится повышенный штраф в размере 300 – 350 тысяч рублей. Отметим, что сам перечень грубых лицензионных нарушений пока не установлен.

Также органам ГЖИ отдадут полномочие рассматривать дела по ст. 7.23.3 КоАП РФ – нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД и по ст. 14.1.3 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии. В настоящее время их рассматривают суды, а органы госжилнадзора только составляют протоколы (ч. 1 ст. 23.1, п. 69 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Ксения Терлецкая

Нарушение лицензионных требований штраф

В последние годы за управляющими компаниями следят особенно пристально и наказывают строго, а лицензии можно лишиться даже за небольшие недочеты. Но в некоторых случаях предписания Госжилинспекции можно не выполнять, если через суд доказать их неисполнимость. И если уж дело дошло до суда — при определенных условиях можно прекратить производство по делу. Как это сделать — рассказывает Юрий Нетреба из МКА «Арбат».

Для работы управляющие компании должны иметь действующую лицензию на управление многоквартирными домами. За грубые нарушения ее могут отозвать. Но в последнее время лишиться лицензии можно за мелкие недочеты. Дело в том, что Государственный жилищный контроль выходит за рамки функций, предусмотренных жилищным законодательством: он стремится выступать в роли «основного регулятора» управляющих компаний, говорит Юрий Нетреба из Московской коллегии адвокатов «Арбат» . По его словам, чиновники могут отказывать в выдаче лицензий по надуманным основаниям, вносить или не вносить в реестр домов изменения о выборе собственниками иной управляющей организации, распространять ложную информацию о действующей УК и привлекать ее к административной ответственности, чтобы затем аннулировать лицензию.

Компания может лишиться лицензии:

  1. в судебном порядке по заявлению лицензионной комиссии, если из реестра сведений о многоквартирных домах исключат 15% и более площадей, которые обслуживает УК;
  2. если суд дважды в течение года привлекал управляющую компанию к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний органов надзора.

Когда можно не исполнять предписания Жилинспекции

С каждым годом растут шансы управляющих компаний получить штраф или лишиться лицензии без серьезных на то оснований. В частности, из-за собственников квартир, которые могут жаловаться на состояние домов, минуя управляющую организацию — сразу через Интернет (для жителей Московской области – сайт «Добродел»), рассказывает Нетреба. Поводы для недовольства разные: от вандальных надписей в лифтах и отслоения штукатурки до прорывов труб и затопления подвалов. Если информация подтвердится, Жилинспекция составляет протокол о нарушении лицензионных требований и выносит предписание сделать ремонт, а за его невыполнение в срок грозит штраф. От 250 000 руб. можно заплатить за такие частые недочеты, как «нарушение штукатурно-окрасочного слоя стен», следы протечек, разрушение бордюрной плитки, неработающее освещение в лифте или на пожарной лестнице.

Если ремонт не сделан вовремя – это необязательно означает вину управляющей компании, рассказывает Нетреба. По словам юриста, некоторые работы просто невозможно выполнить в срок, который установила ГЖИ, ведь это расходится с требованиями технических регламентов и СНиПов. Например, наносить штукатурку при внешней отделке дома можно только при температуре от +5 градусов Цельсия. Зимой устранить замечание невозможно, а значит, дело об административном правонарушении должно быть прекращено в связи с отсутствием вины и состава нарушения, рассказывает Нетреба. Он делится другим примером: элементы лифта должна красить специализированная лицензированная организация после демонтажа в покрасочной камере при +300 С, что, конечно, занимает много времени, и после подачи заявки подрядная организация может не справиться в срок. Поэтому после получения предписания от ГЖИ Нетреба советует обязательно изучать технические регламенты и СНиПы, чтобы определить, есть ли вообще возможность выполнить требования чиновников.

Читайте так же:  Подоходный налог для единщиков

Когда можно не платить административный штраф

Если управляющую компанию привлекли к ответственности за нарушение правил по управлению многоквартирными домами, есть законный способ «развалить» дело, если оно неправильно квалифицировано.

За ненадлежащее содержание дома компанию могут наказать по ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса об административных правонарушениях («Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»). Она предусматривает штрафы для компаний от 150 000 до 250 000 руб. В то же время, в КоАП есть «конкурирующая» ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП, которая устанавливает административную ответственность за управление многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований. Типичные нарушения УК, такие, как ненадлежащее содержание общего имущества дома, подпадают под эту норму. Ведь требования Правительства к лицензиатам включают соблюдение ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса, а эта норма устанавливает ответственность УК перед жителями за содержание и текущий ремонт общего имущества дома (Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»).

Таким образом, если управляющая компания допустила нарушения в содержании имущества и ее привлекли к ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП («Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами») – действия надо переквалифицировать на другой, «лицензионный» состав, ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП, рассказывает Юрий Нетреба из МКА «Арбат». Там штрафы заметно выше – от 250 000 до 300 000 руб. Но переквалификация статьи возможна лишь в том случае, если наказание не стало строже, обращает внимание Нетреба, который ссылается на п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Поскольку санкция по новой статье строже, чем по «нелицензионной» — суд прекращает начатое производство по административному делу. «Надо отметить, что у ГЖИ практически не остается времени, чтобы направить в суд повторно протокол с «верной» квалификацией – о нарушении лицензионных правил, — делится Нетреба. – Ведь суд должен принять решение в течение 3 месяцев после того, как нарушение обнаружено».

В последнее время судебная практика складывается о привлечении лицензиатов только по «лицензионной статье», довольно ощутимый штраф по которой (от 250 000 рублей) даже за незначительные нарушения. Сами же нарушения порой просто абсурдны: «наличие в чердачном помещении продуктов жизнедеятельности голубей».

В то же время, неоднозначная ситуация сложилась вокруг привлечения к ответственности за нарушение требований к раскрытию информации по управлению многоквартирным домом, рассказывает Нетреба. Управляющие организации с 01 июля 2017 года должны раскрывать сведения на сайте ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru) о том, какими именно домами они ведают, и указывать много других основных показателей финансово-хозяйственной деятельности. Если УК не предоставила такую информацию в полном объёме – это нарушение. Но мнения правоприменителей разделились, связано ли оно с лицензионными правилами. Минстрой России относит нераскрытие информации к нарушениям лицензионных требований (Письмо от 15 мая 2017 № 16690-АЧ/04).

В то же время, судебная практика по регионам складывается по разному, например, апелляционная инстанция одного из районных судов отменила постановление мирового участка о привлечении по ст. 14.1.3 КоАП РФ. «Принимая решение, суд учитывает, что законом от 21 июля 2014 года №263-ФЗ с 01 мая 2015 года введена в действие ст.13.19.2 КоАП РФ: действия общества подлежат переквалификации с ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 13.19.2 КоАП РФ.» Данная статья предусматривает штраф для юридических лиц – 30 000 рублей за неразмещение информации в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме. Нетреба считает, что она наиболее верно и полно отражает содержание правонарушения в сфере размещения информации в электронном виде.

С 1 января 2018 года, а в городах федерального значения с 1 июля 2019 года, лицензионным требованием в соответствии со ст. 193 ЖК РФ является соблюдение п.10.1 ст. 161 ЖК РФ о размещении информации о деятельности управляющей организации в ГИС ЖКХ. Эта система не является объектом лицензионного контроля и ГЖИ не могут выдавать предписания за неразмещение информации в ГИС ЖКХ, а затем за невыполнение этого предписания привлекать к административной ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ, но это касается только лицензированных управляющих компаний, в то время как ТСН могут получить административный штраф уже сейчас.

Рассчитались, но не уплатили

В декабре 2016 года Верховный суд принял определение, на основе которого было впоследствии отменено немало протоколов ГЖИ о привлечении к ответственности за наличие задолженности. Чиновники считали, что можно штрафовать управляющие компании за долги перед ресурсоснабжающими организациями, поскольку это нарушение лицензионных требований. Верховный суд не согласился с такой позицией и разъяснил, что «лицензируется именно организационная деятельность управляющей компании, которая отвечает за комфортные и безопасные условия проживания в доме». Расчеты по договору ресурсоснабжения нельзя отнести к лицензионным требованиям, гласит определение 310-КГ16-18545. Кроме того, судя по материалам дела, РСО и управляющая компания урегулировали вопрос о задолженности, отметил Верховный суд.

Подробнее точку зрения чиновников иллюстрирует Юрий Нетреба из МКА «Арбат» на примере одного из дел у мирового судьи. Мосжилинспекция (МЖИ) в ходе внеплановой проверки обнаружила задолженность перед РСО за коммунальные услуги по договору. По мнению МЖИ, это нарушает обязанность управляющей компании «осуществлять расчеты» за услуги и работы по содержанию общего имущества, а также коммунальные услуги, что относится к лицензионным требованиям (подп. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416). Получается, что Мосжилинспекция ошибочно подменяет понятия «наличие задолженности» и «осуществление расчетов», комментирует Нетреба. Но управляющая компания имеет действующий договор оказания услуг, производит по нему платежи и, таким образом, осуществляет расчеты с РСО, поэтому нарушений здесь нет, подытоживает юрист.

Читайте так же:  Расписка от родителей на детей

Главная Северо-Западный федеральный округ Республика Карелия

Прокуратура Кондопожского района выявила нарушения в деятельности фармацевтического предприятия.

Установлено, что в городе Кондопога в аптеке государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелфарм» отпуск лекарственных средств по рецептурным листкам осуществлялся работником, не имеющим специального образования.

Согласно требованиям Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с лицензионными требованиями, предъявляемыми к фармацевтическим организациям, работники, осуществляющие отпуск лекарственных препаратов, обязаны иметь высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения.

В связи с этим, прокурор Кондопожского района возбудил в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелфарм» дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

На основании постановления прокурора Арбитражный суд Республики Карелия подверг фармацевтическое предприятие административному штрафу в размере 50 тысяч рублей.

Грубое нарушение лицензионных требований и условий

Действующие нормативные акты закрепляют ответственность за грубые нарушения лицензионных требований и условий . Основные санкции устанавливают УК и КоАП. Понятие грубого нарушения лицензионных требований определяет Правительство РФ применительно к конкретному случаю.

Нормативная база

В ФЗ № 99 раскрываются основные понятия, используемые в сфере лицензирования. В Законе определены также обязанности, права, ответственность хозяйствующих субъектов и контролирующих инстанций. Основные лицензионные требования закрепляет 8-я статья нормативного акта. Они включают в себя предписания к образованию и деятельности юрлиц, ИП в соответствующих сферах, установленные федеральным законодательством и прочими правовыми документами. Правила направлены на реализацию задач в области лицензирования.

В перечень требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, могут включаться следующие пункты:

  1. Наличие у соискателя и лица, имеющего разрешение, зданий, помещений, строений и прочих объектов по адресу ее осуществления, технической документации и средств, оборудования, соответствующих действующим нормам и необходимых для работы. Агрегаты, инструменты и прочие предметы, используемые субъектом, могут принадлежать ему по праву собственности либо по иному законному основанию.
  2. Наличие работников, имеющих профобразование, прошедших необходимую подготовку или имеющих стаж, требуемый для ведения лицензируемой деятельности. Отношения с сотрудником должны быть оформлены договором.
  3. Наличие системы контроля производства.
  4. Выполнение предписаний законодательства, связанных с организационно-правовой формой организации, величиной уставного капитала, отсутствие задолженности перед сторонними лицами.

Не могут включаться в перечень требования о выполнении положений нормативных актов, соблюдение которых признается обязанностью всех хозяйствующих субъектов, а также правила в отношении к конкретному виду либо объему выпускаемой или планируемой к производству продукции.

19-я статья ФЗ № 99

В этой норме указывается, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований определяется Положением, регламентирующим конкретный вид работ/услуг, осуществление которых не допускается без разрешения. Статья 11 содержит несколько примеров. К грубым нарушениям лицензионных требований относятся действия, повлекшие серьезные/опасные последствия или способные их вызвать. В частности речь:

  1. О возникновении угрозы причинения ущерба здоровью/жизни граждан, вреда растениям, животным, природе, культурно-историческим объектам народов России, а также появлении риска чрезвычайной ситуации техногенного характера.
  2. Жертвах среди населения.
  3. Причинении среднетяжелого, тяжкого ущерба здоровью людей, вреда флоре и фауне, объектам культурно-исторического наследия, возникновении техногенных катастроф.

Грубыми нарушениями лицензионных требований являются также акты, приведшие к ущемлению прав, законных интересов граждан, нанесшие ущерб безопасности и обороноспособности страны.

Работа с опасными отходами

В соответствии с положениями ФЗ № 89, для осуществления указанной деятельности необходимо получить специальное разрешение. В нем устанавливаются правила, в соответствии с которым субъект будет производить операции с опасными отходами. Для обеспечения надлежащего контроля предприятий было разработано Положение. Оно закрепляет, кроме прочего, грубые нарушения лицензионных требований и условий . В их число включены:

  1. Отсутствие у субъекта, производящего перевозку отходов 1-4-го классов опасности, специально оборудованных средств, снабженных предупреждающими знаками, находящихся в его собственности или на другом законном основании.
  2. Допуск к работе с отходами граждан, не имеющих надлежащей профподготовки. Каждый сотрудник предприятия должен получить сертификат/свидетельство.

Последнее вытекает из ФЗ № 89. В 15-й статье указывается, что субъекты, допущенные к обращению с опасными отходами, обязаны иметь документы, подтверждающие прохождение ими специальной профессиональной подготовки. Правила ее проведения определяются исполнительной федеральной структурой, реализующей функции по осуществлению государственной политики и правовому регулированию в области образования и охраны природы. Стоит учесть, что из перечня требований было исключено предписание о необходимости иметь на предприятии служащего, ответственного за допуск лиц к обращению с отходами.

В действующем Положении, регламентирующем работу с опасными отходами, присутствует указание на такое грубое нарушение лицензионных требований , как использование объекта обезвреживания/размещения материалов с отступлением от документов, получивших положительное заключение государственными экологическими экспертами, повлекшее последствия, указанные статьей 19 ФЗ № 99. Вместе с этим из нормативного акта исключен ряд важных, по мнению экспертов, пунктов. В их числе, например, в Положении нет указаний на такое грубое нарушение лицензионных требований , как неосуществление мониторинга уровня загрязнения и состояния природы на территории объекта размещения опасных отходов, а также в пределах зоны их воздействия на среду. Более того, данная процедура вообще исключена из списка предписаний.

Преподавательская сфера

Образовательная деятельность, согласно действующим нормам, подлежит лицензированию. Нормативное регулирование педагогической сферы осуществляется в соответствии с ФЗ № 273. Положение, утвержденное правительственным Постановлением № 174 от 2011 г., устанавливает требования к образовательной деятельности. В их числе:

  1. Наличие у субъектов специальных строений, сооружений, зданий, территорий, помещений, находящихся в их собственности или на другом законном основании. Указанные объекты должны быть оборудованы для выполнения практических занятий, обеспечения питания и медобслуживания работников и воспитанников.
  2. Наличие учебно-методических материалов по реализуемым программам, соответствующим нормам, установленным законодательством.
  3. Соблюдение требований по организации педагогического процесса.
  4. Наличие сотрудников, численность которых обеспечивает реализацию учебных программ и соответствует нормам, определенным законом. Работники могут состоять в штате организации или привлекаться на другом правомерном основании.
  5. Наличие учебно-методической, учебной литературы, прочих библиотечно-информационных материалов, средств обеспечения педагогического процесса по реализуемым программам.

Грубое нарушение лицензионных требований: образование

Педагогическая сфера считается одной из важнейших в настоящее время. Любое г рубое нарушение лицензионных требований может повлечь серьезные последствия. В п. 6 Положения приведены некоторые действия, которые могут расцениваться как неисполнение установленных предписаний. В частности пунктом закрепляется следующее грубое нарушение лицензионных требований в образовательной деятельности (вернее, несколько):

  1. Неисполнение предписаний, предусмотренных подпунктами 1, 2, 5 приведенного выше списка.
  2. Повторное несоблюдение правил, закрепленных подп. 3 и 5. Законодательство устанавливает контрольный срок для субъектов, занятых в педагогической сфере. Лица могут привлекаться к ответственности за повторное несоблюдение предписаний, допущенное в течение 5 лет.
Читайте так же:  Дайн лайт требования

Грубые нарушения лицензионных требований в фармацевтической деятельности

Их список также закрепляется отраслевым Положением. Самое первое грубое нарушение лицензионных требований – отсутствие у предприятия соответствующего помещения и оборудования для осуществления работы. Объекты должны быть в собственности или аренде. Для фармацевтических компаний устанавливаются правила, в соответствии с которыми они могут отпускать медикаменты. Особое внимание законодатель уделяет реализации наркотических и психотропных соединений, зарегистрированных как лекарственные средства, а также препаратов, имеющих эти вещества в своем составе. Неисполнение этих предписаний расценивается как грубое нарушение. Приказом Минздравсоцразвития от 2010 г. был утвержден минимальный ассортимент препаратов, необходимых для оказания медпомощи. Отсутствие таких средств в аптеке признается грубым нарушением. Нормативными актами также установлен список жизненно важных медикаментов. Их стоимость находится под контролем государства. При несоблюдении порядка ценообразования фармацевтическое предприятие может привлекаться к ответственности за грубое нарушение требований лицензии. Основаниями для вменения наказания выступают также факты реализации аптекой фальсифицированных препаратов, недоброкачественных и контрафактных средств, а также несоблюдение правил хранения медикаментов. Указанные выше грубые нарушения относятся к обычной аптечной организации, реализующей лекарства и прочие товары медицинского назначения в розницу.

Ответственность по КоАП

Лицензионный орган за грубое нарушение лицензионных требований может привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности. В КоАП присутствует статья 14.1, предусматривающая штраф или приостановление работы лица. При применении нормы необходимо учитывать, что она предусматривает ответственность для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность. Это означает, что в их действиях должны присутствовать соответствующие признаки. В первую очередь, занятие лица должно быть направлено на систематическое получение доходов.

Как выше было указано, понятие грубого нарушения определяется Правительством относительно конкретной деятельности. Это правило было введено ФЗ № 80. Большая же часть положений, регламентирующих процедуру лицензирования, были установлены до вступления этого Закона в действие, и в них отсутствует такое понятие, как «грубое нарушение». В этой связи ст. 14.1 сегодня почти не применяется. Если субъект ведет деятельность, не связанную с получением доходов, но при этом грубо нарушает лицензионные условия и требования, ответственность наступает по статье 19.20.

Дополнительные нормы

Кроме ст. 14.1 и 19.20 в КоАП присутствуют и другие статьи, предусматривающие санкции за грубые нарушения субъектами лицензионных условий и требований. К ним относят нормы:

  1. Незаконное осуществление частной медицинской и фармацевтической деятельности. Санкции предусматривает статья 6.2.
  2. Использование недр с грубыми нарушениями требований. Наказание устанавливает ст. 7.3.
  3. Нарушение условий, норм, стандартов, регулирующих деятельность в территориальном море, внутренних водах, и экономической зоне, на континентальном шельфе РФ. Санкции закреплены в ст. 8.17.
  4. Нарушение требований при производстве работ в сфере мониторинга уровня загрязнения природы, гидрометеорологии, активных воздействий на геофизические процессы. Наказание определено статьей 8.40.
  5. Нарушение требований в сфере промбезопасности опасных объектов. Санкции установлены ст. 9.1.

Уголовное наказание

Оно предусмотрено 171-й статьей УК. Как указывает первая часть нормы, в случае нарушения лицензионных правил, виновным может вменяться:

Статья УК содержит и квалифицирующий состав деяния. Если грубые нарушения были допущены организованной группой или были сопряжены с извлечением крупной прибыли, наказание ужесточается. При этом сумма штрафа увеличивается, обязательные работы и арест не вменяются, а вместо них предусмотрено тюремное заключение. Кроме статьи 171, наказание предусматривают и другие нормы УК. В частности санкции установлены за незаконную банковскую и фармацевтическую деятельность, частную медицинскую практику.

Следует упомянуть еще несколько нюансов. Грубое нарушение условий и требований лицензии влечет приостановление ее действия. При этом законодательство устанавливает определенные сроки, в которые компетентные структуры могут привлечь виновных к ответственности. Иски, связанные с назначением административного наказания, рассматриваются в рамках гражданского производства и не отнесены к ведению арбитражных судов.

Штраф за нарушение условий лицензионных соглашений увеличен

Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 408-ФЗ внес изменения в Кодекс об административных правонарушениях и ужесточил наказания за нарушение требований и условий лицензионных соглашений.

Получив лицензию на определенный вид деятельности, будьте готовы к тому, что ведомство, выдавшее ее, придет к вам с проверкой. Такое право лицензионным структурам предоставил Федеральный закон от 4 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 19). Требования к лицензионным проверкам установлены в статье 19 Федерального закона от 4 мая 2011 № 99-ФЗ, а также в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

За нарушение требований и условий лицензии сумма штрафа не изменилась и на данный момент она составляет: для фирмы — от 30 000 до 40 000 рублей; для руководителя или предпринимателя — от 3000 до 4000 рублей (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

А вот если фирма грубо нарушила условия лицензии, то штраф, согласно принятому закону, увеличится и составит:
• для фирмы — от 100 000 до 200 000 рублей или возможна приостановка деятельности фирмы на срок до 90 суток;
• для руководителя — от 5000 до 10 000 рублей;
• для предпринимателя — от 4000 до 8000 рублей или возможна приостановка деятельности фирмы на срок до 90 суток (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ).

Законом также предусмотрена административная ответственность за нарушение лицензионных соглашений по деятельности, не связанной с извлечением прибыли (статья 19.20 КоАП РФ).
За ведение такой деятельности без специального разрешения (лицензии) штраф составит:
• для фирмы — от 170 000 до 250 000 рублей (или приостановление деятельности на срок до 90 суток);
• для руководителя — от 30 000 до 50 000 рублей;
• для предпринимателя — 30 000 до 40 000 рублей (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

За нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) оштрафуют:
• фирму — на сумму от 100 000 до 150 000 рублей;
• руководителя — на сумму от 15 000 до 25 000 рублей;
• предпринимателя — на сумму 5000 до 10 000 рублей.

За грубое нарушение требований специального разрешения (лицензии) может быть назначен увеличенный штраф в размере:
• для фирмы — от 150 000 до 200 000 рублей;
• для руководителя — от 20 000 до 30 000 рублей;
• для предпринимателя — от 10 000 до 20 000 рублей (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).