Требования при передаче персональных данных работников

Глава 14. Защита персональных данных работника (ст.ст. 85 — 90)

Глава 14. Защита персональных данных работника

О персональных данных см. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 86 ТК РФ. Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты

Новая редакция Ст. 86 ТК РФ

В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны соблюдать следующие общие требования:

1) обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;

2) при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

3) все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;

4) работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами;

5) работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;

6) при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;

7) защита персональных данных работника от неправомерного их использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

8) работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;

9) работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;

10) работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.

Комментарий к Статье 86 ТК РФ

В статье 86 Трудового кодекса РФ содержится перечень требований по обработке персональных данных работника и гарантии их защиты. В перечне всего 10 пунктов. В частности, согласно пункту 1 этого перечня, обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения российского законодательства, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.

Другой комментарий к Ст. 86 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Конвенция Совета Европы «О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных» предъявляет к работе с персональными данными следующие требования. Персональные данные должны:

быть получены и обработаны добросовестным и законным образом;

накапливаться для точно определенных и законных целей и не использоваться в противоречии с этими целями;

быть адекватными, относящимися к делу и не быть избыточными применительно к целям, для которых они накапливаются;

быть точными и при необходимости обновляться;

храниться в такой форме, которая позволяет идентифицировать субъектов данных не дольше, чем этого требует цель, для которой эти данные накапливаются.

Принципы обработки персональных данных сформулированы в ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»: 1) законность целей и способов обработки персональных данных и добросовестность; 2) соответствие целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям оператора; 3) соответствие объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных; 4) достоверность персональных данных, их достаточность для целей обработки, недопустимость обработки персональных данных, избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе персональных данных; 5) недопустимость объединения созданных для несовместимых между собой целей баз данных информационных систем персональных данных.

Персональные данные работника собираются и обрабатываются работодателем и его представителями исключительно в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает более конкретные цели обработки персональных данных работника. Работа с ними осуществляется работодателем не только напрямую в целях обеспечения личной безопасности работников (обеспечение права на труд в условиях безопасности и гигиены), содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе (обеспечение прав на заключение трудового договора, профессиональную подготовку, развитие личности), но и в целях оптимального исполнения работодателем своих обязанностей перед работником, а также для обеспечения контроля количества и качества выполняемой работы, обеспечения сохранности имущества. Следует иметь в виду, что в данном случае речь идет об обеспечении сохранности имущества работодателя. Достижению данной цели способствует, например, получение работодателем информации о приговоре суда, которым работник лишен права заниматься деятельностью, связанной с обслуживанием денежных, товарных ценностей или иного имущества.

2. Кодекс не содержит перечня сведений, которые работодатель вправе собирать в отношении конкретного работника, ограничиваясь указанием, что при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с ТК РФ (см. ст. 65 ТК РФ и комментарий к ней) при приеме на работу работодатель получает о работнике следующую информацию:

— о трудовом стаже работника, подтверждаемом трудовой книжкой (данная информация необходима для определения размера выплачиваемого работнику пособия по временной нетрудоспособности);

— о регистрации работника в системе государственного пенсионного страхования, подтверждаемой страховым свидетельством государственного пенсионного страхования;

— о состоянии работника на воинском учете, подтверждаемом документами воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

— об образовании, квалификации работника, наличии у него специальных знаний, подтверждаемых документами об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);

— о возрасте работника, месте его жительства, подтверждаемых паспортом или иным документом, удостоверяющим личность;

— о наличии или отсутствии у работника семейных обязанностей, что подтверждается паспортом.

Перечень стандартизированных персональных данных работника, получаемых от него работодателем, можно определить на основании Постановления Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», которым, в частности, утверждена форма личной карточки работника. К этим сведениям относятся данные о дате и месте рождения работника; гражданстве, знании иностранного языка; образовании (образовательном учреждении, которое окончил работник, квалификации по диплому); состоянии работника в браке, составе семьи с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения ближайших родственников; документе, удостоверяющем личность работника; адресе места жительства (по паспорту и фактическом); номере домашнего телефона; о состоянии работника на воинском учете.

Как мы можем видеть, круг сведений, определенных данным Постановлением, расширен по сравнению с федеральным законом. При этом сбор информации о ближайших родственниках работника, за исключением информации о детях или родственниках, за которыми требуется постоянный уход, не соответствует общему принципу, согласно которому работодатель собирает только ту информацию, которая может быть использована в трудовых отношениях. Впрочем, получение указанной информации не предусмотрено федеральным законом, и отказ работника от ее предоставления не может повлечь для него неблагоприятных последствий.

Помимо указанного работодатель может получать информацию о состоянии здоровья работника путем проведения в установленных федеральными законами случаях медицинского освидетельствования при заключении трудового договора, периодических и внеочередных медицинских осмотров (см. ст. ст. 69, 213, 266 ТК РФ и комментарий к ним), о членстве работника в профессиональном союзе, его профсоюзной деятельности (см. ст. ст. 37, 373, 374, 376 ТК РФ и комментарий к ним).

Читайте так же:  Бланк трудовой договор ип с работником образец

В силу своих обязанностей налогового агента работника (ст. 24 Налогового кодекса) работодатель должен иметь информацию о дате рождения работника, реквизитах документа, удостоверяющего личность работника-налогоплательщика, полном адресе постоянного места жительства работника-налогоплательщика, идентификационном номере налогоплательщика — физического лица (если такой номер имеется), номере страхового свидетельства работника в системе обязательного пенсионного страхования (если такой номер имеется), а также информацию, на основании которой производятся налоговые вычеты. Впрочем, инициативу в предоставлении работодателю такой информации, как правило, проявляет сам работник.

С целью регистрации работника в системе государственного пенсионного страхования работодатель обязан иметь информацию о дате и месте рождения работника, его адресе постоянного места жительства, серии, номере, дате и месте выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, наименовании органа, выдавшего соответствующий документ, гражданстве работника, фамилии, которая была у работника при рождении (ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В отношении работников отдельных категорий работодатель обязан получать особый набор сведений.

Так, гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, при заключении служебного контракта должен предъявлять представителю нанимателя: паспорт; трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу); документ об образовании; сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 26 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» кандидат на должность судьи обязан представить подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина РФ, или его копию; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копию; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии, а также документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Кроме того, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации: граждане Российской Федерации, проходящие службу в органах:

— федеральной службы безопасности;

— по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— государственной налоговой службы;

— по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

— службы судебных приставов;

— Государственной противопожарной службы;

— уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

— а также проходящие службу в качестве спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований РФ; члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации РФ (ст. 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»).

3. По общему правилу все персональные данные работника работодатель должен получать у самого работника. Однако из данного правила установлено исключение — в том случае, когда персональные данные работника могут быть получены исключительно у какого-либо третьего лица, то получение соответствующих сведений возможно не у работника, а у данного лица. При этом работник должен быть извещен о предполагаемом получении его персональных данных у иного лица (государственного органа, предыдущего работодателя и т.п.) до обращения к соответствующему лицу с запросом о предоставлении персональных данных работника. Такое извещение целесообразно осуществлять в форме уведомления о будущем получении персональных данных работника у иного лица, предъявляемого работнику под расписку. При отказе работника от ознакомления с уведомлением о предполагаемом получении его персональных данных у иного лица об этом составляется акт, который должен быть подписан лицами, предъявившими работнику соответствующее уведомление.

В уведомлении указываются цели получения персональных данных работника у иного лица, предполагаемые источники информации (лица, у которых будут запрашиваться персональные данные работника), способы получения персональных данных, характер этих персональных данных, а также те последствия, которые наступят, если работник откажет работодателю в получении персональных данных у иного лица. Цели получения персональных данных работника у иного лица работодателю необходимо определять в соответствии с п. 1 комментируемой статьи.

Получение персональных данных работника у иного лица возможно только при наличии письменного согласия работника на такое получение. Письменное согласие работника должно включать:

— фамилию, имя, отчество, адрес работника, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

— наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес работодателя, получающего согласие;

— цель обработки персональных данных;

— перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;

— перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;

— срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва (ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»).

Данный порядок получения персональных данных распространяется также на случаи проверки работодателем персональных данных, представленных работником и вызывающих у работодателя обоснованные сомнения, и на случаи сокрытия работником информации, относящейся к его персональным данным.

4. По общему правилу работодатель не вправе получать данные о политических, религиозных и иных убеждениях работника, о его частной жизни. Данное правило направлено на защиту работника от возможной дискриминации по причине его убеждений или особенностей частной жизни (в частности, его сексуальной ориентации).

Вместе с тем в ряде случаев информация о политических или религиозных убеждениях работника может иметь существенное значение для заключения с ним трудового договора или сохранения трудовых отношений. Так, если характер трудовой функции работника, занятого в религиозной организации, предполагает участие работника в совершении религиозных обрядов, осуществляемом в соответствии с внутренними наставлениями религиозной организации лицами, исповедующими определенную религию или над которыми был совершен определенный религиозный обряд, то в данном случае работодатель должен обладать информацией о религиозных убеждениях работника. Подробнее об учете в трудовых отношениях внутренних установлений религиозной организации см. ст. 343 ТК РФ и комментарий к ней, а также ст. 15 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Данные о частной жизни работника работодатель вправе получать только с его согласия. Как правило, предоставление таких данных осуществляется непосредственно работником в целях реализации его прав и интересов. К информации о частной жизни работника относятся, прежде всего, данные о семейных обязанностях работника, наличии или отсутствии у него детей. Следует, однако, иметь в виду, что информация о частной жизни работника может поступать к работодателю и от третьих лиц. Так, органы следствия могут потребовать от работодателя отстранить от работы работника, выполняющего воспитательные функции, при совершении им не при исполнении трудовых обязанностей аморального проступка, содержащего признаки преступления. В этом случае данные о частной жизни работника приобретают значение данных предварительного следствия и могут быть использованы работодателем, несмотря на отсутствие письменного согласия работника на их обработку.

5. Данные о членстве работника в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности работодатель по общему правилу не имеет права собирать и обрабатывать. Получение этих данных возможно в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Так, ТК РФ обязывает работодателя перед увольнением работника, являющегося членом профсоюза, в определенных случаях испросить мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации (см. ст. 82 ТК РФ и комментарий к ней), признать в качестве представительного профсоюза ту первичную профсоюзную организацию, которая объединяет более половины работников (см. ст. 37 ТК РФ и комментарий к ней). Увольнение руководителей выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций и их заместителей по ряду оснований допустимо только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа (см. ст. 374 ТК РФ и комментарий к ней).

Соответственно, ТК РФ фактически обязывает работодателя собирать и обрабатывать информацию о членстве работника в конкретном профсоюзе и о его профсоюзной деятельности. При этом вышеуказанные нормы фактически не только побуждают работодателя искать информацию о членах профсоюза и профсоюзных активистах, но и обязывают профессиональный союз предоставлять такую информацию по запросу работодателя. Это, в свою очередь, может привести к оказанию давления на членов профсоюза со стороны недобросовестного работодателя.

Читайте так же:  Отчет рсв-1 порядок заполнения

6. Под автоматизированной обработкой персональных данных следует понимать операции, полностью или частично осуществляемые с применением автоматизированных средств. Автоматизированные базы данных могут быть географически разрознены и собираться воедино через компьютерные сети. Базы данных, хранящиеся в электронном виде, в большей мере, чем информация, содержащаяся на бумажном носителе, доступны для неправомерного внедрения и корректировки или для корректировки, осуществляемой в результате сбоя в компьютерной программе. Поэтому персональные данные работника, полученные или обрабатываемые исключительно в автоматизированном (электронном) виде, не могут быть положены в основу решения работодателя, затрагивающего интересы работника. Однако установление данного правила не означает, что персональные данные работника должны в обязательном порядке переводиться на бумажный носитель. Допустимыми будут действия работодателя, который во избежание возможной ошибки перед принятием решения ознакомит работника с его персональными данными, хранящимися в автоматизированном (электронном) виде, с целью сверки этих данных и фиксации на бумажном носителе характера этих данных, времени ознакомления с ними работника и личной подписи работника в подтверждении точности сохраняемых данных. Вместе с тем с целью подтверждения работодателем своей позиции при разрешении возможных трудовых споров персональные данные работника следует сохранять не только в автоматизированном (электронном) виде, но и на бумажном носителе.

7. Защита персональных данных работника от их неправомерного использования или утраты является обязанностью работодателя и осуществляется им в соответствии с ТК РФ и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных». Как правило, разработка мероприятий по защите персональных данных работника осуществляется в рамках общих мероприятий по защите информации ограниченного доступа, находящейся в собственности или во владении работодателя.

8. Порядок получения, хранения, передачи и любого иного использования персональных данных работника должен быть зафиксирован в специальном локальном нормативном акте (актах). Соответствующий порядок может устанавливаться как в приказе (распоряжении) работодателя, так и в коллективном договоре в качестве одного из приложений к нему. С соответствующим актом, а также со своими правами в сфере защиты персональных данных работники должны быть ознакомлены под роспись.

9. Право работника как человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну в силу ч. 2 ст. 17 Конституции РФ принадлежит ему от рождения и неотчуждаемо. Соответственно, отказ работника от своего права на сохранение и защиту тайны юридически ничтожен и не порождает никаких правовых последствий. Исходя из этого, обращает на себя внимание некорректность п. 9 комментируемой статьи, по сути лишь призывающего работников не отказываться от своего права, которое и так не может быть отчуждено.

10. Несмотря на то что защита персональных данных работника от их неправомерного использования или утраты возложена на работодателя, работники и их представители участвуют в создании системы защиты персональных данных. Участие работников и их представителей в выработке мер защиты персональных данных позволяет установить более стройную систему охраны информации о работнике, повысить уровень информированности работников о деятельности работодателя по защите персональных данных работника, способствует увеличению степени ответственности тех работников, которые в силу своей трудовой функции участвуют в обработке персональных данных.

Наиболее приемлемыми формами совместной выработки мер защиты персональных данных работника являются: рассмотрение этих мер в рамках проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора, проведение работодателем консультаций с представительным органом работников. Подробнее о коллективных переговорах см. гл. 6 ТК РФ и комментарий к ней, о консультациях — ст. 53 ТК РФ и комментарий к ней.

Статья 88. Передача персональных данных работника

СТ 88 ТК РФ.

При передаче персональных данных работника работодатель должен соблюдать следующие требования:

  • не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами;
  • не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;
  • предупредить лиц, получающих персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Данное положение не распространяется на обмен персональными данными работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
  • осуществлять передачу персональных данных работника в пределах одной организации, у одного индивидуального предпринимателя в соответствии с локальным нормативным актом, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись;
  • разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные работника, которые необходимы для выполнения конкретных функций;
  • не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции;
  • передавать персональные данные работника представителям работников в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, и ограничивать эту информацию только теми персональными данными работника, которые необходимы для выполнения указанными представителями их функций.

Комментарий к Ст. 88 Трудового кодекса РФ

1. По общему правилу персональные данные работника не могут быть переданы третьей стороне, за исключением: а) выдачи работником письменного согласия на передачу своих персональных данных третьей стороне; б) передачи персональных данных работника в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью самого работника; в) иных случаев, установленных федеральным законом.

2. При определении допустимости выдачи работником работодателю письменного согласия на передачу своих персональных данных третьей стороне следует руководствоваться установленным Конституцией РФ и п. 9 ст. 86 ТК РФ запретом на отказ со стороны работника от своего права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

3. Получателями персональных данных работника на законном основании по общему правилу являются государственные органы и иные организации, обеспечивающие реализацию прав граждан и общественную безопасность.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данный Закон в п. 7 ст. 17 обязывает работодателя собирать и представлять за свой счет страховщику в установленные страховщиком сроки документы, являющиеся основанием для начисления и уплаты страховых взносов, назначения обеспечения по страхованию, и иные сведения, необходимые для осуществления обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Работодатель обязан представить в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, в объеме, необходимом для целей обязательного пенсионного страхования (ст. ст. 6, 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Выступая в качестве налогового агента работников, исчисляющего, удерживающего из средств, выплачиваемых работникам, и перечисляющего в бюджет соответствующие налоги, работодатель обязан представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (ст. 24 НК).

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении надзорной деятельности имеют право запрашивать у работодателей и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, включая персональные данные работников.

Информация о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом должна быть направлена работодателем в организации, поименованные в ст. 228.1 ТК РФ.

Кроме того, персональные данные работника могут получить при осуществлении своей деятельности органы прокуратуры (ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»), органы полиции (ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»), органы Федеральной службы безопасности РФ (ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»), судебные приставы-исполнители (ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах»; ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), негосударственные пенсионные фонды (ст. 15 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»).

4. В современных условиях работодатель зачастую представляет своим контрагентам информацию о занятых у него работниках в целях заключения нового или продления действия уже заключенного договора. Комментируемая статья допускает передачу персональных данных работника в коммерческих интересах работодателя, но ограничивает такую передачу исключительно теми случаями, когда работник дает согласие на сообщение своих персональных данных конкретному третьему лицу в письменной форме. Выдача согласия на передачу персональных данных работника неопределенному кругу третьих лиц или без ограничения сроков такой передачи не порождает правовых последствий и не может служить основанием для передачи персональных данных работника.

Читайте так же:  Методы выявление спор

5. Поскольку персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации, любые лица, обладающие данной информацией, обязаны соблюдать специальный режим использования и защиты персональных данных работников. Лица, получившие персональные данные работника на законном основании, обязаны использовать их исключительно в целях, которые заявлялись при запросе соответствующей информации, а также не разглашать такую информацию. Исключения из данного правила определяются только федеральными законами. Необходимость дальнейшей передачи персональных данных работников может, в частности, вытекать из законодательства об административных правонарушениях, уголовного процессуального законодательства. Например, протокол об административном правонарушении, в котором могут содержаться персональные данные работника, в том случае, когда лицо, его составившее, не имеет права рассматривать дело об административном правонарушении, передается соответствующему лицу в течение трех суток с момента составления протокола (ст. 28.8 КоАП).

Работодатель, передающий персональные данные работника третьим лицам, вправе потребовать от этих лиц строго целевого использования этих данных и представления доказательств соблюдения данного правила. Форма такого требования определяется работодателем самостоятельно, а форма представления доказательств исполнения третьим лицом своей обязанности по сохранению конфиденциальности персональных данных — по соглашению сторон.

6. В деятельности любого работодателя неизбежно возникает необходимость периодической передачи персональных данных работника от одного структурного подразделения (работника) к другому. Например, информация о новом работнике или об изменении персональных данных передается кадровой службой в бухгалтерию. Такая передача осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом. Установление обязанности ознакомить работника с таким актом под роспись способствует прозрачности работы по обработке персональных данных и более полной реализации права человека на охрану неприкосновенности его личной жизни.

7. Доступ к персональным данным работников в процессе их обработки ограничивается кругом лиц, для которых обработка соответствующих данных является одной из должностных обязанностей (сотрудники кадровых, бухгалтерских и иных служб). Право доступа к персональным данным работников предоставлено также лицам, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, а также лицам, контролирующим правильность исполнения работодателем своих обязанностей как налогового агента работника или страхователя в системе обязательного государственного страхования. Подробнее о лицах, осуществляющих функции надзора и контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, см. ст. ст. 357, 366 — 369 ТК РФ и комментарий к ним.

Следует отметить, что установленное комментируемой статьей правило о получении данными лицами только тех персональных данных, которые им необходимы для выполнения конкретных функций, трудно реализовать. Персональные данные работника собираются в его личном деле, не подлежат дроблению и в принципе доступны для ознакомления лицу, осуществляющему надзорные функции в полном объеме. Исполнить требования закона возможно при четкой работе с лицами, осуществляющими функции надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, теми работниками, занятыми у конкретного работодателя, трудовой функцией которых является работа с персональными данными.

При передаче персональных данных внутри организации в соответствующее структурное подразделение (работнику) должна передаваться часть персональных данных, необходимая конкретному структурному подразделению (работнику) для исполнения своих функций.

8. Информация о состоянии здоровья гражданина составляет врачебную тайну. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» передача сведений, составляющих врачебную тайну, работодателю допускается с согласия гражданина или его законного представителя. Исключение составляют случаи, когда информация о состоянии здоровья работника передается работодателю при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений или в целях расследования несчастных случаев на производстве. Информация о состоянии психического здоровья гражданина может передаваться работодателю лишь в случаях, установленных федеральными законами (ст. 8 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Комментируемая статья ограничивает право работодателя на получение информации о состоянии здоровья работника теми данными, на основании которых решается вопрос о возможности выполнения работником конкретной трудовой функции. Хотя комментируемая статья позволяет работодателю получать информацию о состоянии здоровья работника (т.е. лица, уже вступившего в трудовые отношения с работодателем), необходимо отметить, что информация о состоянии здоровья гражданина необходима работодателю уже на стадии принятия решения о заключении трудового договора. Такая информация получается работодателем в результате медицинского освидетельствования при заключении трудового договора. Об этом подробнее см. ст. 69 ТК РФ и комментарий к ней.

При реализации своего права на привлечение работников к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни работодатель должен обладать информацией о допустимости привлечения к ним по медицинским показаниям инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (ст. ст. 99, 113 ТК РФ). В целях определения пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний работодатель обязан обладать информацией о состоянии здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, связанных с движением транспорта. В целях охраны здоровья населения работодатель должен иметь информацию о состоянии здоровья работников, занятых в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, на водопроводных сооружениях, в лечебно-профилактических и детских учреждениях. Подробнее об этом см. ст. ст. 65, 69, 213 ТК РФ и комментарий к ним.

9. Представители работников применительно к получению персональных данных работника являются третьими лицами. Поэтому передача им данной информации осуществляется в соответствии с ограничениями и правилами, установленными комментируемой статьей. Представители работников обязаны соблюдать режим секретности в отношении полученных ими персональных данных работника.

Круг информации о работнике, передаваемой представителям работников, определяется их функциями. Универсальной функцией любого представителя работников в сфере трудовых отношений является участие в коллективных переговорах по заключению коллективного договора, соглашения. Поэтому представителям работников должна быть передана информация, необходимая для ведения коллективных переговоров.

Профсоюз как представитель работников может исполнять и особые социальные функции, определяемые его уставом. Для исполнения этих функций профсоюз должен обладать, в частности, информацией о круге иждивенцев работника, о необходимости специализированного лечения работника и т.п. Поскольку представление такой информации в отличие от информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, не обусловлено конкретным федеральным законом, она представляется с письменного согласия работника.

Требования при передаче персональных данных работников

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОБРАБОТКЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ РАБОТНИКА И ГАРАНТИИ ИХ ЗАЩИТЫ

Обработка персональных данных — это многоплановое понятие, включающее в себя различные действия с ними. О том, каковы общие требования к обработке персональных данных работника и гарантии их защиты, Вы можете узнать в нашем материале.

Статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) закрепляет основные понятия института персональных данных.
Обработка персональных данных — это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Глава 2 Закона о персональных данных носит название «Принципы и условия обработки персональных данных».
Обработка персональных данных должна осуществляться на основе следующих принципов:
— обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе;
— обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;
— не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
— обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки;
— содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.