Введение в социальную работу учебное пособие

Год публикации: 2002

Библиографическая ссылка:: Введение в специальность «Социальная работа»: Учебное пособие / Сост. Р.Б. Квеско, О.И. Тюкульмина — Томск: Изд-во ТПУ, 2002. — 83 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие предназначено для студентов направления 521100 «Социальная работа» Института дистанционного образования ТПУ. При составлении учебного пособия использованы материалы Московского государственного социального университета, программы «Обновление гуманитарного образования в России», Саратовского государственного университета, справочная литература.

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

1 Высшее профессиональное образование БАКАЛАВРИАТ Г. А. ЧЕРВЯКОВА ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования

2 УДК 364(075.8) ББК я73 Ч-456 Рецензенты: доктор исторических наук, заведующий кафедрой социальной работы и социальной педагогики Московского государственного областного университета, профессор М. В. Фирсов; кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и социальной педагогики Московского государственного областного университета, профессор Е. Т. Студенова Червякова Г. А. Ч-456 Введение в профессию «Социальная работа» : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Червякова. М.: Издательский центр «Академия», с. (Сер. Бакалавриат). ISBN Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Социальная работа» (квалификация «бакалавр»). В нем раскрываются сущность социальной работы как профессии, ее основные компоненты и особенности, характеризуются сферы и направления профессиональной деятельности. Рассматриваются система подготовки кадров социальных работников и главные направления ее совершенствования, обусловленного реформированием высшего профессионального образования в связи с вхождением России в Европейское образовательное сообщество и в соответствии с Глобальными образовательными стандартами по подготовке социальных работников. Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен специалистам смежных профессий, практическим работникам, занимающимся деятельностью в сфере социальной работы. УДК 364(075.8) ББК я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается Червякова Г. А., 2012 Образовательно-издательский центр «Академия», 2012 ISBN Оформление. Издательский центр «Академия», 2012

3 ВВЕДЕНИЕ История свидетельствует о том, что начиная с древнейших времен в разных странах и в разное время формировался особый вид деятельности социальная работа. Ее роль становится особо значимой, когда речь идет об удовлетворении интересов и потребностей социально уязвимых категорий граждан, людей с ограниченными возможностями для своего полноценного функционирования в обществе инвалидов, стариков, детей-сирот, безработных и др. Общество призвано создавать им условия для нормальной активной жизнедеятельности. В статье 7 Конституции РФ записано, что Российская Федерация есть «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В России социальная работа как профессиональный институт начала формироваться в конце 80-х гг. ХХ в., когда специалисты среднего звена социальные работники начали обслуживать пожилых людей и инвалидов на дому. Значение профессии социального работника возросло в условиях формирования рыночных отношений в России, переход к которым в существенной степени обострил социальные проблемы и вызвал необходимость создания эффективной системы социальной защиты населения, и прежде всего его социально незащищенных категорий от негативного воздействия некоторых сторон рыночной экономики. Это в значительной степени обусловило необходимость формирования социальной работы как профессионального института и системы подготовки профессиональных кадров. В 1991 г. в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих была внесена новая должность «Специалист по социальной работе». Установленная для всех отраслей народного хозяйства, она стала эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник» 1. С этого 1 Холостова Е. И. Социальная работа: учеб. пособие. М., С

4 времени в нашей стране началось становление системы профессиональной социальной работы и начала осуществляться подготовка социальных работников, владеющих специальными знаниями, умениями и навыками. Необходимый объем знаний был определен Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная работа». В настоящее время важное место отводится разработке новых образовательных программ для реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и совершенствованию подготовки специалистов по социальной работе (бакалавров и магистров) в соответствии с требованиями Болонской декларации и Европейской интеграции с учетом специфики организации и развития социальной работы в нашей стране. Многие аспекты становления и развития профессиональной социальной работы, формирования профессии социального работника в России нашли отражение в трудах В. И. Григорьева, Т. Е. Демидовой, П. Д. Павленка, Е. Г. Студеновой, С. В. Тетерского, Л. В. Топчия, М. В. Фирсова, Е. И. Холостовой и других, материалы которых были использованы при написании данного пособия.

5 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИИ В настоящее время социальная работа как профессия получила свое признание практически во всех странах мира. Процесс ее формирования и развития осуществляется в значительной степени под влиянием все возрастающей потребности общества в необходимости решения сложных личностных и социальных проблем профессионально подготовленными социальными работниками, а также под влиянием уже сложившихся институтов общественного устройства в более развитых в социально-экономическом отношении странах. Социальная работа как социальный институт является неотъемлемой частью общественного устройства и социальной политики государства подавляющего большинства стран современного мира. Особым толчком для развития социальной работы как профессии послужило появление в х гг. прошлого столетия понятия «государство благосостояния». Исходя из сути этого понятия все цивилизованные государства были призваны строить свою социальную политику таким образом, чтобы конституционные права граждан в социальной сфере были обеспечены законодательно и постоянно находились в сфере внимания органов государственного и местного самоуправления, проводились в жизнь на профессиональном уровне с учетом индивидуальных потребностей и проблем каждого конкретного человека. Выполнение этой задачи было положено в основу деятельности социального работника. Для ее решения важное значение приобретал переход системы социальной работы в качественно новое состояние на профессиональный уровень высоко квалифицированного сотрудника. Немаловажное значение для институциализации профессиональной социальной работы имело формирование рыночных (капиталистических) отношений в наиболее экономически развитых странах Европы и Америки. 5

6 Понятие, основные компоненты и специфика профессии специалиста по социальной работе Социальная работа как профессия представляет собой род деятельности, занятий человека (социального работника), владеющего комплексом знаний и практических навыков, приобретенных в результате общей и специальной, профессиональной подготовки и опыта работы. Специалист по социальной работе это профессионал, человек, который в соответствии с квалификацией принадлежит к профессии «социальная работа» и использует ее практический опыт, знания и умения для обеспечения услуг и помощи клиенту, а также соблюдает при выполнении работы определенные этические нормы и кодекс этики. Для того чтобы глубже проникнуть в суть профессии «Специалист по социальной работе» и ее специфику, рассмотрим, что означает понятие «профессия» вообще и каковы ее основные слагаемые. Профессия, как явствует из словарей, это специальность, вид трудовой деятельности личности, требующий определенного образования, подготовки и навыков, опыта; основной род трудовой деятельности, предполагающий не только определенную подготовку, но и являющийся обычно источником существования; большая группа людей, объединенных общим видом трудовой деятельности. Специалист человек, профессионально владеющий какой-либо специальностью 1. Как показывает практика, существует определенная логика, этапы развития профессий. Первоначально они возникают из конкретных потребностей людей. Затем происходит накопление и осмысление практического опыта. Далее формируется теоретическая база профессиональной деятельности. Решается задача подготовки кадров. Дается научное обоснование практической деятельности специалиста (появляются профессиональные журналы, монографии, учебно-методическая литература и т. д.), создаются профессиональные организации 2. Классификация профессий представляет собой разделение их на разновидности по определенным признакам. Так, например, взяв за основу такой критерий, как «объект труда», ученые 1 Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. М., С. 649, 782; Большой словарь иностранных слов. М., 2007; и др. 2 Тетерский С. В. Введение в социальную работу: учеб. пособие. М., С. 17.

7 выделили несколько объектов профессиональной деятельности человека: природа, техника, человек и т. д. В соответствии с этим были также выделены и профессиональные сферы деятельности (человек природа; человек техника; человек человек и др.). Для социальных систем (в том числе системы социальной работы) важное значение имеют профессии типа «человек человек», которые связаны с развитием, образованием, формированием, удовлетворением личностных интересов и потребностей человека и т. д. Характерным для социальных систем является то, что человек является здесь главным объектом воздействия. Поэтому главное содержание труда предполагает взаимодействие между людьми. К таким профессиям относят профессии учителя, воспитателя, психолога, социального работника и др. Содержание работ, выполняемых в рамках той или иной профессии, определяется основными функциями (обязанностями) и является основой для определения ее официального наименования и закрепления в тарифно-квалификационной характеристике, а также для определения профиля работника, включающего конкретный набор специальных знаний и навыков, требований к его квалификации. Показателями квалификации работников являются присвоенные им тарифные разряды. В России все официально признанные профессии зафиксированы в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий, который содержит краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой профессии. Основой при организации системы профессионального образования является номенклатура профессий и специальностей. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по конкретной профессии и специальности обусловлен государственными образовательными стандартами. Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его подготовки определяется на основании документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию записей в трудовой книжке. Профессия описывается посредством системы признаков, характеризующих данный вид труда, требований к работнику той или иной профессии профессиограммы, которая составляется на основе экспертных оценок, с использованием методов социологического, психологического и педагогического анализа. Таким образом, «профессия» это типичная, исторически сложившаяся форма необходимой в социальном отношении деятельности, для выполнения которой работник должен обладать определенными знаниями, умениями и навыками, а также иметь 7

8 соответствующие способности 1. Она имеет как бы два смысла: с одной стороны, определяется как специальность, род трудовой деятельности, определенных профессиональных занятий, определяемый производственно-технологическим разделением труда и его функциональным содержанием; с другой как большая группа людей, объединенных общим родом занятия, трудовой деятельности. Профессия не может состояться без определенной системы профессиональных знаний, практического опыта и трудовых навыков работников, специалистов, не может функционировать без профессионально подготовленных кадров. Профессиональной та или иная деятельность становится только в условиях формирования системы знаний (теория, наука) и подготовки профессионалов, специалистов в этой области, в период органического сочетания трех ее компонентов практики, науки, учебного процесса. Модель специалиста это, по существу, эталон специалиста, который должен быть получен в результате учебно-воспитательного процесса вуза 2. Появление и формирование любой профессии происходит на определенной социальной и законодательной основе и в соответствии с определенными правилами. Как отмечалось, понятие «профессия» тесно взаимосвязано с такими понятиями, как труд, виды труда, содержание и характер труда и др. Рассмотрим, как эти понятия соотносятся с профессией социального работника. Наиболее общим из этих понятий является категория «труд» деятельность человека, в процессе которой он с помощью орудий труда воздействует на природу (включая человека, общество как часть природы) с целью создания предметов, условий, услуг, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей. Применительно к понятию «профессиональная социальная ра бота» следует иметь в виду, что это означает прежде всего «квалифицированный труд» или труд, требующий специальной профессиональной подготовки, знаний, умений и навыков для выполнения специфических видов деятельности в сфере социальной работы. Исходя из того, что социальная работа включает в себя не только организаторскую, но и управленческую (административную) деятельность, этот вид труда представляет собой также специфический вид умственного труда, назначением которого является непосредственное управление действиями людей в процессе их труда 3. 1 Введение в педагогическую деятельность: практикум: учеб. пособие / А. А. Орлов, А. С. Агафонова; под ред. А. А. Орлова. 3-е изд., стер. М., С Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. проф. А. А. Козлов. М., С См.: Новый экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М., С

9 Процесс труда включает в себя три основных компонента: собственно труд (целесообразная деятельность), предметы труда (на что направлен труд) и средства труда (предметы, орудия, действия). В сфере социальной работы процесс труда представляет собой особый вид деятельности, главная цель которой удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию, оказание необходимой помощи нуждающимся в решении их социальных проблем. Предметом труда (объектом воздействия) социального работника становится сам человек, его физическое и психическое здоровье, воздействие на его интересы и потребности, поддержание жизнедеятельности личности и социальных групп, нуждающихся в этом. Средствами труда служат конкретные действия специалистов, технологии социальной работы. Функцию средств труда, а точнее, применительно к сфере социальной работы, средств (предметов) потребления выполняют также фонды учреждений социального обслуживания, социального обеспечения и в целом социальной сферы (здравоохранение, образование и др.). Своеобразно и содержание самого труда в сфере социальной работы как специфической деятельности человека. Труд социальных работников это, как правило, сложный психологически, умственно и физически труд, не ограниченный рамками законодательно установленного времени и связанный с высоким нервно-эмоциональным напряжением. Таким образом, социальная работа как вид трудовой деятельности представляет собой интегрированный вид деятельности, обусловленный главным ее объектом человеком как органическим единством его биологического, психологического и социального компонентов и направлена на гармонизацию личностных и общественных отношений в процессе оказания помощи отдельным индивидам, группам и категориям граждан, испытывающим определенные трудности в социальном функционировании. Для раскрытия сущности профессии (наряду с понятием «профессия») особое значение имеют такие понятия, как «специальность», «специализация», «квалификация». Следует отметить, что профессия работника часто отождествляется со специальностью. Специальность же, в свою очередь, определяется как профессия, основная квалификация; вид занятий в рамках одной профессии; обособленный род занятий; отрасль производства, область чьей-либо деятельности, работы; род занятий человека, в котором он постиг больших знаний, уме- 9

10 ния и опытности 1. Специальность, как правило, определяет более узкий круг работ в рамках данной профессии и рассматривается как конкретная область трудовой деятельности. Кроме того, специальность может иметь определенные специализации разделение труда по специальным видам и формам, сформулированные в соответствующих решениях УМО вузов Российской Федерации по образованию в области социальной работы, решениях Министерства образования, Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Специализация в области социальной работы характеризуется, во-первых, планомерной, целенаправленной подготовкой будущих социальных работников для конкретного вида трудовой деятельности в рамках профессии «социальная работа»; во-вторых, выполнением однородных трудовых операций с учетом специфики объектов, субъектов и технологий социальной работы. Последнее обстоятельство является очень важным с точки зрения числа специальностей, входящих в профессию «социальная работа». Достаточно сказать, что их количество в рекомендациях УМО РФ по образованию в области социальной работы в разные годы колебалось от 20 до 40 с лишним. Это объясняется, во-первых, пониманием социальной работы в широком или узком смысле, развитием теории и практики социальной работы в России и за рубежом; во-вторых, выделением специализаций широкого профиля и более узких специализаций. Так, например, подготовка специалистов для работы с разными группами населения и в различных сферах жизнедеятельности предполагает специализацию широкого профиля. Вместе с тем можно готовить специалистов с учетом дифференциации групп населения или различных видов жизнедеятельности социальной направленности (сферы здравоохранения, образования, науки и т. д.). В данном случае имеется в виду подготовка специалистов узкого профиля, что особенно важно для работы со специфическими группами, слоями (наркоманы, алкоголики и др.) и в специфических сферах (силовые структуры, пенитенциарные учреждения и др.). Следует отметить, что и та и другая специализация социальных работников необходима. Однако необходимо учитывать требования, продиктованные реальной жизнью, сложившейся ситуацией в том или ином регионе страны, актуальностью тех или иных социальных процессов, обусловленных законами рынка труда. Все это определяет необходимость обеспечения органического сочетания широкой и узкой специализаций социальных работников. В то же время нужно учитывать подготовку социальных 1 См.: Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. М., С

11 работников и их деятельность применительно к различным видам социальной работы (теории, практики и учебного процесса) и степени их квалификации, особенностей технологий социальной работы, их сложности и уровней. Как показывает практика, сегодня профессия «Социальная работа» представлена целым набором специализаций, их разновидностей: социальный педагог-психолог; этнолог; юрист; эколог; валеолог; социальный аниматор, геронтолог, социальные работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, с «группами риска», медицинский социальный работник и др.) или работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, с престарелыми и др.) либо в определенных учреждениях (социальный работник в школе, на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине, на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстремальных ситуациях, организация социальной работы) 1. Необходимо отметить, что вопрос о специализациях в области социальной работы еще не до конца решен и вызывает дискуссии среди исследователей. Так, например, П. Д. Павленок 2 высказывает вероятность выделения специализаций с учетом различных аспектов, видов, объектов социальной работы, в том числе с учетом: ее универсального, междисциплинарного характера (социально-экономическая, социально-правовая, социальнопедагогическая, социально-психологическая, социально-медицинская поддержка и защита населения и др.) и дифференциации применительно к разным группам населения; работы с обществом в целом или различными клиентами (индивиды, семьи, группы); сфер общественной жизни, различных социальных институтов общества, места проживания и т. д. (социальная работа в сфере материального производства; в сфере науки, образования, здравоохранения; в организациях, учреждениях и службах сервиса; в городской и сельской местности: в социально-этнической среде: в пенитенциарных учреждениях; в силовых структурах общества и т. д.; преобладания в социальной работе профессиональных и непрофессиональных начал, при этом профессиональный вид деятельности может определяться: а) производственно-технологическим разделением труда и его функциональным содержанием; 1 См.: Тетерский С. В. Введение в социальную работу: учеб. пособие. М., С Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. 3-е изд. М., С

Читайте так же:  За что можно подать в суд на родителей

12 б) совокупностью знаний, навыков и умений, полученных в результате обучения и практической деятельности; в) систематической работой в данной конкретной области; уровней профессиональной социальной работы: доступных специалистам; требующих наличие квалификации в области социальной работы; требующих наличие квалификации в различных областях. Причем основания для определения уровней социальной работы могут быть различными: в зависимости от масштабности (социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях); в зависимости от конкретных объектов (социальная работа может проводиться как с отдельным индивидом, так и с семьей, тем или иным слоем (группой), населением в целом); как феномен общественной жизни (социальная работа может быть рассмотрена не только как практический вид специфической деятельности, но и как наука, и как учебная дисциплина). Необходимо также отметить, что наряду с понятием «специальность» в соответствии с выполняемой работой есть и понятие «специальность по образованию». В этом случае она, как правило, характеризует направление подготовки и включает совокупность умений и навыков, необходимых для решения конкретных профессиональных задач. Таким образом, специальность предполагает род занятий человека; профессию; определенную область труда, знания. Под специализацией же понимают приобретение специальных знаний в определенной области Близким по значению к понятиям «профессия» и «специальность» является понятие «квалификация», которое характеризуется объемом теоретических знаний и практических навыков. Квалификация определяется как уровень профессиональной подготовленности к выполнению конкретного вида работы, включающий теоретические знания работника, его практические навыки, профессиональное мастерство, объем которых должен соответствовать положениям Единого тарифно-квалификационного справочника 1. В трудовом праве различают «квалификацию работы» и «квалификацию отдельных работников». Квалификация работы это характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Обычно она определяется разрядом, к которому данная работа отнесена тарифно-квалификационным справочником. Квалификация работы имеет значение для установления тарифных ставок и должностных окладов. Так, например, в Приложении 2 к 1 Новый экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М., С

13 постановлению Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. 92, утвердившему квалификационную характеристику «Специалист по социальной работе», были определены должностные оклады специалистов высшей, первой, второй категорий и специалиста по социальной работе. Таким образом, квалификация работника это степень профессиональной подготовленности к выполнению конкретного вида работы. Квалификация предполагает расширение и углубление знаний, умений, навыков, компетенций и установок с возможностью специализации в рабочих и исследовательских областях системы социальной работы. Квалификацию характеризует прежде всего уровень полученного специального образования. Так, в специальности «Социальная работа» существует вузовская квалификация «специалист по социальной работе». Специализациями к ней являются: социальная работа с семьей, детьми и молодежью, социально-правовая защита населения и т. д. Уровень квалификационных требований к специалистам отражен в квалификационных характеристиках. Рассматривая сущность понятия «профессия» важно обратить внимание и на такие понятия, как «должность» и «профиль». Должность определяется как служебная обязанность, служебное место; служебное положение и связанные с ним служебные обязанности 1. Профиль совокупность специфических средств, характеризующих какую-либо профессию, а также характер производственного или учебного уклона (учебного заведения, предприятия, области и т. д.) 2. Итак, понятие «профессия» тесно взаимосвязано с такими понятиями, как «специальность», «специализация», «должность», «квалификация», «профиль». Они более глубоко раскрывают, дополняют и уточняют сущность понятия «профессия», состоят с ним в определенном родстве, но при этом имеют и определенные различия. Сегодня можно констатировать, что социальная работа в России как профессиональная деятельность уже сложилась. Социальные работники осуществляют содействие людям, социальным группам и общностям в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы. Социальный работник сегодня это квалифицированный специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокуп- 1 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. докт. филол. наук проф. Н. Ю. Шведовой. 6-е изд., испр. М., С. 149; Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. М., С См.: Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. М., С

14 ность специальностей в области социальной работы 1. Работник социальной службы лицо, непосредственно оказывающее либо организующее помощь клиентам социальной службы и состоящее в штате социальной службы. Новые реалии и перспективы развития профессии привели к диверсификации специальности социальная работа. В настоящее время в профессию входит ряд специальностей, множество широких и узких специализаций. Численность вузов и филиалов вузов, осуществляющих подготовку (и переподготовку) кадров специалистов по социальной работе, выросло с 26 до 236. Рассматривая генетические аспекты появления профессии специалиста и развития профессиональной деятельности в сфере социальной работы, ученые отмечают ее некоторые специфические отличия. Так, У. Треттнер (США), например, выделяет три характерные черты, отличающие социальную работу от других профессий: социальная работа возникла как частная, добровольная инициатива благотворительных движений; эта профессия начала развиваться как масса специализаций, выполнявших вспомогательные функции в других профессиях; в первой половине ХХ в. к этой профессии были привлечены исключительно женщины 2. Выделяя сущностные черты профессии социального работника, ученые отмечают целый ряд специфических особенностей. Так, шведские ученые, например, обращают внимание на то, что социальная работа это не столько работа, сколько судьба. Российский исследователь В. Н. Тетерский считает, что: «Социальная работа не только профессия, но и состояние души» 3. Некоторые специалисты рассматривают ее как призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдержать общение со страдающими людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас неразрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь. Таким образом, социальная работа как профессия существенно отличается от многих других профессий своей глубокой гуманистической направленностью, непосредственным «включением» специалистов в жизнь своих клиентов. 1 См.: Основы социальной работы: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. 3-е изд., испр. и доп. М., С Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2: Национальный общественнонаучный фонд / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин; гл. ред. В. Н. Иванов. М., С Тетерский С. В. Введение в социальную работу: учеб. пособие. М., С

Введение в социальную работу

Эволюция взглядов на социальную работу как общественный феномен и вид деятельности. Личность социального работника: профессиональные и духовно-нравственные качества, проблема формирования профессионализма. Упражнения и социально-педагогические задачи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ

Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

ББК 65.272 п. я 73

Автор: доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат педагогических наук Г. А.Качан

Рецензент: заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и межкультурных коммуникаций ЧУО «ВФИСЗ им. А.М Широкова», доктор философский наук, профессор М.А. Слемнев.

Научный редактор : заведующая кафедрой социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова», доктор педагогических наук, профессор А.П. Орлова

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ : Учебное пособие

/ Г.А. Качан. — Витебск: Издательство УО «ВГУ им.П.М.Машерова,

В учебном пособии рассматриваются отдельные теоретические проблемы социальной работы как общественного феномена и вида профессиональной деятельности, анализируется специфика профессии «социальная работа», система подготовки специалистов по социальной работе за рубежом и в Республике Беларусь. Предлагаются планы семинарских занятий, тестовые задания и социально-педагогические задачи.

Предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «социальная работа», а также преподавателей соответствующих факультетов.

УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005

Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН И ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1 Генезис отечественной социальной работы


1.2 Благотворительность в Беларуси как социальный феномен


1.3 Зарубежный опыт социальной работы


Глава 2 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН И


ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


2.1 Социальная работа как специфическое общественное явление


2.2 Социальная работа- принципиально новый вид деятельности


2.2.1 Объекты и субъекты социальной работы


2.2.2. Уровни социальной работы


2.2.3. Социальная работа как система


2.3. Социальная работа как практическая реализация философии прав человека


Глава 3 СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


3.1 Социальная работа как профессиональная деятельность


3.2 Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе


Глава 4 ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА


4.1 Общепрофессиональные требования к социальному работнику


4.1.1 Требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам специалиста по социальной работе


4.2 Духовно-нравственные качества социального работника


4.3 Этические стандарты и философские ценности социальной работы


Глава 5 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ


5.1 Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования


5.2. Профессиональное воспитание специалиста по социальной работе


Глава 6 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ и ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ


6.1 Профессиональная подготовка социальных работников за рубежом


6.2 Становление и развитие системы подготовки специалистов по социальной работе в Беларуси


6.3 Проблема содержания социального образования


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕСТЫ, УПРАЖНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Тестовые задания

Упражнения, социально-педагогические задачи

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Становление в нашей Республике новой профессии «социальная работа», развертывание сети учреждений, оказывающих разностороннюю помощь пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным родительской опеки и попечения, и другим категориям граждан, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, обусловили необходимость подготовки соответствующих специалистов, которые наряду с овладением системой профессиональных знаний и умений, должны быть наделены такими нравственно-духовными качествами, как милосердие, гуманность, социальная справедливость, эмпатия, терпимость и др. Складывающаяся отечественная система подготовки специалистов по социальной работе находится в состоянии поиска новых методов и методик обучения студентов как в теоретическом плане, так и практическим умениям и навыкам в оказании помощи различных категориям нуждающихся; оптимального содержания социального образования, которое в значительной части обуславливает эффективность процесса обучения.

Важное место системе содержания социального образования отводится учебному курсу «Введение в специальность», который призван познакомить студентов с историей становления профессии «социальная работа», показать ее специфику и особенности, роль и место в современном обществе.

В учебное пособие вошли темы раскрывающие культурно-исторические предпосылки возникновения социальной работы в Беларуси; становление социальной работы как общественного феномена и как вида социальной деятельности; характеризующие субъектов и объектов, уровни и структуру социальной работы; рассматривающие социальную работу как профессиональный вид деятельности; отражающие требования к личностным и профессиональным качествам специалиста по социальной работе; раскрывающие проблему профессионализма в социальной работе, а также систему подготовки социальных работников за рубежом и в Республике Беларусь.

В конце каждой темы предлагаются задания-вопросы, цель которых- направить студентов на анализ предлагаемого материала, осознанное его усвоение и переработку.

В учебном пособии предлагаются планы семинарских занятий по курсу « Введение в специальность», вопросы к зачету, а также «Краткий словарь терминов по социальной работе».

Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ РАБОТУ КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Генезис отечественной социальной работы: исторически корни социальной помощи

Понятие «социальная работа» — относится к новому времени. Оно раскрывает современное состояние процесса, который сегодня во многих странах мира определяется как помощь и взаимопомощь субъектов. Причем субъектом помощи может выступать как государство, отдельный общественный институт, институт социальных работников, профессионально выполняющих свою миссию помощи, так и отдельные лица, не связанные профессиональными и юридическими обязательствами. Однако человечество прошло долгий путь, прежде чем определило не только философию поддержки различных категорий клиентов, но и принципы и технику защиту личности в различных ситуациях.

Социальная работа как практический, но непрофессиональный вид деятельности имеет длительную историю развития и свои корнями уходит во времена древних славян, которым уже были известны простейшие формы благотворительности. На протяжении всего времени она отождествлялась с деятельностью направленной на оказание помощи, поддержки и защиты человека или групп людей жизнедеятельность и социальное функционирование которых осложнялось различного рода обстоятельствами. Есть достоверные сведения, что уже на ранних этапах развития любого общества имела место деятельность (говоря современным языком — социальная работа) по поддержке нуждающихся. По мнению специалистов история формирования социальной работы начинается с1750 г. до н. э в Вавилоне, где были созданы первые коды справедливости, т.е. гражданские акты призывающие людей к любви к ближнему, заботе о бедных и нуждающихся.

Основными этапами становления и развития помощи нуждающимся на территории Беларуси являются (по А.Д. Григорьеву):

до Х в. — архаический период, когда происходит зарождение и развитие форм помощи и взаимопомощи у славянских племен, населявших территорию современной Беларуси. Ранними формами помощи выступали редистрибуция (передача части произведенного общинниками избыточного продукта в распоряжение вождей, на различные общественные нужды) и реципрокация (взаимопомощь, взаимный обмен дарами). Общинные принципы жизнедеятельности восточных славян, практика защиты человека в системе рода нашли отражение также в таких формах помощи и взаимопомощи как братчины, родовые обряды почитания предков, «институт старцев», институт «приймачества», складчины и др.

Х — ХП вв. период княжеской и церковно — монастырской поддержки на территории Беларуси. Возрастает попечительская роль княжеской власти, утверждается монастырско — приходская система помощи нуждающимся. В данный период берут истоки отечественная теория и практика благотворительности, в т.ч. княжеское «нищепитательство» и княжеское «нищелюбие». Князья полоцкие, туровские, минские и другие опирались на древние традиции, одной из которых было угощение всех пришедших во время трапез. Объектами помощи являются нищие, убогие, дети-сироты, вдовы.

ХШ- 70-90-ые годы ХУШ в.. Для этого периода социальной работы на Беларуси характерны следующие формы помощи и поддержки нуждающихся: церковно-монастырская система, отличающаяся поликонфессиональностью: светская (частная ) благотворительность, в которой большую роль играли представители белорусско-литовской, а затем и польской знати; общинное призрение нуждающихся; государственно-муниципальная система призрения. Основные направления деятельности государства и общества в сфере помощи и поддержки нуждающихся — профилактика бедности, борьба с проявлением социальной патологии.

70- 90-е гг. ХУШ вв . — 60-70-егг. Х1Х в. На территории Беларуси, вошедшей в состав Российской империи, формировались основы государственно -общественного призрения при определяющей роли государства.

70-е гг. Х1Х в. — 1917 г. Государство постепенно передает социальные функции благотворительным организациям и учреждениям, местным органам городского, а затем и земского самоуправления , активно развивались филантропия и меценатство в процессе децентрализации социальной помощи и зарождения основ профессиональной социальной работы.

1917- 1991 гг. — становление и развитие советской модели социальной помощи населению, социального обеспечения и социального страхования.

С 1991 г по настоящее время — период современной белорусской системы социальной защиты населения, профессиональной и волонтерской социальной работы.

1.1.1 Концепция социальной помощи в советский период

В соответствии с новой идеологией переосмысливается концепция взаимодействия между людьми в обществе, вырабатывается новое видение проблемы помощи и благотворительности.

Государство становится основным, даже единственным субъектом помощи, отказавшись от «буржуазных принципов благотворительности». Церковь, благотворительные организации не участвуют в этом процессе в течение длительного времени (1917- 1991 гг.).

Выделяют три периода в оформлении идей советской модели социальной поддержки:

На этом этапе происходит сужение источников познания социальной помощи дореволюционного периода, отказ от древних традиций милосердия и благотворительности и оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе. Рассматриваются теоретические вопросы, связанные с проблемой организации социального обеспечения и социального страхования, уточняется дефиниция этих понятий. Параллельно идет процесс становления государственной системы социального обеспечения трудящихся во всех случаях нетрудоспособности. Акцент делался на организацию социального обеспечения и охрану труда. Развиваются такие виды социального обеспечения как пособия по случаю бедствий и безработицы, утраты трудоспособности. Приоритетными направлениями социального обеспечения провозглашаются: охрана материнства и детства; устройство домов детских для беспризорников; попечение об инвалидах и их семьях, о престарелых и несовершеннолетних, медицинская помощь. В области пенсионного обеспечения закладываются принципы обеспечения по старости и инвалидности.

Читайте так же:  Регистрация ооо владимирская

В конце 1921 г. правительство Советской Белоруссии приняло постановление «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, государственных, концессионных, арендных и частных предприятиях, в учреждениях и хозяйствах», которое стало основой для развития системы социального страхования. Социальное страхование распространялось на все случаи временной и постоянной утраты нетрудоспособности и по случаю смерти кормильца.

Нужно отметить, что в назначении пенсий и пособий преобладали уравнительные тенденции. Переход к начислению пенсий от заработка был осуществлен лишь в 1928 году, когда было введено пенсионное обеспечение по старости независимо от состояния трудоспособности.

В Беларуси стали открываться дома для инвалидов и престарелых, которые по состоянию здоровья нуждались в постоянном уходе. К началу Великой отечественной войны в БССР функционировало 40 таких домов, в которых находилось более 4 тыс. призреваемых (Григорьев А.Д.).

В этот период велась также активная борьба с асоциальными явлениями: нищенством, проституцией, пьянством. Разрабатывались и теоретические проблемы социальной патологии: беспризорности, нищенства, алкоголизма, проституция. Большое внимание уделяется вопросам технологий борьбы с нищенством, а также вопросам социального патронажа, которые широко освещались на страницах журнала «Социальное обеспечение».

2. 1945- начало 90- х гг.

Сохраняется и развивается система социального обеспечения и социального страхования на всем пространстве СССР. С 50-х до конца 80-х гг. ХХ вв. особенно интенсивно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой реабилитации инвалидов.

В 70-80-ые годы разрабатываются принципы врачебно-трудовой экспертизы при хирургических заболеваниях и травмах опорно-двигательного аппарата, ставится вопрос о научном статусе врачебно-трудовой экспертизы. Выходят научные работы по теории и практике социального обеспечения: «Вопросы теории и практики социального обеспечения» (1978 г.), «Проблемы развития социального обеспечения на современном этапе» (1980 г). В данных работах акцент делался на развитии пенсионного обеспечения, трудоустройстве инвалидов, протезировании, обучении и переобучении инвалидов, социальной помощи слепым, глухим. Эти направления и являлись основными в социальном обеспечении.

Социальная помощь в первые послевоенные годы в Беларуси была неразрывно связана с задачами государства по восстановлению и подъему народного хозяйства. Для работающих в ведущих отраслях промышленности устанавливались определенные преимущества и льготы, значительно расширилась система материального обеспечения граждан (или их семей) по старости, в случае потери трудоспособности.

В мае 1946 года организуется Министерство социального обеспечения, преобладающими направлениями деятельности которого становятся проблемы инвалидности: обучение и переобучение, трудоустройство. Как следствие этого создается специализированные школы для детей с особенностями в развитии.

Огромное внимание со стороны государства, государственной системы обеспечения уделяется детям, особенно оставшимся без семьи. Создается школы — интернаты для детей, лишенных родительской опеки и попечительства.

Ведется работа по борьбе с детской беспризорностью, по профилактике и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Отрицательным моментом данного периода являлся полный отказ от практики благотворительности, добровольной помощи нуждающимся. В советский период развития общества имело место тенденция гарантированной системы социального обеспечения с высоким уровнем эксплуатации граждан страны. В стране был провозглашен 8-часовой рабочий день, система социального страхования распространялась на всю страну, государственные пенсии стали получать и рабочие и колхозники.

Государственная социальная поддержка распространяется на большие группы населения, поддержка оказывалась не по факту гражданства, а по факту классовой принадлежности, членства в профсоюзе и т.д., имеет место принцип государственного распределения.

Вместе с тем из года в год доля заработной платы в чистой продукции уменьшалась, снижалась и доля общего фонда заработной платы в национальном доходе страны, что отрицательно сказывалось на социальном уровне общественной жизни.

В начале 60-х гг. происходит обоснование стратегии общественного развития на повышение материального благосостояния народа. Ставилась задача за счет общества, независимо от качества и количества труда отдельных граждан, материально обеспечить всех нетрудоспособных, предоставить гражданам ряд бесплатных льгот и услуг, бесплатное медицинское обслуживание, образование и т.д.

В 70-ые годы происходит переосмысление социальной политики из-за системного кризиса в социально-экономической сфере. Так, перестраиваются внутренние функции государственного управления, и социальное обслуживание занимает в нем самостоятельное место. Социальная политика все больше отождествляется с политикой социального обеспечения, партийная идеология определяющая в ее развитии.

В середине 80-х гг. получает обоснование новая концепция социально-экономического развития общества. Обосновывается тезис о самоуправлении народа на основе развития «прямой демократии», без делегирования этих функций Советам и партиям. Большее внимание уделяется личностному началу, «человеческому фактору». В этой связи возрастает и роль социальной политики. Выдвигаются тезисы о социалистических принципах распределения, основанных на учете количества и качества труда отдельного индивида. Концепция новой социальной политики обосновывает принцип социальной справедливости на основе распределения по труду, в реализации политических прав и свобод, равенства всех граждан перед законом.

Как позитивное в социальной политике этого периода следует рассматривать право на труд, денежные пособия, равенство полов, разветвленную систему льгот и гарантий, дополняемую социальными программами предприятий. Слабыми сторонами являлось малые инвестиции в социальную сферу, бюрократизм, социальное иждивенчество.

В Беларуси, как и в целом в СССР, сформировалась патерналистская модель социальной помощи населению с финансированием из госбюджета и бюрократической системой распределения фондов. Вместе с тем советская модель помощи обладала и определенными достоинствами, которые можно разумно использовать в социальной защите населения в современных социокультурных реалиях.

1.2 Благотворительность в Беларуси как социальный феномен

Социальная работа в Беларуси как деятельность по оказанию помощи нуждающимся своими корнями уходит в глубь веков. Уже в Х-ХП вв. на территории Беларуси, в частности в Полоцком, Турово — Пинском княжествах, широкое развитие получили княжеская и церковно-монастырская помощь, в рамках которой создавались приюты, ночлежные дома, богадельни, лечебницы и др. Кроме этого многие князья лично раздавали бедным, больным и престарелым людям деньги, продукты, сукно. Нуждающиеся могли утолить свои голод в княжеском дворе, получить здесь определенные денежные средства — милостыню. На все это выделялись значительные средства. Так, в сферу юрисдикции князей попадают оторванные от своих родовых корней и без определенного социального статуса и защиты изгои и прошенники: «… Изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положите за нъ». Основными объектами княжеской помощи являлись слепые, хромые, передвигающиеся при помощи «деревяниц» (костылей), больные. Основной мотив княжеских поступков — покаяние за грехи. В летописях зафиксированы действия князей, связанные с помощью нуждающимся во времена массового голода. Известный ученый Е. Максимов, исследовавший в конце XIX — начале XX в. проблемы истории социальной помощи в Древней и Московской Руси, не без основания писал: «Никогда впоследствии, в течение всей остальной нашей истории, на дело благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти». Эта мысль, вполне, может быть отнесена и к истории социальной помощи на территории Беларуси.

В период правления Витовта и Ягайло в ВКЛ появляются новые формы княжеской благотворительности: обеты даваемые князьями, постриги, как это было с Великим князем Литовским Войшлаком, раздача имущества нуждающимся, денежное приношение, строительство больниц и церквей, школ при монастырях. Уже в первые годы существования ВКЛ развивается светская (или, как ее определяли впоследствии исследователи Х1Х в., частная) благотворительность, которая выражалась в мерах помощи в периоды голода, эпидемий и других кризисных ситуациях, устройстве «шпиталей» для престарелых и инвалидов, меценатстве. Основными субъектами помощи выступали представители белорусской магнатской знати, таких древних родов, как Радзивиллы, Паскевичи, Пацы, Острожские и др., а также шляхта, священнослужители, чья деятельность в большинстве случаев носила характер добровольности и истинного бескорыстия.

Особенность частной благотворительности на белорусских землях заключалась в том, что она формировалась под влиянием межконфессионального соперничества, что обусловило акцентирование усилий филантропов и меценатов на развитии просвещения и культуры. Церковный приход в силу своей сплоченности и досконального знания нужд прихожан оформился в первоначальную единицу общественного призрения. Церкви ссужали «скудных» крестьян деньгами, хлебом, семенами, сеном и прочим под залог имущества и без такового, выполняя при этом роль своеобразного банка. Часто долги не взыскивались десятками лет. В приходе проводились различные мероприятия по призрению и обучению грамоте сирот, помощи престарелым и инвалидам, защите жен от тирании мужей и многие другие. Приходы возбуждали в епископатных судах рассмотрение различных дел по гражданскому судопроизводству: «роспут», «умыкание невест», споры о наследстве и др. В церквях выставлялись «всемирные» коробки для сбора материальных ценностей для нуждающихся, возле храмов строились кельи для нищих, богадельни, скудельницы. Таким образом, самоорганизующиеся, финансово независимые приходы оказывали помощь прихожанам по самым различным направлениям: от материальной поддержки до решения проблем воспитания, перевоспитания и обучения. В церквях и монастырях имелись значительные средства для оказания помощи нуждающимся. Были здесь и люди, которые по зову сердца и в связи со своей духовно-религиозной потребностью занимались этим. Так закладывались предпосылки для профессиональной социальной работы, получившие свое развитие в последующие годы.

Социальная помощь, милосердие, благотворительность, социальная работа — все это общецивилизационные явления, характерные для многих стран и народов. Однако в каждой стране они имеют определенную специфику, свои традиции, тенденции функционирования и развития. Эта особенность в определенной мере определяется системой общественного устройства и менталитетом.

Для народов России, Беларуси милосердие, будучи выражением совестливости и особого состояния души, исторически являлось не просто проявлением жалости и сочувствия, а служило средством духовного очищения, внутреннего совершенствования. Поэтому у наших народов с древних времен сложилось довольно мягкое и сочувственное отношение к пленным, а также осужденным. Эта тенденция в отечественной практике социальной помощи просматривается в различные исторические периоды.

Следующей тенденцией отечественной практики социальной помощи, христианского милосердия является приоритетный нравственный характер этой деятельности, а также восприятие милосердия через призму правдолюбия и справедливости. Помощь ближнему понимались как религиозный долг, как система гуманистических услуг нуждающимся. Бедность, несчастье, немощь, болезни стали объединяющей парадигмой, на основе которой достигались паритетные начала между различными слоями общества. Именно поэтому на Руси нищенство не считалось пороком и каким-то бременем для народа. Оно являлось своеобразным средством нравственного воспитания, дополнением к церковному богослужению. Помощь нищему, немощному, бедному была христианским долгом каждого верующего, а нищий, юродивый, странник считались лучшими молитвенными ходатаями подающего перед Богом.

Пример благотворительной деятельности подавали первые лица государства. Уже Великие князья Литовские Ягайло (около 1350 — 1434 гг.) делали попытки решать проблемы помощи нуждающимся на государственном уровне, открывали и содержали разного рода убежища для обездоленных. Выделяли личные средства на развитие культуры на белорусских землях Король Польский и Великий князь Литовский Сигизмунд 11 Август (1520 — 1572), создавший в Вильно картинную галерею и богатую библиотеку. Белорусские магнаты Острожские, Сапеги, Радзивиллы и представители других знатных родов активно поддерживали православные братства, которые в Х1У — ХУ1 вв. немало сделали на ниве благотворения (создание школ при братствах, бесплатное обучение сирот, поддержка способных учителей, строительство больниц и др.). Для братских школ богатые магнаты-братчики жертвовали большие суммы денег, приобретали здания и т.д.

Расцвет благотворительного движения в Беларуси приходится на времена подъема дворянской волны гуманизма (эпоха Возрождения и Реформации). Так, в филантропической деятельности Н.Радзивилла имеют место примеры всех существующих в то время форм призрения нуждающихся, филантропии и меценатства: строительство кальвинистских соборов, основал в Несвиже библиотеку, оказывал поддержку белорусским просветителям (С. Будному, В. Кришковскому и др.). Филантропическая деятельность на белорусских землях в период Контрреформации оставалась активной, но осуществлялась она уже в других условиях, стала более политизированной, чаще использовалась как средство политической борьбы. Приоритетным направлением благотворительных вложений в этот период являлось образование.

С конца ХУШ ст. начала развиваться система призрения нуждающихся детей. Первый воспитательный дом («Иисуса Младенца») на территории проживания этнических белорусов был открыт княгиней Огинской в 1791 году в г. Вильно. Воспитательные дома, которые были открыты в Могилеве (1804 г.), Гродно (1804 г.), Витебске (1808 г.) из-за высокой смертности приносимых туда младенцев были преобразованы в детские приюты. В пользу детских приютов шли средства от благотворительных базаров, спектаклей и концертов.

На фоне меценатской деятельности белорусско-литовских магнатов в период белорусского Просвещения продолжались филантропические тенденции в помощи обездоленным. Наиболее распространенной формой призрения нищих, бездомных, престарелых, больных, вдов и сирот по-прежнему продолжала оставаться организация и материальная поддержка «шпиталей». Все большее значение приобретали светские формы частной благотворительной помощи.

В ХУШ- начале Х1Х в. в связи с утверждением изменившихся идеалов частные благотворители все большее внимание уделяют поддержке учебных заведений. Так, графиня Чернышева в местечке Чечерск Могилевской губернии основала Пансион благородных девиц и школу для крестьянских мальчиков. После вхождения белорусских земель в состав России в конце ХУШ в. и до 60-70-х гг. Х1Х вв. светская и сословная благотворительность в медико-социальной помощи населению переживала период становления. В 30-40 -ые гг. Х1Х в. монашеские ордены были упразднены, а призреваемые ими и их имущество поступили в распоряжение приказов общественного призрения, которые были созданы в губерниях Беларуси еще в конце ХУШ — начале Х1Х вв. На средства филантропов в начале Х1Х в. строятся первые на белорусских землях больницы и приемные покои для крепостных крестьян и членов их семей. Значительную помощь нуждающимся из числа сельских жителей оказывали церковные приходы и сельские общины. С этой целью создавались специальные приходские общественные кассы, сельские запасные магазины, применялась практика поочередного кормления призреваемых и др.

В XIX — начале XX в. большую благотворительную работу проводили различные общества и заведения, чему в значительной степени способствовал указ Николая П от 4 марта 1906 г., который утвердил Временные правила об обществах и союзах. Во второй половине Х1Х в. активную деятельность на территории белорусских губерний развернули российские квазигосударственные (полуобщественные — полугосударственные) общества: Ведомство учреждений императрицы Марии (1797 г.), Императорское человеколюбивое общество (1802 г.), Попечительство о домах трудолюбия и работных домах (1895 г.) ( с апреля 1906 г. — Попечительство о трудовой помощи) и Российское общество Красного Креста (1867 г.). Со второй половины Х1Х в. начинается бурный рост общественных благотворительных учреждений и имеет место тенденция упорядочения их деятельности. В зависимости от характера деятельности и вида оказываемой помощи все благотворительные общества условно подразделялись на общества смешанного типа ( поддержка оказывалась и взрослым и детям в самых разнообразных формах); общества, созданные для оказания благотворительной помощи в одной или нескольких формах; общества, целью деятельности которых являлись организация и содержание каких-либо благотворительных учреждений. К 1899 г. в Беларуси успешно действовали 257 благотворительных обществ и 339 благотворительных учреждений (105 из них принадлежали ведомству православного исповедания), из них в Витебской губернии -55 и 89 соответственно. Что касается средств, выделяемых на цели помощи нуждающимся, то только 25% всего бюджета благотворительности образовывалось из средств земств, городов и сословных учреждений, а 75% — из средств частной благотворительности.

Частная благотворительность в Беларуси во второй половине Х1Х — начале ХХ в. развивалась по самым разнообразным направлениям и в самых различных формах. Частные благотворители организовывали и финансировали различные общества и заведения, осуществляли социальный патронаж нуждающихся и т.д. Среди субъектов помощи по- прежнему были сильны позиции древних белорусских магнатских и шляхетских родов. В начале ХХ в. усиливается внимание благотворителей к строительству и содержанию больниц и оздоровительных заведений. В 1889 г. на Минщине частными лицами была создана благотворительная организация Фонд милосердия и здоровья. Он занимался оплатой жилья и коммунальных услуг, выдачей обуви, одежды, медикаментов, бесплатных обедов.

Важным направлением деятельности частных благотворителей оставалась помощь нуждающимся детям. Были образованы многочисленные специализированные детские заведения и общества.

1.3 Зарубежный опыт социальной работы

В результате теоретических изысканий, которые начались в конце Х1Х вв. выработались три подхода в решении социальных проблем:

1.Революционно-преобразовательный. Суть — решить социальные проблемы можно только революционным путем. Данный подход нашел свое воплощении в СССР, странах латинской Америки, Центральной Европы в ХХ в.

2.Реформистский. Его особенность в том, что причины социальных невзгод представители данного подхода видели в несовершенном устройстве общества, но разрешить социальные проблемы, с их точки зрения, представляется возможным путем реформ.

3.Антропологический, представители которого считали, что причины социальных бед человека кроются в нем самом. Следовательно, важно научить человека самому решать свои проблемы. Одна из представительниц этого подхода Мэри Ричмонд, автор книги «Социальные диагнозы», вышедшей в 1917 году.

В большинстве зарубежных стран в ХХ в. имеет место тенденция постепенного отделения социальной помощи от церковной благотворительности. Государство берет на себя доминирующую роль в решении социальных проблем, осознавая необходимость вмешательства в социальную сферу. Как следствие этого развивается профессиональная социальная работа.

Модели социальной поддержки населения в современном мире

Читайте так же:  Договор физик с юриком

Система государственной социальной поддержки нуждающихся в каждой стране складывается с учетом ее культурно-исторических традиций и условий, что влияет на подходы, технологии, организацию социальной работы, ее задачи.

Сегодня можно вести речь о европейской и американской моделях помощи. Сравнение их показывает что:

Европейская модель имеет более длительную историю, а следовательно и более основательные традиции;

В американской модели изначально акцент делался на собственные силы, личную инициативу человека и стремление уменьшить влияние государственных структур.

В европейской модели более высокая степень участия государства в определении направлений, планирования, финансирования социальной политики;

Европейская модель в послевоенные годы и вплоть до настоящего времени, базируется на теории государства всеобщего благосостояния, в ее основе лежит концепция «естественных прав человека». Идеология государства всеобщего благосостояния заключается в том, что ответственность за жизненный путь индивида перераспределяется с самой личности, семьи, церкви, благотворительных организаций на институты государства. Государство всеобщего благосостояния формирует развитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других жизненно важных услуг. Чтобы осуществлять подобную политику, государство должно иметь немалые материальные ресурсы, с помощью которых происходит выравнивание стартовых возможностей человека.

Начиная с конца 70-х годов теория «государства всеобщего благосостояния» подвергается критике. С конца ХХ вв. данная модель претерпевает реконструкцию на базе неоконсерватизма , что привело к сокращению расходов на социальную сферу. Система социального обеспечения в западных странах к середине 80-х годов ХХ выполняла задачи обеспечения населения различными социальными выплатами, а также решала вопрос об адекватности этих выплат. В 90-е гг. выдвигается задача приспособления системы социального обеспечения к изменившимся социальным и экономическим условиям. Как следствие этого имеет место сокращение расходов на социальную сферу. Так, правительство Франции уменьшило выплаты по государственной программе медицинского страхования. В Великобритании осуществляется реформа государственной системы здравоохранения с целью усиления конкуренции в этой сфере. В результате закрываются «неэффективные» больницы и увольняется медперсонал. Меры, предпринимаемые практически всеми европейскими государствами по реформе «государства благосостояния», направлены на установление жесткого контроля за расходование государственных средств на социальное обеспечение и сокращение финансовых потерь в этой сфере. Становятся платные некоторые социальные услуги, ранее предоставлявшиеся населению бесплатно. В некоторых странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста. Государственные стипендии во многих случаях заменяются государственными займами.

Практически все европейские страны используют социальное страхование для большинства населения на случай социального риска: старость, болезнь, инвалидность и оказывают социальную помощь неимущим, находящимся за чертой бедности.

В 70-80-ые гг. на Западе разрабатывались типологии моделей социального обеспечения (Ричард Титмус, Эспин, Андерсон, Пинкер). Как следствие этого возникли три модели социального развития:

а) патерналистская модель (США, Япония, отдельные страны Европы, где сильна позиция католической церкви). Характеризуется низким уровнем участия государства в решении социальных проблем, невысокими расходами на социальное обслуживание;

в) корпоративная модель (Германия, Бельгия, Австрия и др.). Социальная политика рассчитана не столько на поддержку бедных, сколько на поддержание стабильного уровня жизни трудящихся, на соучастие государственных и общественных структур в период жизненного кризиса. Государство, в основном, участвует в оказании помощи нуждающимся , а также в социальном обслуживании семей и детей.

б) этатическая модель (скандинавские страны). Принцип универсализма социальных прав соседствует с нерушимостью индивидуальной автономии, поэтому данная модель представляет соединение либерализма с социализмом. Социальная политика ориентирована на экстенсивную и дорогостоящую систему социального обеспечения, носящую централизованный характер.

Американская система социальной защиты имеет четко выраженные два направления: систему социального страхования и систему социальной помощи. Программы социального страхования имеют достаточно высокий статус, поскольку живущие на зарплату регулярно платят налоги в соответствующие фонды. Системой социального страхования пользуются в основном средние и высшие слои населения. Эта система поддерживает экономически активно занятое население от основных социально- экономических рисков: старости, инвалидности, потери кормильца, безработицы, производственного травматизма.

Система помощи в США включает несколько крупных программ и множество мелких. Право на получение помощи имеют те, кто живет ниже официально установленного уровня бедности. Наиболее значимыми являются такие социальные программы как: а) программа помощи семьям с зависимыми детьми; б) программа «Медикейд», которая предоставляет медицинские социальные услуги лицам, живущим ниже черты бедности; в) программа «Хелп» рассчитана на матерей до 20 лет; д) программа «Хедстарт» направлена на помощь детям из бедных семей и др. С 1974 года существует федеральная программа дополнительного дохода, которая охватывает более 4 млн. человек. По ней обеспечиваются престарелые граждане и инвалиды, не получающие пенсии и пособий по социальному страхования .

В США действует ряд социальных программ, направленных на продовольственное и жилищное обеспечение, помощь бездомным и оказание юридических услуг, помощь в получении образования и программы коммунального развития. Особая роль в системе социальной помощи принадлежит детским учреждениям, их структура включает детские сады (дневные и круглосуточные), группы продленного дня в школе, детские дома, а также учреждения специального типа — приюты для трудных детей и подростков, школы для инвалидов и умственно отсталых, исправительные заведения.

В системе социального обеспечения в Америке огромная роль отводится общественной и частной благотворительности;

Американская система социального обеспечения направлена, прежде всего, на помощь в самообеспечении, самореализации, достижении личного успеха, а не на развитие иждивенчества.

В последние годы в связи с ростом материального благополучия граждан США наблюдается тенденция увеличения числа платных социальных услуг.

Перспективная модель социальной помощи должна отвечать следующим условиям: иметь в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменения социальной ситуации; в ней должны быть заложены соответствующие механизмы обратной связи, чутко реагирующие, улавливающие такие изменения; она обязана предусматривать эффективно и четко работающий административный аппарат, способный принимать «сигналы» и преобразовать их в соответствующие решения и программы.

Вопросы для самоконтроля

1.Охарактеризуйте основные этапы становления и развития социальной помощи на территории Беларуси.

2.Какова роль благотворительности в истории становления социальной работы в Беларуси.

3.Покажите значение периода социального обеспечения для становления теории и практики социальной работы.

4.Каковы основные модели социальной поддержки населения за рубежом.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН И ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Социальная работа как специфическое общественное явление

«Социальная работа» — базовое понятие, которое объединяет круг проблем, тем, представлений и феноменов реального мира. Оно характеризуется многоаспектностью и многоплановостью. Так, социальную работу, как специфическое общественное явление, можно охарактеризовать как:


Вид социальной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации посредством защиты, поддержки, коррекции, реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной системы;


Научную теорию, изучающую способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с нормами и ценностями общества в разных пространственно-временных ситуациях. Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов. В последнее десятилетие в Республике Беларусь активно идет процесс теоретического осмысления социальной работы: исследуются вопросы профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы; изучается история социальной работы; разрабатываются вопросы менеджмента и технологий социальной работы, а также ее функционирования в различных сферах жизнедеятельности современного общества и др. Отличительной чертой социальной работы как теории является то, что она получила собственное развитие после признания социальной работы как профессии.


Учебную дисциплину, т.е. систематизированное изложение с учебными целями основ научной теории социальной работы применительно к профилю учебного заведения. Социальная работа как учебная дисциплина, находясь на стыке многих наук, включает в себя теорию, технологию, историю социальной работы, а также основы философии, психологии, социологии, педагогики и других общегуманитарных и специальных общественных дисциплин в преломлении к специфике оказания конкретной помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Как учебная дисциплина она помогает овладеть научно-теоретическими знаниями анализа социально-политической обстановки, дать возможность вычленить из нее группу или отдельную личность, оказавшуюся за пределами адекватного общественного состояния или поведения.


Как профессиональную деятельность, т.е. профессиональное оказание содействия человеку в целях обеспечения культурного, материального и социального уровня его жизни, предоставление профессиональной индивидуальной помощи и поддержки в преодолении сложных жизненных ситуаций.


Как непрофессиональную (добровольческую) деятельность по оказанию помощи и поддержке индивида, групп, общностей оказавшихся в сложной жизненной ситуации.


Социальная работа как общественное явление представляет собой своеобразную модель социальной помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период, сообразно с особенностями национально-культурного, социально-политического развития и социальной политики государства. Такое толкование социальной работы В.И. Курбатов рассматривает как предельно широкое.


В более узком смысле, социальная работа есть общественно-необходимая деятельность, направленная на социальную защищенность личности, прав человека и являющаяся гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту маргинальных слове населения.


Н.С. Стойко рассматривает социальную работу как область активной деятельности человека, направленной на создание системы мер социальной защиты населения от различного рода социальных отклонений.


Английские ученые Ш. Рамон и Т. Шанин определяют социальную работу как « организацию личностной службы помощи людям, которая основана на альтруизме и направлена на то, чтобы облегчить людям в условиях личного и семейного кризиса повседневную жизнь, а также, по возможности, кардинально разрешить эти проблемы».


Как общественный феномен социальная работа направлена на решение таких проблем как социальная безопасность и социальная справедливость, охрана здоровья, защита и поддержка маргинальных слоев населения, борьба с преодолением различных социальных недугов (алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение и др.). Ее суть как общественного феномена состоит в объединении усилий общества в целях поиска механизмов взаимодействия в разрешении глобальных социальных проблем, выработки согласованных действий против политики, подрывающей сам характер благосостояния общества.


Как вид общественной деятельности,социальная работа имела различные формы и номинации, в разные исторические эпохи в разных культурах. Так, в Древней Греции социальная помощь была известна как филантропия в Риме — как народные традиции. Народы Латинской Америки- древние инки- процесс помощи и взаимопомощи определяли как минка, а языческие славянские племена как «слепня».


В разных странах филантропия проявлялась, прежде всего, в формах милостыни и общественного призрения


Милостыня — древнейшая форма проявления гуманного отношения к человеку, выражение сострадания убогим и нищим в виде подаяния им денег или иных материальных средств существования. Она имела сугубо индивидуальный характер, зависящий от личностных свойств подающего милостыню. Отличительным свойством милостыни, как первичной формы благотворительности, было и то, что она носила неорганизованный характер. Постоянные и щедрые подаяния способствовали развитию профессионального нищенства.


Призрение — внимание, участие, сочувствие, милосердие; предоставление кому-либо приюта и пропитания; благосклонное внимание, отношение, покровительство. Возникновение призрения как социального института связывают на Руси с началом христианства и строительством церквей и монастырей. В отличие от милостыни призрение осуществляется государством, церковью, обществом (общественное призрение) и распространяется прежде всего на тех, кто действительно в нем нуждается, носит более организованный характер, поскольку его субъектом являются государство и другие социальные институты.


В последующем понятие «социальная работа» претерпевает существенные изменения и особенно в странах Западной Европы. Так, во Франции с Х1 по ХУП вв. деятельность по оказанию помощи нуждающимся определяется как благотворительность (в узком смысле благотворительность трактуется как оказание помощи частными лицами или организациями безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения; в широком смысле — безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей для удовлетворения насущных потребностей человека, социальных слоев населения, попавших в сложную жизненную ситуацию.), а с ХУШ по ХХ вв. как «содействие », аналогичное по своему семантическому значению славянскому «призрение».


Впервые в мировой социальной практике это понятие появилось в конце Х1Х века в наиболее развитых в индустриальном отношении странах, прежде всего США. Однако, в качестве признанного социального института и профессии особого рода социальная работа оформилась лишь в 20-30-е годы ХХ века.


В первой половине ХХ в. происходит изменение понятия «социальная работа». Так, деятельность по оказанию поддержки и защиты человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию, определяется как «помощь, поддержка» и только с середины 50-х годов, она, как и во многих странах Западной Европы получает универсальное название «социальная работа».


Дефиниция «социальная работа» в обозначении профессии впервые появилась в США в начале ХХ века. По мнению основоположников новой профессии слово «социальное» в определении профессии подчеркивает участие социальных сил, формирующих жизнь человека.


Слово «работа» явилось ответом на самые слабые стороны благотворительной деятельности многих филантропических организаций, заключавшихся в отсутствии четкости, организованности, обязательности.


2.2 Социальная работа — принципиально новый вид социальной деятельности


Деятельность — способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленного отражения и преобразования окружающего мира. Р.С. Немов определяет деятельность как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Основные черты деятельности человека: сознательность; продуктивный, творческий, созидательный характер; она связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человеком или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качеств средств собственного развития; обмен деятельностью, общение действующих индивидов. Другие исследователи в качестве основных элементов деятельности выделяют: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самые различные: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. М.С. Каган выделяет три основные элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объект и других субъектов; объект, на которого направлена активность ; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.


По разным основания деятельность может быть разделена на практическую и духовную; экономическую, политическую, социальную; прогрессивную и реакционную (регрессивную); законную и незаконную, творческую и нетворческую. Во всех этих видах деятельности ее основным носителем является человек. В последнее десятилетие активно развиваются новые виды деятельности, которые не были характерными для нашего общества и государства. Одним из таких видов деятельности и является социальная работа. Нельзя утверждать, что она не имела места раньше. Сколько существует человечество, столько существуют и виды социальной деятельности (социальная работа относится именно к этому виду деятельности). Однако, оформление процесса поддержки, помощи человеку в такую форму как социальная работа для нашего государства является новым видом социальной деятельности.

Подобные документы

Роль социального воспитания в жизни человека как предмета социальной педагогики. Проблема самовоспитания человека как последствие массовой миграции сельского населения в город. Педагогика перевоспитания детей и подростков (исправительная педагогика).

реферат [24,5 K], добавлен 04.01.2011

Условия обеспечения понимания иноязычного текста. Работа над содержательной стороной письменной речи. Упражнения, предваряющие работу над текстом и после чтения текста. Приемы работы над пониманием читаемого иноязычного текста. Контроль понимания текста.

дипломная работа [54,4 K], добавлен 25.11.2011

Цели деятельности социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального). Принципы социально-педагогической деятельности: адресность и индивидуальность.

реферат [43,5 K], добавлен 12.12.2010

Теоретическое обоснование развития творческих способностей у учащихся. Задачи и принципы организации внеклассной работы. Педагогические пути развития интереса к творчеству через кружковую работу по технологии. Изготовление игрушек в лоскутной технике.

дипломная работа [136,9 K], добавлен 16.06.2015

Функции и роли социального педагога, его профессиональные обязанности. Задачи и направления работы социального педагога в дошкольном образовательном учреждении, содержание социально—педагогической деятельности. Методы и формы работы, разработка программ.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 22.11.2012

Педагогические, социальные и психологические особенности несовершеннолетних, основные причины и последствия их противоправного поведения. Организация социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними в целях предупреждения правонарушений.

дипломная работа [255,6 K], добавлен 25.05.2010

Формирование навыков социального взаимодействия у детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема, особенности данного процесса в дошкольном возрасте: сущность, методы, средства, содержание. Роль семьи в формировании этих навыков.

курсовая работа [65,3 K], добавлен 16.08.2014

Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов. Педагогические средства и способы решения поставленных задач. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Проблема профессионализма учителя.

презентация [818,7 K], добавлен 22.08.2015

Формы и методы деятельности социального педагога. Вовлечение учащихся в экологически ориентированную деятельность и формирование на этой основе целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду и адекватное понимание в ней места человека.

отчет по практике [33,2 K], добавлен 13.01.2009

Развитие социальной педагогики на современном этапе. Роль социального педагога в работе с детьми. Отсутствие профессионально подготовленных кадров, ориентированных на социально-педагогическую работу с детьми. Функции социально-педагогической работы.