Иск приватизация служебного жилья

Иск приватизация служебного жилья

В Советский районный суд г. Омска.

Истцы:
Н. П.,
г. Омск, ул. . д. . кв. . ;

В. А.,
г. Омск, ул. . д. . кв. . ;

А. В.,
г. Омск, ул. . д. . кв. . ;

Ответчики: Администрация г. Омска,
г. Омск, ул. Гагарина, 34;

Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска,
г. Омск, ул. Краснофлотская, 8

Исковое заявление
о признании права собственности
в порядке приватизации

На основании ордера на жилое помещение № 9 от 24.01.1992г. моему отцу В. А. и членам его семьи было предоставлено для проживания жилое помещение – двухкомнатная квартира общей площадью 33,02 кв.м., расположенная по адресу: г. Омск, ул. . д. . кв. . Ордер выдан на основании Решения Первомайского Районного Совета Народных депутатов № . от. 1991 г. и Постановления Главы Администрации Первомайского района г. Омска от . 1992 г. № .

Квартира предоставлялась для проживания как служебное жилое помещение от ПЖРЭУ-4.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Омска, жилой дом, расположенный по адресу: г. Омск, ул. . д. . был передан в муниципальную собственность на основании Решения Малого совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992г. № 245.

В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают трое: я, мой отец В. А. и мой брат А. В. О. И., вселенная на основании ордера, умерла 19.09.1992 г.

Согласно ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ », граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

На наше обращение по вопросу разрешения приватизации занимаемой нами квартиры, Департамент недвижимости Администрации г. Омска ответил отказом, согласно которому приватизация жилого помещения возможна только после исключения его из специализированного жилищного фонда.

Полагаем, что мы имеем право на приобретение в собственность в порядке приватизации спорной квартиры по следующим основаниям.

1. В соответствие со ст. 93 ЖК РФ , служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Ст. 101 ЖК РСФСР определяла назначение служебных жилых помещений условиями трудовой деятельности, а именно работники, в связи с характером трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

Таким образом, служебные жилые помещения предоставлялись только на период работы (занятия должности) определенным категориям работников, которые в связи со спецификой их работы должны проживать по месту работы или вблизи от него.

Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ № 13-П от 24.10.2000 года:

«…ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение (как это, в частности, имеет место применительно к служебным жилым помещениям), исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность».

«Решение вопросов, связанных с распространением определенного правового режима на то или иное жилое помещение, не может быть оставлено на усмотрение правоприменителя, поскольку при этом не исключается противоречивая правоприменительная практика, а, следовательно, нарушение равенства граждан перед законом и судом. Но и в случае отнесения законодателем — в соответствии с названными критериями — тех или иных жилых помещений к имеющим особый правовой режим и потому не подлежащим приватизации должна быть обеспечена возможность судебного обжалования распространения такого режима на конкретное жилое помещение».

Как указывается в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 года, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статьей 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.

В данном случае, исходя из практики и перспектив целевого использования спорной квартиры, служебной она не является, т.к:

  • 1. в настоящее время квартира не используется как служебная;
  • 2. не может в будущем использоваться в качестве служебной, так как истцы не могут быть выселены из квартиры.
  • 3. на основании Решения малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992г. № 245, жилой дом, расположенный по адресу г. Омск, ул. Энергетиков, д. 66 был передан в муниципальную собственность. В случае если присвоение статуса служебной жилой площади спорной квартире имело место, при передаче в муниципальную собственность от государственных предприятий и учреждений, жилые помещения, имеющие статус служебных утрачивают свой правовой статус и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В силу ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В жилищном законодательстве, в т.ч. в ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» отсутствуют нормы, регламентирующие последствия передачи служебных жилых помещений, закрепленных за государственным или муниципальным предприятиями либо учреждениями, в ведение органов местного самоуправления. Учитывая отсутствие нормы, прямо регулирующей такие отношения, необходимо применять аналогию закона и положения ст.7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации».

Таким образом, с момента передачи дома в муниципальную собственность, спорная квартира, находящаяся в указанном доме, утратила статус служебной, к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Решений муниципальных органов о снятии статуса служебного жилья с указанной квартиры (исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда) для ее приватизации не требуется.

Данная позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ (утвержден постановлением Президиума ВС РФ от 7 июня 2006г., 14.06.2006г), вопрос № 21:

«…служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями…, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации».

В соответствии с Постановлением Президиума ВС РФ от 10.08.2005г. (обзор судебной практики), если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

На основании изложенного, просим суд:

признать право собственности в равных долях в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Омск, ул. . д. . кв. . за В. А., А. В., Н. П., по 1/3 доли за каждым.

1. Копии искового заявления;
2. Копия лицевого счета квартиросъемщика;
3. Копия Постановления Главы Администрации Первомайского района г. Омска № . от . 1992 г.
4. Копия технического паспорта на квартиру;
5. Копия Решения Первомайского районного совета народных депутатов № . от . 1991 г.
6. Копия выписки из Реестра муниципального имущества г. Омска;
7. Копия ответа Департамента недвижимости Администрации г. Омска;
8. Копия ордера на право занятия служебной площади
9. Копия свидетельства о смерти О.И.
10. Копия свидетельства о заключении брака
11. Копия свидетельства о рождении А.В.
12. Копия справки о принадлежности квартиры
13. Копии справок о неучастии в приватизации
14. Копия доверенности представителя;
15 Квитанция об оплате госпошлины.

Представитель по доверенности _________________

См. по данному делу : Решение суда о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, занимаемую на условиях социального найма (с неснятым статусом «служебная»)

Иск приватизация служебного жилья

В Октябрьский районный суд г. Омска

Истцы: Д.Н.Д.,
г. Омск, ул. …

Д.А.В,
г. Омск, ул. …
действующие в своих интересах и
в интересах несовершеннолетней
Д.А.А….г. р… г. Омск, ул. …

Ответчики: Администрация г. Омска,
г. Омск, ул. Гагарина, д. 34

Департамент жилищной политики Администрации г. Омска,
г. Омск, ул. Гагарина, д. 34

Читайте так же:  Увольнение работника по статье за недостачу

Исковое заявление
о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

В мае 1992 года Д.А.В. и членам его семьи была предоставлена для проживания квартира, расположенная по адресу: г. Омск, ул. … кв. … Квартира предоставлялась от Производственного Объединения «Сибирские приборы и системы», на основании решения администрации Октябрьского района № 669 от 29.05.1992 г. выдан ордер № 1201 серия ГПВ -1 от 29.05.1992 г.

В ордере на жилое помещение стоит штамп «Служебная».

В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают четверо: я, Д.Н.Д., мои несовершеннолетние дети Д.П.А., Д.А.А., мой муж Д.А.В.

Согласно выписке из Реестра муниципального имущества г. Омска от 13.02.2007г. жилой дом, расположенный по адресу г. Омск. ул. … д. … был передан в муниципальную собственность на основании Постановления Законодательного Собрания Омской области от 27.09.2001г. № 247, договор № 3 о безвозмездном отчуждении объектов государственной собственности Омской области в муниципальную собственность от 01.11.2001г.

Согласно ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» , граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Обратившись с заявлением на приватизацию спорной квартиры в Администрацию г. Омска, мы получили отказ, согласно которому «служебные жилые помещения не подлежат приватизации, для заключения договора приватизации данное жилое помещение необходимо исключить из специализированного жилищного фонда».

На наше заявление в Администрацию г. Омска об исключении служебного жилого помещения расположенного по адресу г. Омск, ул. …., д. . кв. . из специализированного жилищного фонда, мы получили ответ, согласно которому оснований для исключения из специализированного жилищного фонда спорной квартиры не имеется.

Считаем, что мы имеем право на приобретение в собственность в порядке приватизации спорной квартиры по следующим основаниям.

1. В соответствие со статьей 93 ЖК РФ , служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Ст. 101 ЖК РСФСР определяла назначение служебных жилых помещений условиями трудовой деятельности, а именно работники, в связи с характером трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

Таким образом, служебные жилые помещения предоставлялись только на период работы (занятия должности) определенным категориям работников, которые в связи со спецификой их работы должны проживать по месту работы или вблизи от него.

Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ № 13-П от 24.10.2000:

«…ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение (как это, в частности, имеет место применительно к служебным жилым помещениям), исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность».

«Решение вопросов, связанных с распространением определенного правового режима на то или иное жилое помещение, не может быть оставлено на усмотрение правоприменителя, поскольку при этом не исключается противоречивая правоприменительная практика, а, следовательно, нарушение равенства граждан перед законом и судом. Но и в случае отнесения законодателем — в соответствии с названными критериями — тех или иных жилых помещений к имеющим особый правовой режим и потому не подлежащим приватизации должна быть обеспечена возможность судебного обжалования распространения такого режима на конкретное жилое помещение».

Как указывается в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 1999 года, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статьей 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.

В данном случае, исходя из практики и перспектив целевого использования спорной квартиры, служебной она не является, т.к:

  • 1. В настоящее время квартира не используется как служебная;
  • 2. Не может в будущем использоваться в качестве служебной, так как истцы не могут быть выселены из квартиры.

2. Штамп в ордере не может служить основанием для признания квартиры служебной без соответствующего постановления собственника жилого фонда. Доказательства включения спорной квартиры в число служебных в установленном порядке отсутствуют. Ни МУП ЖКХ № 8 Октябрьского АО г. Омска, ни Администрация Октябрьского АО г. Омска по нашему запросу копии либо реквизитов постановления о включении спорной квартиры в число служебных не предоставили.

В соответствии с техническим паспортом жилого дома № … по ул. … в г. Омске, дом был построен в 1983 году Производственным объединением «Омский электромеханический завод». Согласно распределению жилой площади, указанной в техническом паспорте названного дома, жилая площадь для использования квартир в качестве служебного жилья не предоставлялась. Таким образом, служебная жилая площадь в данном доме отсутствует.

Ордер на названную квартиру со штампом «Служебная» выдан моему мужу 29 мая 1992 г., но сведений в Государственном архиве Омской области об отнесении квартиры № …, расположенной по адресу: г. Омск, ул. … д. … к числу служебных не имеется. Таким образом, 29 мая 1992 г. моему мужу предоставлялась квартира, которая не имела статуса служебной жилой площади.

Кроме того, на основании Постановления Законодательного Собрания Омской области от 27.09.2001г. жилой дом, расположенный по адресу г. Омск. ул. …, д. … был передан в муниципальную собственность. Оплату жилья и коммунальных услуг мы производим в МУП ЖКХ № 8 ОАО г. Омска.

В случае, если присвоение статуса служебной жилой площади квартирам в доме № … по ул. Кирова в г. Омске имело место быть, при передаче в муниципальную собственность от государственных предприятий и учреждений, жилые помещения, имеющие статус служебных утрачивают свой правовой статус.

Таким образом, после передачи служебных жилых помещений в муниципальную собственность, они утрачивают свой статус служебного жилья и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Данная позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ (утвержден постановлением Президиума ВС РФ от 7 июня 2006г., 14.06.2006г), вопрос № 21 «…служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями…, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации».

3. В соответствие со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствие со ст. 4. указанного закона, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ . Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Согласно справке Федеральной регистрационной службы Омской области, в ЕГРП запись о регистрации прав на спорную квартиру отсутствует.

Как указал Верховный суд РФ в Обзоре судебной практики (утвержден постановлением Президиума ВС РФ от 10 августа 2005г.), «…Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке».

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993г. № 8 «в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, возникает спор о праве гражданском. Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке»

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 2, 8, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», просим суд:

признать право собственности в равных долях в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу г. Омск, ул. …, д. …, кв. … за Д.Н.Д., Д.А.В., Д.П.А., несовершеннолетней Д.А.А.

Оригиналы документов будут представлены в судебное заседание.

Д.Н.Д. ______, Д.А.В.______, Д.П.А._______

См. по данному делу : Решение суда о признании права собственности в порядке приватизации на служебное жилье

Особенности приватизации служебного жилья

Приватизация гражданами муниципального жилья достаточно подробно регламентирована. Но вот особенности приватизации служебного жилья до сих пор вызывают ряд вопросов.

Основанием для получения в собственность жилья на безвозмездной основе является факт проживания в нем граждан по договору социального найма.

Заключается он с муниципалитетом, которому и принадлежит дом с находящимися в нем квартирами. Однако, в случае со служебным жильем ситуация иная.

Его собственником муниципалитет является далеко не всегда. Да и договор заключается служебного, а не социального найма.

Его принципиальное отличие состоит в том, что жилплощадь предоставляется только на время выполнения служебных обязанностей.

Читайте так же:  Фсс единовременное пособие при рождении ребенка в 2018

Социальный же найм предполагает:

  • бессрочность;
  • отсутствие целевого назначения жилья.

Статья 4 закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» прямо запрещает передачу в собственность граждан служебных жилых помещений. С другой стороны право решать судьбу недвижимого имущества тот же закон отдает его собственникам.

Иными словами, последнее слово в таком вопросе, как приватизация служебного жилья, остается за его владельцем.

Начало было положено законом о введение в действие ЖК. В статье 7 имеется норма, согласно которой, правовой режим жилья принадлежащего ГУП, МУП или учреждениям и переданное ими в муниципальную собственность регулируется положениями ЖК о договоре соцнайма.

Это дало возможность жильцам таких квартир обращаться в администрацию для оформления приватизации.

Окончательное решение вопроса о возможности приватизации служебных квартир представлено не в законах, а в постановлениях и разъяснениях Верховного суда, на основании обобщения судебной практики.

Еще в 2006 году было решено, что служебное жилье должно быть зарегистрировано в качестве такового в Росреестре (определение № 35-В 06-12). То есть переведено в специализированный жилой фонд, к которому ст. 92 ЖК РФ относит служебные помещения.

Если же этого сделано не было, то такое жилье считаться служебным не может, следовательно, к нему не применимо положение статьи 4 закона о приватизации, устанавливающие запрет на перевод таких квартир в частную собственность.

Приватизировать их можно, если такое решение будет принято собственником или же эти помещения перейдут в муниципальную собственность.

Кто имеет право?

Право на получение в собственность служебных помещений, если такое решение будет принято их собственником, имеют граждане, занимающие их по договору найма и зарегистрированные в установленном порядке.

То есть субъекты приватизации служебного жилья практически те же, что и муниципального.

Отличие состоит в том, что собственника и жильцов, помимо отношений по договору жилищного найма, связывают еще и трудовые или служебные.

Как приватизировать садовый участок в 2018 году? Смотрите тут.

Приватизация служебного жилья после 1 марта 2018 года

Поскольку срок бесплатной приватизации в очередной раз был продлен, то теперь ее окончание предполагается 1 марта 2018 года. Следовательно, приватизация служебного жилья после 1 марта 2018 года происходит на тех же условиях, что и ранее.

То есть приватизация их возможно только по решению собственника о предоставлении такой возможности.

Принудить его к принятию такого решения невозможно, так как согласно статье 9 ГК РФ все могут осуществлять свои права по собственному усмотрению.

Но для того, чтобы работник смог воспользоваться предоставленным ему правом, он должен:

  • проработать в данной организации не менее 10 лет;
  • и такой же срок прожить в предоставленной ему квартире.

Такие рамки установлены в связи с тем, что назначением служебных квартир является не решение жилищных проблем граждан, а интересы работодателей.

Для многих работников бюджетной сферы приватизация, пожалуй, единственный способ обзавестись жильем. Но для того, чтобы проделать эту процедуру со служебной квартирой, дом, где она находится, должен быть переведен в муниципальную собственность.

Если это проделано, то приватизация осуществляется в общем порядке, так как такое жилье считается предоставленным на праве социального найма.

Ряд законодателей предложил проект закона, согласно которому право работников бюджетной сферы приватизировать выделенное им из муниципального фонда жилье служебного найма, следует считать бессрочным.

Речь идет о:

  • медиках;
  • педагогах;
  • научных работниках;
  • сотрудниках учреждений культуры и социальной защиты;
  • служащих федеральных служб.

В сельской местности

Устанавливая запрет на приватизацию служебного жилья, статья 4 закона о приватизации делает одно исключение.

Данная норма не касается:

  • жилищного фонда совхозов;
  • приравненных к ним сельскохозяйственных предприятий.

То есть сельские жители вправе требовать предоставления им в собственность занимаемого ими жилья, как переданного в муниципальную собственность, так и находящегося в ведении предприятий. Закон это допускает.

Если служебное жилье, находящееся ранее в собственности предприятий или организаций, было передано на баланс муниципалитета, то свой статус оно утратило.

Следовательно, такие квартиры считаются переданными их жильцам по договору социального найма и никаких препятствий для осуществления их приватизации нет.

К найму такого жилья применимы нормы ЖК РФ и закона о приватизации.

Военнослужащими

Для военнослужащих, решение вопроса о приватизации служебного жилья связан со статусом военного городка, где оно расположено.

Если он является закрытым, то:

  • приватизация невозможна в связи с особым статусом таких образований;
  • жилье придется покинуть после окончания срока службы или перевода в другое место службы.

Во всех прочих случаях Министерство обороны как собственник, а также созданные им структуры, владеющие помещениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, вправе решать вопрос о:

  • выводе квартир из специализированного фонда;
  • передаче их военнослужащим в собственность.

Бывшими членами семьи

Право приватизации служебного жилья принадлежит самому работнику или служащему, кому оно было предоставлено.

Вместе с ним на эту собственность могут претендовать члены его семьи:

Если впоследствии брак будет расторгнут, то оба супруга, как собственники, смогут распоряжаться своей долей.

Если брак расторгается до начала приватизации, то бывший супруг:

  • утрачивает право на пользование служебной квартирой;
  • снимается с регистрационного учета;
  • должен покинуть не принадлежащее ему помещение.

Участвовать в приватизации он не сможет, даже если прожил в данной квартире более 10 лет.

Дети же бывшими родственниками быть не могут, поэтому в течение полугода после выписки могут быть участниками приватизации родительской квартиры.

Порядок действий

Приватизация служебного жилья возможна как в судебном, так и в досудебном порядке.

Для этого потребуется:

  • вывести данную квартиру из числа служебных;
  • передать в муниципальное ведение.

Делается это по согласованию с:

  • руководителем предприятия, которому жилье принадлежит;
  • главой муниципального образования.

Обратиться с заявлением к работодателю о предоставлении жилья в собственность вправе наниматель служебного помещения.

Данное заявление рассматривается и по нему выносится решение. Если оно положительное, то предстоит дальнейшее согласование с муниципальными властями передачи на их баланс служебного жилья и снятия с него такого статуса.

После завершения всех формальных процедур, квартиру можно приватизировать.

Образец заявления 2018 года на приватизацию квартиры можно найти здесь.

Как восстановить договор приватизации квартиры? Читайте в этой статье.

Обращение в суд

Добиваться приватизации своей служебной квартиры можно и через суд. Но успеха можно достичь только в том случае, если жилье не было должным образом оформлено как служебное.

Если перевода со специализированного жилья не было, и в Росреестре не произошла регистрация, то суд, скорее всего, примет положительное решение.

Возможно добиться приватизации и в том случае, когда собственник квартиры согласен передать ее городу для дальнейшей приватизации, но муниципалитет не торопится принять решение по этому поводу.

Заявление подается в районный суд по месту нахождения служебной квартиры.

Иск адресуется:

  • к работодателю с требованием передать дом на баланс города;
  • на имя главы муниципального образования, с требованием принять передаваемое помещение на баланс города.

Или же в иске следует указать, что, несмотря на то, что данное помещение передано в муниципальный фонд, власти затрудняют его приватизацию.

При наличии должных оснований суд вынесет решение в пользу граждан, желающих приватизировать занимаемые ими служебные помещения. Однако суд не будет понуждать собственника к заключению таких договоров. Это было бы нарушением гражданских прав.

Закон о приватизации не содержит положений, допускающих изменение статуса жилых помещений по желанию их жильцов.

Судебная практика

Право собственника самого решать вопрос о возможности приватизации работниками предприятия или организации жилья, предоставленного по договору служебного найма, подтверждает и Конституционный суд.

Свою позицию по этому вопросу он излагает в постановлении от от 30.03.2012.

На видео о приватизации служебного жилья

Приватизация служебного жилья — трудоемкий и очень сложный процесс

По российскому законодательству приватизация жилья закончится менее чем через год (в марте 2016 года). Для многих граждан нашей страны служебное жилье до сих пор остается единственным. Поэтому остро встает вопрос возможности его приватизации. В этой статье мы постараемся его подробно осветить.

Возможно ли такое мероприятие

Понятие служебного жилья возникло еще в период расцвета Советского Союза, когда предприятия и ведомства выдавали квартиры для временного проживания своим служащим и рабочим. Жилье предоставлялось только на период исполнения служебных обязанностей. Как правило, находилось оно недалеко от места трудоустройства и выделялось для удобства проживания сотрудников, а не с целью улучшения жилищных условий.

По закону о приватизации получить в собственность служебное жилье никак нельзя. Так как объекты служебного пользования, в отличии, например, от квартир, комнат и дач не подлежат приватизации. Что же делать в таком случае? Ведь по статистике еще очень большое количество наших граждан проживают в квартирах, предоставленных им в качестве служебных.

Выход из этой ситуации есть, правда он не гарантирует сто процентов успеха. В самом законе есть оговорка, что предприятия и организации, за которыми числится служебная недвижимость, вправе передавать ее в собственность. Но ведомства не спешат пользоваться этой своей возможностью, ведь может создаться прецедент. Если все проживающие в жилье, предоставленном предприятием, граждане начнут приватизировать его, служебного жилого фонда просто не останется. Поэтому отстаивать свое право на приватизацию ведомственного жилья наверняка придется в суде.

Полезную информацию о том, как приватизировать служебную квартиру, содержит следующее видео:

Как получить в собственность данное жилье

Несмотря на вся сложность процесса попробовать все же стоит. Ведь если ведомственная квартира — ваше единственное место проживания и вы много лет верой и правдой служили своему предприятию, возможно вам и повезет. Попробуем описать порядок действий для приватизации служебного жилья.

Начать следует с написания заявления к руководителю предприятия с просьбой о переводе жилья в государственную (муниципальную) собственность.

  • В случае если директор вашей организации ответит положительно, то он должен обратиться в местные органы власти с просьбой взять на баланс квартиру, в которой вы проживаете. После этого вы заключаете с муниципалитетом договор социального найма и приступаете к приватизации жилья в установленном законом порядке.
  • В случае отказа руководства вашего ведомства в передаче служебного жилья государству стоит обратиться в суд.
Читайте так же:  Судебная практика по премиям

Ниже вы можете ознакомиться с примером искового заявления о приватизации служебной квартиры. Вы также можете его скачать.

Образец искового заявления о приватизации служебной квартиры

Далее мы расскажем про решение суда о приватизации служебного жилья.

Вам следует написать иск на имя владельца недвижимости с требованием отправить ходатайство об исключении объекта проживания из категории ведомственного жилья. А к муниципальным органам отправляется заявление с просьбой принять на баланс данную квартиру. Обосновать данное исковое заявление на практике довольно затруднительно. В судебной практике существует множество отказов по данным обращениям, но есть и ряд решений в пользу истца.

Ниже мы подготовили раздел о судебной практике по вопросам приватизации служебных квартир.

Судебная практика

Судебная практика по приватизации служебного жилья не особо обширна. Практически любой суд, как мы уже упоминали выше, признает за собственником право самому принять решение о передаче прав на ведомственное жилье. Вкратце рассмотрим одно из недавних судебных дел.

Гражднин Р. и гражданка З., назовем их так, подали иск в суд на ООО «Горстроймост» и департамент жилищного фонда города Н. В нем они требуют признать свое право на собственность в ходе приватизации и закрепить по половине доли квартиры за каждым. Суды первых двух инстанций вынуждены были отказать истцам, мотивировав так: квартира была получена гражданкой З. во время работы в ООО «Горстроймост» как служебная. В очереди на улучшение жилищных условий З. не числилась, не возражая против этого. Данные граждане занимают ведомственную жилплощадь и спорное жилье не было передано предприятием муниципалитету. Соответственно жилье остается служебным и причин к его приватизации нет. И таких случаев большое количество.

Верховный и Конституционный суды Российской Федерации тоже придерживаются четкой позиции: владельцы ведомственного жилого фонда единолично принимают решение о переводе жилья в частную собственность.

Таким образом, приватизировать служебную жилплощадь можно, но процесс этот очень трудный и изобилует множеством «подводных камней». Надеемся наши советы хоть немного вам в этом помогут, и вы переведете свои заветные квадратные метры в частную собственность. Поторопитесь, ведь времени осталось не так и много.

Юрист из следующего видео рассказывает об особенностях приватизации служебного жилья бюджетниками и не только в 2015 году:

Образец Исковое заявление о приватизации служебного помещения (ведомственного жилья), как написать +пример

Пояснительная записка к Исковому заявлению о приватизации служебного помещения (ведомственного жилья)

Договор найма жилого помещения — договор, по которому одна сторона — собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) — обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем. Как следует из определения, договор найма жилого помещения является взаимным, возмездным и консенсуальным.

Предметом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Таким образом, в наем могут сдаваться изолированные жилые помещения, состоящие из квартиры либо одной или нескольких комнат. В то же время не могут быть самостоятельным объектом договора найма жилья часть комнаты или комната, связанная с другой комнатой общим входом (смежные комнаты), а также подсобные помещения (кухня, коридоры, кладовые и т.п.).

Прежде, чем писать исковое заявление, надо проанализировать ситуацию, оценить перспективу удовлетворения иска. В некоторых случаях важно до подачи иска в суд уже собрать дополнительные доказательства. В ситуациях, когда необходимо установление юридических фактов, всё несколько проще. Но важно помнить — если документ составлен без должного внимания и необходимых доказательств, судья может вынести решение об отказе в удовлетворении требований, а второй раз уже нельзя обратиться в суд по этому же вопросу.

Форма и содержание искового заявления, процедура предъявления иска, содержатся в ст.131 ГПК РФ.

Исковое заявление подается только в письменном виде. Количество экземпляров – по числу сторон, указанному в исковом заявлении. Исковое заявление подписывается истцом. Важно, чтобы после подачи документов в суд, на руках остался экземпляр искового заявления с отметкой суда о том, что оно принято, и когда именно (дата). Если отправляется иск в суд почтой, лучше использовать заказное или ценное отправление с уведомлением о вручении (чтобы были доказательства отправления и получения судом документов).

Образец Исковое заявление о приватизации служебного помещения (ведомственного жилья), пример

В Тагилстроевский районный суд г. Н. Тагила Свердловской области

ИСТЕЦ: Ткаченко Ирина Александровна,

Прожив.: г. Н. Тагил, ул. Захарова, д. 3, кв. 197

ОТВЕТЧИК: Администрация муниципального образования «город Нижний Тагил»

Адрес: г. Н. Тагил, ул. Пархоменко, д. 1 «а»

Третьи лица: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области

Адрес: г. Н. Тагил, ул. Горошникова, д. 56

Исковое заявление о приватизации служебного помещения (ведомственного жилья)

Я — Ткаченко Ирина Александровна являюсь нанимателем двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Н. Тагил, ул. Захарова, д. 3, кв. 197 на основании договора № 195 найма жилого помещения от 28 сентября 2009 года. В данном жилом помещении я зарегистрирована и проживаю с 04 июня 2002 года. В квартире зарегистрирована я одна.

Данная квартира была предоставлена мне в мае 2002 года на основании договора № 67 аренды жилого помещения от 24 мая 2002 года. Квартира была предоставлена мне по месту работы — в это время я работала в МП «Райкомхоз Тагилстроевского района» старшим мастером инженерных сетей ГГМ. Фактически с 26 декабря 1985 года я работала мастером района ГГМ сантехника управления коммунального хозяйства Нижнетагильского металлургического комбината. Затем, 01 сентября 1992 года в связи с реорганизацией УКХ НТМК было создано самостоятельное структурное подразделение -производственное ремонтно-эксплуатационное управление «Соцкультбыт» ОАО НТМК, где с 01 декабря 1992 года я была назначена начальником района по сетям энергоремонтного цеха ГГМ. Я работала до 31 октября 1996 года, затем я была уволена в порядке перевода в ООО ПРЭУ «Соцкультбыт», где с 01 ноября 1996 года я работала начальником района по сетям энергоремонтного цеха. С 31 марта 1997 года я была переведена в УКХ НТМК начальником района сантехслужбы, где работала до 31 марта 1999 года. С 31 марта 1999 года я была уволена переводом в МП «Райкомхоз» Тагилстроевского района, где работала старшим мастером инженерных сетей ГГМ. Затем, на базе МП «Райкомхоз» Тагилстроевского района было создано МУП «ПЖЭТ Тагилстроевского района», где я работала до 31 октября 2002 года. Затем я была уволена в порядке перевода в МУП «Тагилэнерго», где работаю по настоящее время. Таким образом, в настоящее время стаж моей работы в сфере коммунальных услуг составляет более 25 лет. Кроме того, мои переводы на новые места работы не были связаны с желанием менять работодателя, а были вызваны объективными причинами, связанными с процессами реорганизации, происходящими помимо моей воли.

Договор № 67 аренды жилого помещения от 24 мая 2002 года был заключен на срок до 22 мая 2003 года, затем данный договор был пролонгирован до 20 мая 2005 года. Затем со мной был заключен договор срочного найма за № 233 от 23 августа 2005 года. Соглашением за № 237 от 28 сентября 2009 года договор срочного найма № 233 от 23 августа 2005 года был расторгнут, и со мной 28 сентября 2009 года был заключен договор № 195 найма жилого помещения. Договор заключен на срок до 26 сентября 2012 года.

В настоящее время в квартире зарегистрирована и проживаю я одна. Брак с Ткаченко Михаилом Григорьевичем был расторгнут 14 апреля 2000 года. Сын — Ткаченко Дмитрий Михайлович снялся с регистрационного учета с августа 2009 года.

Согласно постановления главы г. Нижний Тагил за № 221 от 25 марта 2002 года жилое помещение — квартира № 197 по ул. Захарова, д. 3 площадью 24,5 кв.м. было утверждено служебным жилым помещением.

Согласно Постановления главы администрации города Нижний Тагил от 12 февраля 2009 года за № 152 «О передаче служебных жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации» граждане, проживающие в служебных жилых помещениях и не подлежащие выселению без предоставления других жилых помещений, вправе получить жилое помещение в собственность на основании договора передачи муниципальных жилых помещений в собственность граждан.

В ноябре 2009 года я обратилась к ответчику заключить договор приватизации, но получила отказ. В связи с этим я вынуждена обратиться в суд. Правом приватизации я не пользовалась.

На основании вышеизложенного, в соответствии с Постановлением главы администрации города Нижний Тагил от 12 февраля 2009 года за № 152 «О передаче служебных жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации», ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 108 ЖК РСФСР,

1. Признать недействительным договор найма от 28 сентября 2009 года в силу его ничтожности

2. Обязать ответчика — Муниципальное образование МО «город Нижний Тагил» передать мне — Ткаченко Ирине Александровне в собственность по договору приватизации жилое помещение — двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Н. Тагил, ул. Захарова, д. 3, кв. 197.

  1. Копии искового заявления.
  2. Копия паспорта — в первый адрес.
  3. Справка из МУ «СПО».
  4. Копия трудовой книжки — в первый адрес.
  5. Копия договора № 67 от 24. 05. 2002 г.
  6. Копия пролонгации от 22. 06. 2004 г.
  7. Копия соглашения № 237 от 28. 09. 2009 г.
  8. Копия договора № 195 от 28. 09. 2009 г.
  9. Копия акта приема-передачи от 28. 09. 2009 г.
  10. Копия свидетельства о расторжении брака.
  11. Копия справки о заключении брака.
  12. Копия свидетельства о рождении.
  13. Копия ответа из МО.
  14. Справка из БТИ.
  15. Выписка из ЕГРП — 2 штуки.
  16. Копия архивной выписки № 1063-тем от 03. 12. 2010 г.
  17. Квитанция об оплате госпошлины.