Федеральный закон по пандусам

Содержание:

Пандусы для инвалидов: закон, нормы и требования

Пандус – конструкция, имеющая уклон, по которой маломобильные группы населения могут подняться к входу в общественных местах или жилых зданиях. На данный момент огромное внимание уделяется возможности инвалидов пользоваться услугами наравне с остальными группами населения, не имеющими проблем со здоровьем и комфортно чувствовать себя в жилых зданиях. Необходимость возведения пандусов регламентируется законом «О социальной защите инвалидов».

Нормативно-правовая база необходимости установки пандуса

На данный момент существует огромное количество правовых актов, которые регламентируют доступную среду для инвалидов и устанавливают требования для ее воплощения в жизнь:

Конвенция ООН по правам инвалидов. Это международный документ, согласно которому все страны – участники обязаны соблюдать его требования, то есть предоставлять инвалидам подобающий жизненный уровень и социальную защищенность наравне с другими гражданами. Данный документ ратифицирован и принят Россией в 2012 году. Инвалидам, в соответствии с текстом документа гарантируется равный и беспрепятственный доступ к городской и сельской инфраструктуре, транспорту и связи, а также к квартирам в жилых домах.

Конституция Российской Федерации. Согласно статье 17 данного документа, Российская Федерация относится к типу социального государства, которое должно социально защищать и обеспечивать подобающие условия жизни малозащищенным слоям населения.

Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». Принят данный закон в ноябре 1995 года и с того момента провозглашено право инвалидов на свободное посещение общественных мест, без ограничений.

С 1 января 2016 года в закон вошли поправки, которые в большей мере касаются создания комфортной среды для жизни инвалидов. Инвалиды, которые не в силах самостоятельно передвигаться из-за проблем со зрением, смогут получить бесплатное сопровождение на объектах инженерного типа (вокзалах, аэропортах). Все органы государственной и муниципальной власти, а также юридические лица обяжут предпринимать действия по обустройству объектов необходимыми для инвалидов пандусами и другими важными сооружениями.

Программа Российской Федерации «Доступная среда». Данная программа разработана в 2009 году. Ее целью является к концу 2020 года создать по всей стране беспрепятственный доступ инвалидов к городской инфраструктуре. Выполнены должны будут следующие требования:

  • Создание единой базы инвалидов в каждом регионе.
  • Организация межведомственного взаимодействия для проведения экспертиз.
  • Организация доступности государственной системы.
  • Выявление существующих в каждом регионе проблем, связанных с жизнью инвалидов.
  • Улучшение жизненных условий инвалидов.
  • Реализация каждым человеком с ограниченными способностями себя в профессиональной сфере, а также обеспечение всевозможной поддержкой государства и социальной защитой.
  • Создание необходимого количества пандусов, имеющих правильный уклон, а также других жизненно важных для инвалидов конструкций.

Нормативные акты регионов Российской Федерации и министерств, которые помогают в реализации описанных выше законов и документов конкретно в каждом регионе.

ГОСТы, по которым устанавливается доступность общественных объектов, а также устанавливаются требования по сооружению необходимых для беспрепятственного доступа конструкций в зданиях и около них.

Требования к конструкции пандуса

Мы подробней остановимся на последнем документе – это ГОСТы, которые регламентируют требования к построению пандуса, в частности, возьмем СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В нем освещена как основная информация по проектированию инфраструктуры для инвалидов в общественных и жилых местах, так и та, что касается каждой отдельной части пандуса, в частности, ширина, уклон, поручни.

Разновидности пандусов

Стационарный – конструкции, которые устанавливаются на длительное время, имеющие правильный угол наклона. Бывают одно- и двупролетные, у которых больше ширина, то есть они обеспечивают движение сразу нескольких колясок, изготавливаются непосредственно по замерам, установленным ГОСТом.

Откидной – конструкция, монтируемая в ограниченном по площади месте, поэтому имеющая возможность подниматься и крепиться к стене специальным механизмом, во избежание помех при движении пешеходов. Очень удобен для монтажа в жилых домах, в которых ширина лестничного пролета не позволяет установить стационарный пандус.

Съемные – конструкции малых размеров, которые можно достать в любое время и положить в нужное место, а после сложить и убрать. Делятся на ролл пандусы, раздвижные, телескопического типа, рампы. В основном используются для пересечения малых неровностей, где не требуется большой уклон.

Размеры пандусов

Установка пандуса обязательна, если уровень поверхности меняется более, чем на 4 см. При установке должны соблюдаться требования по размерам, которые прописаны в ГОСТе:

  • С верхней и нижней стороны пандуса обязательно должны присутствовать площадки, которые по размерам должны быть больше габаритов стандартных инвалидных колясок для возможности проведения манипуляции и разворота.
  • Если пандус предусматривается с односторонним движением, то ширина конструкции может быть не меньше 90 см, а если движение двустороннее, то ширина его – не менее 180 см.
  • Если пролет пандуса длиной более, чем 9 метров, то обязательно наличие промежуточных площадок.
  • Пандус с возможностью поворота, ширина которого 90 см, снабжается промежуточной площадкой размером 140*140 см.
  • Поворотный пандус на 180 градусов позволяет развернуться коляске только на площади 180*150 см.
  • Бесповоротный механизм, ширина которого 90 см, должен иметь площадку с габаритами 140*90 см.
  • Перед площадками должны быть небольшие выступы, которые предотвратят скатывание колясок вниз из-за того, что сооружение имеет уклон.
  • При монтаже дополнительных площадок следует учитывать их форму. Так, прямоугольные дают меньше простора для маневров коляски, чем овальные или полукруглые.

Угол наклона пандуса

Данную характеристику измеряют в процентах. Она также очень значима при монтаже пандуса и должна выполняться в соответствии с нормами:

  1. В общественных зданиях устанавливают пандусы с углом наклона не более 5%. Это в общей сложности угол в 2,9 градуса, при этом высота конструкции должна быть равна 80 см.
  2. В исключительных случаях, при неровной поверхности с большими перепадами, допускается монтировать пандус, имеющий угол наклона до 10 %, что в градусах будет равно 5,7.
  3. В случае если вертикальный подъем пандуса не превышает 50 см, а сама конструкция временного типа, уклон может быть 8%, то есть угол будет составлять 4,8 градуса.

Перила имеют огромное значение для инвалидов, так как без них просто невозможно без посторонней помощи подняться или спуститься, так как пандус имеет уклон. Именно поэтому устанавливать их нужно правильно, соблюдая нормы, чтобы человек с ограниченными возможностями не испытывал дискомфорт при эксплуатации пандуса:

  • Может производиться установка как парных, так и одинарных поручней.
  • Установка должна быть непрерывной на каждом участке конструкции.
  • Идеальный вариант сечения круглого металлического профиля для поручней – 40 мм.
  • Крепить перила нужно с внутренней стороны параллельно движению.
  • По окончании марша необходимо оставить небольшой выступ, равный 30 см.

Ответственность заинтересованных лиц за несоблюдение правил по установке пандуса

Несмотря на то что принят ряд законов и программ на поддержание подобающего уровня жизни инвалидов и предоставления им беспрепятственного доступа к общественным зданиям, а также созданы требования, соблюдение которых обязательно, множество входов в магазины, аптеки, кинотеатры, места общественного назначения не оборудованы достаточным количеством пандусов для инвалидных колясок. К тому же часто строители возводят конструкцию, имеющую такой уклон, по которому невозможно передвигаться, что является откровенным нарушением всех норм. Нередки случаи, когда не соблюдается даже ширина пандуса. Существует ответственность, которую несут государственные власти и частные предприниматели, а также юридические лица, не обеспечивающие безбарьерный доступ к своим заведениям:

  • Конструкция, сделанная не по нормам, в частности если не соблюдена ширина и уклон, будет демонтирована.
  • На должностное лицо, ответственное за отсутствие необходимого оборудования для малоподвижных групп людей в общественных зданиях налагается взыскание в количестве до 3 тысяч рублей.
  • На юридическое лицо, виновное в том же проступке, налагается административный штраф уже в большем объеме – от 20 до 30 тысяч рублей.
  • За некачественную услугу полагается штраф до 50 тысяч рублей согласно статье 41.1 «Кодекса об административных правонарушениях».

Если установлен факт нарушения законодательства об инвалидах, то можно запросить установку пандуса в общественных зданиях. Для этого необходимо обратиться в отдел социальной защиты с письменным заявлением, в котором будет указана необходимость возведения конструкции, ее вид.

Пандус очень важен для передвижения определенных групп населения. Это единственная возможность для инвалида подняться и спуститься, попасть туда, куда ему нужно войти. На данный момент законодательство всячески защищает инвалидов и старается обеспечить им равные возможности при посещении общественных мест. Есть определенные требования по монтажу пандуса, которые устанавливаются ГОСТами и СниПами, в которые включается ширина, требования к поручням и промежуточным площадкам, уклон. Если требования не соблюдаются, то это ведет за собой административную ответственность и выплату штрафа.

Закон о пандусах для инвалидов

Пандус является конструкцией, которая устанавливается для определенной категории населения — маломобильной. Конструкция призвана облегчить поднятие ко входу в общественное место или жилое здание. В России подобные специальные площадки устанавливаются в основном для — инвалидов, лиц с временными проблемами со здоровьем, беременных женщин или матерей с колясками, пенсионеров. Рассмотрим подробнее, какой закон регламентирует установку пандусов и куда жаловаться, если их нет.

Порядок установки пандусов по закону

В первую очередь установку пандусов осуществляют для инвалидов. Множество нормативно-правовых актов регулируют данную процедуру. Стоит отметить Конвенцию ООН по правам инвалидов, Конституцию Российской Федерации, а также Федеральный закон №181 “О соцзащите инвалидов”.

Принятые корректировки в последнем законе призваны облегчить жизнь нетрудоспособным слоям населения и создать безбарьерную среду для маломобильных категорий граждан. По закону установка пандусов предполагается у входа в здание и на лестничном пролете.

Существуют определенные ГОСТы, которые определяют требования к установке пандуса — например, СНиП 35-01-2001. Данный документ предоставляет основные сведения о проектировании зданий для маломобильной категории граждан — инвалидов в том числе. Входят и различные требования к конструкции — к ширине, уклону и поручням, о которых поговорим более детально далее.

Требования к пандусам: размер, угол наклона, поручни

Пандусы бывают разных видов — стационарные, откидные или съемные. Установка конструкции обязательна, если неровность поверхности составляет 4 сантиметра. Подходящий уровень наклона — 5%, являющимся соотношением высоты и длины, или в крайнем случае до 10%. Одностороннее движение на конструкции предопределяет ширину площадки в 90 сантиметров, а двухстороннее в 180. Если длина конструкции больше 9 метров, то потребуются дополнительные площадки.

Поручни являются неотъемлемой частью пандусов. Спуск или подъем по конструкции с уклоном был бы невозможен без перил. Существует два типа — парные и одинарные. Должны быть непрерывны на всей протяженности конструкции на высоте от пола 90 сантиметров. Сечение круглого металлического профиля должно составлять 40 миллиметров. Крепеж ставится с внутренней стороны параллельно движению. Также обязательно должен присутствовать выступ — 30 сантиметров.

Установка поворотного пандуса, ширина которого составляет 90 сантиметров, производится вместе с промежуточной площадкой размером 140 на 140 сантиметров. Площадь поворотной конструкции на 180 градусов составит 180 на 150 сантиметров.

Пространство перед специальной площадкой и на выезде из него оформляется другим цветом и нескользящим покрытием.

Ответственность за установку кто несет?

Чтобы установить в жилом доме пандус, следует обратиться в органы соцзащиты с письменным заявлением. Ответственность за установку конструкции несут:

В заявлении указывается адрес, куда требуется монтаж и какая модель предпочтительна.
В течение месяца заявление рассматривается и по его предмету выносится решение. При положительном ответе администрация района посылает на место своих специалистов, которые определят цену работы и количество требуемого материала.

Установка пандуса самостоятельно жильцами жилого дома невозможна. Требуется специальная группа специалистов, которая установит его с соблюдением всех требований.

Куда жаловаться, если пандусов нет?

Часто граждане нуждаются в помощи, чтобы попасть в то или иное здание — будь то жилой дом или магазин. Чтобы установить пандусы у подъезда требуется написать письменное заявление в ТСЖ, ЖЭК или управляющую компанию. Данные организации определяют возможность установки конструкции. Если по конкретному заявлению был получен отрицательный ответ, то следует жаловаться в следующие инстанции:

  • жилищную инспекцию;
  • общество по защите прав потребителей, если речь идет об установке пандусов при входе в магазин;
  • прокуратуру;
  • орган местного самоуправления.

Если справедливость не была достигнута, то следует обращаться в районный суд. Подача апелляции осуществляется в течение месяца с выноса отрицательного решения суда.

Должностные лица заплатят штраф в размере 3.000 рублей за отсутствие специальной площадки, установка которой послужила бы для малоподвижной категории граждан улучшением уровня жизни. С юридического лица за ту же провинность будет взыскана сумма в размере от 20.000 до 30.000 рублей. Ответственность за некачественно предоставленную услугу будет оценена до 50.000 рублей.

Законы, вступающие в силу 11 июля

Ряд положений Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вступают в силу новые требования к организации деятельности товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов.

В частности, в случае, когда собственники квартир приняли решение, что их домом будет управлять ЖСК или ТСЖ, то в течение 5 рабочих дней они должны уведомить об этом орган государственного жилищного надзора.

Кроме того, скорректированы основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта РФ, а также порядок исключения этих сведений из реестра.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 751 «О внесении изменения в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством»

В перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, включено обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

Читайте так же:  Банкротство ип цены

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 752 «О внесении изменения в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений»

Скорректирован порядок представления в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии уведомлений о начале осуществления отдельных видов деятельности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов IV класса опасности на 2018-2025 годы. В 2018 году она составит 95 рублей за 1 тонну. В последующие годы ставка будет расти, и в 2025 году составит 791,3 рублей за тонну.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2018 № 765 «О внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов»

Скорректирован перечень видов объектов, которые могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов

В частности, к такими объекта относятся элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, а также пандусы и другие приспособления, обеспечивающие передвижение маломобильных групп населения, за исключением пандусов и оборудования, относящихся к конструктивным элементам зданий, сооружений.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2018 года № 772 «Об определении состава сведений, размещаемых в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, включая вид биометрических персональных данных, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Утвержден состав размещаемых в единой биометрической системе сведений. Он включает в себя изображение лица человека, полученное с помощью фотовидеоустройств, а также данные голоса человека, полученные с помощью звукозаписывающих устройств.

Закон о социальной защите инвалидов в РФ в 2018 году

Людям, получившим инвалидность, нужна полноценная поддержка со стороны государства. Правительство заботится о таких членах общества, предоставляя им помощь в виде попечительства, страхования, пособий, льгот, субсидий.

Законы о защите инвалидов 2018 года, президентские указы содержат много воодушевляющей информации для этой социально уязвимой части общества. С нового года начал действовать перечень законов, которые оговаривают тип условий оказания подобных услуг, облегчения доступа к различным объектам, улучшения обслуживания лиц с таким статусом.

Закон о льготах и пенсиях инвалидам в 2018 году

Претерпел существенные трансформации Федеральный Закон о социальной защите инвалидов № 181-ФЗ в 2018 году. Разные пункты данного закона описывают льготы для инвалидов в 2018 году, отображают пакет услуг, полагающихся людям с инвалидностью, указывают положенные им гарантии и пр. Законами о пенсии инвалидам в 2018 году прописывается увеличение объемов пособий (согласно утвержденным нормам).

К воплощению в реальность Федерального Закона об инвалидах 2018 года, регламентирующего стратегию соцзащиты на основании Конвенции прав инвалидов, правительство приступило с прошлого года, а продолжило его адаптацию в настоящем году.

Федеральный реестр инвалидов в соответствии с законом 2018 года

Федеральный реестр инвалидов в соответствии с законом 2018 года создан для повышения качества их жизнедеятельности, эффективности социального сервиса граждан, имеющих такой статус. База данных ФРИ будет содержать, например, данные:

  • о назначении группы;
  • о персональной схеме реабилитации;
  • о масштабах расстройства функций организма;
  • об уровне нетрудоспособности человека;
  • о мерах соцзащиты.

Эта информация будет поступать из Центрального бюро МСЭ, Фонда соцстрахования и подобных госструктур. ФРИ должна стать универсальным информационным источником для всех организаций, занимающихся реабилитацией. В реестре будет присутствовать информация (как гласит закон) также о детях инвалидах, в 2018 году и в предыдущих годах получивших свой статус.

Ведется активная работа, касающаяся подсоединения к системе всех уполномоченных доноров информации, официальных пользователей данных ФРИ. На протяжении текущего года планируется значительная оптимизация нормативно-правовой базы, благодаря чему появится возможность предоставлять надлежащий сервис на основании фактов, полученных из ФРИ. Людям, имеющим группу, не придется демонстрировать дубликаты документов, которые подтверждают их статус, при оформлении льгот или запросе других услуг. Все материалы из реестра конфиденциальны, они представляют собой юридическую ценность, защищаются государством в соответствии с законами РФ об информационных технологиях.

Оснащение входов пандусами в 2018 г. в соответствии с законом об инвалидах

Лица с «лимитированными» возможностями (например, колясочники) ежедневно сталкиваются с проблемами перемещения по городу. Аптеки, поликлиники, магазины и прочие структуры обязаны, согласно новому Закону 2018 г. о пандусах для инвалидов, обеспечить гражданам со стесненными физическими возможностями надлежащие условия для проникновения в свои помещения.

Случается так, что оснастить вход пандусом, оборудовать здание специальным лифтом не представляется возможным. Правительство учло этот момент, выдвинув требование к таким учреждениям и службам оказывать «замещающий» сервис, например:

  • организовывать доставку необходимой продукции на дом;
  • сотрудничать с соцработниками, которые помогут колясочнику или незрячему человеку попасть в здание;
  • обеспечить людям возможность делать заказы товаров по интернету, получать их через курьера;
  • предоставлять отдельные категории услуг дома.

Широкие дверные проемы, подъемники необходимо планировать в проектах всех новых зданий, предусматривать их как часть капстроительства. Если зафиксируется их отсутствие, то такой проект не сможет быть одобрен. Этого требует закон «О защите прав инвалидов» № 181-ФЗ (действующий в ред. от 2018 г.), ст. 15:

«…разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов … без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются».

Обязанность оснащать пандусами подъезды многоэтажек спальных кварталов возлагается на компании-управители, обслуживающие эти дома. Если объект уже введен в эксплуатацию или его невозможно переоборудовать, то с соцслужбой необходимо согласовать варианты предоставления альтернативного сервиса, иначе владелец здания будет привлечен к административной ответственности.

Места для инвалидов на парковках в соответствии с законом 2018 года

Непременность выделения мест для инвалидов на парковке в законе 2018 года также упоминается. Если здоровый человек воспользуется таким местом, он должен будет заплатить штраф, поскольку данный поступок расценивается как нарушение закона. Инвалидам разрешается парковать свои авто на отведенных для них участках или на общей парковке.

Федеральный Закон о защите инвалидов (с изменениями 2018 года) предписывает организовывать специальные льготные парковки у всех социально весомых структур – аптечных, торговых точек, супермаркетов, банков, госпиталей и пр. На автостоянках обязательно следует выделять 10% парковочной территории и более, помечая ее указателями:

  1. знаком № 6.4;
  2. таблицей № 8.17;
  3. особой разметкой 1.24.3 (она представляет собой прямоугольник 1,6 х 0,8 м с соответствующим рисунком внутри).

Удостоверение, доказывающее инвалидность, должно быть с человеком всегда, ведь сотрудники ГИБДД имеют право проверить его наличие. Хотя Федеральный Закон 2018 г. о защите прав инвалидов не требует оснащать машину специальной наклейкой, все-таки желательно, чтобы она присутствовала на лобовом окне автомобиля.

Закон также учитывает тот факт, что многие инвалиды используют для перемещения не только автомобили, приспособленные под их персональные особенности, но и обыкновенные такси. Их могут подвозить также родственники, знакомые либо друзья на своих машинах. Правительство принимает во внимание данный факт, разрешая водителю пользоваться специальной парковкой (даже временно крепить на стекле авто соответствующий знак) исключительно тогда, когда он перевозит инвалида.

Программа «Доступная среда» для инвалидов на основании закона 2018 г.

Комплекс специальных мер, направленных на качественную реабилитацию, лечебно-педагогические действия по отношению к инвалидам, называется программой «Доступная среда». Она преследует такие цели:

  1. Расширение спектра реабилитационных учреждений, улучшение сервиса.
  2. Подготовка профессиональных кадров для работы с людьми, имеющими инвалидность.
  3. Оптимизация процедуры медэкспертизы, обязанностью которой является определение степени нарушений здоровья.
  4. Внедрение международных разработок, инновационных концепций соцзащиты.

Закон о «Доступной среде» для инвалидов на 2018 год обещает увеличение инвестиций на поддержку этой программы. Планируется выделить около 52 919 205,8 тыс. руб. Документ возлагает функции наблюдения за надлежащей реализацией пунктов программы на органы власти, уполномоченные осуществлять госнадзор за качеством услуг.

Новый Федеральный закон 2018 г. об образовании детей-инвалидов в России и взыскании алиментов на ребенка

Законы 2018 года о детях-инвалидах в России предусматривают увеличение льгот, повышение выплат, расширение границ прочих мер соцзащиты. Как и прежде, таким ребятам полагаются преимущества при поступлении в вузы. Абитуриента, имеющего группу инвалидности, должны зачислять вне конкурса (если вступительные экзамены сданы успешно). Закон об образовании детей, в т. ч. инвалидов в 2018 году позволяет учиться им совместно со здоровыми детьми, если действующие программы не сказываются негативно на самочувствии. Допуск на обучение в обычной школе выдается врачами, психологами, педагогами. Вердикт выносится после ряда соответствующих диагностических процедур и тестирования.

Могут формироваться специализированные группы или классы, также может организовываться домашнее обучение по персональной программе. Согласно Федеральному Закону 2018 г. о детях инвалидах, родители или опекуны могут подать прошение о том, чтобы государство компенсировало расходы, связанные с репетиторскими занятиями для ребенка, организацию вспомогательных услуг, касающихся образовательного процесса.

Порядок взыскания алиментов на ребенка инвалида (по новым законам 2018 года) сохранит свои основополагающие принципы. Родитель, не проживающий с ребенком, должен содержать его даже после достижения им 18-летнего возраста.

Федеральный закон по пандусам

В соответствии с законодательством маломобильным группам населения должен быть обеспечен безбарьерный доступ к объектам городской инфраструктуры. Очень часто данные требования закона не соблюдаются.

1. Инвалиды
2. Люди с временным нарушением здоровья
3. Беременные женщины
4. Пожилые люди
5. ЛЮДИ С ДЕТСКИМИ КОЛЯСКАМИ

Ниже указан перечень законодательных актов, в соответствии с которыми Вы вправе требовать установить откидной либо стационарный пандус БЕСПЛАТНО в вашем подъезде.

Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. N 3. Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы

Настоящий Закон в совокупности с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать обеспечению свободы передвижения маломобильных граждан и созданию им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Закон регулирует отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения, доступа маломобильных граждан и их пользования объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы; определяет тенденции к интеграции инвалидов в общество, устранению дискриминационного воздействия архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы маломобильных граждан.

Закон определяет общие требования по приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним инвалидов и других маломобильных граждан, в соответствии с федеральным законодательством, действующими градостроительными нормативами, строительными нормами и правилами, и устанавливает ответственность за их нарушение в городе Москве.

Статья 1. Основные понятия Основные понятия, используемые в настоящем Законе: маломобильные граждане — инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводников; инженерная, транспортная и социальная инфраструктуры — комплекс сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования, а также объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и территорий; государственные градостроительные нормативы, строительные нормы и правила — нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и градостроительства города Москвы и подлежащие обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности всех видов.

Статья 2. Основополагающие, нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения, установленные настоящим Законом Правовые отношения, установленные настоящим Законом, регулируются нормативными правовыми актами и основополагающими документами, регламентирующими свободы и права инвалидов, а также требования по обеспечению свободного передвижения, доступа маломобильных граждан и их пользования объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, которыми являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «Об обслуживании инвалидов»;
  • Декларация прав и свобод человека и гражданина;
  • Декларация прав инвалидов ООН;
  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов ООН;
  • постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 19 ноября 1993 года N 1188 «Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры»;
  • Устав города Москвы;
  • распоряжение Мэра Москвы от 27 августа 1997 года N 684-РМ «О дополнительных мерах по обеспечению беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры»;
  • Градостроительные нормативы и правила (СНиП: 2.07.01-89, 2.08.02-89, 2.09.02-85, 2.09.04-87; ВСН 62-91; РДС 35-201-98; Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, выпуски 1, 2, 3, 7, 10, 12, 13, 14, 19, 20; Московские городские строительные нормы (МГСН); пособия и рекомендации по комплексному проектированию окружающей среды, зданий, сооружений и территорий для людей с физическими ограничениями, разработанные Москомархитектурой, утвержденные и введенные в действие решениями Правительства Москвы и органов архитектуры).

См. РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», принятый и введенный в действие совместным постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22 декабря 1999 г. N 74/51 взамен РДС 35-201-98

Статья 3. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием К объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся:

  • жилые здания государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда;
  • административные здания и сооружения;
  • объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.);
  • объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения;
  • объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения;
  • гостиницы, отели, иные места временного проживания;
  • физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки;
  • объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население;
  • станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта;
  • почтово-телеграфные и другие здания и сооружения связи и информации;
  • производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда;
  • тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей;
  • прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Читайте так же:  Про налог на прибыль

Статья 4. Перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов инфраструктур города Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:

  • визуальной и звуковой информацией;
  • специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов;
  • звуковой сигнализацией у светофоров;
  • телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
  • санитарно-гигиеническими помещениями;
  • пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;
  • пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;
  • специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон;
  • пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
  • пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.

На автостоянках и в местах парковки транспортных средств, независимо от форм собственности стоянок, должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, в тех случаях, когда инвалиды имеют противопоказания к управлению автотранспортом, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Статья 5. Организация общедоступности объектов инфраструктур города для маломобильных граждан Органы исполнительной власти Москвы, органы местного самоуправления, предприятия и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственного их передвижения в городе. Планировка и застройка новых микрорайонов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа к ним инвалидов и маломобильных граждан не допускаются. В состав основных видов и стадий разработки проектной документации на строительство новых объектов социальной инфраструктуры включается специальный раздел проекта с пояснительной запиской «Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных граждан». Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования маломобильными гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить эти работы. В случаях невозможности выполнения в полном объеме требований нормативно-технических документов по приспособлению для маломобильных граждан действующих объектов, собственниками и балансодержателями таких объектов по согласованию с органами исполнительной власти Москвы и органами власти районов должны осуществляться все мероприятия, архитектурно возможные для исполнения. Окончательное решение о невозможности выполнения в полном объеме требований по доступности инвалидов без посторонней помощи к каждому конкретному объекту может быть вынесено только судом. Органы исполнительной власти Москвы, административных округов и местного самоуправления, при необходимости, могут разрабатывать мероприятия или отдельные целевые программы по созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов к действующим объектам. Финансовые затраты, связанные с выполнением норм настоящего Закона в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы для маломобильных граждан, несут собственники и балансодержатели указанных объектов.

Статья 6. Участие общественных объединений инвалидов в решении вопросов приспособления городской среды для инвалидов Общественные объединения инвалидов имеют право на объективную, достоверную и полную информацию о степени доступности объектов инфраструктур города для пользования инвалидами и о всех мероприятиях, изменяющих степень доступности. Общественные объединения и организации инвалидов вправе обращаться в органы исполнительной власти города, органы власти районов с предложениями по улучшению доступности объектов инфраструктур города для пользования инвалидами. Органы исполнительной власти Москвы, организации и предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов по их беспрепятственному передвижению и адаптации в городской среде. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. Представители общественных объединений инвалидов, при необходимости, включаются в состав комиссий по приемке в эксплуатацию зданий и сооружений с правами и полномочиями, равными правам и полномочиям любого другого члена этих комиссий.

Статья 7. Контроль за обеспечением доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Контроль за выполнением требований нормативных правовых актов, градостроительных нормативов, норм и правил в части создания условий для доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам и беспрепятственного их передвижения в городе при разработке документации на всех стадиях проектирования, строительстве новых, реконструкции, капитальном ремонте и переоборудовании действующих помещений, зданий, сооружений, благоустройстве территорий и пешеходно-транспортной сети осуществляется должностными лицами органов исполнительной власти Москвы, органов местного самоуправления, государственных инспекций и органов архитектуры и градостроительства, уполномоченных на то законодательными актами Российской Федерации, в пределах их компетенции. Действия и решения указанных должностных лиц, осуществляющих контроль, могут быть обжалованы в суд в установленном порядке. Согласно статье 9 настоящего Закона статья 8 вводится в действие через 6 календарных месяцев после вступления в силу настоящего Закона.

Статья 8. Ответственность за нарушение настоящего Закона За нарушение норм настоящего Закона устанавливается административная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения:

  • нарушение установленного порядка разработки и утверждения проектной документации без учета требований государственных градостроительных нормативов и правил по обеспечению беспрепятственного передвижения, доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры и пешеходно-транспортной сети города влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда;
  • невыполнение или уклонение от исполнения требований по обеспечению доступа инвалидов и маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур при строительстве новых, реконструкции, капитальном и текущем ремонте действующих зданий и сооружений, благоустройстве территорий и дорог, осуществляемых балансодержателями, арендаторами и пользователями этих объектов, а также строительными и ремонтно-строительными организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда и должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Штрафы, взимаемые за вышеуказанные административные нарушения, зачисляются в бюджет города Москвы и используются в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы. Неоднократное нарушение норм настоящего Закона в период строительства и проведения ремонтных работ объектов и территорий юридическим лицом, а также нарушение, совершенное в течение одного года с момента наложения штрафа, может явиться основанием ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 61 ГК РФ.

Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу, в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 «О законодательных актах города Москвы», со дня его официального опубликования, за исключением статьи 8. Статью 8 ввести в действие через 6 календарных месяцев после вступления в силу настоящего Закона.

П.п. Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Постановление Правительства Москвы от 07.12.2004 N 852-ПП О совершенствовании работы по приспособлению инфраструктуры города Москвы для нужд инвалидов и других категорий маломобильных граждан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 декабря 2004 г. N 852-ПП

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ПО ПРИСПОСОБЛЕНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ ДЛЯ НУЖД ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРАЖДАН

В целях дальнейшего совершенствования работы по приспособлению инфраструктуры города Москвы для нужд инвалидов и других категорий маломобильных граждан, объединения усилий органов исполнительной власти и общественных организаций инвалидов в этой работе Правительство Москвы постановляет: 1. Руководителям комплексов городского управления, префектам административных округов города Москвы, руководителям органов исполнительной власти города Москвы обеспечить неукоснительное соблюдение норм Закона города Москвы от 17 января 2001 года N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы», а также других законодательных и нормативных актов в данной области, в том числе:

  • на стадии планировки и застройки новых микрорайонов;
  • при реконструкции и ремонте зданий и сооружений, в том числе при выполнении планово-предупредительных ремонтов, если планировка и технические условия позволяют выполнить эти работы;
  • осуществлять финансирование затрат на приспособление городской среды за счет средств, предусмотренных на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, благоустройство города, включая средства целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы, а также средств, выделяемых на текущее финансирование (по соответствующим кодам бюджетной классификации);
  • привлекать представителей московских общественных организаций всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов по их беспрепятственному передвижению и адаптации в городской среде.

2. С учетом принятых федеральных нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты населения в 2005 году Департаменту социальной защиты населения города Москвы совместно с Объединением административно-технических инспекций города Москвы, Государственной жилищной инспекцией города Москвы, Департаментами жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, экономической политики и развития города Москвы, финансов города Москвы и с привлечением московских городских общественных организаций всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых подготовить предложения о внесении изменений в Закон города Москвы от 17 января 2001 года N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» в части уточнения понятийного аппарата, состава основных адаптационных мероприятий, принципов, порядка, организации и управления процессом адаптации объектов городской инфраструктуры для нужд маломобильных категорий граждан. 3. Департаменту социальной защиты населения города Москвы обеспечить координацию деятельности отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, взаимодействие с общественными организациями инвалидов по созданию доступной среды для маломобильных категорий граждан. 4. Принять к сведению, что Комплексной целевой программой «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 июня 2004 года N 442-ПП «О выполнении Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов в городе Москве на 2001-2003 годы и о Комплексной целевой программе «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы» предусмотрены мероприятия по адаптации для инвалидов и других маломобильных граждан инфраструктуры города Москвы на 2004-2006 годы. 5. Мосгосэкспертизе обеспечить постоянный контроль за обязательным включением в проектно-сметную документацию раздела «Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения», учитывая необходимость комплексного приспособления для всех категорий маломобильных граждан вновь строящихся, реконструируемых и ремонтируемых объектов. Применять меры ответственности к заказчикам, не соблюдающим указанные требования. 6. Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы: 6.1. В двухмесячный срок по согласованию с Департаментом социальной защиты населения города Москвы, московскими городскими общественными организациями всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых подготовить и внести на утверждение проект постановления о внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 11.07.2000 N 530 «Об утверждении Московских городских строительных норм «Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», предусмотрев в нем обязательное включение в указанный нормативный документ требований по приспособлению инфраструктуры города Москвы на стадии контроля за проведением строительных работ и ввода объектов в эксплуатацию. 6.2. Привлекать к административной ответственности лиц, допускающих нарушения утвержденных проектов в части обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других категорий маломобильных граждан. 7. Просить Московскую городскую общественную организацию Всероссийского общества инвалидов осуществить проверку использования специально оборудованных жилых помещений, предоставленных инвалидам и другим категориям маломобильных граждан, проанализировать практику предоставления жилых помещений и внести предложения о дальнейшем их использовании и предоставлении. 8. Департаменту социальной защиты населения города Москвы в 2005 году по результатам реализации в двух районах города Москвы пилотного проекта по инвентаризации и паспортизации объектов, подлежащих адаптации для маломобильных категорий граждан, проводимой в соответствии с п. 4.1.8 Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы», разработать и утвердить единую форму и порядок передачи информации префектурами административных округов для включения в Реестр учета и описания объектов, на которых проведены мероприятия по приспособлению их для нужд маломобильных категорий граждан (включая сданные в эксплуатацию подъемно-транспортные устройства). 9. Департаментам социальной защиты населения города Москвы, образования города Москвы, здравоохранения города Москвы, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Комитетам по культуре города Москвы, физической культуры и спорта города Москвы: 9.1. Совместно с префектурами административных округов и управами районов, арендаторами и балансодержателями зданий и сооружений в 2005 году сформировать и ежегодно пополнять базу данных приспособленных объектов с их полной характеристикой. 9.2. Не допускать приемку в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, оснащенных подъемными платформами для инвалидов, без сдачи их в эксплуатацию Мосгостехнадзору. 10. Префектурам административных округов: 10.1. Обеспечить формирование базы данных о подлежащих приспособлению и приспособленных для нужд маломобильных категорий граждан в пределах административного округа объектах и провести их паспортизацию. 10.2. Учитывать результаты инвентаризации и паспортизации объектов при разработке планов адаптации для маломобильных категорий граждан территориальной инфраструктуры, а также для определения потребности ежегодных расходов на адаптацию городской среды. 10.3. Ежегодно утверждать плановые задания на приспособление подъездов жилых домов, входных групп общественных и производственных зданий, а также квартир, в которых проживают инвалиды, в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, а при невозможности их приспособления — вносить предложения о переселении инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в специально приспособленные квартиры. 10.4. Совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы отработать единую схему принятия на баланс дирекций единого заказчика и осуществления последующей эксплуатации подъемных платформ для инвалидов, устанавливаемых в домах-новостройках и действующих жилых домах. 10.5. Включать в состав приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию новых и приспосабливаемых объектов представителей окружных общественных организаций всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых. 11. Департаменту транспорта и связи города Москвы: 11.1. Совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы, Управлением Московской железной дороги, ГУП «Мосгортранс» и московскими городскими общественными организациями всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых в 2005 году разработать комплексные планы мероприятий по поэтапному приспособлению для инвалидов и других категорий маломобильных граждан железнодорожных вокзалов, остановочных пунктов пригородных электропоездов, автовокзалов. 11.2. Рекомендовать администрации железнодорожных вокзалов разработать и распространить справочные и информационные материалы о доступности указанных объектов для нужд инвалидов. 11.3. Совместно с ГУП «Московский метрополитен» разработать в 2005 году мероприятия поэтапного приспособления для инвалидов и других маломобильных граждан наземных вестибюлей, станций, переходов, посадочных платформ и подвижного состава и представить их на рассмотрение Правительства Москвы. 12. Признать утратившим силу пункт 7 постановления Правительства Москвы от 26 августа 2003 года N 718-ПП «О мерах по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы». 13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителей комплексов городского управления по направлениям деятельности.

Читайте так же:  Коллективный договор в доу ростовской области

Мэр Москвы Ю.М. Лужков

Закон Московской области от 22.10.2009 N 121/2009-ОЗ Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области

Принят постановлением Московской областной Думы от 15 октября 2009 г. N 4/92-П

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона 1. Настоящий Закон направлен на реализацию государственной политики в области социальной защиты инвалидов и других маломобильных групп населения с целью создания им равных с другими гражданами возможностей в осуществлении прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Московской области, и регулирует правоотношения в сфере обеспечения им беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области. 2. Закон разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Градостроительным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области. Статья 2. Основные понятия Основные понятия, используемые в настоящем Законе: инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты; маломобильные группы населения — лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, ориентировании в пространстве (инвалиды, лица пожилого возраста, беременные женщины, лица с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски, и другие лица, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения вспомогательные средства приспособления); (в ред. Закона МО от 14.07.2011 N 119/2011-ОЗ) социальная, транспортная и инженерная инфраструктуры — комплекс сооружений и коммуникаций объектов социального и культурно-бытового назначения, транспорта, связи, а также инженерного оборудования, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование объектов районов, городов, поселений, зон отдыха; средства визуальной и звуковой информации — носители информации в виде зрительно различимых текстов, знаков, символов, световых и звуковых сигналов (в том числе информационное табло в форме «бегущей строки»), передаваемых лицам с нарушением функций органов зрения и слуха. Статья 3. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием 1. К объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного, муниципального и частного жилищного фонда; административные здания и сооружения органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и другие); объекты образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; объекты спорта, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, станции и остановки всех видов городского и пригородного пассажирского транспорта, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта); здания и сооружения объектов почтовой связи; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории. 2. Состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. Статья 4. Перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области 1. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: средствами визуальной и звуковой информации; специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей, остановок городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования; пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, парков и других рекреационных зон. 2. На автостоянках и в местах парковки транспортных средств должно выделяться до 10 процентов мест (но не менее одного места), наиболее удобных для въезда и выезда, для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Места парковки оснащаются специальными указателями. Инвалиды, а также лица, их перевозящие, пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно. Статья 5. Организация доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области для инвалидов и других маломобильных групп населения 1. Исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, создают условия инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и беспрепятственного их передвижения в Московской области. Разработка документации по планировке территории городов и других населенных пунктов, проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт зданий и сооружений, без приспособления и оборудования для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам инфраструктуры в Московской области не допускается. Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования инвалидами и другими маломобильными группами населения осуществляется в период проведения их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить эти работы, за исключением объектов, реконструкция и планово-предупредительный ремонт на которых начат до вступления в силу настоящего Закона. Оснащение специальными приспособлениями и оборудованием объектов капитального строительства и реконструкции, начатым проектированием и (или) строительством, реконструкцией и не введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Закона, производится в соответствии с принятыми решениями о реализации бюджетных инвестиций и (или) разработанной проектной документацией. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. 2. Правительство Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, при необходимости, разрабатывают перечень мероприятий или долгосрочные целевые программы по созданию условий беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к действующим объектам. Статья 6. Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Статья 7. Участие общественных объединений инвалидов в решении вопросов приспособления объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов 1. Общественные объединения инвалидов имеют право на объективную, достоверную и полную информацию о степени доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области для пользования инвалидами и о мероприятиях, изменяющих степень доступности. Общественные объединения инвалидов вправе обращаться в исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области с предложениями по улучшению доступности объектов инфраструктур для пользования инвалидами. 2. Исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, привлекают представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов по их передвижению и адаптации на территории Московской области. Статья 8. Контроль за обеспечением доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Контроль за состоянием объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур и соблюдением предъявляемых к этим объектам требований, установленных нормативными правовыми актами, градостроительными нормативами, нормами и правилами, в части доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к указанным объектам, осуществляют центральные исполнительные органы государственной власти и государственные органы Московской области, уполномоченные Правительством Московской области. Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2011 года. Статья 10. О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Московской области Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу: Закон Московской области N 232/2001-ОЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области»; Закон Московской области N 103/2006-ОЗ «О внесении изменения в статью 1 Закона Московской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области»; Закон Московской области N 200/2007-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области»; статью 5 Закона Московской области N 237/2008-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области в части приведения их в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации». Губернатор Московской области Б.В. Громов 22 октября 2009 года N 121/2009-ОЗ

Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 О государственной программе Российской Федерации Доступная среда на 2011 — 2015 годы

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. 2. Утвердить ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (далее — Программа) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, соисполнителями Программы — Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное медико-биологическое агентство. 3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Программы. 4. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации до 1 апреля 2011 г. внести предложения об актуализации Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, с учетом форм федерального статистического наблюдения, обеспечивающих получение сведений для характеристики результатов реализации Программы. 5. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации до 31 декабря 2011 г. разработать методические указания по реализации мероприятий, обеспечивающих доступность объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, с целью последующего контроля их выполнения соисполнителями Программы. 6. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации до 15 апреля 2011 г. представить в установленном порядке предложения о внесении изменений в Программу с учетом методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». 7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать программы субъектов Российской Федерации, направленные на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, с учетом положений Программы. Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН

СНиП 35-01-2001 ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ (ACCESSIBILITY OF BUILDINGS AND STRUCTURES FOR PHYSICALLY HANDICAPPED PERSONS)

СП 59.13330.2012 ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ (Accessibility of buildings and structures for persons with disabilities and persons with reduced mobility)