Имеет ли право охранник задержать

Имеет ли право охранник проверять сумки сотрудников?

У нас в магазине появился новый сотрудник охраны,при окончании работы он просит показывать сумки.Никто не против этого делать но он шарится в личных вещах,на это его просят чтобы он не трогал вещи,сотрудники сами согласны показывать все содержимое в сумках он ставит штрафы.

Ответы юристов (2)

только с вашего согласия

досматривать ваши вещи имеет право только полиция

никаких штрафов охранник выписывать не может в принципе

По Закону РФ №2487-1 от 11 марта 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», охранникам запрещено использовать методы сыска. Лицо, совершившее посягательство на жизнь, здоровье граждан или собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и незамедлительно передано в милицию. То есть охранник имеет право лишь задержать, скажем, подозреваемого в совершении кражи. Обыскивать его охранник не может, он должен вызвать сотрудников УВД. Они имеют право производить в установленном законом порядке личный досмотр граждан и досмотр их вещей (ст. 27.7 КоАП РФ). По российскому законодательству, проведение личного досмотра (обыска) возможно только следователем либо иным лицом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при наличии постановления следователя о проведении личного обыска и осуществляется с участием не менее двух понятых, которые должны подтвердить факт производства следственного действия и его результатов.

Если охрану вашего предприятия осуществляет частная охранная фирма, можно сделать вывод: проведение личного обыска охранниками-действие незаконное, нарушающее права и свободы гражданина, за которое законодательством РФ предусмотрена ответственность.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Имеет ли право охранник проводить обыск и задерживать до приезда полиции?

На выходе из супермаркета, после оплаты товара ко мне подошёл охранник и потребовал признаться в том, что я якобы совершил кражу. Я удивился и ответил ему отказом. Тогда охранник начал ощупывать мои карманы, после чего я отошёл от него. На мой вопрос «на каком основании» он ответил, что просто подозревает меня в краже. Затем он потребовал пройти с ним в помещение охраны, на что я тоже ответил отказом. Тогда он предложил вызвать полицию и дождаться её приезда для обыска. Я сильно торопился и все-таки позволил ему прощупать карманы, где он естественно ничего не нашёл и молча удалился. Имеет ли охранник право прощупывать карманы, а также задерживать меня до приезда полиции, если он не предъявил никаких доказательств?

Ответы юристов (2)

Роман, здравствуйте! Такого права у охранника нет, тем более без доказательство. Подобные действия проводятся сотрудниками правоохранительных органов в присутствии понятых, а данное действия охранника совершенно противозаконны. Я бы даже рекомендовал написать заявление в полицию за подобное.

Доброго времени суток!

Действия указанных Вами лиц, незаконны по следующим основаниям:

Конституция РФ:
Статья 15

ч.1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

ч.1. Все равны перед законом и судом.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Далее выдержки из КоАП РФ:

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Из положений вышеуказанной статьи следует, что личный досмотр осуществляется должностными лицами, указанными в ст.27.2. Доставление и ст.27.3. Административное задержание следует, что

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, а в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 10.1 настоящей части, судна и других орудий совершения административного правонарушения в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

должностными лицами органов внутренних дел (полиции). ;

военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации. ;

Далее анализируем положения УПК РФ:

Статья 184. Личный обыск

1. При наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены частями первой и третьей статьи 182 настоящего Кодекса, производится личный обыск подозреваемого, обвиняемого в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела.

2. Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

3. Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

Как указано в статье личный обыск проводится в порядке ч.ч.1-3 ст.184 УПК РФ:

Статья 182. Основания и порядок производства обыска

1. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находится орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

2. Обыск производится на основании постановления следователя.
Необходимо учитывать, что участие понятых при производстве личного обыска обязательно, так как

Читайте так же:  Нотариус на ул народной

УПК РФ, Статья 170. Участие понятых

ч.1. В случаях, предусмотренных статьей 182, частью третьей.1 статьи 183, статьями 184 и 193 настоящего Кодекса, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Исходя из положений УПК РФ уполномочены на производство личного обыска: дознаватель, следователь и в присутствии не менее 2-х понятых.

З РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность

Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

Статья 12.1. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны

В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:

3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;

Эта статья уполномочивает охранников лишь осматривать имущество, но личные вещи. К примеру, Вы идете через проходную и несете коробку с чем-либо, или несете упаковку — проверить может. Несете своею сумку — проверить не может.

Таким образом, указанные Вами лица действуют абсолютно незаконно, Вы можете смело отказывать им в досмотре ваших личных вещей, так как, по сути, они не уполномоченные на проведение таких действий законодательством РФ.

В случае если они все же будут настаивать на досмотре Ваших личных вещей, то может напомнить им об административной и уголовной ответственности:

КоАП РФ, Статья 19.1. Самоуправство

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса,

-влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц — от 300 до 5000 рублей.

УК РФ Статья 330. Самоуправство

1. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, — наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев.

2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказывается принудительными работами на срок до 5 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет.

То есть они сами в этом случае могут стать субъектами привлечения как к административной, так и уголовной ответственности.

Если Вы не получили исчерпывающий ответ, либо у Вас возникли новые вопросы, готов дать дополнительные разъяснения.

Уточнение клиента

Если охранник не хочет предоставлять доказательств кражи и ссылается только лишь на подозрения, то я могу спокойной покидать магазин? И что может быть доказательством, кроме записей с камер видеонаблюдения и сигнала рамок на выходе? Что делать, если он все-таки без доказательств пытается меня задержать?

09 Февраля 2017, 23:54

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Имеет ли право охранник задерживать меня до приезда полиции, если сработала рамка?

1) Имеет ли право охранник задерживать меня до приезда полиции если сработала рамка?

2) Имеет ли право охранник задерживать меня если на выходе он увидел в руке у меня товар, а он мой, но охранник подозревает на кражу?

Ответы юристов (1)

Задерживать может при наличии его неоспоримой убежденности в краже товара — он или сотрудники магазина лично видели, как Вы взяли товар магазина, присвоили себе и прошли мимо кассы, а после предложения вернуться и оплатить товар, отказываетесь и пытаетесь скрыться с товаром. В таком случае, охранник без применения физической силы (только в ответ) может ограничить Вашу свободу до прибытия наряда полиции, при этом он не вправе досматривать Вас и Ваши вещи до прибытия наряда полиции. В случае, если действия охранника окажутся чрезмерными и полиция не установит факта хищения, Вы вправе требовать компенсаци.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Может ли меня задержать охранник магазина?

Имеет ли охранник юридическое право на то, чтобы удерживать меня в магазине до приезда милиции обосновывая это тем что он думает что я украл и тем что я обязан дожидаться вызванную магазином милицию

04 Января 2017, 20:05 Ильич, . Орша

Уточнение клиента

Но если он не видел как и что я брал, просто захотелось проверить

04 Января 2017, 20:10

Ответы юристов (2)

Имеет ли охранник юридическое право на то, чтобы удерживать меня в магазине до приезда милиции обосновывая это тем что он думает что я украл
Ильич

Да, охранник может Вас задержать до приезда полиции, если у него есть подозрения на совершение Вами кражи. Сам Вас обыскивать он права не имеет, поэтому и вызывает полицию.

Уточнение клиента

Но если он не видел как и что я брал, без каких либо оснований просто захотелось проверить

04 Января 2017, 20:12

А что — камер видеонаблюдения в магазине нет?

Охранник не всех же проверяет и задерживает, а наиболее подозрительных (ему) лиц. Если у Вас ничего не найдут — принесут извинения, и отпустят.

Уточнение клиента

Спасибо, удачной работы

04 Января 2017, 20:16

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Имеет ли право охранник задерживать покупателя?

Здравствуйте! Имеет ли право охранник магазина задержать покупателя в подозрении кражи до приезда сотрудников полиции?

Ответы юристов (2)

Действие охранника незаконные, выходят за пределы его должностной инструкции, норм законодательства. Законных оснований для задержания нет. Нарушены ваши конституционные права, нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Статья 27.3. Административное задержание
[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 27] [Статья 27.3]
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:
1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
5) утратил силу;
6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;
7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
8) утратил силу;
9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;
10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).
2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. 4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.
5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Читайте так же:  Приказ о расходовании выручки

Охранников магазина тут нет.

Добрый день! Для начала посмотрите нижеуказанные нормы закона для понимания прав частного охранника, в силу закона.

ЗАКОН РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Статья 16. Условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.
Охранник при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан:
предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;
стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;
обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности;
немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.
Применение охранником физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.
Статья 16.1. Применение физической силы
Частные охранники имеют право применять физическую силу в случаях, если настоящим Законом им разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.
Статья 17. Применение специальных средств
Частные охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан;
2) для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.
Статья 18. Применение огнестрельного оружия.
Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество;
3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.
О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту применения оружия.

Теперь, с учетом вышеуказанных прав частного охранника, по Вашему вопросу. Любой человек вправе, если видит, что совершено преступление, задержать преступника, и охранник в этом плане ничем не отличается, то есть может сделать это. Никаких дополнительных полномочий у охранника в данном отношении нет. Досмотреть он может покупателя только с его согласия, как в принципе и сама полиция. При этом. в случае если охранник предъявляет к покупателю необоснованные требования, то покупатель сам вправе обратиться в полицию с заявлением. Если человек, остановивший покупателя в магазине действительно является охранником (сотрудником частного охранного предприятия), то в случае выявления в его действиях правонарушения он может быть лишен права заниматься охранной деятельностью, привлечен к административной или уголовной ответственности. Если разрешение на охранную деятельность у такого человека отсутствует, он может быть привлечен к административной ответственности

Читайте так же:  Штраф за залитие

Статья 20.16. Незаконная частная детективная или охранная деятельность
1. Незаконное осуществление частной охранной деятельности — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Здесь важным является следующее. Сила, которую охранник применит к покупателю для его задержания до приезда полиции, средства, которые при этом использует, должны быть соразмерны ситуации. По закону охранник вправе применить физическую силу, чтобы предотвратить преступление или для самообороны. Но это не значит, что он может заставить покупателя упасть на пол на пол и удерживать его силой, просто потому-что тот взял например пачку сигарет и забыл рассчитаться. Если дело дойдет до судебного разбирательства, суд должен учитывать, соразмерны ли действия охранника ущербу, от которого он пытался уберечь магазин. Вот примерно так дело обстоит.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Может ли охранник задержать покупателя?

Бывает, что охранники в супермаркетах выполняют свои обязанности с излишним энтузиазмом и не только требуют от подозреваемых в краже покупателей показать содержимое сумок, но и пытаются их задержать. Имеют ли они на это право?

Отвечает юрист, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский:

«Охранники в магазинах не имеют никаких властных полномочий, даже досматривать ваши вещи. Они могут попросить вас показать содержимое вашей сумки, однако вы имеете полное право отказаться. Охранник может задержать вас до приезда полиции только в том случае, если для этого есть серьезные основания — например, он видел, что вы положили товар в карман или сумку. При этом задерживать охранник может вас только до приезда полиции и только с этой целью — никаких задержаний с требованием досмотра ваших вещей он делать не вправе.

Законодательство предусматривает возможность применения физической силы при осуществлении частной охранной деятельности, но только для предотвращения преступления или для самообороны. В этом случае вы сможете обратиться в суд, который будет решать, соответствует ли примененная к вам сила степени того ущерба, который хотел предотвратить охранник».

Полномочия охранника

Армия сотрудников охраны в России по-настоящему огромна. С ними можно столкнуться практически везде: в банке, в магазине, в торговом центре, в развлекательном центре, в аквапарках, в музеях и других местах. А о полномочиях представителей данной профессии знают не многие.

Право на задержание граждан

Первоочерёдной задачей сотрудника охраны является защита охраняемого имущества. Поэтому ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон) устанавливает, что лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию).

При этом законом не установлено, как именно должно производиться задержание. Административное задержание регламентируется ст. 27.3 КоАП РФ. Ст. 91 УПК РФ устанавливает перечень лиц, имеющих право задерживать людей в рамках уголовного производства. Однако охранников среди лиц, находящихся в данных перечнях, нет.
Исходя из смысла ст. 12 Закона, задерживать можно лишь лиц, которые осуществляют посягательство на охраняемое имущество (или пытаются попасть на территорию, проход на которую осуществляется только при наличии пропуска), однако нередки случаи осуществления задержания граждан лишь на основании подозрений, при этом никаких санкций за это законодательно не предусмотрено. Закон также не установил обязанность охранников составлять какие-либо документы, поэтому обжаловать данное действие представляется крайне проблематичным.
Таким образом, де-юре, охранник может задержать лишь лицо, совершающее противоправное посягательство на охраняемое имущество, при этом он должен соотнести вред, причиняемый задержанному, и вред, предотвращаемый сотрудником охраны. При этом привлечь к ответственности охранника за незаконное задержание практически невозможно, если только он не причинил гражданину ущерб здоровью.

Право на осуществление пропускного режима

Согласно ст. 12.1 Закона, охранник имеет право осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны).
В данном случае речь идёт о пропускном режиме на объекты, закрытые для большинства граждан (заводы, складские помещения, частные офисы), для посещения которых необходимо представить документ, дающий право прохода внутрь. Не может быть установлен такой пропускной режим в компаниях, которые относятся к числу субъектов публичного договора (например, розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание), поскольку допуск в такие организации должны иметь все потребители. Отказ в пропуске гражданина может быть расценен как нарушение требования п. 3 ст. 426 ГК РФ.

Право предъявлять требования

Среди полномочий охраны есть право требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Чаще всего к таким требованиям можно отнести запрет на посещение массового мероприятия в пачкающей одежде или пронос крупногабаритных предметов без чехлов или специальной упаковки, которыми можно нанести вред другим посетителям.
Однако в реальности граждане куча чаще сталкиваются с требованиями прекратить съемку в общественном месте или показать содержимое карманов или сумки.

Право производить осмотр

Согласно ст. 12.1 Закона, в полномочия охраны входит произведение в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотра въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей этих транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество.
При этом проведение осмотра также не регламентировано, поэтому может трактоваться очень вольно. Нередко сотрудники охраны требуют от посетителей выложить содержимое сумок, что, очевидно, должно трактоваться как досмотр, однако сотрудники полиции не считают такие действия превышением полномочий сотрудником частного охранного предприятия.

Право на применение огнестрельного оружия и спецсредств

Сотрудники охраны имеют право применять специальные средства и огнестрельное оружие в случаях, предусмотренных в разделе V Закона.

Полномочия охранников, согласно закону очень ограничены. По отношению к законопослушным гражданам, которые находятся в общественном месте, сотрудники охранного предприятия вообще не могут предъявить никаких требований. Однако фактически люди постоянно сталкиваются с незаконными действиями охраны (досмотры/запреты на съёмку/применение физической силы без оснований и так далее). При этом никакой защиты от этого обычно нет. Полиция не станет применять санкции по отношению к частному охранному предприятию, если заявителю не был причинён серьёзный ущерб здоровью.
Такая ситуация влечёт подрыв доверия к институтам власти со стороны населения, при этом не видно ни малейшего признака, который бы свидетельствовал о желании хоть одной из ветвей власти изменить что-то в этой сфере.