Уваров ва полиатлон учебное пособие

Общеразвивающая программа по полиатлону

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Детский оздоровительно-образовательный центр»

Принята на заседании

« 17 » октября 2016 г.

Директор МКУ ДО «ДООЦ»

Приказ № « 98 » октября 2016 г.

_____________ Тюрин Ю.Ю.

Дополнительная общеразвивающая программа «по полиатлону»

обучающиеся 7-18 лет

Срок реализации 11 лет.

Дополнительная общеразвивающая программа «по полиатлону» направлена на формирование характерных особенностей подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса определяется с учетом благоприятных фаз возрастного развития физических качеств.

Полиатлон – это многоборье основанное на комплексе ГТО, включающее в себя: бег на короткие дистанции, бег на выносливость, метание гранаты, стрельбу и плавание, как нельзя лучше приспособлено для развития в Учреждениях дополнительного образования и, следовательно, для кардинального решения проблем двигательной активности и здоровья подрастающего поколения.

Настоящая программа предназначена для подготовки полиатлонистов в спортивно — оздоровительных (СО) группах.

Нормативно — правовая база

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Зарегистрирован Минюстом России 27 ноября 2013 г. Регистрационный № 30468);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержании и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;

Устава Муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детского оздоровительно-образовательного центра», утвержденного приказом № 198 от 27 апреля 2015 года.

Настоящая программа по полиатлону реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта:

1. непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

2. учета интересов всех граждан при разработке и реализации всех программ развития физической культуры и спорта;

3. признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;

4. создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций.

Программу можно рассматривать как нормативную основу подготовки спортивного резерва для групп начальной подготовки и тренировочных групп ДЮСШ.

В программе определены цель и задачи.

ЦЕЛЬ: Физическое образование — формирование знаний, умений и навыков в избранном виде спорта, вовлечение в систему регулярных занятий физической культурой и спортом.

-формирование навыков здорового образа жизни, привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

-обучение детей умениям и навыкам в видах спорта входящих в полиатлон;

— самоопределение в базовой специализации ( выбор вида спорта);

— укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);

— достижение результатов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков.

Дополнительная общеразвивающая программа «по полиатлону» предполагает любой уровень подготовленности, к занятиям в спортивно-оздоровительных группах допускаются лица в возрасте от 8 до 18 лет (без ограничения возраста на основании закона «О физической культуре и спорте в РФ»).

ТРЕБОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРУПП

НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТВИНОЙ ПОДГОТОВКИ

(В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ)

Минимальная наполняемость группы (человек)

Максимальный количественный состав группы (человек)

Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академ. часах

Годовая нагрузка (часов)

Спортивно-оздоровительный этап ( 1 группа)

(3 занятия в неделю по 2 часа)

Спортивно-оздоровительный этап ( 2 группа)

(3 занятия в неделю по 2 ч)

Учебный план является неотъемлемой частью Программы и определяет содержание и организацию образовательного процесса в Учреждении. Учебный план, составленный с учетом вышеизложенных задач, рассчитан на 42 недели занятий и определяет последовательность освоения содержания Программы объем часов по каждому разделу программы.

Примерный учебный план

Соотношение объемов в ( %)

Специальная физическая подготовка

Участие в соревнованиях

В процессе реализации учебного плана рекомендуется самостоятельная работа в пределах 10 % от общего объема учебного плана, возможность посещения обучающимися официальных спортивных соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских и международных, проводимых на территории Российской Федерации, организация совместных мероприятий с другими образовательными и физкультурно-спортивными организациями.

III . МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Содержание разделов программы

Тема 1. Полиатлон и виды спорта входящие входящие в это многоборье как средства физического воспитания.

Тема 2. Правила соревнований, их организация и проведение.

Тема 3. Техника безопасности на занятиях полиатлоном.

Комплексы общеразвивающих физических упражнений

Упражнения на развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости)

Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития быстроты, стартовой скорости

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств

Упражнения для развития специальной выносливости

Упражнения для развития ловкости

Методические рекомендации по теоретической подготовке

Теоретическая подготовка является неотъемлемым компонентом в общей системе подготовки высококвалифицированных спортсме нов и играет важную роль в повышении спортивного мастерства. Теоретическая подготовка, осуществляемая на всех этапах спортив ной деятельности, имеет свои формы и методы. Теоретические занятия проводятся в форме лекций, отдельных уроков, разбора методических пособий, кино — и видеоматериалов, публикаций в прессе, в сети Интернет в электронных средствах массовой информации, специализированных журналах, а также бесед непосредственно на занятиях. Теоретический материал преподносится в доступной для данной возрастной группы форме. По мере спортивного совершенствования спортсмена отдельные темы изучаются повторно с более глубоким раскрытием их содержания.

Примерные темы для теоретической подготовки

Тема 1. Развитие полиатлона в России и его место в системе физического воспитания.

Тема 2. Проведение Всероссийских, региональных, областных и районных соревнований по полиатлону.

Тема3. Техника безопасности и правила поведения на занятиях полиатлоном. Предупреждение спортивных травм и оказание первой помощи пострадавшему.

Рекомендации по общей и специальной физической подготовке

Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Ме тодические принципы и методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям: ознакомление, первоначальное разучивание, достижение двигательного мастерства, двигательного навыка. Основы развития и совершенствования фи зических качеств: быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость (координация).

Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития

Морфофункциональные показатели, физические качества

Выносливость (аэробные возможности)

— тренировочные задания для проведения разминки

Цель разминки — подготовить организм, настроить учащегося на тренировочную работу, на выполнение непосредственного трениро вочного задания.

Разминка может делиться на две части — общую и специальную.

— развития быстроты и скоростных качеств

Основными двигательными характеристиками явля ются: время реакции, скорость выполнения отдельных движений и темп продвижения. Увеличение быстроты должно идти по пути со вершенствования каждой из этих составляющих.

Тренировка быстроты отдельных движений должна отвечать трем основным требованиям:

технический уровень спортсмена должен позволять выполнять данное упражнение с максимальной скоростью;

продолжительность работы должна быть такой, чтобы к концу повторения скорость не снижалась из-за утомления.

— развитие скоростно-силовых качеств.

Известно, что чем большее усилие требуется приложить, тем мед леннее выполняется движение.

Почти все движения спортсмена предполагают значительные уси лия, следовательно, увеличить быстроту можно двумя путями:

развивая максимальную скорость;

развивая максимальную силу.

— развитие общей, силовой и специальной выносливости.

Особенность двигательной деятельности спортсмена заключается в большом разнообразии выполняемых движений и необходимости постоянного контроля за их выполнени ем. Это требует высокой степени концентрации внимания и напря жения в условиях больших физических нагрузок. Речь идет о преодо лении комплексного утомления — физического, умственного, сенсор ного, эмоционального.

Читайте так же:  Адвокат медведев владимирович

Рекомендации по участию в соревнованиях

Этот блок тренировочных заданий предназначается для повыше ния уровня специальной подготовленности юного спортсмена. Он должен включать разнообразные тренировочные упражнения, близкие по интенсивности и структуре выполнения движений к нагруз кам соревновательного упражнения.

Требования техники безопасности в процессе реализации программы

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям полиатлоном допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий полиатлоном возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

— травмы при столкновениях, нарушении правил поведения в спортивном зале и на улице.

1.4. Занятия полиатлоном должны проводиться в спортивной экипировке.

1.5. При проведении занятий должна быть мед. аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

1.6. Руководитель занятий и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.7. О каждом несчастном случае с обучающимся руководитель занятий обязан немедленно сообщить администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.

1.8. В процессе занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения занятий полиатлоном: ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.

1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2. Проверить надежность установки и крепления спортивного оборудования.

2.3. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или на газоне.

2.4. Провести разминку, тщательно проветрить спортивный зал.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Во время занятий в тире, в зале, в бассейне не должно быть посторонних лиц.

3.2. При выполнении прыжковых упражнений, столкновениях и падениях полиатлонист должен уметь применять приемы самостраховки .

3.5. Внимательно слушать и выполнять все команды руководителя занятий.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.

4.2. При получении обучающимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.3. При возникновении пожара немедленно эвакуировать обучающихся из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку.

5.2. Тщательно проветрить спортивное помещение.

5.3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь .

IV . СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Главным критерием является возраст и подготовленность детей, зачисляемых в ту или иную группу подго товки. По результатам сданных нормативов они либо переводятся на следующий этап подготовки, либо остаются повторно на том же уровне для дополнительного прохождения этапа. Окончательное решение о переводе обучающегося принимает тренерский совет.

Знания, полученные обучающимися в ходе реализации программы

Занятия полиатлоном в системе здорового образа жизни. Значение спорта в жизни общества. Физиологическое воздействие занятия полиатлоном на организм человека. Закаливание. Место и значение полиатлона в системе физического воспитания. Уровни, виды, правила соревнований по полиатлону . Техника безопасности на занятиях полиатлоном .

Критерии оценки для приема контрольных нормативов по ОФП и СФП.

Примерные нормативные требования по общей физической подготовке

Бег 30 м с высокого старта, с

Челночный бег, 3*10 м, с

6-минутный бег, м

Прыжок в высоту с места, см

Прыжок в длину с места, см

Метание набивного мяча (1 кг), м

Подтягивание из виса на перекладине, раз

Отжимания из упора на полу, раз

Примерные нормативные требования по специальной подготовке

Прыжок в длину с места, см

Лыжная подготовка, 3км, мин. с

Примечание: + норматив считается выполненным при улучшении показателей.

Оборудование и спортивный инвентарь для реализации программы

Мячи для метаний

Гранаты — 300гр. , 500гр. , 700гр

Лыжи, ботинки, палки

IV . ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для институтов физической культуры. / М.А. Аграновского. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 336 с.

2. Булгакова Н.Ж.Плавание / Н.Ж. Булгакова. — М: Физкультура и спорт, 1999.

3. Гильмутдинова Т.С. Методичка подготовки многоборцев ГТО / Т.С. Гильмутдинов, В.А. Уваров — Иошкар-Ола, 1990. — 43 с.

4. Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена / М.А. Иткис. — М.: ДОСААФ, 1982. — 128 с.

5. Ивочкин В.В. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / В.В. Ивочкин, Ю.Г. Травин, Г.Н. Семаева. — М.: Советский спорт, 2004. — 216 с.

6. Квашук П.В. Лыжные гонки: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / П.В. Квашук. — М.: Советский спорт, 2003. — 72 с.

7. Попов В.Б. Легкая атлетика для юношества / В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Г.Н. Германов. — Воронеж, 1999-220 с.

8. Травин Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками / Ю.Г. Травин. — М.: Физкультура и спорт, 1995. — 38 с.

9. Уваров В.А. Полиатлон: Учебное пособие . В.А. Уваров, Т.С. Гильмутдинов. — Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2003. — 120 с.

1. http://www. lib.sportedu.ru – научно-методический журнал «Физическая культура».

2. http://www.budi.ru/article/hupp/vy/lygnyi_cport.htm – журнал «Движение жизнь».

3. http://www. olimpiada.dljatebja.ru – Летние и зимние олимпийские игры.

4. INFOLIO – Университетская электронная библиотека (АСФ КемГУ).

5. www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.

6. www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.

7. www.nlr.ru – Российская национальная библиотека.

8. www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.

9. www.fpo.asf.ru – Сайт факультета педагогического образования

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «по полиатлону» направлена на формирование характерных особенностей подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса определяется с учетом благоприятных фаз возрастного развития физических качеств.

Полиатлон – это многоборье основанное на комплексе ГТО, включающее в себя: бег на короткие дистанции, бег на выносливость, метание гранаты, стрельбу и плавание, как нельзя лучше приспособлено для развития в Учреждениях дополнительного образования и, следовательно, для кардинального решения проблем двигательной активности и здоровья подрастающего поколения.

Настоящая программа предназначена для подготовки полиатлонистов в спортивно — оздоровительных (СО) группах.

Нормативно — правовая база

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
  3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Зарегистрирован Минюстом России 27 ноября 2013 г. Регистрационный № 30468);
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержании и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;
  6. Устава Муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детского оздоровительно-образовательного центра», утвержденного приказом № 198 от 27 апреля 2015 года.
Читайте так же:  Государственный налог на добычу полезных ископаемых

Общеразвивающая программа по полиатлону

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Детский оздоровительно-образовательный центр»

Принята на заседании

« 17 » октября 2016 г.

Директор МКУ ДО «ДООЦ»

Приказ № « 98 » октября 2016 г.

_____________ Тюрин Ю.Ю.

Дополнительная общеразвивающая программа «по полиатлону»

обучающиеся 7-18 лет

Срок реализации 11 лет.

Дополнительная общеразвивающая программа «по полиатлону» направлена на формирование характерных особенностей подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса определяется с учетом благоприятных фаз возрастного развития физических качеств.

Полиатлон – это многоборье основанное на комплексе ГТО, включающее в себя: бег на короткие дистанции, бег на выносливость, метание гранаты, стрельбу и плавание, как нельзя лучше приспособлено для развития в Учреждениях дополнительного образования и, следовательно, для кардинального решения проблем двигательной активности и здоровья подрастающего поколения.

Настоящая программа предназначена для подготовки полиатлонистов в спортивно — оздоровительных (СО) группах.

Нормативно — правовая база

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Зарегистрирован Минюстом России 27 ноября 2013 г. Регистрационный № 30468);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержании и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;

Устава Муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детского оздоровительно-образовательного центра», утвержденного приказом № 198 от 27 апреля 2015 года.

Настоящая программа по полиатлону реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта:

1. непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

2. учета интересов всех граждан при разработке и реализации всех программ развития физической культуры и спорта;

3. признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;

4. создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций.

Программу можно рассматривать как нормативную основу подготовки спортивного резерва для групп начальной подготовки и тренировочных групп ДЮСШ.

В программе определены цель и задачи.

ЦЕЛЬ: Физическое образование — формирование знаний, умений и навыков в избранном виде спорта, вовлечение в систему регулярных занятий физической культурой и спортом.

-формирование навыков здорового образа жизни, привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

-обучение детей умениям и навыкам в видах спорта входящих в полиатлон;

— самоопределение в базовой специализации ( выбор вида спорта);

— укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей);

— достижение результатов в соответствии с индивидуальными способностями детей и подростков.

Дополнительная общеразвивающая программа «по полиатлону» предполагает любой уровень подготовленности, к занятиям в спортивно-оздоровительных группах допускаются лица в возрасте от 8 до 18 лет (без ограничения возраста на основании закона «О физической культуре и спорте в РФ»).

ТРЕБОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРУПП

НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТВИНОЙ ПОДГОТОВКИ

(В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ)

Минимальная наполняемость группы (человек)

Максимальный количественный состав группы (человек)

Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академ. часах

Годовая нагрузка (часов)

Спортивно-оздоровительный этап ( 1 группа)

(3 занятия в неделю по 2 часа)

Спортивно-оздоровительный этап ( 2 группа)

(3 занятия в неделю по 2 ч)

Учебный план является неотъемлемой частью Программы и определяет содержание и организацию образовательного процесса в Учреждении. Учебный план, составленный с учетом вышеизложенных задач, рассчитан на 42 недели занятий и определяет последовательность освоения содержания Программы объем часов по каждому разделу программы.

Примерный учебный план

Соотношение объемов в ( %)

Специальная физическая подготовка

Участие в соревнованиях

В процессе реализации учебного плана рекомендуется самостоятельная работа в пределах 10 % от общего объема учебного плана, возможность посещения обучающимися официальных спортивных соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских и международных, проводимых на территории Российской Федерации, организация совместных мероприятий с другими образовательными и физкультурно-спортивными организациями.

III . МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Содержание разделов программы

Тема 1. Полиатлон и виды спорта входящие входящие в это многоборье как средства физического воспитания.

Тема 2. Правила соревнований, их организация и проведение.

Тема 3. Техника безопасности на занятиях полиатлоном.

Комплексы общеразвивающих физических упражнений

Упражнения на развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости)

Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития быстроты, стартовой скорости

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств

Упражнения для развития специальной выносливости

Упражнения для развития ловкости

Методические рекомендации по теоретической подготовке

Теоретическая подготовка является неотъемлемым компонентом в общей системе подготовки высококвалифицированных спортсме нов и играет важную роль в повышении спортивного мастерства. Теоретическая подготовка, осуществляемая на всех этапах спортив ной деятельности, имеет свои формы и методы. Теоретические занятия проводятся в форме лекций, отдельных уроков, разбора методических пособий, кино — и видеоматериалов, публикаций в прессе, в сети Интернет в электронных средствах массовой информации, специализированных журналах, а также бесед непосредственно на занятиях. Теоретический материал преподносится в доступной для данной возрастной группы форме. По мере спортивного совершенствования спортсмена отдельные темы изучаются повторно с более глубоким раскрытием их содержания.

Примерные темы для теоретической подготовки

Тема 1. Развитие полиатлона в России и его место в системе физического воспитания.

Тема 2. Проведение Всероссийских, региональных, областных и районных соревнований по полиатлону.

Тема3. Техника безопасности и правила поведения на занятиях полиатлоном. Предупреждение спортивных травм и оказание первой помощи пострадавшему.

Рекомендации по общей и специальной физической подготовке

Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Ме тодические принципы и методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям: ознакомление, первоначальное разучивание, достижение двигательного мастерства, двигательного навыка. Основы развития и совершенствования фи зических качеств: быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость (координация).

Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития

Морфофункциональные показатели, физические качества

Выносливость (аэробные возможности)

— тренировочные задания для проведения разминки

Цель разминки — подготовить организм, настроить учащегося на тренировочную работу, на выполнение непосредственного трениро вочного задания.

Разминка может делиться на две части — общую и специальную.

— развития быстроты и скоростных качеств

Основными двигательными характеристиками явля ются: время реакции, скорость выполнения отдельных движений и темп продвижения. Увеличение быстроты должно идти по пути со вершенствования каждой из этих составляющих.

Тренировка быстроты отдельных движений должна отвечать трем основным требованиям:

технический уровень спортсмена должен позволять выполнять данное упражнение с максимальной скоростью;

продолжительность работы должна быть такой, чтобы к концу повторения скорость не снижалась из-за утомления.

— развитие скоростно-силовых качеств.

Известно, что чем большее усилие требуется приложить, тем мед леннее выполняется движение.

Почти все движения спортсмена предполагают значительные уси лия, следовательно, увеличить быстроту можно двумя путями:

развивая максимальную скорость;

развивая максимальную силу.

— развитие общей, силовой и специальной выносливости.

Особенность двигательной деятельности спортсмена заключается в большом разнообразии выполняемых движений и необходимости постоянного контроля за их выполнени ем. Это требует высокой степени концентрации внимания и напря жения в условиях больших физических нагрузок. Речь идет о преодо лении комплексного утомления — физического, умственного, сенсор ного, эмоционального.

Рекомендации по участию в соревнованиях

Читайте так же:  Уголовный кодекс рф устанавливает количество видов таможенных преступлений равное

Этот блок тренировочных заданий предназначается для повыше ния уровня специальной подготовленности юного спортсмена. Он должен включать разнообразные тренировочные упражнения, близкие по интенсивности и структуре выполнения движений к нагруз кам соревновательного упражнения.

Требования техники безопасности в процессе реализации программы

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям полиатлоном допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2. При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий полиатлоном возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

— травмы при столкновениях, нарушении правил поведения в спортивном зале и на улице.

1.4. Занятия полиатлоном должны проводиться в спортивной экипировке.

1.5. При проведении занятий должна быть мед. аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.

1.6. Руководитель занятий и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.7. О каждом несчастном случае с обучающимся руководитель занятий обязан немедленно сообщить администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.

1.8. В процессе занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения занятий полиатлоном: ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.

1.9. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2. Проверить надежность установки и крепления спортивного оборудования.

2.3. Проверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу или на газоне.

2.4. Провести разминку, тщательно проветрить спортивный зал.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Во время занятий в тире, в зале, в бассейне не должно быть посторонних лиц.

3.2. При выполнении прыжковых упражнений, столкновениях и падениях полиатлонист должен уметь применять приемы самостраховки .

3.5. Внимательно слушать и выполнять все команды руководителя занятий.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом администрации учреждения. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.

4.2. При получении обучающимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.3. При возникновении пожара немедленно эвакуировать обучающихся из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и провести влажную уборку.

5.2. Тщательно проветрить спортивное помещение.

5.3. Снять спортивную одежду и спортивную обувь .

IV . СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Главным критерием является возраст и подготовленность детей, зачисляемых в ту или иную группу подго товки. По результатам сданных нормативов они либо переводятся на следующий этап подготовки, либо остаются повторно на том же уровне для дополнительного прохождения этапа. Окончательное решение о переводе обучающегося принимает тренерский совет.

Знания, полученные обучающимися в ходе реализации программы

Занятия полиатлоном в системе здорового образа жизни. Значение спорта в жизни общества. Физиологическое воздействие занятия полиатлоном на организм человека. Закаливание. Место и значение полиатлона в системе физического воспитания. Уровни, виды, правила соревнований по полиатлону . Техника безопасности на занятиях полиатлоном .

Критерии оценки для приема контрольных нормативов по ОФП и СФП.

Примерные нормативные требования по общей физической подготовке

Бег 30 м с высокого старта, с

Челночный бег, 3*10 м, с

6-минутный бег, м

Прыжок в высоту с места, см

Прыжок в длину с места, см

Метание набивного мяча (1 кг), м

Подтягивание из виса на перекладине, раз

Отжимания из упора на полу, раз

Примерные нормативные требования по специальной подготовке

Прыжок в длину с места, см

Лыжная подготовка, 3км, мин. с

Примечание: + норматив считается выполненным при улучшении показателей.

Оборудование и спортивный инвентарь для реализации программы

Мячи для метаний

Гранаты — 300гр. , 500гр. , 700гр

Лыжи, ботинки, палки

IV . ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1. Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для институтов физической культуры. / М.А. Аграновского. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 336 с.

2. Булгакова Н.Ж.Плавание / Н.Ж. Булгакова. — М: Физкультура и спорт, 1999.

3. Гильмутдинова Т.С. Методичка подготовки многоборцев ГТО / Т.С. Гильмутдинов, В.А. Уваров — Иошкар-Ола, 1990. — 43 с.

4. Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена / М.А. Иткис. — М.: ДОСААФ, 1982. — 128 с.

5. Ивочкин В.В. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / В.В. Ивочкин, Ю.Г. Травин, Г.Н. Семаева. — М.: Советский спорт, 2004. — 216 с.

6. Квашук П.В. Лыжные гонки: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / П.В. Квашук. — М.: Советский спорт, 2003. — 72 с.

7. Попов В.Б. Легкая атлетика для юношества / В.Б. Попов, Ф.П. Суслов, Г.Н. Германов. — Воронеж, 1999-220 с.

8. Травин Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками / Ю.Г. Травин. — М.: Физкультура и спорт, 1995. — 38 с.

9. Уваров В.А. Полиатлон: Учебное пособие . В.А. Уваров, Т.С. Гильмутдинов. — Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2003. — 120 с.

1. http://www. lib.sportedu.ru – научно-методический журнал «Физическая культура».

2. http://www.budi.ru/article/hupp/vy/lygnyi_cport.htm – журнал «Движение жизнь».

3. http://www. olimpiada.dljatebja.ru – Летние и зимние олимпийские игры.

4. INFOLIO – Университетская электронная библиотека (АСФ КемГУ).

5. www.eLIBRARY.ru – Научная электронная библиотека.

6. www.pedlib.ru – Педагогическая библиотека.

7. www.nlr.ru – Российская национальная библиотека.

8. www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.

9. www.fpo.asf.ru – Сайт факультета педагогического образования

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «по полиатлону» направлена на формирование характерных особенностей подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса определяется с учетом благоприятных фаз возрастного развития физических качеств.

Полиатлон – это многоборье основанное на комплексе ГТО, включающее в себя: бег на короткие дистанции, бег на выносливость, метание гранаты, стрельбу и плавание, как нельзя лучше приспособлено для развития в Учреждениях дополнительного образования и, следовательно, для кардинального решения проблем двигательной активности и здоровья подрастающего поколения.

Настоящая программа предназначена для подготовки полиатлонистов в спортивно — оздоровительных (СО) группах.

Нормативно — правовая база

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
  3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Зарегистрирован Минюстом России 27 ноября 2013 г. Регистрационный № 30468);
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержании и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  5. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;
  6. Устава Муниципального казённого учреждения дополнительного образования «Детского оздоровительно-образовательного центра», утвержденного приказом № 198 от 27 апреля 2015 года.