Летчики истребители пенсия

Пенсии работникам летно-испытательного состава в России

Граждане, занятые особо опасными и тяжелыми видами трудовой деятельности, выделены в отдельные категории. Им положено повышенное пенсионное содержание в случае наступления нетрудоспособности независимо от причин. В законодательстве заложены права летчиков-испытателей на начисления за стаж трудовой деятельности (ФЗ № 166). Кроме того, этим лицам положено и страховое пенсионное содержание (ФЗ № 400). Таким образом, летчики-испытатели могут получить два вида господдержки в старости.

Скачать для просмотра и печати:

Общая методика назначения пенсий военным летчикам

Пенсии летчикам-испытателям исчисляются по отдельной методике. Размер их выше, чем средний по стране. С целью компенсации потерянного трудового дохода этим лицам назначаются такие виды пенсий:

  • по государственному обеспечению;
  • по обязательному страхованию.

Пенсия военных летчиков в России определяется несколькими параметрами. Так, законодательством определено, что право на госсодержание получают:

  • военнослужащие из числа летного состава, входящие в утверждённый перечень должностей;
  • имеющие летный стаж не менее 2/3 общего.

Важно: если военный летчик (ВЛ) получил инвалидность на службе, то, кроме пенсии за классность, сможет претендовать на содержание, связанное с состоянием здоровья (то есть второе). Они выплачиваются одновременно.

Условия назначения

Для получения пенсии военные летчики-испытатели и космонавты обязаны подпадать под такие критерии:

  1. Являться гражданами Российской Федерации.
  2. Заработать летный стаж, определенный нормами действующего законодательства.

Льготными условиями на получения госсодержания считаются следующие причины увольнения со службы:

  • по состоянию здоровья;
  • по иным уважительным причинам, описанным в законе.

Важно: для получения права на содержание за счет госбюджета ВЛ должен иметь определенный стаж летно-испытательной работы:

  • мужчины 25 лет;
  • женщины — 20 лет.

При льготном отчислении из отряда по уважительным причинам критерии стажа снижены на пять лет: 20 и 15 (мужчины и женщины соответственно).

Внимание: если после увольнения из рядов вооруженных сил офицер официально работает на гражданке более 12 месяцев, то ему полагается часть страхового содержания. Оно назначается на общих основаниях, но без фиксированной выплаты.

Кого относят к летно-испытательному составу

Правительственным постановлением утверждается перечень должностей, подлежащих гособеспечению по выработке. В частности, в список включают образцы военной техники, за службу на которых назначается особое пенсионное обеспечение. К ним относятся:

  1. стратегические бомбардировщики — летные аппараты, предназначенные для решения глобальных задач;
  2. военно-транспортные самолеты — машины тяжелого класса, занимающиеся перевозкой больших количеств военной техники и личного состава;
  3. разведчики — самолеты, выполняющие особые боевые поручения, связанные с изучением обстановки на театрах военных действий;
  4. истребители — аппараты, предназначенные для ведения стремительных боевых атак на высоте до 20 км;
  5. вертолеты — многофункциональные летательные аппараты, используемые при ведении боевых действий;
  6. тактические бомбардировщики — самолеты, используемые для выполнения конкретных боевых задач на любой территории.

Важно: летный состав, осуществляющий службу на перечисленных видах техники, получает пенсионное содержание ВЛ .

Каков размер госсодержания летчиков после увольнения

Величина выплат ВЛ напрямую зависит от совокупного периода профессиональной деятельности. В него входит служба:

  • в летном составе вооруженных сил РФ (ВВС);
  • выполнение задач за пределами Родины в составе иностранной авиации;
  • время обучения в профильном образовательном заведении;
  • период отпуска по уходу за детьми.

Важно: при формировании суммы к выплате учитывается воинское звание и должность конкретного гражданина, с которой он уволен в запас.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Методика расчета пенсионного содержания в порядке ФЗ № 166

В статье 17.2 содержатся правила исчисления летно-испытательного содержания, связанного с увольнением. В первом пункте написано следующее:

«Гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 1 000 процентам размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом „О страховых пенсиях“. За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, но не более чем до 1 500 процентов размера указанной социальной пенсии».

Таким образом, конкретная сумма гособеспечения подсчитывается на основании размера социальной пенсии, установленной на период увольнения летчика-испытателя. При этом учитывается стаж профессиональной службы, превышающий определенные в законодательстве граничные рамки в 20 и 25 летных лет.

Рассчитывается данная выплата по такой формуле:

  1. ПЛ = (1000% х Сп — СтП) + 25% х Сп х Дст, где:
  2. ПЛ — конечный размер гособеспечения за выслугу;
  3. Сп — страховая пенсионная норма, установленная Правительством РФ;
  4. СтП — величина страхового пособия по старости, определенного в порядке ФЗ № 400;
  5. Дст — дополнительное число полных лет службы, свыше положенных по норме.

Важно: размер госпенсии за выслугу ограничен 1500% страховой пенсии (СтП в нашей формуле).

Гражданин Петров служил летчиком-испытателем в течение 27 лет. Уволился по достижению предельного возраста в мае 2017 года. Ему назначено страховое пенсионное содержание 17 650 р.

Компенсация за выслугу ему рассчитывается по приведенной выше формуле, где:

Расчет госсодержания за выработку лет гражданина Петрова:

(5034,25 р. х 1000% — 17 650 р.) + 5034,25 р. х 25% х 2 г. = 35209,63 р.

Важно: полная сумма к выплате Петрова: 35209,63 р. + 17 650 р. = 52859,63 р. (две разных пенсии складываются).

Формула для расчета льготного содержания по выслуге лет

Если испытатель уволился ранее положенного срока по уважительной причине, то используется такая формула:

  • ПЛ = (800% х Сп — СтП) + 25% х Сп х Дст, где:
  • ПЛ — конечный размер гособеспечения за выслугу;
  • Сп — страховая пенсионная норма, установленная Правительством РФ;
  • СтП — величина страхового пособия по старости, определенного в порядке ФЗ № 400;
  • Дст — дополнительное число полных лет службы, свыше положенных по норме.

При этом предельная величина выплаты ограничена 1300% показателя Сп.

Внимание: приведенная выше формула применяется для граждан, имеющих стаж 20 и 25 лет (женщины и мужчины соответственно). Две трети периода должны выпадать на летную работу.

Размер выплат военным летчикам в 2018-2019 году

Средний размер пенсионного материального обеспечения ВЛ в 2018 году составил 17 тыс. руб. Правительством проводятся работы по его увеличению к 2025 году до 23,5 тыс. руб. Ныне для расчета применяются следующие процентные отношения:

Внимание: для подсчета пенсионного обеспечения складывают суммы начислений:

К полученному показателю применяют понижающий коэффициент.

Офицеру Серову А.И. до увольнения начислялись такие суммы:

  • оклад — 12 000 р.;
  • за звание — 10 000 р.;
  • за должность — 23 000 р.;
  • надбавка за выслугу — 5 600 р.

Серов А.И. отслужил 25 лет. Его пенсионное содержание рассчитывается так:

(12 000 р. + 10 000 р. + 23 000 р. + 5 600 р.) х 55% = 27 830 р.

Порядок оформления госсодержания за выслугу

Обратиться за назначением выплат можно в любое время после наступления права на них. Заявку подают в Пенсионный фонд России (ПФР). Сделать это разрешено:

Для подтверждения права на начисления нужно предоставить такие документы:

Внимание: проверка бумаг проводится в течение 10 суток.

Выплаты содержания за выслугу

Перечисление госсодержания получателям осуществляется ежемесячно. Пенсионерам позволено выбрать комфортный способ перевода. А именно:

Кроме того, при необходимости гражданин может передоверить работу со средствами родственнику или иному лицу (нужна нотариальная доверенность).

Право на начисление страховой дотации по возрасту

Летчикам-испытателям назначается страховое содержание из средств ПФР при условии:

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Зарплата гражданских летчиков (пилотов) военных летчиков (пилотов).

Гражданские и военные лётчики (пилоты) поднимаются в небо практически каждый день, а в ряде случаев, их вылеты могут осуществляться и по нескольку раз за сутки. Очевидно, стоит подчеркнуть, что профессия лётчика, вне зависимости от того, является ли пилот командиром гражданского или же военного воздушного судна, является опасной, а, следовательно, наверняка будет и высокой зарплата пилота.

Действительно, на сегодняшний день квалифицированные лётчики ценятся очень сильно, ведь благодаря действиям опытных авиаторов даже самолет, вышедший из под контроля можно посадить без ненужных жертв. И, здесь, следует подчеркнуть, чем большим опытом обладает пилот, тем выше будет и зарплата лётчика.

Конкретные цифры зарплаты пилота могут варьироваться от минимума к максимуму исходя из того, в какой авиакомпании работает командир воздушного судна, а также от того, какие задачи поставлены перед ним. Если брать Великобританию, то минимальная зарплата лётчика здесь составляет порядка 32 тысяч долларов в год, в то время, как максимальная может превышать 120 тысяч долларов. Что касается самоё высокой зарплаты лётчика, то она зафиксирована в Китае, где пилот грузового самолёта Boeing 747-400 получает свыше 250 тысяч долларов в год, что естественно, делает такую профессию весьма перспективной.

Читайте так же:  Патент имущество

Весьма часто, зарплата лётчика зависит от того, каким типом воздушного судна он управляет. Если это небольшой легкомоторный самолёт, то всего скорее, пилоту придётся рассчитывать на относительно небольшую заработную плату, но в том случае, если это гигант на подобии Airbus A380, то вероятно зарплата лётчика будет приближена к максимуму, так как управление этой сложной воздушной машиной требует максимальной квалификации.

Что касается зарплаты пилота в России, то здесь она не настолько высока как того хотелось бы, что зачастую и приводит к утечке лётного состава. Для примера, лётчики гражданской авиации, работающие в авиакомпании «Аэрофлот», получают порядка 72 тысяч долларов в год. Тем не менее, квалифицированные специалисты действительно необходимы отечественной авиации, а потому, ряд авиаперевозчиков, специально стимулирует работу опытных пилотов, предлагая им заработную плату в размере 100-120 тысяч долларов в год.

Что же касается военных летчиков (пилотов), то в среднем они зарабатывают 110 тыс. рублей в месяц. Л ейтенант, отслуживший 1 год, зарабатывает в среднем 40 тыс. рублей в месяц. Офицеры, прослужившие от 5 лет, могут довольствоваться заплатой 70-90 тыс. рублей в месяц. Но не будем забывать что всех военных летчиков Государство обязало обеспечить жильем.

Как бы то ни было, главным для пилота любого воздушного средства являются далеко не деньги, а уникальная возможность вновь и вновь подниматься в небо, навстречу бесконечному горизонту.

Летчики истребители пенсия

2016 год стал очень успешным для мировой индустрии авиаперевозок, зафиксировав рекордно максимальную прибыль в размере $35,6 млрд. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, 2016 стал восьмым подряд прибыльным годом для отрасли.

В конце 2016 года United Airlines увеличила ставки заработной платы пилотов на два года вперед, что позволило компании сохранить статус лидера в отрасли по данному показателю. Средняя часовая ставка, которую компания предлагает своим пилотам, составляет $270 в час (или $27 тыс. в месяц). Максимальная ставка, которую предлагает компания (зависит от опыта и квалификации), — от $232 (в первый год работы) до 328 в час (от $23 тыс. до 33 тыс. в месяц).

Далее следует компания American Airlines, которая повысила зарплату своим пилотам в среднем на 24% с 1 января 2017 года и будет индексировать ее до 2019 года. Средняя ставка, которую компания предлагает своим пилотам, составляет $249 в час (или $25 тыс. в месяц). Максимальная ставка, которую предлагает компания, составляет до $302 в час, или до $30 тыс. в месяц. Эта мера по увеличению зарплат пилотам обойдется компании в $230 млн в 2017 году и по $350 млн в последующие два года.

После ратификации нового трудового договора в 2016 году Delta Air Lines переместилась на третье место по уровню заработной платы пилотов со средней ставкой $247 в час (или $25 тыс. в месяц). В зависимости от опыта и квалификации пилота компания предлагает часовую ставку от $152 до $321 , что составляет от $15 тыс. до $32 тыс. в месяц.

В последнее время китайские авиакомпании предлагают привлекательные условия для опытных пилотов со всего мира, и спрос на пилотов постоянно растет. Крупнейшая китайская компания China Southern предлагает пилотам зарплату от $26 тыс. до $29 тыс. в месяц. А получение разрешения на работу в настоящее время упростилось.

Еще одна китайская авиакомпания Chengdu Airlines предлагает пилотам зарплату около $300 тыс. в год, или $25 тыс. в месяц, уже после уплаты налогов, а также гарантирует бонус в размере $36 тыс. при выполнении трехлетнего контракта. Помимо конкурентоспособной заработной платы китайские компании также предлагают привлекательные условия: около 50 часов полета в месяц вместо стандартных 80-100 часов. Таким образом, часовая ставка для опытных пилотов, по расчетам РБК, составляет около $500 .

Крупнейшая европейская авиакомпания Lufthansa в среднем предлагает своим пилотам зарплату в $240 в час (или $24 тыс. в месяц), в зависимости от квалификации и опыта эти значения колеблются от $117 до $360 , что составляет от $12 тыс. до $36 тыс. в месяц.

Другая европейская авиакомпания Air France сократила уровень заработной платы своих пилотов в 2016 году, сейчас средняя часовая ставка зарплаты пилотов составляет $220, или $22 тыс. в месяц.

Часовая ставка пилотов в компании Hawaiian Airlines составляет от $170 до $207 , что составляет зарплату от $17 тыс. до $21 тыс. в месяц. В среднем часовая ставка в компании составляет $194 (или $19,5 тыс. в месяц).

Авиакомпания Alaska Airlines, которая в 2016 году приобрела компанию Virgin America, предлагает пилотам часовую ставку от $181 до $213 , что составляет от $18 тыс. до $21 тыс. в месяц.

Командир воздушного судна (КВС) в «Аэрофлоте» получает 470 тыс. руб. (около $8100) в месяц, второй пилот 320–350 тыс. руб. (около $6000) , а инструктор — более 500 тыс. руб . (около $8600). Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев признавал нехватку российских командиров. «Пилоты гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработная плата в полтора-два раза выше», — говорил он. Чтобы вернуть пилотов авиаперевозчик ввел ​единоразовые выплаты: КВС заплатят 650 тыс. руб. , второму пилоту — 350 тыс. руб . Но при условии, что они вернулись не раньше чем через три года после увольнения.

Источники: Международная ассоциация воздушного транспорта, Airline Pilot Central, CNN Money, Spiegel, расчеты РБК

Секреты «крылатого братства»: о чем мечтают летчики ВКС РФ

Они проводят в небе тысячи часов и видят то, что доступно немногим. Они — будущее отечественной военной авиации.

В преддверии Дня Воздушно-космических сил России военные летчики, принимавшие участие в международном конкурсе «Авиадартс-2016» (проводимого в рамках Армейских международных игр), впервые раскрыли ТАСС некоторые секреты своей работы.

Старший летчик Ка-52

Капитан Роман Кобец служит на авиабазе Черниговка в Приморском крае. В авиацию он пришел в 1998 году, до этого отучившись в Сызранском училище. Отец Романа – тоже вертолетчик, летал на Ми-8 и Ми-24. Первый раз в жизни Роман полетел на вертолете Ми-8 еще мальчишкой, будучи в 10-м классе.

Первому полету предшествует колоссальная подготовка, рассказывает Кобец.

На вертолете Ка-52 Роман летает уже три года, лаконично оценивая свойства своей машины: «Этот вертолет всем хорош!»

Раньше он летал на Ми-24. Эту машину хвалит и терпеливо растолковывает, что вертолеты разных семейств и поколений не хуже и не лучше, просто разные.

Ка-52 – разведывательно-ударный вертолет с замечательными летными и маневренными характеристиками, с широкой номенклатурой средств поражения, новейшим прицельно-навигационным комплексом. Это единственный вертолет в современной российской армии, который оборудован катапультными креслами.

Взлеты и посадки у летчиков считать не принято — да и нет им числа. А вот часы налета — один из главных показателей работы. У Романа их 800. Экипажи могут меняться, но с нынешним своим напарником Роман работает уже около полугода.

При этом вертолеты за летчиками не закреплены, на то они и строевые машины. Например, на соревнованиях «Авиадартс» летчики из Приморья сели за совершенно другие вертолеты. С Дальнего Востока далековато было бы лететь, смеется Роман. Однако минимальные отличия между каждым вертолетом даже одного класса есть, всегда приходится приноравливаться и готовиться к полетам.

Говоря о своем доме, и о тех местах, где хотел бы побывать, капитан Кобец с улыбкой называет себя гражданином мира. А смысл своего призвания формулирует коротко: «Для меня авиация – это жизнь».

Летчик-истребитель Су-30

Капитан Илья Сизов служит в Забайкальском крае, на аэродроме Домна. Он младший сын в семье. У Сизовых целая династия — отец летает на Су-27, старший брат на перехватчике МиГ-31. Выбора у младшего брата, шутит Илья, просто не оставалось.

Первый полет – как обычно у летчкиов, на третьем курсе, на Л-39 с аэродрома Майкоп.

Налет у Ильи около тысячи часов, раньше он летал на МиГ-29, а теперь уже три года летает на истребителе Су-30.

У российских летчиков подготовка более чем серьезная, добавляет Илья. А что касается классификации поколений самолетов, то Су-30 принадлежит к интересной разновидности «4++» – это еще не знаменитый Т-50 пятого поколения, но уже и не Су-27 четвертого. Есть у него управляемый вектор тяги, дающий сверхманевренность, значительно улучшена аэродинамика, современная авионика, мощный прицельно-навигационный комплекс.

Несмотря на все технические нововведения, летчики всего мира – люди суеверные, такая уж у них специфика работы. В основном, строго соблюдаются три приметы: в день рождения не летать, перед полетом не фотографироваться и в день полетов не бриться.

«Моя супруга уже привыкла. У меня двое сыновей. Если они захотят летать, отговаривать не буду», — признается Илья.

Летчик-истребитель МиГ-29

Пилот Александр (попросивший не называть его фамилию — прим. ТАСС) служит в Липецке. Он родился на юге России, где и самолетов толком не видел, разве что Ан-2 для сельскохозяйственных нужд.

В летной работе много трудностей, признается Александр. Это сейчас налет около 700 часов, а вначале каждая минута в небе – настоящее событие.

Летчик-истребитель МиГ-29

Первый полет другого пилота МиГ-29, Константина Прокофьева, и вовсе можно заносить в книгу рекордов Гиннеса, потому что закончился он катапультированием.

Константин родился в Майкопе в Краснодарском крае. Его отец учился в Армавирское училище, там же познакомился и с его мамой. Он летал на МиГ-29. «Я постоянно просил отца, чтобы он взял меня с собой на аэродром – посидеть в кабине самолета. Так и зародилась моя любовь к небу», — говорит пилот.

Читайте так же:  История музеев мира пособие

Сейчас у Константина налет около тысячи часов, из них на на МиГ-29 — около 800. «В дальнейшем, думаю, переучиваться начнем на Су-30 и Су-35. Но вообще-то очень ждем МиГ-35 — хочется полетать и на нем», — говорит пилот.

Даже тот летчик, который уходит на пенсию, все равно мечтает о небе, считает Константин.

Профессия пилот военного самолета

Военные летчики — элита армии во многих современных государствах. Отбор в военную авиацию очень строг. Слабым здесь не место.

Военная авиация появилась в 1909 году. В начале первой мировой самолеты использовали только для разведки корректировки артиллерийского огня. Но уже во второй половине войны помощники пилотов вручную сбрасывали на пехоту металлические дротики, а также бомбы на наземные объекты. После на самолеты были установлены пулеметы, что позволило вести бой с вражеской авиацией. Во вторую мировую военная авиация вышла на новый уровень развития. В небе велись ожесточенные бои между эскадрильями истребителей, а узлы коммуникаций, объекты инфраструктуры и производства разрушались бомбардировщиками.

Описание профессии

Военный летчик – это член экипажа военного самолета. Современные военные авиационные аппараты конструируют так, чтобы они были многофункциональными и могли не только уничтожать наземные объекты, но и выполнять разведывательные задачи, а также вести бой с авиацией противника. Однако традиционная классификация авиации сохраняется.

  1. Истребители способны развивать большую скорость и уничтожать объекты в воздухе на высоте до 20 км и выше.
  2. Тактические бомбардировщики рассчитаны на выполнение индивидуальных задач как на любом участке фронта, так и в тылу противника.
  3. Стратегические бомбардировщики предназначены для выполнения масштабных боевых задач и участия в крупных сражениях для поддержки наземной военной техники и пехоты.
  4. Разведчики – это легковооруженные, многоместные истребители или бомбардировщики, оборудованные фото- и видеокамерами, радиолокационными приборами, и различными средствами связи.
  5. Военно-транспортные самолеты большой вместимости и грузоподъемности способны сбрасывать с высоты до 3000 км десантников и грузы, в том числе технику.
  6. Вертолеты используются для высадки десанта, транспортировки грузов, раненых и убитых, эвакуации гражданских лиц и отрядов спецназначения, уничтожения танков и наземной техники, а также для поддержки пехоты и техники в локальных операциях.

Плюсы и минусы профессии

  1. Военный летчик – работа очень опасная. Есть риск для жизни. Более того, замечено, что в вооруженных конфликтах летчиков часто допытывают с особым пристрастием и, как правило, не держат в плену, а уничтожают.
  2. Все обычные минусы жизни военнослужащих присущи и работе военного летчика: постоянные переезды, проживание в отдаленных гарнизонах, часто вдали от цивилизации.
  3. Вред для здоровья и связанный с этим риск списания в запас. Постоянные перегрузки, эмоциональное напряжение – все это со временем приводит к возникновению серьезных заболеваний, несовместимых с выполнением профессиональных обязанностей..
  1. В РФ военной авиации уделяется особое внимание. Стратегические и тактические бомбардировщики – основа военной мощи любой ядерной державы. Поэтому в этом роде войск очень хорошее обеспечение: питание, зарплата, снабжение жильем и т.д.
  2. Военные летчики могут рано выходить на пенсию. Пенсия у них достойная.
  3. Быстрый карьерный рост.

Стать военным летчиком можно, получив образование соответствующей направленности в авиационном или военном вузе либо в летном училище. А можно и просто попасть в этот род войск при распределении призывников. После прохождения курса молодого бойца военные летчики учатся пять лет. Первые два года учеба проходит на базе в Краснодаре. После этого, в зависимости от выбранного рода авиации – в Армавире, Балашове или Борисоглебске.

Обязанности летчика, зарплата

Военный летчик должен знать все об особенностях и характеристиках всех видов военных самолетов, которые состоят на вооружении государств мира. Кроме того, ему надо разбираться в особенностях конструкций самолетов и в подробностях знать их внутреннее устройство, чтобы при необходимости самостоятельно выполнить ремонт в любых условиях. Разумеется, летчик обязан владеть навыками сухопутного боя и хорошо знать принципы работы систем противовоздушной обороны и радаров. Безупречное мастерство – это не только главный фактор, влияющий на успех выполнения боевой задачи, но и навык, от которого напрямую зависит личная безопасность пилота и жизни гражданских лиц.

Зарплата военного летчика не менее 100 000 рублей. При этом во время участия в вооруженных эта цифра может значительно возрастать. Военные находятся на полном государственном обеспечении. К тому же военные летчики – одни из первых в списках на получение жилья за счет госбюджета. В целом этот род войск можно назвать привилегированным.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия «Военный летчик» ваше призвание — не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию «Карьерный вектор» .

Знаете ли вы, что заработная плата выпускников «Нетологии» составляет в среднем
97 600 рублей в месяц.
Выберите специальность!

На что живут пилоты

21 февраля 2017 в 13:49

The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске — пилот. Сумма, которую получают пилоты гражданской авиации, зависит от нескольких факторов: авиакомпании-работодателя, типа самолета и выполнения нормы налета часов. Мы поговорили с пилотом, который на заре своей карьеры восемь раз пытался устроиться в «Аэрофлот», летал на «кукурузнике», а теперь управляет Boeing 757.

Профессия

Зарплата

40 000 рублей

40 000 рублей

20 000 рублей

6 000 рублей

уход за мотоциклом

5 000 рублей

7 000 рублей

82 000 рублей

прочие расходы
и накопления

Как стать пилотом

Поначалу я даже не думал стать пилотом, эта мысль пришла ближе к 14 годам. Мой отец летал на грузовом самолете в составе экипажа. К тому же привлекали финансовая составляющая и мысль о том, что можно путешествовать. Это сейчас я понимаю, что о путешествиях речь не идет, но до сих пор считаю, что авиация — одна из отраслей, где можно приятно работать и достаточно зарабатывать.

Я окончил общеобразовательную школу, а потом поступил в Московский авиационный технологический институт. Конструкторская деятельность меня не особо привлекала, поэтому дальше я решил пойти в летное училище. Но поступить сразу не получилось из-за проблем со зрением, тогда мне пришлось сделать операцию и подождать. Первое, что нужно, чтобы стать пилотом, — это хорошее здоровье.

Просто так в летное поступить очень сложно, а прохождение армии дает допуск с любым проходным баллом. Поэтому я отслужил год и получил рекомендательное письмо о внеконкурсном зачислении. Выбрал Сасовское летное училище, которое окончил в 2009 году пилотом коммерческой авиации. В начале 2000-х из-за развала отрасли образовался дефицит кадров, и в летчики брали всех подряд. Тогда в училище приходили три человека на 80 мест. Сейчас конкурс высокий, и все места забиты.

Для выпускников школы программа длится два года и 10 месяцев. На первом курсе преподают общеобразовательные предметы и аэронавигацию, аэродинамику, метеорологию. На втором курсе продолжают изучать спецпредметы и начинают отлетывать первые часы на легкомоторном самолете. На третий год практикуются полеты на двухмоторном самолете. Выпускникам училища выдают диплом и свидетельство пилота коммерческой авиации.

В теории после окончания училища можно устраиваться на работу, но на практике нужно пройти дополнительные курсы: по английскому языку и по подготовке к международным полетам. С ходу устроиться получается мало у кого. Конечно, есть родственники и знакомые, которые могут пристроить, но это другая история.

После окончания училища я восемь раз пытался устроиться в «Аэрофлот», а потом взял билет в один конец. У нас есть такое понятие, как «струя»: если попал в струю, то все замечательно идет. Так вот, тогда я, как и половина нашего курса, в струю не попал. Поэтому я уехал в Красноярский край и устроился на самолет Ан-2 («кукурузник») — так сказать, наслаждаться романтикой полета.

Проработал на Севере два года. В первый год следил за пожарами в лесах с воздуха, на второй год возил продукты и выкидывал парашютистов. За это время ветер из головы выветрился, а необходимые курсы были пройдены. Я вновь подал резюме в крупные авиакомпании и получил сразу несколько приглашений. Я сделал выбор в пользу воздушного судна: пошел туда, где пригласили работать на Boeing 757.

Чтобы устроиться на работу, надо сдать вступительные экзамены. Экзамены сдаются прямо в аэропорту: метеорологию надо сдавать метеорологу, аэродинамику — командно-летному составу и так далее. Если результат положительный, принимают на первоначальные курсы подготовки пилотов определенного типа самолета.

Дальше идет ввод в строй. Около 150 часов (или три месяца) я летал в сопровождении инструктора и safety pilot — второго пилота, который контролировал мои действия. После этого я получил свидетельство, где было сказано, что я могу быть вторым пилотом на Boeing 757. А потом дали самолет с 200 пассажирами, и я приступил к работе.

Особенности работы

О графике

Сейчас я летаю на грузовом воздушном судне. Раньше самолет был пассажирским, но потом его переделали: убрали сиденья, усилили пол, вырезали дверь. Регулярных рейсов нет: когда появляется заказ, тогда и лечу. Получается, что в месяц я нахожусь дома около пяти-семи дней.

На пассажирских рейсах я работал через день. Boeing 757 не предназначен для трансатлантических полетов, поэтому рейсы были не длинные. Бывали и совсем короткие: утром улетишь, а в обед уже дома.

Читайте так же:  Дарственная на квартиру на брата

Для летных экипажей существует норма времени отдыха. Пилот должен работать не больше 12 часов, а потом не меньше 12 часов отдыхать. Поэтому на дальние и сложные полеты сажают два экипажа. Первый экипаж, например, взлетает, дальше его заменяет второй, который пилотирует. На обратном пути они меняются. После долгих полетов мы отдыхаем в пункте назначения — или просто ночуем, или проводим там около суток. Сейчас я постоянно летаю в Якутск, исходил его вдоль и поперек, а на пассажирских рейсах было поинтереснее: удалось немного посмотреть Россию и Европу.

О подготовке к полету

Вся работа летчиков — это одна сплошная подготовка. Подготовка к рейсу начинается за два часа. Сначала нужно получить полетную документацию. Если рейс сложный и в точке назначения ждет горный аэродром, то нужно обговорить с командно-летным составом все возможные сложности. Есть аэродромы — например, Шамбери или Инсбрук — с очень сложными заходами. Их нужно отрабатывать на тренажерах. Если аэропорт для пилота новый, пилот-инструктор должен рассказать ему обо всех особенностях выполнения полета. Но для стандартных рейсов все проходит достаточно быстро.

В брифинг-комнате нужно получить сборники Jeppesen (сборники аэронавигационной информации. — Прим. ред.) и метеодокументы. В российских аэропортах перед каждым рейсом обязателен медосмотр. Обычно измеряют пульс и давление, но есть предвзятые врачи — они могут накрутить нервы летчику, заставив дышать в трубку. Честно скажу: чтобы явиться на медконтроль «с выхлопом», надо быть или без мозгов, или совсем отчаянным. За все восемь лет работы случаев поимки пилотов в состоянии алкогольного опьянения я не помню. Может быть, в малой авиации это случается, но здесь очень высоки риски и очень высока конкуренция. Наверняка многие помнят скандал, когда Ксения Собчак, услышав речь пилота по громкоговорителю, заподозрила, что он пьян. Пилота увезли на освидетельствование — там оказалось, что он в полном порядке. Но потом у него случился нервный срыв, и он ушел с летной работы.

За час до выполнения рейса капитан полностью осматривает самолет снаружи на наличие дефектов. Я проверяю оборудование внутри кабины и заправку топлива. Если мне что-то не нравится, то сразу докладываю командиру, и он вызывает инженеров-техников. Инженеры могут или устранить неполадку, или занести данные в лист отложенных дефектов. Самолет может некоторое время летать с незначительными дефектами, которые устранят позже.

Об экипаже

Когда пилоты летали на российской технике, обязанности четко разделялись: был командир, второй пилот, инженер, штурман, радист. Сейчас экипаж — это командир, второй пилот и команда бортпроводников. Как только самолет выкатился на исполнительный старт, разделение на командира и второго пилота пропадает: есть pilot flying (который управляет самолетом) и pilot not flying (который ведет мониторинг). В воздухе я могу быть как тем, так и другим — роли распределяются на предполетном брифинге. Обратно разделение на командира и второго пилота происходит уже на земле: я как второй пилот получаю сборники перед полетом, а после заполняю документацию. В остальном я, командир и самолет — единое целое.

Раньше пара «командир — второй пилот» была постоянной. В такой слетанности есть свои плюсы, но также есть и риск: «Я знаю, что Петька делает, а Петька знает, что я делаю». Но если Петька ошибся, а я его не проконтролировал, то это может сложиться в неблагоприятные обстоятельства. Когда я не знаю напарника, то присматриваюсь к его действиям и четко выполняю свои обязанности, и он делает то же самое. Такой кросс-чек очень важен.

О беспилотных самолетах и плохих мыслях

Мы пилотируем самолет в ручном режиме до набора эшелона, потом подключаем автопилот, но все равно контролируем все действия. Многие пророчат, что скоро техника станет беспилотной. Но оставлять такие решения за компьютером я бы не стал. Некоторые подумают: «Вот, он так говорит, потому что боится остаться без работы», — но я считаю, что техника недостаточно совершенна.

В полете мы проводим предпосадочный брифинг. Если я пилотирую самолет, то, находясь на эшелоне (в диапазоне высот, в которых летит самолет. — Прим. ред.), обсуждаю с капитаном, что и как буду делать при посадке. Таким образом, для капитана в моих действиях нет новизны. При этом если второй пилот совершает ошибку, командир берет управление на себя: «I have control».

В истории «Чудо на Гудзоне» про Салли Салленбергера очень подробно описано, зачем пилот нужен в кабине, несмотря ни на что. Это история о пилоте, который посадил самолет с двумя отказавшими двигателями на Гудзон, и все 155 человек остались живы.

Каждый раз, садясь в самолет, я понимаю, что у меня за плечом либо 200 пассажиров, либо 35 тонн дорогостоящего груза. Меня часто спрашивают, не страшно ли летать. Летать не страшно, я же не камикадзе! Если самолет в чем-то может быть неисправен, я просто не соглашусь на полет. В моей карьере были такие моменты, когда капитан принимал решение лететь, а я его останавливал.

Любая техника ломается, мы все это прекрасно знаем. Но во время полета я не думаю о плохом, потому что у мыслей есть свойство материализоваться. Если думать о том, что сейчас что-то отвалится или сломается, можно довести себя до нервного срыва.

О ПЕНСИИ

В гражданской авиации можно уйти на пенсию после шести тысяч часов налета. Но я пока не сильно заморачиваюсь этим вопросом: до пенсии мне летать еще года три.

Летчик может летать в роли командира максимум до 65 лет. После этого его переводят во вторые пилоты, где он летает, пока проходит медкомиссию. Но обычно уходят раньше: как ни крути, накапливаются разные болячки.

Я считаю, что надо уходить в здравой памяти и более-менее здоровым, чтобы как-то пристроить себя в гражданской жизни — не на шезлонге же сидеть в оставшееся время. Как правило, те летчики, которые долго-долго летают, быстро умирают. Они привыкают к такому ритму, и резкая остановка очень тяжело сказывается.

В основном, как это ни печально, бывшие летчики идут в охранники, таксисты и другие заурядные профессии. Кто-то устраивается в авиационный учебный центр на тренажер или читать какую-нибудь дисциплину, но таких меньше. Некоторые к этому времени имеют бизнес в отраслях, никак не связанных с авиацией.

Зарплата пилота складывается из оклада, налета и премии. Суммы в разных авиакомпаниях получаются разные. Например, у флагмана российских авиалиний зарплата за 80 часов налета составляет 160 тысяч рублей, а у российско-турецкого перевозчика — порядка 240 тысяч рублей. При этом в первой компании все самое лучшее — новые самолеты, постоянная смена формы, возможность называть себя флагманом, но есть короткие рейсы типа Москва — Казань, и, чтобы налетать 80 часов, приходится жить и спать в самолете. Во второй — форма попроще, но рейсы дальние, и налет можно выполнить за 12 выходов. Все относительно: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Меня пока устраивает моя зарплата.

В компании, где я работал до этого, не платили зарплату по два-три месяца. Несколько лет назад были моменты, когда я приезжал с рейса, менял форму на свитер и на новой кредитной машине ехал таксовать. На карте было 7 тысяч рублей, а надо отдать 60 тысяч за кредит — где хочешь, там их и бери.

Сейчас за 80 часов налета я получаю около 200 тысяч рублей на руки. Премия составляет 18 % от оклада, хотя раньше были все 40 %. Лишить премии могут за нарушение дисциплины, распорядка дня, опоздание и повреждение самолета.

В семье нас четверо: я, супруга и дети. Сейчас мы живем в квартире, которую отдали мои родители. За коммунальные услуги платим 6–7 тысяч рублей в месяц. Другое жилье строится. Я выплачиваю ипотеку — 40 тысяч рублей ежемесячно.

На еду для всей семьи уходит 40–50 тысяч рублей. У летчиков есть поговорка: «Сон и питание — основа летания». Когда я летал на пассажирском самолете, нас кормили по бизнес-меню. Сейчас питание на борту не предусмотрено — нам платят компенсацию в размере 1,5 тысячи рублей за перелет. Это меня не очень устраивает: перед рейсом приходится ехать в магазин, покупать бутерброды, а потом есть всухомятку.

Покупки вещей происходят спонтанно: если что-то нужно, то покупаем. Зато у меня есть одно постоянное увлечение — мотоцикл. На нем я часто езжу на работу. Одно время даже хотел продать машину. Год назад я купил мотоцикл и периодически что-то к нему докупаю — например, кофры или багажник. Это же как игрушка у ребенка! За год потратил на это 70 тысяч рублей. На бензин уходит 5 тысяч рублей ежемесячно. Занимаюсь спортом, но это увлечение совсем не затратно. Я — любитель воркаута: мне приятно подтягиваться и отжиматься на свежем воздухе.

Наш отпуск происходит точно так же спонтанно, как и покупки. В мае я запланировал поездку в Прагу на мотоцикле, и необходимая сумма у меня уже есть. Если жена хочет поехать в Крым или еще куда-то, это тоже не составит особого труда. В год на поездки уходит примерно 150–200 тысяч рублей.

Остальные деньги мы откладываем. Садик и школа для детей не очень затратные, а с кружками пока у нас дело не пошло. Конечно, есть еще деньги жены (она тоже работает), но их я не считаю.

Иллюстрация: Настя Григорьева