Требования к изысканиям автомобильных дорог

Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

Стандарт устанавливает общие требования к изысканиям автомобильных дорог общего пользования.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! Любое использование материалов сайта возможно только в строгом соответствии с установленными Правилами. Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только на основании договоров, заключенных в письменной форме.
Использование Пользователем сервисов сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением

ГОСТ 32836-2014
Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

Купить ГОСТ 32836-2014 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль».

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие требования к изысканиям автомобильных дорог общего пользования.

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Классификация изысканий

6 Требования к оборудованию, приспособлениям и инструментам, используемым при инженерных изысканиях

7 Требования к последовательности выполнения изысканий

8 Требования к составу и способам выполнения инженерных изысканий

8.1 Инженерные изыскания для подготовки предпроектной документации

8.2 Инженерные изыскания для подготовки проектной и рабочей документации строительства автомобильных дорог

8.3 Требования к инженерным изысканиям для подготовки проектной документации реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог

8.4 Требования к инженерным изысканиям для подготовки проектной документации текущего ремонта и содержания автомобильных дорог

8.5 Требования к инженерным изысканиям в период строительства

8.6 Разведка грунтовых строительных материалов

9 Методы контроля

10 Требования безопасности и охраны окружающей среды

Приложение А (обязательное) Категории сложности инженерно-геологических условий

Приложение Б (рекомендуемое) Требования техники безопасности и охраны окружающей среды при выполнении инженерных изысканий

Этот ГОСТ находится в:

  • Раздел: Экология
    • Подраздел: 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
      • Подраздел: 93.080 Строительство дорог
        • Подраздел: 93.080.01 Строительство дорог в целом
  • Раздел: Строительство
    • Подраздел: Стандарты
      • Подраздел: Другие государственные стандарты, применяемые в строительстве
        • Подраздел: 93 Гражданское строительство
  • Раздел: Электроэнергия
    • Подраздел: 93 ГРАЖДАНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
      • Подраздел: 93.080 Строительство дорог
        • Подраздел: 93.080.01 Строительство дорог в целом

Automobile roads of general use. Road surveying. General requirements

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

Ссылка на страницу

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

Дороги автомобильные общего пользования

ИЗЫСКАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения,обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» Министерства транспорта Российской Федерации (ФГУП «РОСДОРНИИ»)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК418 «Дорожное хозяйство»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. № 45)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК(ИС0 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. № 186-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32836-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «IНациональные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

4.26 Полевой этап ИИ включает комплекс полевых работ в соответствии с программой ИИ и необходимый объем работ по предварительной обработке полученных материалов и данных для обеспечения контроля их качества, полноты и точности.

4.27 Камеральный этап ИИ включает:

— окончательную обработку материалов и данных полевого этапа изысканий, оценку точности полученных результатов с необходимой для проектирования и строительства информацией об объектах, ситуации и рельефе местности, о подземных и надземных сооружениях с указанием их технических характеристик, а также об опасных природных и техноприродных процессах;

— составление и передачу заказчику (застройщику) отчета об ИИ (пояснительной записки) с необходимыми приложениями по результатам выполненных ИИ;

— передачу в установленном национальным законодательством порядке отчетных материалов, выполненных ИИ местным органам архитектуры и строительства, в зоне деятельности которых выполнялись ИИ.

5 Классификация изысканий

5.1 В состав изысканий должны входить следующие виды:

5.2 К специальным видам ИИ относят:

— обследования состояния грунтов оснований сооружений, их строительных конструкций;

— изыскания источников водоснабжения на базе подземных вод;

— локальный мониторинг компонентов окружающей среды;

— разведку грунтовых строительных материалов;

— локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод.

К специальным видам изысканий относят топографо-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические, кадастровые и другие соответствующие работы и исследования в процессе строительства, содержания и ликвидации объектов.

5.3 К специфическим видам изысканий (поиска) относят:

— поиск, обследование существующих памятников культурного наследия, археологические исследования;

— поиск, обнаружение и определение мест воинских захоронений;

— поиск, обследование территорий на наличие взрывоопасных предметов в местах боевых действий и на территории бывших воинских захоронений.

6 Требования к оборудованию, приспособлениям и инструментам, используемым при инженерных изысканиях

6.1 Средства измерений, применяемые при ИИ, подлежат государственному метрологическому контролю и надзору с установленной периодичностью, выполняемому аккредитованными метрологическими службами.

6.2 Применяемое программное обеспечение для расчетов, влияющих на качество и безопасность, должно быть лицензированным и сертифицированным.

7 Требования к последовательности выполнения изысканий

7.1 Выполнение изысканий в жизненном цикле автомобильной дороги должно осуществляться в следующей последовательности в соответствии с этапами (стадиями) планирования и ПИР:

а) до выполнения дорожно-строительных работ:

1) изыскания для подготовки предпроектной документации (экономические и ИИ для документации по планировке территории под размещение автомобильной дороги);

2) ИИ для подготовки проектной документации на строительство автомобильных дорог;

3) ИИ для подготовки рабочей документации на строительство автомобильной дороги;

б) в процессе выполнения дорожно-строительных работ;

в) в процессе эксплуатации автомобильных дорог:

1) ИИ для подготовки проектной документации по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги;

2) ИИ для подготовки проектной документации по реконструкции и капитальному ремонту автомобильной дороги.

7.2 На каждом этапе планирования и ПИР все виды изысканий должны выполняться в комплексе соответственно с планировочными и проектными работами. На этапе подготовки предпроектной документации сначала должны выполняться экономические изыскания, а затем одновременно в комплексе — все виды ИИ. На этапе подготовки проектной и рабочей документации на строительство, в процессе строительства и в процессе эксплуатации автомобильной дороги сначала должны выполняться ТГИ, а затем одновременно в комплексе — остальные виды ИИ с геодезическим сопровождением (при необходимости).

8 Требования к составу и способам выполнения инженерных изысканий

8.1 Инженерные изыскания для подготовки предпроектной документации

Материалы изысканий для предпроектной документации должны обеспечить выполнение экономической оценки эффективности строительства автомобильной дороги, анализ сравниваемых вариантов (конкурентных направлений) строительства и размещения проектируемой автомобильной дороги в полосе варьирования трассы на основе комплексной экономической оценки. Экономические изыскания следует проводить в объемах, обеспечивающих выбор класса, категории автомобильной дороги, геометрических параметров и конструкции транспортных пересечений. Ширина полосы варьирования может достигать значений до 1/3 длины трассы.

Выбор оптимального варианта (генерального направления) трассы автомобильной дороги должен быть установлен на основе комплекса выполненных ИИ. В процессе изысканий должно быть учтено влияние каждого из вариантов на окружающую среду и даны рекомендации по инженерной защите объекта от опасных природных и техноприродных процессов.

В результате проведения ИИ должна быть подготовлена отчетная техническая документация с рекомендациями по предварительному выбору оптимального варианта прохождения трассы автомобильной дороги в пределах притрассовой полосы. Выбранный вариант следует согласовать с органами исполнительной власти и другими заинтересованными органами и принять к проектированию.

Материалы ИИ должны использоваться для предварительной подготовки проекта планировки территории под размещение автомобильной дороги и проекта межевания территории земельного участка в пределах границ притрассовой полосы.

8.1.1 Топографо-геодезические изыскания

8.1.1.1 Материалы ТГИ для подготовки предпроектной документации совместно с материалами других видов изысканий должны обеспечить выполнение анализа сравниваемых вариантов (конкурентных направлений) размещения трассы автомобильной дороги в полосе варьирования, а также представление рекомендаций по предварительному выбору оптимального варианта трассы автомобильной дороги в пределах притрассовой полосы.

8.1.1.2 ТГИ для подготовки предпроектной документации должны обеспечивать создание и актуализацию ИЦММ (с возможностью подготовки проектной документации для использования при строительстве в автоматизированных системах управления в формате 3D).

8.1.1.3 По результатам ТГИ должны быть получены топографо-геодезические данные и материалы (карты и планы, аэрофотоматериалы) для сравнения вариантов трасс автомобильной дороги и подготовки документации для планировки территории под размещение выбранного варианта автомобильной дороги. В документации должны быть обоснованы потребности проектирования по выбранному направлению трассы автомобильной дороги, представлены материалы для выбора местоположения участков переходов через естественные и искусственные препятствия, сравнение и оценка вариантов

трассы, рекомендации по выбору оптимального варианта (генерального направления) трассы автомобильной дороги для последующих этапов ПИР.

8.1.1.4 В состав ТГИ для подготовки предпроектной документации под размещение автомобильных дорог должны входить:

— сбор, анализ и компьютерная обработка (оцифровка) существующих архивных фондовых картографических материалов (топографических карт и инженерно-топографических планов в цифровом и графическом видах в масштабах 1:100000—1:2000), в том числе аэро- и космоснимков, землеустроительных, лесоустроительных планов, материалов ИИ прошлых лет, данных по государственным (опорным) сетям;

— сбор и анализ дополнительных топографо-геодезических, аэрофотосъемочных материалов (в цифровом и графическом видах), а также материалов и данных изысканий прошлых лет по направлениям трасс;

— обследование пунктов опорной геодезической сети и в случае необходимости ее восстановление (создание);

— топографические съемки в случае отсутствия топографических карт и планов в масштабах, необходимых для разработки документации;

— обновление имеющихся топографических планов и карт (в случае несоответствия их современному состоянию ситуации и рельефа);

— инженерно-гидрографические съемки рек и водоемов;

— геодезическое обеспечение других видов изысканий (перенесение в натуру и привязка инженерно-геологических выработок, геофизических и других точек; геодезические работы при выполнении режимных наблюдений по изучению опасных геологических процессов и т. д.);

— создание ИЦММ, создание (обновление) инженерно-топографических планов в масштабах 1:5000—1:2000 в зависимости от застроенности территории;

— камеральное трассирование вариантов прохождения трассы по инженерной цифровой модели полосы местности, созданной на основе инженерно-топографических планов в масштабах 1:5000— 1:2000 (в зависимости от застроенности территории) и полевое обследование (рекогносцировка) намеченных вариантов;

— выявление коммуникаций и других объектов, подлежащих переустройству или сносу в связи со строительством автомобильной дороги.

8.1.1.5 ТГИ должны выполняться по всем предварительно согласованным с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, вариантам размещения трассы автомобильной дороги.

8.1.1.6 Результаты ТГИ на этапе выбора трассы под строительство автомобильной дороги должны передаваться заказчику (застройщику) в виде технического отчета (см. 4.18—4.21), содержащего текстовую часть, и следующие, представляемые в цифровом и/или бумажном виде, графические материалы:

— картограмму топографо-геодезической изученности;

— топографо-геодезические материалы для составления планов вариантов трассы автомобильной дороги;

— план в масштабе от 1:100000 до 1:10000 (в зависимости от застроенности территории) с нанесенными всеми вариантами трасс автомобильных дорог;

— топографические карты с результатами камерального трассирования в масштабах от 1:100000 до 1:10000 (в зависимости от застроенности территории) с разбивкой километража;

— топографический план трассы с нанесением границ землепользований, строений, угодий, попадающих в охранную зону, в масштабах от 1:50000 до 1:10000 (в зависимости от застроенности территории);

— планы переходов через реки и другие водные препятствия в масштабах от 1:5000 до 1:1000 (в зависимости от застроенности территории);

— топографические планы сложных участков (высокие насыпи, глубокие выемки, площадки под здания и сооружения и т. д.) в масштабах от 1:5000 до 1:500 (в зависимости от застроенности территории);

— топографические планы переходов через железные и автомобильные дороги в масштабах от 1:2000 до 1:500 (в зависимости от застроенности территории);

— рекомендации по оптимальному варианту (генеральному направлению) трассы автомобильной дороги в пределах придорожной полосы;

— рекомендации по проведению топографо-геодезических работ на следующем этапе изысканий. 8.1.1.7 Масштабы съемок и высоты сечения рельефа должны устанавливаться в соответствии с таблицами 1,2.

Таблица 1 — Масштаб топографической съемки и высота сечения в зависимости от типа рельефа

Тип рельефа и свойственный ему диапазон углов наклона поверхности

Высота сечения рельефа, м

Плоскоравнинный —до 1°

Равнинный — от 1° до 2°

Всхолмленный — от 2° до 4°

Пересеченный — от 4° до 6°

Горный и предгорный — более 6°

Таблица 2 — Масштаб топографической съемки и высота сечения в зависимости от застроенное™ территории

Характеристика участка съемки

Высота сечения рельефа, м

Территория с капитальной застройкой с подземными и надземными сооружениями

Незастроенная территория или малозастроенная территория с одноэтажной застройкой с незначительным числом подземных и надземных сооружений

Территории для новых микрорайонов, кварталов и групп зданий

Трассы линейных сооружений на застроенных территориях

Трассы линейных сооружений на незастроенных территориях

Примечание — На незастроенной территории в сложных геоморфологических условиях допускается выполнять топографическую съемку в масштабе 1:500 при соответствующем обосновании.

8.1.1.8 Текстовые приложения должны содержать покилометровое описание топографо-геодезических условий всех вариантов трассы по картографическим материалам с детальным описанием по выбранному (оптимальному) варианту трассы автомобильной дороги.

8.1.2 Инженерно-геологические изыскания

8.1.2.1 ИГИ сооружений на основе [1] должны идентифицироваться по трем геотехническим категориям (см. приложение А):

а) 1 (простая) — включает сооружения пониженного уровня ответственности в простых и средней сложности ИГУ, когда отсутствуют структурно-неустойчивые грунты и опасные геологические процессы;

Читайте так же:  Приказ 279 форма 5 пн

б) 2 (средней сложности) — включает сооружения повышенного и нормального уровней ответственности в простых и средней сложности ИГУ;

в) (сложная) — включает сооружения повышенного и нормального уровней ответственности в сложных ИГУ, а также устройство котлованов и заглубленных сооружений в условиях плотной городской застройки.

8.1.2.2 Идентификацию по геотехнической категории следует выполнять по объекту в целом или по отдельным сооружениям на основании сложности ИГУ, геотехнической сложности объекта и уровня его ответственности.

8.1.2.3 Геотехническую категорию предварительно определяет заказчик (застройщик) до начала изысканий. Исполнитель уточняет геотехническую категорию при составлении программы работ и корректирует ее в процессе изысканий на основании полученных материалов.

8.1.2.4 Идентификацию объекта, за исключением определения геотехнической категории, должен выполнять заказчик (застройщик).

8.1.2.5 ИГИ для подготовки предпроектной документации должны обеспечивать получение необходимых и достаточных материалов для сравнительной характеристики грунтово-гидрогеологических условий в полосе варьирования сравниваемых вариантов проложения трассы автомобильной дороги, а также — определение ИГУ, достаточных для выбора оптимального варианта (генерального направления) трассы в пределах притрассовой полосы автомобильной дороги.

8.1.2.6 ИГИ для выбора вариантов трасс автомобильных дорог должны обеспечивать оценку ИГУ, как по всей трассе, так и более детально на участках переходов через естественные и искусственные препятствия, на площадках размещения сооружений, а также составление качественного прогноза изменения природных условий в период строительства и эксплуатации сооружений с учетом их инженерной защиты и выполнения природоохранных мероприятий.

8.1.2.7 В состав ИГИ для подготовки предпроектной документации должны входить:

— сбор, анализ и обобщение имеющихся литературных и фондовых материалов ИГИ, в том числе технических отчетов других проектно-изыскательских организаций;

— геофизические исследования (в том числе георадиолокация);

— проходка горных выработок с отбором проб грунтов и проб воды;

— полевые исследования грунтов;

— лабораторные испытания проб грунтов и проб воды;

— камеральная обработка материалов полевых работ и составление отчета (заключения) об ИГИ.

8.1.2.8 По результатам ИГИ составляется технический отчет (см. 4.18—4.21), который должен содержать материалы об ИГУ района строительства (полоса варьирования) автомобильной дороги, с детальным сравнительным анализом ИГУ по намеченным вариантам и выбранному оптимальному варианту трассы автомобильной дороги в пределах притрассовой полосы.

8.1.2.9 Графическая часть отчета должна содержать:

— карты инженерно-геологических условий в масштабе от 1:500000 до 1:2500000 в пределах полосы варьирования трассы;

— карты инженерно-геологических условий масштабов от 1:1000000 до 1:200000, карты или геологические разрезы масштабов от 1:25000 до 1:10000 и масштабов от 1:5000 до 1:2000 на участках развития опасных геологических процессов.

8.1.2.10 При проектировании трасс автомобильных дорог протяженностью до 100 км возможно проведение исследований полосы трассы с детальностью масштабов от 1:50000 до 1:25000 и мельче (в соответствии с техническим заданием заказчика).

8.1.2.11 Масштаб инженерно-геологической съемки приведен в таблице 3. Текстовые приложения должны содержать покилометровое описание ИГУ всех вариантов трассы по картографическим материалам с детальным описанием по выбранному оптимальному варианту трассы.

Таблица 3 — Масштабы инженерно-геологической съемки

Без выноса трассы в натуру (в камеральных условиях при достаточной изученности)

Оценка возможных вариантов проложения трассы в полосе варьирования, выбор оптимального направления

Мелкомасштабные и среднемасштабные карты полосы возможного варьирования (карты инженерно-геологического районирования)

При выносе трассы в натуру на эталонных участках, в горной местности, в сложных ИГУ

Оценка ИГУ притрассовой полосы

Маршрутная и площадная

Крупномасштабная карта притрассовой полосы шириной не менее 200 м (карты ИГУ и карты инженерно-геологического районирования)

Окончание таблицы 3

Разработка проектной и рабочей документации

Более детальное изучение ИГУ притрассовой полосы, мест индивидуального проектирования земляного полотна, мостовых переходов, для обоснования выбора защитных мероприятий

Маршрутная и площадная

1:10000 1: 2000 1:500

Крупномасштабная карта отдельных мест и площадок

8.1.3 Инженерно-гидрометеорологические изыскания

8.1.3.1 ИГМИ для подготовки предпроектной документации должны обеспечивать оценку гидрометеорологических условий района строительства автомобильной дороги и получение сведений для характеристики климата и гидрологического режима водных объектов, пересекаемых трассой по различным конкурентным вариантам и выбранному оптимальному варианту трассы автомобильной дороги.

8.1.3.2 В составе ИГМИ для сравниваемых вариантов трасс автомобильных дорог должна быть выполнена оценка природно-климатических условий, гидрологического и руслового режимов водотоков, пересекаемых разными вариантами трассы и выбранным оптимальным вариантом, а также оценена интенсивность развития овражно-балочной сети в районах возможной прокладки трасс автомобильных дорог в пределах полосы варьирования.

8.1.3.3 ИГМИ для выбора вариантов трасс автомобильных дорог должны обеспечивать:

— изучение гидрометеорологических условий всех альтернативных вариантов проложения трассы, а именно: климатических условий, гидрологического режима и динамики руслового процесса водотоков, природных и техногенных факторов, определяющих особенности развития русловых и пойменных деформаций на водотоках; сведений о ледовом режиме и условиях ледохода; сведений о наличии гидротехнических сооружений в русле и хозяйственных мероприятиях в бассейне, оказывающих влияние на гидротехнический режим в створе сооружения; формирования и развития овражно-балочной сети, а также режимов селей и снежных лавин в зонах их возможного воздействия;

— обоснование выбора оптимального (по гидрометеорологическим условиям) варианта трассы и участков ее переходов через водные препятствия;

— определение возможного воздействия опасных гидрометеорологических процессов и явлений на состояние автомобильных дорог на участках переходов через водные препятствия и оценку их характеристик;

— выдачу, при необходимости, рекомендаций для проектирования мероприятий и сооружений инженерной защиты.

8.1.3.4 Гидрометеорологическое обоснование следует предусматривать для:

— больших и средних мостовых переходов;

— водопропускных сооружений через малые водотоки;

— земляного полотна дороги и средств его защиты от воздействия речных потоков, поверхностных вод и снегозаносов.

8.1.3.5 В результате ИГМИ должны быть установлены:

— общие характеристики климатических и гидрологических условий в полосе варьирования трассы;

— границы участков по вариантам трассы, подверженные воздействию опасных гидрометеорологических процессов и явлений;

— общее число водоотводных и водопропускных сооружений по сравниваемым вариантам трассы;

— предварительные расчетные гидрологические характеристики для участков мостовых переходов;

— наличие русловых процессов на участках мостовых переходов, их интенсивность и направленность;

— предварительные данные по отверстиям и схемам конструкций мостов, подходов к ним, регуляционным и укрепительным сооружениям;

— предварительные данные по глубине заложения опор для больших и особо сложных мостовых переходов.

8.1.3.6 Состав и содержание разделов технического отчета (см. 4.18—4.21), а также приложений к нему при выполнении ИГМИ для подготовки предпроектной документации под размещение автомобильной дороги должны включать по каждому конкурентоспособному варианту трассы автомобильной дороги:

— краткую климатическую характеристику;

— общие сведения о рельефе и гидрографии района в полосе варьирования трассы;

— гидрографическую характеристику бассейнов рек (густота речной сети, сведения о залесенно-сти, озерности, заболоченности и т. д.);

— сведения о ледовом режиме и условиях ледохода;

— ведомости переходов через водные объекты по каждому варианту трассы;

— общую гидроморфологическую характеристику рек, водоемов и болот, пересекаемых трассами;

— классификацию переходов через водные преграды для различных участков каждого варианта трассы;

— предварительную оценку гидрологических условий для участков переходов каждого варианта трассы через водные объекты;

— границы участков каждого варианта трассы, подверженные воздействию селей, снежных лавин;

— сведения о наличии гидротехнических сооружений в русле и хозяйственных мероприятиях в бассейне, оказывающих влияние на гидрологический режим в створе перехода трассы через водоток;

— характеристику хозяйственного использования поверхностных вод;

— рекомендации по предварительному выбору оптимального варианта трассы автомобильной дороги, наиболее предпочтительного по гидрометеорологическим условиям.

8.1.3.7 Текстовые приложения должны содержать покилометровое описание инженерно-гидрометеорологических условий всех вариантов трассы по картографическим материалам с детальным описанием по выбранному оптимальному варианту трассы.

8.1.4 Инженерно-экологические изыскания

8.1.4.1 ИЭИ для подготовки предпроектной документации должны включать сбор сведений и анализ природных условий района строительства автомобильной дороги в пределах полосы варьирования трассы для оценки возможности ее размещения и предварительный прогноз возможных качественных изменений природной среды при реализации намечаемой деятельности и ее прогнозируемых негативных последствий (экологического риска).

8.1.4.2 При выполнении ИЭИ должны быть определены: природные особенности территории в пределах полосы варьирования трассы; возможное воздействие на природную среду (виды воздействия, ориентировочная зона влияния); предварительные предложения по организации экологического мониторинга; обязательства заказчика (застройщика) по соблюдению экологических требований.

8.1.4.3 Задачами ИЭИ для выбора вариантов трасс автомобильных дорог являются:

— получение необходимых материалов для сравнения вариантов размещения трасс автомобильных дорог в пределах притрассовых полос;

— получение сведений о состоянии экосистем и условий проживания населения;

— обоснование выбора рекомендуемого варианта размещения объектов проектирования, при котором прогнозируемый экологический риск будет минимальным.

8.1.4.4 Материалы ИЭИ должны включать:

— анализ и оценку природных условий в полосе варьирования трассы, определяющих экологическую ситуацию, в том числе региональных и зональных ландшафтно-климатических особенностей, гидрологических (по данным ИГМИ), геоморфологических и ИГУ (по данным ИГИ), опасных природнотехногенных процессов, почв, растительности, животного мира;

— оценку современного состояния компонентов природной среды;

— предварительное определение границ (размеров, конфигурации) зоны воздействия сравниваемых вариантов автомобильной дороги;

— фоновое загрязнение территории, предварительный прогноз возможных изменений компонентов природной среды при строительстве и эксплуатации автомобильной дороги;

— определение районов возможных негативных последствий с учетом их дальнейшего распространения и перераспределения;

— выявление зон повышенной экологической опасности (участков, потенциально подверженных стихийным бедствиям и развитию опасных процессов, пересечений трассы автомобильной дороги с зонами тектонических разломов, естественных и искусственных препятствий);

— определение основных направлений и путей миграции, а также закономерностей распределения и аккумуляции загрязнений (движение воздушных масс, особенности инфильтрации и стока, штили,

туманы, специфические ландшафты, состав, фильтрационные и адсорбционные свойства грунтов, геохимические барьеры, наличие и условия залегания региональных водоупоров);

— разработку предварительных рекомендаций по минимизации и предотвращению нежелательных экологических последствий при строительстве и эксплуатации автомобильной дороги;

— сбор данных для оценки экологического риска по различным вариантам трассы с учетом стоимости природоохранных мероприятий и сооружений инженерной защиты.

8.1.4.5 В состав ИЭИ входят следующие виды исследований:

— исследования загрязнения атмосферного воздуха;

— биологические (флористические, геоботанические, фаунистические) исследования;

— почвенные и грунтовые исследования;

— исследование и оценка радиационной обстановки;

— газогеохимические исследования (при необходимости);

— исследования и оценка воздействия физических полей;

— социально-экономические, медико-биологические и санитарно-эпидемиологические исследования;

— лабораторные химико-аналитические исследования.

8.1.4.6 Технический отчет (см. 5.18—5.21) по результатам ИЭИ для сравнения вариантов и определения рекомендуемого оптимального варианта трассы автомобильной дороги должен содержать следующие сведения:

— обоснование выполненных ИЭИ, их задачи, краткие данные о проектируемом объекте;

— изученность экологических условий;

— краткая характеристика природных и техногенных условий (климатические, геоморфологические, гидрографические, гидрогеологические, почвенно-растительные условия и животный мир, хозяйственное использование территории и условия жизни населения);

— краткие сведения об экологической ситуации по вариантам трассы проектируемого строительства, включая данные об условиях природопользования, ограничениях по площади (наличие заповедных территорий, особо охраняемых объектов) и необходимости природоохранных мероприятий;

— современное экологическое состояние территории в зоне воздействия автомобильных дорог и сопутствующих объектов (комплексная ландшафтная характеристика территории с учетом ее функциональной значимости, оценка состояния компонентов природной среды, наземных и водных экосистем, данные по радиационному, химическому и другим видам загрязнений, сведения о состоянии водных объектов и защищенности подземных вод, данные о санитарно-эпидемиологическом состоянии территории вдоль трассы автомобильной дороги, социальная сфера);

— предварительный прогноз возможных неблагоприятных изменений природно-техногенных условий при строительстве и эксплуатации автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней, включающий покомпонентный анализ и прогноз возможного воздействия объекта на природную среду на этапах строительства и эксплуатации проектируемых сооружений, в том числе аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ; прогноз ухудшения качественного состояния земель, водных объектов, нанесения ущерба растительному и животному миру; прогноз возможных социальных последствий и воздействия проектируемого строительства на особо охраняемые объекты (природные, историко-культурные, рекреационные);

— сведения о наличии ООПТ, их правовом статусе и правоустанавливающих документах и ограничениях по хозяйственной деятельности;

— рекомендации и предложения по предотвращению и снижению негативного воздействия, восстановлению и оздоровлению природной среды и предложения к программе экологического контроля (мониторинга);

— анализ возможных непрогнозируемых последствий строительства и эксплуатации автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней.

8.1.4.7 Графические приложения должны содержать:

— инженерно-экологические карты современного экологического состояния в полосе варьирования трассы с элементами прогноза (по вариантам трассы и на выбранном оптимальном варианте) в масштабах от 1:10000 до 1:200000 (в зависимости от длины полосы варьирования), с врезками бо-

лее крупных масштабов на переходах через водотоки и на участках транспортных развязок в разных уровнях; при необходимости, разномасштабные инженерно-экологические карты и схемы зоны воздействия и участков строительства автомобильной дороги, с указанием возможных путей миграции, аккумуляции и выноса загрязнений при штатном функционировании автомобильной дороги и аварийных ситуациях;

— мелкомасштабные схемы расположения вариантов трассы с указанием заповедников, заказников, национальных парков, рекреационных зон, населенных пунктов, промышленных узлов, пересекаемых железных и автомобильных дорог и других объектов инфраструктуры, а также карты фактического материала по трассам и мостовым переходам;

— исходные ландшафтные, почвенные карты и схемы районирования растительности, животного мира и экзогенных процессов и другие вспомогательные картографические материалы.

8.1.4.8 В заключении отчета должны быть сформулированы задачи, требующие решения на этапе принятия проектных решений. Предварительный прогноз неблагоприятных изменений природной среды, составленный на стадии выбора оптимального варианта трассы строительства автомобильных дорог, должен уточняться и корректироваться в дальнейшем на выбранном варианте трассы при изысканиях на последующих этапах проектирования и при проведении производственного экологического контроля.

8.1.4.9 По материалам ИЭИ по рекомендуемому оптимальному варианту должна выполняться оценка воздействия на окружающую среду, и в последующих стадиях проектирования должны разрабатываться мероприятия по охране окружающей среды.

8.2 Инженерные изыскания для подготовки проектной и рабочей документации

строительства автомобильных дорог

8.2.1 Топографо-геодезические изыскания для подготовки проектной документации

8.2.1.1 При производстве ТГИ для подготовки проектной документации строительства автомобильных дорог должен быть выполнен комплекс топографо-геодезических работ, обеспечивающий получение топографо-геодезических материалов и данных (в цифровом и графическом видах), необходимых для доработки и детализации проектного решения в пределах полосы отвода по выбранному варианту трассы на стадии предпроектной документации, а также для выполнения других видов ИИ.

8.2.1.2 В состав ТГИ должны входить:

— анализ и доработка материалов топографо-геодезических изысканий, выполненных на стадии предпроектной документации;

— полевое трассирование (вынос трассы в натуру по заданным координатам);

— планово-высотная привязка трассы к пунктам государственной (опорной) геодезической сети;

— топографическая съемка (цифровая аэрофотосъемка или воздушное или наземное лазерное сканирование местности) по принятому к проектированию варианту трассы в масштабах 1:1000— 1:2000, а также досъемка участков пересечений и переходов (переходы через естественные и искусственные препятствия, пересечения железных и автомобильных дорог, вновь появившихся коммуникаций и др.) в масштабе 1:500—1:2000;

Читайте так же:  Судебные приставы свердловской области верх-исетский

— создание ИЦММ, принятого к проектированию варианта прохождения трассы, составление и размножение инженерно-топографических планов (в цифровом и графическом видах);

— топографо-геодезическое обеспечение других видов ИИ.

8.2.1.3 При полевом обследовании (рекогносцировке) необходимо:

— уточнять намеченное положение трассы в пределах полосы отвода;

— осуществлять сбор сведений о пересекаемых коммуникациях.

8.2.1.4 В случае несоответствия имеющихся инженерно-топографических планов современному состоянию ситуации и рельефа местности следует производить их обновление для создания современной ИЦММ.

8.2.1.5 Обновление планов должно осуществляться в притрассовой полосе принятого к проектированию варианта трассы по результатам топографической съемки.

8.2.1.6 Ширина полосы местности вдоль трассы, подлежащей наземной топографической съемке, должна устанавливаться в пределах притрассовой полосы. Увеличивать ширину полосы наземной топографической съемки следует на участках индивидуального проектирования земляного полотна, искусственных сооружений, обустройства дороги, водоотводов, лесозащитных полос, притрассовых карьеров, продольных ЛС и ЛЭП, а также пересекаемых инженерных коммуникаций.

8.2.1.7 При ТГИ новых трасс автомобильных дорог съемка должна выполняться с учетом представления результатов изысканий и проектирования для последующего использования при строительстве и эксплуатации дороги в системах автоматизированного управления 3D.

8.2.1.8 ТГИ для подготовки проектной документации строительства сооружений на автомобильных дорогах совместно с другими видами инженерных изысканий должны обеспечивать исходными данными разработку проектной документации:

— инженерной подготовки участка автомобильной дороги с указанием существующих и подлежащих сносу зданий и сооружений;

— переноса инженерных коммуникаций;

— уточнение деформационных характеристик ИГЭ по всем собранным материалам для принятия обоснованных технических решений по размещению сооружений в полосе отвода автомобильной дороги;

— инженерной защиты сооружений от опасных природных и природно-техногенных процессов.

8.2.1.9 На территории населенных пунктов и предприятий, а также на незастроенной территории (если это предусмотрено в задании), вместо полевого трассирования следует выполнять инженернотопографическую съемку или обновление существующих инженерно-топографических планов притрассовой полосы по принятому к проектированию варианту с последующей камеральной укладкой трассы, камеральным построением профилей и поперечников по материалам съемки и подготовкой информации по планово-высотному обоснованию для геодезического обеспечения строительства.

8.2.1.10 В результате ТГИ для подготовки проектной документации строительства автомобильных дорог должен представляться технический отчет (см. 4.18—4.21).

8.2.1.11 Технический отчета о выполненных ТГИ для подготовки проектной документации строительства автомобильных дорог должен содержать:

— пояснительную записку с приложениями;

— ситуационный план трассы;

— продольные и поперечные профили;

— ведомости координат и высот точек съемочного обоснования;

— инженерно-топографические планы отдельных мест (сложных участков, автобусных остановок, примыканий и пересечений, мостовых переходов, искусственных сооружений, участков трасс, проходящих по населенным пунктам);

— планы и продольные профили пересекаемых воздушных и подземных коммуникаций;

— продольные профили логов;

— обмерные чертежи зданий и сооружений;

— акт приемки ТГИ.

8.2.1.12 Текстовая часть технического отчета должна включать следующие ведомости:

— углов поворота, прямых и кривых;

— пересекаемых инженерных коммуникаций;

— пониженных мест и искусственных сооружений;

— примыканий и пересечений;

— строений, подлежащих сносу и переносу.

8.2.2 Топографо-геодезические изыскания для подготовки рабочей документации

8.2.2.1 ТГИ для подготовки рабочей документации должны обеспечивать уточнение и дополнение имеющихся или получение новых материалов и данных, необходимых и достаточных для строительства автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней. В состав ТГИ для подготовки рабочей документации строительства автомобильных дорог входят:

— проложение теодолитных (тахеометрических) ходов по оси трассы с закреплением углов поворота и створных точек;

— разбивка пикетажа, элементов кривых и поперечных профилей;

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 1

3 Термины и определения. 1

4 Общие положения. 4

5 Классификация изысканий. 8

6 Требования к оборудованию, приспособлениям и инструментам, используемым при инженерных

7 Требования к последовательности выполнения изысканий. 8

8 Требования к составу и способам выполнения инженерных изысканий. 9

8.1 Инженерные изыскания для подготовки предпроектной документации. 9

8.2 Инженерные изыскания для подготовки проектной и рабочей документации строительства

автомобильных дорог. 16

8.3 Требования к инженерным изысканиям для подготовки проектной документации

реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог. 33

8.4 Требования к инженерным изысканиям для подготовки проектной документации текущего

ремонта и содержания автомобильных дорог. 39

8.5 Требования к инженерным изысканиям в период строительства. 42

8.6 Разведка грунтовых строительных материалов. 45

9 Методы контроля. 46

10 Требования безопасности и охраны окружающей среды. 48

Приложение А (обязательное) Категории сложности инженерно-геологических условий. 49

Приложение Б (рекомендуемое) Требования техники безопасности и охраны окружающей среды

при выполнении инженерных изысканий. 50

— нивелирование по трассе и поперечным профилям;

— планово-высотная привязка трассы к пунктам опорной геодезической сети;

— топографическая съемка полосы местности вдоль трассы;

— дополнительная крупномасштабная съемка мест индивидуального проектирования земляного полотна и водоотводных сооружений;

— досъемка участков больших мостовых переходов, путепроводов, портальных тоннелей, пересечений с железными и автомобильными дорогами, ЛЭП, ПС и магистральными трубопроводами;

— топографическая съемка площадок под карьеры строительных материалов;

— трассирование притрассовых (альтернативных) автомобильных дорог и железнодорожных обходов (при необходимости);

— геодезическое обеспечение других видов изысканий.

8.2.2.2 Состав технического отчета (см. 4.18—4.21) о выполненных ТГИ для подготовки рабочей документации строительства автомобильных дорог должен содержать пояснительную записку, свидетельства метрологических поверок используемого оборудования, лицензии на программное обеспечение, ведомость используемых пунктов геодезического обоснования, схему тахеометрического хода, таблицы разбивки элементов трассы, поперечные профили, инженерно-топографический план изменившихся участков трассы дороги и вновь появившихся инженерных коммуникаций, детальный инженерно-топографический план сложных участков в масштабах 1:500—1:1000.

8.2.3 Инженерно-геологические изыскания для подготовки проектной документации

8.2.3.1 ИГИ должны обеспечивать комплексное изучение ИГУ проектируемой автомобильной дороги в пределах притрассовой полосы, включая рельеф, геологическое строение, геоморфологические и гидрогеологические условия, состав, состояние и свойства грунтов, геологические и инженерно-геологические процессы, изменение условий освоенных (застроенных) территорий, составление прогноза возможных изменений ИГУ в сфере взаимодействия проектируемых объектов с геологической средой с целью получения необходимых и достаточных материалов для обоснования положения оси и границ полосы отвода автомобильной дороги.

8.2.3.2 ИГИ должны выполняться для оценки ИГУ района проектирования, построения ИГМ (при необходимости) с целью получения необходимых и достаточных материалов для проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги и искусственных сооружений на ней.

8.2.3.3 Инженерно-геотехнические изыскания (при необходимости) в составе ИГИ следует выполнять под отдельные сооружения на площадках с изученными ИГУ, с целью построения расчетной геотехнической модели взаимодействия сооружений с геологической средой.

8.2.3.4 Инженерно-геотехнические изыскания выполняют с целью получения исходных данных для выполнения нелинейных методов расчета при проектировании искусственных сооружений на участках индивидуального проектирования и со сложными грунтово-гидрогеологическими условиями на переходах через естественные и искусственные препятствия трасс автомобильных дорог.

8.2.3.5 В состав ИГИ и инженерно-геотехнических изысканий входят следующие основные виды работ:

— сбор и обработка материалов изысканий прошлых лет;

— дешифрирование космо- и аэрофотоматериалов;

— анализ материалов ранее выполненных ИИ, в том числе ИГИ на стадии предпроектной документации;

— комплексное инженерно-геологическое рекогносцировочное обследование по принятому к проектированию варианту в пределах притрассовой полосы и маршрутные наблюдения (включая аэровизуальные, автомобильные и пешие маршруты) с попикетным описанием трассы и полевым дешифрированием, выполняемые с целью выявления и изучения основных особенностей ИГУ исследуемой территории, полевой заверки и интерпретации данных дистанционного зондирования;

— выявление участков развития опасных инженерно-геологических процессов и специфических грунтов;

— проходка горных выработок;

— инженерно-геофизические исследования (в том числе георадиолокационные);

— инженерно-геокриологические исследования (при необходимости);

— сейсмологические и сейсмотектонические исследования территории;

— сейсмическое микрорайонирование (в зоне с сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов);

— полевые исследования грунтов;

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования ИЗЫСКАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Общие требования

Automobile roads of general use. Road surveying. General requirements

Дата введения — 2015—07—01 с правом досрочного применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к изысканиям автомобильных дорог общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.001-82* Система стандартов безопасности труда. Основные положения.

ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортировка и хранение образцов

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 геодезическая основа: Совокупность пунктов (точек) геодезических сетей на территории изысканий (районе, участке, трассе), закрепленных на местности специальными центрами, используемых при осуществлении строительной деятельности и включающих государственные, межевые, опорные, съемочные и специальные геодезические сети.

3.2 геологическая среда: Верхняя часть литосферы, представляющая собой многокомпонентную динамическую систему (горные породы, подземные воды, газы, физические поля — тепловые, гравитационные, электромагнитные и др.), в пределах которой осуществляется инженерно-хозяйственная (в том числе инженерно-строительная) деятельность.

3.3 геологический процесс: Изменение состояния компонентов геологической среды во времени и в пространстве под воздействием природных факторов.

3.4 геотехническая категория объекта строительства: Категория сложности строительства объекта, определяемая в зависимости от его уровня ответственности и сложности инженерно-геологических условий.

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.0.001-2013.

Издание официальное

3.5 геотехнический мониторинг: Система наблюдений и контроля состояния и изменения грунтовых, природных и техногенных условий в процессе строительства и эксплуатации объекта.

3.6 инженерная цифровая модель местности, ИЦММ: Совокупность в векторно-топологическом представлении информации о пространственном положении, характеристиках объектов местности, связях между ними и топографической поверхности, представленные в форме, доступной для обработки на ЭВМ и обеспечивающая автоматизированное решение инженерных задач. Включает два основных компонента — цифровую модель рельефа (ЦМР) и цифровую модель ситуации.

3.7 инженерно-геологические условия; ИГУ: Совокупность характеристик компонентов геологической среды исследуемой территории (рельефа, состава и состояния горных пород, условий их залегания и свойств, включая подземные воды, геологических и инженерно-геологических процессов и явлений), влияющих на условия проектирования и строительства, а также на эксплуатацию инженерных сооружений соответствующего назначения.

3.8 инженерные изыскания; ИИ: Процесс комплексного изучения природных и техногенных условий района проектирования автомобильной дороги, сбор материалов, необходимых для принятия обоснованных проектных решений.

3.9 карта инженерно-геологических условий: Отображение на топографическом плане (карте) в цифровой, графической и иных формах компонентов геологической среды, оказывающих влияние на здания и сооружения.

3.10 карта инженерно-геологического районирования: Отображение на топографическом плане (карте) инженерно- геологических условий выделенных таксономических единиц (районов, подрайонов, участков и т. п.) с принятой (заданной) степенью однородности этих условий.

3.11 карта инженерно-экологическая: Графическое отображение на карте экологического состояния окружающей среды и/или прогноза ее изменения на заданный интервал времени или латерального распределения техногенных нагрузок и содержания поллютантов.

3.12 категории сложности инженерно-геологических условий: Условная классификация геологической среды по совокупности факторов инженерно-геологических условий, определяющих сложность изучения исследуемой территории, выполнение различного состава и объемов изыскательских работ.

3.13 лазерное сканирование: Метод сбора пространственной информации при топографической съемке с помощью лазерного сканера воздушного или наземного базирования.

3.14 материалы инженерных изысканий: Фактические данные, полученные в процессе выполнения инженерных изысканий, являющиеся основой для построений, обобщений, выводов и рекомендаций, входящих в результаты инженерных изысканий.

3.15 объект экологически опасный: Объект хозяйственной и иной деятельности, оказывающий вредное воздействие на окружающую среду и человека.

3.16 оценка воздействия на окружающую среду: Определение характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и последствий этого воздействия.

3.17 план инженерно-топографический: Крупномасштабное (М 1:500

1:5000) знаковое изображение небольшого участка земли, построенное без учета ее кривизны и сохраняющее постоянный масштаб в любой точке и по всем направлениям, отображающее элементы ситуации и рельефа местности (в том числе дна водотоков, водоемов и акватории), ее планировки, пунктов (точек) геодезической основы, существующих зданий и сооружений (подземных, наземных и надземных) с их техническими характеристиками.

3.18 план подземных и/или надземных инженерных коммуникаций: Специальный план (в цифровой, графической и иных формах), на котором отображены подземные и/или надземные линейные сооружения, используемые для транспортировки жидкостей и газов, передачи энергии и информации с их техническими и пространственными характеристиками, как правило, с минимально необходимым отображением ситуации местности.

3.19 полоса варьирования трассы: Полоса местности, в пределах которой могут располагаться конкурирующие варианты трассы автомобильной дороги.

3.20 полоса отвода автомобильной дороги: Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

3.21 придорожная полоса автомобильной дороги: Земельные участки, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый

режим их использования в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

3.22 притрассовая полоса: Полоса местности под размещение автомобильной дороги, ширина которой складывается из ширины полосы отвода и ширины придорожных полос, расположенных с обеих сторон от полосы отвода.

3.23 прогноз изменения природных и техногенных условий: Качественная и/или количественная оценка изменения свойств и состояния природной среды во времени и в пространстве под влиянием естественных и техногенных факторов.

3.24 режим подземных вод: Характер изменений во времени и в пространстве уровней (напоров), температуры, химического, газового и бактериологического составов и других характеристик подземных вод.

3.25 риск экологический: Вероятность возникновения неблагоприятных для природной среды и человека последствий осуществления хозяйственной и иной деятельности (вероятностная мера экологической опасности).

3.26 ситуация экологическая: Сочетание условий, процессов и обстоятельств природного и техногенного характера, обуславливающих состояние природных или природно-технических систем.

3.27 скрытые работы (в инженерных изысканиях): Работы, выполнение которых не может быть проверено в натуре при приемке материалов инженерных изысканий.

3.28 стационарные наблюдения: Постоянные (непрерывные или периодические) наблюдения (измерения) за изменениями состояния отдельных факторов (компонентов) инженерно-геологических условий территории в заданных пунктах.

3.29 технический контроль: Система мероприятий и работ, с помощью которых контролируется выполнение технических требований к процессам выполнения инженерных изысканий.

3.30 техногенные воздействия: Воздействия на окружающую среду, обусловленные антропогенными факторами.

3.31 цифровая карта: Цифровая модель земной поверхности, сформированная с учетом законов картографической генерализации в принятых для карт проекции, разграфовке, системе координат и высот и служащая основой для изготовления обычных бумажных, компьютерных, электронных карт.

3.32 цифровая модель рельефа; ЦМР: Информация о рельефе местности, адекватная ее топографической реальности, представленная совокупностью точек с известными координатами и высотами, с возможностью аппроксимации рельефа в любой точке модели.

Читайте так же:  Договор оказания юридических услуг с ндфл

3.33 цифровая модель ситуации; ЦМС: Цифровое представление топографических объектов местности, включающее их геометрическое описание средствами векторной модели данных в виде набора точек и полилиний сплайновыми или пространственными координатами, определяющих их границы, отображение условными знаками и семантическое описание в виде набора характеристик определенных классификатором.

3.34 этап инженерных изысканий: Финансово-организационная форма процесса инженерных изысканий по выпуску промежуточной изыскательской продукции.

3.35 инженерно-геологические изыскания; ИГИ: Комплекс работ по определению инженерногеологических условий района проектируемой автомобильной дороги, включая геологическое строение, геоморфологические и гидрогеологические условия, состав, структуру и свойства грунтов, геологические и инженерно-геологические процессы, а также составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий.

3.36 инженерно-геологическая модель; ИГМ: Совокупность информации о пространственном положении инженерно-геологических элементов в среде взаимодействия объекта и геологической среды.

3.37 инженерно-геологический элемент; ИГЭ: Основная грунтовая единица при инженерно-геологической схематизации грунтового объекта.

3.38 инженерно-гидрометеорологические изыскания; ИГМИ: Комплексное изучение гидрометеорологических условий в районе расположения проектируемой автомобильной дороги и прогнозирование возможных их изменений в процессе ее эксплуатации с целью получения необходимых и достаточных материалов для принятия обоснованных проектных решений.

3.39 инженерно-экологические изыскания; ИЭИ: Комплексные исследования компонентов окружающей среды, а также техногенных и социально-экономических условий в районе расположения проектируемой автомобильной дороги с целью экологического обоснования ее строительства и эксплуатации.

3.40 линии связи; ЛС: Совокупность технических устройств и физической среды, обеспечивающая передачу и распространение сигналов от передатчика к приемнику. Составная часть канала электросвязи. По физической природе передаваемых сигналов различают электрические (проводные и радио), акустические и оптические линии связи.

3.41 линии электропередач; ЛЭП: Сооружение, состоящее из проводов и вспомогательных устройств, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии.

3.42 многолетнемерзлые грунты; ММГ: Грунт, имеющий отрицательную или нулевую температуру и обладающий, как правило, помимо других криогенными структурными связями.

3.43 особо охраняемые природные территории; ООПТ: Участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, которые решением органов государственной власти полностью или частично изъяты из хозяйственного использования, и на которых располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, культурное, научное, эстетическое и оздоровительное значение.

3.44 проектно-изыскательские работы; ПИР: Комплекс работ по проведению инженерных изысканий, технико-экономическому обоснованию строительства, подготовке проектной и рабочей документации для осуществления строительства автомобильных дорог.

3.45 расчетный грунтовый элемент; РГЭ: Основная грунтовая единица, выделяемая с учетом применяемого расчетного или экспериментального метода, включающая часть одного или нескольких инженерно-геологических элементов.

3.46 топографо-геодезические изыскания; ТГИ: Комплекс исследований рельефа и ситуации на местности с получением топографической информации для подготовки проектной и рабочей документации, а также осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта и текущего ремонта автомобильных дорог.

4 Общие положения

4.1 Целью инженерных изысканий является комплексное изучение природных и техногенных условий района проектирования автомобильной дороги, сбор материалов, необходимых для принятия обоснованных проектных решений.

Материалы топографо-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических, а при необходимости и других видов изыскательских работ должны содержать все необходимые данные о природных и техногенных условиях территории в целях:

— обоснования выбора трассы проектируемой автомобильной дороги;

— принятия основных технических решений по конструктивным элементам автомобильной дороги, обеспечивающих безопасность на этапах их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации;

— проведения расчетов прочности и устойчивости земляного полотна, дорожной одежды и других конструктивных элементов, а также для разработки иных мероприятий, связанных с безопасностью автомобильной дороги на стадиях ее проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации;

— разработки мероприятий по охране окружающей среды и проекта организации строительства;

— проектирования инженерных мероприятий по защите автомобильной дороги и потребителей транспортных услуг от воздействия опасных природных и техногенных факторов на стадиях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации дороги.

4.2 Изыскания следует выполнять на этапах подготовки предпроектной, проектной и рабочей документаций строительства 1 ; в процессе строительства; а также при выполнении ПИР для реконструкции, капитального ремонта и текущего ремонта автомобильных дорог.

4.3 Сооружения на автомобильных дорогах должны быть отнесены к одному из следующих уровней ответственности: повышенный; нормальный и пониженный.

К сооружениям повышенного уровня ответственности следует относить сооружения, отнесенные к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

К сооружениям нормального уровня ответственности следует относить все сооружения, за исключением сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.

К сооружениям пониженного уровня ответственности следует относить сооружения временного (сезонного) назначения, а также сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции сооружения, либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

4.4 Результаты ИИ должны быть обоснованы сотрудником, выполняющим ИИ, и должны содержать прогноз изменения их значений в процессе строительства и эксплуатации автомобильных дорог и сооружений на них.

4.5 Основанием для выполнения ИИ должен быть договор (контракт), заключенный между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому должно прилагаться техническое задание, календарный план, расчет стоимости изыскательских работ. Если договор (контракт) заключается на весь комплекс ПИР, то в техническом задании на них должен быть отдельный раздел, включающий задание на ИИ.

4.6 Техническое задание на выполнение ИИ должно содержать основные сведения об объекте изысканий, необходимые для подготовки программы ИИ. Техническое задание выдается как на весь комплекс ИИ, так и раздельно по видам ИИ и стадиям проектирования.

4.7 Ответственность за полноту и достоверность данных в техническом задании возлагается на заказчика (застройщика).

4.8 Техническое задание на выполнение ИИ для подготовки проектной документации должно содержать:

— наименование объекта проектирования;

— вид дорожно-строительных работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт);

— сведения об этапах дорожно-строительных работ, сроках проектирования, строительства и эксплуатации объекта;

— требование о составлении и представлении программы ИИ на согласование заказчику (застройщику);

— состав инженерных изысканий;

— данные о местоположении (начало и конец трассы), границах полосы отвода и придорожной территории;

— характеристика ожидаемых воздействий объектов дорожного строительства на природную среду с указанием пределов этих воздействий в пространстве и во времени;

— сведения и данные о проектируемом участке автомобильной дороги;

— выполняемые виды инженерных изысканий;

— перечень нормативных документов, в соответствии с требованиями которых необходимо выполнить ИИ;

— сведения о ранее выполненных ИИ и исследованиях, данные о наблюдающихся в районе объекта строительства осложнений в процессе строительства и эксплуатации автомобильных дорог;

— требования к выполнению дополнительных видов ИИ;

— требования к точности, надежности, достоверности и обеспеченности данных и характеристик, получаемых при ИИ;

— требования к прогнозу изменений природных и техногенных условий, риску, оценке опасности риска от природных и техногенных процессов;

— требования к материалам и результатам ИИ (состав, сроки, порядок и форма представления изыскательской продукции, в том числе данные по формированию ИЦММ);

— наименование и местонахождение организации заказчика (застройщика), инициалы, фамилия и номер телефона (факса, электронной почты) ответственного его представителя.

4.9 К техническому заданию должны прилагаться графические и текстовые документы, необходимые для организации и проведения ИИ на соответствующей стадии (этапе) проектирования: копии инженерно-топографических планов (при необходимости); ситуационных планов (схем) с указанием границ участков и направлений трасс; с контурами проектируемых сооружений; картограммы; копии

решений органов местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения площадок (трасс) и копии решения органа исполнительной власти или местного самоуправления о предоставлении земель для проведения изыскательских работ (если последнее не входит в состав договорных работ) и др.

4.10 Изменение видов изыскательских работ, размеров проектируемого участка автомобильной дороги, объемов и сроков выполнения работ должно оформляться в виде нового технического задания или дополнения к техническому заданию.

4.11 В техническом задании не должны указываться детализированный состав и объем изыскательских работ, методика и технология их выполнения.

4.12 Детализированный состав основных и специальных видов ИИ, объемы, методика и технология работ, необходимых и достаточных для принятия проектных решений должны определяться исполнителем в программе ИИ. Программа инженерных изысканий составляется исполнителем, утверждается руководителем организации исполнителя и согласовывается с заказчиком (застройщиком). Контроль полноты и соответствия, изложенных в программе ИИ видам проектных работ, требованиям технических регламентов возлагается на заказчика (застройщика).

4.13 Программа ИИ должна соответствовать техническому заданию заказчика (застройщика) и содержать следующие требования:

— цели и задачи инженерных изысканий;

— характеристику изученности природных условий территории строительства по материалам ранее выполненных ИИ;

— краткую характеристику природных и техногенных условий района, влияющих на организацию

и производство ИИ;

— обоснование границ территории проведения ИИ, с учетом сферы взаимодействия проектируемых объектов с природной средой, категорией сложности природных и техногенных условий;

— обоснование состава, объемов, методов и технологии выполнения ИИ и отдельных видов изыскательских работ (исследований), местоположения пунктов их производства (точек наблюдений, горных выработок, полевых испытаний и др.) и последовательность их выполнения;

— обоснование применения современных не стандартизированных технологий (методов) и технических средств выполнения ИИ для строительства в различных природных и техногенных условиях (при необходимости);

— требования к организации и производству изыскательских работ (состав, объем, методы, технология, последовательность, место, время и продолжительность производства отдельных видов работ), контроль качества работ, необходимость проведения мониторинговых наблюдений, их продолжительность;

— перечень и состав отчетных материалов, сроки их представления;

— мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, охране здоровья, по санитарно-гигиеническому и энергоинформационному благополучию работающих с учетом природных и техногенных условий, а также характера выполняемых работ;

— мероприятия по охране окружающей среды, а также исключению ее загрязнения и предотвращению ущерба при выполнении ИИ;

— обоснование необходимости проведения научно-исследовательских работ при ИИ для проектирования объектов повышенного уровня ответственности или объектов, возводимых в сложных природных и техногенных условиях;

— принимаемая нормативно-методическая база для выполнения работ;

— сведения по метрологическому обеспечению.

При комплексном проведении изыскательских работ программу инженерных изысканий следует увязывать с программами других видов изысканий во избежание дублирования отдельных видов работ.

4.14 Программа ИИ должна являться основным и обязательным организационно-руководящим и методическим документом при ИИ автомобильных дорог.

Для выполнения изыскательских работ в период строительства (реконструкции или капитального ремонта) автомобильных дорог или для подготовки проектной документации по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог по требованию заказчика (застройщика), если это оговорено в договоре на ИИ, вместо программы ИИ должно составляться предписание на выполнение комплексных ИИ или на выполнение конкретных видов изыскательских работ.

Предписание на производство инженерных изысканий должно содержать в краткой форме сведения, указанные в 4.13 и данные, необходимые и достаточные для качественного выполнения изы-

скательских работ. В предписании следует приводить состав, объем, методы, последовательность выполнения изыскательских работ.

4.15 Исполнители инженерных изысканий имеют право устанавливать (закладывать) геодезические пункты (центры), осуществлять проходку горных выработок (буровых скважин, шурфов и др.) с обустройством сети стационарных наблюдений, отбирать пробы грунта, воздуха, воды, стоков, выбросов, атмосферных осадков и промышленных отходов, выполнять подготовительные и сопутствующие работы (расчистку и планировку площадок, рубку визирок, строительство водоводов и водостоков, обустройство временных сооружений), необходимые для производства инженерных изысканий в соответствии с условиями, предусмотренными в договоре (контракте) с заказчиком (застройщиком).

4.16 Изыскательская продукция для подготовки проектной документации строительства, реконструкции, капитального ремонта и текущего ремонта автомобильных дорог должна оформляться в виде комплексной отчетной документации. Комплексная отчетная документация должна быть представлена в виде отдельных книг (томов) по видам ИИ.

4.17 Отдельные тома (книги) должны состоять из текстовой и графической частей, а также приложений к ним. Текстовая часть технического отчета должна включать общую и техническую части.

4.18 В общей части должны быть представлены: основные сведения об объекте; исполнителе ИИ; сроках, составе и объеме выполненных работ; данные об изменениях и отступлениях от технического задания и программы ИИ, выявленные в процессе выполнения изыскательских работ; сведения об исходно-разрешительных документах.

4.19 Техническая часть должна содержать:

— характеристику природных и техногенных условий района изысканий;

— обобщение и анализ ранее выполненных результатов ИИ и других материалов;

— методы и технологию выполнения изыскательских работ;

— нормативные документы, используемые при проведении работ;

— сведения о метрологическом обеспечении средств измерений;

— сведения об используемом программном обеспечении;

— данные о системе качества и результатах контроля и приемки выполненных работ;

— материалы и результаты, выполненных ИИ, включая прогноз возможных изменений природных условий и рекомендаций по их учету для различных видов строительства;

— оценку рисков природных и техногенных процессов;

— анализ результатов, выводы и рекомендации.

4.20 Графическая часть технического отчета должна содержать (в зависимости от вида ИИ): карты, планы, визуализация цифровых моделей на характерных участках, разрезы, профили, графики, таблицы параметров (характеристик), каталоги полученных данных, основные результаты изысканий, графики и таблицы прогноза изменений природных и техногенных условий объекта строительства.

4.21 В состав приложений к техническому отчету должны входить копии технического задания, программа ИИ, исходно разрешительные и регистрационные документы на выполнение ИИ.

4.22 Технический отчет должен быть представлен в соответствии с требованиями межгосударственных и национальных стандартов, предъявляемым к документам ИИ, а также картографическим материалам.

4.23 Изыскательская продукция для подготовки проектной документации по текущему ремонту и содержанию, в процессе строительства (реконструкции) автомобильных дорог, а также отдельных видов работ в составе вышеуказанных изысканий может представляться по требованию заказчика (застройщика), если это оговорено в договоре на ИИ, в виде заключения (пояснительной записки), включающего полученные материалы, данные, выводы и рекомендации.

4.24 ИИ следует выполнять, как правило, в три этапа: подготовительный, полевой и камеральный.

4.25 Подготовительный этап ИИ включает:

— получение технического задания и подготовку договорной документации;

— сбор и обработку материалов ИИ прошлых лет на район (участок трассы, площадку) изысканий, получение высот и координат пунктов нивелирования и полигонометрии;

— подготовку программы (предписания) ИИ в соответствии с требованиями, приведенными в техническом задании заказчика (застройщика);

— осуществление в установленном порядке регистрации (получение разрешений) на производство ИИ;

— согласование плана обустройства места изыскательских работ предупреждающими дорожными знаками и ограждениями со службами, осуществляющими надзор и контроль Задорожным движением, а также — с эксплуатирующей организацией.

Стадийность проектирования в странах—участницах МГС может отличаться, например, подготовке предпроектной документации в Российской Федерации соответствует «подготовка документации по территориальному планированию и планировке территории», см. СП 47.13330.2012, в Республике Беларусь — «обоснование инвестирования», см. ТКП 45-1.02-233—2011 (02250), в Республике Казахстан — «разработка предпроектной документации», см. СНиП РК 1.02-18—2004; «подготовке проектной документации» в Республике Беларусь соответствует «архитектурный проект», см. СП 47.13330.2012, в Республике Казахстан — «проект», см. СНиП РК 1.02-18—2004; «подготовке рабочей документации» в республике Беларусь соответствует «строительный проект», см. ТКП 45-1.02-233—2011 (02250).