Требования к уровню подготовки выпускников по истории

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для среднего (полного) общего образования

Цели:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

3. Рефлексивные.

  • понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
  • объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;
  • владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;
  • оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию;
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.

Формы и методы:

  • используемые технологии: проблемное обучение, технология проектов;
  • формы организации учебной деятельности: коллективная (урок, лекция, семинар, олимпиада, конференция, КТД, лабораторные занятия), групповая (спецкурс, спецпрактикум, групповое занятие, учебное исследование, проектирование), индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).

Задачи:

  • подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
  • формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
  • обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.

Р (Н-Р) К в программе реализуется через следующие составляющие, содержание которых соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта:

  • предметно-информационную: иметь знания об истории, современном состоянии и перспективах развития Среднего Урала; иметь представление об особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;
  • деятельностно-коммуникативную: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего города;
  • ценностно-ориентационную: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной деятельности.

Школьный компонент (компонент образовательного учреждения) способствует реализации в программе задачи формирования позитивной самооценки обучающегося, мотивации на достижение поставленных перед собой целей как важнейших составляющих уровня социальной компетентности выпускника, исходя из миссии образовательного учреждения.

Через выполнение государственных стандартов образования в условиях дифференцированного обучения (профильного и непрофильного) рабочая программа выполняет следующие функции: нормативную, целеполагающую, фиксацию содержания образования, оценочную.

В результате создаются условия для формирования на уровне понимания целостной картины мира системы ценностных ориентиров, образа себя (образ “я”), умения построения реалистичного жизненного плана на перспективу, основных умений выработки путей и способов достижения целей, потребности и умения самостоятельно учиться.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения истории на базовом уровне учащийся должен:

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

Календарно-тематическое планирование составлено по следующей схеме: № урока по порядку, название темы, количество часов, сроки проведения. Представляет собой 136 уроков: 2 – вводных, 104 – по истории России, 26 – по всеобщей истории, 4 – итоговых (Приложение 1).

Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся.

Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся осуществляется в рамках методической диагностики, разработанной в процессе практической профессиональной деятельности с учётом специфики учебной дисциплины, требований к уровню её преподавания и уровню подготовки учащихся. Система методической диагностики, представленная в рабочей программе, в равной степени используется в процессе преподавания как истории, так и обществознания в школе III ступени.

Под методической диагностикой понимаются способы системного исследования предметного обучения, основанные на определённых принципах, единых параметрах и комплексном применении различных методов выявления достижений учащихся в процессе преподавания истории и обществознания.

В качестве методов диагностики исследования уровня усвоения содержания и уровня сформированности умений, формируемых в рамках курса истории взяты общие (тестирование), традиционные (анкетирование, интервью) и специфические (творческое сочинение, познавательная задача, фиксированный устный ответ) методы. Общая структурная модель содержания методической диагностики выглядит следующим образом:

  • входная диагностика;
  • промежуточная диагностика;
  • итоговая диагностика;

Рабочая программа по истории (10 класс) по теме:
Рабочая программа по истории 10-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по истории 10-11 класс (базовый уровень) составлена к учебнику История.Россиия и мир.Авторы: Волобуев О.В.,Клоков В.А. (интегрированный курс)

Расчитана на 138 часов(2 часа в неделю)

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ивангородская средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.П. Наумова»

РЕКОМЕНДОВАНА к УТВЕРЖДЕНИЮ

Педагогическим советом МОУ «Ивангородская СОШ № 1 им. Н.П.Наумова»

Протокол № 1 от 31.08.2011г.

__________________Куртышева Н. А.

Приказ № 193 от 31. 08. 2011г.

Название учебного курса (предмета, дисциплины ): История.

Ф.И.О педагога (педагогов): Степанова Ольга Владимировна

Класс (параллель), в котором изучается: 10, 11 классы

Количество часов всего : — 138 , в неделю: — 2

Год составления рабочей программы: 2011

Примерная программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Курс «История» отражает основные этапы, процессы, события истории нашего отечества и зарубежных стран с древнейших времен до начала XXI века. В центре курса находится история России, что и определяет его структуру. Знание прошлого своей родины необходимо каждому гражданину Российской Федерации, поэтому материал по отечественной истории занимает столь большое место в учебнике.

Методической основой программы курса является цивилизационный подход в сочетании со стадиальным, теория модернизации и представление о многофакторности исторического процесса.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного профиля. Так, например, в рамках социально-экономического профиля в базовом курсе истории может быть акцентирована особая содержательная линия «История экономики», в рамках естественнонаучных профилей – особая содержательная линия «История науки и техники» и т.д. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа составлена учителем на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень – 140 часов) и программы «История. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века» 10 класс (68 часов) и программы «История. Россия и мир в XX – начале XXI века» 11 класс (68 часов), утвержденной Министерством образования и науки РФ, составленных О. В. Волобуевым, В. А. Клоковым, М. В. Пономаревым к учебникам «История. Россия и мир» для 10-11 классов. В соответствии с учебным планом школы, рабочая программа скорректирована учителем в 10 классе на 70 часов, в 11 классе на 68 часов. Предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 3 учебных часа.

В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

  • Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
  • Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
  • С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
  • Результаты обучения
  • Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
  • Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
  • Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).
  • В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).

Минимальные требования к содержанию

История. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века

Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Россия и мировой исторический процесс.

Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья.

Древний Восток и античный мир. Начало преобразования человеком природы. Переход от присвающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их особенности. Государство на Востоке. Деспотия. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья.

Читайте так же:  Налог на уаз патриот пикап

Рождение европейской средневековой цивилизации. Кризис поздней Римской империи. Великое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, право, градостроительство и архитектуру в эпоху Средневековья. Латинский язык и литература в духовной жизни Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы. Роль христианства в жизни средневекового общества.

Страны Западной Европы в ранее Средневековье. Природные условия и хозяйственная деятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образование государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Феодальная собственность и феодальное поместье. Феодальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальнейшее политическое дробление. Образование Священной Римской империи.Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человекаСредневековья. Духовная и светская власть.

Византийская империя и восточнохристианский мир. Природа и население. Особенности развития Византии. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол христианской церкви. Византия – крупнейшее христианское государство раннего Средневековья. Внешняя политика византийских императоров. Влияние Византии на славянский мир.

Исламский мир. Аравия – родина ислама. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Вероучение ислама. Начало арабских завоеваний. Образование халифата. Раскол в исламе: шииты и сунниты. Арабский халифат во второй половине VII-X века. Мусульманская культура.

Народы Восточной Европы. Природно-географические условия и хозяйственно- культурные типы Великое переселение народов и новая этническая карта Восточной Европы. Расселение славян. Финно-угорские, балтские племена. Тюркский каганат. Хазария и Волжская Булгария.

Восточные славяне в древности. Влияние природной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Племенные союзы. Языческие верования. Устройство мира в представлении восточных славян. Славянские боги.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Русь и варяги. Первые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.

Государство и общество.

Организация управления государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Владимир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда.

Церковь и культура.

Русская православная церковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.

Раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение боярского землевладения. Рост городов. Окончательный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Новгородская земля. Система государственного управления. Культура Руси в XII – начале XIII века. Архитектура. Живопись. Литература.

Русь между Востоком и Западом. Держава Чингисхана. Первые завоевательные походы монголов. Нашествие на Волжскую Булгарию и на Русь. Батый. Борьба русских княжеств с монгольским нашествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Александр. Невский. Борьба со шведами и немцами. Отношение с Ордой.

Западная Европа в XI-XV веках.

Экономическое и политическое развитие. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла и техники. Средневековый город и горожане. Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти во Франции Англии. Создание централизованных государств. Ослабление Священной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни западноевропейского общества. Еретические движения.

Взаимодействие средневековых цивилизаций.

Католический, православны и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе.

Культура средневекового Запада. Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская культура». «Крестьянская» культура. «Городская» культура. Средневековые университеты.

Российское государство в XIV-XVII веках.

Москва во главе объединения русских земель. Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Правление в Московском княжестве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства-наследники Золотой Орды.

Россия: третье православное царство. Политика Ивана III. Конец ордынского владычества. Завершение процесса объединения русских земель. Система органов государственной власти. Боярская дума. Судебник 1497 г. Концепция «Москва – третий Рим». Централизация государственного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в XIV-XVI вв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.

Кризис государства и общества. Смутное время. Иван IV. Ливонская война. Опричнина. Самодержавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годунова. Причины и начало Смуты. Интервенция Польши и Швеции. Первое и Второе ополчения. К. М. Минин, Д. М. Пожарский. Роль церкви в усилении национально-освободительного движения. Земский собор 1613 г.

Становление самодержавия Романовых. Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Начало оформления самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви. Старообрядчество. Изменения в экономике и социальном строе. Соборное уложение 1649 г. Народные волнения. Новые явления в духовной жизни.

Начало формирования многонационального государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI веке. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освоение севера европейской части России. Присоединение к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Украины.

Русская культура XIV-XVII вв. Общая характеристика развития культуры. Книжное дело и литература. Архитектура. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Последний век русской средневековой культуры. Светские тенденции в культуре.

Запад в Новое время.

Европа в начале Нового времени.

Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие географические открытия XV-XVI вв. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Социальная структура западноевропейского общества. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Контрреформация и религиозные войны. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.

Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке. Социально-

экономическое развитие Европы в XVII веке. «Революция цен» и кризис традиционной европейской экономики. Развитие товарно-денежных отношений. Процесс формирования и общие черты европейского абсолютизма. Абсолютизм во Франции. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Английский абсолютизм. Английская революция XVII века. Начало формирования гражданского общества и правового государства.

Эпоха Просвещения. Научные открытия и появление механической картины мира. И. Ньютон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма. Общественная мысль эпохи Просвещения. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Идеи правового государства, разделение властей. Ш. Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и духовные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы.

Революции XVIII столетия. Переход к новому обществу. Английские колонии в Северной Америке. Начало войны за независимость. Дж. Вашингтон. Принятие Декларации независимости США. Основные принципы американской государственности.

Кризис французского абсолютизма. Начало Великой Французской революции. Ее основные этапы. Декларация прав человека и гражданина. Развитие идей гражданского общества и правового государства. Диктатура якобинцев. Значение Великой французской революции.

Тенденции развития европейской культуры XVI-XVIII веков. Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. Его особенности в различных странах. Превращение Франции в центр европейской художественной культуры. «Большой стиль».

Российская империя в XVIII веке.

Власть и общество. Предпосылки петровских реформ. «Великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение абсолютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещенный абсолютизм в России. Правление Екатерины II. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».

Социально-экономическое развитие страны. Деревня и город на рубеже XVII-XVIII веков. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.

Расширение территории государства. Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины II. Расширение западных границ России во второй половине XVIII века. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному морю. Продвижение на юг. Территориальное расширение России на Восток. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Образование, наука и культура.

Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в области культуры и быта. Образование и наука. Создание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.

Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации.

Эпоха наполеоновских войн. Термидорианский режим. Директория. Переворот 18 брюмера. Провозглашение Франции империей. От войн республики к войнам империи. Антинаполеоновские коалиции. Изменения политической карты Европы. Российско-французские отношения. Тильзитский мир. Наполеоновские войны и социально-политические перемены в Европе. Поход Наполеона в Россию и гибель «Великой армии». Заграничные походы русской армии. Крах наполеоновской империи.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Предпосылки перехода к промышленному производству. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота в Англии и его значение. Промышленный переворот во второй

половине XIX в. Изменения в структуре общества.

Революции и реформы.

Венский конгресс и его решения. Образование Священного союза. Июльская революция во Франции. Революции 1830 г. и 1848 г. во Франции. Революции 1848-1849 гг. в Германии, Австрии и Италии. Утверждение основ конституционализма. Парламентские реформы в Великобритании. Борьба против рабства в США. Гражданская война. Формирование гражданского общества и правового государства.

Идейные течения и политические партии. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Французский социализм. Марксизм. Идея национализма.

Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй – Испании и Португалии. Колониальные империи Голландии, Франции и Великобритании. Последствия европейской колонизации для стран Востока. Возникновение независимых государств в Латинской Америке.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века. Возникновение национальных государств в Европе. Выдвижение Германии и США в лидеры мировой экономики. Новые лидеры мировой экономики. Новые явления в экономике стран Запада. Возникновение монополистического капитализма. Колониальные захваты и создание новых колониальных империй. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй половине XIX в.

Россия на пути модернизации.

Российское государство в первой половине в первой половине XIX века. Россия на рубеже столетий: Павел I. Преобразовательные проекты Александра I. Противоречивость внутренней политики. Царствование Николая I. Внутренняя политика. Государство и крестьянский вопрос в России первой половине XIX в. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны.

Общественная жизнь в первой половине XIX века.

Общественные настроения в начале XIX в. Появление общественно-политических организаций. Декабристы. Консерватизм: в поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.

Реформы 1860-1870-х гг. Кризис крепостничества и необходимость модернизации страны в середине XIX в. Отмена крепостного права. Реформы 1860-1870-х гг., их судьба и историческое значение. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Сельское хозяйство и промышленность в пореформенный период. Развитие капиталистических отношений в городе и деревне. Поиски нового курса во внутренней политике на рубеже 70-80-х гг.: борьба либеральной и консервативной тенденций. Незавершенность реформ. Консервативная политика Александра III.

Общественное движение в России во второй половине XIX века. Влияние реформ на общественно-политическую жизнь. Русский либерализм. Народничество. Основные направления в народничестве и их идеологи. Революционные организации 60-70-х гг. Терроризм. Возникновение рабочего движения. Первые рабочие союзы. Зарождение социал-демократии. Консерватизм.

Россия – многонациональная империя.

Расширение территории в первой трети XIX в. Кавказская война и ее итоги. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования территории империи. Заселение Сибири и Дальнего Востока. Население Российской империи: этносы и конфессии. Пути создания империи.

Культура XIX века.

Научно-технический прогресс и общество. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации.

Научно-технический прогресс и общество.

Мировая литература и художественная культура.

Литература и жизнь. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство. Музыка.

Культура России в XIX веке. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.

История. Россия и мир в XX – начале XXI века.

Основные тенденции глобального развития и место России в мировом сообществе. Особенности периода новейшей истории.

Россия и мир в начале XX века

Новые тенденции в развитии общества. Страны Запада: характерные черты общества и экономического развития. Научно-технический прогресс. Центры и периферия индустриального общества. Процесс модернизации в России и его особенности. Социальная структура общества на Западе, в России и на Востоке. Идейные течения, образование первых политических партий в России.

Первая российская революция. Предпосылки, причины и этапы революции. Нарастание конфронтации между властью и обществом. Русско-японская война. Радикализация общественного движения. Формы революционной борьбы. Выступления рабочих, крестьян и интеллигенции. Деятельность Советов. Всероссийская октябрьская стачка. Реформа политического строя. Манифест 17 октября. Природа нового политического строя. Образование системы политических партий. Революционные партии: социал-демократы и социалисты-революционеры. Либеральные партии: кадеты и октябристы. Организации правых. Лидеры и цели партий. Начало российского парламентаризма: I Государственная дума.

Российское общество и реформы. Программа правительства П. А. Столыпина. Начало аграрной реформы. Окончание первой российской революции. Третьеиюньский режим. Основные направления аграрной реформы. Создание частновладельческих крестьянских хозяйств. Непоследовательность реформаторского курса.

Россия в системе мирового рынка и международных союзов. Особенности развития российской экономики. Роль государства в хозяйственной жизни страны. Экономический подъем в России. Россия на фоне индустриальных стран Запада. Основные направления внешней политики России. Отношения с Китаем и Японией. Россия в системе военно-политических союзов.

Мировая война и революционные потрясения.

Первая мировая война. Геополитическая обстановка накануне войны. Причины войны. Планы России, ее союзников и противников. Начало Первой мировой войны. Основные театры военных действий. Военные действия в 1914 г. Роль Восточного фронта в Первой мировой войне. Военные кампании 1915-1917 гг. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация в России и других станах. Выход России из войны. Окончание Первой мировой войны.

Российская революция 1917 г. Революционные события февраля-марта 1917 г.: падение монархии, отречение Николая II. Образование Временного правительства. Формирование Советов. Послефевральский политический режим. Создание правительственной коалиции, Политические кризисы. А. Ф. Керенский. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина. Курс большевиков на социалистическую революцию. Выступление Л. Г. Корнилова.

Большевизация Советов. Октябрь 1917 г.: приход большевиков к власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты. Установление новой власти на местах. Политические преобразования в Советской России. Система центральных и местных органов управления Советского государства. Образование коалиционного большевистско-левоэсеровского правительства. Судьба Учредительного собрания. Различные точки зрения на революционные события 1917 г.

Гражданская война в России. Причины и особенности Гражданской войны, ее временные рамки. Война «внутри демократии». Брестский мир. Борьба за Советы весной 1918 г. Комуч и восстание Чехословацкого корпуса. Строительство Красной армии. Л.Д. Троцкий. Распад большевистско-левоэсеровского блока. Формирование однопартийной системы в Советском государстве. Принятие Конституции РСФСР.

Борьба между «красными» и «белыми». Расширение белого движения и иностранная интервенция. Победы Красной Армии над войсками А. В. Колчака и А. И. Деникина. Связь Гражданской войны в европейской части страны. Причины победы большевиков в Гражданской войне.

От Российской республики Советов к СССР. Российская революция и национальный вопрос. Создание РСФСР. Национальные государства в годы Гражданской войны. Объединение советских республик и образование СССР в 1922 г. Конституция СССР 1924 г.

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе. Итоги Первой мировой войны. Мирные предложения. Условия перемирия с Германией и ее союзниками. Противоречия между странами-победительницами по поводу принципов послевоенного урегулирования. Версальский мирный договор и его последствия. Мирные договоры с союзниками Германии. Проблема России на переговорах о мире. Распад империй и образование новых государств в Европе. Революционные процессы в Европе. Создание новых национальных государств.

Мир в межвоенный период.

Мировой экономический кризис. Экономическое развитие стран Запада в 20-е гг. Предпосылки экономического кризиса. Великая депрессия в США. Ф. Д. Рузвельт. Основные мероприятия «Нового курса». Выход США из кризиса. Проявление кризисных явлений в разных странах мира. Выход из кризиса, предложенный левыми силами. Политика Народного фронта во Франции.

Читайте так же:  Можно ли вернуть кирпич

Тоталитарные режимы в Европе. Тоталитарная идеология. Природа тоталитаризма. Установление фашистского режима в Италии. Корпоративное государство в Италии: вариант тоталитарной диктатуры. Экономический и политический кризис в Германии. Приход к власти в Германии национал-социалистов. Гитлеровский режим. Нацистская партия. Милитаризация страны. Агрессивная внешняя политика. Тоталитарные и авторитарные режимы в других странах Европы. Нестабильность авторитарного и тоталитарного путей преодоления кризиса.

Модернизация в странах Востока. Страны Востока после окончания Первой мировой войны. Распад Османской империи и рождение новой Турции. Внутренняя политика К. Ататюрка. Национально-освободительное движение в Индии и его особенности. Идеология гандизма. Революционные события в Китае. Сунь Ятсен. Гоминьдан после смерти Сунь Ятсена. Гражданская война в Китае.

Социалистический эксперимент в СССР.

Советская страна в годы нэпа. Кризис власти РКП (б) и политика «военного коммунизма». Нарастание крестьянских выступлений. Кронштадтское восстание. X съезд РКП (б). Переход к новой экономической политике (нэпу). Основные направления нэпа. Восстановление и развитие промышленности и сельского хозяйства. Проблема многоукладности народного хозяйства. Трудности нэпа. Противоречия между

экономической и политической системами СССР в период нэпа. Расширение торговой сети и сферы услуг. Изменение социальной структуры общества: рост численности пролетариата, появление нэповской буржуазии, увеличение числа государственных служащих. Культурная революция. Политическая борьба в большевистской партии после смерти В. И. Ленина. Усиление позиций И. В. Сталина в советском руководстве.

Пути большевистской модернизации. Особенности модернизации в СССР. Свертывание нэпа. Курс на индустриализацию и коллективизацию и его последствия. Форсированная индустриализация и ее источники. Насильственная коллективизация. Массовые репрессии. Советская экономическая модель. Режим личной власти вождя. Изменения социальной структуры общества, деформация общественного сознания. Конституция 1936 г.: несоответствие демократического характера конституции и социально-политических реалий советского общества.

СССР в системе международных отношений. Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Генуэзская и Локарнская конференции. Полоса международного признания СССР. Лига наций. Дальневосточная политика СССР. Советско-китайский конфликт на КВЖД. Советская помощь Китаю в борьбе с японской агрессией. Советско-японские вооруженные конфликты в районе озера Хасан и у реки Халхин-Гол. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Советская политика в условиях роста военной угрозы в Европе. Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти нацистов в Германии. Политика коллективной безопасности. Создание блока фашистских государств. Крах системы послевоенного урегулирования. Дипломатические маневры накануне Второй мировой войны. Мюнхенское соглашение 1938 г. и политика «умиротворения» агрессоров. Захваты фашистской Германии и Италии в Европе. Неудача советско-англо-французских переговоров летом 1939 г. Заключение пакта о ненападении с Германией. Разграничение сфер влияния в Европе.

Вторая мировая война.

Агрессия гитлеровской Германии. Причины войны. Периодизация. Нападение гитлеровской Германии на Польшу. Присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. «Странная война» на Западе. Оккупация Германией Дании и Норвегии. Разгром и капитуляция Франции. «Битва за Англию». Военные действия в Северной Африке. Агрессия Германии и Италии на Балканах.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению военной мощи СССР. Внешняя политика СССР в условиях начала Второй мировой войны. Советско-финляндская война и ее результаты. Расширение территории СССР в 1940 г.: присоединение Бессарабии, Северной Буковины и Прибалтики.

Начало Великой Отечественной войны. Нападение Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии летом и осенью 1941 г. Преобразование органов государственного и военного управления. Мобилизационные усилия первых месяцев войны. Оборона Москвы. Контрнаступление Красной Армии под Москвой зимой 1941-1942 гг. Ситуация на фронте весной и летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане. Образование антигитлеровской коалиции.

Коренной перелом. Сталинградская битва. Окружение и разгром немецких армий под Сталинградом – начало коренного перелома. Наступление Красной Армии зимой 1942 г. – весной 1943 г.: освобождение Кавказа, прорыв блокады Ленинграда, наступление на центральных участках фронта. Планы воюющих сторон на лето 1943 г. Битва на Курской дуге и ее значение. Переход стратегической инициативы к Красной Армии. Освобождение Левобережной Украины. Битва за Днепр. Массовый героизм советских солдат и офицеров – важнейший фактор победы.

Сражения в Северной Африке и на Тихом океане в 1942-1943 гг. Тегеранская конференция. Итоги периода войны. Война и советское общество. Перестройка советской экономики в

условиях войны. Тыл в годы Великой Отечественной войны. Изменение политики в отношении церкви. Положение на территориях, подвергшихся немецкой оккупации. Борьба с оккупационным режимом. Роль партизанского движения в борьбе с немецко-фашистской агрессией.

Победа антигитлеровской коалиции. Стратегическая обстановка к началу 1944 г. Наступательные операции советских войск зимой-весной 1944 г. Наступление советских войск в Белоруссии – операция «Багратион». Изгнание врага с территории СССР. Начало освобождения стран Восточной и Центральной Европы. Открытие второго фронта. Военные действия на Западе в 1944 г. Движение Сопротивления. Берлинская операция. Завершение войны в Европе. Окончание Великой Отечественной войны. Разгром Японии. Берлинская (Потсдамская) конференция. Историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Итоги Второй мировой войны.

Биполярный мир и «холодная война».

Начало противостояния. Политические последствия войны. Противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. Начало «холодной войны». Установление в странах Восточной Европы просоветских режимов. Создание СЭВ. Включение стран Западной Европы в орбиту влияния США. Создание НАТО. Гонка вооружений. Начало ядерного противостояния. Первое столкновение Востока и Запада: война в Корее и ее результаты.

Мир на грани ядерной войны. Смена ориентиров советской внешней политики после смерти И. В. Сталина. Поиск диалога со странами Запада. Встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в Женеве в 1955 г. Установление дипломатических отношений с ФРГ. Создание ОВД. Обострение международной обстановки. Возведение Берлинской стены. Карибский кризис. Борьба за влияние в «третьем мире». Война во Вьетнаме.

От разрядки к новому противостоянию. Начало разрядки международной напряженности. Достижение советским блоком военно-стратегического паритета с Западом. Договор ОСВ-1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Размещение советских ядерных ракет в Восточной Европе. Начало войны в Афганистане. Окончание разрядки. Нарастание конфронтации между СССР и странами Запада, возобновление гонки ядерных вооружений. Обострение идеологической борьбы на международной арене.

СССР и социалистические страны Европы.

СССР: от Сталина к началу десталинизации. Экономические последствия войны. Переход промышленности на выпуск гражданской продукции. Восстановление экономики. Отмена карточной системы и денежная реформа. Усиление идеологического давления на общество. Новый виток репрессий во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Смерть И. В. Сталина. Приход к власти нового руководства во главе с Н. С. Хрущевым. Освоение целины: успехи и неудачи. Улучшение жизни колхозников. Наступление на подсобные хозяйства. Социальная политика: рост заработной платы, массовое жилищное строительство. XX съезд КПСС, критика сталинизма. Начало процесса реабилитации. Новая программа партии – утопические планы построения коммунизма. Десталинизация. Противоречивость политики Н. С. Хрущева. Рост недовольства политическим и экономическим курсом Н. С, Хрущева среди части партийного и государственного руководства и населения. Снятие Н. С. Хрущева с партийных и государственных постов. Итоги реформ.

Кризис «развитого социализма». Приход к власти Л. И. Брежнева. Нарастание консервативных тенденций в политической жизни. Власть номенклатуры. Конституция 1977 г. Закрепление руководящей роли коммунистической партии в жизни советского общества. Экономическая реформа 1965 г. Попытки внедрения принципов хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости. Продолжение экстенсивного развития, убыточность большинства колхозов и совхозов. Концепция «развитого социализма». Кризис

догматизированной идеологии. Критика советской политической системы диссидентами. Правозащитное движение. Углубление кризиса «развитого социализма».

Социализм в Восточной Европе. Господство коммунистических партий в политической, экономической и духовной сферах жизни стран Восточной Европы. Методы и средства строительства социализма. Конфликт Тито-Сталин. Югославский вариант социализма. Проблема разделенной Германии. События 1956 г. в Польше. Восстание в Венгрии. Участие советских войск в венгерских событиях. «Пражская весна» 1968 г., ввод войск стран ОВД в Чехословакию. «Доктрина Брежнева». Кризис 1980-1981 гг. в Польше. Создание профсоюза «Солидарность».

Запад и «третий мир» во второй половине XX века.

Общественно-политическое развитие Запада в 40-60-х гг. Возрастание экономической и политической роли США после Второй мировой войны. Превращение США в сверхдержаву и лидера западного мира. Внешняя и внутренняя политика США. Политическая жизнь Западной Европы. Политические партии и движения. Формирование экономической политики в рамках концепции «государства благосостояния». Успехи и неудачи политики «государства благосостояния». Изменения в социальной структуре общества.

Научно-техническая революция и общество в 70-80-х гг. Новый этап НТР и его последствия. Социально-экономические и политические процессы в странах Запада. Влияние массовых общественных движений на внутреннюю и внешнюю политику западных стран. Кризис «государства благосостояния». Восстановление позиций консерватизма и консервативных партий. Неоконсервативная модель экономического развития.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Деколонизация и выбор пути развития странами Азии и Африки. Прозападная модернизация в Южной Азии. Образование Индии и Пакистана. Превращение Индии в сильнейшую экономическую и военную державу региона. Япония – экономический лидер Азии. Феномен «новых индустриальных стран». Влияние ислама в странах Азии и Африки. Исламская революция в Иране. Идеи социализма в «третьем мире». КНР: от «культурной революции» к рыночным реформам. Социализм во Вьетнаме и Северной Корее. Трансформация идей социализма в странах Азии и Африки. Ближневосточный конфликт. Особенности развития Латинской Америки. Политические и экономические проблемы региона. Кубинский социализм. Политическая нестабильность в Латинской Америке: Чили, Никарагуа. Современное положение в странах Латинской Америки.

Россия в современном мире.

СССР в период перестройки. М. С. Горбачев. Осознание властью необходимости экономических реформ. Курс на «ускорение». Экономические преобразования. Провозглашение политики перестройки и гласности. Развитие процесса десталинизации общества. XIX Всесоюзная партийная конференция и ее решения. I Съезд народных депутатов СССР. Межрегиональная депутатская группа. Национальная политика. Возникновение национальных движений. «Новое мышление» и советская внешняя политика середины 80-х – начала 90-х гг. Возобновление советско-американского диалога. Улучшение отношений с Западной Европой. Вывод советских войск из Афганистана. Кризис власти. Борьба реформаторских и консервативных сил в партийном и государственном руководстве. Массовое движение за отмену монополии КПСС на власть. Межнациональные отношения и конфликты. Начало «парада суверенитетов». Противостояние союзного и российского руководства. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Отношения между союзными республиками и Центром. Августовский политический кризис 1991 г., крах ГКЧП. Победа демократических сил. Крушение КПСС. Провозглашение независимости союзными республиками. Распад СССР. Образование СНГ.

Крах социализма в Восточной Европе. Общие черты экономического и политического кризиса стран «реального социализма». Оппозиционные движения в странах Восточной Европы. Влияние перестройки в СССР на внутриполитическое развитие этих стран. «Бархатные революции» конца 80-х гг. в странах Восточной Европы. Распад Восточного блока и преодоление биполярности мира. Экономические и политические последствия распада социалистической системы. Национальные конфликты. Рыночные реформы.

Становление новой России. Провозглашение курса на создание в России гражданского общества и правового государства. Б. Н. Ельцин. Выбор пути экономических преобразований. Е. Т. Гайдар. Либерализации цен и ее последствия. Начало приватизации, ее издержки. Развитие частного предпринимательства. Формирование основ рыночной экономики. Два подхода к перспективам преобразований. Конфликт двух ветвей власти – исполнительной и законодательной. Политический кризис осени 1933 г. Основные политические силы. Выборы в государственную Думу и принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.

Российская Федерация: новые рубежи в политике и экономике. Основные положения Конституции Российской Федерации. Курс на стабилизацию в условиях спада производства. Проблема отношений между федеральным центром, республиками и регионами. Рост сепаратизма и этнополитические конфликты. Чеченская проблема. Расстановка политических сил в стране 1990-х гг. Развитие многопартийности в России и ее последствия. Изменения в социальной структуре. Политическая ситуация в России в конце XX – начале XXI в. В. В. Путин. Новая расстановка политических сил. Формирование властной вертикали. Преодоление негативных последствий форсированного реформаторства. Улучшение экономического положения: от спада производства к его подъему. Социальная политика. Национальные проекты. Д. А. Медведев.

Мир на рубеже XX-XXI вв. Современная мировая цивилизация: пути развития. Россия в системе международных экономических отношений. Интеграционные процессы в Европе и других регионах. Проблемы национализма, сепаратизма и экстремизма в современном мире. Политическая ситуация в мире. Расширение блока НАТО. Отношения России с НАТО и Евросоюзом. Участие России в международной борьбе с терроризмом. Рост международного авторитета России. Отношения со странами СНГ. Проблемы ядерной безопасности и ликвидации локальных войн и конфликтов. Международные организации и общественные движения.

Развитие научной мысли. Теория относительности и новая физическая картина мира. Теоретические и экспериментальные достижения физики микромира. Развитие космологии. Познание тайн живой природы: физиология, генетика, психология. Учение о ноосфере.

Научно-технический прогресс. Развитие транспорта. Автомобилестроение. Ядерное оружие и атомная энергетика. Ракетостроение и космонавтика. Радио. Телевидение. Информационные и компьютерные технологии. Интернет и мобильная спутниковая телефонная связь.

Основные тенденции развития мировой художественной культуры. Возникновение культуры авангардизма. Ее особенности и крупнейшие представители. Отражение жизни общества в реалистическом искусстве. Плюралистическая художественная культура конца XX в. Музыка. Архитектура. Массовая культура.

Российская культура «серебряного века». «Серебряный век». Проблемы культуры России на рубеже XIX-XX вв. Основные течения и направления русского искусства и литературы. Новаторство и традиции русской культуры. Стиль модерн в архитектуре. Русский модернизм и авангард. Влияние достижений культуры России на мировые художественные процессы XX в.

Культура России: от соцреализма к свободе творчества. Революция и культура.

Усиление партийного контроля над духовной жизнью общества и ее идеологизация. Отражение событий революции и Гражданской войны в литературе. Социалистический реализм как официальное художественное направление. Советский кинематограф 20-30-х гг. Великая Отечественная война и художественная интеллигенция. Художественная культура второй половины XX в. Влияние десталинизации на духовную жизнь советского общества. Отражение советской действительности в произведениях литературы, искусства и кинематографе. Противоречивость духовной жизни советского общества. Официально- охранительная и неофициозная тенденции в советской культуре. Основные тенденции развития постсоветской культуры. Музыкальное искусство. Архитектура.

Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

1. Контроль выполнения домашних заданий.

2. Контроль самостоятельной работы.

3. Тестовые работы по темам курса.

4. Итоговые тестовые работы.

5. Зачетные работы.

6. Проверка презентаций.

Основное содержание (138 часов)

10 класс (70 часов)

Тема1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья. (8 часов)

Основные этапы мировой и российской истории.

Древний Восток и античный мир .

Неолитическая революция. Ранние цивилизации. Государства на Востоке. Античная цивилизация. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья.

Читайте так же:  Что значит договор с ндс

Рождение европейской средневековой цивилизации.

Поздняя Римская империя. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Влияние античности на Средневековье. Наследие варварских народов. Христианство.

Страны Западной Европы в ранее Средневековье.

Природа и хозяйство Западной Европы. Варварские королевства. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная собственность и вассальные отношения. Эпоха феодальной раздробленности. Сословия феодального общества. Католическая церковь.

Византийская империя и восточнохристианский мир.

Природа и население Византийской империи. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Византия между Западом и Востоком. Византия и славяне.

Возникновение ислама. Начало арабских завоеваний. Арабский халифат во второй половине VII-X века. Мусульманская культура.

Тема 2. Древняя Русь. (10 часов)

Народы Восточной Европы.

Природно-климатические условия и хозяйственно-культурные типы Восточной Европы. Характеристика этнической карты Восточной Европы I тыс. Природно-климатические условия и этническая карта Восточной Европы: параллельный анализ.

Восточные славяне в древности.

Расселение и занятия восточных славян. Общественный строй. Мировоззрение древних славян. Общественный строй. Мировоззрение древних славян.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.

Возникновение Древнерусского государства. Укрепление Древнерусского государства. Русь и Византия. Крещение Руси.

Государство и общество.

Организация управления государством. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина в Древней Руси. Социальная структура общества. «Русская правда».

Церковь и культура.

Русская православная церковь. Архитектура и живопись. Образование и литература. Бытовая культура.

Причины политической раздробленности Руси. Экономическое развитие Руси в период раздробленности. Политическое развитие Руси в период раздробленности. Развитие отдельных земель Руси: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля. Культура Руси в XII – начале XIII века.

Русь между Востоком и Западом.

Монгольская держава и ее завоевания. Монгольское нашествие на Восточную и Центральную Европу. Судьба Монгольской державы. Русь под властью Золотой Орды. Русь между монголами и Западом.

Тема 3. Западная Европа в XI-XV веках. (4 часа)

Экономическое и политическое развитие.

Отделение ремесла от сельского хозяйства. Средневековый город. Торговля и банковское дело. Создание централизованных государств. Изменение роли церкви в жизни общества.

Взаимодействие средневековых цивилизаций.

Католический, православны и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия

в Восточной Европе.

Культура средневекового Запада.

«Мир идей» Средневековья. Христианство и культура. «Рыцарская культура». «Крестьянская» культура. «Городская» культура.

Тема 4. Российское государство в XIV-XVII веках. (10 часов)

Москва во главе объединения русских земель.

Русь: от раздробленности к объединению. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Борьба за независимость Руси. Дмитрий Донской. Русь при наследниках Дмитрия Донского. Русь и государства – наследники золотой Орды.

Россия: третье православное царство.

От Руси — к России. Централизация государственной власти. «Москва – третий Рим». Экономический подъем Руси. Формирование сословий.

Кризис государства и общества. Смутное время.

Опричнина. Итоги и последствия правления Ивана Грозного. Причины Смуты. Поход Лжедмитрия I и гражданская война. Интервенция и народные ополчения.

Становление самодержавия Романовых.

Ликвидация последствий Смуты. Законодательное оформление самодержавия. Церковный раскол. Изменения в экономике и социальном строе. Новые явления в духовной жизни.

Начало формирования многонационального государства.

Политическая карта Восточной Европы в XVI веке. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Продвижение на север и в Сибирь. Присоединение Левобережной Украины.

Русская культура XIV-XVII вв.

Подъем русской культуры. Книжное дело и литература. Архитектура. Живопись.

Тема 5. Запад в Новое время. (7 часов)

Европа в начале Нового времени.

Экономика Европы в начале Нового времени. Начало эпохи Великих географических открытий и первые колониальные завоевания. Географические открытия XVI-XVII веков и их последствия. Социальная структура западноевропейского общества. Реформация и Контрреформация в Европе. Зарождение новой европейской цивилизации.

Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке.

Социально-экономическое развитие Европы в XVII веке. Абсолютизм в Европе. Французский абсолютизм. Английский абсолютизм. Английская революция XVII века.

Революция в естествознании. Общественные идеи века Просвещения. Просвещенный абсолютизм.

Революции XVIII столетия.

Западная Европа накануне революционной эпохи. Англия и ее североамериканские колонии в XVIII веке. Американская революция. Франция накануне революции. Начало Великой французской революции. Свержение королевской власти во Франции. Установление якобинской диктатуры.

Тенденции развития европейской культуры XVI-XVIII веков.

Эпоха Возрождения. Искусство барокко. Придворное искусство эпохи абсолютизма.

Тема 6. Российская империя в XVIII веке. (5 часов)

Необходимость преобразований на рубеже XVII-XVIII веков. Внешняя политика и военная реформа. «Регулярное» государство Петра I. «Просвещенный абсолютизм»: российский вариант.

Социально-экономическое развитие страны.

Деревня и город на рубеже XVII-XVIII веков. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России.

Расширение территории государства.

Северная война и территориальные приобретения России. Расширение западных границ в последней трети XVIII века. Продвижение на юг. Восточные пограничья Российской империи.

Образование, наука и культура.

Новая эпоха в отечественной культуре. Образование и наука. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.

Тема 7. Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации. (8 часов)

Франция: от республики к империи Наполеона. От войн республики к войнам империи. Отечественная война 1812 г. Крах наполеоновской империи.

Промышленный переворот и становление индустриального Запада.

Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота. Новый этап промышленного переворота. Социальные последствия промышленного переворота.

Революции и реформы.

Венский конгресс и Священный союз. Июльская революция во Франции. Революции середины XIX века во Франции. Революционное движение в Европе. Реформы в Великобритании. Борьба против рабства в США.

Идейные течения и политические партии.

«Век либерализма». Консерватизм. Социализм. Идея национализма на Западе.

Ослабление «старых» колониальных империй – Испании и Португалии. Колониальные империи Голландия, Франция и Англия. Последствия европейской колонизации для стран востока. Возникновение независимых государств в Латинской Америке.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.

Возникновение национальных государств в Европе. Новые лидеры мировой экономики. Новые явления в экономике стран Запада. Колониальные захваты. Общественные отношения и политические партии во второй половине XIX в.

Тема 8. Россия на пути модернизации. (9 часов)

Российское государство в первой половине в первой половине XIX века.

Российское государство на рубеже столетий: Павел I. «Либерал» на троне. Царствование Николая I. Государство и крестьянский вопрос в России первой половине XIX в.

Общественная жизнь в первой половине XIX века.

Общественные настроения в начале XIX в. Декабристы. «Теория официальной народности». Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.

Реформы 1860-1870-х гг.

Новый рубеж в истории России. Крестьянская реформа. Реформы 1860-1870-х гг. Судьба и значение реформ. Экономическая политика государства в эпоху реформ. Развитие сельского хозяйства и промышленности в пореформенный период.

Полицейский режим Александра III.

Общественное движение в России во второй половине XIX века.

Русский либерализм. Народничество. Возникновение рабочего движения и зарождение социал-демократии. Консерваторы.

Россия – многонациональная империя.

Расширении территории в первой трети XIX в. Кавказская война. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Заселение Сибири и Дальнего Востока. Пути создания империи.

Тема 9. Культура XIX века. (7 часов)

Научно-технический прогресс и общество.

Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество.

Мировая художественная культура.

Литература и жизнь. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство.

Культура России в XIX веке.

Просвещение. Литература в жизни общества. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.

Резервное время – 2 часа

11 класс (68 часов)

Тема 1. Россия и мир в начале XX века. (7 часов)

Вводный урок. Россия и мировой исторический процесс в XX – начале XXI века.

Новые тенденции в развитии общества. Страны Запада. Процесс модернизации и России. Социальная структура общества. Идейные течения и политические партии.

Первая Российская революция. Причины и этапы революции. Формы революционной борьбы. Новый политический строй. Социалисты в революции. Либеральные партии. Организации правых. Начало российского парламентаризма.

Российское общество и реформы. Программа правительства Столыпина. Окончание первой российской революции. Третьеиюньский режим. Непоследовательность реформаторского курса.

Россия в системе мирового рынка и международных союзов. Экономический подъем в России. Россия и индустриальные страны Запада. Внешнеполитическое положение России. Россия и европейские военно-политические союзы.

Тема 2. Мировая война и революционные потрясения. (11 часов)

Первая мировая война. Начало всемирного конфликта. Первые месяцы боевых действий. Борьба на суше и на море. Военные действия в 1916-1917 годах. Внутреннее положение в воюющих странах. Окончание Первой мировой войны.

Российская революция 1917 года. Падение монархии. На пути к Учредительному Собранию. Будущее демократии: парламент или Советы? Большевики приходят к власти. Новый политический режим. Точки зрения на революционные события 1917 года.

Гражданская война в России. Причины и особенности гражданской войны в России. Временные рамки гражданской войны. Война «внутри демократии». Красные против белых. «Военный коммунизм» и его последствия.

От Российской республики Советов к СССР. Российская революция и национальный вопрос. Создание Российской Федерации. Новые государства на карте бывшей империи. Образование СССР.

Послевоенное урегулирование и революционные события в Европе. Начало мирного урегулирования. Заключение мирных договоров. Революционный процесс в Европе.

Тема 3. Мир в межвоенный период.(4 часа)

Мировой экономический кризис. Эпоха «процветания» на Западе. Великая депрессия. Преодоление кризиса в США. Кризис в Англии и Франции.

Тоталитарные режимы в Европе. Рождение тоталитаризма. Установление фашистского режима в Италии. Приход к власти в Германии национал-социалистов. Гитлеровский режим.

Модернизация в странах Востока. Восток после окончания Первой мировой войны. Революционные события в Турции. Национально-освободительное движение в Индии. Революция в Китае.

Тема 4. Социалистический эксперимент в СССР. (7 часов)

Советская страна в годы НЭПа. «Временное отступление». Результаты и противоречия НЭПа. «Культурная революция». Наследники Ленина.

Пути большевистской модернизации. Особенности модернизации в СССР. «Развернутое наступление социализма по всему фронту». Советская экономическая модель. «Вождь мирового пролетариата». Изменения в общественном сознании. Новый облик государства.

СССР в системе международных отношений. Советская внешняя политика и проблема мировой революции. Германия между Россией и Западом. Международные связи Советского Союза. Политика СССР на Дальнем Востоке. Кризис Версальско-Вашингтонской системы.

Советская политика в условиях роста военной угрозы в Европе. Дипломатические маневры накануне Второй мировой войны.

Тема 5. Вторая мировая война. (7 часов)

Агрессия гитлеровской Германии. Причины и периодизация войны. Разгром Польши. «Странная война» на Западе. Разгром Франции. «Битва за Англию». Военные действия в Африке и на Балканах.

СССР накануне Великой Отечественной войны. Подготовка СССР к войне. Советско-финляндская война. Дальнейшее территориальное расширение СССР.

Начало Великой Отечественной войны. Нападение Германии на СССР. Мобилизационные усилия первых месяцев войны. Зимнее контрнаступление Красной Армии. Оборонительные бои Красной Армии летом и осенью 1942 года. Военные действия в Северной Африке и на Тихом океане. Складывание Антигитлеровской коалиции.

Коренной перелом. Победы советских войск под Сталинградом и на Курской дуге. Сражения в Северной Африке и на Тихом океане. Советское общество в годы войны. Советские люди на оккупированных территориях.

Победа антигитлеровской коалиции. Наступление Красной Армии в 1944 году. Военные действия на западе в 1944 году. Положение в Германии. Движение Сопротивления. Завершение войны в Европе. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги Второй мировой войны.

Тема 6. Биполярный мир и «холодная война». (4 часа)

Начало противостояния. Истоки «холодной войны». Раскол Европы. Начало ядерного противостояния. Проба сил: война в Корее.

Мир на грани ядерной войны. Отношения СССР со сторонами Запада в середине 50-х – начале 60-х годов. Карибский кризис. Борьба за влияние в «третьем мире». Война во Вьетнаме.

От разрядки к новому противостоянию. Разрядка международной напряженности. Последний виток «холодной войны». Идеологическая борьба.

Тема 7. СССР и социалистические страны Европы. (5 часов)

СССР: от Сталина к началу десталинизации. Послевоенное восстановление. Сталинская диктатура. Хрущев: реформаторство и утопизм. Конец хрущевского десятилетия.

Кризис «развитого социализма». Власть номенклатуры. Проблемы экономики. Кризис догматизированной идеологии. Диссидентство. Углубление кризиса «развитого социализма».

Социализм в Восточной Европе. Установление просоветских режимов. Конфликт Тито – Сталин. Югославская модель социализма. Германия: разделенная нация. События 1956 г. В Польше и Венгрии. «Пражская весна».

Тема 8. Запад и «третий мир» во второй половине XX века. (5 часов)

Общественно-политическое развитие Запада в 40-60-х гг. США после Второй мировой войны. Политическая жизнь Западной Европы. Возникновение концепции «государства благосостояния». Успехи и неудачи политики «государства благосостояния».

Научно-техническая революция и общество в 70-80-х годах. Начало НТР. Социальные последствия научно-технической революции. Социально-экономические проблемы эпохи НТР. Социальные движения протеста в странах Запада. Кризис «государства благосостояния» и переход к политике неоконсерватизма.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Ликвидация колониальной зависимости. Прозападная модернизация в Южной Азии. Япония и «новые индустриальные страны». Влияние ислама на развитие стран Азии и Африки. Идеи социализма в «третьем мире». Особенности Латинской Америки. Латинская Америка во второй половине XX века.

Тема 9. Россия в современном мире. (9 часов)

СССР в период «перестройки». «Мы ждем перемен …». Гласность и эволюция государственного строя. «Новое мышление» и окончание «холодной войны. Кризис власти. Два президента. Август 1991 года: революционный поворот истории. Распад СССР и

Крах социализма в восточной Европе. Предпосылки преобразований. Революции конца 80-х годов. Национальные конфликты и экономические проблемы.

Становление новой России. Реформирование экономики: «шоковая терапия». Президент и Верховный Совет: противостояние властей. Политический кризис осени 1993 года. Выборы в Федеральное Собрание.

Российская федерация: новые рубежи в политике и экономике. Новая Конституция Российской Федерации. Курс на стабилизацию. Федеративные отношения и этнополитические конфликты. Второе президентство Б. Н. Ельцина. Новый облик российского общества. Политическая ситуация на рубеже XX-XXI веков. Президентство В. В. Путина. Изменения в политической жизни страны.

Мир на рубеже XX-XXI веков. Современная мировая цивилизация: пути развития. Интеграционные процессы. Национализм, сепаратизм, экстремизм. Международные отношения. Международные организации и движения.

Тема 10 Духовная жизнь. (9 часов)

Развитие научной мысли. Теория относительности. Проникновение в микромир. Космология. Познание тайн живой природы. Учение о ноосфере.

Научно-технический прогресс. Развитие транспорта. Ядерное оружие и атомная энергетика. Ракетостроение и космонавтика. Информационные и компьютерные технологии.

Основные тенденции развития мировой художественной культуры. Авангардизм. Отражение жизни общества в реалистическом искусстве. Плюралистическая художественная культура конца XX века. Музыка. Архитектура. Массовая культура.

Российская культура «Серебряного века». «Серебряный век». Тенденции культурного синтеза. Стиль в архитектуре. Русский модернизм и авангард.

Культура России: от соцреализма к свободе творчества. Революция и культура. От художественного плюрализма к социалистическому реализму. Великая Отечественная война и художественная интеллигенция. Художественная культура второй половины XX века. Основные тенденции развития постсоветской культуры. Музыкальное искусство. Архитектура.

Резервное время — 1час

— учебник: Волобуев О. В., Клоков В. А., Пономарев М. В., Рогожкин В. А. История. Россия и мир 10 класс базовый уровень. М. Дрофа. 2008

Волобуев О. В., Клоков В. А., Пономарев М. В., Рогожкин В. А. История. Россия и мир 11 класс базовый уровень. М. Дрофа. 2008

— Игнатов А. В. Методическое пособие к учебнику О. В. Волобуева, М. В. Пономарева, В. А. Рогожкина «Россия и мир» 10 класс. М. Новый учебник 2007

— Игнатов А. В. Методическое пособие к учебнику О. В. Волобуева, М. В. Пономарева, В. А. Рогожкина «Россия и мир» 11 класс. М. Новый учебник 2007

— Волобуев О. В., Клоков В. А., Пономарев М. В. История. Россия и мир. Программы для общеобразовательных учреждений 10-11 классы. М. Дрофа.2009

— Волобуев О. В., Клоков В. А., Пономарев М. В. Атлас. Россия и мир. 10-11 кл. М.: Дрофа: Издательство ДИК, 2008