Гражданство как институт конституционного права

Тема 4. Основы правового положения граждан. Конституционный статус человека и гражданина РФ

2. Конституционно-правовое регулирование гражданства России

Характерным признаком государства является установление института гражданства (подданства). Наличие гражданства влечет за собой многочисленные правовые последствия для данного человека, и в частности — определяет объем прав и свобод, которыми он пользуется в государстве.

Под гражданством в науке конституционного права понимают устойчивую правовую связь физического лица с определенным государством, в силу которой на данное лицо распространяется суверенная государственная власть как в пределах данного государства, так и вне его границ.

Правовая принадлежность человека к тому или иному государству — это юридическое состояние лица, в силу которого оно обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства и может пользоваться его защитой и покровительством.

Конституция РФ 1993 г. закрепила институт гражданства Российской Федерации, в первой главе, устанавливающей основы конституционного строя. Это указывает на значимость данного института для государства и его граждан.

В ст. 6 Конституции РФ установлено: “1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его”.

Кроме этих положений, включенных в основы конституционного строя, нормы института гражданства содержатся и во второй главе, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. В ст. 61 Конституции РФ закреплено принципиальное положение о том, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству. Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Гражданство как институт государственного права РФ

Главная > Курсовая работа >Государство и право

ГОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОТОСТАН»

Кафедра государственного и административного права

Тема: «Гражданство как институт государственного права РФ»

по дисциплине Конституционное право

Выполнил: студент 1 курса

юридического факультета, СПО

очно–заочной формы обучения

Проверил: к.ю.н., доцент

Глава 1. Общая характеристика института гражданства РФ

1.1 Понятие, основные принципы гражданства……………………. …. ………….6

1.2 Основания, порядок приобретения гражданства………………..……………. 10

1.3 Основания, порядок прекращения гражданства………………………………..17

1.4 Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов, попечителей. Гражданство недееспособных лиц…………………………………. 19

Глава 2. Порядок и современные проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ……………………………………………………………………….22

2.1 Государственные органы, ведающие делами о гражданстве РФ……………. 22

2.2 Современные проблемы института двойного гражданства……………………27

Библиографический список……………………………………………. 34

Выбирая тему, для своей курсовой работы я, прежде всего, руководствовалась ее большой значимостью. До 1917 г. в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались «подданными». Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий» от 23 ноября 1917 г. отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование — «гражданин Российской Федерации». Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России принятый закон «О гражданстве РФ» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства, ведь только гражданин Российской Федерации может пользоваться всеми правами и льготами которые предоставляет ему государство. Иными словами, гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, что бы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.

Возникает вопрос, кто впервые дал характеристику понятия гражданство, и что под гражданством понимается в настоящее время?

Характеристику понятия гражданства в советской литературе впервые дал Г.В. Чичерин в докладе о союзном гражданстве на сессии ЦИК СССР «Декларация прав человека и гражданина в 1789 году, — указывал он, — заменила понятие подданного, т.е. объекта навязываемой воли, чуждой ему, принудительной государственной власти понятием гражданина, т.е. участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощаемого в виде государственной власти. Однако на почве экономического неравенства классов государство не могло осуществлять волеизъявление трудящихся масс. И Октябрьская революция впервые создала гражданина в смысле носителя частицы коллективного волеизъявления трудящихся масс, воплощаемого в советском государстве».

В настоящее время в юридической литературе гражданство рассматривается, во-первых, как устойчивая правовая связь человека с государствам правоотношение возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, утрата гражданства). Так, М.А. Шафир полагал, что гражданство Российской Федерации представляет собой устойчивую правовую связь между физическим лицом и государством, основанную на их взаимном сотрудничестве и ответственности, не ограниченную во времени и пространстве, в силу которой человек обладает всей полнотой прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией и законами, исполняет обязанности, а также пользуется защитой и покровительством государства внутри страны и за ее пределами.

Во-вторых, как определенное правовое положение лица в конкретной стране. Так же оно может рассматриваться в качестве правового института, нормы которого закрепляют отношения гражданства.

Существенно возрос интерес к гражданству в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью. Гражданство является звеном международным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.

Все большую актуальность вопросы гражданства приобретают в связи с проблемой глобализации общественных отношений. Миграция рабочей силы между государствами, ведущая к значительному увеличению численности эмигрантов, необходимость интеграции лиц, постоянно проживающих в стране, растущее число браков между лицами, имеющими разное гражданство, свобода передвижения между государствами — подобные проблемы являются общими для многих государств, в связи с чем, в международном праве и в конституционном праве постоянно проводится работа по регламентации вопросов гражданства.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации законодательства по вопросам гражданства РФ.

Предмет исследования составляют нормативно — правовые акты, регулирующие вопросы гражданства РФ, а также теоретические положения, регулирующие вопросы получения и лишения гражданства РФ.

Целью данной работы является исследование института гражданства Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи;

1. Выделить понятие и принципы гражданства РФ;

2. Рассмотреть основания приобретения и прекращения гражданства РФ;

3. Рассмотреть порядок и проблемы правового регулирования вопросов о гражданстве РФ.

В ходе работы я в большей степени опиралась на Конституцию РФ, Федеральные Законы РФ, Указы Президента РФ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, имеющих свои подпункты, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Общая характеристика института гражданства РФ

1.1 Понятие, сущность, основные принципы гражданства.

Согласно Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» 1 . Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него.

Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека- государство ждет от своих граждан особой лояльности. В свою очередь граждане рассчитывают на защиту и покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубежом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экстерриториальный характер, они не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого власть государства распространяется на иностранцев и лиц без гражданства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.

В этой связи, очевидно, что одним из первых законов, принятых Россией после провозглашения ею независимости в 1991 году, был закон о гражданстве 2 . Российская Федерация как правопреемник СССР сохраняет определенные обязательства по отношению к бывшим гражданам Советского Союза, проживающим в государствах СНГ и Балтии. Поэтому законом им была предоставлена возможность приобрести гражданство в упрощенном порядке. С февраля 1992 г. по 1 января 1996 г. российское гражданство приняли почти 600 тысяч человек, в том числе на Украине—14, в Азербайджане—18, в Эстонии—80, в Латвии—52 тысячи, в Казахстане и Узбекистане — соответственно 115 и 160 тысяч.

Закон принимался в условиях глубокого экономического и политического кризиса. Через десять лет такие условия значительно изменились. Многие из бывших граждан СССР, которые хотели принять российской гражданство, это сделали. Россия в экономическом плане значительно выглядит благополучней, чем другие бывшие республики СССР. Некоторые части бывших республик (в первую очередь, Абхазия, Аджария, Южная Осетия) много лет заявляются о своем желании войти в состав России.

Нестабильная политическая обстановка в мире, усиление террористической угрозы и другие факторы привели к тому, что в конце 90-х годов ХХ века, пользуясь довольно простым порядком принятия гражданства, стало очевидной необходимость принятия нового закона, который бы ужесточил порядок принятия гражданства. Такой закон был принят 31 мая 2002 года 3 . Сразу же после его принятия стало очевидно, что по отношению к бывшим гражданам СССР закон слишком осложнил порядок принятия гражданства.

Читайте так же:  Печатать или писать исковое заявление

В этой связи в президентском послании 2003 г. говорилось, что «в настоящее время более одного миллиона человек, приехавших к нам после распада Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей жизненной ситуации. Эти люди, которые приехали к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в Российской армии. А сейчас оказались лицами без гражданства в своей собственной стране. Принятые в 2002 году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей. Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна эффективная иммиграционная политика. Выгодная для страны и удобная для людей. Особенно — для жителей Содружества Независимых Государств. Для тех, кто близок нам и с кем мы хорошо понимаем друг друга. С кем говорим на одном языке. Это люди нашей с вами общей российской культуры» 4 .

В результате 11 ноября 2003 года в этот закон были внесены изменения, который коснулись, в первую очередь порядка принятия гражданства в упрощенном порядке 5 .

Таким образом, в течение 2002-2003 года в России было сформировано новое законодательство, регулирующее основные положения института гражданства

Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека 6 . Из этого определения исходят главные черты характеризующие гражданство.

Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию — население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является в следствии существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Понятие гражданства РФ. Гражданство как институт конституционного права РФ

Гражданство представляет собой публично-правовое состояние индивидов. Согласно ст. 3 ФЗ «О гражданстве РФ» – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство представляет собой особое правоотношение лица с государством, обладающее рядом черт. Это длящаяся, устойчивая правовая связь. Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Эта связь носит двусторонний характер и не может быть прекращена только по воле гражданина или государства. Как у гражданина есть права и обязанности по отношению к государству, так и у государства есть права и обязанности по отношению к гражданину.

Именно состояние гражданства определяет содержание правового статуса индивида, полный набор прав, свобод и обязанностей, предусмотренных законодательством государства.

Как конституционно-правовой институт гражданство — это совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих принципы гражданства, регулирующих отношения, связанные с приобретением и прекращением гражданства, гражданством детей и гражданством родителей, опекунов и попечителей, недееспособных лиц, а также порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

Систему нормативных актов, составляющих основу конституционно-правового института гражданства РФ, составляют: 1) Конституция РФ. Она закрепляет важнейшие принципы гражданства РФ (ст. 6, 61, 62, 63); 2) Постановления Конституционного Суда РФ; 3) Международные договоры РФ. Они могут устанавливать упрощенный порядок приобретения гражданства РФ гражданами отдельных государств, порядок оптации; 4) ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г.; 5) другие федеральные законы (о беженцах; о правовом положении иностранных граждан); 6) Указы Президента РФ. Президент РФ наделен правом утверждать указом положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ; 7) иные нормативно-правовые акты.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций

Некрасов Сергей

Институт гражданства

8.1. Понятие и принципы гражданства

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Конституция РФ закрепляет лишь базовые принципы института гражданства (в том числе в гл. 1 «Основы конституционного строя»), детальная же регламентация этого конституционно-правового института закреплена в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» с изм. и доп. (далее – Закон о гражданстве), принятому взамен одноименного Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1. Основные новеллы нового закона сводятся к большей жесткости его норм по вопросам приобретения российского гражданства по сравнению с правилами, предусматривавшимися прежним законом, однако 11 ноября 2003 г. в Закон о гражданстве был внесен ряд изменений и дополнений, облегчающих процедуру приобретения российского гражданства для некоторых категорий заявителей, прежде всего соотечественников из государств СНГ.

Для лиц, уже имеющих гражданство Российской Федерации на 1 июля 2002 г. (день вступления закона в силу), не требуется никакой перерегистрации или переоформления гражданства.

Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляют следующие принципы гражданства Российской Федерации:

• Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики – субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство, предусматривающее изъятия из общего, единого статуса гражданина Российской Федерации (Закон о гражданстве, в отличие от Закона 1991 г., о гражданстве республик в составе РФ не говорит вообще); гражданин республики одновременно является гражданином Российской Федерации; правовой статус гражданина России, проживающего в какой-либо республике является единым и на всей территории России и ничем не отличается от статуса российского гражданина, проживающего в ином субъекте РФ; установление гражданства республикой в составе Российской Федерации не порождает двойного гражданства проживающего в этой республике человека – Российской Федерации и соответствующей республики.

• Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п. В частности, гражданство замужней женщины в России не зависит от гражданства мужа (и наоборот), заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства указанных лиц; изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга (ст. 8 Закона о гражданстве).

• Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

• Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином какой бы то ни было противоправной деятельности к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

• Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции). Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности (экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение). Однако если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

8.2. Основания приобретения и утраты гражданства

В соответствии с гл. 2 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:

• по рождению (филиация);

• в результате приема в гражданство (натурализация);

• в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);

• в результате выбора гражданства (оптация).

При приобретении гражданства по рождению в государствах мира применяются два основных принципа: принцип «права крови», в соответствии с которым гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения, и принцип «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в качестве преобладающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и не исключает их сочетания.

В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладает принцип «права крови». Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также если один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.

В то же время российское законодательство допускает применение и принципа «права почвы», прежде всего в целях исключения и сокращения состояния безгражданства родившихся детей. Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:

• если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином. Следует отметить, что в такой ситуации ребенок может приобрести и гражданство государства, гражданином которого является второй родитель, однако если законодательство этого государства не предусматривает такой возможности и ребенок может стать лицом без гражданства, то он приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству;

Читайте так же:  Какие пособия положены при рождении первого ребенка в санкт-петербурге

• если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, гражданами которых являются родители (или единственный родитель), не предоставляют ребенку своего гражданства;

• если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на территории Российской Федерации. В этом случае точное место рождения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, дающая основание приобрести российское гражданство по принципу «права почвы».

Филиация является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства, не требует какой-либо особой процедуры. Гражданство при наличии рассмотренных условий приобретается как бы автоматически, в силу самого факта рождения ребенка (к свидетельству о рождении выдается вкладыш, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 06.02.03. № 61 «Об утверждении формы вкладыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребенка гражданства Российской Федерации»).

Прием в гражданство (натурализация) предполагает более сложную специальную процедуру и более жесткие условия. Прием в российское гражданство может осуществляться в общем и в упрощенном порядке. Условия натурализации в общем порядке:

• достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощенном порядке);

• ценз оседлости (ценз проживания) – лицо, желающее приобрести гражданство Российской Федерации, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течение пяти лет, имея при этом вид на жительство (предварительное получение вида на жительство является обязательным условием для обращения с заявлением о приеме в российское гражданство, нелегальное и полулегальное фактическое проживание в расчет не принимается); срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года (прежний закон о гражданстве предусматривал более мягкий ценз оседлости – пять лет постоянного проживания или три года непрерывного). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное жительство до 1 июля 2002 г. (даты вступления в силу Закона о гражданстве), срок проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Срок проживания на территории Российской Федерации как обязательное условие натурализации может быть сокращен до одного года в следующих случаях:

– наличия у заявителя высоких достижений в самых различных областях науки, техники, культуры, искусства, спорта и т. д. и профессиональных качеств (специальности, квалификации и пр.), представляющих интерес для России;

– предоставления заявителю политического убежища на территории Российской Федерации или признания его беженцем в установленном порядке.

• обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство (данное условие представляется в значительной степени формальным, поскольку обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы лежит на всех без исключения гражданах России и иных лицах, находящихся на ее территории, без каких-либо дополнительных обязательств, обещаний, расписок и т. п.);

• наличие законного источника средств к существованию. Прежде всего здесь имеется в виду работа по трудовому договору и осуществление предпринимательской деятельности, хотя не исключены и иные источники (пенсии, стипендии, пособия, доходы от использования имущества, банковские вклады и др.). Это условие является новеллой российского законодательства о гражданстве;

• отказ от гражданства иностранного государства гражданина этого государства, желающего приобрести гражданство российское; в отдельных случаях такой отказ не требуется);

• владение государственным языком Российской Федерации, т. е. русским языком, на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающий приобрести российское гражданство, имеет особые заслуги перед Российской Федерацией (выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ, другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России, подтвержденные с помощью механизма объективной оценки этих заслуг), то гражданство ему по ходатайству федерального органа государственной власти или главы субъекта РФ может быть предоставлено и без соблюдения рассмотренных выше условий. Так, в 2003 г. было предоставлено российское гражданство 3. Церетели, американскому баскетболисту Джону Холдену Без соблюдения общих условий для натурализации российское гражданство может быть предоставлено также гражданам государств – бывших республик СССР, прослужившим в Вооруженных Силах России по контракту не менее трех лет. Для этого необходимы лишь документ, подтверждающий владение русским языком, обязательство о выходе из имеющегося гражданства, а также ходатайство Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение военной службы.

Окончательное решение о приеме в российское гражданство в общем порядке принимает Президент РФ путем издания указа индивидуального характера, при этом срок для принятия такого решения может составлять до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Натурализация в России может быть осуществлена и в упрощенном порядке. Такой порядок предусмотрен как для детей и недееспособных лиц, так и для совершеннолетних и дееспособных иностранных граждан и лиц без гражданства. В первом случае волю на приобретение гражданства недееспособными (или не полностью дееспособными) лицами изъявляют их законные представители: родители, опекуны, попечители. Для реализации этой процедуры в отношении совершеннолетних и дееспособных заявителей необходимы следующие условия:

• наличие хотя бы одного родителя – гражданина РФ, проживающего в России;

• проживание в государствах СНГ и Балтии бывших граждан СССР, если они до сих пор не получили гражданства государства проживания и остаются лицами без гражданства;

• получение профессионального образования (среднего или высшего) гражданами государств СНГ или Балтии в учебных заведениях России после 1 июля 2002 г.;

• рождение иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РСФСР до распада СССР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

• состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (т. е. сам по себе факт заключения брака с российским гражданином, а также краткосрочный брак права на сокращение ценза оседлости не дают);

• наличие у нетрудоспособного заявителя совершеннолетних дееспособных детей – граждан России и др.

Вопросами приема в российское гражданство в упрощенном порядке, включая принятие окончательного решения, занимаются уполномоченные органы исполнительной власти – МВД и МИД России через соответствующие структуры на территории Российской Федерации и за ее пределами. Поскольку процедура эта более простая, позволяет решать вопросы на местах, то и срок для принятия решения сокращен вдвое: он не может превышать шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

Восстановление в гражданстве Российской Федерации на первый взгляд представляется не вполне логичным основанием приобретения гражданства, поскольку существует принцип невозможности лишения гражданства (и в законодательстве большинства государств такое основание приобретения гражданства отсутствует). Но в Законе о гражданстве это основание содержится, хотя существенно изменилось его правовое регулирование по сравнению с прежним законом. Если ранее восстановление в российском гражданстве осуществлялось по достаточно простой процедуре (в порядке регистрации) и было актуальным, в частности, для лиц, которые в прошлом были лишены советского гражданства помимо их воли, то сейчас эти лица могут приобрести гражданство Российской Федерации только в общем порядке, т. е. в порядке натурализации. В то же время по этому основанию могут приобрести российское гражданство иностранные граждане и лица без гражданства, которые имели гражданство Российской Федерации ранее, но затем изменили или утратили его (например, в связи с изменением гражданства родителей, усыновлением, установлением опеки или попечительства, в случае выхода из гражданства России). Однако процедура приобретения гражданства Российской Федерации в порядке восстановления такая же, как и при приеме в гражданство в общем порядке, лишь при одном смягчающем условии – срок проживания на территории России для заявителей здесь сокращен до трех лет.

Выбор гражданства (оптация) как основание приобретения гражданства Российской Федерации может иметь место при изменении государственной границы в связи с присоединением к России новых заселенных территорий. В этом случае лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют возможность выбора российского гражданства при безусловном праве сохранить прежнее гражданство. Порядок и сроки оптации должны устанавливаться соответствующим международным договором. Следует иметь в виду, что оптация может служить основанием и прекращения гражданства Российской Федерации в случае передачи части российской территории в соответствии с международным договором под юрисдикцию другого государства, если в этой ситуации граждане России пожелают изменить российское гражданство на гражданство государства, к которому перешла соответствующая территория.

Кроме оптации основаниями прекращения гражданства Российской Федерации являются выход из российского гражданства и отмена решения о предоставлении российского гражданства.

Выход из гражданства Российской Федерации хотя и является актом добровольным, но должен быть осуществлен по определенной процедуре: в общем порядке (с подачей заявления на имя Президента РФ, который и принимает окончательное решение), если гражданин проживает в России, или в упрощенном порядке (заявление подается и рассматривается соответствующими структурами МИД Российской Федерации), если гражданин России проживает в иностранном государстве. Прекращение гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей или единственный родитель которого является иностранным гражданином, также может быть осуществлено в упрощенном порядке (в этом случае вопрос будет рассматриваться соответствующими структурами МВД России); в случае же усыновления (удочерения) ребенка – гражданина России иностранным гражданином (или иностранными гражданами) гражданство ребенка может быть прекращено в общем порядке.

В выходе из российского гражданства может быть отказано по следующим основаниям:

• если заявитель имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, предусмотренное федеральным законом (например, не истек срок военной службы, имеются недоимки по налогам и сборам, не истек установленный срок после последнего доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, и др.);

Читайте так же:  Какой документ удостоверяет гражданство

• если заявитель привлечен к уголовной ответственности в установленном порядке (вступил в силу обвинительный приговор суда, выдвинуто обвинение по возбужденному уголовному делу);

• если заявитель не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (данное ограничение может показаться не вполне демократичным, хотя цель его очевидна – исключение ситуации безгражданства).

В отличие от выхода из гражданства отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации осуществляется государственными органами независимо от воли гражданина. Основанием отмены решения о приеме в гражданство является установление фактов представления заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, причем такие факты должны быть установлены только в судебном порядке. Отмену решения о приеме в российское гражданство выносит тот орган, который принимал и решение о приеме в гражданство: Президент РФ, соответствующие структуры МВД или МИД России. Закон о гражданстве не содержит положения о сроках давности для принятия рассматриваемого решения – отмена решения о приеме в гражданство может иметь место в любое время (прежнее законодательство содержало давностныи срок в пять лет, по истечении которого отмена решения о приеме в гражданство была невозможна). Отмена решения о приеме в гражданство гражданина не влечет автоматического прекращения гражданства его супруга, детей и других родственников (гражданство ребенка в этом случае может быть прекращено только при наличии письменного согласия другого родителя – гражданина Российской Федерации и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства).

2. Институт гражданства

2.1. Понятие гражданства и подданства

Важнейшим элементом конституционного статуса личности является гражданство. В конституционном праве зарубежных стран употребляются два понятия: гражданство и подданство.

гражданство – принадлежность лица к определенному государству, его устойчивая правовая связь со своим государством, порождающая с одной стороны, права и обязанности лица по отношению к государству, с другой стороны, права и обязанности государства по отношению к гражданину.

подданство – понятие, применимое в монархиях (подданный его высочества), где нет термина гражданство. В европейских монархиях, Японии и других странах оба термина употребляются как равнозначные.

В странах арабского мира и некоторых других странах подданный должен быть лично предан монарху, нарушение верности может быть сурово наказано.

2.2. способы приобретения гражданства: 2.2.1.

приобретение ребенком гражданства родителей – право крови, если родители имеют разное гражданство вопрос решается на основании письменного соглашения родителей; *

право почвы – приобретение ребенком гражданства по месту рождения, если гражданство родителей неизвестно, а также если неизвестны родители и по другим основаниям.

2.2.2. Натурализация – прием в гражданство уполномоченными на то органами государства.

по заявлению лица в компетентные органы государства, гражданство которого желает приобрести, а также в ряде случаев в органы страны, из гражданства которой он хочет выйти. Заявления подаются, как правило, на имя главы государства (иногда эти вопросы решают министры внутренних дел или юстиции); *

натурализация возможна по закону, т.е. при вступлении в брак, при усыновлении.

Условия приема в гражданство при натурализации:

— проживание в стране определенное число лет (Венгрия – 3 года, Алжир – 7, Чад – 15);

— знание языка (экзамен);

— в ряде стран кандидат должен не иметь определенных болезней (СПИД);

— не принадлежать к партиям, ставящим целью насильственное изменение конституционного строя;

— в Кувейте, Саудовской Аравии, ОАЭ и др.

2.2.3. приобретение гражданства возможно в порядке оптации – т.е. выбора гражданства в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашение части территории государства новым независимым государством;

2.2.4. трансферт – переход территории одного государства к другому с обязательной сменой гражданства (нет права выбора);

2.2.5. регистрация – упрощенный порядок приобретения гражданства (если родители лица являются или были гражданами страны);

2.2.6. восстановление гражданства – для бывших граждан данного государства.

2.3. Гражданство детей при изменении гражданства родителей изменяется в зависимости от возраста детей: *

до 14 или до 12 лет автоматически приобретается новое гражданство с родителями; *

при возрасте детей старше (12-14 лет, иногда до 21 года) – спрашивают детей об их согласии изменения гражданства в присутствии представителей государственных органов, педагога.

2.4. Утрата гражданства возможна в двух случаях: *

выход из гражданства – осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом в государственный орган, разрешение на выход дает глава государства. *

лишение гражданства – производит уполномоченный на то орган государства вопреки желанию лица. В некоторых странах лишать гражданства допускается лишь натурализованных граждан.

Новейшие конституции большинства стран запрещают лишать гражданства.

34. Гражданство как правовой институт и как правовое состояние.

Термин «гражданство» имеет три основных значения: одно из, суверенных прав государства; публично-правовое состояние индивидов; конституционно-правовой институт.

В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.

Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.

Формально-правовое обособление гражданской части населения осуществляется путем: одностороннего установления государством условий и порядка признания, приобретения, прекращения гражданства, рассмотрения органами государственной власти конкретных вопросов признания, приобретения гражданства и его прекращения; заключения органами государственной власти международных соглашений по вопросам гражданства с другими странами.

Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой их устойчивую правовую связь с государством в Делом, выражающуюся в состоянии принадлежности индивидов своему государству. Данная связь является устойчивой и носит первичный характер по отношению к иным правовым связям индивидов и государства (индивидов и органов государственной власти). Устойчивость гражданства выражается в его бессрочности и неизменности. Гражданство может быть прекращено только в прямо закрепленных законом случаях, при этом ни государственные органы, ни гражданин не вправе менять правовое содержание гражданства по сравнению с тем, как оно зафиксировано в законе.

Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства (безгражданства, иностранного гражданства) определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав, свобод, обязанностей. В силу гражданского статуса, с одной стороны, на индивида в полном объеме распространяется суверенная воля государства, а с другой, он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы ни проживал.

Гражданству как правовому состоянию близко подданство — тоже состояние принадлежности индивида своему государству. Однако между ними имеется и существенное различие, заключающееся в степени и характере принадлежности. Подданство как институт, присущий государствам с монархической формой правления, означает крайнюю степень принадлежности. Подданный наделяется определенным объемом прав, свобод, обязанностей, но не является субъектом власти в своей стране.

Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам. Граждане, если пользоваться цивилистической терминологией, являются «сособственниками» своего государства. Коллектив граждан — первичный субъект верховной власти, и гражданство определяет круг лиц, составляющих данный коллектив.

Различение гражданства и подданства по критерию первичного субъекта власти в государстве более правильно, чем по критерию формы правления (республиканской и монархической). Дело в том, что гражданство вводится не только в государствах с республиканской формой правления, но и в некоторых конституционных монархиях. Так, ст. 1 Конституции Японии гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. В развитие этого принципа ст. 10 Конституции Японии устанавливает институт гражданства.

Таким образом, главная отличительная особенность гражданства как индивидуального правового состояния — наличие у лица статуса субъекта верховной власти в составе народа (коллектива граждан).

Законодательное определение гражданства воспроизводит именно это значение. Гражданство Российской Федерации определяется в ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. как устойчивая правовая связь лица с Российской федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство в качестве конституционно-правового института — совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства — с другой.

Нормы этого института устанавливают:

круг лиц, признаваемых российскими гражданами;

основания и порядок приобретения и прекращения гражданства;

двойное и множественное гражданство;

порядок рассмотрения и решения дел по вопросам гражданства.

К правилам гражданства близки институты правового положения иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее.

Нормы института гражданства содержатся в Конституции РФ (ст. 6, 61, 62, 63), Законе о гражданстве, Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г., ряде иных нормативных актов, а также в международных договорах (например, в договорах с Казахстаном и Киргизией об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации, Казахстана, Киргизии гражданами стран — участниц названных договоров), в том числе заключенных еще Союзом ССР (например, в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 28 августа 1958 г.).