Договор собственность чертежи

Имеет ли поставщик право интеллектуальной собственности на чертежи? Какие могут быть последствия, если организация уже передавала часть чертежей третьим лицам?

Консультация предоставлена 23.06.2015 г.

Организацией был заключен договор с поставщиком на изготовление и поставку деталей для печей из жаропрочных сплавов. Чертежи деталей по условиям договора проходили обязательное согласование с заказчиком, и работа над ними велась силами технических специалистов как заказчика, так и поставщика.

Чертежи деталей по некоторым изделиям разрабатывались самим поставщиком, затем согласовывались с техническим персоналом организации и в последующем передавались заказчику в виде приложений к соответствующим спецификациям к деталям (в договоре ничего не сказано о праве интеллектуальной собственности на них).

Договор, заключенный между поставщиком и заказчиком, не предусматривал условий, касающихся предоставления доступа к секрету производства и о соблюдении конфиденциальности в отношении составляющих его сведений.

В настоящее время поставщик прислал письмо о том, что все разработанные чертежи следует считать его интеллектуальной собственностью и не передавать третьим лицам.

Имеет ли поставщик право интеллектуальной собственности на чертежи? Какие могут быть последствия, если организация уже передавала часть чертежей третьим лицам?

Прежде всего отметим, что под интеллектуальной собственностью в российском законодательстве понимаются результаты интеллектуальной деятельности (далее также — РИД) и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (п. 1 ст. 1225 ГК РФ).

Согласно ст. 1226 ГК РФ на указанные РИД и средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

Исключительное право на РИД или средство индивидуализации предоставляет его обладателю возможность использовать их по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1233 ГК РФ), если ГК РФ не предусмотрено иное.

Кроме того, правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование РИД или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Из вышеизложенного следует, что право поставщика запрещать заказчику использование переданных ему чертежей изготовленных для него деталей зависит от того, признаются ли данные чертежи интеллектуальной собственностью, а при положительном ответе на этот вопрос — также и от того, является ли подрядчик обладателем исключительных прав на них.

Виды интеллектуальной собственности перечислены в п. 1 ст. 1225 ГК РФ, и среди них чертежи напрямую не упоминаются. Вместе с тем к интеллектуальной собственности согласно пп. 1 п. 1 ст. 1225 ГК РФ относятся произведения науки, литературы и искусства (объекты авторских прав), в числе которых называются и чертежи (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Однако следует иметь в виду, что чертежи в этом случае фигурируют в качестве объекта авторских прав не сами по себе, а как форма выражения произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.

По смыслу этой же нормы графические изображения выступают в качестве самостоятельного объекта авторских прав, а следовательно, и объекта интеллектуальной собственности в том случае, если они относятся к произведениям изобразительного искусства.

Поскольку в рассматриваемом случае чертеж является двухмерным графическим изображением детали определенного устройства, имеющей в этом устройстве функциональное назначение, то есть технического решения, полагаем, что он не может рассматриваться как самостоятельный объект авторских прав, так как имеет ценность не сам по себе, а как форма изображения соответствующего технического решения. Решения же технических задач не могут быть признаны объектом авторских прав (п. 5 ст. 1259 ГК РФ).

Технические решения, относящиеся к устройствам, выступают в качестве объектов интеллектуальной собственности, если они обладают признаками изобретения или полезной модели (п. 1 ст. 1225, п. 1 ст. 1350, п. 1 ст. 1351 ГК РФ) и отвечают условиям патентоспособности (п.п. 1, 2, 4 ст. 1350, п.п. 1, 2, 4 ст. 1351 ГК РФ).

Также в качестве объекта интеллектуальной собственности может защищаться и решение внешнего вида детали — промышленного изделия (промышленный образец), если по своим существенным признакам оно является новым и оригинальным (п. 1 ст. 1352 ГК РФ). Причем признаки, обусловленные исключительно технической функцией изделия, не являются охраняемыми признаками промышленного образца.

В любом случае исключительные права на изобретение, полезную модель и промышленный образец признаются и охраняются только в том случае, если эти изобретение, модель или образец прошли государственную регистрацию, удостоверенную выдачей правообладателю патента (п. 1 ст. 1232, ст. 1346, ст. 1353, ст. 1354 ГК РФ).

Следовательно, если такая регистрация не проводилась (в том числе и по причине того, что изобретение, полезная модель, промышленный образец не отвечают условиям патентоспособности), то исключительные права на эти объекты не возникают, и лицо, создавшее указанные объекты, не вправе требовать запрета их использования другими лицами.

При этом по смыслу п.п. 1-3 ст. 1358 ГК РФ использованием изобретения, полезной модели, промышленного образца признаются случаи реального применения запатентованных способов использования в устройствах запатентованных технических решений, введение в гражданский оборот или хранение для этих целей изделий, в которых использованы указанные РИД, продуктов, полученных с использованием запатентованного способа, и т.п.

Простая передача копии чертежа третьему лицу, на наш взгляд, не может рассматриваться как использование соответствующего РИД. Ведь, как уже отмечалось выше, в ситуации, изложенной в вопросе, чертеж не является самостоятельным объектом авторского права, исключительное право на тиражирование которого согласно п. 2 ст. 1270 ГК РФ принадлежит его правообладателю, а представляет собой лишь графическую форму отображения технического решения, помогающего понять его сущность.

Именно с такой позиции рассматриваются чертежи и изображения изобретений, полезных моделей, промышленных образцов (пп. 4 п. 2 ст. 1375, пп. 4 п. 2 ст. 1376, пп. 3 п. 2 ст. 1377 ГК РФ). Такие чертежи и изображения находятся в составе материалов заявки, подаваемой на получение патента, и являются доступными для ознакомления любому лицу после публикации сведений о выдаче патента (п. 2 ст. 1394 ГК РФ) с возможностью их копирования за дополнительную плату (п. 27.3 Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29.10.2008 N 327, п. 23.2 Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на полезную модель и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29.10.2008 N 326, п. 24.2 Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на промышленный образец и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29.10.2008 N 325).

Также, по нашему мнению, чертеж детали, изготовляемой поставщиком, не может быть признан и таким объектом интеллектуальной собственности как секрет производства (ноу-хау). Ведь согласно ст. 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании, и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Читайте так же:  Договор купли продажи квартиры между физ лицами

При этом исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей (ст. 1467 ГК РФ).

Из вышеизложенного следует, что исключительные права на секрет производства могут признаваться только в том случае, если соблюдаются одновременно несколько условий:

— наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности сведений, составляющих секрет производства, в силу их неизвестности третьим лицам;

— принятие мер по соблюдению конфиденциальности;

— отсутствие у третьих лиц свободного доступа к секрету производства на законном основании.

Последний признак означает, что лица, не связанные соответствующими обязательственными отношениями с правообладателем по поводу использования секрета производства, могут получить информацию, составляющую секрет производства, только посредством осуществления несанкционированных действий либо в результате неосторожности самого правообладателя.

Как следует из вопроса, договор, заключенный между поставщиком и заказчиком, не предусматривал условий, касающихся предоставления доступа к секрету производства и о соблюдении конфиденциальности в отношении составляющих его сведений, чертежи деталей по условиям договора проходили обязательное согласование с заказчиком, и работа над ними велась силами технических специалистов как заказчика, так и поставщика, указанные чертежи были переданы поставщиком заказчику в составе документации, прилагаемой к деталям.

Иными словами, поставщик, не оговорив, что сведения, содержащиеся в разрабатываемых им чертежах, являются секретом производства, и не установив условия использования этих сведений заказчиком, сообщил ему эти сведения в процессе разработки чертежей и путем последующей их передачи. То есть эти сведения, даже если и были соблюдены иные условия признания их секретом производства, утратили свое значение как сведения конфиденциальные и в связи с этим не подлежат охране как объект интеллектуальной собственности.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, по нашему мнению, в рассматриваемом случае поставщик деталей не вправе запрещать заказчику передавать чертежи указанных деталей третьим лицам.

Тем не менее обращаем Ваше внимание на то, что окончательное решение относительно того, являются ли указанные в вопросе чертежи объектом интеллектуальной собственности, может вынести лишь суд, исходя из условий заключенного между сторонами договора, действий сторон при его исполнении и иных конкретных обстоятельств дела.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Конференция ЮрКлуба

Кому принадлежит право на проектную докуме.

IAY 25 Окт 2005

Заранее прошу прощения за, как я подозреваю, глупые вопросы. К сожалению, я ничего не понимаю в праве интеллектуальной собственности, а ситуация, с которой я столкнулся вполне практическая.

Итак, строим некоторое здание, скажем так объект культуры. Имеется Архитектор. Он разработал Архитектурный проект. На основе этого Архитектурного проекта проектная организация (Проектант) разработала проектную и рабочую документации для строительства.

Вопрос: кому принадлежит авторское право на проектную и рабочую документацию для строительства: Архитектору или Проектанту? С одной стороны читаем ст. 16 Закона «Об архитектурной деятельности»

2. Объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект.
3. Гражданин, в результате творческого труда которого создан архитектурный проект, признается автором архитектурного проекта. Ему принадлежит также авторское право на разработанную на основе архитектурного проекта документацию для строительства и на архитектурный объект.

Вроде бы все ясно — Архитектору. Но как-то странно. Сам Архитектор не имеет никакого отношения к Проектанту. Проектную и рабочую документации для строительства разрабатывают трудовые работники Проектанта. Делают это они на основе Архитектурного проекта. Получается, что Архитектор становится автором произведения (заметьте автором, а не правообладателем), которое он не создавал.

Как быть? Где правда?

Должен ли Архитектор давать согласие на разработку проектной и рабочую документации для строительства? Вроде бы должен. Но в какой форме? В форме авторского договора?

С надеждой на помощь и с извинениями за сумбур,

Ася 25 Окт 2005

Blanch 26 Окт 2005

Должен ли Архитектор давать согласие на разработку проектной и рабочую документации для строительства? Вроде бы должен. Но в какой форме? В форме авторского договора?

Кроме того никак не могу врубится (может быть просто голова уже не соображает). у меня в договоре с архитектором сказано: все документы и материалы, разрабатываемые архитектором передаются в собственность заказчикую При этом, архитектор вяляется автором этих документов. Што сие означает с точки зрения возможности изменения архитектурной концепции? С согласия архитектора? А если не даст. а без таких изменений здание построить невозможно?

IAY 26 Окт 2005

XXL 26 Окт 2005

Covetnik 26 Окт 2005

Получается, что Архитектор становится автором произведения (заметьте автором, а не правообладателем), которое он не создавал.

Не получается. Аргументы ваши верны только — вывод нет, так как архитектор изготовляет основу, а остальным занимаютсе Проектант.

IAY 26 Окт 2005

XXL ,

Алексей, большое спасибо за внимание. Именно на твое мнение я и рассчитываю.

Covetnik ,

Не получается. Аргументы ваши верны только — вывод нет, так как архитектор изготовляет основу, а остальным занимаютсе Проектант.

Не совсем Вас понял. Какой вывод не верен? То, что архитектор не обладает авторским правом на проектную и рабочую документацию, или то, что он не создает проект? То, что он обладает авторским правом прямо сказано в Законе. То, что он не создает проект, ну уж поверьте мне. Если Вы когда-нибудь видели (пишу применительно к Москве) архитектурно-градостроительное решение и проектную документацию, то Вы должны знать, что это две абсолютно разные вещи. Как я понимаю, авторское право защищает форму, а не содержание. Для меня не сомнений, что архитектурное решение и проектная документация — это разные объекты авторского права, воплощенные в разных формах. То, что проектную документацию создает проектная организация — нет никаких сомнений. Я как заказчик заключаю с ней для этого подрядный договор, в результате исполнения которого он передает мне эту документацию в собственность. Архитектор палец о палец не ударяет для разработки проектной документации.

Мне то лично кажется, что более аккуратным решением было бы признание за проектной документацией статуса производного произведения. Тогда бы все встало на свои места. Проектная организация имело бы авторское право на служебное произведение, и архитектор был бы тоже защищен, так как

Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Но Закон об Архитектуре говорит другое. Мне кажется, что Закон об Архитектуре «не прав», так как он нарушает фундаментальный принцип авторского права — то, что оно возникает на нечто, созданное творческим трудом самого автора. А тут авторское право Архитектора возникает на нечто, созданное творческим трудом других людей.

Пожалуйста, объясните мне, где я туплю.

XXL 26 Окт 2005

планы, чертежи и другая документация могут рассматриваться как архитектурный проект Храма только после необходимой доработки.

Таким образом, созданные ООО «Традиция» макеты, планы, чертежи и другая документация не являются произведениями архитектуры. На созданные ООО «Традиция» объекты не могут распространяться положения законодательства, которые содержат нормы права, регулирующие отношения по поводу произведений архитектуры.

Созданные ООО «Традиция» планы и макеты могут быть отнесены к произведениям архитектурной графики и пластики, отношения по поводу которых регулируются нормами, содержащимися в Законе Российской Федерации от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 19.07.1995) «Об авторском и смежных правах» (далее — Закон РФ «Об авторском и смежных правах»).

Сообщение отредактировал XXL: 26 Октябрь 2005 — 08:41

IAY 26 Окт 2005

XXL ,

Да, я прошерстил практику, и это решение, естественно, видел. Решение не самое внятное. Ведь, как известно, призведение является объектом авторского права не зависимо от его достоинств. Я думаю, это принцип приложим и к произведениям архитектуры. Кроме того, не ясно, почему если «Традиция» обладает авторским правом вообще (т.е. в рамках Авторского Закона а не в рамках Закона об Архитектуре), «ЛАТ» могла без его согласия перерабатывать произведение.

Но в моем-то случае все ясно. Архитектурный проект Архитектора утвержден. Более того, это не какое-нибудь ООО «Традиция» а один из самых известных архитекторов Москвы.

Буду очень благодарен за соображения и рассуждения.

Читайте так же:  Приказ о назначении главным бухгалтером генерального директора

Чилим 26 Окт 2005

Эскиз 1 — это объект авторского права, тк кроме предлагаемых вариантов внешнего облика и посадки дома (ситуационного плана) в нем больше ничего нет, при этом он является готовым результатом изыскательстких работ. Результаты подрядчик обязан передать заказчику в собственность, при этом императивный запрет на передачу третьим лицам (760 ГК), поэтому запрета на использование эскиза 1 его собственником нет. Эскиз проходит согласование с архитектурными службами в части соответствия его облику города и исторической территории застройки и пр. Красочная картинка не более, но осложненная привязкой к городской территории к планируемому или желаемому землеотводу с конкретной геоподосновой. После утверждения на его основе лепят проектно-сметную документацию.
Эскиз 2 — это уже проект с расчетами и техническими характеристиками, нагрузками, материалами и пр. по объекту. Архитектурный надзор в данном случае за проектировщиком, дабы отступлений от технических расчетов и решений не было. После согласования с АПУ этот документ и является проектом подпадающим по архнадзор.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.

Нарушить право автора на эскиз 1 можно, если постараться. Достаточно сослаться при производстве проектной документации на авторство составителя эскиза, и далее дорабатывать его «произведение». В результате будет создан новый объект права.

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

XXL 26 Окт 2005

«ЛАТ» могла без его согласия перерабатывать произведение.

в том то и дело, что не могла. но был неправильно сформулирован предмет иска и поэтому отказали.
они не обладали авторскими правами на архитектурный проект, так как еще не создали его.
но они обладали авторскими правами на

планы и макеты могут быть отнесены к произведениям архитектурной графики и пластики, отношения по поводу которых регулируются нормами, содержащимися в Законе Российской Федерации от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 19.07.1995) «Об авторском и смежных правах»

ну и соответсвенно использовать авторские произведения — теже макеты и планы — возможно только с согласия правообладателя. оформляется такое согласие — авторским договором. и уже на основании такого согласия делается проектная документация для архитектурного проекта.

XXL 26 Окт 2005

«ЛАТ» могла без его согласия перерабатывать произведение.

в том то и дело, что не могла. но был неправильно сформулирован предмет иска и поэтому отказали.
они не обладали авторскими правами на архитектурный проект, так как еще не создали его.
но они обладали авторскими правами на

планы и макеты могут быть отнесены к произведениям архитектурной графики и пластики, отношения по поводу которых регулируются нормами, содержащимися в Законе Российской Федерации от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 19.07.1995) «Об авторском и смежных правах»

ну и соответсвенно использовать авторские произведения — теже макеты и планы — возможно только с согласия правообладателя. оформляется такое согласие — авторским договором. и уже на основании такого согласия делается проектная документация для архитектурного проекта.

XXL 26 Окт 2005

«ЛАТ» могла без его согласия перерабатывать произведение.

в том то и дело, что не могла. но был неправильно сформулирован предмет иска и поэтому отказали.
они не обладали авторскими правами на архитектурный проект, так как еще не создали его.
но они обладали авторскими правами на

планы и макеты могут быть отнесены к произведениям архитектурной графики и пластики, отношения по поводу которых регулируются нормами, содержащимися в Законе Российской Федерации от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 19.07.1995) «Об авторском и смежных правах»

ну и соответсвенно использовать авторские произведения — теже макеты и планы — возможно только с согласия правообладателя. оформляется такое согласие — авторским договором. и уже на основании такого согласия делается проектная документация для архитектурного проекта.

IAY 26 Окт 2005

Чилим ,

Большое спасибо за внимание к этой теме. Однако я не совсем понял Ваши соображения.

IAY По сути вещи разные

Какие вещи Вы считаете разными?

Вы пишете об эскизе №1 и об эскизе №2. Но ведь эти документы входят в состав материалов, прилагаемых к Акту разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (то, что раньше называлось ИРД). Я же пишу о совсем другой, более поздней стадии подготовки строительства — Разработка, согласование и утверждение архитектурно-градостроительного решения (архитектурного проекта). Это две разные стадии. Меня интересует авторское право Архитектора на архитектурный проект, так как в нашем случае архитектурно-градостроительное решение разрабатываться как отдельный этап проектирования, а не в составе проектной документации. Вот право автора архитектурного проекта (Архитектора) на документацию для строительства меня и интересует!

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.

Ну да конечно, ну и что? Я получаю от проектанта проектную документацию, но не получаю авторских прав на эту документацию. Именно это меня волнует. С кем мне заключать авторский договор.

С надеждой на дальнейшие обсуждения,

IAY 26 Окт 2005

XXL ,

был неправильно сформулирован предмет иска

Да, мысль понятна. Я думаюи ответчик был выбран неправильно.

Но мой вопрос остается. Помоги плиз.

Ася 26 Окт 2005

Насколько я поняла Игоря, речь все же идет не чертежах и макетах, являющихся объектом авторского права, и о передаче исключительных прав на их использование (видимо, ответчиком по иску нужно было привлекать ЛАТ — или я не права?), а об авторских правах на рабочую документацию, разработанную на основе архитектурного проекта.

У кого есть исключительное имущественное право использовать такую документацию?

Казалось бы вопрос не такой уж и сложный, а ответа как не было, так и нет

Чилим 26 Окт 2005

Достаточно сослаться при производстве проектной документации на авторство составителя эскиза, и далее дорабатывать его «произведение». В результате будет создан новый объект права.

скомкано, но поясню по ФЗ 5351.

автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст.4); поэтому объектом права является результат творческой деятельности, которая присуща исключительно физику.

В Вашем случае эскиз выполняла организация в состав которой входит автор-физик, поэтому следует исходить из ст.14 и говорить о праве на служебное произведение по заданию работодателя — юрлица.

п.1 Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение) принадлежит автору служебного произведения.
2. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Автор тем самым распоряжается своими имущественными правами с соблюдением ст.16 и 30
2.1. Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора который разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

Таким образом, автору достаточно получать зарплату от юрика в состав которой обычно включают стоимость вознаграждений автора, либо кусок премии за реализованный эскиз и пр, иначе было глупо содержать работника и еще быть в его же должниках по использованию исклправ. Права автора защищают ссылками на его творчество наравне с указанием юрика.

Переработав эскиз в проект, появляется новый объект, который уже защащается проектировщиком как автором.

Чилим 26 Окт 2005

Достаточно сослаться при производстве проектной документации на авторство составителя эскиза, и далее дорабатывать его «произведение». В результате будет создан новый объект права.

Читайте так же:  Приказ по уборке листвы

скомкано, но поясню по ФЗ 5351.

автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст.4); поэтому объектом права является результат творческой деятельности, которая присуща исключительно физику.

В Вашем случае эскиз выполняла организация в состав которой входит автор-физик, поэтому следует исходить из ст.14 и говорить о праве на служебное произведение по заданию работодателя — юрлица.

п.1 Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение) принадлежит автору служебного произведения.
2. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Автор тем самым распоряжается своими имущественными правами с соблюдением ст.16 и 30
2.1. Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора который разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

Таким образом, автору достаточно получать зарплату от юрика в состав которой обычно включают стоимость вознаграждений автора, либо кусок премии за реализованный эскиз и пр, иначе было глупо содержать работника и еще быть в его же должниках по использованию исклправ. Права автора защищают ссылками на его творчество наравне с указанием юрика.

Переработав эскиз в проект, появляется новый объект, который уже защащается проектировщиком как автором.

Чилим 26 Окт 2005

Достаточно сослаться при производстве проектной документации на авторство составителя эскиза, и далее дорабатывать его «произведение». В результате будет создан новый объект права.

скомкано, но поясню по ФЗ 5351.

автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст.4); поэтому объектом права является результат творческой деятельности, которая присуща исключительно физику.

В Вашем случае эскиз выполняла организация в состав которой входит автор-физик, поэтому следует исходить из ст.14 и говорить о праве на служебное произведение по заданию работодателя — юрлица.

п.1 Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение) принадлежит автору служебного произведения.
2. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Автор тем самым распоряжается своими имущественными правами с соблюдением ст.16 и 30
2.1. Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора который разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

Таким образом, автору достаточно получать зарплату от юрика в состав которой обычно включают стоимость вознаграждений автора, либо кусок премии за реализованный эскиз и пр, иначе было глупо содержать работника и еще быть в его же должниках по использованию исклправ. Права автора защищают ссылками на его творчество наравне с указанием юрика.

Переработав эскиз в проект, появляется новый объект, который уже защащается проектировщиком как автором.

Ася 26 Окт 2005

Насколько я поняла Игоря, речь все же идет не чертежах и макетах, являющихся объектом авторского права, и о передаче исключительных прав на их использование (видимо, ответчиком по иску нужно было привлекать ЛАТ — или я не права?), а об авторских правах на рабочую документацию, разработанную на основе архитектурного проекта.

У кого есть исключительное имущественное право использовать такую документацию?

Казалось бы вопрос не такой уж и сложный, а ответа как не было, так и нет

Чилим 26 Окт 2005

Достаточно сослаться при производстве проектной документации на авторство составителя эскиза, и далее дорабатывать его «произведение». В результате будет создан новый объект права.

скомкано, но поясню по ФЗ 5351.

автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст.4); поэтому объектом права является результат творческой деятельности, которая присуща исключительно физику.

В Вашем случае эскиз выполняла организация в состав которой входит автор-физик, поэтому следует исходить из ст.14 и говорить о праве на служебное произведение по заданию работодателя — юрлица.

п.1 Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение) принадлежит автору служебного произведения.
2. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Автор тем самым распоряжается своими имущественными правами с соблюдением ст.16 и 30
2.1. Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора который разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.

Таким образом, автору достаточно получать зарплату от юрика в состав которой обычно включают стоимость вознаграждений автора, либо кусок премии за реализованный эскиз и пр, иначе было глупо содержать работника и еще быть в его же должниках по использованию исклправ. Права автора защищают ссылками на его творчество наравне с указанием юрика.

Переработав эскиз в проект, появляется новый объект, который уже защащается проектировщиком как автором.

IAY 26 Окт 2005

Чилим ,

Видимо я выражаюсь не ясно. Опишу ситуцаию еще раз:

Арихитектор (вполне конкретное физическое лицо) разработал архитектурный проект. Он не является чьим было работником. Арихтектурный проект НЕ является служебным произведением.

Дальше Проектная организация (Проектант) разработала проектную документацию для строительства (проект + рабочие чертежи), на основе архитектурного проекта Арихитектора. Проектант не имеет никакого отношения к Архитектору.

Вопрос: кому принадлежит авторское право на проектную документацию? Является ли это право первоначальным или производным от права Архитектора на архитектурный проект?

miss Ann 26 Окт 2005

IAY

Можно так поставить вопрос, что проектная документация — способ, процесс осуществления архитектурного проекта?

Если да, то пректная документация не объект АП..

IAY 26 Окт 2005

miss Ann ,

Можно так поставить вопрос, что проектная документация — способ, процесс осуществления архитектурного проекта? Если да, то пректная документация не объект АП..

К сожалению, так вопрос не стоит. Ведь в Законе об Архитектуре прямо сказано:

2. Объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства , а также архитектурный объект.

chaus 26 Окт 2005

Дальше Проектная организация (Проектант) разработала проектную документацию для строительства (проект + рабочие чертежи), на основе архитектурного проекта Арихитектора

А авторский договор с Архитектором был? Или Проектант этот архитектруный проект у Архитектора стырил (или на дороге нашёл?)

кому принадлежит авторское право на проектную документацию?

ИМХО, Проектанту (производное произведение). А имущественные права — Заказчику (если Проектант использовал архитектурный проект законно).

miss Ann

проектная документация — способ, процесс осуществления архитектурного проекта

Нет! Документация — это материальный объект (чертежи, тексты) и если она создана творческим трудом, то она содержит произведение, являющееся объектом АП.
Можно поставить вопрос иначе — является ли процесс создания рабочей документации на основе архитектурного проекта творческим, т.е. отражается ли в РД самобытность конструкторов? ИМХО, труд творческий.

Рубрики: Без рубрики