Квалификационные требования к водителю

За безопасность на дорогах России

Новые квалификационные требования для водителей вступили в силу

Изменения затронули практически все виды транспорта, кроме частных легковых автомобилей.

Новые требования прописаны в последней редакции приказа Минтранса России от 28 сентября 2015 г. №287. Документ расширяет перечень профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Как пояснили в Минтрансе России, с момента публикации приказа у перевозчиков было полгода для переподготовки водителей или изменения должностной сетки в соответствии с навыками и знаниями сотрудников. В дальнейшем ведомство будет проводить проверки соблюдения новых требований как в плановом, так и в неплановом порядке.

В числе знаний и навыков, упомянутых в документе и необходимых водителям практически всех транспортных средств (ТС), умение безопасно и эффективно управлять ТС соответствующей категории в различных условиях дорожного движения, понимание основ безопасного управления, принципов работы базовых механизмов ТС и признаков неисправностей, которые могут возникнуть в пути, правила оказания первой помощи, обеспечения безопасности пассажиров или грузов и др.

Помимо основных требований, в документе прописаны и специфические. Так, например, водитель транспортного средства категорий «В», «BE», т.е. масса которого не превышает 3,5 тонны, а также легкового такси должен будет уметь контролировать свое эмоциональное состояние и не забывать совершенствовать навыки управления транспортным средством соответствующей категории.

А вот для управления ТС, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов, уже нужно будет подтвердить знания основы психологии и этики водителя.

Для получения права на перевозку детей водителю будет необходимо подтвердить наличие непрерывного стажа не менее года и отсутствие административных наказаний, в том числе фактов лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, за аналогичный период времени. Такие же требования предъявляются для получения допуска к работе с опасными грузами.

В то же время, диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта, контролер технического состояния автотранспортных средств или специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должны будут представитель диплом об образовании не ниже среднего по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». В случае, если диплом специалиста не входит в указанную группу, то он должен будет представить диплом о переподготовке с присвоением квалификации соответствующей запрашиваемой должности.

По словам доктора психологических наук, руководителя Лаборатории психологических проблем судебно-психиатрической профилактики ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России Веры Булыгиной, указанный нормативно-правовой акт, безусловно, необходим. Но не менее важным является вопрос его практического исполнения. В частности, В. Булыгина обращает внимание на то, что требование от водителей транспортного средства категорий «В», «BE», а также легкового такси контролировать свое эмоциональное состояние, требует дополнительной расшифровки и нуждается в создании критериев оценки и организации системы психологической тренинговой работы с ними.

«Вызывает вопросы со стороны психиатров и медицинских психологов и минимальный срок (год), в течение которого должны отсутствовать административные наказания, в том числе факты лишения прав или административного ареста за нарушение ПДД, являющийся одним из оснований допуска к перевозке опасных грузов, а также к управлению автобусами для перевозки детей. Указанные критерии не предполагают учета возрастного (старение), соматического и психоэмоционального фактора», — отметила В. Булыгина.

Однако, как подчеркнула Вера Булыгина, анализ накопленного за рубежом и в России научного и прикладного опыта подтверждает необходимость стандартизации и подтверждения протокола оценки водителей и кандидатов водители.

Новые требования к уровню подготовки водителей уже вступили в силу. Их актуализацию сложно переоценить, если вспомнить о страшной аварии под Новосибирском, жертвами которой стали дети. Напомним, ДТП произошло утром 14 июня на 74 километре автодороги Р-256 «Новосибирск – Ташанта». Автомобиль «Honda CR-V» вылетел на полосу встречного движения и протаранил микроавтобус «Газель», в котором находились 17 человек, в том числе 11 детей. Все пострадавшие были госпитализированы. Двое детей, в том числе 5-летний пассажир легковой машины, были направлены в реанимацию.

Расследование показало, что пассажиры «Газели» не были пристегнуты, а ее водителем был частник. Как пояснил руководитель проектов экспертного центра «Движение без опасности» Максим Данилин, эти факты могли усугубить последствия аварии: «Официальная статистика говорит о том, что пассажирский автобус – один из самых безопасных видов транспорта. По вине его водителей в 2015 году произошло всего 3% аварий от общего числа ДТП по стране. Настораживает другая цифра – в 78% случаев нарушителями ПДД становятся именно водители-частники».

Читайте так же:  Статус и полномочия монарха великобритании

Сегодня почти половина автобусного парка страны принадлежит физическим лицам. Они свободны перед законом, не отчитываются за техническую исправность транспортных средств, не проходят предрейсового контроля, могут игнорировать соблюдение норм труда и отдыха и не устанавливать тахографы. Напомним, тахограф не только регистрирует скорость транспортного средства, соблюдение режима труда и отдыха водителей, но также позволяет в случае ДТП мгновенно передать на пульт дежурного точные GPS-данные о месте аварии.

По словам генерального директора ЗАО «Атлас-карт» Виктора Прокопенко, установка тахографа (являющегося средством измерения и обеспечивающего юридическую значимость происходящих с транспортом событий) дисциплинирует водителей и косвенно отражается на безопасности перевозок. Он также отметил, что управление автобусом без тахографа нельзя назвать иначе, как «нецивилизованным», так как в случае аварии пострадавшие практически не могут рассчитывать на установление точных причин случившегося или выплату страховки.

Как показывает практика, тахограф уже сегодня защищает права дисциплинированных и ответственных водителей и компаний-владельцев автопарков. Разумеется, наличие контрольного устройства на борту транспортного средства напрямую не может повлиять на ДТП, но тахограф может помочь предотвратить серьезную катастрофу и установить виновников аварии.

Напомним, в ближайшее время также вступят в силу требования и другого приказа Минтранса России, касающегося непосредственно тахографов. С 1 июля 2016 года будет запрещено использование аналоговых тахографов на грузовых и пассажирских транспортных средствах. Им на замену должны прийти цифровые контрольные устройства. У транспортной индустрии было 6 месяцев на то, чтобы провести переоборудование транспорта тахографами с блоками СКЗИ или по требованиям ЕСТР.

КоАП РФ предусмотрен штраф за отсутствие цифрового тахографа на транспортном средстве: для водителей — от 1 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей.

Утверждены квалификационные требования для водителей

В соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок.

До недавнего времени квалификационные требования были установлены приказом Минтранса России от 22.06.98 № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом».

Теперь министерство утвердило новые квалификационные требования. Они предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:

— водитель транспортного средства категорий «B», «BE» (включая водителя легкового такси);

— водитель транспортного средства категорий «C», «C1», «CE», «C1E» (водитель грузового автомобиля);

— водитель транспортного средства категорий «D», «D1», «DE», «D1E» (водитель автобуса);

— водитель транспортного средства категории «Tb» (водитель троллейбуса);

— водитель транспортного средства категории «Tm» (водитель трамвая);

— водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;

— водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;

— водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

— водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;

диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;

— контролер технического состояния автотранспортных средств;

— контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;

— специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;

— консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

(Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2015 № 40032, вступает в силу с 14 июня 2016 г. за исключением отдельных положений)

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку

Требования к водителю осуществляющего перевозку в международном сообщении

12. К водителю автомобиля, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

12.1. В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к знаниям водителя транспортного средства соответствующей категории, водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении, должен знать:

  • основы правовых норм, регламентирующих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении;
  • основы регулирования и контроля транспортной деятельности, порядок лицензирования и допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок;
  • международные нормативные акты, регламентирующие технические и экологические требования к транспортным средствам, осуществляющим международные перевозки, режимы труда и отдыха водителей автомобилей, осуществляющих международные перевозки;
  • особенности обеспечения безопасности международных автомобильных перевозок особых видов грузов, процедуры заполнения таможенной документации;
  • порядок оформления документации при прохождении таможенного и других видов контроля;
  • места, виды и методы проведения транспортного контроля.
Читайте так же:  Какие требования к кандидату в президенты рф

12.2. В зависимости от типа управляемого транспортного средства дополнительно к знаниям водителя транспортного средства соответствующей категории, водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении, должен уметь:

  • применять правовые нормы, регламентирующие перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении;
  • проходить таможенные процедуры при организации перевозки различных видов грузов.

12.3. В дополнение к требованиям, изложенным в пунктах 4.3, 5.3, 6.3 настоящих Требований, применительно к категории управляемых транспортных средств предъявляется требование к наличию свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика, выданного в соответствии со статьей 5 Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств — участников СНГ , и решением Экономического совета СНГ от 12 декабря 2008 г. «О Единых требованиях к дополнительному обучению на профессиональную компетентность международных автомобильных перевозчиков государств — участников СНГ».

Подпункт 12.3 вступает в силу по истечении трех лет со дня официального опубликования (пункт 2 приказа), т.е. с 14.12.2018 г.

12.4. К управлению транспортными средствами, осуществляющими перевозку пассажиров в международном сообщении, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года и не подвергавшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения. Требования к стажу (опыту) работы водителя, осуществляющего перевозки грузов в международном сообщении (за исключением опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов), не предъявляются.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2006 г. N 1605-р «О подписании Соглашения о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств — участников СНГ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 49 (ч. II), ст. 5242).

Квалификация водителя и требования к ней

Какой документ необходимо использовать при определении требований к квалификации водителя автомобиля?

При определении требований к квалификации водителя автомобиля, рекомендуется использовать «Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287.

Однако работодатель также вправе использовать другие действующие на текущий момент нормативные акты.

Для того чтобы надлежащим образом закрепить трудовые обязанности работника, рекомендуется составить должностную инструкцию. Указание конкретного перечня обязанностей позволит избежать недоразумений в работе и также позволит привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в случае невыполнения их.

При разработке должностной инструкции работодатель может руководствоваться, в частности:

  • квалификационными характеристиками по профессии «Водитель автомобиля (1, 2 и 3-го класса)», приведенными в Квалификационном справочнике, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102;
  • тарифно-квалификационной характеристикой профессии «Водитель автомобиля (4-го разряда)», утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31;
  • профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287) (Исключением является п. 12.3 названных требований, который вступит в силу с 14 декабря 2018 г. (п. 2 Приказа Минтранса России от 28.09.2015 N 287). С этой даты работодатель также может применять положения п. 12.3 указанных требований для разработки должностной инструкции водителя автомобиля.)

Эти требования, утвержденные Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287, устанавливают необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности работников.

С 12 августа 2016 г. вступит в силу Приказ Минтранса России от 11.03.2016 N 59, которым утвержден порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения некоторыми категориями водителей.

Пункт 7 данного документа разъясняет, что «Соответствие работников, которые принимаются на работу юридическими лицами, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом, требованиям к уровню профессионального образования, установленным профессиональными и квалификационными требованиями к работникам юридических лиц, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 287), если иное не установлено законодательством Российской Федерации, подтверждается документами об образовании и (или) о квалификации».

В соответствии с п. 10 Порядка, в ходе собеседования подтверждается соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям на основании Квалификационных требований (в случае если прием на работу проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

Квалификационные требования установлены Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2015 N 40032)

Читайте так же:  Пособия на детей в 2018 году калуга

На основании вышеизложенного, рекомендуется использовать при определении требований к квалификации водителя автомобиля «Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденные Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287.

Однако, организация-работодатель на текущий момент вправе также использовать:

  • квалификационные характеристики по профессии «Водитель автомобиля (1, 2 и 3-го класса)», приведенные в Квалификационном справочнике, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102;
  • тарифно-квалификационную характеристику профессии «Водитель автомобиля (4-го разряда)», утвержденную Постановлением Минтруда России от 10.11.1992 N 31.

На вопрос отвечала:
Ольга Яковлевна Решетова,
консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»

Квалификационные требования к водителю категорий «В» и «С»

Водитель автотранспортных средств категорий «В» и «С» должен знать:

  • назначение, расположение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание сборочных единиц, относящихся к автотранспортным средствам категорий «В» и «С»;
  • правила дорожного движения, основы управления автомобилем и безопасного движения;
  • правила (для водителей) технической эксплуатации автомобилей;
  • правила перевозки различных народнохозяйственных грузов, основные показатели работы автомобилей, пути и способы повышения производительности труда и снижения себестоимости перевозок;
  • неисправности, возникающие в процессе эксплуатации автомобилей; признаки, причины, опасные последствия неисправностей, способы их обнаружения и устранения;
  • порядок проведения технического обслуживания автомобилей и прицепов;
  • правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках;
  • правила обкатки автомобилей (новых и после капитального ремонта);
  • правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин;
  • влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля, спо-собы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
  • приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях;
  • правила заполнения первичных документов по учету работы автомобиля.

Скачать Квалификационные требования к водителю категорий «В» и «С»

Сообщите, пожалуйста, автору сайта, если Вы обнаружили ошибочную ссылку или документ скачивается с ошибкой

Во исполнение Федерального Закона № 531-ФЗ от 30.12.2014 г. сервер сайта находится на территории Российской Федерации. Посмотреть подтверждающий документ >>>

Консультирование заявителей о получении муниципальной услуги в электронной форме и отслеживании позиции ребенка для поступления в детский сад

Телефон:
8(47238)55260
Время работы: понедельник-пятница с 8:00 до 17:00
перерыв с 12:00 до 13:00

Новые требования к водителям-работникам вступили в силу

14 июня 2016 года вступает в силу приказ Минтранса от 28 сентября 2015 г. №287, которым утверждены профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В требованиях прописан необходимый уровень знаний и умений водителей всех категорий. В частности, для водителей категории В и ВЕ, кроме знаний ПДД обязательный объем знаний включает в себя основы обязательного страхования автогражданской ответственности, порядок вызова аварийных и спасательных служб, методики оказания первой помощи и состав автоаптечки, основы обеспечения безопасности пассажиров и пешеходов, уметь проверять техническое состояние автомобиля, устранять мелкие неисправности и т.д. Водитель легкового такси должен иметь стаж не менее трех лет. Кроме таксистов, требования к стажу предъявляются водителям автобусов, занимающихся перевозками детей и международными перевозками пассажиров (не менее года по категории D), а также крупногабаритного и тяжеловесного грузов. Все водители, допущенные к пассажирским и грузоперевозкам, должны иметь национальные (российские) водительские удостоверения.

Приказом также прописаны требования к другим работникам, имеющим отношение к автоперевозкам: контролерам технического состояния, диспетчерам, специалистам по обеспечению безопасности дорожного движения.

Профессия водитель

Водитель – широко распространенная и востребованная профессия. Водитель может работать на легковом либо грузовом автомобиле, автобусе: в парках общественного транспорта, на маршрутных такси, личным водителем на автомобиле владельца, на служебном автомобиле. Рабочий график водителя, как правило, ненормированный, может быть посменным. Водитель – в основном мужская профессия, но попадаются и женщины-водители.

Функциональные и должностные обязанности водителя

Основная обязанность водителя – управление автомобилем. В зависимости от места работы водитель может заниматься перевозками пассажиров, продукции, груза, а также в его обязанности входит техническое обслуживание автомобиля. В некоторых случаях водитель выполняет еще и функции кондуктора: продает билеты.

Квалификационные требования к водителю

Для того, чтобы стать водителем, необходимо окончить обучение в автошколе, профтехучилище, получить водительское удостоверение необходимой категории, иметь стаж вождения. Водитель должен знать правила дорожного движения, уметь быстро оценить обстановку на дороге и принять правильное решение, обладать навыками управления автомобилем в различных условиях, знать структуру автомобиля, правила технического обслуживания. Водитель должен обладать такими качествами как внимательность, наблюдательность, бдительность, осторожность, предусмотрительность, уравновешенность, терпение, быть физически выносливым человеком.

Карьера и зарплата водителя

Уровень заработной платы водителя зависит от места работы, графика работы, количества отработанных часов, стажа вождения. Водителем можно работать и частным образом, в таком случае доход должен быть выше, но при этом необходимо приложить усилия на самостоятельный поиск клиентов – пассажиров.