Гражданский кодекс 1918 г

Содержание:

16 сентября 1918 г. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.

Устанавливалось, что акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью – отделами записей актов гражданского состояния. Центральный отдел загса учреждался при Отделе местного самоуправления НКВД, окружные и местные – при городских, областных, волостных, а в крупных городах при районных Советах депутатов.

Местные загсы регистрировали: рождение, смерть, браки, разводы, изменение имен и фамилий.

В соответствии с Кодексом браком признавался только гражданский (светский) брак, устанавливался брачный возраст (16 лет – для лиц женского пола и 18 лет – для лиц мужского пола), оговаривались условия, при которых запрещалось вступать в брак. Не могли вступать в брак лица, уже состоящие в браке, родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, полнородные и неполнородные братья и сестры. Вступающие в брак должны быть в здравом уме. Брак прекращался в связи со смертью одного из супругов либо в результате развода. Кодекс также перечислял права и обязанности супругов, в частности право супруга, не имеющего прожиточного минимума и нетрудоспособного, получать содержание от другого супруга. Нетрудоспособными считались мужчины, достигшие 55, а женщины – 50 лет. Характерно, что брак не создавал общности имущества супругов.

Третий раздел Кодекса говорил о семейном праве, которое устанавливало права и обязанности детей и родителей. Родители были «обязаны доставлять несовершеннолетним, нетрудоспособным и нуждающимся детям пропитание и содержание», как и дети были обязаны заботиться о лишившихся трудоспособности родителях. Между родными и внебрачными детьми различие не допускалось.

Опекунское право регламентировало порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними и душевнобольными. Опекунскими учреждениями являлись отделы социального обеспечения при губернских комиссариатах социального обеспечения. Опеки подлежали всякие несовершеннолетние лица, не находящиеся на попечении родителей, а также душевнобольные. Опекунами назначались совершеннолетние лица, способные исполнять эту должность, а каждый гражданин, назначенный опекуном, был обязан принять опеку. Правда, наложение такой обязанности можно было обжаловать в органах социального обеспечения.

Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 года, 16 сентября

КОДЕКС ЗАКОНОВ ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ, БРАЧНОМ, СЕМЕЙНОМ И ОПЕКУНСКОМ ПРАВЕ РСФСР, первый советский семейный кодекс. Принят ВЦИК 16 сентября 1918, опубликован 22 октября 1918 года. Кодекс развивал положения Декретов ВЦИК и СНК РСФСР от 18 и 19 декабря 1917 года о гражданском браке, заключаемом только путем регистрации в загсе, единобрачии, свободе вступления в брак и развода, уравнении в правах внебрачных детей с детьми, рожденными в браке. Кодекс содержал также специальный раздел о недействительности брака и порядке признания брака недействительным; закреплял равенство супругов в личных и имущественных отношениях, предусматривал их права и обязанности, в частности обязывал супругов содержать друг друга в случае нуждаемости и нетрудоспособности, в том числе после развода без ограничения срока. Имущество супругов признавалось раздельным. Кодекс провозглашал приоритет интересов детей при осуществлении родительских прав, устанавливал взаимные алиментные обязанности детей и родителей, а также других членов семьи (деда, бабки, внуков, братьев и сестер), регламентировал вопросы опеки и др.

Кодекс 1918 был целиком воспринят или послужил образцом для создания соответств. кодексов в др. сов. республиках.

Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

1. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве

В первые же дни после победы Великой Октябрьской социалистической революции Советская власть ликвидировала старое буржуазное законодательство о браке и семье, закрепляющее неравноправное, унизительное положение женщины и роль церкви в семейно-брачных отношениях Декретами «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского

« СУ РСФСР 1918, № 76—77, ст. 818.

3 СУ РСФ.СР 1918, № 87—88, ст. 905.

4 СУ РСФСР 1919, № 66, ст. 590.

состояния»1 и «и расторжении брака»2, принятыми ВЦИК и СНК в декабре 1917 года, Советское государство впервые сформулировало и законодательно регламентировало основные принципы нового социалистического семейного права. Декреты устанавливали полное равноправие мужчины и женщины в браке и семенных отношениях, содержали нормы, направленные на охрану интересов несовершеннолетних детей, полностью уравнивали права внебрачных детей с детьми, рожденными в браке

Все эти положения получили дальнейшее развитие в принятом ВЦИК в октябре 1918 года Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Кодекс состоял из четырех разделов. Разделы делились на главы, главы — на статьи. К отдельным статьям (их всего 246) имелись приложения.

Кодекс подробно определял условия и порядок заключения браков и устанавливал органы, на которые возлагалась их регистрация (отделы записей актов гражданского состояния — ЗАГС).

Так же как и декабрьские декреты 1917 года, Кодекс 1918 года признавал только зарегистрированный брак. Церковные браки, незарегистрированные в органах ЗАГС, не порождали никаких прав и обязанностей для лиц, вступивших в такой брак. Исключение из этого правила устанавливалось лишь для тех религиозных браков, которое были заключены до издания декрета от 20 декабря 1917 года (ст. 52). Статьи 66—73 Кодекса посвящены так называемым «материальным условиям вступления в брак» (достижение брачного возраста, взаимное согласие вступающих в брак и др.). Соответственно этому Кодекс рассматривал в особой главе (ст. ст. 74—84) вопрос о признании по суду недействительным брака, заключенного с нарушением этих условий.

Большое место в Кодексе отведено регламентации прав и обязанностей супругов (ст. ст. 100—132). Все положения этих статей построены на началах полного равноправия и свободы мужа и жены. Вместе с тем, они проникнуты стремлением обеспечить необходимую поддержку тому из супругов, который нуждается в помощи другого. Статья 104 устанавливала, что перемена местожительства одним из супругов не порождает для другого обязанности следовать за ним. В статьях 105 и 106 подчеркивалось, что брак не создает общности имущества и супруги вправе вступать во все дозволенные законом имущественно правовые отношения. Согласно ст. 107 нуждающийся, т. е. не имеющий прожиточного минимума и нетрудоспособный

1 СУ РСФСР 1917. № 11, ст. 160. 3 СУ РСФСР 1917, № 10, ст. 152.

супруг, имел право на получение содержания от другого супруга, если последний в состоянии оказывать ему поддержку. Указанная норма направлена прежде всего на защиту женщины как экономически более слабой стороны и в силу этого зависимой материально от мужа.

В вопросе о прекращении брака посредством развода Кодекс 1918 года сохранил положения, установленные декретом от 19 декабря 1917 года (ст. ст. 86—97). Основанием для развода по-прежнему могло служить как обоюдное согласие супругов, так и желание одного из них развестись (ст. 87). В условиях распада старой дореволюционной семьи с ее подчас невыносимым угнетением личности отмена всяких стеснений права на развод имела принципиально важное значение. «. Нельзя,— указывал В. И. Ленин, — быть демократом и социалистом, не требуя сейчас же полной свободы развода, ибо отсутствие этой свободы есть сверхпритеснение угнетенного пола, женщины,— хотя вовсе не трудно смекнуть, что признание свободы ухода от мужей не есть приглашение всем женам уходить»1.

Кодекс 1918 года, как и предшествующее советское законодательство, полностью уравнивал в правах детей, рожденных вне брака, и детей брачных. Отцом и матерью ребенка признавались лица, записанные родителями в книге записей рождений (ст. ст. 133, 134). Все постановления Кодекса, посвященные личным и имущественным правам и обязанностям родителей и детей, проникнуты глубокой заботой о детях. Статья 153 прямо подчеркивает, что родительские права осуществляются в интересах детей и при неправомерном их осуществлении суд мог лишать родителей этих прав. В противоположность буржуазному семейному праву, утверждающему верховенство в семье отца, Кодекс провозгласил полное равенство родителей в осуществлении родительских прав (ст. ст. 150, 151, 152). Важно подчеркнуть, что воспитание детей рассматривается не как частное дело родителей, а как их долг перед обществом и государством (ст. 154). Перечисляя обязанности родителей по отношению к детям (обязанность заботиться об их личности, воспитании и подготовке к полезной деятельности, обязанность защищать личные и имущественные интересы детей, доставлять им пропитание, содержание и др.), Кодекс в то же время устанавливает и права родителей, связанные с осуществлением перечисленных обязанностей (право требовать возвращения детей от любого лица, удерживающего их у себя не на основании постановления суда или закона, право отдавать детей на воспитание и обучение и др.). Точно так же, как на

1 В. И. Л е н и н. Соч. , т. 23, стр. 60.

родителей возлагалась обязанность алиментирования несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся детей, последние были обязаны доставлять содержание своим нетрудоспособным и нуждающимся родителям (ст. ст. 161, 162, 163). Имущественные отношения родителей и детей строились на принципе раздельности: дети не имели права на имущество родителей, родители — на имущество детей (ст. 160).

Кодекс возлагал также обязанность на трудоспособных родственников доставлять содержание нуждающимся (т. е. не имеющим прожиточного минимума) и нетрудоспособным родственникам по прямой нисходящей и восходящей линии (внукам, дедам, бабкам), а также полнородным и неполнородным братьям и сестрам (ст. 172). Однако эта обязанность наступала только в том случае, если нуждающиеся в содержании лица не могли получить содержание от супруга, детей или родителей ввиду их отсутствия или несостоятельности (ст. 173).

Кодекс устанавливал, что все усыновленные лица полностью приравниваются к родственникам по происхождению (ст. 182). Однако на будущее время Кодекс запрещал всякое усыновление как своих, так и чужих детей (ст. 183). Это временное запрещение было вызвано тем, что под видом принятия в семью усыновленных капиталистические элементы в городе и кулачество в деревне приобретали возможность эксплуатации труда сирот, беспризорных, детей батраков и т. д. Оказавшись в близких отношениях с такими усыновителями, определенная часть усыновленных из числа трудящихся могла бы воспринять их враждебные по отношению к Советской власти настроения1.

Последний раздел Кодекса посвящен опекунскому праву. Нормы этого раздела подробно регламентируют конкретные формы установления и снятия опеки и попечительства, определяют учреждения, ведающие такими вопросами.

Опубликование первого социалистического Кодекса имело огромное значение. Оно заключалось в том, что этим Кодексом «Советская власть первая и единственная в мире, как власть трудящихся, отменила все, связанные с собственностью, преимущества, которые сохранились в семейном праве за мужчиной во всех, даже самых демократических, буржуазных республиках»2.

Семейный Кодекс 1918 года
Раздел 1. Акты гражданского состояния

Раздел I. Акты гражданского состояния. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: Отделами записей актов гражданского состояния.

Кодекс законов об Актах гражданского состояния, Брачном, Семейном и Опекунском праве

Глава 1. Отделы записей актов гражданского состояния

1. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: Отделами записей актов гражданского состояния.

Читайте так же:  Системы наказания штраф

  • Примечание 1. Ведение актов гражданского состояния российских граждан за границей возлагается на представителей России за границей.
  • Примечание 2. Регистрация рождений, браков и смертей, произошедших на судне во время плавания или в войске во время похода, возлагается на капитана судна или на заведующего делопроизводством войсковой части. Означенные лица обязаны, сохранив копию акта, подлинный регистрационный документ, при первой возможности, передать ближайшему Отделу записей актов гражданского состояния для представления в надлежащий местный Отдел.

2. Отделы записей актов гражданского состояния учреждаются:

а) Центральный — при Отделе местного самоуправления Народного Комиссариата по Внутренним Делам;
б) Окружные — при городских Советах Депутатов главных городов губерний и областей;
в) Местные — при волостных и городских, а в крупных городах при районных Советах Депутатов.

3. На местные Отделы записей актов гражданского состояния возлагается:

а) регистрация всех произошедших в пределах ведения соответствующего Совета Депутатов событий, влияющих на гражданское положение лиц (ст.7);
б) изготовление, по требованию заинтересованных лиц, засвидетельствованных выписей из реестров.

4. На Окружные Отделы записей актов гражданского состояния возлагается:

а) составление, на основании сведений, поступающих к ним из местных Отделов, реестров, лиц, зарегистрированных в пределах соответствующей губернии или области;
б) выдача справок и выписей из реестра лиц;
в) надзор за делопроизводством местных Отделов записей актов гражданского состояния.

5. На Центральный Отдел записей актов гражданского состояния возлагается:

а) составление и ведение общего реестра лиц, зарегистрированных в пределах Российской Республики, и русских граждан, зарегистрированных за границей;
б) выдача справок и засвидетельствованных выписей из общего реестра;
в) общий надзор за делопроизводством Окружных Отделов записей актов гражданского состояния и преподание им руководящих указаний.

6. Служебное положение должностных лиц, на коих возлагается регистрация актов гражданского состояния (регистраторов), порядок их назначения, перемещения и увольнения, а равно и ответственность за преступления по должности определяются положением о сотрудниках правительственных учреждений.

Глава 2. Порядок ведения регистрационных книг

7. Местными Отделами записей актов гражданского состояния ведутся нижеследующие реестры:

а) книга записей рождений;
б) книга записей смертей;
в) книга записей отсутствующих;
г) книга записей браков;
д) книга записей разводов;
е) книга заявлений о происхождении зачатых детей;
ж) книга записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, и алфавит к ней.

  • Примечание 1. Все указанные в настоящей статье, книги записей ведутся по формам, вырабатываемым Центральным Отделом записей актов гражданского состояния.
  • Примечание 2. Книги заготовляются по образцам, устанавливаемым Центральным Отделом записей актов гражданского состояния и пересылаются местным Отделам за шнуром, печатью и скрепою по листам секретаря Центрального Отдела и за подписью заведующего Отделом или его помощника.
  • Примечание 3. До выработки форм книг Центральным Отделом записей актов гражданского состояния книги ведутся по формам, приложенным к настоящей статье.

8. Каждый акт гражданского состояния заносится в соответствующую регистрационную книгу под номером; годовая нумерация каждой книги должна быть единственной и непрерывной.

9. Сокращения и подчистки в книге записей актов гражданского состояния не допускаются. Поправки и приписки допускаются не иначе, как с оговоркою в конце акта, перед подписью участвующих в акте лиц. Поправки делаются таким образом, чтобы ошибочно или излишне написанное, перечеркнутое тонкою чертою, могло быть прочитано.

10. Каждый акт, занесенный в регистрационную книгу местного Отдела должен быть подписан должностным лицом, занесшим акт в книгу, лицом, сообщившем о событии, и свидетелями, если присутствие их требуется для составления данного акта.

11. Каждый акт, заносимый в регистрационную книгу, до подписи его лицами, означенными в ст. 10, должен быть прочтен тем должностным лицом, которое занесло акт в книгу.

12. Форма реестров, упомянутых в п. «а» 4-ой ст., и перечень сведений, в них помещенных, устанавливаются Центральным Отделом записей актов гражданского состояния, которому предоставляется немедленно по его организации издать соответствующую инструкцию.

13. Все регистрационные книги местных Отделов и реестры лиц, составляемые Окружными Отделами записей актов гражданского состояния, ведутся в 2-х экземплярах: один экземпляр предназначен для постоянного хранения в соответствующем Отделе, другой экземпляр, по окончании года, не позже 15-го января нового года, должен быть отсылаем в Окружной Отдел записей актов гражданского состояния, а реестр лиц в Центральный Отдел.

14. О всех изменениях записей, последовавших после отсылки одного из экземпляров регистрационной книги в Окружной Отдел, местный Отдел обязан немедленно извещать Окружной Отдел, пересылая копию того листа книги, куда внесены изменения.

15. Записи, занесенные в регистрационные книги, могут быть оспариваемы заинтересованными лицами только в судебном порядке.

16. Запись, занесенная в книгу, может быть исправлена только по предписанию судьи, но погрешность, явно покоящаяся на недосмотре или ошибке, может быть исправлена по предписанию органа надзора.

17. Книги актов гражданского состояния и реестры лиц открыты для всех заинтересованных лиц, которые имеют право за плату, устанавливаемую Центральным Отделом записей актов гражданского состояния, получать из них засвидетельствованные выписи.

Глава 3. Порядок регистрации отдельных актов гражданского состояния

18. В книгу записей рождений вносятся случаи рождений, нахождения детей, изменения гражданского состояния лиц, происшедшие вследствие установления действительного их происхождения.

19. Заявление о рождении или о нахождении ребенка должно последовать в трехдневный со дня события срок.

  • Примечание. Окружным Отделам записей актов гражданского состояния предоставляется право для отдаленных местностей удлинить указанный в настоящей статье срок, не свыше, однако, одного месяца.

20. Заявление подается в Отдел записей актов гражданского состояния по месту рождения ребенка, его родителями или одним из них, или другими лицами, на попечении которых, вследствие смерти, отсутствия или болезни родителей, находится ребенок.

21. Заявление может быть сделано как в письменной, так и в устной форме.

22. В заявлении указывается: день, час и место рождения, пол ребенка, присваиваемое ему имя, имена, фамилии, постоянное местожительство и возраст родителей, а также означается, которым по счету ребенком, по числу имеющихся у данных родителей детей является новорожденный.

23. К заявлению прилагается подписка каждого из родителей о том, что ребенок действительно происходит от них.

24. Факт рождения должен быть засвидетельствован двумя лицами, считая в том числе и заявителей (ст.20).

25. В случае рождения близнецов о рождении каждого из них должно последовать особое заявление, а в книгу записей рождений должны быть занесены две отдельных записи.

26. Заявление должно последовать и в случае рождения мертвого ребенка, о чем делается в книге записей рождений соответствующее примечание.

  • Примечание. Запись о мертво-рожденном, одновременно с занесением в книгу записей рождений, заносится и в книгу записей смертей.

27. Заявление о нахождении ребенка должно быть сделано лицами, нашедшими ребенка.

28. К заявлению о нахождении ребенка должен быть приложен протокол, составленный и засвидетельствованный местным административными должностными лицами. В протоколе должно быть указано время, место и обстоятельства, при которых найден младенец, его пол, особые телесные приметы, если они имеются, предполагаемый возраст, найденные при младенце вещи и документы с дословной передачей содержания последних. В протоколе должно быть означено, в какое заведение или какому лицу передан или будет передан ребенок.

29. Запись об установлении действительного происхождения лица делается немедленно по получении сообщения от подлежащего местного суда в графе особых примечаний того листа книги записей рождений, где помещены сведения о рождении данного лица.

30. В записи об установлении действительного происхождения указываются: название суда, номер постановления и число, когда постановление суда состоялось.

31. В книгу записей смертей, кроме случаев смерти и нахождения трупа, заносятся также случаи судебного объявления лиц умершими.

32. Заявления о смерти и о нахождении трупа должны быть подаваемы в трехдневный с момента события срок.

33. Заявление о смерти должно быть сделано жившими с умершим родственниками или домашними, а если их нет, то соседями или администрацией учреждения (больницы, богадельни, тюрьмы и т.п.), в коем последовала смерть, или лицами, нашедшими мертвое тело.

34. В заявлении о смерти означаются: имя, фамилия, год рождения и последнее местожительство умершего, его семейное состояние, год, месяц и число смерти, причина смерти, имя, фамилия и местожительство лица, сделавшего заявление о смерти.

35. К заявлению о смерти должно быть приложено соответствующее свидетельство о смерти, удостоверенное Советским врачом или местной Советской властью.

36. К заявлению о нахождении трупа прилагается, кроме врачебного свидетельства, протокол, составленный и засвидетельствованный местными административными должностными лицами и подробно излагающий обстоятельства нахождения трупа.

37. Лица, виновные в непредставлении или несвоевременном представлении упомянутых в статьях 19 и 32 заявлений, подвергаются штрафу в размере не ниже 50 рублей.

38. О судебном объявлении лица умершим Отделу записей актов гражданского состояния, где сосредоточены сведения о рождении лица, признанного умершим, сообщает суд, постановивший соответствующее определение.

  • Примечание. Если суду неизвестно, в каком местном Отделе зарегистрировано лицо признанное отсутствующим, а также если это лицо было зарегистрировано в каком-нибудь учреждении местности, в настоящее время не входящей в состав Российской Республики, суд о состоявшемся определении извещает Отдел записей актов гражданского состояния по последнему местожительству лица, об’явленного умершим.

39. В записи о признании лица умершим должно быть оговорено, что занесение ее производится в виду последовавшего определения суда о признании умершим, с указанием названия суда, номера постановления и числа, когда постановление состоялось.

40. Запись о признании умершим должна быть занесена в книгу немедленно по получении от суда соответствующего извещения.

41. Правила, установленные в ст.ст. 38 — 40, применяются и к записям о признании лиц отсутствующими в книге записей отсутствующих.

42. На местные Отделы записей актов гражданского состояния возлагается обязанность во всех случаях смерти, объявления умершим или безвестно отсутствующим не позже 2-х дней по совершения записи сообщать в волостной или городской Совет Депутатов по последнему известному местожительству лица.

43. Записи о браке заносятся в соответствующую книгу должностными лицами местного Отдела записей актов гражданского состояния, регистрирующими браки.

44. Получив заявление о желании вступить в брак с приложениями, указанными в ст.52 должностное лицо осведомляется о том, какой фамилией брачующиеся желают именоваться, и заносит запись о браке в книгу записей браков.

45. В случае, если прежние книги записей брака были уничтожены или иным путем погибли, или, если по иной причине состоящие в браке лица не имеют возможности получить выпись о своем бракосочетании, этим лицам предоставляется право подать заявление в соответствующий, по местожительства обоих супругов или одного из них, Отдел записей браков о том, что они состоят в браке с такого-то времени. Такое заявление, подтвержденное подпиской супругов в том, что книга записей действительно погибла, или что они по иной уважительной причине не могут получить выписи о браке, служит основанием для записи брака вновь и для выдачи о том копии свидетельства.

46. Случаи развода, кроме занесения их в книгу записей развода, отмечаются в книге записей браков, в графе особых примечаний того листа книги записей браков, где находится запись о заключении данного брака.

47. Запись о разводе, делаемая на основании судебного постановления, должна быть заносима в регистрационные книги немедленно по получении соответствующего извещения и содержать указание на название суда, номер постановления и число, когда постановление состоялось.

48. Если просьба о расторжении брака подана в порядке, установленном ст.91, непосредственно в Отдел записи актов гражданского состояния, должностное лицо, прежде занесения записи о разводе в регистрационные книги, обязано удостовериться в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов.

49. Занесение записи об отцовстве зачатых детей в соответствующую книгу должно происходить немедленно по поступлении заявления, указанного в ст. 140-й.

50. Записи о перемене прозвищ и фамилий заносятся в соответствующую регистрационную книгу по получении заявления и по соблюдении формальностей, установленных статьями 2-й и 3-й декрета «О праве гражданина изменять свои фамилии и прозвища» (Собр. Узак. и Расп. 1918 г., №37, ст. 488).

51. Кроме занесения в книгу записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, отметки о перемене фамилии, по требованию заинтересованных лиц, должны быть заносимы и во все другие регистрационные книги и выписи из них содержащие сведения о лице, изменившем фамилию или прозвище.

«Собрание Узаконений и распоряжений
Рабочего и крестьянского Правительства»
22 Октября 1918 г. №76-77.

Дано точно по тексту:
лексика, орфография и пунктуация
сохранены и полностью соответствуют оригиналу.

Права на электронную версию
принадлежат НО БФ «Приют Детства».

5. Кодекс законов рсфср об актах гражданского состояния: брачном, семейном и опекунском праве 1918г. Его основные положения и значения.

16 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (КЗАГС) РСФСР. КЗАГС РСФСР, следуя идеям Декрета о гражданском браке, признавал только гражданский брак. Вместе с тем легализовывались церковные браки, заключенные до издания указанного Декрета.

Устранялись такие препятствия для вступления в брак, как разноверие будущих супругов (их принадлежность к различным религиозным конфессиям) монашество и состояние в иерейском и дьяконском сане, а также обет безбрачия. На всю территорию России, в том числе на национальные окраины, был распространен принцип единобрачия (моногамное™)

Минимальный возраст вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Был снят запрет на брак со свойственниками и дальними родственниками (например, допускались браки между кузенами).

Свобода брака была расширена также и за счет того, что для вступления в брак не требовалось разрешения родителей, опекунов или попечителей врачующихся. Лицам, состоявшим на службе, не нужно было, как прежде, испрашивать соответствующего разрешения вышестоящего начальства. В отличие от церковного, гражданский брак мог заключаться сколько угодно раз (последовательно, по расторжении предыдущего).

Новое советское право перестало считать преступными такие деяния, как прелюбодеяние, инцест (кровосмесительство) и др.

Вопрос о прекращении брака был решен чрезвычайно свободно, в духе Декрета о расторжении брака.

Перемена гражданства супругов при заключении брака, по КЗАГС, могла последовать только по специально выраженному желанию жениха (невесты) меняющего (меняющей) свое исходное гражданство.

Внебрачные дети, по КЗАГС РСФСР, приравнивались к детям, рожденным в законном браке.

КЗАГС 1918 г. определял: «Основой семьи признается действительное происхождение». Отцовство устанавливалось соответствующим местным отделом записи актов гражданского состояния, а в случае сомнений или споров – соответствующим народным судом. На выявленного таким образом отца возлагалась юридическая обязанность содействовать матери своего ребенка в его содержании и воспитании.

КЗАГС не предусматривал классического института семейного права – усыновления.

Кодекс 1918 г впервые после революции урегулировал вопросы опеки Что же касается усыновления, то в Кодексе прямо указывалось, что оно не порождает никаких обязанностей и прав ни для усыновителя, ни для усыновленного.

6. Кодекс законов рсфср о браке, семье и опеке 1926 г. Его значение.

от 19 ноября 1926 года

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА ЗАКОНОВ

О БРАКЕ, СЕМЬЕ И ОПЕКЕ

В целях урегулирования правовых отношений, вытекающих из брака, семьи и опеки на основе нового революционного быта, для обеспечения интересов матери и особенно детей и уравнения супругов в имущественном отношении и в отношении воспитания детей, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1927 года Кодекс законов о браке, семье и опеке.

2. Изменения Кодекса законов о браке, семье и опеке в целях приспособления его к особым бытовым и национальным условиям автономных республик и автономных областей производятся Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по представлениям центральных исполнительных комитетов автономных республик и исполнительных комитетов автономных областей.

3. Поручить Народному Комиссариату Юстиции, совместно с Народным Комиссариатом Внутренних Дел, в месячный срок внести на утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. перечень узаконений, утративших силу и отменяемых с введением в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке.

Что произошло с семьей за сто лет со дня принятия первого Семейного кодекса?

Сто лет назад, 16 сентября 1918 г., в РСФСР был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, который стал первым в мире отдельным кодифицированным актом по семейному праву.

Согласитесь, сто лет — серьезная дата для попытки понимания причин возникновения первого отечественного кодекса, да еще какого! Семейного. Что побудило советскую власть в сентябре 1918 г. прийти к такому решению? Первое, что приходит в голову, — это, конечно же, забота о семье, детях, равенстве мужчины и женщины. Так что это: особое отношение к ячейке общества? Или, может быть, очередной бой — последний и решительный? Тогда с кем? Попробуем рассмотреть данные вопросы с исторической и правовой позиций. Как часто бывает, однозначного ответа нет, однако, как говорится, есть о чем подумать.

Новая религия всегда стремится уничтожить старую

На Руси и в Российской империи семейно-брачные отношения регулировались церковными, а не правовыми документами. Ни первый свод законов Древней Руси 1016 г., названный «Русской Правдой», ни Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г., ни даже «Свод законов Российской империи» 1833 г. не смогли полностью заменить кормчие книги и книгу Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. «Устав духовных консисторий», подписанный императором в 1841 г., регулировал наряду с другими вопросами порядок ведения записей брака, рождения и смерти в метрических книгах. Фото: Пресс-служба уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка В Оренбуржье за четыре года число многодетных семей выросло вдвое

Октябрьская революция отделила Церковь от государства, и сразу встал вопрос, что делать с семейно-брачными отношениями? У основоположников научного коммунизма Маркса и Энгельса были довольно туманные представления о коммунистической семье.

Предполагалось, что буржуазная семья исчезнет вместе с исчезновением капитала, а «отношения полов станут исключительно частным делом, которое будет касаться только заинтересованных лиц и в которое общество не может вмешиваться. Это возможно благодаря устранению частной собственности и общественному воспитанию детей, вследствие чего уничтожаются обе основы современного брака, связанные с частной собственностью, — зависимость жены от мужа и детей от родителей. «. Тезисы вызывают споры до сих пор.

Придя к власти, большевики первым делом «национализировали» семейно-брачные отношения наряду с землей, частной собственностью и правом граждан распоряжаться своим трудом. Уже в 1917 г. по инициативе В.И. Ленина и при его личном участии был принят Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния, Декрет о расторжении брака, а в марте 1918 г. — Декрет о праве граждан изменять свои фамилии и прозвища.

Любые религиозные обряды стали вне закона. ВЧК объявила, что пометки в паспортах о церковном венчании и присвоение женщине после этого другой фамилии являются саботажем Декрета о гражданском браке, а для служащих милиции, если те выдадут паспорт с фамилиями на основе венчания, — преступлением по должности.

В это же время незаконнорожденные, внебрачные дети уравнивались в правах и обязанностях по отношению к родителям и приобретали право на алименты от родителей независимо от их состояния в браке. Не только брак, но и развод провозглашались свободными.

Отмена частной собственности, рост городского населения, придание правового значения внебрачному сожительству, уравнивание женщин в правах с мужчинами и стремление вовлечь их в общественную жизнь, свобода развода, раздробление семьи привели к существенным изменениям имущественных отношений. Многие семьи потеряли прочную имущественную базу, сложившуюся до революции. Семья потеряла экономическую базу, претерпела политическое расслоение, упростились ее функции.

Были отменены практически все запреты и табу, распространявшиеся на семейно-брачные отношения. Исключение составляли разве что наиболее одиозные с точки зрения западной цивилизации обычаи, такие как многоженство, калым (сделка, по которой девушку фактически продавали в жены), похищение невесты. С ними боролись, в том числе и с помощью уголовных норм. Декрет о расторжении брака провозглашал обязанность суда решить вопрос и о выплате алиментов бывшей супруге.

Для упорядочения многочисленных принятых декретов и других документов и был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Он рассматривался как «громадное завоевание» советской власти, закрепляющее основы семейно-брачного законодательства Страны Советов.

В значительной степени быстрота принятия Кодекса связана с острой борьбой новой власти против Церкви, а также с реакцией на дискуссию о семье, детях и семейной собственности, разгоревшуюся сразу после октябрьского переворота.

Следует сказать, что еще до событий 1917 г. будущий вождь мирового пролетариата активно обсуждал роль женщины в семье и обществе. Известна переписка В.И. Ленина с Инессой Арманд по поводу брака и любви. Семье уделялось значительное внимание и в первые месяцы «победоносного шествия» советской власти, происходили жаркие дискуссии о ее необходимости, а впоследствии о ее месте и роли в советском обществе и праве.

В среде профессиональных революционеров, особенно в ее женской части, царили очень свободные взгляды на отношения полов. А.М. Коллонтай еще до 1917 г. призывала женщин к самостоятельности, отказу от ревности и уважению свободы полов.

После событий 1917 г. она заявила, что «общество должно научиться признавать все формы брачного общения, какие бы непривычные контуры они ни имели, при двух условиях: чтобы они не наносили ущерба расе и не определялись гнетом экономического фактора. Как идеал остается моногамным союз, основанный на «большой любви». Но «не бессменный» и застывший. Чем сложнее психика человека, тем неизбежнее «смены». «Конкубинат», или «последовательная моногамия» — такова основная форма брака. Но рядом — целая гамма различных видов любовного общения полов в пределах «эротической дружбы». Русские семьи в период коллективизации.

При этом популярная в те времена «теория стакана воды», приписываемая А. Коллонтай и К. Цеткин, наносила реальный вред обществу, была сильно вульгаризированной версией суждений Коллонтай и Цеткин, как, впрочем, Маркса и Энгельса. А. Коллонтай ввела в оборот понятие «половой коммунизм», которое пыталась претворить в жизнь революционная молодежь. Привычными стали призывы: «Жены, дружите с возлюбленными своего мужа» или «Хорошая жена сама подбирает подходящую возлюбленную своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей». Коллонтай ввела в оборот понятие «половой коммунизм», которое подхватила революционная молодежь

Понятно, что вкупе с резко упростившейся процедурой развода все это отнюдь не укрепляло институт брака. Так, П.А. Сорокин представил следующие данные по состоянию петроградской семьи: «На 10 000 браков в Петрограде теперь приходится 92,2% разводов — цифра фантастическая, причем из 100 расторгнутых браков 51,1% были продолжительностью менее одного года, 11% — менее одного месяца, 22% — менее двух месяцев, 41% — менее 3-6 месяцев и лишь 26% — свыше 6 месяцев. Эти цифры говорят о том, что современный легальный брак — форма, скрывающая по существу внебрачные половые отношения и дающая возможность любителям «клубники» «законно» удовлетворять свои аппетиты».

Такое «революционное творчество масс» на местах большевиков, стремившихся взять под контроль все сферы жизнедеятельности, устроить не могло. Более того, крестьянское население, воспитанное в строгих семейных устоях, не приняло насаждаемой «сексуальной революции», а священники объявляли новомодные увлечения развратом и смертным грехом. Это вызывало еще более яростные нападки на церковь и священнослужителей. Молва о том, что в коммуне «все будут спать под одним одеялом», привела к массовым волнениям, доходившим до вооруженного сопротивления новым властям.

Большевики, как известно, люто ненавидели религию. И не только в силу своих материалистических убеждений. Официальная Православная церковь Российской империи и ее священнослужители искренне и убедительно несли в народ заповеди Христовы, среди которых — любовь к ближнему и Царствие Божие праведникам. Это, конечно же, резко контрастировало с классовой ненавистью эксплуатируемых к эксплуататорам и обещанием построить рай на земле для всех трудящихся, проповедуемый большевиками. Так что религия была прямым конкурентом и врагом марксистской идеологии.

А с конкурентами у большевиков разговор был короткий. Уничтожение священнослужителей, артефактов религиозного культа, превращение церквей в дома культуры, склады и свинарники осуществлялись ими столь же неистово, как и ранними христианами разрушение образцов античной культуры и цивилизации. Новая религия всегда стремится уничтожить старую.

Тем более большевики не могли допустить, чтобы христианские каноны регулировали столь важный аспект человеческой жизни, как семейные отношения, а Церковь, кроме прочего, регистрировала акты гражданского состояния.

Требовалось немедленное реагирование сверху. На коллегии НКЮ 23 мая 1918 г. П.А. Красикову было поручено разработать положение о записи браков и рождений. Красиков возглавлял Ликвидационный отдел, который занимался проведением в жизнь Декрета об отделении Церкви от государства, уничтожал имущество Церкви и ее служителей, параллельно готовил семейный кодекс.

Системной новеллой брачно-семейной кодификации стало ее отделение от ранее существовавшей «буржуазной» кодификации гражданского права. Обычно большинство норм семейного права являлось частью гражданского законодательства, например, Гражданского кодекса Франции, Германского гражданского уложения. Но в РСФСР частноправового регулирования еще не было, Гражданский кодекс приняли только в 1922 г. после объявления НЭПа.

Одним из тяжелейших последствий революционных потрясений и Гражданской войны стало значительное уменьшение взрослого населения. Мужчины и женщины погибали на фронтах, становились жертвами красного и белого террора, независимо от пола и возраста умирали от голода, холеры и тифа.

Огромное количество детей осталось без родителей и какого-либо попечения.

Сколько было беспризорных детей, сложно сказать, однако власти понимали проблему. Н.К. Крупская указывала: «У нас зарегистрировано семь миллионов беспризорных детей и подростков, а в детских домах самое большее помещается 800 тысяч. Куда же девать остальных?» Детская преступность, проституция, распространение заболеваний среди детей приобрели угрожающий характер. Нормативные акты, посвященные правам ребенка, стали приниматься достаточно быстро и последовательно. В Башкирии новый вид поддержки молодых семей вызвал рост рождаемости

Уже 14 января 1918 г. был опубликован Декрет СНК РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних». В соответствии с ним упразднялись суды и тюремное заключение для несовершеннолетних, общественно-опасные деяния детей в возрасте до 17 лет рассматривались комиссией по делам несовершеннолетних.

Законодательство того периода о детях большевики называли «эрой освобожденного ребенка» и упоминали о «детском праве». И действительно, вопрос о происхождении детей утратил всякое значение. Стало неважно, какой национальности, религии, сословия ребенок, в браке или вне брака он родился.

Один из авторов семейного кодекса 1918 г., известный российский юрист с дореволюционным стажем А.Г. Гойхбарг, указывал на то, что одной из задач коммунистического строя является замена без всяких изъятий частной, индивидуальной, родительской заботы о детях их общественным воспитанием.

Организация государственной опеки, по его мнению, «должна показать родителям, что общественный уход за детьми дает гораздо лучшие результаты, чем частный, индивидуальный, ненаучный и нерациональный».

Однако воплотить в жизнь идею общественного воспитания детей, их отрыва от семьи в глобальном масштабе в то время было нереально. И не только в силу недостаточности экономических ресурсов у государства. В крестьянских семьях дети с малых лет участвовали если не в полевых работах, то в работе по домохозяйству, уходе за младшими братьями и сестрами, пасли скот. Так что попытки изъятия детей из семьи встретили бы неминуемый отпор со стороны крестьян. Противостоять крестьянской стихии власти в то время еще опасались.

Идея общественного воспитания детей восходит еще к Древней Спарте. Эта идея активно развивалась утопистами Т. Мором и Т. Кампанеллой. Однако в отличие от «Острова Утопия» Мора и «Города Солнца» Кампанеллы, в которых отношения между полами подвергаются тщательному регулированию со стороны властей, вплоть до принудительного брака по решению начальства и жесткого преследования супружеской измены, Маркс и Энгельс, как мы знаем, были против этого. Так что Семейный кодекс 1918 г., основанный на постулатах марксизма, не мог хоть как-то сбить волну сексуальной революции.

В 1920 г. было принято постановление народных комиссариатов здравоохранения и юстиции «Об охране здоровья женщин», в котором провозглашались бесплатность и свободный характер абортов.

Аборт стал практически единственным способом планирования семьи — с контрацептивами тогда было плохо. Наплыв желающих был настолько велик, что в 1924 г. были созданы специальные комиссии, которые выдавали разрешение на бесплатный аборт, применяя при этом классовый подход. Очередность была такова: безработные-одиночки; работницы-одиночки, имеющие одного ребенка; многодетные, занятые на производстве; многодетные жены рабочих. Остальным разрешения выдавали по остаточному принципу, так что для многих аборт стал платным.

Марксистская теория семейных отношений не оправдала себя, в особенности прогноз классиков, что с исчезновением буржуазной семьи исчезнет и проституция, поскольку буржуазная семья «находит свое дополнение в вынужденной бессемейности пролетариев и в публичной проституции. Буржуазная семья естественно отпадает вместе с отпадением этого ее дополнения, и обе вместе исчезнут с исчезновением капитала».

Наоборот, с первых дней советской власти проституция росла высокими темпами. В нее вовлекалось все больше работающих женщин, поскольку зарплаты на жизнь не хватало. Попытки покончить с наследием «проклятого прошлого» административными мерами привели к тем же результатам, что и за все предыдущие тысячелетия, т.е. — ни к чему.

Стоит ли говорить о широко распространившихся в этих условиях венерических заболеваниях, которые тогда не очень-то умели лечить, — антибиотиков еще не было.

Однако заявить во всеуслышание об ошибочности некоторых положений марксизма было немыслимо. Пришлось прибегнуть к мягкому суггестивному способу перенаправления энергии.

Пропаганда стала ненавязчиво замещать таинство любви созданием новой советской семьи — «ячейки социалистического общества», всецело охраняемой государством. Жизнь вернула священную брачную клятву супругов любить и беречь друг друга «в горе и радости, пока смерть не разлучит нас».

Инфографика РГ: Александр Чистов/ Сергей Чугаев

Концепция изменилась, и на повестку дня встал вопрос об изменении семейного законодательства. Более того, семья была объявлена непреходящей ценностью советского человека, следующей сразу за ценностями социалистического отечества и героического труда.

Таким образом, законодательство из призванного обеспечить право на личную жизнь превратилось в механизм манипулирования гражданами и тотального контроля над ними. С его помощью в сознание граждан внедрялись новые насущные ценности, без которых их жизнь якобы будет неполноценной. Так возникала коммунистическая квазирелигия, сформулированная наподобие Нагорной проповеди Христа в 12 тезисах Морального кодекса строителя коммунизма.

Мнения А также в области разводов.

Татьяна Гурко, социолог, заведующая сектором «Социология семьи и гендерных отношений» Института социологии РАН:

— Ужесточение семейного законодательства произошло в 1936 и 1944 годах. Его целью было повышение рождаемости и укрепление брака после голодомора, репрессий и Второй мировой войны. Обязательной стала публикация в местной газете объявления о возбуждении дела о разводе за счет истца.

Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов с привлечением свидетелей. В период упрощения процедуры развода в 1960-х годах, когда стали оформляться фактически распавшиеся браки, статистика разводимости резко возросла, что лишний раз свидетельствует о неэффективности запретных мер.

Половая диспропорция в результате войн и репрессий, разрушение преимущественно мужского генофонда деформировали отношения между полами. Значительная часть целого поколения советских людей выросла без отцов. Послевоенная безотцовщина сказалась и на формировании дальнейшей культуры отношений мужчин и женщин в повседневной жизни. Семейная политика в СССР в 1980-х годах также была направлена на укрепление семьи, основанной на браке, оказание помощи работающим матерям и повышение рождаемости. Но постоянные изменения государственной семейной политики и идеологии никак не способствовали становлению здоровых семейных отношений. Уровень разводов как в бывшем СССР, так и в постсоветской России остается самым высоким в мире — 4,2 развода на тысячу населения в 2017-м. Однако институт брака в России сохраняет свою значимость, хотя это уже не браки на всю жизнь. Есть надежда, что среди нынешнего поколения россиян семья, брак, рождение и воспитание детей остаются важными жизненными приоритетами. Другое дело, что это уже другие семьи. Молодежь желает создавать семьи на прочной экономической основе.

Ольга Маховская, психолог:

— Что бы там ни предлагала Колонтай, какие бы замечательные семейные кодексы ни писались — это всего лишь образец для мимикрии. Кстати, мотивы у авторов могут быть разные, начиная от попыток понять, что происходит с семьей, и кончая провокацией. Уровень разводов как в бывшем СССР, так и в постсоветской России остается самым высоким в мире — 4,2 развода на тысячу населения в 2017-м

Но ни один кодекс не сможет регламентировать развитие семьи. Так не бывает, чтобы кто-то сказал, а все взяли под козырек и создали семьи по одному лекалу. Если, например, усиливается идеологическое давление на семью, она становится более уязвимой. Многие семьи не выдерживают и распадаются, но в то же время другие, наоборот, укрепляются. Помимо идеологических очень сильные экономические факторы. Семья может держаться не столько на любви и уважении, как нам бы хотелось, а просто потому что деваться некуда. Двое и хотели бы расстаться, но не могут, потому что в одиночку не выжить. Но если один из членов семьи начинает вдруг зарабатывать, второй становится обузой, и семья распадается. Такая теневая экономика особенно проявилась в тяжелые перестроечные годы. Тогда по стране прокатилась волна разводов, а в обществе стали набирать популярность идеи феминизма. А все потому, что женщины оказались более адаптивны и могли работать одновременно на нескольких работах.

Сегодня, наверное, мало кого испугаешь советскими трудностями. Скорее наоборот — начинают идеализировать советскую семью и пугать всех «Домостроем», забывая о том, что все эти варианты семейного уклада существовали всегда. Одни семьи строятся на религиозной традиции — там главенствуют дисциплина, покорность, терпение и абсолютный авторитет мужчины. Другие проповедует равенство во всем. Третьи трансформировали идею традиционной семьи, и главенствующую позицию заняла женщина. В этом нет ничего плохого: отец занимается детьми и вполне доволен своей ролью, а женщина спокойна, что муж не уйдет из семьи.

Сегодня стало больше гражданских браков. В тренде гостевые браки, особенно среди молодых пар: он работает в одном городе, она в другом, встречаются раз в неделю или в месяц. Стало больше бездетных пар. Но с точки зрения психологии, такие пары не семья. Когда нет детей, риски значительно меньше — все-таки взрослые люди, смогут как-то договориться.

Появился устойчивый тренд к многодетности и клановости. Интеллектуальный, экономический, культурный ресурсы семьи настолько велики, что хватает на всех. Обычно в таких семьях три-четыре ребенка, которых с удовольствием растят и папа, и мама, и это не мешает им самореализовываться.

Подготовили Татьяна Владыкина и Наталья Лебедева

Читайте так же:  Договор подряда из материалов подрядчика образец