Урок по пьесе на дне спор о правде

Споры о правде в пьесе М.Горького «На дне»

Сегодня мы проведем урок-диспут по пьесе А.М.Горького «На дне». Поговорим, подумаем, поспорим. Диспут предполагает спор, столкновение иногда прямо противоположных точек зрения, а в споре, как известно, рождается истина.

Тему нашего урока я предлагаю вам сформулировать самостоятельно.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. В репликах героев пьесы «На дне» пропущено ключевое слово. Подумайте, какое же это слово?

-А-а! Не терпишь … (Квашня)

-Враньё-то приятнее … (Наташка)

-Не всегда … душу вылечишь… (Лука)

-Человек – вот …! (Сатин)

Итак, какой же философский вопрос волнует героев пьесы Горького! Обитателей ночлежки волнует вопрос, что же такое правда, нужна ли правда человеку?

Давайте запишем тему в тетрадь.

Прочитаем эпиграф к нашему уроку.

Господа! Если к правде святой

мир дорогу найти не сумеет, —

Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

Эти строки французского поэта Пьера Беранже были очень популярны в начале 20 века. Разные писатели пытались найти ответ на вопрос: «Что может сделать человека счастливым – неприкрашенная истина или прекрасная ложь?»

Одной из попыток ответить на этот вопрос явилась пьеса М.Горького «На дне», работу над которой писатель закончил в … (1902) году. Правда, ложь и отношение к ним – вот основное содержание диалогов горьковских героев.

Как вы думаете, какой смысл писатель вложил в название драмы? Давайте откроем фразеологический словарь.

Идти на дно – 1. Терпеть неудачу, поражение;

2. Опускаться нравственно.

Кстати, писатель давал своей пьесе разные названия. Знаете ли вы их?

(«Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»)

Перебрав множество заглавий, Горький остановился на очень лаконичном: «На дне». Как вы думаете, почему

(Это название более обобщенное, оно включает все остальные)

Просмотр содержимого документа
«Споры о правде в пьесе М.Горького «На дне»»

в 11 классе «Споры о правде» в

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: нестандартный урок. Урок-диспут.

1. Создание проблемной ситуации и определение основных философских вопросов, волнующих автора пьесы. Выявление позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде.

2. Активизация монологической речи учащихся, навыков выразительного чтения.

3. Воспитание активной жизненной позиции, гуманного отношения к людям, непримиримости к пассивности, равнодушию.

1. Выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова.

2. Содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход.

3. формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Сегодня мы проведем урок-диспут по пьесе А.М.Горького «На дне». Поговорим, подумаем, поспорим. Диспут предполагает спор, столкновение иногда прямо противоположных точек зрения, а в споре, как известно, рождается истина.

Тему нашего урока я предлагаю вам сформулировать самостоятельно.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. В репликах героев пьесы «На дне» пропущено ключевое слово. Подумайте, какое же это слово?

-А-а! Не терпишь … (Квашня)

-Враньё-то приятнее … (Наташка)

-Не всегда … душу вылечишь… (Лука)

-Человек – вот …! (Сатин)

Итак, какой же философский вопрос волнует героев пьесы Горького! Обитателей ночлежки волнует вопрос, что же такое правда, нужна ли правда человеку?

Давайте запишем тему в тетрадь.

Прочитаем эпиграф к нашему уроку.

Господа! Если к правде святой

мир дорогу найти не сумеет, —

Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

Эти строки французского поэта Пьера Беранже были очень популярны в начале 20 века. Разные писатели пытались найти ответ на вопрос: «Что может сделать человека счастливым – неприкрашенная истина или прекрасная ложь?»

Одной из попыток ответить на этот вопрос явилась пьеса М.Горького «На дне», работу над которой писатель закончил в … (1902) году. Правда, ложь и отношение к ним – вот основное содержание диалогов горьковских героев.

Как вы думаете, какой смысл писатель вложил в название драмы? Давайте откроем фразеологический словарь.

Идти на дно – 1. Терпеть неудачу, поражение;

2. Опускаться нравственно.

Кстати, писатель давал своей пьесе разные названия. Знаете ли вы их?

(«Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»)

Перебрав множество заглавий, Горький остановился на очень лаконичном: «На дне». Как вы думаете, почему

(Это название более обобщенное, оно включает все остальные)

О сценической судьбе пьесы нам расскажет…

Итак, пьеса имела небывалый успех. Зрителей, читателей, критиков волновал вопрос: «Оправдана ли ложь во спасение?» А сам Горький в интервью в 1903 году так определил ее смысл: «Основной вопрос, который хотел я поставить, это – что лучше, истина или сострадание?»

Ребята, а что есть ПРАВДА?

(Работа со словарем…)

Вопрос о правде в русских народных пословицах.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Правде нигде нет места.

За правду стой горой.

Правда глаза колет, уши режет…

Философы о правде и истине.

Мало говорящих правду, но еще меньше способных ее слушать. (М. Аврелий, римский император)

Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой. (О. Уальд, ирландский философ, поэт, писатель)

Правда подчас рождает только ненависть. (А. Пушкин)

Только правда, как бы она ни была тяжела, — легка. (А. Блок)

А можете ли вы прокомментировать горьковское представление о правде? Чтобы ответить на этот вопрос, нельзя не отметить, что на раннее творчество Горького весомое влияние оказала философия Ницше. ( В кабинете писателя висел портрет философа). В своих идеях Ницше пытался открыть новое состояние человеческого духа – Сверхчеловека. Кто же он такой, этот «Сверхчеловек?» (Личность неординарная, яркая, аристократ духа, жизнь для него – вечная борьба. Он создает собственную судьбу, не зависит от Бога . Следует гордо умереть, если нельзя дальше гордо жить. )

В письме И. Репину 23 ноября 1899 года Горький пишет: « Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он – все! Он создал даже Бога!»

— А что понимают под «правдой» герои пьесы?

Можно выделить три уровня правды.

Один — это «частная» правда, которые герои отстаивают «для себя». Настя уверяет всех, и, прежде всего себя, в существовании необыкновенной, светлой любви. Барон — в существование своего благополучного прошлого. Клещ правдой называет своё положение, оказавшееся безнадёжным после смерти жены: «Работы нет . силы нет! Вот — ­правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо. вот она правда!».

«Правда факта». Бубнов относится к жизни скептически, цинично. Кстати, фамилия Бубнов – говорящая.

( Шум – смерти не помеха.

На что совесть? Я – не богатый.

И я помру… и ты… Чего жалеть…

«Утешительная», мировоззренческая правда Луки. (Мировоззренческая. Слова – одежда нащих мыслей, и энергия слова формирует мировоспиятие)

(« Во что веришь – то и есть» Лука)

Знаете, а ведь в имя своего героя Горький вложил сакральный (имеющий отношение к Божественному, небесному, мистическому. Синонимы – священный, тайный, святой) смысл. Подумайте, какой? (Лука – один из евангелистов, его имя означает «светлый», но в то же время ассоциируется со словом «лукавый». Всем нам известно выражение «От лукавого», что означает лишнее, ненужное, могущее принести вред.

По евангельской легенде, Иисус, запретив клясться небом, землёю, головою клянущегося, сказал: «Но да будет слово ваше: Да, да; нет, нет; а остальное все от лукавого». Вспомним и другое выражение – не мудрствуя лукаво ( просто, естественным образом).

В словаре Даля «лукавый» – хитрый и умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный, двуличный и злонамеренный; бес, дьявол, сатана, нечистый, злой дух: От лукавого вся неправда. Правдивому мужу лукавство не по нужу. Нашему Луке и чёрт с руки.

Вспомните, когда Лука появляется в ночлежке ( во время разговора о совести; среди раздраженных голосов, брани зазвучало ласковое, доброе слово).

Найдите его реплики. Проанализируйте. Дайте речевую характеристику Луке.

(Мне все равно! Я и жуликов уважаю.

Где тут, милая, приспособиться мне?

Спасибо, девушка! Старику — где тепло, там и родина…)

А как сам автор, по-вашему, относится к страннику? (Благообразная внешность, ласковая «благостная» речь Луки, его ОСТРЫЙ интерес к людям могут пробудить симпатию к этому герою, и сам автор в чём — то ему симпатизирует.)

Какую роль выполняет Лука? (утешителя, катализатора?)

(Анну он успокаивал разговором о блаженной тишине после смерти. Пепла он соблазняет картинами вольно и свободной жизни в Сибири. Несчастному Актеру — пьянице он сообщает об устройстве специальных лечебниц, где лечат алкоголиков, он повсюду сеет слова утешения и надежды. Жаль только, что все его обещания основаны на лжи.)

Чтение притчи о праведной земле (действие третье). Для чего Лука рассказывает эту притчу?

(Он рассказывает притчу о человеке, который верил в существование праведной земли. Когда некий учёный доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спасительна для людей иногда ложь, и как не нужна и опасна для них бывает правда. (?))

Что говорит Лука: что хотят от него услышать или то, что думает?

Что мы знаем о Луке?

(О себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли

много, оттого и мягок . »)

Каким образом Лука действует на ночлежников?

( В каждом из ночлежников Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев.

Странник добр, мягок, милосерден к несчастным, он идёт к жертвам жизни, к «униженным и оскорблённым», бескорыстно старается облегчить их страдания. Лука старается всех примирить и успокоить. Он поддерживает радужные иллюзии окружающих его людей:

— Умирающей Анне он рисует ласковую смерть — утешительную, спокойную загробную жизнь;

— В Насте поддерживает веру в существование возлюбленного ;

— Вору Пеплу Лука внушает веру в счастливую, богатую, свободную страну ­Сибирь;

— Актёру помогает поверить в бесплатную и прекрасную лечебницу, где его излечат от алкоголизма. )

Давайте еще раз прочтем эпиграф нашего урока.

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет, Честь безумцу, который нaвeeт Человечеству сон золотой!

Как вы думаете, врал ли Лука обитателям ночлежки? («Много он врет…и без всякой пользы для себя…» — Бубнов о Луке)

(- Умирает в муках Анна, моля Бога продлить её невыносимую жизнь на земле «хоть немножечко».

— От снов о роковой судьбе освобождается Настя; она беснуется, неистовствует, готова свести счёты с жизнью.

— Попадет за убийство Костылёва на каторгу, в Сибирь, Васька Пепел.

— Исчезает из ночлежки Наташа.

— Кончает жизнь самоубийством Актёр.

Каждый из последних трёх актов пьесы заканчивается в финале чьей- нибудь смертью.

Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправдано такое противопоставление?

В чём значение влияния Луки на ночлежников?

(Все герои сходятся на том, что Лука вселил в них ложную надежду. Но ведь он не обещал поднять их со дна жизни, он просто показал их собственные возможности, показал, что выход есть, и теперь всё зависит от них самих).

Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой?

( Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и не жизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет.)

В чём причина быстрого угасания веры?

(Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью предпринять что-либо с целью изменить эту реальность).

Читайте так же:  Предварительный договор купли продажи земельной доли

Предлагаю небольшую творческую работу.

Перед вами два мнения о герое нашего урока.

1. Лука – вечный, неуёмный странник, искатель истины. (Трактовка МХАТа)

2. Лука – беглец, он пассивен, он успокаивает человека лишь на время, подавляя активное начало. Лука – приспособленец. ( И.Анненский)

Вы можете быть сторонником любой точки зрения. Надо уметь ее отстоять.

Вернемся к философскому вопросу, который поставил сам Горький: что лучше ­истина или сострадание? Герои Горького отражают двойственность, противоречивость самого автора. Эту позицию писатель вкладывает в уста Сатина.

После ухода Луки Сатин осознает, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки: «Да, это он старая дрожжа, проквасил нам сожителей . Старик — не шарлатан! Что такое правда? Человек — вот правда . Старик? Он — умница! Он . подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. (Читает ученик)

Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором ОН говорит о необходимости уважать человека : «Не жалеть. не унижать его жалостью . уважать надо! — утверждает иную жизненную позицию.

Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке?

( Ложь Луки не устраивает Сатина: Ложь — религия рабов и хозяев! Правда — бог свободного века!

«Правда» Сатина — в человеке: « Человек может верить и не верить… Это его дело! Человек свободен .. он за всё платит сам : за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен! .

Человек — вот правда!

Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень – то органично. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира. Сатин говорит о лучшем, а сам? Изменит ли герой свою судьбу?

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос, есть ли у героев пьесы шанс вырваться из ночлежки, начать новую жизнь?

Обратимся к цели нашего урока. Удалось ли нам решить поставленные задачи?

Еще раз вернемся к нашему эпиграфу. Итак, можно ли сказать, что Лука «навеял обитателям ночлежки сон золотой?» А если да, то « воздаете ли вы честь ему?»

Знаете ли вы художественные произведения, где остро стоит проблема правды и лжи? (Ученик читает «Притчу о Правде и Лжи» В.Высоцкого.

Давайте запишем задание на дом: выписать самые яркие крылатые выражения из пьесы, знать, кому они принадлежат; выучить монолог Сатина.

Так как урок наш философский, я закончу урок притчей китайского философа Лао-Цзы (по-китайски означает «старый учитель»).

К старому отцу пришел сын-подросток и спросил:

— Отец, что есть правда?

— Вот путник шел по висячему тонкому мосту над рекой, поскользнулся и упал в реку. В молодости я смеялся над таким человеком, в зрелости печалился, а в старости – плачу.

Урок в 11 классе «Спор о правде и лжи в пьесе А. М. Горького «На дне»

Конспект двух уроков литературы в 11 классе

Тема: «Спор о правде и лжи в пьесе А. М. Горького «На дне»

Цель урока : познакомить с постановками пьесы Горького в разных театрах ,определить философский смысл названия произведения, выяснить авторские приемы передачи атмосферы духовного разобщения людей, рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»,выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения, определить особенности гуманизма Горького.

Технологии : ИКТ технологии ( презентация «Постановки по пьесе Горького «На дне»), технология интегрированного обучения (театральное искусство и литература, связь литературы с историей), технология критического мышления (умение сопоставлять, сравнивать , задавать проблемные вопросы и отвечать на поставленные),технология саморазвития (находить нужный материал) ,технология личностно-ориентированного – подхода .

Горький говорил, что написал несколько плохих пьес и потому не может считать себя драматургом. Конечно, писатель лукавил. Его драматургия – признанное явление в мировом театре, а пьеса «На дне»- звездный момент в творчестве писателя. Об этом свидетельствуют многочисленные постановки ее в разных театрах мира.

18 декабря 1902 года на подмостках сцены МХАТа была поставлена пьеса, которая имела феноменальный успех. Роли исполняли известные артисты этого театра: Москвин, Качалов, Андреева, Станиславский, Книппер – Чехова.

Постановку этой пьесы осуществляли в дальнейшем разные театры. и не только в России, ее экранизировали. Каждый режиссер находил свое видение произведения, предлагал свое прочтение.

Этой пьесе посвящены десятки критических , научных работ, но вряд ли кто — нибудь рискнет утверждать, что даже сегодня об этом произведении известно все .Вопросов после прочтения остается много. Долго выбирал автор название пьесы: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне»

Что с вашей точки зрения изменилось в последнем названии?

Да, в названии ощущается безысходность и глубокий смысл.

Время создания пьесы – начало 20 века. Она выразила многие сомнения и надежды писателя в связи с перспективами человека и человечества изменить себя, преобразить жизнь и открыть источники творческих сил. Это было время символов Пьеса Горького насыщена ими. Они помогают следить за авторским замыслом и авторской мыслью.

Обратимся к тексту. Читаем ремарку к 1 действию.

Где происходит действие?

Место действия — ночлежка.

Какие еще синонимы к этому слову звучат в пьесе из уст героев Ваши ассоциации?

Урок литературы 11 класс Спор о правде в пьесе М.Горького «На дне».

Автор: Бабкина Анна Геннадьевна

Спор о правде в пьесе М.Горького «На дне».

– выявить позицию героев по отношению к вопросу о правде;

– создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию своей точки зрения о жизненных принципах Бубнова, Луки, Сатина;

– содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к понятию «правда»;

– формировать навыки работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.

Стадия ВЫЗОВА (актуализация знаний, актуализация учащихся, пробуждение интереса).

Обратите внимание на тему урока. Каков будет предмет нашего разговора?

Правда. Что такое правда? (Набрасываем кластер на доске).

Правда – это истина, справедливость, честность, правота, это то, что существует в действительности, это реальность, это то, это не ложь.

Так вот, о правде и пойдет сегодня наш спор.

– Какова же будет цель урока?

На уроках литературы мы неоднократно пытались найти истину, ответить, что же такое правда и нужна ли она. Какой бывает правда? На эти вопросы нам сегодня помогут ответить герои пьесы М.Горького “На дне”.

Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ (умение формулировать свои мысли, эмоциональное включение)

Правда представлена тремя героями, которые своими высказываниями спорят друг с другом по данному вопросу, – это Бубнов, Лука и Сатин.

1) Работа в группах.(10 минут)

Класс делится на три большие группы (по рядам):

1) Бубнов и его правда.

2) Лука и его правда.

3) Сатин и его правда.

Каждой группе даются задания разных уровней. Ребята в группе распределяют задания между собой и по окончании урока сами оценивают работу каждого.

1. Бубнов и его правда.

1) Сочините синквейн «Бубнов».

2) Найдите в тексте слова героя о правде, о жизни человека. Как эти слова воспринимаются другими героями пьесы?

3) Определите позицию Бубнова. Прокомментируйте его отношение к правде. В чём правда Бубнова?

2. Лука и его правда.

1) Сочините синквейн «Лука».

2) Найдите в тексте слова героя о правде. Что он обещает, к чему призывает? Как слова Луки влияют на жителей ночлежки?

3) Определите позицию Луки. Прокомментируйте его отношение к правде. В чём правда Луки?

3. Сатин и его правда.

1) Сочините синквейн «Сатин».

2) Найдите в тексте слова героя о правде, о Человеке.

3) Определите позицию Сатина. Прокомментируйте его отношение к правде. В чём правда Сатина?

2) Выступления групп.(по 5 минут). Синквейны можно написать на доске и зачитать.

3 стадия РЕФЛЕКСИЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ) ( целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником,

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями).

Итак, мы выяснили, что главный спор в пьесе – это спор о правде, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь, – вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении.

«Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание?» (М.Горький)

– Так кто же из этих героев прав? Что нужнее: истина или сострадание? Чья позиция вам ближе?

– Я хочу предложить высказаться всем желающим, может быть, именно в ваших монологах мы услышим истину.

Не забывайте: краткость – сестра таланта, высказывания должны быть лаконичными и строго по теме.

Высказался сам, дай высказаться другому. Будьте тактичными и не перебивайте говорящего.

2) Учащиеся высказывают свою точку зрения.

3) Заключительное слово учителя.

Лука и Сатин – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Они — части единого целого. И оба героя правы, и оба они говорят правду, Мы часто больше нуждаемся в утешении, чем в жестокой правде. Но без права говорить правду человек не может быть по-настоящему свободен. «Человек — вот правда!». И только ему подвластен любой выбор. «Он за все платит сам…», Человеку нужна надежда, не ложь ради лжи, не правда ради правды, а надежда, и только опираясь на это, человек может решить, что ему выбирать.

Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором со всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым. Поэтому, быть может, и мы с вами в этом споре не ставим точку. И будем всю свою жизнь искать ответ на этот вечный вопрос.

Л.Андреев – М.Горькому: «Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей её ширине и глубине; всякий раз остаётся что-то неуловленное, какой-то остаток, в котором и заключается самая суть…Это, брат, великая штука «На дне», попомни моё слово»

1. Создать синквейны «Правда Бубнова», «Правда Луки», «Правда Сатина».

2. Сторону какого героя – Луки или Сатина – принимает Горький в споре о правде? Почему?

3. Сочинение-рассуждение «Что лучше: истина или сострадание?»

Время работы в группе – 10 минут.

Время выступления группы – 5 минут.

1. Бубнов и его правда.

1) Сочините синквейн «Бубнов».

2) Найдите в тексте слова героя о правде, о жизни человека. Как эти слова воспринимаются другими героями пьесы?

3) Определите позицию Бубнова. Прокомментируйте его отношение к правде. В чём правда Бубнова?

По окончании урока оцените работу каждого.

Время работы в группе – 10 минут.

Время выступления группы – 5 минут.

2. Лука и его правда.

1) Сочините синквейн «Лука».

2) Найдите в тексте слова героя о правде. Что он обещает, к чему призывает? Как слова Луки влияют на жителей ночлежки?

3) Определите позицию Луки. Прокомментируйте его отношение к правде. В чём правда Луки?

По окончании урока оцените работу каждого.

Время работы в группе – 10 минут.

Время выступления группы – 5 минут.

3. Сатин и его правда.

1) Сочините синквейн «Сатин».

2) Найдите в тексте слова героя о правде, о Человеке.

3) Определите позицию Сатина. Прокомментируйте его отношение к правде. В чём правда Сатина?

Конспект по литературе на тему «Спор о правде и мечте в пьесе М. Горького «На дне»» (11 класс)

Спор о правде и мечте в пьесе М. Горького «На дне»

«Человека унижает жалость

Сколько помню нас учили так.

Кто б меня унизил, пожалев. »

1. Мы знаем, что изучать литературу-это не просто читать книги. Изучать литературу нео бходимо для того, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, найти себя, определить свой путь. Поэтому у тех, кто берет в руки книгу, есть возможность не просто соприкос нуться с учебным предметом, а соприкоснуться с самой жизнью, что мы и постараемся сегодня сделать на уроке.

Читайте так же:  Договор оказания услуг детского сада

Итак, мы продолжаем работать над пьесой М.Горького «На дне». И тема урока звучит так: «Спор о правде и мечте в пьесе». На уроке мы попытаемся понять суть спора о правде между героями, попробуем разобраться чья правда ближе автору, нам, современным читателям. Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова Ю.Друниной, к которым мы еще вернемся в процессе обсуждения.

2. На прошлых уроках мы говорили с вами о том, что пьеса «На дне» представляет новый тип драмы, какой?

— показана жизнь «дна», ночлежка. — размышления писателя о смысле

жизнь «бывших» людей, воров, жизни, о человеке,

— Почему «бывшие люди»? («Без имени нет человека»; « Был честной да позапрошлой
весной»)

В чем заключается ее отличие от традиционной драмы?

Ее отличие заключается в том, что сюжет разворачивается не столько во внешнем
действии в обыденной жизни, сколько в диалогах героев.

Так о чем же говорят пьесы? Что является лейтмотивом драмы? Давайте найдем
ключевые слова пьесы: ложь-правда; жалость — уважение

— Как они соотносятся с проблематикой пьесы? ( Спор о правде и лжи- основной центр

— Ведь уже в самом начале слово «правда» прозвучало в реплике Квашни. «Врешь»- резкий

Т.е. правдаложь -важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику пьесы.

— Как вы заметили, особенностью пьесы является то, что свою правду имеют все персонажи

пьесы. «У кого, что болит, тот о том и говорит»-гласит народная мудрость. Все

персонажи говорят о своей правде.

— Сейчас давайте вспомним на какие группы по сопротивляемости к жизни мы разделили

«хозяева жизни» смирившиеся с страдающие от своего Лука Сатин

Медведев Бубнов Актер

Костылев Барон Васька Пепел

Ну а сейчас попробуем определить, что за правду отстаивает и защищает каждая группа

правда (Вся земля в околотке

( Человек без племянниц —

для них главное бумажка; человек-то, что

написано в пас порте)

«Рожденный ползать летать не может» )

— Попытайтесь соотнести формулировку правды с высказываниями близкими по смыслу и с группой персонажей (Приложение1)

Мы убедились, что у каждого героя своя правда.

Но особый интерес и у самих персонажей, у критиков, читателей вызывает спор между
Лукой и Сатиным.

В чем суть этого спора, в чем он выражается? ( Прежде всего, во взглядах на человека, на
жизнь, на веру).

Приведите примеры взглядов на человека и правду Сатина и Луки,

Людей жалеть надо!

.. . И больно правда нужна, может

она обух для тебя.

Человека надо уважать. Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо\ Человек- вот правда! Правда- Бог сво бодного человека.

Хотелось бы обратить ваше внимание на слова Горького, который говоря о замысле пьесы отмечал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это-что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?

Так почему же именно Лука и Сатин.

— Так кто же такой Лука, что он делает в ночлежке? Какова его роль в пьесе? — Мы знаем, что отношение к Луке и среди читателей, литературоведов, режиссеров было неоднозначным, Во-первых, пытались обратиться к истокам его имени; мы знаем, что оно имеет несколько знамений

Восходит к имени апостола Луки (при восходе солнца родившийся)

От «лукавый», хитрый, себе на уме!

Загадочный от «луковки», до сердцевины которой доберешься, если снимешь много
«одежек».

Задание: предлагаю доказать одну из существующих точек зрения, приведите факты, аргументы, примеры из текста, подтверждающие мысль. (Приложение2)

искренне сочувствует каждому из ночлежки

действительно, лукавит, знает, что врет, делает это, чтобы люди не тревожили

3- загадка, так до конца и не понятно искренен он или нет, не понятно с какой целью
он появился и не понятно как исчез!?

Задание, вам дан отрывок, попытайтесь прочитать высказывание Луки с той интонацией, чтобы мы поняли, какую точку зрения поддерживали вы. (ПриложениеЗ)

— Как вы считаете, какая из этих трактовок объективнее раскрывает содержание образа.

— А может все 3 точки зрения вместе раскрывают образ? Лука становится загадкой. Ведь даже сам Горький не дает нам полного и точного ответа на этот вопрос Кто же Лука. Врал ли Лука ночлежникам? Он им сострадал!

( Но что мы можем сказать однозначно, в каждом из ночлежников он видит человека, от крывает светлые их стороны и это производит переворот в жизни героев. Пускай даже ложно, но спасает.)

-Какова роль Сатина? Сатин выступает антиподом Луки?

— Какую правду утверждает? — Человека уважать надо! Не унижать его жалостью, а уважать. — Исходя из утверждения Сатина можно определить ключевые формулы пьесы:

Что важнее-уважение или утешение? А может они равны?

Таким образом, мы видим, что Горький противопоставляет не ложь и правду (истину), а жалость (сострадание) и истину. И действительно, что важнее, что нужнее? Сострадание или правда (истина)?

Итак, мы видим, что по мнению Горького, Лука лжет, унижает, жалеет следовательно , унижает человека, т.е. он не является положительным героем

— А что же Сатин, что предлагает он.

( Он возвышает человека! Человек-это звучит гордо! Все в Человеке, все для Человека! Но вместе с тем Сатин произносит: «Человек это не ты, не я, не они-нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет в одном (очерчивает в воздухе фигуру человека)

( Своей абстрактностью! Сатин мечтает о человеке-властелине, идеальном человеке, так мечтая, можно не заметить конкретную Настю с ее горем, умирающую Анну, Клеща…)

-Итак, абстрактный человек вообще возникает на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не понимает, все заняты собой, своими проблемами. Тогда получается, что Сатин тоже лжет’? Но его ложь имеет идеальное обоснование будущего т. е. вместо любви к ближнему, которую проповедует Лука, Сатин предлагает «любовь к дальнему», человечеству абстрактному, человеку-мечте.

— Задание: в таком случае, кто вам ближе, чья правда ближе — Сатина или Луки?

-На протяжении всей пьесы Лука и Сатин-антиподы, остаются ли они ими до конца?

( Нет. В 4 акте пьесы обнаруживается близость жизненных философий Луки и Сатина, основанная на их вере в лучшее в человеке и в его предназначение на земле.)

— Верно ли утверждение, что Сатин призывает только уважать, а Лука — только жалеть человека?

Если обратимся к словарю, то найдем жалеть:

1) чувствовать жалость, сострадание

2) беречь, щадить, любить

относиться с уважением

То есть мы можем противопоставлять призыв Луки и Сатина? Здесь дело во внутреннем диалоге Сатина, скорей его спор с собой.

Спор заключается в другом: в существе самого призыва «уважать человека», У Луки при этом акцент делается на уважение к конкректному живому человеку, у Сатина — к Человеку.

Но они едины в утверждении человека как высшей правды и ценности мира.

Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: что лучше истина или сострадание?

Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?

— Конечно, ответа на вопрос автора в пьесе нет! А как думаете вы?

— Как тут не вспомнить строки из стихотворения Ю. Друниной? Действительно, нам так хочется, чтобы о нас заботились, нас любили, нам сострадали.

И чтобы там ни говорили, как бы ни спорили философы и литературоведы, ни мы, ни писатели не можем отказаться от пушкинского завета:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

Урок литературы в 11 классе по пьесе М. Горького «На дне»

МБОУ СОШ №39 г. Брянска

Учитель русского языка и литературы:

Полякова Татьяна Федоровна

Урок литературы в 11 классе на тему:
«Три правды» в пьесе Горького «На дне»

Образовательная цель: рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»;

выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения:

правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука),

правда веры в человека (Сатин);

определить особенности гуманизма Горького.

Развивающая цель: формировать внимание к языковым особенностям пьесы.

I. Вступительная беседа

Восстановите событийный ряд пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие – «за кулисами»? Какова роль в развитии драматического действия традиционного «конфликтного многоугольника» – Костылев, Василиса, Пепел, Наташа?

Отношения Василисы, Костылева, Пепла, Наташи лишь внешне определяют сценическое действие. Часть событий, составляющих сюжетную канву пьесы, происходит за пределами сцены (драка Василисы и Наташи, месть Василисы – опрокидывание кипящего самовара на сестру, убийство Костылева совершаются за углом ночлежки, читателю и зрителю почти не видны).

Все остальные герои пьесы непричастны к любовной интриге. Композиционно-сюжетная разобщенность действующих лиц выражается в организации сценического пространства – персонажи рассредоточены по разным углам сцены и «замкнуты» в несвязанных микропространствах.

Учитель. Таким образом, в пьесе параллельно идут два действия. Первое – мы видим на сцене (предполагаемой и реальной). Детективная история с заговором, побегом, убийством, самоубийством. Второе – это срывание «масок» и выявление подлинной сущности человека. Это происходит как будто за текстом и требует расшифровки. Например, в диалоге Барона и Луки.

Барон. Жили лучше. да! Я. бывало. проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью. кофе! – со сливками. да!

Лука. А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь.

Но быть «просто человеком» Барон боится. И «просто человека» он не признает.

Барон. Ты, старик, кто такой. Откуда ты явился?

Лука. Все мы на земле странники. Говорят, – слыхал я, – что и земля-то наша странница.

Кульминация второго (неявного) действия наступает, когда сталкиваются «правды» Бубнова, Сатина и Луки.

II. Работа по теме урока

1. Философия правды в пьесе Горького.

Что является основным лейтмотивом пьесы? Кто из персонажей первым формулирует основной вопрос драмы «На дне»?

Спор о правде – смысловой центр пьесы. Слово «правда» прозвучит уже на первой странице пьесы, в реплике Квашни: «А-а! Не терпишь правды!» Правда – ложь («Врешь!» – резкий выкрик Клеща, прозвучавший даже раньше слова «правда»), правда – вера – это важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику «На дне».

Как вы понимаете слова Луки: «Во что веришь, то и есть»? Как разделяются герои «На дне» в зависимости от их отношения к понятиям «вера» и «правда»?

В противовес «прозе факта» Лука предлагает правду идеала – «поэзию факта». Если Бубнов (главный идеолог буквально понятой «правды»), Сатин, Барон далеки от иллюзий и не нуждаются в идеале, то Актер, Настя, Анна, Наташа, Пепел откликаются на реплику Луки – для них вера важнее правды.

Неуверенный рассказ Луки о лечебницах для алкоголиков звучал так: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат. такая уж лечебница устроена для пьяниц. Признали, видишь, что пьяница – тоже человек. » В воображении актера лечебница превращается в «мраморный дворец»: «Превосходная лечебница. Мрамор. мраморный пол! Свет. чистота, пища. все – даром! И мраморный пол. Да!» Актер – герой веры, а не правды факта, и утрата способности верить для него оказывается смертельной.

Что же такое правда для героев пьесы? Как соотнести их взгляды? (Работа с текстом.)

а) Как понимает «правду» Бубнов? В чем противоречия его взглядов и философии правды Луки?

Правда Бубнова состоит в обнажении изнаночной стороны бытия , это «правда факта». «Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь правду про себя. да и все ее знают. » – загоняет он Пепла в обреченность быть вором, когда тот пытался было разобраться в себе. «Кашлять перестала, значит», – отреагировал на смерть Анны.

Выслушав аллегорический рассказ Луки о его жизни на даче в Сибири и укрывательстве (спасении) беглых каторжан, Бубнов признался: «А я вот. не умею врать! Зачем? По-моему, – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Читайте так же:  Суд арбитражный краснодар

Бубнов видит лишь негативную сторону жизни и разрушает остатки веры и надежды в людях, Лука же знает, что в добром слове идеальное становится реальным: «Человек может добру научить. очень просто», – заключил он рассказ о жизни на даче, а излагая «историю» о праведной земле, свел ее к тому, что разрушение веры убивает человека. Лука (задумчиво, Бубнову): «Вот. ты говоришь – правда. Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. » Лука лечит душу.

Позиция Луки гуманнее и действеннее обнаженной правды Бубнова, потому что взывает к остаткам человеческого в душах ночлежников. Человек для Луки, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит». «Я только говорю, что если кто кому хорошо не сделал, то и худо поступил». «Человека приласкатьникогда не вредно».

Такое нравственное credo гармонизирует отношения между людьми, отменяет волчий принцип, а в идеале ведет к обретению внутренней полноты и самодостаточности, уверенности в том, что вопреки внешним обстоятельствам человек нашел истины, которые у него никто и никогда не отнимет.

б) В чем видит правду жизни Сатин?

Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые, из четвертого акта, монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

Подготовленный ученик читает монолог Сатина наизусть.

Интересно, что свои рассуждения Сатин подкрепил авторитетом Луки, человека, в отношении которого мы в начале пьесы представляли Сатина антиподом . Более того, ссылки Сатина на Луку в 4 акте доказывают близость обоих. «Старик? Он – умница. Он. подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. Выпьем, за его здоровье!» «Человек – вот правда! Он это понимал. вы – нет!»

Собственно, «правда» и «ложь» Сатина и Луки почти совпадают.

Оба считают, что «уважать надо человека» (акцент на последнем слове) – не его «маску»; но расходятся они в том, как следует сообщить людям свою «правду». Ведь она, если подумать, смертельна для тех, кто попадает в ее область.

Если все «слиняло» и один «голый» человек остался, то «что же дальше»? Актера эта мысль приводит к самоубийству.

в) Какую роль играет Лука в раскрытии проблемы «правды» в пьесе?

Для Луки правда в «утешительной лжи».

Лука жалеет человека и тешит его мечтой. Он обещает Анне загробную жизнь, выслушивает сказки Насти, посылает Актера в лечебницу. Он лжет ради надежды, и это, может быть, лучше, чем циничная «правда» Бубнова, «мерзость и ложь».

В образе Луки есть намеки на библейского Луку, который был одним из семидесяти учеников, посланных Господом «во всякий город и место, куда сам хотел идти».

Горьковский Лука заставляет обитателей дна думать о Боге и человеке, о «лучшем человеке», о высшем призвании людей.

«Лука» – это еще и свет. Лука приходит, чтобы озарить подвал Костылевых светом новых идей, забытых на дне чувств. Он говорит о том, как надо, что должно быть, и совсем не обязательно искать в его рассуждениях практические рекомендации или инструкции по выживанию.

Евангелист Лука был лекарем. По-своему лечит Лука в пьесе – отношением к жизни, советом, словом, сочувствием, любовью.

Лука лечит, но не всех, а избирательно, тех, кому нужны слова. Его философия раскрывается в отношении к отдельным персонажам. Он сострадает жертвам жизни: Анне, Наташе, Насте, учит, давая практические советы, Пепла, Актера. Понимающе, многозначно, часто без слов, объясняется с умным Бубновым. Умело уходит от ненужных объяснений.

Лука гибок, мягок. «Мяли много, оттого и мягок. » – произнес он в финале 1 акта.

Лука с его «ложью» симпатичен Сатину. «Дубье. молчать о старике. Старик – не шарлатан. Он врал. но – это из жалости к вам, черт вас возьми!» И все-таки «ложь» Луки его не устраивает. «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!»

В итоге, отвергая «правду» Бубнова, Горький не отрицает ни «правды» Сатина, ни «правды» Луки. По существу, он выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту».

2. Особенности гуманизма Горького.

Проблема Человека в пьесе Горького «На дне» (индивидуальное сообщение).

Свою правду о человеке и преодолении тупика Горький вложил в уста Актера, Луки и Сатина.

В начале пьесы, предаваясь театральным воспоминаниям, Актер самозабвенно высказался о чуде таланта – игре перевоплощения человека в героя. Откликаясь на слова Сатина о прочитанных книгах, образованности, он разделил образование и талант: «Образование – чепуха, главное – талант».«Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу. »

Известно, что Горький преклонялся перед знанием, образованием, книгой, но еще выше ценил талант. Через Актера он полемически, максималистски заострил и полярно развел две грани духа: образование как сумму знаний и живое знание – «систему мысли».

В монологах Сатина идеи горьковских размышлений о человеке находят подтверждение.

Человек – «он – все. Он создал даже Бога»; «человек – вместилище Бога живого»; «Вера в силы мысли. это вера человека в себя самого». Так в письмах Горького. А так – в пьесе: «Человек может верить и не верить. это его дело! Человек свободен. он за все платит сам. Человек – вот правда! Что такое человек. это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет. в одном. В одном – все начала и концы. Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!»

О таланте и вере в себя первым сказал Актер. Сатин все обобщил. В чем же роль Луки ? Он несет дорогие для Горького идеи преображения и усовершенствования жизни ценой творческих усилий человека.

«И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее. и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше. упрямые!» – откровенничает старец в первом акте, имея в виду общие устремления всех к лучшей жизни.

В том же в 1902 году Горький делился с В. Вересаевым своими наблюдениями и настроениями: «Все растет и ширится жизнедеятельное настроение, все более заметно бодрости и веры в людях, и – хорошо живется на земле – ей-богу!». Одни слова, одни мысли, даже интонации одни в пьесе и письме.

В четвертом акте Сатин вспомнил и воспроизвел ответ Луки на свой вопрос «Зачем живут люди?»: «А для лучшего-то люди и живут. По сту лет. а может, и больше – для лучшего человека живут. Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо. Неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может. » И уже сам, продолжая говорить о человеке, произнес, повторяя Луку: «Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо!» Сатин повторил слова Луки, говоря об уважении, не согласился с ним, говоря о жалости, но важнее другое – идея «лучшего человека».

Высказывания трех персонажей сходны, и, усиливая одно другим, они служат решению проблемы торжества Человека.

В одном из писем Горького мы читаем: «Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность – вместе с ним тоже будет развиваться. из века в век. Верю в бесконечность жизни. » Снова Лука, Сатин, Горький – об одном.

3. Каково значение 4-го акта пьесы Горького?

В этом акте – прежняя обстановка, но начинается « брожение » ранее сонной мысли босяков.

Это началось еще со сцены смерти Анны.

Лука произносит над умирающей женщиной: «Иисусе Христе многомилостивый! Дух новопреставленной рабы твоей Анны с миром прими. » Но последними словами Анны были слова о жизни : «Ну. еще немножко. пожить бы. немножко! Коли там муки не будет. здесь можно потерпеть. можно!»

– Как расценивать эти слова Анны – как победу Луки или как его поражение? Горький не дает однозначного ответа, комментировать эту фразу возможно по-разному. Ясно одно: Анна впервые заговорила о жизни позитивно благодаря Луке.

В последнем акте происходит странное, до конца неосознанное сближение «горькой братии». В 4-м акте Клещ починил-таки гармонику Алешки, испробовав лады, зазвучала уже знакомая тюремная песня. И этот финал воспринимается двояко. Можно так: нельзя уйти со дна – «Солнце всходит и заходит. а в тюрьме моей темно!» Можно иначе: ценою смерти человек оборвал песню трагической безысходности…

Самоубийство Актера прервало песню.

А что мешает ночлежникам изменить свою жизнь к лучшему? Роковая ошибка Наташи – в неверии людям, Пеплу («не верю я как-то. никаким словам»), надеющемуся вдвоем изменить судьбу.

«Оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня. Назови ты. Наташа, ну?»

Ее ответ – убежденный, выношенный: «Идти некуда. я знаю. думала. Только вот не верю я никому».

Одно слово веры в человека могло изменить жизнь обоих, но оно не прозвучало.

Не поверил в себя и Актер, для которого творчество – смысл жизни, призвание. Весть о смерти Актера пришла после известных монологов Сатина, контрастно оттенив их: вот не справился, не сыграл, а ведь мог, не поверил в себя.

Все персонажи пьесы находятся в зоне действия, на первый взгляд, абстрактных Добра и Зла, но становящихся вполне конкретными, когда речь заходит о судьбе, мироощущениях, отношениях с жизнью каждого из действующих лиц. И связывают людей с добром и злом их мысли, слова и дела. Они прямо или косвенно влияют на жизнь. Жизнь – путь выбора своего направления между добром и злом. В пьесе Горький исследовал человека и проверил его возможности. Пьеса лишена утопического оптимизма, как и другой крайности – неверия в человека. Но один вывод можно сделать бесспорно: «Талант — вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, свою силу. »

III. Афористичность языка пьесы Горького.

Учитель. Одной из характерных особенностей горьковского творчества является афористичность. Она свойственна как авторской речи, так и речи персонажей, которая всегда резко индивидуальна. Многие афоризмы пьесы «На дне», подобно афоризмам «Песен» о Соколе и Буревестнике, стали крылатыми. Вспомним некоторые из них.

– Каким персонажам пьесы принадлежат следующие афоризмы, присловья, поговорки?

a) Шум – смерти не помеха.

б) Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье.

в) Жди от волка толка.

г) Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.

д) Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все – прыгают.

е) Старику где тепло, там и родина.

ж) Все хотят порядка, да разума нехватка.

з) Не любо – не слушай, а врать не мешай.

(Бубнов – а, б, ж; Лука – д, е; Сатин – г, Барон – з, Пепел – в.)

– Какова роль афористических высказываний персонажей в речевом строе пьесы?

Наибольшую значимость афористические суждения получают в речи главных «идеологов» пьесы – Луки и Бубнова, героев, позиции которых обозначены предельно ясно. Философский спор, в котором каждый из героев пьесы занимает свою позицию, поддерживается общей народной мудростью, выраженной в пословицах и поговорках.

IV. Творческая работа.

Напишите рассуждения, выразив свое отношение к прочитанному произведению. (Ответ на один вопрос по выбору.)

– В чем смысл спора Луки и Сатина?

– Чьей стороны придерживаетесь в споре «о правде»?

– Какие проблемы, поднятые М. Горьким в пьесе «На дне», не оставили вас равнодушными?

При подготовке ответа обратите внимание на речь персонажей, на то, как она помогает раскрыть идею произведения.

Выберите эпизод для анализа (устного). Это будет, возможно, тема вашего будущего сочинения.

1. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены из 1-го акта пьесы.)

2. Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из 3-го акта пьесы Горького.)

3. Спор ночлежников о человеке (Анализ диалога в начале 3-го акта пьесы «На дне».)

4. В чем смысл финала пьесы Горького «На дне»?