Деловые коммуникации пособие

Деловые коммуникации пособие

Деловые коммуникации: Учебник / Папкова О.В. — М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 160 с.: — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/566178

Учебник раскрывает основные технологии построения информационного взаимодействия между людьми и организациями в современных условиях. Описываются правила и принципы межличностного делового общения, организации рекламы, деятельности по связям с общественностью, технологии визуальных коммуникаций, методы планирования и проведения спонсорских мероприятий и основные аспекты маркетинговой коммуникации в среде Интернет. Предназначен для преподавателей и студентов, обучающихся по направлению 080200 «Менеджмент», а также для широкого круга специалистов в области менеджмента и маркетинга.

Деловые коммуникации: учебник (автор — Руденко А.М.)

Деловые коммуникации: учебник

В учебнике, написанном в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, рассматриваются все необходимые для изучения вопросы и проблемы, раскрываемые в рамках одноименной дисциплины. В книге доступно и в увлекательной форме описываются роль деловых коммуникаций в жизни человека, их основные характеристики, формы и индивидуальные различия. Подробно раскрываются вопросы этики, этикета, конфликтов и профессиональных стрессов в деловых коммуникациях, особенности технологии организации деловых коммуникаций и их документационного обеспечения, а также даются ценные практические рекомендации по достижению успеха в деловых коммуникациях. Издание выгодно отличают ряд особенностей, связанных с организацией и подачей материала, что облетает студентам освоение данной дисциплины. Каждая глава заканчивается тестами для самоконтроля. В конце книги приводятся ключи к тестам, глоссарий и рекомендуемая литература. Учебник предназначен для бакалавров, студентов и преподавателей высших учебных заведений, психологов, а также всем, кто интересуется вопросами деловых коммуникаций.

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. Учебное пособие

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный аграрный университет» ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ Учебное пособие Новосибирск 2015

2 Составитель кандидат медицинских наук, доцент Д. А. Севостьянов Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор О. В. Шаляпин; кандидат психологических наук, доцент Ю. В. Печин В данном учебном пособии представлены дидактические материалы по важнейшей дисциплине, необходимой будущему менеджеру деловым коммуникациям. В учебном пособии систематизированы и обобщены результаты отечественных и зарубежных социально-психологических исследований, различных работ, посвященных психологии общения в целом и деловым коммуникациям в частности. Данная книга снабжена большим количеством материалов для самоконтроля. Учебное пособие предназначено для студентов непсихологических специальностей, изучающих дисциплину «Деловые коммуникации». УДК (045) ББК , я73 С 281 2

3 ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ. 6 ВВЕДЕНИЕ. 8 ГЛАВА 1. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Характеристика вербальных средств общения Структура речевой деятельности Язык как основа вербального общения Восприятие вербальной информации ГЛОССАРИЙ ПРАКТИКУМ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ГЛАВА 2. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Невербальное общение и его функции Мимика и пантомимика Проксемика Такесика Другие компоненты невербальной коммуникации ГЛОССАРИЙ ПРАКТИКУМ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ГЛАВА 3. ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ Сущность социальной перцепции Механизмы межличностного восприятия Аттракция Процесс стереотипизации Каузальная атрибуция Феномен первого впечатления Эффекты восприятия ГЛОССАРИЙ ПРАКТИКУМ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ГЛАВА 4. ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ Кооперация, конкуренция, конфликт Подражание Социальная фасилитация и социальная ингибиция Аффилиация и дружба Заражение, внушение и убеждение ГЛОССАРИЙ ПРАКТИКУМ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ГЛАВА 5. МАНИПУЛЯЦИИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ Признаки неискренности партнера по общению, дающие возможность заподозрить манипуляцию с его стороны Суть манипуляции Условия манипуляции Приемы и уловки манипуляторов Особенности людей-манипуляторов Отдельные виды манипуляций Признаки неискренности партнера по общению, позволяющие заподозрить манипуляцию ГЛОССАРИЙ ПРАКТИКУМ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЛИТЕРАТУРА ГЛАВА 6. ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ЭРИКА БЕРНА

4 6.1. Эрик Берн автор трансакционного анализа Состояние и позиции партнеров по общению Эго-состояние «Родитель» Эго-состояние «Взрослый» Эго-состояние «Ребенок» Сенсорный и структурный голод Способы совместного структурирования времени Внешние признаки Эго-состояний ГЛОССАРИЙ ПРАКТИКУМ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ГЛАВА 7. ФОРМЫ УСТНОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Деловая беседа Деловые переговоры Служебное совещание Деловая дискуссия Телефонный разговор ГЛОССАРИЙ ПРАКТИКУМ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ГЛАВА 8. ПИСЬМЕННАЯ И ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ Деловая документация при заключении контрактов Деловые письма Письмо, отправляемое по факсу Электронная почта ГЛОССАРИЙ ПРАКТИКУМ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЛИТЕРАТУРА ГЛАВА 9. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП Отличительные особенности малых групп Классификация малых групп Функционирование малых групп. Групповая динамика Структура малой группы Группа и личность Вступление в группу ГЛОССАРИЙ ПРАКТИКУМ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ГЛАВА 10. ПСИХОЛОГИЯ МАСС И БОЛЬШИХ ГРУПП Большая группа и толпа Психология масс Различные типы толпы. Классификация Двигательная активность толпы Передача информации в массе людей Межгрупповое восприятие ГЛОССАРИЙ ПРАКТИКУМ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ГЛАВА 11. ЛИДЕР И ГРУППА. РУКОВОДСТВО ОРГАНИЗАЦИЕЙ Лидерство как социальная роль Стили руководства и организаторские способности Сильный и слабый руководитель Делегирование полномочий Исторические формы руководства коллективом ГЛОССАРИЙ ПРАКТИКУМ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5 ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ Признаки благополучия и неблагополучия в коллективе Социально-психологический климат: требования к руководителю Моббинг Борьба с моббингом и его последствиями ГЛОССАРИЙ ПРАКТИКУМ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

6 ПРЕДИСЛОВИЕ Изучение коммуникативной деятельности представляет собой важнейший раздел в подготовке специалистов, работающих в сфере «человек-человек». Особое значение проблема общения приобретает в работе менеджера, руководителя. Значительную часть рабочего времени в данной профессиональной сфере занимает именно общение, и успешность профессиональной деятельности во многом зависит от того, насколько эффективной и успешной будет коммуникативная деятельность специалиста. Не будучи профессиональными психологами, менеджеры, тем не менее, постоянно имеют дело с практической, повседневной психологией общения. Коммуникативная компетентность есть необходимая часть их профессиональной компетентности. Поэтому изучение коммуникативной деятельности стало неотъемлемой частью высшего образования при подготовке специалистов в области управления. В каких же источниках студент может почерпнуть необходимую ему информацию по данной тематике? В настоящее время издано огромное количество литературы, посвященной проблеме общения. Это и монографии, и учебники, и учебные пособия, и отдельные статьи. Так, проблеме общения посвящен широко известный учебник Г. М. Андреевой «Социальная психология» (1980), удостоенный в 1984 году Ломоносовской премии и переизданный с тех пор несколько раз. Весьма популярна среди студентов книга Л. Д. Столяренко «Психология делового общения и управления». Несомненно, достоин упоминания изданный в 2003 году «Практикум по деловому общению» Е. Н. Скаженик. Социально-психологические материалы переработаны и обобщены в учебнике Г. В. Бороздиной «Психология делового общения (2004 и позднее). Заслуженную популярность в нашем отечестве приобрели и переводные учебники, например «Социальная психология» Д. Майерса и учебник Р. Бэрона с соавторами «Социальная психология. Ключевые идеи», а также работы Э. Аронсона, Р. Ведербера и К. Ведербер, Ф. Зимбардо и С. Милграма. Наконец, психология общения представлена в виде специальных разделов и глав в учебниках общей психологии: следует еще раз упомянуть работы Л. Д. Столяренко, а также обратить внимание на учебник С. Л. Рубинштейна, где подвергнута подробному анализу речь как инструмент общения. Специальные разделы по психологии общения имеются в учебниках психологии И. В. Дубровиной, А. Г. Маклакова и П. А. Сорокуна. Это, разумеется, отнюдь не все источники, заслуживающие упоминания. Кроме учебников и учебных пособий, в которых вопросы общения представлены в систематической форме, существует еще гораздо большее количество источников по частным вопросам психологии коммуникативной деятельности. Так, например, вопросам невербального общения посвящены 6

7 популярные работы А. Пиза и Л. Гласс, В. А. Воловика и Дж. Фаста, учебное пособие А. Я. Бродецкого и монография В. П. Морозова. И этот список может быть многократно увеличен. Широко освещена в учебной и научной литературе психология групп; помимо соответствующих разделов в ряде учебников и учебных пособий, данная проблема изложена в произведениях Э. Берна, М. Б. Кордонского и В. И Ланцберга, Д. С. Витакер и других авторов. Руководителю, ежедневно имеющему дело с человеческими ресурсами, необходимо представлять себе основные закономерности психологии масс. Эта дисциплина также получила широкое освещение в современной литературе. В настоящее время к классическим работам В. Вундта, З. Фрейда, Г. Лебона и С. Сигеле добавились работы Э. Канетти и Х. Ортеги-и- Гассета, Ч. Маккея, Д. В. Ольшанского и ряда других психологов и социологов. Если мы обратимся к другим разделам психологии общения, то и там мы обнаружим сходную картину: имеется масса накопленных научных и учебно-методических материалов, которая по своему объему далеко превосходит познавательные возможности студентов. Иными словами, в настоящее время существует огромный выбор литературы по любому направлению психологии коммуникативной деятельности. Конечно, такое изобилие материалов может только радовать; но изучить эту гору литературы сколько-нибудь полно, а также выбрать из нее то, что необходимо в будущей профессиональной деятельности непосильная задача для студента. Вот почему стала необходимой подготовка учебного пособия, которое охватывало бы в краткой и сжатой форме важнейшие аспекты деловых коммуникаций, в их взаимосвязи со смежными дисциплинами. Автор-составитель настоящего учебного пособия не ставил себе целью самостоятельно развить какое-либо новое направление в теории и практике деловых коммуникаций. В книге обобщены результаты исследований отечественных и зарубежных социальных психологов. Основной упор при написании данной книги делался на представление тех материалов, которые: 1) представляют собой фактическую информацию, а не спекулятивные рассуждения; 2) соответствуют требованиям Государственных образовательных стандартов для специальностей непсихологического профиля, связанных с деловым общением; 3) имеют практическое значение в повседневной жизни и профессиональной деятельности в системе «человек-человек», в частности, в сфере менеджмента, а также в других профессиональных областях, связанных с межличностным общением. 7

8 ВВЕДЕНИЕ Уважаемые студенты! Данное учебное пособие состоит из ряда глав, каждая из которых соответствует теме отдельного занятия или его части. В начале каждой главы обозначена актуальность данной темы, а также представлен перечень учебных целей: о чем вы будете иметь представление, что будете знать, что уметь и чем владеть после изучения каждой темы. Но, разумеется, достижение этих целей зависит не только от содержания данного учебного пособия, но и в большой мере от вашей собственной активности, заинтересованности в изучении данной дисциплины. В каждой главе вы найдете изложение интересующего вас материала в краткой и систематической форме. Кроме того, в каждой главе представлен практикум (набор тестов, задач, упражнений и т.д.), глоссарий, в котором расшифрован ряд специальных терминов по данной теме, а также набор заданий, предназначенных для самоконтроля. Изучение данного учебного пособия позволяет достаточно полно изучить основные положения дисциплины «Деловые коммуникации», но ни в коем случае не заменяет собой всю литературу по психологии коммуникативной деятельности. В конце каждой главы вы найдете список рекомендуемой литературы; в эти списки включены также некоторые сетевые источники, доступные пользователям Интернета. Успехов! 8

9 ГЛАВА 1. ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Актуальность темы. Вербальная коммуникация имеет огромное значение в человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве специальностей. Особенно это касается профессий, в которых межличностное общение составляет одну из основ профессиональной деятельности, и в особенности в социальном управлении. Правильное владение вербальной коммуникацией составляет основу коммуникативной компетентности в сфере деятельности «человек-человек». Наконец, владение вербальной коммуникацией на достаточно высоком уровне признак общечеловеческой культуры, а также важнейший ресурс для саморазвития личности. Номер цели Цели изучения данной темы: Содержание цели Обучающийся будет иметь представление: 1. О сущности коммуникативной стороны общения. 2. О роли вербальной формы передачи информации в коммуникативном процессе. Обучающийся будет знать: 3. Особенности языка как средства вербального общения. 4. Типы приема и передачи информации в вербальной коммуникации. 5. Виды речевой деятельности. 6. Особенности восприятия вербальной информации. Обучающийся будет понимать: 7. Особенности языковых стилей и их уместность в разных ситуациях вербального общения. Обучающийся будет уметь: 6. Производить самооценку эффективности вербальной коммуникации Характеристика вербальных средств общения У большинства животных (млекопитающих, птиц, рыб и даже пчел и муравьев) существуют сигналы, с помощью которых они общаются. Однако эти сигналы лишь запускают врожденные поведенческие реакции. Они связаны с конкретной ситуацией, на которую животные из сообщества реагируют более или менее «механически». Такого рода сигналы есть и у 9

Читайте так же:  Нотариус володин алексей

10 человека; например, крики боли или непроизвольные восклицания, предупреждающие об опасности. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в наличной ситуации нет. С помощью речи можно рассказывать не только о текущих событиях, но и о событиях прошлых или будущих, даже если с собственным опытом говорящего они никак не связаны. И более того, мы можем передавать информацию о событиях, которые никогда не происходили, и об объектах, которых никогда не существовало в материальном мире этими объектами и событиями наполнен мир идей, а не вещей. Есть главное отличие, которое ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения: особенность, которая проявляется у ребенка уже в очень раннем возрасте. Это способность понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые в большинстве случаев ребенок ранее не произносил и не слышал, и которые будут иметь для него и для окружающих определенное значение. 1 Вербальные средства общения (от лат. verbalis словесный) это, прежде всего человеческая речь, как устная, так и письменная. В более широком смысле, термин «вербальный» означает все формы знакового материала, а также процессы оперирования с этим материалом. Вербальный материал может быть как осмысленным (существительные, прилагательные, глаголы, числительные), так и бессмысленным (отдельные слоги, лишенные смысла слова). В ходе профессиональной деятельности, связанной с общением, современный человек произносит за день около 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час. Осмысление общения чрезвычайно важно, поскольку от правильной организации общения зависит эффективность работы. Речевой текст с определенным содержанием формируется в зависимости от намерений коммуникаторов (договориться, что-то узнать, сообщить, выразить свою оценку или отношение, побудить к какому-либо поступку и т.д.). Вербальное общение реализуется посредством языка. Язык это система знаков и способов их соединения, которая служит для выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Кроме того, язык основа человеческой культуры и ее отображение. В языке находит отражение окружающий человека реальный мир, условия жизни, общественное сознание народа носится данного языка. В языке выражаются традиции народа, его самосознание, его обычаи, национальный характер, система ценностей и мораль. Благодаря языку народ создает и сохраняет сокровищницу национальной культуры, передает ее из поколения 1 Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, В 2-х т. Т.1. С

11 в поколение. Велика роль языка в формировании человеческой личности. Обобщенный опыт предшествующих поколений дети усваивают, овладевая родным языком. Язык обладает следующими основными функциями: Коммуникативная. Язык представляет собой основное средство общения. Познавательная. Язык позволяет получать основную часть информации об окружающем мире, других людях и даже собственной личности. Аккумулятивная. Язык служит средством накопления и хранения знаний, в виде устных рассказов (словарный запас, фольклор) и письменных источников (всевозможные письменные памятники; научная, религиозная и художественная литература). Конструктивная. Язык является средством формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Будучи выраженной словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего. Эмоциональная. Язык выступает одним из средств выражения чувств и эмоций. Посредством языка говорящий может прямо указать свое эмоциональное отношение к тому или иному объекту. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. В то же время выражение эмоционального отношения к действительности в большой мере происходит с применением невербальных средств коммуникации, о которых речь пойдет в следующей главе. Функция установления контакта. Язык представляет собой средство установления контакта между людьми. Часто бывает так, что никакой важной информации в общении не передается, но имеет значение сам факт установления связи; это готовит почву для дальнейшего плодотворного, доверительного общения. Этническая. Язык выступает как главное средство объединения народа в единое целое Структура речевой деятельности Вербальное общение предполагает использование речевой деятельности. Речевая деятельность применение языка для общения с другими людьми. Она подразделяется на следующие виды: Говорение использование языка при передаче устного сообщения. 1 Скаженик Е. Н. Практикум по деловому общению: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, (дата обращения ). 11

12 Слушание восприятие устной речи другого человека, или собственной устной речи. Письмо создание сообщения посредством графических знаков (букв) на бумаге или ином носителе. Чтение восприятие письменного (печатного) текста. Итак, вербальное общение может быть устным и письменным. Кроме того, общение может быть прямым (когда оба человека могут передавать вербальные сигналы друг другу, как во время обычного разговора), и непрямым (когда один из собеседников только говорит, а другой довольствуется тем, что слушает например, контакт телеведущего и телезрителя). С точки зрения количества участников, вербальное общение делится на межличностное и массовое. В структуре речевой деятельности выделяют также внутреннюю и внешнюю речь. Внутренняя речь отличается от внешней: 1. По форме: внутренняя речь не сопровождается громкими звуками. 2. По функции: внешняя речь коммуникативна, служит для установления связи людей между собой; внутренняя выступает главным образом как инструмент мышления. 3. По структуре: во внутренней речи пропускаются многие слова, то, что считается «само собой разумеющимся»; часто внутренняя речь строится по принципу конспекта и даже оглавления. В ней происходит так называемая «агглютинация»: слова соединяются, последующее слово содержит в себе предыдущее, слово вбирает с себя смысл контекста, в котором оно употребляется. Как указывал С.Л. Рубинштейн, внутренняя речь, хотя и не служит целям сообщения, тем не менее, социальна. Во-первых, она происходит от внешней речи, хотя и представлена в видоизмененной форме. Словесное мышление отображает в себе структуру речи, сложившуюся в процессе общения. По своему содержанию внутренняя речь тоже социальна. «Утверждение о том, что внутренняя речь, писал С.Л. Рубинштейн, это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный, индивидуальный собеседник Случается, особенно при напряженном чувстве, что человек ведет про себя внутреннюю беседу с другим человеком, высказывая в этой воображаемой беседе все то, что по тем или иным причинам он ему не мог сказать в реальной беседе. Но и в тех случаях, когда внутренняя речь не принимает характера воображаемой беседы с определенным собеседником, тогда она посвящена размышлению, рассуждению, аргументации, и тогда она обращена к какой-то аудитории». 1 1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М.: «Педагогика», С

13 1.3. Язык как основа вербального общения Вербальное общение совершается на одном из национальных языков. Но любой национальный язык неоднороден: он объединяет как литературные, так и нелитературные формы. Так, например, в Древнем Риме существовал не один, а два латинских языка: классическая латынь и вульгарная (народная) латынь. Классической латынью (lingua latina) называют литературный язык, который достиг наибольшей стройности и выразительности в сочинениях великих римских писателей. Поскольку именно на этом языке изложены дошедшие до нас древнеримские письменные источники, мы имеем об этом языке достаточно полное представление. Вульгарная же латынь (sermo vulgaris обиходная речь) представляла собой живой язык народных масс Римского государства (с 3 2 вв. до н. э.); на вульгарной латыни изъяснялась толпа на римских улицах. От классической латыни вульгарная, уличная латынь отличалась очень сильно. В письменные же источники вульгарная латынь не попадала; поэтому сегодня воспроизвести этот язык уже нельзя. Но зато именно на основе вульгарной латыни сформировались к IX веку н.э. самостоятельные романские языки. Точно так же и в ныне действующем русском языке можно различить литературную и нелитературную речь. Литературный язык это построенная по определенным правилам, образцовая форма языка. Литературному языку присуще наличие устойчивых норм. Литературный язык имеет две формы: устную (звучащая речь) и письменную (графически оформленная речь). Понятно, что письменная речь формируется на основе устной. Русскую литературную речь мы слышим из уст дикторов центрального телевидения, лекторов, преподавателей; литературной речью в достаточной мере владеют многие люди. Владение литературной речью есть важнейший показатель культуры человека. Письменная русская литературная речь встречается нам на страницах литературных произведений, в печатных средствах массовой информации. К нелитературным формам языка относятся просторечные формы, а также территориальные, социальные и профессиональные диалекты. Сюда же относятся и речевые формы различных молодежных субкультур. Хотя нелитературные формы языка могут расцениваться как своего рода «язык второго сорта», именно они составляют ту живую среду, которая способствует пополнению языка, его изменению и развитию. В составе литературного языка, в свою очередь, можно выделить различные функциональные стили. Функциональные стили это разновидности языка, присущие определенным сферам деятельности человека. Каждый функциональный стиль имеет собственные нормы отбора и сочетания языковых средств. Признаки, которые отличают один функциональный стиль от другого: 13

14 1. Каждый стиль используется в определенных сферах деятельности, но неприемлем в других. Например, невозможно написать официальный документ тем стилем, который использовал А. С. Пушкин в письме Онегина к Татьяне. Но и любовное послание невозможно изложить языковым стилем канцелярского документа. В политике преобладает публицистический стиль. В науке принят, соответственно, научный стиль. В сфере права уместен официально-деловой стиль. Разговорный стиль присущ бытовому общению. Художественный стиль представлен в сфере искусства, в беллетристике. 2. Разные стили общения соответствуют разным целям. Например, одним языковым стилем передают строго выверенную информацию, другим побуждают собеседника к действию. 3. Каждый языковый стиль представлен, преимущественно, в определенной форме письменной или устной. Например, официальноделовой стиль это преимущественно язык письменного документа, неуместный в устной речи. В то же время разговорный стиль охватывает почти исключительно сферу устной речи, в письменной же форме встречается много реже. 4. Определенный языковый стиль предполагает некоторый набор языковых средств. Речевые штампы обильно представлены в официальноделовом языковом стиле, в то время как игра словами характера для разговорного стиля, метафора для стиля художественного. Итак, в современном русском литературном языке представлены следующие стили: Научный стиль. Обладает информативной и воздействующей функциями. Главный признак научного стиля терминологичность словарного состава. Кроме собственно научного, в пределах его можно выделить подстили: научно-учебный и научно-популярный. Для научного стиля характерен высокий уровень обобщений, обилие отвлеченных понятий, связность изложения, большое внимание уделяется логике повествования. Официально-деловой стиль. Используется при написании официальных деловых бумаг. Именно этим языком, например, излагаются законы и прочие нормативные акты. Главные функции этого стиля повелевающая и информативная. Официально-деловому стилю присуще обилие речевых стереотипов (штампов), стандартность, обезличенный характер (высказывание как бы существует само по себе, а не исходит от определенной личности, и потому не несет никаких индивидуальных черт). Высказывания официально-делового стиля имеют, как правило, предписывающий характер. Публицистический стиль. Используется, когда нужно донести некоторую информацию до широкого круга слушателей. Основные его функции воздействующая и информативная. Применяется как в устной, так и в письменной форме. Публицистический стиль подразумевает стандарты в речи, а также выражение эмоционального отношения к теме разговора (экспрессию). 14

Читайте так же:  Приказ купить машину

15 Язык художественной литературы. Использует язык не просто как форму передачи информации, но главным образом как художественное средство. Несет эстетическую (поэтическую) функцию. Если другие языковые стили опираются на действующие нормы, то язык художественной литературы содержит определенный элемент нормотворчества. Некоторые варианты языковых норм, впервые введенные в речь известными писателями, становятся затем общепринятыми. Так, например, А. С. Пушкина называют создателем современного русского литературного языка. В то же время в художественных целях здесь могут использоваться не только элементы всех функциональных стилей литературного национального языка, но и его нелитературные формы. Писатели вправе использовать диалектные формы языка, жаргонизмы, просторечие. Разговорная речь. Используется в диалогах и монологах на бытовые темы. Строгое следование нормам речи не всегда соблюдается; в речи могут быть представлены как элементы экспрессии (воздействующая функция), так и повествование (информативная функция). Разговорная речь человека наделена яркими индивидуальными чертами, но отражает также и его принадлежность к определенной социальной группе. Поскольку разговорная речь часто насыщена нелитературными словами и выражениями, ее нельзя обозначить как литературный стиль. В то же время именно разговорная речь составляет живую стихию языка, формирует языковые тенденции, которые затем постепенно приобретают характер языковой нормы. Разговорная речь служит исходным материалом для языка художественной литературы. Модификация и обогащение разговорного языка в большой мере происходит в результате игры словами, введения в коммуникативную деятельность игрового компонента. Роль игры в общении настолько велика, что в этой книге данному вопросу будет посвящена отдельная глава Восприятие вербальной информации Один из важнейших навыков, востребованных в повседневной работе менеджера умение слушать. В процессе слушания человек не только сам воспринимает информацию, но и дает собеседнику обратную связь о том, понят ли он и какова реакция на услышанное. Слушание процесс активный. Известно, что современные администраторы ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока около 25%. Умение слушать, как метод восприятия информации, используется в деловом общении намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые: как уже говорилось, слушание занимает около 40% рабочего времени, а говорение 35%, чтение 16%, письмо 9%. 15

16 Известны следующие особенности восприятия вербальной информации: 1. Фраза должна содержать не более слов. 2. Скорость произношения не более 2 3 слов в секунду. 3. Фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд, перестает осознаваться. 4. Человек высказывает 80% информации, которую намеревался передать, а слушающие воспринимают 70% этой информации, и понимают только 60%. 5. При эмоциональном реагировании обычно понимается не более трети воспринимаемой информации. Умение слушать это: способность воздерживается от выражения своих эмоций при восприятии чужой речи; поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» его продолжать общение; незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на шаг вперед». Стиль слушания человека зависит от многих факторов: от личности, характера, интересов, пола, возраста, статуса участников общения, от конкретной ситуации. 1 К сожалению, не более десяти процентов людей умеют выслушивать собеседника. Но лидером в разговоре часто является отнюдь не тот, кто больше говорит. Слушание может быть нерефлексивным и рефлексивным. Нерефлексивное слушание подразумевает, что слушатель ограничивается только такими коммуникативными средствами, как выжидательное молчание, кивание головой, поддакивание. Такое слушание уместно, например, тогда, когда собеседнику надо дать, что называется, «выпустить пар», выговориться. Рефлексивное («отражающее») слушание включает более выраженные и развернутые проявления обратной связи: Выяснение. Слушатель задает выясняющие вопросы: «Не могли бы вы пояснить на примере. », «Пожалуйста, разъясните вот этот момент поподробнее» и т.д. Перефразирование. Слушатель повторяет своими словами высказывание собеседника, выделив в нем главную мысль; например, так: «Насколько я Вас понял, Вы хотите сказать, что. ». Это помогает не только уберечь обоих от неясностей и недопонимания, но и позволяет собеседнику самому лучше понять и оценить сказанное им самим. Отражение чувств. Это своего рода присоединение к чувствам 1 См.: Скаженик, Е.Н. Практикум по деловому общению: Учебное пособие/е.н. Скаженик. Таганрог: Изд-во ТРТУ, (дата обращения ). 16

17 собеседника. Если собеседник рассказывает о чьих-то (или своих собственных) неприятностях, следует выразить сочувствие, например, такой фразой «Ну и натерпелись же Вы», «Вот как Вам досталось!». Если, наоборот, рассказывается о каких-либо достижениях и успехах, уместно выразить по этому поводу удовлетворение и радость. Если собеседник серьезен, полагается также быть серьезным. Если собеседник весел и улыбается, нужно улыбнуться в ответ. Резюмирование. В конце разговора подводится краткий итог тому, что было услышано от собеседника. Рассмотрим еще некоторые правила продуктивного слушания: Не прерывайте собеседника, не следует давать понять ему при помощи жестов и мимики, что вам интересно его слушать. Не пытайтесь монополизировать разговор. Следует дать собеседнику время на формулирование мыслей, поскольку для многих людей речь это мышление вслух, и до нужной мысли им еще нужно добраться. Проявляйте внимание при слушании. Избегайте поспешных выводов и скоропалительных оценок; постарайтесь понять собеседника и ход его мыслей до конца. Не следует заострять внимание на речевых особенностях партнера. Особенности речи сами по себе, смысл сказанного сам по себе. Реагируйте спокойно, не давайте волю эмоциям по мелочам. Не следует лицемерить и поддерживать явно бессодержательный разговор, чтобы проявить показное внимание к партнеру. Лучше тактично попросить собеседника обратиться к фактам. Не отвлекайтесь на посторонние звуки и события. Постоянно отвлекаться это свойство плохого слушателя. Обращайте внимание на невербальные сигналы партнера: тональность и окраску голоса, мимику, жесты. Отслеживайте главную мысль, не отвлекайтесь на частности. Часто бывает, что приведенный собеседником пример, поясняющий основную мысль, становится главной темой обсуждения, а то, что этот пример был призван иллюстрировать, отходит на второй план. 1 ГЛОССАРИЙ Активное слушание ряд приемов и методов, позволяющих более адекватно воспринимать информацию, передаваемую собеседником, а также помогать собеседнику более упорядоченно и доходчиво излагать ее. 1 См.: Вересов Н. Н. Психология управления. М.: МОДЭК, МПСИ, с. 17

18 Вербальная коммуникация общение людей с помощью речи. Внешняя речь речевая деятельность, предназначенная для установления вербальных контактов с окружающими (синоним коммуникативная речь). Внутренняя речь речевая активность, не адресованная к реально присутствующим слушателям и, как правило, беззвучная; разговоры с самим собой или обращенные к мысленной аудитории. Речь в данном случае выступает в большей мере как инструмент мышления, а не общения. Диалект территориальная разновидность языка. Денотат предметное значение слова или, говоря иначе, его словарное определение. Например, толковый словарь определяет понятие «отец» как «родитель мужского пола». Индуктор (от лат. induce ввожу, побуждаю) субъект, адресующий сообщение реципиенту. Синоним коммуникатор. Код (здесь) язык или его разновидность (сленг, диалект, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта. Коммуникация (от лат. communico делаю общим, связываю, общаюсь) смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Коннотация тип лексической информации, сопутствующей значению слова. Иногда называется также (семантической) ассоциацией. Коннотация слова отражает такой признак обозначаемого им объекта, который, хотя и не составляет необходимого условия для применения данного слова, но устойчиво связан с обозначаемым объектом в сознании носителей языка. Например, во многих европейских языках у слова, обозначающего лису, имеется коннотация «хитрости» или «коварства». Культура речи совокупность качеств речи, которые оказывают эффективное воздействие на адресата с учетом обстановки общения и в соответствии с поставленной задачей. Лексикон словарь; запас слов, выражений. Раппорт (от франц. rapport сообщение, отношение, связь) тип связи и связь между людьми, характеризующиеся наличием взаимных позитивных эмоциональных отношений и определенной мерой взаимопонимания. Респондент субъект, реагирующий на сообщение. Реципиент (от лат. rесiрiеntis получающий) субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение. Речь использование языка в коммуникативных целях. Речевая деятельность специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения. Речевая коммуникация информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности. 18

19 Речевое общение процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. Речевой акт элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим. Речевое поведение использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций; совокупность речевых поступков. Сленг слой лексики, не совпадающий с нормой литературного языка. Эффективная коммуникация коммуникация, которая обеспечивает продвижение в решении проблем с использованием наиболее оптимальных средств благодаря достижению взаимопонимания между партнерами по общению. Язык система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. ПРАКТИКУМ 1. Приемы убеждения 1 Задание 1. Переделайте следующие высказывания так, чтобы в них присутствовало слово «я». Ты меня ужасно сердишь, когда не слушаешь меня. Все согласны с тем, что добровольные увольнения являются решением проблемы. В этом доме не курят за обедом. Задание 2. «Опоздавший» Разделитесь на пары. В паре один «руководитель», другой «подчиненный». Задача «подчиненного» объяснить, что у него не было другого выхода, что он не специально опоздал, или разжалобить «начальника», придумав соответствующую историю. Задача «начальника» логично доказать «подчиненному», что его увертки не имеют под собой реальной почвы. «Начальник» умышленно усиливает конфликтную ситуацию, дающую ему право на отказ. «Подчиненный» не должен поддаваться на провокацию. 1 Скаженик Е. Н. Практикум по деловому общению: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, URL: (дата обращения ). 19

20 Задание 3. Используя психологические доводы и приемы, постарайтесь убедить: 1. Совершать пробежки: а) даму средних лет; б) пожилого мужчину. 2. Бросить курить: а) восьмиклассника; б) тридцатилетнюю женщину. 3. Сдавать одежду в химчистку: а) малообеспеченного гражданина; б) преуспевающего. 4. Застраховать имущество: а) многодетную семью; б) одинокого мужчину; в) директора фирмы. 5. Изучить курс эффективного общения: а) нового сотрудника фирмы; б) директора фирмы. 6. Сделать пожертвование в общество защиты бездомных собак: а) молодую женщину; б) преуспевающего директора фирмы. Задание 4. Кто из слушателей убедительнее докажет: 1. а) дачный участок это прекрасно; б) дача это чемодан без ручки. 2. а) счастье в браке возможно только тогда, когда молодые люди страстно любят друг друга; б) счастье в браке невозможно, если молодые люди страстно любят друг друга. Задание 5. Представьте, что вы продавец на базаре. Зазывая покупателей, нужно продать: а) ласты; б) самовар; в) учебник по культуре делового общения; г) большой оранжевый зонт. 20

Читайте так же:  В какие сроки нужно встать на учет в фсс

21 Тренинг публичного выступления Задание 1 Подберите антонимы к прилагательным в следующих сочетаниях: низкие цены, низкое сословие, низкий поступок, низкий поклон; общее мнение, общая кухня, общее благо, общий наркоз, общее представление; прямая линия, прямое сообщение, прямой налог, прямой вызов, прямой характер, прямая речь, прямой угол. Задание 2 Распределите следующие слова на группы с положительной и отрицательной эмоциональной окраской: похождения, подвиги, преступления, труженики, деляги, расправляться, содружество, сборище, ограбление, нападение, единомышленник, тупик, связаться, нашествие, соучастник, проделки, сотрудничество, инцидент, сокрушать, толпа, кризис. Задание 3 Составьте предложения со следующими омонимами: среда (день недели) и среда (окружающая обстановка, общество); повод (предлог, причина) и повод (ремень); свет (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) и свет (земной шар, Земля со всем существующим на ней). Задание 4 Определите характер ошибок в следующих предложениях: 1. Мы провели в нашем районе форум механизаторов. 2. Они внесли огромную лепту в выполнение плана. 3. Состоялся первый дебют молодой актрисы на московской сцене. 4. В этом тексте выступления много дефектов. 5. Туристы посетили памятный мемориал на Пискаревском кладбище. 6. Теперь эта плеяда тракторов переводится на дешевое дизельное топливо. 7. Эти картины стали неотъемлемой частью вернисажей. 8. Факторы доказывают, что наше производство неуклонно растет. 9. Хоккейная команда потерпела фиаско. 10. Художники фарфорового завода создали ряд уникальных изделий, расписанных в духе народного фольклора. Задание 5 Выберите наугад любую букву. В течение пяти минут сочините рассказ, все слова которого начинаются с этой буквы. Задание 6. «Опоздавший» 21

22 Разделитесь на пары. В паре один «руководитель», другой «подчиненный». Задача «подчиненного» объяснить, что у него не было другого выхода, что он не специально опоздал, или разжалобить «начальника», придумав соответствующую историю. Задача «начальника» логично доказать «подчиненному», что его увертки не имеют под собой реальной почвы. «Начальник» умышленно усиливает конфликтную ситуацию, дающую ему право на отказ. «Подчиненный» не должен поддаваться на провокацию. Задание 7. «Импровизация» Выберите наугад любое слово. В течение одной — двух минут сочините рассказ на тему, связанную с этим словом. Вариантов рассказа может быть два. Либо это перечисление функциональных особенностей этого слова, либо рассказ (сказка), в котором раскрывается смысл этого слова. Задание 8. «Волшебный сон» Один участник рассказывает в течение 1-2 минут удивительный сон. Рассказ должен быть исполнен в художественной форме. Слушающие задают ему вопросы, стараясь сбить с толку или уличить в отсутствии логики. Задание 9. Тренировка умения приветствовать аудиторию и начинать выступление. Цель задания научиться делать начальную паузу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация выражала радость от встречи. Участники по очереди выходят к аудитории и приветствуют собравшихся жестом или фразой. Остановиться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся. Начинать приветствие следует только после начальной паузы, «собрав» всех взглядом. После приветствия нужно произнести одну-две фразы. Это может быть комплимент собравшимся, вопрос к аудитории, обращение к тем чувствам, которые в данный момент волнуют людей. Задание 10 Цель задания попытаться установить эмоциональный контакт с данной категорией слушателей, искусно подвести к теме выступления. Предложите вариант вступления (зачин и введение в тему), которые мог бы использовать известный бизнесмен, если бы его попросили провести беседу на тему: «Как добиться успеха в бизнесе». Выступать предлагается перед: а) уставшими студентами в конце занятий; б) сотрудниками фирмы, успехи которой в бизнесе оставляют желать лучшего. 22

23 Задание 11 Составьте словосочетание с каждым из приведенных ниже слов: индустрия промышленность; ситуация обстановка; локальный местный; фауна животный мир; флора растительность; вояж поездка; директива указание; симптом признак; увертюра вступление. Задание 12. «Критики» Выступающий рассказывает о каком-то поступке. Остальные указывают на негативные явления поступка, стараясь «испортить» настроение говорящему. Задача говорящего в течение 2-3 минут противостоять напору «критиков», защищая свою позицию. Не следует «отмахиваться» от критики, надо в ответ приводить контраргументы. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Уважаемые студенты! Просим вас выбрать единственно правильный ответ: 1. Вербальная коммуникация это передача информации при помощи А. Мимики Б. Слов В. Жестов Г. Дистанций 2. Для оптимальной эффективности коммуникации, фраза не должна содержат более А. 3-7 слов Б. 7-8 слов В. 4-5 слов Г слов 3. Фраза, произносимая без паузы более 5-6 секунд А. Запоминается на весь день Б. Сохраняется в кратковременной памяти В. Перестает осознаваться Г. Привлекает к себе особое внимание 4. Высказывание, составленное официально-деловым стилем А. Отображает эмоциональный настрой собеседника Б. Выражает мнение конкретного человека В. Отображает индивидуально-психологические особенности коммуникатора 23

24 Г. Безлично и существует как бы «само по себе» 5. Задумав высказать некоторую информацию, человек обычно высказывает А. 80% информации Б. 90% информации В. 30% информации Г. 40% информации 6. Главная функция официально-делового стиля А. Экспрессивная Б. Повелевающая и информативная В. Эмоционально-побудительная Г. Установление межличностных отношений 7. Слушание занимает часть рабочего времени, составляющую А. 10% Б. 20% В. 40% Г. 50% 8. Раппортом называют тип связи между людьми, характеризующийся наличием А. Споров, разногласий, трений, разницы во мнениях Б. Взаимных позитивных эмоциональных отношений, взаимопонимания В. Трудностями взаимопонимания из-за семантических барьеров Г. Неприязнью партнеров по общению, носящей личный характер 9. Экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от литературной языковой нормы это А. Терминология Б. Говор В. Сленг Г. Диалект 10. Реципиент это субъект, который А. Воспринимает адресованное ему сообщение Б. Раньше передавал сообщение В. Замышляет передачу сообщения Г. Передает сообщение другому человеку 11. Воздействие системой доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис это А. Заражение 24

25 Б. Убеждение В. Подражание Г. Агитация 12. К внутренним помехам слушанию относится А. Размышления на посторонние темы Б. Недостаточно громкая речь собеседника В.Отвлекающая манера собеседника, его манеры Г. Шум транспорта, заглядывание посторонних в кабинет 13. Для оптимальной эффективности коммуникации, скорость произнесения слов не должна быть более А. 1 слова в секунду Б. 1 слова в 2-3 секунды В. 4 слов в секунду Г. 2-3 слов в секунду 14. Диалоги и монологи на бытовые темы оформляются обычно в стиле А. Публицистическом Б. Разговорном В. Научном Г. Официально-деловом 15. Резюмирование прием активного слушания, при котором А. Один собеседник возвращает другому его же фразу в видоизмененной форме Б. На лице собеседника отражаются чувства его партнера В. Слушатель задает выясняющие вопросы Г. Слушатель подводит краткий итог услышанному 16. Если мысль, ранее сформулированная в голове, проговаривается вслух, от этого она А. Никак не меняется Б. Становится более ясной самому говорящему В. Запутывает говорящего Г. Перестает быть актуальной для данного субъекта 17. По вербальному каналу передается главным образом А. «Чистая» информация в процессе коммуникации Б. Информация об эмоциональных состояниях человека В. Информация о личностных особенностях собеседника Г. Информация об отношении к собеседнику и представленной информации 25

26 18. Нерефлексивное слушание подразумевает использование А. Невербальных сигналов, поддакиваний Б. Перефразирования В. Выясняющих вопросов Г. Резюмирования 19. Активное рефлексивное слушание предполагает А. Отсутствие активной связи с коммуникатором Б. Действенную обратную связь с коммуникатором В. Выражение только негативных эмоций Г. Неспособность выразить свои эмоции 20. «Считывание» не слов, а эмоций характерно для слушания А. Пассивного Б. Нерефлексивного В. Эмпатического Г. Направленного, критического ЭТАЛОНЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ: 1Б, 2Г, 3В, 4Г, 5А, 6Б, 7В, 8Б, 9В, 10А, 11Б, 12А, 13Г, 14Б, 15Г, 16Б, 17А, 18А, 19Б, 20В. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература 1. Бороздина, Г. В. Психология и этика делового общения : учебник для бакалавров / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. М. : Издательство Юрайт, С Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебное пособие / И. П. Кошевая, А. А. Канке. М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, С Немов, Р. С. Психология: Учебник / Р. С. Немов. М.: КноРус, С Чернышова, Л. И. Деловое общение / Л. И. Чернышова. М.: ЮНИТИ- ДАНА, С Дополнительная литература 1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, с. 2. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: Учебник. М.: ИНФРА-М, с. 3. Вересов, Н. Н. Психология управления: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Вересов. М.: МОДЭК, МПСИ, с. 26

27 4. Галь, Н. Слово живое и мертвое / Н. Галь. М.: Время, с. 5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/с.л. Рубинштейн. Т.1 М.: «Педагогика», С Скаженик, Е. Н. Практикум по деловому общению: Учебное пособие / Е. Н. Скаженик. Таганрог: Изд-во ТРТУ, URL: (дата обращения ). 7. Столяренко, Л. Д. Психология делового общения и управления: Учебник / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, с. 27

28 ГЛАВА 2. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Актуальность темы. Невербальное общение по своей значимости не уступает вербальному (словесному), а зачастую и превосходит его. Если передача мыслей, как правило, требует словесной формы общения, то передача собеседнику отношения, эмоциональных состояний и побуждений в значительной мере происходит без участия речи. Невербальное общение важно само по себе, но особое значение оно приобретает в сочетании со словесным (вербальным) общением. Невербальные сигналы способны усилить или, наоборот, ослабить эффект произнесенных слов, придавать сказанному особую эмоциональную насыщенность и окраску и даже изменить значение слов на противоположное. На основании невербальной информации мы формируем образ партнера по общению, устанавливаем, насколько он нам психологически близок и каковы его действительные намерения. Невербальное общение разнообразно, имеет множество разновидностей и заполняет всю нашу жизнь. Особое значение имеют всевозможные невербальные сигналы в профессиональном межличностном и групповом общении, при выступлениях перед аудиторией, а также в опосредованных формах общения. Номер цели Цели изучения данной темы: Содержание цели Обучающийся будет иметь представление: 1. О содержании основных разделов невербальной информации. 2. Об основных функциях невербального общения. 3. О национальных особенностях невербальных коммуникаций. Обучающийся будет знать: 4. Классификации жестов. 5. Содержание основных жестов в общении. 6. Значение и виды дистанций в общении. 7. Роль визуального контакта в общении. 8. Характер информации, передаваемой при помощи прикосновений. Обучающийся будет уметь: 9. Воспринимать невербальные сигналы собеседника. 10. Использовать собственные невербальные сигналы в общении Невербальное общение и его функции Общение людей не всегда происходит с использованием слов. Значительный массив информации мы передаем друг другу, не прибегая к 28