Возникновение авторского права срок действия авторского права

Авторские права

Авторские права — совокупность прав автора — правообладателя, закрепленных действующим законодательством и направленных на использование произведения, а также на осуществление и защиту личных неимущественных и имущественных авторских прав (статья 1255 ГК РФ).

Возникновение авторских прав непосредственно связано с фактом создания произведения. При этом не требуется специального оформления или регистрации, но для обеспечения доказательства авторства и дополнительной защиты правообладателями авторских прав осуществляется регистрация прав >>>

Авторское произведение считается существующим с момента его фактического создания.

Произведением признается результат творческой деятельности автора. Для того, чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но также получить объективную форму выражения, то есть стать доступным для восприятия других людей.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.

Автором произведения признается только физическое лицо, своим творческим трудом создавшее произведение (статья 1257 ГК РФ).

При соавторстве авторские права принадлежат каждому из авторов.

Изначально, при создании произведения автор обладает исключительным авторским правом, т.е. вправе запрещать использовать произведение третьим лицам.

Так, одно или совокупность указанных прав автора определяют вид использования произведения в повседневной жизни. Например, для изготовления экземпляров произведения и их продажи необходимо обладать имущественными авторскими правами на воспроизведение (создание копий) и распространение (продажу) произведения.

За исключением служебных, при создании произведения сам автор изначально обладает исключительными авторскими правами, т.е. вправе разрешать или запрещать использовать произведение третьим лицам.

Исключительное право может быть передано любому третьему лицу только обладателем исключительных авторских прав (автором либо иным правообладателем) неограниченное количество раз.

Для передачи авторских прав составляется и заключается лицензионный договор.

Правообладатель в целях оповещения третьих лиц о своих правах уполномочен ставить знак охраны авторских прав, собственное имя (наименование) и год первого опубликования работы на каждом экземпляре произведения.

Закон устанавливает срок охраны произведения в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (последнего из авторов при соавторстве).

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, а также впервые выпущенное в свет после смерти автора действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования (выпуска в свет). При раскрытии личности автора сроки авторско-правовой охраны исчисляются согласно общему правилу.

Однако в любом случае исчисление сроков, предусмотренных законом, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Неимущественные права автора охраняются бессрочно.

Авторское право: История появления и принцип действия

Директор центра поддержки бизнес-инициатив «Стартап» Роман Янковский написал для ЦП колонку, в которой простым языком описал историю возникновения и принципы работы авторского права.

Как появилось авторское право

В Греции, в Римской империи, в средневековой Европе не было никаких проблем с тем, что сейчас называется «интеллектуальной собственностью». Картины писали месяцами, обычно на стенах (фрески, мозаика). Книги переписывали целыми монастырями, причем рынок книг был настолько мал и настолько закрыт, что авторы при всем желании не смогли бы определить тираж своих работ. Впрочем, авторы книг того времени обычно умирали мученической смертью и не оставляли после себя наследников. Так что проблема продаж никого особенно не волновала.

Ситуация изменилась, как только появилось первое тиражное искусство — я имею в виду литературу и печатный станок. Книгопечатание породило пиратство. Поначалу с явлением боролись стандартными методами из средневековой цензуры (все книги и так проходили еретик-контроль). Однако постепенно издатели и авторы добились смягчения цензуры, а вместо лицензирования и контроля создали совершенно новую концепцию авторских прав.

В чем заключалась новизна? Дело в том, что римское (и последующее средневековое) право работало только с материальными вещами. Скажем, если должник не возвращает раба («говорящее орудие»), нужно было предъявить вполне конкретный иск к тогдашнему «мировому судье» — претору. Если кто-то мешает вам пользоваться имуществом (скажем, заблокировал ворота повозкой), на это есть другой иск. И так далее.

Но что делать, если похищен не материальный предмет, а абстрактный текст книги? Ведь автор не теряет своей собственности, ему никто не создает препятствий. Так появилась концепция «авторских прав», которые принадлежат создателю произведения. А объект авторских прав назвали «интеллектуальной собственностью», противопоставляя ее традиционным вещам (деньгам, недвижимости, животным, рабам и так далее).

Концепция авторских прав

Согласно концепции, автор произведения имеет целый «пучок» прав на него. Во-первых, права на его коммерческое использование (продажу, исполнение за деньги, словом, любое получение прибыли). Даже некоммерческое использование в ряде случаев должно согласовываться с автором. Например, формально нельзя ставить в кафе музыку, не выплачивая автору отчислений (вот что значит надпись «только для домашнего прослушивания / просмотра»).

Во-вторых, автор имеет «личные», неотчуждаемые права на свое произведение, которые принадлежат только ему. Автор сохраняет их, даже если передал свое произведение для продажи издательству, студии и так далее. О каких правах идет речь? В первую очередь это право авторства (не путать с авторским правом) — произведение нельзя приписывать никому, кроме автора. Также речь идет о защите произведения: издатель не может, скажем, изменить имена героев романа без согласия с автором.

Авторские права появились в 1886 году в Бернской конвенции. Впоследствии сроки неоднократно пересматривались, принимались новые документы, но принцип глобально остался тем же. Так что законодательство об интеллектуальной собственности и, в частности, авторское право во всем мире более-менее единообразное. В России оно применяется в рамках IV части Гражданского кодекса.

Вернемся к концепции авторских прав. С одной стороны, такой подход — авторское право возникает у автора и только он имеет право им пользоваться — самый простой из возможных. Авторам просто дали юридическое право на свои произведения, признали, что право может быть не только на материальные объекты, но и на слово, изображения, музыку. Впоследствии к объектам авторских прав добавились и другие: гарнитуры шрифтов, крой одежды, 3D-модели и так далее, но принцип остался тот же: у автора есть права извлекать прибыль и этим правом может распоряжаться только он.

С другой стороны, такой подход вызывает проблемы при доказывании авторства. Ведь авторские права согласно концепции появляются в момент создания произведения. Они нигде не регистрируются, нигде не фиксируются автором. Значит, на практике автором будет тот, у кого произведение появилось раньше: в случае спора права передадут ему. Из-за этого авторы вынуждены идти на ухищрения, чтобы подтвердить свое первенство на случай спора.

Доказывание первенства

Конечно, самый простой способ обеспечить свое авторство — опубликовать работу под своим именем. Статья в журнале, запись в блоге имеют независимый «показатель времени публикации». Но что, если автор не хочет публиковать свою работу? В этих случаях применяется целый ряд «костылей», чтобы привязать произведение к дате.

Во-первых, определенный вес имеет датировка почты. Особенно это было популярно у советских авторов. Книгу отправляли себе на почту заказным письмом. Если не вскрывать конверт, дата на штемпеле будет подтверждать, что содержимое было у автора (адресата) на определенный момент.

Другой вариант датировать документ — нотариус. Он не удостоверяет авторство, да и дату, в общем, не гарантирует. Основная задача нотариуса — устанавливать тождественность документов, подписей и так далее. Однако при заверении, скажем, подписи нотариус ставит дату. Соответственно, можно попросить его заверить подпись на фотографии — и нотариус проставит рядом печать и дату заверения.

Более серьезный вариант — депонирование, то есть ответственное хранение произведения. Эта услуга есть у нотариуса (дороже), а также у ряда негосударственных организаций, связанных с интеллектуальной собственностью (дешевле). В этом случае вы сможете предъявить суду бумагу о том, что с определенной даты произведение находилось на хранении (скажем, в Российском авторском обществе). Конечно, это не государственный орган, но суды доверяют таким бумагам.

Содержание произведения

Поскольку права возникают с момента создания произведения, никто не проверяет, имеет ли оно смысл. Даже случайный набор символов (как в последних главах «Нормы») защищается авторским правом. То же самое относится и к абстрактной живописи, скажем, и к детским рисункам. Под вопросом права на рисунки или фотографии, сделанные животными: известен кейс с обезьяньим селфи, которое в равной степени принадлежит и владельцам зоопарка, и владельцу камеры.

При таком буквальном толковании произведения — все, что создано автором — неминуемо возникают споры. Скажем, до какой степени нужно исказить произведение, чтобы оно стало новой работы? Это может касаться как коллажа, так и пародии или постмодернистской аллюзии. Вопрос в каждом случае решается по-разному. Так, «Порри Гаттер и каменный философ» — однозначно законная пародия, а «Братва и кольцо» Гоблина точно нарушает авторское право (поэтому официально это произведение не транслировалось). Установленного процента оригинальности, после которого произведение перестает считаться плагиатом, нет.

Наличие у автора прав практически не влияет на появление произведений других авторов. «Евгений Онегин» не закрыл рынок для «Героя нашего времени». Поэтому авторское право работает очень долго: сейчас это 70 лет с момента смерти автора (после смерти его правами распоряжаются наследники). А в тех случаях, когда произведение нужно для научных, образовательных или иных подобных целей (скажем, в качестве иллюстрации), есть исключение в виде статьи 1274 Гражданского кодекса.

Читайте так же:  Образец заполнения заявления на визу шенгенскую

Срок в 70 лет, правда, не всегда был таким. Скажем, до присоединения СССР к Женевской конвенции в 1973 году авторское право на фотографии действовало всего 5 лет с момента съемки. Поэтому советские фотографии, сделанные до 1968 года, можно свободно воспроизводить без согласования с авторами. В каждом случае, чтобы определить, защищено ли произведение, нужно знать время его создания, а часто и даты смерти участников (скажем, для кинофильмов).

Что же происходит, когда срок действия авторских прав наконец заканчивается? После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain). Это значит, что произведение можно использовать как угодно: издавать, продавать и так далее. Да, вы можете издавать, скажем, русскую классику и при этом никому не платить отчислений. Нельзя только нарушать неимущественные права — права авторства и праву на защиту от искажений. Так как произведением владеет «общество», то, увидев книгу Толстого под фамилией Пупкина, любой сознательный гражданин может подать иск в защиту чести классика.

Года 3-4 назад «ВКонтакте» стала блокировать музыку по запросу правообладателей. Помню бугурт, который с этим был связан. Люди бойкотировали Лазарева, кидали друг другу возмущенные демотиваторы и все такое. Так вот, успехом пользовались скриншоты, на которых были изъятые «по требованию правообладателей» треки «пение соловья» или «Реквием» Моцарта.

Однако ничего удивительного здесь нет. Авторские права могут возникать не только у авторов. Эти права называются смежными («смежные с авторскими») и имеют совершенно ту же природу.

Скажем, произведения Моцарта давно в общественном достоянии. Но ведь Моцарт написал только ноты. Исполнение музыки сильно отличается от состава оркестров, условий записи, инструментов и так далее. Согласитесь, оркестр, записав Моцарта, имеет моральное право потребовать вознаграждения. Это и есть смежное право исполнителя.

Другое смежное право, которое тоже часто встречается — право транслятора. Скажем, радиостанция имеет право на защиту трансляции, даже скомпилированной из сетов отдельных музыкантов. И «Рекорд», например, может потребовать убрать свои сеты с вашего сайта, даже если авторы треков не против.

Концепция авторских прав практически не включает государство. Не нужно ничего регистрировать, удовлетворять требованиям, нужно лишь доказать первенство. Однако авторское право — это право конфликтов. Оно не нужно в «спокойном» состоянии, когда авторские права никто не нарушает. Оно нужно в случае спора, в частности, судебного спора о прибылях и упущенной выгоде.

Представьте, что вы позвали друга в гости, ушли в магазин за пивом, а когда вернулись, он отказался вас впускать. У вас есть абстрактное право на жилище, возможно, даже право собственности на квартиру. Но для наряда милиции, который приедет разбираться с ситуацией, сыграет роль в первую очередь штамп в вашем паспорте: прописки будет достаточно, чтобы вскрыть дверь и выпроводить друга.

Точно так же и с интеллектуальной собственностью. Авторское право — это абстрактное право на жилище. А вот штампа прописки оно не дает. Без конкретной прописки в случае спора вам нужно доказывать свое право на часть помещения, а с пропиской все легко: один раз поставил и можешь не беспокоиться.

Из-за этого всего защита авторских прав — долгое и кропотливое дело. Мейджор-лейблы, кинокомпании и подобные гиганты берут судебную и прочую волокиту на себя. Но как быть исполнителям, которые сами хотят зарабатывать на своих произведениях? Они могут обратиться в фирмы, занимающиеся «защитой прав», в организации, борющиеся за копирайт. Эти структуры зарабатывают «доением» пиратов исками и штрафами, а музыканты получают с этого определенный процент. Правда, случается и «friendly fire» — например, когда копирайт-головорезы группы Deep Purple засудили саму группу за концерт в Ростове-на-Дону. И юридически, кстати, были совершенно правы.

В общем, авторские права — самый очевидный способ оформления интеллектуальной собственности без участия государства. Однако он неудобен на практике и неприменим для интеллектуальной собственности, основанной не на форме, а на содержании. Я имею в виду изобретения (патенты), о них в следующем выпуске.

P. S. Какие темы вам еще интересны? Напишите в комментарии, и я обязательно про них расскажу.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Срок действия авторского права (срок охраны авторского права)

Срок действия авторского права (срок охраны авторского права)

Под сроком действия авторского права понимают срок действия имущественных прав на произведение, т. е. срок, в течение которого для использования произведения должно получаться разрешение от правообладателя.

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что срок действия авторских прав всегда определяется в календарных годах, т. е. при его определении имеет значение только год, в котором произошло то или иное событие, послужившее началом для отсчета срока, вне зависимости от того, в какой день и в каком месяце оно имело место. Его окончание всегда будет приходиться на 31 декабря последнего года срока действия авторских прав. После истечения такого срока произведения переходят в так называемое общественное достояние и могут свободно использоваться всеми желающими.

Понятие «срок действия авторского права» – условно, поскольку отдельные личные неимущественные права (моральные права) действуют бессрочно. Даже после перехода произведения в общественное достояние при его использовании должно указываться имя его автора, авторство не должно присваиваться другими лицами, в произведение не должны вноситься искажения, способные нанести ущерб чести и достоинству умершего автора.

После смерти автора его имущественные права реализуют его наследники или иные правопреемники.

Охрану личных неимущественных прав после смерти автора вправе осуществлять специально назначенное автором лицо, наследники автора или специально уполномоченный орган Российской Федерации, который в настоящее время не определен.

Осуществление расчета сроков действия имущественных авторских прав, особенно после внесения последних изменений в Закон (в 2004 г.), оказывается очень непростой задачей ввиду наличия большого числа оснований, в связи с которыми срок может оказаться больше или меньше стандартного.

Можно рекомендовать следующий алгоритм определения срока охраны имущественных авторских прав, который для удобства разбит на несколько частей, в зависимости от вопросов, на которые необходимо найти ответы. Предлагаемый алгоритм, разумеется, имеет упрощенный характер и не может охватывать абсолютно все случаи (так, из рассмотрения исключается ряд случаев, относящихся к необнародованным произведениям), но на практике он представляется вполне применимым.

1. Следует учитывать дополнительные сложности, которые могут возникать в тех случаях, когда произведения могут одновременно претендовать на охрану как непосредственно на основании закона, так и в соответствии с международным договором. Например, если произведение российского автора впервые было опубликовано за рубежом в одной из стран – членов Бернской конвенции, то именно та страна будет считаться страной происхождения такого произведения. В связи с этим появится возможность сразу двух вариантов подсчета срока. Как представляется, применяться должен наиболее длительный из них, однако судебная практика по данному вопросу пока отсутствует.

2. Особый порядок подсчета срока действия авторских прав установлен для созданных в период существования СССР аудиовизуальных произведений и ряда иных произведений, авторские права на которые в соответствии с действовавшим до 1992 г. законодательством закреплялись за государственными организациями.

Возникновение и сроки действия авторских прав

Возникновение и осуществление авторского права не требуют специального оформления произведения, или соблюдения каких-либо формальностей. Авторское право возникает с момента создания произведения (ст. 437 ГК Украины), а сама возможность обладать авторскими правами является составляющей содержания гражданской правоспособности физического лица, которая не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в конкретное субъективное право необходим юридический факт. Создания произведения и является этим фактом, является юридическим поступком, а не сделкой.

Лицо, которое имеет авторское право, для извещения о своих правах может использовать специальный знак охраны авторских прав. Согласно ч. Ст. 11 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» таким знаком является латинская буква «С» (от англ. «copyright» — право на копии, авторское право), обведенная кругом, — ©.

Знак охраны авторского права помещается на каждом оригинале и каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: ©, имя (наименование) лица, имеющего авторское право, и года первой публикации произведения.

Если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним однозначно идентифицирует автора), издатель произведения (его имя или название должны быть указаны на произведении) считается представителем автора и имеет право защищать права последнего. Это положение действует до того времени, пока автор произведения не раскроет свое имя и не заявит о своем авторстве. Кроме того, субъект авторского права для засвидетельствования авторства (авторского права) на обнародованное или не обнародованное произведение, факта и даты опубликования произведения или договоров, касающихся права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может зарегистрировать свое авторское право в соответствующих государственных реестрах. Государственная регистрация авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение, осуществляется Украинским агентством авторских и смежных прав в соответствии с утвержденным Кабинетом Министров Украины порядке. Государственные регистрации публикуются в периодических каталогах. О регистрации авторского права на произведение выдается свидетельство.

Читайте так же:  Госпошлина за паспорт подольск

Кроме информационной цели, знак охраны также имеет факультативный характер и призван обеспечить выявление случаев несанкционированного использования авторских прав на произведение. При возникновении спора государственная регистрация произведения признается судом как юридическая презумпция авторства, то есть считается действительной, если в судебном порядке не будет доказано иное.

Срок действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение истекает через 70 лет, которые отсчитываются с 1 января года, следующего за годом смерти автора или последнего из соавторов, который пережил других соавторов, кроме случаев, предусмотренных законом. После окончания срока действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение оно становится общественным достоянием и может свободно и безвозмездно использоваться любым лицом, за исключениями, установленными законом.

Субъективное авторское право, его содержание и границы

Совокупность субъективных гражданских прав, принадлежащих автору в связи с созданием произведения, делится на личные неимущественные и имущественные.

Весь объем личных неимущественных и имущественных прав принадлежит автору как первичному субъекту авторских прав. К другим субъектам переходят лишь имущественные права по договору или законом.

Наследники автора имеют не только право наследовать имущественные права, но и право защищать авторство на произведение и противодействовать перекручиванию, искажению или другому изменению произведения, а также иному посягательству на произведение, если это может причинить ущерб чести и репутации автора.

Имущественные права на произведение, созданное в связи с выполнением трудового договора, согласно ст. 429 ГК Украины, принадлежит совместно автору и работодателю. Личные неимущественные права при этом не передаются.

К личным неимущественным правам автора относятся, кроме личных неимущественных прав, установленных ст. 423 ГК Украины, также право требовать указания своего имени в связи с использованием произведения, если это практически возможно; запрещать указание своего имени в связи с использованием произведения; избирать псевдоним и право на неприкосновенность произведения. Эти права не могут передаваться другим лицам и принадлежат автору независимо от имущественных прав, а также сохраняются за ним в случае передачи другому лицу имущественных прав на использование произведения.

Согласно ст. 439 ГК Украины автор имеет право противодействовать любому извращению, искажению или другому изменению произведения или любому другому посягательству на произведение, что может повредить чести и репутации автора, а также сопровождению произведения без его согласия иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и тому подобное. Именно такое право автора носит название права на неприкосновенность произведения.

Неприкосновенность произведения в случае смерти автора охраняется лицом, уполномоченным на это автором или наследниками автора, а также другими заинтересованными лицами.

Среди личных неимущественных прав автора важнейшим считается право лица признаваться его автором. Право авторства закрепляет факт создания данного произведения конкретным лицом, а это имеет значение для общественной оценки как произведения, так и личности автора.

Не менее важным является право на имя, которое рассматривается как комплекс прав на указание имени автора произведения, избрание псевдонима и тому подобное. При опубликовании собственного произведения, автор, как правило, дает ему свое имя или псевдоним. Произведение может быть опубликовано без указания имени автора — анонимно. Права автора на опубликование произведения под псевдонимом или анонимно осуществляет, например, издатель, который имеет право защищать права автора.

Право на имя и право авторства, таким образом, тесно связаны.

Имущественными правами автора на произведение в соответствии со ст. 440 ГК Украины являются:

право на использование произведения;

исключительное право разрешать использование произведения;

право препятствовать неправомерному использованию произведения, в том числе запрещать такое использование;

другие имущественные права интеллектуальной собственности, установленные законом.

Имущественные права автора — это, прежде всего, исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Под использованием произведения понимается:

опубликование (выпуск в мир);

воспроизведение любым способом и в любой форме; перевод;

переработка, адаптация, аранжировка и другие подобные изменения; включение составной частью к сборникам, базам данных, антологий, энциклопедий и тому подобное;

продажа, передача в найм (аренду) и тому подобное;

импорт его экземпляров, экземпляров его переводов, переработок и тому подобное.

Использованием признаются также другие действия, установленные законом.

Осуществляется использование только с согласия автора, за исключением случаев правомерного использования произведения без такого согласия, установленных законодательством. Так, согласно ст. 444 ГК Украины, произведение может быть свободно, без согласия автора и других лиц, и безвозмездно использовано любым лицом: 1) как цитата из правомерно опубликованного произведения или как иллюстрация в изданиях, радио — и телепередачах, фонограммах и видеограммах, предназначенных для обучения, при условии соблюдения обычаев, указания источника заимствования и имени автора, если оно указано в таком источнике, и в объеме, оправданном поставленной целью; 2) для воссоздания в судебном и административном производстве в объеме, оправданном этой целью; 3) в других случаях, предусмотренных законом. Лицо, которое использует произведение, обязано указать имя автора произведения и источник заимствования.

Опубликованным (выпущенным в свет) считается произведение, если оно любым способом сообщено неопределенному кругу лиц, в том числе выданный, публично выполненный, публично показанный, переданный по радио или телевидению, отображенный в общедоступных электронных системах информации. Произведение может быть выпущен в мир разными способами: путем издания письменных произведений (литературных, научных, художественных и др), путем размещения в музеях, на выставках для обзора произведений изобразительного искусства, скульптур, путем публичного исполнения и др.

Никто не имеет права опубликовать произведение без согласия автора, кроме случаев, установленных законом. Произведение не может быть опубликован, если он нарушает права человека на тайну ее личной и семейной жизни, наносит ущерб общественному порядку, здоровью и нравственности населения, а в случае смерти автора его правопреемники имеют право на опубликование произведения, если это не противоречит воле автора.

Воспроизведением произведения является изготовление одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, в том числе в звуко — и видеозаписи, а также их запись для временного или постоянного хранения в электронной (в том числе цифровой), оптической или другой форме, которую может считывать компьютер. Экземпляр произведения — это результат любого воспроизведения произведения, то есть копия произведения, выполненная в любой материальной форме.

Публичное исполнение — представление с согласия субъектов авторского права и (или) смежных прав произведений путем декламации, игры, пения, танца и другим способом как непосредственно (в живом исполнении), так и с помощью любых устройств и процессов (за исключением передачи в эфир или по проводам) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи, независимо от того, присутствуют ли они в одном месте и в одно и то же время или в разных местах и в разное время. Публичное оповещение (доведение до общего сведения) — передача с согласия субъектов авторского права и (или) смежных прав с помощью радиоволн (а также лазерных лучей, гамма-лучей и тому подобное), в том числе с использованием спутников, или передача на расстояние с помощью проводов или любого вида наземного или подземного (подводного) кабеля (проводникового, оптоволоконного и других видов) произведений, исполнений, любых звуков и (или) изображений, их записей в фонограммах и видеограммах, программ организаций вещания и тому подобное, когда указанная передача может быть воспринята неограниченным количеством лиц в различных местах, отдаленность которых от места передачи такова, что без указанной передачи изображения или звуки не могут быть восприняты.

В обзорном письме Высшего хозяйственного суда Украины «О практике применения хозяйственными судами законодательства о защите прав на объекты авторского права и смежных прав» от 22 января 2007 г. № 01-8/25 в частности, отмечается: «Воспроизведение произведения, запись (звукозапись, видеозапись) и публичное оповещение (доведение до всеобщего сведения) являются отдельными самостоятельными способами использования произведения, и отождествив их и не определившись в связи с этим, какое именно нарушение допущено ответчиком и какая именно сумма компенсации должна быть уплачена за каждое из нарушений, суд, в частности, допустил неполного исследования обстоятельств дела, составляющих фактическую основу спорных правоотношений».

Так, предприятие (организация коллективного управления имущественными правами субъектов авторского права и (или) смежных прав; далее — Предприятие) обратилось в хозяйственного суда из иском к Телекомпании о взыскании компенсации за нарушение авторских прав за каждый способ использования спорных произведений и штрафа. Решением местного хозяйственного суда, оставленным без изменений постановлением апелляционного хозяйственного суда, иск удовлетворенно частично: с Телекомпания в пользу истца взыскано компенсацию за нарушение имущественных авторских прав; судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований; в остальной части иска отказано. Названные решения предыдущих судебных инстанций со ссылкой предписания статей 11, 15, 31, 47, 49, 52 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» мотивировано нарушением ответчиком имущественных авторских прав истца во время трансляции новогоднего спектакля без получения соответствующего разрешения истца, что является основанием для взыскания суммы компенсации в порядке ст. 52 указанного Закона.

Судовими инстанциями в деле установлено, что: по договорам на управление имущественными правами, заключенными в 2002 г. Предприятием и определенными владельцами авторских прав, истцу были переданы исключительные права на управления имущественными правами авторов на произведения, которые созданы и будут созданы во время действия этих соглашений; литературный сценарий и музыку к определенной новогоднего представления (далее — спорные произведения) было создано во время действия указанных сделок, а на основании заявлений авторов от 4 октября 2004 г. зарегистрированы права на эти произведения; видеокассету с записью трансляции 7 января 2005 г. авторами зафиксирован факт публичного извещения ответчиком спорных произведений путем передачи в эфир указанной новогоднего представления; Предприятие не предоставляло Телекомпании разрешения на использование спорных произведений; в процессе рассмотрения дела истец увеличил исковые требования, мотивируя это тем, что ответчик является общенациональным украиноязычным каналом, имеет численное слушательское аудиторию, популярность и высокий рейтинг программ среди зрителей. Учитывая это компенсация должна составлять 100 минимальных заработных плат за каждое из трех неправомерных использований произведения, а именно: публичное оповещение, запись, воспроизведение.

Читайте так же:  Льготы если двое несовершеннолетних детей

Причиной спора по данному делу стал вопрос об наличие нарушения имущественных авторским правам Предприятия и взыскания соответствующих компенсаций. Согласно ч. 1 ст. 47 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» субъекты авторского права и (или) смежных прав могут поручать управление своими имущественными правами организациям коллективного управления.

По смыслу ст. 49 указанного Закона в функции организаций коллективного управления относится, в частности, согласование с лицами, использующими объекты авторского права и (или) смежных прав, размер вознаграждения во время заключения договора; совершение иных действий, предусмотренных действующим законодательством, необходимых для защиты прав, управление которыми осуществляет организация, в том числе обращаться в суд за защитой прав субъектов авторского права и (или) смежных прав в соответствии с уставными полномочиями и поручением этих субъектов. Таким образом, с учетом исследованных доказательств — соглашений с авторами, заявлений авторов, справок о принадлежности авторов к авторско-правовой организации, хозяйственными судами правильно определено, что Предприятие является компетентным субъектом обращения в суд за защитой нарушенных авторских прав в соответствии с полномочий, переданных авторами за названными соглашениями на управления имущественными правами.

В абз. 5 ст. 1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» определено, что исключительное право — это имущественное право лица, имеющего относительно произведения, исполнения, постановки, передачи организации вещания, фонограммы или видеограммы авторское право и (или) смежные права, на использование этих объектов авторского права и (или) смежных прав лишь им и на выдачу только этим лицом разрешения или запрещения их использования другим лицам в пределах срока, установленного этим Законом.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» к имущественным правам автора (или другого лица, которое имеет авторское право) принадлежат: исключительное право на использование произведения; исключительное право на разрешение или запрет использования произведения другими лицами. А согласно ч. Из этой статьи исключительное право автора (или другого лица, имеющего авторское право) на разрешение или запрет использования произведения другими лицами дает ему право позволять или запрещать, в частности: 1) воспроизведение произведений; 2) публичное исполнение и публичное оповещение произведений.

Вместе с тем, принимая решение о частичном удовлетворении иска, местный суд исходил из факта неправомерного публичного воспроизведения ответчиком названной записи спектакля, в то время когда суд апелляционной инстанции квалифицирует действия ответчика по передачи в эфир трансляции этого спектакля как несанкционированное повторное обнародование спорных произведений. Вместе с тем согласно приведенных в ст. и Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» дефиниций терминов: воспроизведение — это изготовление одного или более экземпляров произведения, видеограммы, фонограммы в любой материальной форме, а также их запись для временного или постоянного хранения в электронной (в том числе цифровой), оптической или другой форме, которую может считывать компьютер; запись (звукозапись, видеозапись) — фиксация при помощи специальных технических средств (в том числе и с помощью числового представления) на соответствующем материальном носителе звуков и (или) движущихся изображений, позволяющая осуществлять их восприятие, воспроизведение или сообщение с помощью соответствующего устройства: публичное оповещение (доведение до общего сведения) — передача с согласия субъектов авторского права и (или) смежных прав в эфир с помощью радиоволн (а также лазерных лучей, гамма-лучей и тому подобное), в том числе с использованием спутников, или передача на расстояние с помощью проводов или любого вида наземного или подземного (подводного) кабеля (проводникового, оптоволоконного и других видов) произведений, исполнений, любых звуков и (или) изображений, их записей в фонограммах и видеограммах, программ организаций вещания и тому подобное, когда указанная передача может быть воспринята неограниченным количеством лиц в различных местах, отдаленность которых от места передачи такова, что без указанной передачи изображения или звуки не могут быть восприняты.

Из содержания приведенных законодательных предписаний следует, что воспроизведение, запись и публичное извещения являются отдельными самостоятельными способами использования произведения, в то время когда хозяйственными судами ошибочно отождествлен названные нарушения имущественных авторских прав на произведение и не определено, какие именно нарушения были допущены ответчиком и какая именно сумма компенсации должна быть возмещена за каждое нарушение.

Таким образом, хозяйственные суды, определяя размер компенсации, подлежащей взысканию с ответчика за нарушение авторского права, исчерпывающе не выяснили характер и содержание таких правонарушений, что привело к неполному исследованию обстоятельств дела, составляющих фактическую основу спорных правоотношений и нарушили нормы материального права, определяющие правонарушения, которые могут быть допущены во время неправомерного использования произведений авторов. Учитывая изложенное, Высший хозяйственный суд Украины передал дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции с целью установления того, какие именно нарушения авторского права было допущено ответчиком, суммы возмещений необходимо взыскать за каждое нарушение и, исходя из них, — определения общей суммы компенсации.

Публичная демонстрация — публичное однократное или многократное представление публике с согласия субъектов авторского права и (или) смежных прав в помещении, в котором могут присутствовать лица, не принадлежащие к кругу семьи или близких знакомых этой семьи, аудиовизуального произведения или зафиксированного в видеограмме исполнения или любых движущихся изображений. Публичный показ — любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения с согласия субъектов авторского права непосредственно или на экране с помощью пленки, слайда, телевизионного кадра и т. п. или с помощью других устройств или процессов в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к кругу семьи или близких знакомых этой семьи лица, осуществляющего показ, независимо от того, присутствуют они в одном месте и в одно и то же время или в разных местах и в разное время.

Автор имеет право на плату за использование его произведения, если другое не установлено законом. Право на авторское вознаграждение — это основное имущественное право автора или другого лица, которое имеет авторское право. Факт использования произведения любым способом является основанием для вознаграждения. Конкретными юридическими фактами, порождающими у автора или другого лица, которое имеет авторское право, право на вознаграждение, могут быть: 1) авторский договор (издательский, художественного заказа, сценарный и др); 2) факт позадоговірного использования произведения, когда не требуется согласие автора, но предусмотрена выплата авторского вознаграждения; 3) неправомерное использование произведения. Следовательно, право на вознаграждение возникает, как правило, лишь фактом использования произведения, а сам факт наличия произведения в объективной форме права на вознаграждение не порождает.

Вознаграждение может иметь форму заработной платы, в случае, когда речь идет о работе штатного работника или авторский гонорар. Эти две формы оплаты могут также сочетаться. Вознаграждение может осуществляться в виде единовременного платежа (единовременное вознаграждение), в форме отчислений (процентов) за каждый проданный экземпляр или каждое использование произведения или состоять из смешанных платежей. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения определяется в авторском договоре. Кабинет Министров Украины может устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения.

Право доступа к произведению изобразительного искусства, закрепленное в ст. 26 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» заключается в следующем: при передаче произведения изобразительного искусства или материального объекта, в котором воплощено это произведение, в собственность другому лицу автор имеет право требовать доступа к этому произведению с целью его использования для воспроизведения (изготовления экземпляров, слайдов, карточек, переработок и тому подобное) при условии, что это не нарушает законные права и интересы владельца произведения изобразительного искусства. При этом владелец не может отказать автору в доступе к произведению без достаточных оснований, а от владельца произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Своеобразной формой права на вознаграждение право следования. То есть, кроме указанных выше прав, автор имеет также неотчуждаемое право на получение денежной суммы в размере пяти процентов от суммы каждой продажи оригинала художественного произведения или оригинала рукописи литературного произведения, следующего за отчуждением оригинала, осуществленным автором. Указанная сумма выплачивается продавцом оригинала произведения, чаще всего — аукционами, галереями, салонами, магазинами и тому подобное. Указанное право переходит к наследникам автора произведения и наследников этих наследников и действует до истечения срока действия имущественных прав интеллектуальной собственности на произведение. Сбор и выплата вознаграждения в результате использования права следования, осуществляется через организации, которые управляют имущественными правами авторов на коллективной основе, а по ст. 27 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» также лично автором, через его поверенного или через организации коллективного управления.