Удо программа развития

Образовательная программа для УДО по единоборствам (тхэквондо, бокс, каратэ, кёкусинкай, борьба, кикбоксинг) для учащихся спортивно оздоровительных групп (СОГ) 5–16 лет

Учебная образовательная программа разработана для тренеров-преподавателей, инструкторов, педагогов, работающих в образовательных учреждениях спортивной направленности и развивающих различные виды спортивных единоборств.

Программа содержит: исторические аспекты развития единоборств, здоровье формирующие принципы физического воспитания. В нормативной части изложены цели и задачи деятельности спортивных школ и образовательной программы на этапе СОГ, а также ее формализованная модель, требования государственного образовательного стандарта, часовая нагрузка и распределение содержания образовательного процесса на всех этапах активной спортивной деятельности. Методическая часть содержит организацию учебно-тренировочного процесса в спортивных школах, структуру и методы обучения, двигательно-координационные основы, методические указания к организации учебно-тренировочного процесса, теоретический и практический материал. Изложены рекомендации по улучшению качества учебно-тренировочного процесса, с различными возрастными группами занимающихся. Отражены вопросы педагогического и врачебного контроля; восстановительные средства и мероприятия, а также инструкторская и судейская практики.

Подробная информация

Правообладатель: Евгений Головихин, Александр Денис, Дина Головихина

Программа воспитательной работы УДО (на примере МБУДО ДЮЦ «Юность» ЩМР МО)

Автор-составитель: Подрезов А.В. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Настоящая программа разработана для детей от 5 до 18 лет, обучающихся в детских объединениях МБУДО ДЮЦ «Юность», с целью организации воспитательной работы с обучающимися. Реализация программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребенком или его родителями (законными представителями) основной дополнительной общеобразовательной программой * .

Материал программы представляет собой базисный минимум воспитательной работы, обязательный для проведения с обучающимися детских объединений МБУДО ДЮЦ «Юность», на всех уровнях обучения и может быть дополнен педагогом дополнительного образования в зависимости от конкретных образовательных потребностей детей.

Для повышения результативности обучения и более эффективного достижения цели и реализации задач данной программы целесообразно увеличить объем воспитательной работы за счет деятельности педагога-психолога, педагогов-организаторов МБУДО ДЮЦ «Юность», привлекающих детей к участию в организационно-массовых мероприятиях, во время свободное от освоения обучающимися детьми основной дополнительной общеобразовательной программы.

Цель программы: формирование и развитие, у обучающихся детей, системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующей их личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности.

— развитие морально-нравственных качеств обучающихся: честности; доброты; совести; ответственности, чувства долга;

— развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности; дисциплинированности; инициативности; принципиальности, самоотверженности, организованности;

— воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;

— приобщение обучающихся детей к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;

— формирование нравственного отношения к человеку, труду и природе;

— воспитание обучающихся детей в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма.

Актуальность программы обуславливается необходимостью формирования и развития, в процессе получения детьми образования, воспитательного (духовно-нравственного) компонента личности, направленности на ее социализацию и адаптацию к жизни в современном обществе, что в виду больших информационных объемов и трудоемкости учебных дисциплин, основных и дополнительных общеобразовательных программ, достигается, в настоящее время, крайне сложно.

Структура и особенности реализации программы:

Программа состоит из четырех частей, каждая из которых охватывает свой образовательный уровень:

— дошкольный 5-7 лет;

— начальный общий 7-10 лет;

— основной общий 11-14 лет;

— средний общий 15-18 лет;

Каждый образовательный уровень представляет собой отдельный модуль и может быть интегрирован в основную дополнительную общеобразовательную программу, соответствующего образовательного уровня и направленности, изучаемую ребенком. Подобный синтез позволяет параллельно с реализацией основной дополнительной общеобразовательной программой осуществлять воспитательный процесс в детском объединении.

В результате такого подхода создается воспитательная среда, в которой с позиции различных направленностей основных дополнительных общеобразовательных программ, деятельности педагогов-организаторов и педагога-психолога, реализуются и достигаются поставленные настоящей программой цели и задачи воспитания и, что делает процесс реализации программы воспитательной работы, уникальным для каждого, отдельного направления образовательной деятельности педагогов и обучающихся МБУДО ДЮЦ «Юность».

Режим занятий по программе включает в себя проведение, педагогом дополнительного образования – руководителем детского объединения, не менее одного воспитательного мероприятия в месяц. Общий объем учебных часов на реализацию программы составляет 12 часов на одну учебную группу. Для более эффективного достижения цели и реализации задач воспитательной работы, обозначенных в настоящей программе, рекомендовано активизировать деятельность обучающихся детей в части их участия в организационно-массовой работе, проводимой педагогами-организаторами и, при наличии необходимости, осуществлять психологическое сопровождение воспитательного процесса в МБУДО ДЮЦ «Юность».

Формы, виды проводимых воспитательных мероприятий и методы воспитательной деятельности определяются педагогом дополнительного образования, в зависимости от направленности реализуемой им основной дополнительной общеобразовательной программы, в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся детей, по согласованию с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются отдельным планом воспитательной работы педагога и планом воспитательной работы Центра на учебный год (планы представлены в разделе методического обеспечения программы).

При выборе и разработке воспитательных мероприятий главным критерием, для педагога дополнительного образования (лица ответственного за разработку мероприятия), является соответствие тематики и направленности проводимого мероприятия целям и задачам воспитательной работы, отраженным в содержании настоящей программы, основным направлениям и принципам воспитательной работы, учет направленности основной дополнительной общеобразовательной программы, по которой организованы занятия обучающихся детей, их психофизиологических особенностей.

Направления воспитательной работы:

Воспитательная работа в МБУДО ДЮЦ «Юность» осуществляется по пяти различным направлениям деятельности, позволяющим охватить и развить все аспекты личности обучающихся детей (направленность конкретных, проводимых педагогом, воспитательных мероприятий указывается в плане воспитательной работы педагога, Центра).

Гражданско-патриотическое – основывается на воспитании обучающихся в духе любви к своей Родине, формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина и патриота России способной, на социально оправданные поступки в интересах российского общества и государства, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей страны. Направлено на выработку ощущения национальной принадлежности к русскому народу, его историческим корням и современным реалиям;

Культурологическое – осуществляется с целью приобщения обучающихся к культурным ценностям, традициям России, ознакомления с культурой других стран, общемировыми культурными ценностями, для расширения их кругозора, создания благоприятных условий для развития творческой природы обучающихся детей, выработки уважительного отношения к культурному наследию человечества и познавательных интересов к различным культурным областям;

Экологическое воспитание – направлено на развитие у обучающихся экологической культуры, как системы ценностных установок, включающей в себя знания о природе и формирующей гуманное, ответственное и уважительное отношение к ней, как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности;

Физическое – направленно на совершенствование и развитие физических качеств личности, формы и функций организма человека, формирования осознанной потребности в физкультурных занятиях, двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний, потребности в активном, здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным, для здоровья человека, привычкам;

Духовно-нравственное – направленно на формирование гармоничной личности, развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения духовно-нравственных, морально-волевых и других базовых ценностей с целью развития: нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности; нравственного облика — терпения, милосердия; нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; нравственного поведения — готовности служения людям, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Принципы воспитательной работы:

Воспитательный процесс в творческих объединениях, независимо от направленности дополнительных образовательных программ и уровня образования, строится на следующих принципах:

Природосообразность воспитания – основывается на научном понимании естественных (природных) и социальных процессов, их взаимосвязи. Заключается в воспитании обучающихся сообразно их психофизиологическим особенностям;

Культуросообразность воспитания – основывается на общечеловеческих ценностях, с учетом особенностей и традиций национальных и региональных культур. Заключается в воспитании обучающихся детей в соответствии с принятыми социокультурными, морально-этическими нормами;

Целенаправленность воспитания — заключается в организации воспитательного процесса, педагогических взаимодействий, влияний и воздействий сообразно поставленным целям и задачам;

Гуманистическая направленность воспитания – заключается в соответствии воспитательной деятельности тенденциям развития общества, педагогики и образования при реализации задач формирования и развития личности обучающихся детей. Включает в себя отражение идей гуманизма при организации и проведении воспитательных мероприятий;

Централизация воспитания на развитии личности – воспитательный процесс направлен на помощь обучающимся детям в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, развитии личности;

Принцип связи воспитания с жизнью – проявляется в учете педагогом дополнительного образования экономических, демографических, социальных, экологических и других условий жизнедеятельности обучающихся детей.

Категории воспитательных мероприятий:

Проводимые в МБУДО ДЮЦ «Юность» воспитательные мероприятия подразделены на 3 категории, каждая из которых направлена на реализацию поставленных, настоящей программой, воспитательных задач и достижение целевых результатов:

Теоретическая (развивающая) – в данную группу входят мероприятия направленные на интеллектуальное развитие обучающихся детей, расширение кругозора, изучение новых областей знаний и т.п.;

Практическая (формирующая, корректирующая) – включает группу мероприятий, направленных на развитие или коррекцию личностных характеристик обучающихся детей для достижения поставленных, настоящей программой, задач и реализации целевого назначения программы – формирования системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, как основы воспитанности обучающихся детей;

Диагностическая (результативная) – группа мероприятий, основная задача которых заключается в получении показателей результативности проводимых воспитательных мероприятий с целью дальнейшей, комплексной оценки, полученных результатов и выявления показателя эффективности реализации программы воспитательной работы в целом по учреждению.

Программа развития ЦВР на 2015-2018 гг. (3)

Информационная справка о деятельности Центра внешкольной работы и этапах его развития

Анализ состояния и тенденций развития МБУ ДО ЦВР 2013- 2015 г.г.:

Основные направления образовательной деятельности.

Результаты образовательной деятельности.

Методическое обеспечение образовательного процесса

Работа с педагогическими кадрами

Работа ЦВР с родителями

Взаимодействие ЦВР в социокультурном пространстве

Организация досуга детей и молодежи. Опыт проведения массовых мероприятий

Стратегические ориентиры деятельности развития учреждения

Базовые идеи программы

Актуальные проблемы развития МБУ ДО ЦВР

Цель, задачи, ожидаемые результаты реализации Программы

Основные направления деятельности и развития Учреждения

Обновление качества образования

Развитие непрерывности и вариативности образовательного процесса.

Развитие современного облика Центра внешкольной работы.

Развитие продуктивности методической работы

Развитие нормативно — правовой информационной, материально – технической базы и финансовых ресурсов

Этапы и механизм реализации программы

Этапы реализации программы

Механизм реализации программы

План реализации Программы деятельности и развития

Программа деятельности и развития муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» г. Конаково Тверской области является управленческим документом, который обеспечивает работников Учреждения знанием о стратегических задачах его развития, механизма их решения, последовательности действий и ожидаемых результатов.

Программа развития служит основой для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ деятельности объединений ЦВР. Способствует реализации не только образовательной, но и воспитательной функции, связанные с личностным развитием обучающихся.

Читайте так же:  Требования к оформлению заявления о государственной регистрации изменений

Программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ, Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04. 07. 2014 № 41 «Об утверждении САНПИН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 года №1008, «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (01. 09. 2013 г.), Письмом Министерства образования и науки РФ «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» от 11. 12. 2006 г. № 06- 1844. «Концепцией развития дополнительного образования детей», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 04.09. 2014 г. № 1726-р., Указом Президента РФ от 01.06. 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Уставом МБУ ДО ЦВР.

Программа разработана на основе:

анализа результатов деятельности и проблем развития ЦВР;

определения приоритетов деятельности коллектива ЦВР;

учета экономических механизмов функционирования и развития ЦВР;

реализации принципов социально-педагогического проектирования.

Долгосрочная комплексная программа Центра внешкольной работы рассчитана на 3 года и представляет собой совокупность нескольких программ и проектов.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЭТАПАХ ЕГО РАЗВИТИЯ.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» г. Конаково занимает ведущее место в зоне «свободного времени» ребенка как учреждение дополнительного образования, в рамках социокультурного пространства города.

Учреждение создано распоряжением главы администрации г. Конаково и Конаковского района № 58 от 04.02.1997г. С 1997 года МБУ ДО ЦВР имеет статус юридического лица, свой Устав, лицензию на образовательную деятельность. По результатам государственной аттестации ему установлен статус учреждения дополнительного образования детей, Центр внешкольной работы 1 категории.

Учреждение располагается в двухэтажном здании, общей площадью 848,4 м. В ЦВР имеются: оборудованные кабинеты для занятий вокального ансамбля, хореографического коллектива, изостудии, арт — студии, вязания на спицах, кабинет для занятий по программе начального технического моделирования, кабинет для занятий английским языком, кабинет для прикладного творчества .

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ Г. КОНАКОВО

Основными направлениями деятельности ЦВР являются:

Основные направления деятельности Центра внешкольной работы реализуются через дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы детских творческих объединений Центра внешкольной работы.

Ежегодно при Центре внешкольной работы создается лагерь с дневным пребыванием детей , работающий в две смены.

Программа развития Центра внешкольной работы, дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы работы с детскими творческими объединениями реализуются на разноуровневой основе:

Предоставление образовательных и развивающих услуг детям и подросткам, обладающим определенными способностями в том или ином виде деятельности;

Создание специального проекта «Интеллект будущего» и условий, ориентированных на одаренных и талантливых обучающихся;

Создание условий для нравственного и физического здоровья детей и подростков;

Воспитание у детей и подростков стремления к деятельности преобразовательного характера, выработка опыта лидерской деятельности в различных видах социальной деятельности;

Включение в образовательную и досуговую деятельность детей с ограниченными возможностям здоровья.

В модели Центра выделяются 6 основных содержательных блоков:

Работа администрации и методической службы, всего педагогического коллектива нацелена на развитие творческого потенциала педагогов и детей .В Центре сложился творческий коллектив, готовый и способный работать в режиме поиска, создавать благоприятную атмосферу на занятиях, объединить обучающихся, родителей на уровне эмоциональных контактов.

ФСИН: Каждый восьмой пожизненно осужденный уже имеет право на УДО

25 лет назад в России стали применять наказание в виде пожизненного лишения свободы. Сколько таких заключенных уже имеют право просить о досрочном освобождении, есть ли у них шанс выйти на свободу и как меняются условия их содержания — в интервью ТАСС рассказал начальник Управления исполнения приговоров и специального учета ФСИН России генерал-майор внутренней службы Игорь Вединяпин.

— 25 лет назад в России стали применять пожизненное лишение свободы, заменившее смертную казнь. Как оно вводилось в России?

— В законодательстве СССР отсутствовало наказание в виде пожизненного лишения свободы. При этом предусматривалась возможность замены в порядке помилования смертной казни лишением свободы на срок не свыше 20 лет. Законом РСФСР 17 декабря 1992 года в Уголовный кодекс были внесены изменения, в соответствии с которыми исключительная мера наказания — смертная казнь — в порядке помилования могла быть заменена пожизненным лишением свободы. При этом пожизненное лишение свободы тогда не было включено в систему наказаний и поэтому не могло назначаться судом. В качестве самостоятельного наказания пожизненное лишение свободы было введено в Уголовном кодексе Российской Федерации, принятом в декабре 1996 года, однако лишь как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь. Назначать пожизненное лишение свободы за совершение отдельных видов преступлений стали с июля 2004 года.

— Куда направляли первых таких осужденных? И сколько таких колоний и осужденных на сегодняшний день?

— В 1987 году единственным учреждением в СССР, где содержались осужденные, которым смертная казнь была заменена определенным сроком лишения свободы, стало исправительное учреждение, расположенное в Свердловской области. В настоящее время оно продолжает оставаться единственным учреждением, где отбывают наказание осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена 25 годами лишения свободы. Сейчас там 70 таких осужденных. А с 1992 года в это же учреждение стали направляться осужденные, приговоренные к пожизненному лишению свободы. В 1993 году таких осужденных было 15 человек. В 1994 году для отбывания пожизненного лишения свободы было организовано еще одно учреждение — в Вологодской области. В настоящее время в уголовно-исполнительной системе функционируют семь исправительных колоний для пожизненно осужденных, в которых отбывают наказание 2010 человек.

— Чем отличаются эти учреждения друг от друга? Есть ли что-то особенное в новой колонии в Хабаровском крае?

— Режим содержания одинаков во всех учреждениях для пожизненно осужденных, поэтому отличаются они друг от друга только географическим положением, а соответственно климатическими условиями, и, конечно же, лимитом наполнения. Поэтому существенных отличий с точки зрения функционирования этих учреждений вы не найдете.

— Каков социальный портрет таких осужденных?

— Подавляющее большинство, свыше 94%, отбывают наказание за убийство. Для многих из них это не первая судимость. 23% отбывают наказание второй раз. Примерно 42% осуждены в третий раз и более.

Все осужденные к пожизненному лишению свободы — это мужчины. Такое наказание не назначается женщинам, а также лицам, не достигшим 18 лет, и тем, кому к моменту вынесения судом приговора исполнилось 65 лет. То есть возраст человека, которому суд может назначить наказание в виде пожизненного лишения свободы, варьируется от 18 до 65 лет. На практике же наибольшее количество содержащихся в исправительных колониях для пожизненно осужденных составляют лица в возрасте от 41 до 54 лет.

— Много ли тех, кто отбывает наказание свыше 25 лет, и сколько составил самый продолжительный срок отбывания наказания?

— Сегодня в исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы содержится 267 человек, у которых наступило право на условно-досрочное освобождение, то есть тех, кто отбыл срок свыше 25 лет. Самый продолжительный срок отбывания наказания осужденными к пожизненному лишению свободы составляет 30 лет.

— После первых 25 лет лишения свободы у них появляется право просить об условно-досрочном освобождении. Как часто осужденные пожизненно пользуются таким правом? Сколько таких просьб было за эти годы?

— Хочу заметить, что хотя само наказание в виде пожизненного лишения свободы стало назначаться 25 лет назад, у части осужденных, с учетом ранее вынесенных приговоров, 25-летний срок отбытия наказания истек несколько лет назад. Число таких осужденных растет. Из 267 осужденных, которые уже могут воспользоваться таким правом, подали ходатайство об условно-досрочном освобождении 56 человек. Всем им судом было отказано в удовлетворении ходатайства.

— Были ли случаи переквалификации приговоров для пожизненно осужденных или даже отмены приговора?

— За время существования исправительных колоний для осужденных к пожизненному лишению свободы было освобождено пять осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования была заменена пожизненным лишением свободы. Все эти лица при пересмотре приговоров в соответствии с современным уголовным законом и переквалификации уголовных статей, предусмотренных Уголовным кодексом РСФСР, получили определенные сроки лишения свободы и освободились в связи с отбытием ими срока наказания.

— Возможен ли выход на свободу для таких осужденных по состоянию здоровья, препятствующему лишению свободы?

— Теоретически выход на свободу таких осужденных по состоянию здоровья возможен. Осужденные, страдающие болезнями, включенными в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, подлежат медицинскому освидетельствованию в порядке, установленном постановлением правительства Российской Федерации от 06.02.2004 №54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». Однако принятие решения об освобождении относится к исключительной компетенции суда.

— А может ли теоретически такой осужденный быть освобожден по достижении им 100 лет?

— В настоящее время российским законодательством не предусмотрен предельный возраст нахождения в местах лишения свободы, поэтому, скорее всего, он не сможет выйти на свободу даже по достижении 100 лет. Однако каждый подобный случай, если бы он имел место быть, я думаю, рассматривался бы индивидуально судом, с учетом определенной совокупности условий.

— Есть ли трудовая занятость в колониях для пожизненно осужденных и что там производят?

— Учитывая особенности личности некоторых осужденных и характер совершенного преступления, не каждый из них может быть привлечен к труду. Однако трудовая занятость в таких колониях есть, и практически половина отбывающих пожизненный срок работают. Трудятся они в специально оборудованной рабочей камере, а в некоторых случаях — своей собственной. Осужденные в основном занимаются выпуском швейных изделий и обуви, сувенирной продукции, различных товаров народного потребления и изделий деревообработки.

— Правда ли, что они могут дистанционно получать высшее образование?

— Да, осужденные к пожизненному лишению свободы не ограничены в праве получать образование. По желанию и за свои средства они могут дистанционно обучаться в высших учебных заведениях. Кроме того, в исправительных учреждениях осужденные имеют возможность получить общее образование. Однако пользуются этим правом не так много осужденных. Сегодня в образовательных учреждениях, в том числе дистанционно, обучаются 42 человека.

— Менялись ли порядок и режим содержания пожизненно осужденных за последние 25 лет?

— Требования по размещению осужденных и соблюдению порядка в учреждениях для осужденных к пожизненному лишению свободы наиболее строгие, что обусловлено характером совершения преступлений и личностью преступников. Вместе с тем за время исполнения данного вида наказания требования по размещению осужденных, обеспечению безопасности сотрудников и иных лиц, которым законом предоставлено право посещения данных учреждений, претерпели ряд изменений.

Читайте так же:  Куда платить налог по усн доходы

Осужденным, отбывающим наказание в обычных условиях, увеличена продолжительность прогулки с полутора до двух часов, в облегченных условиях — до двух с половиной часов. Кроме того, предусмотрена возможность увеличения на 30 минут времени прогулки при хорошем поведении осужденного.

Введено право на предоставление двух краткосрочных и одного длительного свидания в течение года для осужденных к пожизненному лишению свободы, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания.

Также увеличено количество денежных средств, разрешенных к расходованию для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости.

Беседовал Александр Шашков

УДО Васильевой, закон и справедливость. Юридический анализ

Подпишитесь на рассылку новых материалов Carnegie.ru

Понравился материал? Подпишитесь на рассылку!

В очередной раз общественное мнение раскололось на два недружелюбных лагеря. Евгения Васильева, осужденная по уголовному делу «Оборонсервиса» на пять лет лишения свободы, условно-досрочно освобождена от отбывания наказания на основании постановления суда Владимирской области и в тот же день покинула колонию, где, со слов руководителей ФСИН, находилась с 23 июля 2015 года.

СМИ и блогосфера по этому поводу пестрили экспертными (и не только) мнениями адвокатов, юристов и иных лиц, тем или иным образом причисляющих себя к последним.

Юридические изыски сводились к трем понятным мыслям:
– Васильева должна вернуться в колонию;
– освобождение знаменитой дамы законно и обоснованно;
– надо запретить УДО в принципе.

На этой волне стали появляться совсем экзотические, но сегодня уже неудивительные инициативы депутатов Госдумы РФ лишить права на условно-досрочное освобождение виновных в коррупции и некоторых тяжких преступлениях. Ничем, кроме популизма и начала нового предвыборного цикла, подобные заявления объяснить нельзя. Внесение таких поправок ведет к дискриминации и прямому нарушению предусмотренного Конституцией РФ права каждого осужденного на помилование или смягчение наказания. Про доктрину уголовного права «наказываем, чтобы исправлять» депутаты, естественно, никогда не слышали.

Более оправданной в этой связи видится инициатива коллег из Совета Федерации по усовершенствованию института условно-досрочного освобождения, направленная на ресоциализацию и реабилитацию осужденных. Законопроект сенаторов дифференцирует условия и основания применения условно-досрочного освобождения в зависимости от вида и тяжести преступления, смягчая условия виновным в преступлениях небольшой тяжести и сохраняя суровые для совершивших тяжкие. Редкая по нынешним меркам гуманизация института УДО обнадеживает.

Однако предлагаем не вдаваться в мистификаторство и не гадать, была или нет гражданка Васильева узницей замка Иф, а посмотреть на ситуацию с применением к ней института условно-досрочного освобождения через призму уголовного закона и судебно-следственной практики.

Самый гуманный в мире

Становление института условно-досрочного освобождения в России началось еще в XIX веке и прошло в своем развитии четыре полноценных периода. Первоначальное формирование досрочного освобождения от наказания наблюдается в XIX – начале XX века, когда в 1819 году под покровительством императора Александра I создается Общество попечительное о тюрьмах, а одна из его задач – выкуп заключенных за долги. В 1845 году Уложением о наказаниях уголовных и исправительных введено применение досрочного освобождения из отряда «исправляющихся». Второй период ознаменован тюремной реформой 1879 года. Затем, в 1909 году, принят закон «Об условном досрочном освобождении», где впервые законодательно закреплено появление поощрительного института условно-досрочного освобождения, дошедшего до нас. В советский период в Уголовном кодексе 1922 года закреплено применение условно-досрочного освобождения к осужденным, «обнаружившим исправление», но с середины тридцатых годов (кто бы сомневался) практика применения УДО постепенно сокращается, и 15 июня 1939 года система досрочного освобождения заключенных отменена приказом НКВД СССР. Она вновь возродилась лишь спустя четыре десятка лет, под конец СССР. Четвертый период развития института связан с периодом демократических преобразований.

Сегодня действующее законодательство РФ устанавливает три основные цели наказания:
– восстановление социальной справедливости;
– исправление осужденного;
– предупреждение совершения им новых преступлений.

При этом законодатель исходит из того, что наказание, назначаемое судом, должно быть минимально достаточным для исправления осужденного. А учитывая, что наказание на осужденных влияет по-разному, цели наказания вполне могут быть достигнуты полностью или частично до полного отбывания срока. Для этого государством предусмотрен институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, позволяющий стимулировать осужденных к исправлению, отказу от преступной модели мышления и возвращению к нормальной жизни в обществе.

Кого освобождать

В соответствии с нормами УК РФ вопрос об условно-досрочном освобождении рассматривается судом, в том числе на основании ходатайства осужденного, с учетом требований ст. 79 УК. При этом не каждый желающий имеет право досрочно покинуть стены колонии. Есть опять же три необходимых для этого условия. Первое – суд, исследовав предоставленные стороной в материалы дела доказательства, должен признать, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Второе – осужденный должен возместить причиненный преступлением вред (полностью либо частично). Третье – фактическое пребывание осужденного в изоляции от общества должно составлять срок, регламентированный ст. 79 УК РФ, в зависимости от тяжести совершенного преступления, но не менее шести месяцев.

В законе предусмотрен ряд дополнительных условий для досрочного освобождения осужденного: поведение осужденного в период отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию (переводя с юридического – признает ли осужденный вину), однако они не обязательны для суда при принятии соответствующего решения.

Кроме того, в результате обобщения практики применения института УДО Пленум Верховного суда РФ 21 апреля 2009 года принял Постановление №8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания». Согласно п. 6 указанного акта: «Суды не вправе отказать в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания по основаниям, не указанным в законе, таким как наличие прежней судимости, мягкость назначенного наказания, непризнание осужденным вины, кратковременность его пребывания в одном из исправительных учреждений и т.д.».

В частности, в случае с Васильевой суд, руководствуясь Постановлением Пленума, верно применил арифметику по части отбытия осужденной Васильевой достаточного срока для применения к ней института УДО. Учитывая тяжесть совершенного ею преступления, срок, в течение которого Васильева должна была быть изолирована от общества в колонии, не мог быть менее двух лет и шести месяцев. И согласно тому же постановлению — ни кажущаяся многим мягкость назначенного наказания, ни отсутствие явного признания вины не являются препятствием для УДО. Например, досрочное освобождение девушек из Pussy Riot так же произошло без признания ими вины.

При этом, исходя из норм УПК РФ и УК РФ, время домашнего ареста (мера пресечения, избранная Васильевой) засчитывается в срок уголовного наказания в виде лишения свободы. Таким образом, суд при решении вопроса об условно-досрочном освобождении Васильевой правомерно учел два с половиной года, проведенные ею под домашним арестом, как фактически отбытый срок наказания. Следовательно, одно из трех обязательных условий для применения института УДО судом соблюдено.

Относительно второго условия – ущерб, причиненный преступлением и установленный в приговоре суда – более 216 млн рублей, был погашен. Вопрос о том, что ущерб возмещен за Васильеву, а не ею и не из принадлежащих ей средств, с точки зрения закона отношения к делу не имеет. На практике именно родственники возмещают ущерб за осужденных. Правовая природа денежных средств, поступивших в казну государства в счет возмещения ущерба, причиненного Васильевой, – это уже другая история. Несомненно, интересная, но проверяться должна отдельно.

И последнее, небесспорное, но неизмеримое в точности. Суд, основываясь исключительно на внутреннем убеждении, счел поведение осужденной Васильевой за весь период отбывания наказания положительным, учел возмещение ею ущерба, а также принял во внимание заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности ее условно-досрочного освобождения.

Закон и справедливость

В результате проведенного анализа действующего уголовного законодательства об УДО и судебно-следственной практики можно уверенно сказать, что решение суда Владимирской области о досрочном освобождении осужденной Васильевой в целом соответствует требованиям закона. Однако есть нюансы или буквы закона, которые несколько выпадают из общепринятого правового алфавита.

В соответствии с нормами УПК РФ постановление суда об УДО вступает в законную силу и обращается к исполнению по истечении десятидневного срока его обжалования в апелляционном порядке либо в день вынесения судом апелляционной инстанции определения или постановления. Очевидно, гражданка Васильева могла покинуть колонию, но только по прошествии десяти суток со дня вынесения постановления. То есть не ранее 4 сентября 2015 года.

Вопросы о досрочном выходе осужденной Васильевой из колонии есть, и задавать их надо руководству ФСИН, которое любезно освободило Васильеву до истечения установленного законом срока. Однако этот факт не является безусловным основанием для отмены постановления суда об условно-досрочном освобождении Васильевой. Подобный случай по «условно-досрочно-ускоренному» освобождению из колонии осужденной Васильевой явно свидетельствует о необходимости доработки института УДО и, возможно, дисциплинарных выводов в отношении некоторых сотрудников системы ФСИН.

Вместе с тем нельзя оставлять без внимания вопрос, почему соответствующее нормам права решение суда вызвало такой ажиотаж и неприятие в обществе. Про резонанс и размер похищенного понятно. Вдобавок многие ощутили себя оскорбленными принятым решением.

Невзирая на закрепленную в ч. 2 ст. 43 УК РФ цель наказания – восстановление социальной справедливости, общественность ощутила обратное: нашего мнения никто не спрашивал. Правда, общественность часто ратует за ужесточение наказания. Но даже позицией реально потерпевшей стороны по этому уголовному делу – Министерства обороны РФ, никто не поинтересовался. А следовало бы. Причем и поинтересоваться публично, и ответ тоже выслушать публично.

Абстрагируясь от ситуации с Васильевой – не всякий вред можно выразить в денежном эквиваленте, а тем более возместить деньгами, особенно моральный. А соблюдение цели наказания – восстановление справедливости – без удовлетворения, в том числе моральных требований потерпевшей стороны, невозможно. В действующем же законодательстве не предусмотрена обязанность суда оценивать, наряду с иными дополнительными основаниями, являющимися предпосылками к УДО, мнение потерпевшей по делу стороны. Такой правовой пробел можно и нужно устранить, дополнив ч. 4.1 ст. 79 УК РФ, предусматривающую процедуру рассмотрения судом ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении, нормой об обязательном участии в процессе потерпевшей стороны и выяснении судом ее мнения о досрочном освобождении осужденного.

Алексей Добрынин – партнер, адвокат Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Pen & Paper

Сергей Токарев – старший юрист, адвокат Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Pen & Paper

Дополнительное образование сегодня

В современной образовательной ситуации изменения в сфере дополнительного образования возникают двояким способом. Одни из них сопровождают начавшуюся модернизацию образования, организуемую сверху. Другие возникают как следствия самоорганизующихся культуросообразных процессов, идущих снизу и чаще всего вне формальной реорганизации – собственным неспешным ходом. Практика прошлого была связана с изменениями сверху. Сегодня в существующих учреждениях дополнительного образования детей (УДО) и в соответствующих блоках дополнительного образования в школах все чаще приветствуется инициатива снизу. Получается, что и тот и другой способ присутствуют. Эти разнонаправленные изменения постепенно создадут, будем надеяться, условия для становления обновленной, открытой системы дополнительного образования детей, отвечающего современным запросам общества.

Читайте так же:  Договор общие положения литература

Одно из таких условий – становление и последовательное развитие в УДО демократического детско-взрослого сообщества и разнообразных форм сотрудничества, т.е. целенаправленной совместной деятельности детей, педагогов, администрации и родителей на основе единых подходов и позиций. Здесь речь идет не о модернизации с целью «усовершенствовать» старые управленческие установки, не о введении дополнительных механизмов регулирования сверху или умножения приказов и инструкций, а, прежде всего, о расширении практики совместных действий, об обеспечении публичности управления и активного участия общественности (педагогов, родителей, детей) в планировании, организации и экспертизе деятельности УДО.

Например, ранее вычеркнутые из практики пионерские отряды возрождаются сегодня как новая практика создания детско-взрослых общностей с явной социальной направленностью. Или появились варианты объединения педагогов в профессиональные сообщества с целью создания новых видов досуговой и развивающей деятельности для детей.

Теперь о социальных запросах общества. Каков сегодня социальный заказ, то есть те условия и требования, которые предъявляет общество в лице детей и родителей, педагогической общественности, управленческих структур и другого окружения УДО, прежде всего, к содержательной стороне деятельности? Здесь несколько позиций.

Необходимость изменения УДО, переход его в новое качественное состояние определяется рядом современных обстоятельств, зафиксированных в «Стратегии развития дополнительного образования» (1994 г.) и др. документах:

  1. Взгляд на человека как специалиста уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития.
  2. Усиливается тенденция перехода от техногенной к антропогенной цивилизации.
  3. Культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у родителей.

Следовательно, возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества, концентрация внимания системы дополнительного образования на индивидуальности каждого ребенка, каждого педагога и каждого родителя.

Если еще несколько лет назад родители устремлялись со своими чадами в коллективы явно знаниево-ориентированные (английский язык, информатика и проч.), то сегодняшние родители хотят, чтобы их дети «росли здоровыми», «развивались творчески», «находили занятия для души», «учились общаться с другими», т.е. идет ориентация на коллективы с физкультурно-оздоровительной и развивающе-творческой направленностью. Таким образом, социальный запрос общества в лице родителей делает поправку на человеческие ценности в дополнительном образовании.

«Рентабельность» системы работы УДО, «конкурентоспособность» его на рынке образовательных услуг, безусловно, зависит от состояния его материально-технической базы. Создание современных минимально необходимых и достаточных условий для функционирования творческих объединений – насущная задача.

Определяя главные приоритеты в своей деятельности, УДО должно ориентироваться на современные тенденции развития воспитательных внешкольных учреждений – таких, как:

  • оснащенность образовательного процесса программами, помогающим детям овладеть функциональной грамотностью;
  • предоставление каждому ребенку свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения;
  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы;
  • личностно-деятельностный характер образовательного процесса;
  • профориентация, возможность получения допрофессионального и начального профессионального образования;
  • социокультурная направленность всех мероприятий.

Среди интересных находок для повышения «конкурентноспособности» Центров детского творчества можно назвать следующие: создание комплексных образовательных программ (где могут быть объединены различные виды творческой деятельности, либо несколько педагогов могут осуществлять одну программу); организация и проведения «Дней свободного выбора» (когда ребенок может пойти на занятия в другой творческий коллектив либо к другому педагогу); заключение договоров со школами о взаимозачете оценок в школьную ведомость по виду деятельности в УДО (например, ребенок, занимающийся в ИЗО-студии, может не посещать занятия рисования в школе, а оценку по ИЗО ему выставляет педагог доп. образования); объединение детей из разных творческих объединений и их родителей в коллективных видах досуговой деятельности («Веселые старты», интерактивные театрализованные представления, концерт для ветеранов и проч.); введение новых видов деятельности (проектная деятельность, создание программ для дошкольников).

Любое учреждение дополнительного образования, осуществляя гражданскую и государственную политику в области образования, в общем направлении развития (в так называемом «едином образовательном пространстве») должен иметь реальную собственную составляющую, связанную с задачами демократизации жизни УДО и, в частности, обеспечения политики партнерства родителей и УДО, сотрудничества и сотворчества детей, педагогов и родителей. (В Законе РФ «Об образовании» закреплено прямое право родителей участвовать во всех делах образовательного учреждения).

Например, в ряде учреждений дополнительного образования уже созданы и работают Попечительские советы – новая и прогрессивная форма участия родителей в образовательном процессе. Многие учреждения сегодня активно привлекают родительское финансирование, но мало кто думает о том, как еще можно реально привлечь родительскую инициативу. Вариантов здесь масса – и совместные дела, и родительские собрания, и создание родительских советов, и даже организация Родительской школы (а почему бы и родителям не поучиться, пока дети занимаются?)…

Какое дополнительное образование мы строим? Какая образовательная система сегодня и завтра будет востребована? Любое планирование, построение перспектив развития начинается с анализа деятельности, с поиска того, что хорошо, что плохо. Поводя экспертизу образовательной среды в УДО, мы выявили ряд общих моментов.

Планомерно развивая УДО, ориентированный на ребенка, нужно уметь преодолевать некоторые негативные тенденции. По всем позициям налицо кризис существующих типов деятельности и отношений субъектов образовательного пространства УДО:

  • между сложившимся формальным (документальном, псевдодеятельностным) подходом к организации деятельности УДО и необходимостью создания деятельностного и содержательного подхода;
  • между устаревшим содержанием деятельности и структурой организации УДО и поставленными администрацией задачами обновления УДО, переопределения смыслов, ценностей и целей образовательной деятельности;
  • между корпоративным подходом в управлении деятельностью УДО и его недостаточностью для задач развития УДО;
  • между недостаточным уровнем педагогического мастерства и психолого-педагогической компетентности ряда педагогов и необходимостью опираться в развитии УДО на грамотные и готовые к изменениям и сотрудничеству педагогические кадры;
  • между формальной методической работой, практическим отсутствием работы методистов, отделов и актуальной потребностью педагогов получать грамотную методическую помощь и поддержку в своей работе, иметь возможность получать информацию по своему направлению и участвовать в коллективном обсуждении с коллегами педагогических и иных проблем УДО;
  • между педагогическими установками на «некомпетентность» родителей, нежеланием и неготовностью включить их в образовательных процесс и стремлением и готовностью родителей активно участвовать в нем;
  • между традиционными установками педагогов в отношении детей на послушание и подчинение педагогу и стремлением современных детей к большей самостоятельности и к расширению прав на определение приоритетов и содержания работы творческого объединения, в том числе на индивидуальную образовательную траекторию;
  • между уставшими материально-технической базой и средствами образования и введением новых образовательных программ, курсов, постановкой современных образовательных задач, требующих реконструкции и технической модернизации.

Вышеперечисленные позиции могут лечь в основание проведения внутренней экспертизы деятельности УДО. Такая экспертиза с привлечением внешних авторитетных экспертов может помочь администрации увидеть перспективы развития учреждения, а педагогическому коллективу – узнать и развить свой творческий потенциал.

Реальная (не декларируемая) демократизация управления УДО должна вести, прежде всего, к развитию практики:

  • совместного (с педагогами, родителями и детьми) определения проблем их жизни в УДО и их ранжирования;
  • совместного обсуждения проблем и возможных способов их решения;
  • выявления всех предпочтений и существующих мнений в ходе обсуждения проблем, а не позиций;
  • принятия окончательных публичных решений на основе достижений консенсуса и учета мнения всех участников дискуссий;
  • признание права меньшинства влиять на принятие решений;
  • обеспечение выбора поля совместной деятельности (в том числе и для тех, кто оказался в меньшинстве);
  • открытого оперативного управления;
  • публичного анализа итогов сотрудничества (в том числе в рамках общественной экспертизы деятельности педагогической системы УДО в целом).

Педагог, понимающий свою задачу односторонне («научить рисовать натюрморты», «выучить па-де-де»), не станет заботиться об эмоциональном развитии ребенка, расширении его способности к коммуникации, к саморазвитию. Деятельность педагога может быть формальной, узко дисциплинарной, монотонной, навязанной, репродуктивной («Я передаю знания, учу детей танцевать уже 15 лет – делать такие-то па…»), а должна решать развивающие творческие задачи, нести позитивный, социально окрашенный заряд, быть привлекательной для детей.

Выход здесь такой: в простраивании осознанной деятельности педагога сверху – через поощрения, педагогические советы, методические объединения, учебы, тренинги; снизу – через собственный анализ и рефлексию педагогом своей деятельности (что опять-таки надо организационно выстраивать). Необходимо соотнесение реальной деятельности педагога с его образовательной программой, выявление «белых пятен» и заполнение их реальным содержанием.

Если УДО не может создать для ребенка условий для творчества (сначала, конечно, субъективного) – значит, в нем надо многое менять. УДО призвано подвести каждого воспитанника к его собственному открытию: показать ему, что это такое – «самому сделать открытие» и как это здорово – изобрести, придумать что-то полезное, новое, творческое (пусть сначала это будет новое движение в танце или сочиненная самим ребенком песенка). Чтобы появилась возможность у ребенка создать что-то свое, несомненно, надо использовать знакомство с творчеством великих, с образцов творчества в разных направлениях искусства, науки, техники. Ограничение прикосновением исключительно к «творчеству» одного педагога явно недостаточно, если мы говорим о профессионализме в деятельности, и вообще о воспитании. Необходимо включение в образовательные программы, в положения о деятельности детских объединений УДО этих вопросов. А главное, надо выстраивать практику организации и проведения подобных дел.

Следующий, не менее значимый аспект развития – общение. Общение – важный вид деятельности детей в УДО, что во многом дает ему преимущество перед школой. Дети, лишенные полноценного общения, плохо чувствуют себя в жизни. Воспитанники

УДО чаще всего обречены на одностороннее общение – педагог вещает, дети внимают. Организацию межличностного общения между детьми не все педагоги считают необходимым и полезным специально организовывать. На наш взгляд, это в корне неверно. Педагогу УДО должно быть важно помочь ребенку овладеть многообразными языками общения, что требует предварительного научения в разных формах общения.

Здесь есть два пути: 1) путь пассивного отражения происходящего и реакции на происходящее и 2) путь активного самоопределения, попыток вмешиваться в события, влиять, изменять, выстраивать новые отношения. Это путь, основанный на заинтересованном познании, понимании происходящего, способности активно взаимодействовать с другими.

Что для решения этого вопроса можно делать: организовывать общение взрослых (педагогов, родителей) и детей, используя игры, социально значимую (прежде всего направленную на людей, нуждающихся во внимании – ветеранов, инвалидов, детей с особенностями развития) и творческую деятельность (КТД, представления, фестивали, спартакиады и проч.), помогая каждому найти себя в общности, стать лидером в каком-либо направлении, вести диалог, быть готовым к разумным компромиссам, жить по нормам толерантности (терпимости), без чего невозможно достижение счастья и успеха для себя и для другого.

Для педагога, стремящегося к изменениям в дополнительном образовании сегодня, становится главным создание условий для внутреннего развития каждого ребенка средствами своего вида творческой деятельности и разных видов социального творчества.