Требования к методическим разработкам в вузе

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

Что такое методическая разработка и требования,

Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

· Разработку конкретного урока ;

· Разработку серии уроков ;

· Разработку темы программы :

· Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

· Разработку общей методики преподавания предметов;

· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

· Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  2. Определить цель методической разработки.
  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  4. Составить план и определить структуру методической разработки.
  5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

4. Основная часть.

6. Список использованных источников.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  • Характеристика темы ;
  • Планирование изучение темы ;
  • Рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются :

· Образовательные цели и задачи темы;

· Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

· Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

· Место и роль темы в курсе;

· Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

· Дается дидактический анализ содержания материала;

· Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

· Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения.

В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока ( с технологической картой).
  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
  5. Список литературы (источников) для учащихся.
  6. Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план урока :

1. Тема программы.

5. Цель методическая.

6. Цели образования(обучения, воспитания, развития).

7. Материально-техническое обеспечение урока.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта урока :

Методическая разработка: проще, чем кажется

Творческих учителей, которым есть чем поделиться с коллегами, на свете много. Почему же все еще велик дефицит качественных методических материалов?

Ответ прост: те, кто умеют работать, часто не умеют писать. Между тем опыт наших экспериментальных площадок показывает, что любой учитель может описать свои разработки, если ему немножко в этом помочь.

(Рекомендации-шаблон для педагогов по созданию методической разработки)

Этот материал поможет читателю-педагогу написать собственную методическую разработку. Руководители методических служб образовательных учреждений могут использовать этот шаблон для проведения обучающего семинара по созданию методических материалов.

Эта работа написана в помощь учителям экспериментальных площадок по проблемно-ориентированному обучению на базе ОТСМ-ТРИЗ. Приведенные в ней примеры иллюстрируют методики, используемые в этом педагогическом подходе. Однако автор надеется, что другие педагоги, желающие описать свои методические разработки, также найдут здесь полезные советы.

Рекомендации описаны в виде шаблона. Заменяя текст шаблона на авторский текст в соответствии с данными рекомендациями, педагог сможет создать собственную методическую разработку. Этот подход заимствован у моего научного руководителя, профессора В.В. Гузеева [1], чей шаблон диссертационного исследования явился основой для моей собственной кандидатской диссертации.

Во втором разделе даны непосредственно рекомендации по созданию методической разработки, в третьем разделе – список использованной литературы.

2. Состав и содержание методической разработки

Обычно тема строится по принципу: предмет исследования – объект исследования. Порядок частей названия может быть различным.

Объект указывает на область, к которой принадлежит ваша разработка, а предмет – на то, какие аспекты, признаки вы собираетесь изменить, на отличительные черты вашей методики. Иными словами, объект – ближайшая надсистема, в которой вы работаете, а предмет – та подсистема или признак, который ваша работа меняет, улучшает.

Иногда в самой формулировке указывают ЦЕЛЬ – для чего нужно улучшить данный объект.

Использование модели «Точка зрения» (ПРЕДМЕТ) как средства

интеграции курсов развития речи и природоведения (ОБЪЕКТ)

для формирование системного восприятия и эмоционального отношения к окружающему миру (ЦЕЛЬ).

Интеграцией курсов природоведения и развития речи занимались и до вас, в данном случае это та область, в которой вы хотите сказать свое новое слово (объект). А вот использование модели «точка зрения» в качестве средства для интеграции этих курсов – это то новое, что вы разработали (предмет).

Предмет может иметь разную степень новизны, возможны формулировки типа «проблемы применения методики…», «особенности использования методики… в условиях…». В данном случае сама методика будет объектом (если она существовала уже до вас), а проблемы ее применения, особенности ее использования в каких-то новых условиях будут предметом исследования.

Возможно, вам не удастся сразу точно сформулировать тему. Это нормально: если вы решаете педагогическую проблему, вы не обязаны знать сразу, какими средствами ее удастся решить. Потому на входе важны цель и объект, а предмет может проясниться позднее. Рекомендации по формулированию целей даны ниже.

Информация об авторе

Автор методической разработки (фамилия – имя – отчество, место работы и должность, контактная информация: желательно – электронный адрес, Ваш или адрес школы).

Пример: Иванова, Анна Петровна, педагог начальных классов школы №1 г. N, учитель 1-й категории, [email protected]

Условия применения

В этом разделе укажите

— Контингент учащихся, особенности контингента (если есть).

— Программа, в рамках которой применяется ваша методика.

— Если ваша разработка опирается на авторскую методику, укажите название базовой методики и ее авторов.

— Начальные классы (1-2).

— Курс развития речи в рамках курса русского языка

— Методика составления описательного рассказа по картинке (Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.).

Актуальность, цель и задачи

Хорошо сформулированная цель во многом определяет успех всей работы. Не стоит формулировать цели «общими словами»: развивать мышление и воображение – факт достижения такой цели нельзя проверить. Укажем требования к формулировке цели и задач:

1. Цель должна быть сформулирована предельно конкретно, так, чтобы ее можно было разбить на понятные задачи, результат выполнения которых можно проверить.
2. Цель должна рассматриваться в общей системе целей, т.е. должна быть ясна не только цель, а подцели (задачи), с помощью которых она будет достигнута и надцели, для достижения которых нужна ваша цель.
3. Задачи указывают на те изменения, которые должны произойти с учеником и проявиться в его поведении или в результатах его работы (например, в текстах, которые он пишет) в результате применения вашей методики. Они описываются глаголами совершенного вида: научить составлять загадки типа…; научить различать имя и значение признака; научить применять системный оператор для составления вопросов об историческом событии и т.п. Педагогам, знакомым с ОТСМ-ТРИЗ, посоветуем описывать изменения с помощью модели «элемент – имена признаков – значения признаков».

Ниже предложены несколько шагов, которые полезно сделать для того, чтобы качественно сформулировать цели и задачи. Этот фрагмент текста (выделенный курсивом) не нужно включать в методическую разработку, он нужен в процессе работы над материалом.

Чтобы корректно сформулировать цель и задачи, попробуйте поступить следующим образом:

1. Ответьте на вопрос: «что вы собираетесь изменить с помощью своей разработки?» Опишите ожидаемый результат: БЫЛО…– СТАЛО… А затем уберите те изменения, которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только то, что напрямую касается вашей работы.

Пример: БЫЛО: дети дают устный ответ о природном объекте, бессистемно, пользуясь штампами, рассказывают без удовольствия, говорят с трудом. – СТАЛО: дети составляют связный эмоциональный, образный рассказ, рассматривают объекты с разных сторон, используют собственные сравнения, рассказывают с энтузиазмом.

2. Составьте цепочку «ЗАЧЕМ?», это поможет вам увидеть надсистему целей.

Пример. Дети умеют составлять связный, целостный рассказ – Зачем? – Чтобы целостно, системно воспринимать окружающий мир. – Зачем? – Чтобы осознанно относиться к окружающему миру. – Зачем? – Чтобы уметь изменять окружающий мир.

Дети составляют образный рассказ, используя собственные сравнения – Зачем? – Чтобы построить собственное эмоциональное отношение к окружающему миру. – Зачем? – Чтобы лучше понимать себя и окружающий мир.

3. Составьте цепочку «ДЛЯ ЭТОГО?», это поможет вам увидеть подсистемы целей.

Дети составляют образный рассказ – для этого выделяют наиболее яркие фрагменты целого; строят метафоры…

Выполнив это упражнение, вы сможете получить материал для трех пунктов методической разработки (см. ниже).

1. Обоснование актуальности вашей работы получаем из цепочки «ЗАЧЕМ?» см. пункт 2 (пример: «Важно научить ребенка ориентироваться в современном динамичном мире, формировать собственное эмоциональное отношение к тому, что его окружает. Развитие образной речи, ассоциативного мышления – один из главных инструментов формирования эмоционального отношения к миру. Не менее важным является формирование целостного, системного восприятия окружающего мира, необходимого человеку для обнаружения и решения возникающих перед ним проблем. Вместе системное и образное описания позволяют эмоционально пережить и присвоить способы системного восприятия мира»).
2. Цель работы – из сопоставления исходной ситуации (БЫЛО) с ожиданиями (СТАЛО) см. пункт 1 (пример: «Обучить построению образного рассказа об объекте на основе использования модели «Точка зрения»»).
3. Задачи – из цепочки «ДЛЯ ЧЕГО?» см. пункт 3 (пример: «Научить выделять признаки объектов, от имени которых строится рассказ; научить выделять признаки окружающих объектов, важные с точки зрения рассказчика, научить строить образные сравнения от лица рассказчика; научить строить системные сравнения от лица рассказчик, объединяя образы с единую систему»).

Модели, инструменты, методы

Укажите модели, инструменты, методы, которые используются в вашей разработке.

Пример: Используются модели: «Элемент – имя признака – значение признака», «Точка зрения», морфологический анализ.

Наглядные пособия

Опишите используемые вами наглядные пособия. Если используются известные пособия, описанные раньше, перечислите их и дайте ссылки на материалы, в которых они описаны.

Пример: используется пособие «Круги Луллия» (ссылка).

Описание методики

Описание методики может быть выполнено в различной форме – это зависит от ее содержания.

Главная проблема описания заключается в том, что большинство используемых нами методик не реализуются в рамках одного или нескольких уроков, а требуют более гибкой системы тренингов. Часто бывает ситуация, когда переход к новому этапу обеспечивает ряд упражнений предыдущего этапа, которые могут проводиться в любой последовательности. В этом случае этапы удобно представить в виде схемы (рис. 1). Если ваша методическая разработка укладывается в четкую последовательность шагов, необходимость в схеме отпадает.

Рисунок 1

Рисунок 2

На примере (рис. 2) показан фрагмент описания методики, на котором видно, как связываются между собой отдельные упражнения. Упражнение «сравнить объект от имени какого-либо волшебника» могут предлагаться в различной последовательности, но они предшествуют системному сравнению. Эмпатия может вводиться параллельно с упражнением «На что похоже?». «Системная эмпатия» должна предваряться эмпатией и системным сравнением.

Для читателей, не знакомых с ОТСМ-ТРИЗ педагогикой, поясним содержание рисунка 2. В методиках развития речи и воображения используются образы волшебников, олицетворяющих приемы преобразования объектов (Мурашковска И.Н., Сидорчук Т.А.). Дели-Давай делит объекты на части и объединяет части в целое; Великан-Кроха уменьшает или увеличивает размеры объектов, Отставай-Забегай двигает объекты по линии времени.

Если вы представили такую схему, далее ваша задача состоит в том, чтобы описать более детально каждое упражнение. Это можно сделать, например, в виде таблицы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ЗАНЯТИЙ

1 Министерство образования Республики Коми Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми «Ухтинский медицинский колледж» серия: в помощь преподавателю МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ЗАНЯТИЙ Ухта, 2013

2 Рассмотрено и одобрено Методическим советом ГАОУ СПО РК «Ухтинский медицинский колледж» Протокол 2013г. Председатель методического совета Быстрова И.В. Утверждаю Директор ГАОУ СПО РК «Ухтинский медицинский колледж» Данильченко А.В. 2013г. Цель данного пособия — систематизировать, обобщить имеющийся опыт методической работы, помочь преподавателям в разработке и оформлении учебно-методических разработок занятий. Данные рекомендации раскрывают технологические этапы подготовки и написания учебно — методической разработки занятия, определяют предъявляемые к ней требования, содержат дополнительные сведения о видах и типах уроков, лекций, формах организации учебной деятельности, дидактической структуре урока и т.п., которые могут быть полезны преподавателям при написании методических разработок. В пособии также даются методические рекомендации начинающему преподавателю по подготовке урока, проведению самоанализа и оценке эффективности урока. Пособие предназначено для преподавателей ГАОУ СПО РК «Ухттинский медицинский колледж» Автор составитель: Высоколян Н.Е., методист ГАОУ СПО РК «Ухтинский медицинский колледж» Рецензент:

3 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Общие требования к оформлению методической разработки 5 2. Методическая разработка занятия теоретического обучения Методическая разработка лекции Методическая разработка практического занятия Методическая разработка семинарского занятия Методические рекомендации начинающему преподавателю по подготовке урока Методические рекомендации по самоанализу урока Методические рекомендации по оценке эффективности урока.33 Список использованных источников 34 Приложение 1. Образец оформления титульного листа..35 Приложение 2. Образец оборотной стороны титульного листа.36 Приложение 3. Классификация лекций. 37 Приложение 4. Типы и формы семинарских занятий 42 Приложение 5.Примеры целей.47

4 ВВЕДЕНИЕ «Преподаватель должен относиться к предмету как художник, а не как фотограф, он не может и не должен опускаться до роли простого акустического снаряда, передающего устно, почерпнутого из книг. Все, сообщаемое им, должно быть воспринято, переработано, войти в плоть и кровь и являться как бы самобытным продуктом». К. А. Тимирязев Преподаватель, успешно проводящий различные по форме занятия, читающий лекции это хорошо подготовившийся преподаватель, имеющий перед собой написанную на бумаге учебно-методическую разработку занятия или лекции. Надежда на вдохновение, которое заменит подготовленность, ведет к провалу в педагогическом процессе. К каждому занятию, лекции следует готовиться, хотя бы они проводились далеко не впервые. Известный юрист А. Ф. Кони, говорил, что лекция это 98% потения и 2% вдохновения. Поэтому без «потения» нельзя обойтись, как перед чтением лекции, так и перед проведением практического занятия или семинара. Методическое проектирование учебных занятий следует рассматривать как важную педагогическую задачу. При организации решения таких задач И.С.Морозова, Н.И. Морозова предлагают учитывать два существенных условия формирования умений и навыков проектирования занятия. Первое условие заключается в том, что формируемое действие наиболее успешно строится и корректируется при решении продуктивной задачи, а не репродуктивной. Репродуцирование готовых методических сценариев лишает преподавателя возможности освоить всю полноту операций действия методического проектирования. Второе условие успешной подготовки занятия, дающее широкие возможности для самокоррекции и самоконтроля в отношении ко всем операциям педагогического проектирование, заключается в широком использовании письменной речи на всех этапах составления проекта: начиная от этапа выбора темы занятия и поиска замысла методической реализации темы, и кончая последним этапом записью готового варианта сценария.

5 Письменный текст будет помогать преподавателю охватить всю сложную систему действий организации сценария [3]. Оба указанных условия самостоятельное составление оригинального сценария учебной ситуации и использования формы письменного высказывания на всех этапах проектирования, служат одной цели созданию собственной творческой лаборатории при работе над методическим проектом теоретического или практического занятия. Учебно-методическая разработка занятия — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия [2]. Методическая разработка — логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия. Требования, предъявляемые к методической разработке Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы преподаватели могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить». Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать преподаватель в своей работе (планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, опорные конспекты, схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.) [1].

6 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ Методическая разработка должна иметь: титульный лист аннотацию содержание введение основную часть заключение список использованной литературы приложения рецензию Титульный лист должен содержать: 1. Наименование вышестоящей организации 2. Наименование организации, где выполнялась работа 3. Наименование работы 4. Тема 5. Сведения об авторе (должность, Ф.И.О.) 6. Место и дата выполнения работы В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна. Содержание работы печатается на отдельном листе. Здесь даются наименование разделов и указываются соответствующие страницы по тексту. Разделы «Аннотация», «Введение», «Заключение» и «Список литературы» не нумеруются. Разделы «Основная часть» могут иметь сквозную нумерацию и нумерацию подразделов. Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования. Здесь же можно показать причины появления этой работы на примере колледжа. Количество разделов в основной части работы может изменяться в зависимости от объема имеющегося материала и поставленной перед собой целью. В этом разделе подробно рассматриваются все вопросы, внесенные в содержание. По ходу изложения можно представлять необходимые таблицы и рисунки. Их нумерация обычно проводится в пределах

7 текущего раздела (например, рис.2.1., таблица 1.3. и т.д.). Таблица должна иметь название и «шапку» с наименованием колонок. В заключение (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые поставлены педагогом, приступая к составлению методической разработки. В список литературы по порядку включаются те источники, которые использовались при написании работы. На все перечисленные в «Списке литературы» источники должны быть ссылки в основном тексте работы в виде номеров из списка, заключенных в квадратные скобки. Пример: [5], где 5 это номер по порядку в списке использованных источников. В раздел «приложение» помещают относящиеся к работе дополнительные материалы, которые усиливают или иллюстрируют важные стороны излагаемых вопросов. В качестве таких материалов могут быть даны примеры раздаточных карточек, опорных конспектов, схемы изложения учебных вопросов, фрагменты из конспектов открытых уроков, выдержки из авторских описаний лабораторных или демонстрационных работ и пр. [1]. Рецензия Рецензия должна содержать: наименование темы методической разработки; упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений; краткий перечень основных вопросов, изложенных в методической разработке; обязательную характеристику методической разработки с точки зрения ее актуальности; перечень положительных сторон методической разработки и ее основных недостатков, оценка реальной значимости методической разработки; вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или студентов; должность и место работы рецензента, его подпись. Рецензии выполняются ведущими преподавателями колледжа, специалистами предприятий соответствующего профиля. Работа должна быть логически выдержана, в ней соблюдается единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая, стилистическая грамотность. Общий объем методической разработки одного занятия (исключая приложения) должен составлять не менее 10 листов компьютерного текста (выполняется на листах формата А 4) Работа должна быть выполнена на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word.

8 Шрифт Times New Roman. Размер шрифта 12. Междустрочный интервал 1,5. Номера страниц арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Выравнивание текста по ширине листа. Параметры страницы: — поля вверху 2 см; — внизу 2 см; — справа — 1 см; — слева — 3 см; — абзац 1,27 см. Объем основного содержания — не менее половины всей рукописи. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). Количество и объем разделов не лимитируется [1]. Необходимо следовать основным правилам компьютерного набора. 1. Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 14, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. 2. В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал. 3. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенные точкой. 4. Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. С правой стороны страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают арабской цифрой, например «Приложение 1».

9 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В основной части можно выделить следующие разделы: 1. Методическое обоснование темы. 2. Методические рекомендации по проведению занятия. 3. План занятия. 4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений). 5. Список литературы (источников) для студентов. 6. Список литературы для преподавателей [2]. Пример методического обоснования темы: «Данная тема изучается в конце учебного года и является логическим завершением раздела: «Россия в к.20-н.21в.» учебного курса «История России 20-н.21вв.». История России н.21 века остаётся «белым» пятном в изучении исторических событий. Ещё до конца не проанализированы многие события и факты. Не дана оценка действиям многих историческим деятелям. Поэтому разработка и проведение таких уроков с одной стороны, вызывает много трудностей, с другой стороны они интересны обучающимся, являющимся свидетелями этих событий». Пример методических рекомендаций по проведению занятия: Подготовка к занятию ведётся в течение двух недель. Обучающиеся разделены на творческие группы. Заранее получают задание, накапливают материал, готовят ответы на вопросы. Преподаватель проводит консультации с группами. Рекомендуемый план учебного занятия (изучение нового учебного материала) 1. Тема программы (по тематическому плану учебной программы дисциплины) 2. Тема урока (по календарно-тематическому плану) 3. Тип урока 4. Вид урока 5. Цель методическая 6. Цели образования (обучения, воспитания, развития) (приложение 5) 7. Материально-техническое обеспечение занятия 8. Методическое и дидактическое обеспечение занятия 9. Межпредметные и внутрипредметные связи. 10. Продолжительность занятия 2 часа 11. Место проведения занятия — аудитория

10 План — хронокарта занятия Этапы занятия I II III IV V VI VII VIII Содержание занятия Организационная часть (проверка присутствующих, подготовка рабочих мест) Сообщение темы и целей занятий (объявление темы урока, постановка достижимых целей перед студентами) Актуализация опорных знаний студентов (выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материла) Начальная мотивация учебной деятельности (заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.) Изучение нового материала (последовательное изложение по принципу «от простого к сложному» с возможной демонстрацией наглядных пособий) Обобщение и систематизация изученного материала (выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д) Итоговая часть занятия (подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок) Сообщение домашнего задания (если есть необходимость, выполнение домашнего задания следует разобрать или дать необходимые рекомендации по его выполнению в этом случае время на сообщение домашнего задания увеличить) Время 1-2 минуты 1-2 минуты 5-7 минут 2-3 минуты минуты 5-6 минут 3-5 минут 1-2 минуты

11 Ход занятия Организационные Методы Этапы Действия Действия формы работы п/п занятия преподавателя обучающихся работы Рекомендуемый план ( технологическая карта серии уроков (темы, раздела)): Технологическая карта урока это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность преподавателя и деятельность обучающихся [2]. Примечание: в колонках технологической карты следует указывать конкретные задания, вопросы, учебные пособия и т.д. Раздел (тема): Общая проблема: Цели и задачи: Квалификационные требования: должен знать должен уметь Темы занятий, их в теме (разделе) Элементы занятия 1.Тема занятия 2. Тип/вид занятия 3.Методы и методические приемы 4.Форма и способ организации деятельности Тема (раздел) дисциплины Тема занятия Тема 1 Тема 2 Тема 3 И т.д. Заключительное занятие

12 5. Опорные вопросы и понятия 6. Система контроля знаний 7.Система самостоятельной работы на занятии 8.система самостоятельной работы вне занятий и задание на дом 9.Обеспечение занятия (средства обучения) Тип определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения. Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.): урок изучения нового учебного материала. урок совершенствования знаний, умений и навыков. урок обобщения и систематизации знаний. урок контроля знаний, умений и навыков. комбинированный. Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) : урок по первоначальному формированию умений и навыков. урок совершенствования умений и навыков. урок по выполнению комплексных заданий (работ). Вид занятия определяется формой совместной деятельности преподавателя и студентов, которая доминирует на уроке: лекция. беседа. самостоятельная работа. практическая работа. лабораторная работа. конференция. семинар. контрольная работа. зачет. деловая игра. экскурсия.

13 смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени). Дидактическая структура занятия (основные этапы занятия) включает в себя следующие дидактические задачи: 1. Мотивация и стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых знаний. 2. Формирование новых понятий и способов действий. 3. Применение понятий и способов действий. Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока). Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др. Способы организации деятельности преподавателя и студентов (по Молчан Л.Л.): 1. Фронтальный. 2. Индивидуальный. 3. Парный. 4. Коллективный. Средства обучения это орудия деятельности преподавателя и обучаемых. Средства обучения могут быть вербальные, печатные, звуковые, экранные, объемные, технические. Методы обучения — путь исследования или познания, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность, подчиненная решению конкретной задачи. В дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебновоспитательных целей. методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа); методы работы обучающихся (упражнения, самостоятельная работа); по источнику получения знаний: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Дидактические методы (по Лернеру И.Я.) 1. Информационно-рецептивный. 2. Репродуктивный. 3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

14 Приемы обучения часть метода, его этап. Овладеть приемами значит найти путь реализации метода, последовательность учебных действий, закрепляющихся в навыках и привычках. Приемы делятся на логические (постановка проблемы, выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения); организационные (запись плана, ответ по плану, ответ у доски, демонстрация, наблюдение по плану, разделение работы по операциям); технические (вопросы на доске, анкеты, прикрепление рисунков к доске, использование таблиц, постановка вопросов). Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.). Методическая цель для каждого занятия подразумевает: создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок [1]. Межпредметные и внутрипредметные связи: графическое изображение того, где могут быть использованы полученные в ходе занятия знания, связь с другими учебными дисциплинами, значимость изучаемой темы для всей дисциплины. Схема интегративных связей истоки изучаемая тема выход «Истоки» указываются дисциплины, на которых изучались элементы данной темы ранее. «Выход» указываются дисциплины, на которых изучение темы получит продолжение, а также выход на производственную практику и профессиональную деятельность.

15 Пример схемы интегрированных связей Истоки: Выход: хирургия дезинфекция анатомия физиология фармакология Уход за стомами стерилизация сестринский процесс ВБИ латинский язык функциональные состояния

16 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИИ Лекция представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Цель лекции организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины. Задачи лекции: обеспечить формирование системы знаний по учебной дисциплине; учить умению аргументированно излагать научный материал; формировать профессиональный кругозор и общую культуру; отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания; оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства. Функции лекции: информационная — изложение системы знаний; мотивационная — формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста; ориентировочная — обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала; воспитательная — формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов. Структура методической разработки лекции 1. Титульный лист 2. Содержание 3. Методические рекомендации по проведению лекции: Название лекции Вид лекции

17 Указывается в случае использования активных методов (технологий) обучения (т.н. нетрадиционные виды лекций: лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция прессконференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация и т.д.) (приложение 3). Формируемые компетенции Указываются компетенции, на формирование которых направлено содержание лекции. Учебные цели Указываются учебные цели лекции. Необходимо помнить, что лекция формирует только уровень представлений, независимо от ее типа и места в учебном процессе. Продолжительность лекции: 2 часа Место проведения: аудитория Оснащение: — методическое: схемы, видеофильмы, наглядные пособия, методическая разработка лекции; — материально техническое: таблицы, плакаты, оборудование и материалы, приборы ТСО. План лекции Включает в себя название, педагогическую цель, описание и хронометраж этапов. План лекции необходимо представить в таблице. Название Описание этапа Педагогическая цель Время этапа этапа этапа Структура лекции и, соответственно, названия этапов, определяются типом лекции и содержанием, выносимым на лекцию. Любая лекция всегда имеет первый — организационный этап и заключительный последний [3]. Описание этапа представляет собой формулировку основных пунктов содержания лекции, которые должны соответствовать содержанию учебной программы. Педагогическая цель этапа позволяет ответить на вопросы: зачем преподаватель «это делает», зачем введен данный этап в структуру лекции, что формирует, демонстрирует, объясняет, выделяет и т.п. Время этапа определяется исходя из объема информации и сложности материала

18 4. Конспект лекции I. Вводная часть (вступление) 1. Тема 2.3адачи: — развивающая: развитие познавательных процессов, способностей составлять и анализировать информацию; формирование системного мышления; — воспитательная: формирование ценностных установок и профессиональных качеств; важными нравственными качествами медицинского работника должны быть милосердие, аккуратность, ответственность, доброжелательность, тактичность и др. — конкретные задачи: обучающиеся должны знать: обучающие должны уметь: 3. План: наименование основных вопросов, рассматриваемых на лекции Вступление — часть лекции, цель которой — заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят: формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности, цели лекции; изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции; характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов; ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук. II. Основная часть Основная часть — изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и

19 доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определяется видом лекции (приложение ). III. Заключительная часть Заключение — подведение общего итога лекции, повторение основных положений лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов. Задания для самоподготовки Список литературы: — рекомендуемая для самоподготовки — которую использовал педагог, для проведения лекции. Педагогические требования к лекции 1. Высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение; 2. Объем научной информации должен быть четко систематизирован и методически проработан; 3. Высказываемые суждения доказательны, аргументированы; 4. Лекционный материал должен быть доступен для понимания; 5. Вводимые термины и названия должны быть разъяснены; 6. Главные мысли и положения должны быть выделены, формулировки выводов четкие, лаконичные; 7. Студентам должна быть предоставлена возможность слушать, осмысливать и кратко записывать информацию; 8. Организация обратной связи на лекции (прямые вопросы к аудитории, совместное размышление вслух, письменный опрос и т.д.); 9. Использование дидактических материалов, средств наглядности (блок-схем, чертежей, таблиц, графиков, рисунков и т.п.), в т. ч. технических.

20 4. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений — профессиональных или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в учебных и деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др. На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, учебной и производственной (профессиональной) практики. Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения. Методическая разработка практического занятия это документ, которым пользуется преподаватель при проведении практического занятия. Она создается в качестве пособия для оптимального проведения занятия и с целью обоснования отобранных преподавателем методов и методических приемов для конкретного занятия [3]. Общая структура методической разработки практического занятия 1. Титульный лист 2. Содержание 3. Пояснительная записка 4. Методические рекомендации к практическому занятию: Тема занятия Формируемые компетенции

21 Цели занятия (учебные, развивающие, воспитательные, конкретные: должен знать, уметь) (приложение 5) Мотивация (актуальность темы) Образовательная технология: взаимообучение, проблемное обучение, кейс метод и т.д. Продолжительность занятия Место проведения Оснащение занятия: методическое и материально-техническое Межпредметные связи Граф логическая структура темы занятия Список литературы: для студентов и преподавателей 5. План хронокарта занятия 6. Вопросы для повторения 7. Вопросы для самоконтроля по теме занятия 8. Задания для самоподготовки 9. План самостоятельной работы на занятии 10. Материалы для контроля исходного и конечного уровней усвоения, обучающая задача (алгоритм действий, ситуационные задачи) 11. Критерии оценки 12. Домашнее задание 13.Список литературы, которую использовал преподаватель для подготовки занятия 14. Приложения: дидактический (обучающий материал) словарь терминов (глоссарий, тезаурус) [3]. Титульный лист оформляется аналогично титульному листу занятия теоретического обучения и лекции (приложения 1-2). Тема практического занятия должна соответствовать тематическому плану практических занятий, указанных в программе профессионального модуля или программе дисциплины. Формируемые компетенции. Указываются компетенции, на формирование которых направлено содержание занятия.

22 Цель занятия необходимо формулировать четко, отражая конечный результат занятия. Цель должна содержать краткие наименования основных учебных элементов темы с указанием уровня их усвоения. Приведем характеристику основных уровней усвоения, предусмотренных ФГОС СПО: Первый уровень ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); Второй уровень репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) Третий уровень продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). Мотивация темы (актуальность): обоснование значимости темы и ее места в формировании специалиста. Продолжительность занятия. Указывается продолжительность занятия в минутах. Количество указанного времени должно соответствовать объему часов, указанному в программе. Оснащение занятия. Указывается материально-техническое, методическое, информационное обеспечение (перечень учебных таблиц, стендов, микро- и макропрепаратов, методических пособий, препаратов, программ и т.д.). Граф логическая структура темы занятия — «модель учебного содержания, представленная в виде графа совокупности точек на плоскости, отображающих учебные элементы данной темы, и линий, их соединяющих, являющихся дидактическими связями».

Читайте так же:  Наследство квартира ветеранам