Мгу пособие по обществознанию

Мгу пособие по обществознанию

Учебное пособие написано ведущими профессорами и доцентами Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова – юристами, философами, политологами, экономистами, имеющими опыт работы на подготовительных курсах и в приемной комиссии университета. Общество рассматривается с философской, социологической, экономической, политической и юридической точек зрения.

Пособие подготовлено в соответствии с программой по обществознанию для поступающих в МГУ. Для поступающих на гуманитарные факультеты вузов.

Подготовка к ДВИ по обществознанию в МГУ

Об организации: Готовимся к внутреннему экзамену по обществознанию в МГУ! В нашей группе вы сможете получить все необходимые навыки для сдачи Дополнительного Вступительного Испытания по обществознанию в МГУ, а также неплохо подготовиться к ЕГЭ и просто подтянуть свои знания! Занятия проходят под руководством учащихся и выпускников прошлых лет. Раз в год мы проводим очные подготовительные экспресс-курсы по подготовке к ДВИ.

Если у Вас есть какие-то вопросы — не стесняйтесь задавать их куратору группы. Дата основания: 8 июля 2012

18 ноября 2018 года в конференц-зале 4-го учебного корпуса МГУ состоится День открытых дверей на Юридическом факультете МГУ.

Приглашаются поступающие на программы бакалавриата, магистратуры и второго высшего образования. Начало в 12.00.

Начинается новый учебный год, а значит самое время подумать о поступлении в лучший вуз страны По традиции в сентябре мы объявляем набор на онлайн-курс по подготовке к ДВИ по обществознанию на 2018/2019 учебный год. Показать полностью…

В чем его уникальность:
— Первый онлайн курс по подготовке к ДВИ, вы можете готовиться к поступлению в МГУ не выходя из дома, что очень удобно, особенно для иногородних абитуриентов
— В рамках курса, помимо лекционного материала осуществляется постоянная практика написания эссе, предлагаемых в рамках ДВИ и разбор типичных ошибок.
— Уникальные знания, которые не дают в школе. Упор в курсе делается именно на аспекты, слабо изучаемые в рамках школьной программы (главным образом, право и экономика)
— Продолжительность курса – 6 месяцев (октябрь-апрель), занятия 1 раз в неделю по 2 часа, в воскресенье.

Узнать о курсе более подробно и записаться можно на нашем сайте.

Помимо вопросов, обозначенных в закрепленном посте, наиболее часто задается вопрос: нужно ли подавать документы для того чтобы писать ДВИ? (вариация: Как зарегистрироваться на ДВИ?) Показать полностью…

Если честно, вопрос вызывает удивление. Интересно, как вы себе представляете написание ДВИ без подачи документов? В назначенный день Х МГУ открывает двери всем желающим попытать свои силы, скажем, в истории, и не важно, что среди желающих могут быть как абитуриенты, так и мамы и даже бабушки абитуриентов, студенты и аспиранты (вдруг кто-то захочет проверить свои знания), случайные прохожие (по этой же причине), и даже приехавшие на чемпионат мира по футболу фанаты (просто от скуки, благо, фанзона совсем рядом)

Это все шутки, а если говорить серьезно, то конечно же: 1. Для того, чтобы быть допущенным к ДВИ нужно подать документы в приемную комиссию и получить расписку. 2. Расписка о приеме документов является вашим пропуском на ДВИ.

Всем добра и удачи!

Мгу пособие по обществознанию

Словарь раскрывает ключевые философские, культурологические, социологические, политологические, экономические и правовые понятия, используемые в обществознании. В словарь также включены биографии известных обществоведов. Данное пособие написано на основе опыта вступительных экзаменов коллективом преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова.

Книга рекомендована абитуриентам, поступающим на гуманитарные факультеты вузов, а также будет полезна в качестве настольного справочника по обществознанию.

Программа вступительных испытаний по обществознанию

Общие замечания

На вступительном испытании по обществознанию абитуриент должен продемонстрировать следующие знания и умения:

  1. иметь сформированные знания о социальных свойствах человека, его месте в системе общественных отношений;
  2. иметь сформированные знания об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  3. иметь сформированные представлениями об особенностях различных общественных наук и методах познания социальных явлений и процессов;
  4. уметь выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  5. уметь анализировать основные тенденции и возможные перспективы развития мирового сообщества в глобальном мире;
  6. уметь систематизировать и интерпретировать социальную информацию, демонстрируя знание истории обществознания и современных концепций общества;
  7. уметь аргументировать свое мнение с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития, их места и значения в жизни общества как целостной системы;
  8. уметь раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  9. владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук.

I. Специфика обществознания и основные этапы его развития

Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различия. Становление научного обществознания.

Мифологическое сознание древнего человека. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли. Теология. Гуманизм Возрождения.

Воззрения на общество в эпоху Нового времени. Теории общественного договора. Вера в разум и прогресс Просвещения. Становление общественных наук XIX века. Крупнейшие мыслители в обществознании XIX — начала XX вв.

Основные направления современной общественной мысли. Особенности развития русской общественной мысли.

II. Общество и человек

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Влияние географических факторов на развитие общества. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Общество как система. Типология обществ. Типы развития обществ. Понятие прогресса и регресса. Революция, реформы и эволюция общества. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. Теория цивилизаций. Стратификация и социальная мобильность.

Человек и общество

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Социализация. Потребности и интересы. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

III. Основные сферы общественной жизни

Духовная культура

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Экономическая сфера

Экономика как наука, экономика как хозяйство. Методы экономической теории. Факторы производства. Теория потребительского поведения. Собственность. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Фирма и ее цели. Малый бизнес и его развитие в России. Крупный и средний бизнес, их особенности. Затраты производства. Виды затрат. Прибыль фирмы. Издержки, виды, классификация. Монополии, виды. Конкуренция, монополистическая конкуренция. Рынок труда. Безработица. Инфляция. Государство в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги и фискальная политика государства. Деньги и основы денежной политики. Банки, банковская система. Денежно-кредитная политика государства. Инфляция и безработица. Экономический рост. Финансовый рынок и фондовая биржа Ценные бумаги. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Налоги и налогоплательщики. Современная международная экономика. Макроэкономические показатели. Глобализация мирового экономического пространства. Предпринимательство, его вид. Потребитель. Место России в современной мировой экономике.

Читайте так же:  Приобретательная давность образец искового заявления

Социальная сфера

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные нормы, их многообразие. Отклоняющееся поведение. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Политическая сфера

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Ресурсы власти. Политическая система. Политический процесс. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Политические партии, их типология. Партийные системы. Политические лидеры. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура. Политические конфликты и способы их решения.

Право как особая система норм

Право, признаки и функции. Источник права, их виды. Система права: нормы, институты, структура. Юридические факты. Правонарушения, его признаки и виды. Состав правонарушения. Юридическая ответственность, основания и условия ее возникновения, виды. Публичное и частное право. Конституция. Основы Конституционного строя РФ. Президент. Прокуратура и суды. Основы административного права. Административная ответственность. Уголовное право, понятие и сущность. Преступление, виды. Уголовная ответственность и наказание. Семейное право. Правовые нормы института брака. Родители и дети: правовые основы взаимодействия. Трудовое право в жизни людей. Взаимодействие работников и работодателей. Рабочее время и время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Экологическое право. Гражданское право. Участники гражданско-правовых отношений. Договор, виды договоров. Право собственности и порядок защиты права собственности. Гражданско-правовая ответственность. Правовые формы предпринимательской деятельности. Права потребителей. Международное право как основа взаимоотношений государств. Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право.

Глазунов, Марченко, Гобозов: Обществознание. Учебное пособие

Аннотация к книге «Обществознание. Учебное пособие»

Учебное пособие является вторым, переработанным и дополненным, изданием, которое подготовлено в строгом соответствии с государственным общеобразовательным стандартом по курсу «Обществознание». В нем в доступной форме изложены исходные понятия общей теории возникновения, взаимодействия и развития общества, государства и права, основные вопросы, рассматриваемые на семинарах и входящие в билеты на зачетах и экзаменах по данной дисциплине.
Материал пособия, изложенный в форме небольших лекций по каждому вопросу, способствует легкому усвоению предмета, позволяет быстро и эффективно подготовиться к занятию, сдаче экзамена.
Для абитуриентов, студентов и преподавателей вузов.
4-е издание, переработанное и дополненное.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Обществознание : учебное пособие для абитуриентов

Учебное пособие написано ведущими профессорами и доцентами Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова — юристами, философами, политологами, экономистами, имеющи ми опыт работы на подготовительных курсах и в приемной комиссии университета. Общество рассматривается с философской, социологи ческой, экономической, политической и юридической точек зрения.

Пособие подготовлено в соответствии с программой по общество знанию для поступающих в МГУ.
Для поступающих на гуманитарные факультеты вузов.

Все права защищены Издательство КДУ ©

КДУ — издательство в МГУ им. М.В. Ломоносова

Ломоносов. Пособие по обществознанию

Методические рекомендации для

подготовки к олимпиаде

Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

Кандидат философских наук,доцент Вархотов Т.А.

Кандидат философских наук,доцент Ефремов О.А.

Олимпиада школьников «Ломоносов»

Предметно-методические особенности обществознания

Обзор учебной литературыпо предметуи

принципыее использования приподготовке

Методические рекомендации разработаны с учетом ос-

новных положений государственного образовательного стан-

дарта общего образования и с учетом изменения места предме-

та «Обществознание» в учебном плане. В стандарте цели учеб-

ного предмета «Обществознание» структурированы путем вы-

деления пяти направлений: развитие личности учащихся, воспи-

тание, усвоение системы знаний, выработка умений, формиро-

вание способности применять полученные знания и умения в практической деятельности. Также в методических рекоменда-

циях учитывается, что основная цель олимпиад – выявить наи-

более талантливых выпускников школ, обладающих эрудицией,

неординарностью мышления, способностями к аналитическому творчеству, одаренных. Этим и определяется специфика олим-

пиадных заданий в отличие от заданий вступительных экзаме-

По словам ректора МГУ имени М.В. Ломоносова акаде-

мика В.А. Садовничего, «отбор и поиск талантливых ребят – стратегическая задача Московского университета». Данную цель преследуети олимпиада«Ломоносов».

Олимпиада, таким образом, – не просто экзамен, это по-

иск талантов и, одновременно, форма профессиональной ори-

ентации старшеклассников. Следовательно, хотя задания со-

ставляются на основе материала школьных учебников и в целом

Олимпиада школьников «Ломоносов»

соответствуют школьной программе, их составители стремятся выявить культуру мышления, аналитические способности,

склонность к определенному виду интеллектуальной деятель-

ности и уровень общей эрудиции участника. В силу этого дан-

ные задания могут отличаться от привычных форм школьного контроля знаний. К тому же следует учитывать, что ряд олимпи-

ад, например, по философии, проводится по предметам, кото-

рые в чистом виде в школьной программе отсутствуют, хотя проблематика может быть представлена в различных школьных курсах (вслучае с философией – от физики долитературы).

За последние годы олимпиадное движение в Москов-

ском государственном университете значительно развилось как в количественном, так и в качественном отношении. На измене-

ние организации, проведения олимпиад, а также специфики олимпиадных заданий повлияло несколько факторов. Во-

первых, реформы в системе образования. К ним относится вве-

дение ЕГЭ, дифференциация школьного курса обществознания – разделение базового и профильного уровней, введение в ряде школ отдельных курсов по философии, экономике, праву и т.д.

Во–вторых, фактором, определяющим эволюцию олимпиад,

можно считать их постоянное совершенствование на основе накопленного опыта.

Раньше среди функций олимпиад особо важную роль иг-

рал их «репетиционный» характер, олимпиады выступали в ка-

честве способа подготовки к вступительному экзамену, позво-

ляли понять специфику его проведения в МГУ как в организаци-

онном, так и в содержательном отношении, проверить собст-

венные знания, своевременно обнаружить и ликвидировать пробелы в них. Соответственно и задания олимпиад были ори-

Читайте так же:  Как оформить вычет по ндс

ентированы на структуру и требования вступительного экзаме-

на, олимпиады проводились по обществознанию в целом, т.к.

именно по этому предмету проводился вступительный экзамен.

Кроме того, олимпиады проводились самостоятельно различ-

ными факультетами, хотя существовал общеуниверситетский контроль и общеуниверситетские правила.

В последние годы на передний план выходят иные функ-

ции олимпиад, присущие им изначально, но находившиеся не-

сколько в тени «репетиционного» характера – профориентация и поиск талантливой молодежи. Безусловно, это отразилось на специфике предлагаемых заданий. Они носят более творческий,

разноплановый характер, не только проверяют знания, но и умения их применять, интеллектуальные склонности, особенно-

сти мышления и т.д. Сказанное в полной мере относится даже к тестовой части – она постоянно совершенствуется методически с целью повышения информативности результата – получения наибольшего количества сведений о способностях и склонно-

стях участника, которому эти задания предлагаются.

Олимпиада школьников «Ломоносов»

Олимпиады дифференцируются тематически – они про-

водятся по дисциплинам, составляющим различные разделы обществознания. Так, под общим названием «Ломоносов» про-

водятся олимпиады по философии, праву, экономике и т.д. МГУ проводит олимпиады совместно с различными государствен-

ными структурами и иными организациями, заинтересованны-

ми в поисках талантливой молодежи. К таким (и весьма удач-

ным) опытам можно отнести проводимую вместе с газетой

«Московский комсомолец» олимпиаду «Покори Воробьевы го-

ры» и олимпиаду по обществознанию, проводимую совместно со Счетной палатой РФ. Каждая из них позволяет более диффе-

ренцированно, а значит точно, определить, насколько молодой человек расположен к соответствующей сфере деятельности, не ошибается ли онсосвоимпрофессиональным выбором.

Кроме того, осуществляется и возрастная дифференциа-

ция. К участию в ряде олимпиад приглашаются не только уча-

щиеся 10-11, но и 8-9 классов. Задания для младших возрастных групп составляются с учетом их возможностей, а участие в олимпиаде позволяет ребятам испытать свои силы и опреде-

литься с направлениями дальнейшей работы.

Следует упомянуть и переход к двухэтапной системе про-

ведения олимпиад, включающей отборочный (заочный) и оч-

Возрастает качественный уровень заданий, совершенст-

вуются методы их подготовки и «выборки», упорядочивается организационная, структурная сторона олимпиадного движения в МГУ. Действуют четкие правила формирования жюри и мето-

дических комиссий, подготовки заданий, проведения олимпиа-

ды, проверки, порядка подачи апелляций и т.д. Всех участников удивляет строгость организации и проведения олимпиады, осо-

бенно по сравнению с привычными для них школьными экза-

менами (включая ЕГЭ). Сказывается многолетний опыт проведе-

ния вступительных испытаний в МГУ, к которому прибавляется опыт предшествующих олимпиад. Мы стараемся создать доб-

рожелательную творческую обстановку, но вместе с тем требу-

ем скрупулезного следования правилам, обеспечивающим че-

Причем требуем этого не только от участников, но и от членов жюри. Работы проверяются и многократно перепрове-

ряются разными преподавателями, разработаны четкие и по-

нятные критерии оценивания, которых обязаны придерживать-

ся все члены комиссий.

Повышаются и требования к методическим комиссиям,

составляющим задания. Для них тоже разработаны правила,

касающиеся как условий и организации работы, так и содержа-

тельных вопросов. Существенное внимание уделяется вариа-

бельности разрабатываемых заданий. Осуществлен переход от

Олимпиада школьников «Ломоносов»

«вариантного» способа формирования пакета заданий к «блоч-

ному». Раньше выборка осуществлялась между готовыми вари-

антами. Сегодня методические комиссии готовят блоки вопро-

сов, дифференцированных тематически и по уровню сложности.

Из серий этих блоков путем случайной выборки формируется вариант, предлагаемый участнику.

Все это в комплексе должно исключить всякие неоправ-

данные преференции, обеспечить объективность и «прозрач-

Широко стали использоваться современные информаци-

онные технологии, особенно при проведении заочного тура.

Они позволяют существенно упростить для участников получе-

ние всей интересующей ихинформации, обеспечиваютудобную форму представления выполненной работы, способствуют орга-

низации «обратной связи», а также существенно оптимизируют работу жюри, что позволяет сокращать сроки проверки работ и объявления результатов.

Олимпиады «Ломоносов» по обществознанию проводят-

ся в два тура: заочный (отборочный) и очный. Задания заочного тура размещаются на сайте олимпиады, участник выполняет их и направляет результат по указанному адресу. В заочном туре предлагается творческое задание, выполнение которогодолжно продемонстрировать как знания участника, так и степень владе-

ния им рядом навыков: способностью к анализу, логикой, уме-

нием творчески применять имеющиеся знания и ясно излагать свои мысли, формулировать собственную точку зрения, аргу-

ментировать ее, наконец, грамотным оформлением работы.

Важно продемонстрировать не только наличие у участника оп-

ределенной «информации» по проблеме, но и элементы спо-

собностей, развитие которых необходимо для успешной дея-

тельности в избранной профессии. Победители заочного тура получают право участия в следующем этапе– очном туре.

Олимпиада школьников «Ломоносов»

Обществознание как учебная дисциплина является при-

емником преподававшегося с 1960-х гг. в СССР «Обществоведе-

ния» и имеет достаточно длительную историю: первые проекты создания единой общеобразовательной дисциплины «общест-

воведение» относятся к начальному периоду формирования советской системы начальногои среднегообразования. 1

Важнейшей особенностью обществознания (как и его предшественника – обществоведения) является комплексность.

Данная учебная дисциплина объединяет существенные поло-

жения большой группы обществоведческих дисциплин: исто-

рии, философии, правоведения, экономической теории, этики,

эстетики, социологии, политологии и религиоведения. Каждая из перечисленных дисциплин обладает значительным объемом и сложностью, как следствие – комплексная дисциплина «Об-

ществознание» оказывается одной из самых емких и трудных среди всехдисциплиншкольногообучения.

Изучение обществознания и тесно связанных с ним пред-

метов (а школьной программой предусматривается изучение отдельно ряда дисциплин, входящих в обществознание – напр.,

права и экономики) в рамках школьной программы происходит

1 Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В. Методика преподавания обществознания в начальной школе. М., 2008.С. 9.

на протяжении шести лет, с 6 по 11 классы, что обуславливает разный уровень готовности учащихся, принадлежащих к разным возрастным группам. При этом дифференциация происходит не только по количественному критерию (разному возрасту соот-

ветствует разный уровень знаний), но и по предметному крите-

рию (разному возрасту соответствует разный набор освоенных разделов обществознания), поскольку на разных этапах обуче-

ния изучаются разные предметные разделы.

Однако комплексность обществознания не следует рас-

сматривать как свидетельство того, что это просто компилятив-

ный предмет, построенный на основе механического соедине-

ния перечня проблем и фактов отдельных дисциплин, входящих в его состав. Хотя обществознание является школьной, а не на-

учной дисциплиной, т.е. не предполагает приращения знаний, а

является инструментом только их воспроизводства и ретрансля-

ции, все же на уровне олимпиадного движения комплексный характер обществознания предполагает способность участника олимпиады раскрывать разные предметные стороны одного и того же объекта. То есть, как минимум, участник должен связы-

вать различную по дисциплинарной принадлежности проблема-

тику на уровне общей предметности.

Комплексный характер обществознания наиболее явно проявляется при решении творческихзаданий, предполагающих развернутый ответ. Например, при подготовке развернутого

Олимпиада школьников «Ломоносов»

ответа на вопрос «Учение о государстве Платона и Аристотеля» необходимо обратить внимание на то, что правильный ответ на вопрос должен носить комплексный характер: в контексте уче-

ния о государстве античных авторов необходимо рассмотрение вопросов, касающихся права, политологии, этики, экономики и метафизики (философии), можно также обратить внимание (в

Читайте так же:  Куда отправить договор нтв плюс

случае Платона и Аристотеля) на педагогическую компоненту учений. Поскольку речь идет об одном и том же предмете

(«учение о государстве», «сравнение взглядов на государство Платона и Аристотеля»), на первый план выходит комплексный характер обществознания как такой дисциплины, которая объе-

диняет (и, в случае обсуждаемого вопроса, взаимно увязывает)

разные предметные аспекты.

Формулирование заданий для развернутого письменного ответа в форме цитат (традиционная для очного тура олимпиа-

ды «Ломоносов») вносит дополнительную трудность в подго-

товку ответа: абитуриент должен самостоятельно осуществить преобразование цитаты (часто метафорической) в ясную фор-

мулировку темы. С одной стороны, это дает простор для творче-

ской реализации абитуриента и демонстрации владения зна-

ниями по дисциплине, с другой стороны, может дезориентиро-

вать абитуриента, не имеющего достаточного опыта анализа и интерпретации цитатных конструкций. Для правильного ответа на вопрос необходимо учесть не только буквальный смысл

предложенной формулировки (например, «Человек есть то, что он из себя делает и как творит себя»), но и контекстуальную принадлежность цитаты, на которую указывает фамилия проци-

тированного автора (в данном случае – Ж.-П. Сартр). Соответст-

венно, абитуриент должен обнаружить вложенный автором ци-

таты смысл, и только после этого предлагать собственное виде-

ние проблемы. В этой связи, при использовании цитатных форм в формулировках олимпиадных заданий, необходимо четко ин-

структировать абитуриентов, подчеркивая, что ответ должен учитывать оригинальный смысл цитаты и позицию ее автора, и

что необходимо соблюдать баланс между демонстрацией зна-

ний и демонстрацией креативности.

Хотя цитатные формы и осложняют понимание задания,

они, в отличие от классических (точных) формулировок заданий,

позволяют абитуриенту полностью реализовать свой творческий потенциал и, за счет нечеткости постановки проблемы, дают возможность для выбора предметного аспекта, в лучшей степе-

ни освоенного данным конкретным абитуриентом.

Например, в случае с приведенной выше цитатой из Ж.-

П. Сартра выделяются как минимум следующие элементы отве-

философская концепция человека во французском экзи-

стенциализме и, конкретно, «проектной» сущности человека у Ж.-П. Сартра;

Олимпиада школьников «Ломоносов»

этическая проблема поступка и выбора – возможно привлечение различных авторов и концепций в области теории морали и философии поступка, отИ. Кантадо М. Бахтина;

социальная проблема рационального поведения как ис-

точника формирования общества и общественных систем — от М. Вебераи до новейшихтеорий;

группа экономических проблем, связанных с технологи-

ческим развитием, регулированием рынка и иными вопросами макроэкономическогоуровня;

экологическая проблема человек-среда в условиях на-

личия возможностей глобального антропогенного влияния на среду;

антропологическая проблема природы человека как биосоциального существа и возможностей влияния человека на собственную природу;

философская проблема мировоззрения в контексте со-

липсизма и иных подходов, в той или иной степени абсолюти-

зирующихавтономность и возможности индивида.

При желании, из предложенной цитатной формулировки можно извлечь существенно большее количество конкретных сюжетов для развернутого письменного ответа, выше перечис-

лены лишь наиболее очевидные, но даже их перечень демонст-

рирует ширину горизонта для выбора конкретного плана и со-

держания ответа. Дать исчерпывающий ответ за весьма ограни-

ченное время, которое отводится на выполнение олимпиадных заданий очного тура, практически невозможно. Отсюда следует,

что ориентироваться необходимо не на задачу содержательного исчерпания вопроса, а на задачу демонстрации понимания комплексного характер проблемы (например, «проектной сущ-

ности человека»). Абитуриентдолженпоказать схему ответа,т.е.

продемонстрировать на предложенном примере, что он пони-

мает многогранный характер обществоведческих проблем и видит различные предметные измерения одной и той же про-

блемы. 2 Далее следует частичное раскрытие и насыщение фак-

тическим материалом схемы в тех частях, которые абитуриен-

том выделены как наиболее существенные, — на практике это позволяет выбирать для детализации тот предметный аспект,

которым абитуриент лучше всеговладеет.

Таким образом, комплексный характер обществознания выступает одновременно и как критерий выбора формулировок тем для творческих вопросов, предполагающих развернутый ответ, и как критерий оценки ответов навопросыэтого типа.

В первом случае целесообразно подбирать такие форму-

лировки (возможно, цитаты), которые явным образом позволя-

ют абитуриенту предложить в ответе несколько предметных

2 Ср. п.4.2.3. Методических рекомендаций по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2010-2011 г., подготовленных Председателем центральной предметно-методической комиссии по обществознанию С.И. Козленко.

Олимпиада школьников «Ломоносов»

аспектов проблемы в их, хотя бы формальной (по общности объекта), взаимосвязи.

Во втором случае (при оценивании ответа) необходимо учитывать готовность абитуриента демонстрировать комплекс-

ное видение проблемы, анализировать ее в контексте пробле-

матики различных дисциплин, входящих в состав обществозна-

Обзор учебнойлитературы по предмету ипринципы

ее использования при подготовке

Поскольку содержание олимпиадных заданий определя-

ется обязательными минимумами содержания и уровня подго-

товленности учащихся по предмету, а также Федеральным ком-

понентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию, 3

основным источником информации при составлении заданий и средствомподготовки абитуриентов являются учебные пособия.

Все учебные пособия по предмету «Обществознание» можно разделить на две группы: школьные учебники (перечень рекомендованных Министерством образования России учебни-

ков см. Приложение А) и пособия для абитуриентов ВУЗов. Если первая группа жестко привязана к организационной схеме обу-

чения (конкретным классам сопоставлены свои разделы про-

граммы, например, в учебнике для 10 класса отсутствует про-

блематика права и экономики), то вторая группа не имеет такой дифференциации, и ее пособия сразу предлагают некоторый

«полный» взгляд на обществоведческую проблематику. Поэто-

3 См. документы Министерства образования РФ: обязательный минимум содержания и уровня подготовленности учащихся по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56), Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).

Олимпиада школьников «Ломоносов»

му при использовании для подготовки к олимпиаде школьных учебников необходимо задействовать комплект для нескольких лет обучения. С другой стороны, учебные пособия для абитури-

ентов часто оказываются ориентированы на проблематику кон-

кретного ВУЗа, для абитуриентов которого они выпускаются, и

отдельные предметные разделы могут быть в них представлены очень неравномерно.

На практике целесообразно использовать оба типа учеб-

ных пособий – как школьные учебники, так и пособия для аби-

туриентов ВУЗов. Первые, в большинстве случаев, лучше отра-

жают дисциплинарный стандарт и, за счет большего объема

(несколько учебников за несколько лет), оказываются более содержательно насыщенными, а пособия для абитуриентов ВУ-

Зов отличает лучшая проработка отдельных разделов и наличие дополнительной информации. Кроме того, поскольку подав-

ляющее большинство участников олимпиад ориентированы на поступление в ВУЗ по специальностям, для которых обществоз-

нание является профильным предметом (либо включает про-

фильные дисциплины как собственные подразделы), внима-

тельное знакомство с разработанными в ВУЗах пособиями явля-

ется необходимым элементом в цикле подготовки к поступле-

Анализ рекомендованных Министерством образования России учебных пособий (Приложение А) обнаруживает не-

Рубрики: Без рубрики