Требования рд-10-33-93

РД 10- 33-93 (с изм — РД 10-231-98)

Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации

Предлагаем прочесть документ: Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации. Если у Вас есть информация, что документ «РД 10- 33-93 (с изм — РД 10-231-98)» не является актуальным, просим написать об этом в редакцию сайта.

РД 10- 33-93 (с изм — РД 10-231-98)

Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации

На нашем сайте можно бесплатно скачать Руководящий документ РД 10- 33-93 (с изм — РД 10-231-98) в удобном формате. Узнать актуальный статус документа «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации» на 2016 год.

Стропы грузовые общего назначения. требования к устройству и безопасной эксплуатации РД 10-33-93

Стропы грузовые общего назначения. требования к устройству и безопасной эксплуатации РД 10-33-93

(утв. Госгортехнадзором РФ от 20 октября 1993 г.)

(в редакции изменения № 1, утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 8 сентября 1998 г. № 57)

1. Типы и основные параметры

2. Технические требования

4. Правила приемки

5. Методы контроля и испытаний

6. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

7. Указания по эксплуатации

8. Гарантии изготовителя

Приложение 1. Технические характеристики, конструкции и размеры канатных и цепных стропов общего назначения и их типовых элементов

Приложение 2. Бирки маркировочные

Приложение 3. Требования к перемещению грузов с помощью стропов

Приложение 4. Форма паспорта стропа

Приложение 5. Форма журнала учета и осмотра стропов

Ссылочные нормативно-технические документы к РД 10-33-93

Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на стропы из стальных канатов и цепные стропы, используемые для подвески грузов к крюкам грузоподъемных машин, предназначенные для применения на промышленных предприятиях, а также на транспортных и складских объектах, выпускаемые в виде отдельных единиц или мелких партий климатического исполнения ТУ и У по ГОСТ 15150.

1. Типы и основные параметры

1.1. Стропы должны изготавливаться:

ветвевыми со звеньями (элементами) для навески на крюк крана и подсоединения груза;

кольцевыми в виде замкнутой петли для непосредственной обвязки груза.

Грузовые канатные стропы изготавливаются из отрезков стальных канатов (рис. П. 1.21-П.1.26), грузовые цепные стропы – из отрезков круглозвенных цепей (рис. П.1.27-П.1.29).

1.2. Грузоподъемность стропов должна выбираться из следующего ряда: 0,5; 0,63; 1,0*; 1,6; 2,0*; 3,2*; 5,0*; 6,3; 8,0; 10*; 12,5*; 16*; 20*; 25; 32*; 40 и 50 т (звездочкой отмечены стропы, рекомендуемые для преимущественного применения).

2. Технические требования

2.1. Общие требования

2.2. Требования к конструкции стропов

2.3. Требования к материалам

2.4. Требования к элементам стропов

2.5. Требования к выполнению сварных соединений

2.6. Требования к покрытиям

2.1. Общие требования

2.1.1. Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.

Проектирование и изготовление грузовых стропов должны проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными специалистами и техническими средствами, обеспечивающими проектирование и изготовление стропов в полном соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.

Для получения разрешения (лицензии) на изготовление стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы госгортехнадзора документы, указанные в п. 2.1 Положения о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.93 № 20.

К заявлению предприятия – изготовителя стропов должны быть приложены и другие документы, подтверждающие возможность и готовность качественного изготовления стропов, в том числе:

технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;

рабочие чертежи стропов;

описание технологического процесса изготовления стропов (технологические карты);

сертификаты на канаты и цепи;

справка о наличии аттестованных специалистов (при необходимости выполнения сварочных работ).

Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть снабжены паспортом (форма Паспорта стропа приведена в приложении 4).

2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.

2.1.3. Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех– и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° (рис. 1).

2.1.4. Расчет трех– и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.

Читайте так же:  Возврат ндс германии при покупке автомобиля

Рис. 1. Строповка груза двух– (а), трех– (б) и четырехветвевыми (в) стропами

2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.

2.1.6. При проверке прочности сечения рабочей части крюка стропа и учете кривизны последнего запас прочности по отношению к пределу текучести материала принимают не менее 1,2, а для сечения ветвей головки крюка с проушиной при расчете на растяжение – не менее 1,5.

2.1.7. При расчете петель всех типов их прямолинейные участки рассчитывают на растяжение; запас прочности по отношению к пределу прочности материала должен быть не менее 5,0. Для криволинейных участков при расчете с учетом их кривизны запас прочности для внутренней стороны сечения должен быть не менее 1,1 по отношению к пределу текучести материала, а на внешней стороне – не менее 1,3 по отношению к пределу прочности материала.

2.1.8. Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру выше 300 °C, но не более 500 °C, снижают на 25 %, а выше 500 °C – на 50 %.

2.1.9 Канатные стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником, допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 100 °C, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим сердечником, с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, – не выше 150 °C.

Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400 °C, снижают на 25 %; перемещение грузов, имеющих температуру выше 400 °C, не допускается.

2.1.10. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать 1 % длины ветви.

2.2. Требования к конструкции стропов

2.2.1. В цепных стропах должны применяться круглозвенные грузовые цепи по ТУ 12.0173856.009 типов 1 и 3, а также цепи по ТУ 12.0173856.015 типа А исполнения 2.

Применение цепей других типов допускается по согласованию с ВНИИПТМАШ.

2.2.2. Для сращивания цепей допускается использовать электро– или кузнечно-горновую сварку или специальные соединительные звенья.

2.2.3. В канатных стропах должны применяться круглопрядные канаты двойной свивки, изготавливаемые по техническим условиям ГОСТ 3241.

Рекомендуется применять канат крестовой свивки с сердечником из пеньки, сизаля и хлопчатобумажной пряжи. Допустимо применение канатов с сердечниками из других материалов с учетом температурного режима использования стропов.

Рекомендуется применять канаты по ГОСТ 3071, ГОСТ 3079, ГОСТ 2688 и ГОСТ 7668, а для перемещения грузов, имеющих температуру до 400 °C, – по ГОСТ 7669.

2.2.4. Соединение концов канатов следует выполнять заплеткой или опрессовкой алюминиевыми втулками.

Применение соединений других видов допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

Соединение, выполненное путем оковки каната кольцами, не допускается.

2.2.5. Для подсоединения ветвей канатных стропов к звеньям должны применяться коуши. Рекомендуется применять коуши по ГОСТ Р 50090.

2.2.6. Для навески ветвей на грузовой крюк применяются звенья в виде неразъемных и разъемных петель, а для захвата груза – в виде крюков, скоб и петель.

2.2.7. Рекомендуемые конструкции стропов и их элементов приведены в приложении 1.

2.3. Требования к материалам

2.3.1. Элементы стропов, подвергающиеся сварке при изготовлении, должны изготавливаться из сталей, предусмотренных в РД 24.090.52, с учетом температурных условий эксплуатации стропов.

2.3.2. Для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения ТУ по ГОСТ 15150 рекомендуется применять стали марок Ст3сп, Ст3пс с гарантией свариваемости по ГОСТ 380 и сталь 20 по ГОСТ 1050; для стропов климатического исполнения У – стали марок 09Г2 и 09Г2С с гарантией свариваемости по ГОСТ 19281.

2.3.3. Применение углеродистых сталей марок Ст3сп, Ст3пс для подвергающихся сварке элементов стропов климатического исполнения У допускается только при условии проверки ударной вязкости материала при температуре -40 °C в соответствии с ГОСТ 9454. Минимально допустимое значение ударной вязкости 30 Дж/см2.

2.3.4. Втулки для соединения канатов опрессовкой следует выполнять из алюминиевых сплавов марок АДО, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784.

2.3.5. Применение материалов, не указанных в п. 2.3.1–2.3.4, допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.

2.4. Требования к элементам стропов 2.4.1. Стальные канаты, применяемые для изготовления грузовых стропов, должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат или копию сертификата предприятия – изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241-80 «Канаты стальные. Технические условия”. При получении канатов, не снабженных сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанным стандартом.

Взамен ГОСТ 3241-80 постановлением Госстандарта СССР от 21 ноября 1991 г. 1775 с 1 января 1993 г. введен в действие ГОСТ 3241-91

Круглозвенные сварные и штампованные цепи, применяемые для грузовых стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные” или техническим условиям, утвержденным в установленном порядке. Цепи должны иметь сертификат.

2.4.2. Ветви канатных стропов должны изготавливаться из цельного каната. Наращивание канатов не допускается.

2.4.3. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно быть не меньше указанного в табл. 1.

Таблица 1

Зависимость числа проколов каната каждой прядью от его диаметра

Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди).

Читайте так же:  Экспертиза жилых частных домов

2.4.4. При заделке концов каната заплеткой места сплетения проволок должны обкатываться обжимными роликами или протягиваться через обжимную втулку. Разрешается при индивидуальном изготовлении место заплетки стропа уплотнять простукиванием молотком.

2.4.5. После отрезки технологических припусков концы прядей должны быть заделаны способом, исключающим их разматывание и повреждение рук стропальщика.

2.4.6. Место сплетения не должно иметь выступающих концов проволок. Рекомендуется обматывать место сплетения проволокой или снабжать его защитной оболочкой другого вида.

При защите места сплетения оплеткой или оболочкой должно быть обеспечено перекрытие участка с выступающими концами проволок на 10–30 мм.

2.4.7. Требования к выполнению заделки концов канатов опрессовкой алюминиевыми втулками приведены в приложении 1.

2.4.8. Крюки должны изготавливаться ковкой или штамповкой. Допускается изготовление крюков из листовой или полосовой стали при условии направления волокон вдоль вертикальной оси крюка. Крюки грузоподъемностью до 1 т допускается изготовлять гибкой из прутков по технологии, согласованной со специализированной организацией по кранам.

При изготовлении кованых и штампованных крюков сварка не допускается.

Крюки, изготовленные из листовой стали и круглого прутка, после сварки должны подвергаться нормализации.

Крюки должны снабжаться предохранительными замками.

2.4.9. Петли и скобы должны изготавливаться гибкой; допускается изготовление их ковкой, штамповкой или плазменной резкой из листового или полосового материала.

Применение других способов резки допускается при согласовании технологического процесса резки со специализированной организацией по кранам.

2.4.10. При изготовлении элементов, указанных в п. 2.4.8 и 2.4.9, холодной гибкой относительные радиусы гибки (по внутренней поверхности) не могут быть меньше значений, приведенных в табл. 2.

2.4.11. Качество поковок для кованых и штампованных крюков (захватов) должно соответствовать группе II по ГОСТ 8479.

2.4.12. На поверхности крюков, звеньев и других элементов стропов не допускаются трещины, плены, расслоения, волосины и надрывы.

Заваривать и заделывать указанные дефекты не разрешается.

Таблица 2

Зависимость радиуса гибки r от толщины элемента

Допускаются отдельные вмятины глубиной в пределах допуска на размеры материала, из которого изготовлены элементы.

2.4.13. Сварной шов треугольного звена (петли) должен располагаться в центре нижней прямолинейной части звена, а овального кольца – на прямолинейной части.

2.4.14. Крюки после ковки или штамповки, разъемные звенья после гибки и неразъемные звенья после сварки должны пройти термообработку и быть очищены от окалины. Вид термообработки – нормализация.

Для элементов, изготовленных из низколегированных сталей, твердость после нормализации не должна превышать НВ 140.

2.5. Требования к выполнению сварных соединений

2.5.1. При изготовлении неразъемных звеньев рекомендуется применять электрическую контактную сварку оплавлением; допускается применять электрическую дуговую сварку и кузнечно-горновую сварку.

Другие виды сварки могут быть применены по согласованию со специализированной организацией по кранам.

2.5.2. Конструкция шва, сварочные материалы, технология выполнения сварного соединения и методы контроля должны обеспечить прочность соединения не ниже прочности основного металла.

2.5.3. При применении контактной сварки увеличение диаметра сечения d в месте сварки не должно превышать 0,1d. Образовавшийся в месте стыка грат должен быть зачищен заподлицо с основным металлом.

Смещение свариваемых концов в месте стыка не должно превышать значений, указанных в табл. 3.

Таблица 3 Допускаемое смещение концов свариваемых элементов в местах стыка

РД 10-33-93 Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации

Дайджест документа (выдержка из текста)

Название:
Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации

Текст документа входит в версии :

РД 10-33-93 (с изм — РД 10-231-98)

Коротко о файле: Стропы грузовые общего назначения.Требования к устройству и безопасной эксплуатауии.

Размер: 842.05 KB
Скачиваний: 4652

Похожие документы в этом разделе

Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.

Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России

Межотраслевые правила по охране труда. (Правила безопасности) при эксплуатации электроустановок .

Положение о преднадзоре за строительством и реконструкцией систем газоснабжения.

Основные положения РД 10 33 93 “Стропы грузовые общего назначения”

Стропы являются одним из древнейших и неотъемлемых элементов практически любых грузоподъёмных работ. Простая на вид конструкция сочетается с огромной функциональностью, которая позволяет использовать изделие для подъёма и транспортировки практически любых грузов, вне зависимости от его габаритов, массы и конструктивных особенностей.

Различают три вида стропов:

Разницу между ними определить несложно. Так текстильные стропы, например, отличаются меньшей жёсткостью и большей длиной; использование их наиболее оптимально при перемещении крупногабаритных хрупких предметов, а также грузов с недавно окрашенной или лакированной поверхностью (в целях предотвращения возможных повреждений при строповке.

Пусть Вас не обманывает слово «текстиль» – данные стропы могут отличаться высокой грузоподъёмностью, вплоть до 16 тонн (определить грузоподъёмность изделия «на глаз» нетрудно – обратите внимание на его окраску, которая отнюдь не зависит от эстетических пристрастий изготовителя).

Канатные стропы не слишком популярны, так как отличаются крайне малым показателем гибкости, а в случае повреждения их ремонт очень труден (в силу использующегося канатного плетения из проволочных стренг). Зато такие конструкции могут выдерживать гораздо большие нагрузки, могут использоваться в широком диапазоне температур, а использование элементов из нержавеющей либо стали с защитным антикоррозийным покрытием полностью исключает возможность порчи изделия от влаги и сырости.

Ну и, пожалуй, самыми популярными видами грузовых стропов считаются цепные. По сути, они представляют собой удачную комбинацию гибкости и прочности при удобном хранении и использовании (последнее заключается ещё и в простоте ремонта – в случае поломки или деформации повреждённое звено просто удаляется из состава цепи либо заменяется на новое).

Читайте так же:  Заканчивается лицензия на drweb что делать

Кроме того, данные стропы очень удобны при подъёме грузов с острыми краями, а также могут применяться при крайне высоких температурах и даже для подъёма раскалённых или расплавленных грузов, что делает их незаменимыми при работе в металлургической промышленности.

Производство канатных и цепных стропов строго регламентируется положениями руководящего документа под номером 10-33-93 (с последующими изменениями – РД 10-231-98). В этой статье мы вкратце рассмотрим некоторые положения данного документа.

РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения» – основные положения

В первую очередь, определяются используемые конструкции грузовых строп. Всего выделяют два типа – ветвевые, оснащённые крюком для захвата и петлёй для крепления к тросу подъёмного крана и кольцевые – сомкнутые в петлю, использующиеся для обвязки груза и обычно применяющиеся совместно с ветвевыми стропами.

Независимо от типа конструкции, для изготовления канатных стропов используются отрезки стальных тросов, для цепных, соответственно, цепи с круглыми звеньями одинакового диаметра. Грузоподъёмность конструкции может колебаться от 500 килограмм до 50 тонн и в обязательном порядке указывается в технической документации изделия и на специальных бирках.

Изготовлением грузовых стропов могут заниматься лишь предприятия, имеющие соответствующую лицензию, заверенную органами контроля, и подтверждающую квалификацию персонала и наличие соответствующего уровня технического обеспечения для проектирования и изготовления в соответствии с нормами РД.

Итоговая документация, которая выдаётся такими предприятиями, обязательно включает в себя:

  • копию технического задания, предоставленного заказчиком;
  • полные графические схемы всех элементов стропа с текстовыми пояснениями;
  • технологическую карту, включающую в себя перечень и подробное описание процессов производства изделия;
  • сертификаты, подтверждающие проведение испытаний пригодности изделия в лабораторных условиях с применением нагрузок, значение которых должно превышать номинальные в среднем на 25%;
  • при использовании в процессе изготовления сварочных швов – справка о соответствующем образовании проводившего сварку специалиста.

Какие требования предъявляются к стропам?

В силу простоты конструкции предъявляемых требований не слишком много, однако выполнение их неукоснительно, а любая халатность недопустима и карается согласно трудовому законодательству. В первую очередь, они касаются конструкции строп, а именно:

  • важно упомянуть также и о завивке концов канатов, а также способах их соединений при использовании кольцевого типа конструкции. Для завивки обычно используется заплётка тонкой проволокой диаметром до 1 мм, для соединения – опрессовка втулкой из алюминиевого сплава;
  • при использовании комбинированной системы из канатных и цепных видов стропов используются специальные крепёжные приспособления, которые называются коушами, которые предотвращают повреждение оплётки. Коуши могут быть полукруглыми, треугольными, каплевидными, а также выпускаться в нестандартных формах согласно выданному техническому заданию.

Для размещения стропа на грузовом тросе подъёмника используют петли либо специальные овальные звенья – неразъёмные или с замком. Для осуществления захвата груза могут также использоваться петли, но чаще – крюки на стандартной или карабинной основе.

Материалы стропов и дополнительные элементы

Все материалы, использующиеся при производстве стропов и их комплектующих проходят тщательную проверку на соответствие нормам государственных стандартам, список которых чересчур широк, чтобы упоминать его здесь. Чаще всего на изготовление идёт сталь СТ3СП или СТ3ПС с учётом планируемого температурного режима, а также сталь 20 для работы в условиях высокой влажности.

При наличии сварных соединений наилучшим вариантом будет сталь 092ГС. Для соединительных и концевых втулок используются алюминиевые сплавы повышенной прочности. Государственным стандартом под номером 4784 допускается использование сплавов АД0, АД1, АД31 и АМЦ.

Использование стропа из стали СТ3СП и СТ3ПС допускается лишь при наличии соответствующего сертификата, подтверждающего проверку его в лабораторных условиях на предмет ударной вязкости при низких температурах (вплоть до -40 С).

Наличие сертификатов соответствия также является обязательным условием для использования всех элементов, входящих в сборку грузовых стропов. В частности, стальные канаты, использующиеся в производстве канатных моделей, должны в полной мере соответствовать ГОСТ 3241-80; штампованные и сварные цепи – ГОСТ 228.

Строго запрещается наращивание ветвей канатных стропов. Количество проколов каната отдельными стренгами не должно превышать 4-6 (при соответствующей толщине каната от 15 до 60 мм).

Грузовые крюки изготавливаются с использованием ковки либо штамповки из листовой стали. Применение сварки запрещается! При изготовлении крюков, нагрузка на которые не будет превышать одной тонны, допускается использование стальных прутов. В целях предотвращения срыва груза крюки снабжаются замками на карабинной основе.

Концевые петли и скобы изготавливаются с использованием гибки, ковки или штамповки. Радиус гибки при этом напрямую зависит от диаметра троса и материала, из которого он изготовлен.

На поверхности крюков, скоб, петель и прочих захватных элементов не допускается наличие каких-либо царапин, трещин, расслоений и истираний. Допускаются малые деформации в зависимости от типа используемого материала и размеров изделия.

РД 10-33-93 — текст бесплатно, скачать РД 10-33-93

РД 10-33-93. Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации — сохранить текст (скачать) бесплатно

Машины грузоподъемные. Выбор материалов для изготовления, ремонта и реконструкции сварных стальных конструкций.

Краны грузоподъемные. Типовые программы и методики испытаний

Краны грузоподъемные. Технические условия на капитальный, полнокомплектный и капитально-восстановительный ремонты

Краны стреловые самоходные и краны-манипуляторы капитальный ремонт общие технические условия

Сварка и контроль качества сварных соединений металлоконструкций зданий при сооружении промышленных объектов