Требования к индивидуальным спасательным средствам на воде

Индивидуальные спасательные средства

Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.

Спасательный круг должен:

иметь спасательный леер, проходящий по наружному

периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;

иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;

иметь массу не менее 2,5 кг.

Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.

Спасательные круги со спасательным линем и с самозажигающимся огнем

50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов.
Огонь белого цвета должен гореть непрерывно или быть проблесковым с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту. Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительностью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика.
Эти круги не должны иметь спасательных линей. Дымовые шашки дают дым оранжевого цвета, хорошо видимый днем и отличимый от других возможных источников дыма.

Обычно самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе. Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в воде, при различных обстоятельствах:

если человек упал за борт с судна стоящего на якоре, то наиболее рациональным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;

если человек упал за борт движущегося судна, то подавать ему круг с линем бессмысленно − круг уйдет вместе с судном. В этом случае должен быть сброшен круг со средствами подачи сигнала: днем – с самозажигающейся дымовой шашкой, ночью — с самозажигающимся огнем.

Круг с самозажигающимися огнем и дымовой шашкой

Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.

Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название судна и порт приписки.

Спасательный жилет – это средство для поддержания человека на поверхности воды. На суда должны поставляться спасательные жилеты трех размеров в соответствии с табл.
Каждый член экипажа и пассажир должен быть обеспечен индивидуальным жилетом. Спасательные жилеты маркируются либо весом,либо высотой, или весом и высотой вместе.
В дополнение к этому должно быть предусмотрено определенное количество спасательных жилетов, пригодных для детей, равное по меньшей мере 10% числа находящихся на борту пассажиров, или такое большое количество, которое может потребоваться для того, чтобы на каждого ребенка приходилось по одному спасательному жилету.

Если спасательный жилет предназначен для взрослого человека весом более 140 кг и имеющего обхват груди более 1750 мм, то должно быть предусмотрено подходящее приспособление, позволяющее прикрепить жилет к такому лицу. При перевозке младенца на борту судна должен быть предусмотрен специальный жилет для младенцев.

Должно быть достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использования в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов. Спасательные жилеты, предусмотренные для вахтенных, должны храниться на мостике, в посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта.

Спасательные жилеты конструктивно могут быть надувными или с «жесткими» элементами, обеспечивающими плавучесть.

Конструкция спасательного жилета должна обеспечивать:

всплытие человека, находящегося в бессознательном состоянии, и его переворот лицом вверх не более чем за 5 секунд;

поддержание человека в таком положении, чтобы тело было отклонено назад не менее чем на 20°, а рот находился на высоте не менее 12 см над водой.

при прыжке в воду с высоты 4,5 метра жилет не должен причинять повреждений.

Надувные спасательные жилеты имеют не менее двух независимых камер,обладающих такой плавучестью и устройством, чтобы в случае повреждения любой из них жилет отвечал выше перечисленным требованиям.

Система надувания позволяет надувать жилет как автоматически, так и вручную от газового баллона.

Кроме того, она предусматривает возможность подкачки жилета ртом.

Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).

Жилет с жесткими элементами плавучести при входе в воду имеет большое сопротивление, поэтому для дополнительной фиксации вертикального смещения следует взяться руками за нагрудные элементы плавучести.

Прыгать в воду в надетом жилете с жесткими элементами плавучести с высоты более 4,5 метров не рекомендуется. Однако, если неизбежно приходится прыгать с большей высоты,то следует намотать конец лямок для крепления на руку,а жилет взять в руку.
В этом случае жилет при входе в воду будет вырван из руки, но удержан за лямки. Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сиг- нальным огнем и свистком.

Батарейка сигнального огня начинает работать после ее заполнения морской водой. Остановить начавшуюся электрохимическую реакцию после попадания в корпус воды невозможно, поэтому для предотвращения преждевременного использования ресурса, отверстие для впуска воды закрыто пробкой.

Пробка выдергивается только вручную, и это следует делать только с наступлением темноты.

Сигнальная лампочка и батарея спасательного жилета.

Гидрокостюмы и защитные костюмы

Гидротермокостюм − костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде. Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен гидротермокостюм.
Также гидрокостюмы должны находиться в удаленных местах расположения плотов, количество их определяется Администрацией флага судна, но рекомендуется иметь равное вместимости плота, но не менее двух.

Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям:

любой член экипажа мог самостоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом;

температура тела человека не должна понижаться более чем на 20С в течение 6 часов при температуре воды 0 – 20С;

не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем;

обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метра;

обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также чтобы человек в гидрокостюме мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот.

В маркировке гидрокостюма указывается гарантированное время теплозащиты.

Теплозащитное средство − изготавливают из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью в виде костюмов или мешков, предназначено для восстановления температуры тела человека, побывавшего в холодной воде.
В снабжение каждой спасательной шлюпки и плота должны входить теплозащитные средства в количестве 10% от вместимости людей, но не менее двух.

Теплозащитное средство должно обеспечивать условие, чтобы температура тела человека не падала более чем на 1,5°С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПАСАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ

Судовые спасательные средства и дежурные шлюпки. Оборудование для спуска шлюпок и плотов.

Спасательными средствами называется комплекс устройств, механизмов и конструкций, необходимых для тренировок и для спасения экипажа и пассажиров в случае гибели судна. Требования, определяющие судовые спасательные устройства указаны в следующих документах:

• Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74), глава III «Спасательные средства и устройства»;

• Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс LSA);

• Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства, часть II «Спасательные средства».

Предлагаемая классификация делит спасательные средства на индивидуальные, коллективные и вспомогательные.


Рис. 1. Классификация судовых спасательных средств

Судовые спасательные средства предназначены для спасания людей, эвакуируемых в море с борта аварийного судна или по каким-либо причинам оказавшихся за бортом судна. Спасательные средства подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные спасательные средства служат для поддержания на плаву человека, попавшего в воду, (поддерживающие спасательные средства), для предохранения его от переохлаждения (изолирующие спасательные средства) или для совмещения обеих функций (поддерживающие и изолирующие средства).

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПАСАТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ

Индивидуальные спасательные средства — это средства, рассчитанные на использование одним человеком. В эту группу входят как персональные (спасательные жилеты и гидрокостюмы), так и средства, которые могут быть использованы любым человеком по мере необходимости (спасательные круги, защитные костюмы и теплозащитные средства).

Согласно гл. 2 Кодекса ЛСА к индивидуальным спасательным средствам относятся:

спасательный круг – предназначен для удержания человека на воде;

спасательный жилет – предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении;

гидрокостюм – предназначен для удержания человека на воде в безопасном положении и уменьшения потери тепла телом человека в холодной воде;

Читайте так же:  Договор купли продажи с оплатой по факту продажи

защитный костюм – штормовой костюм, предназначен для использования на дежурных шлюпках и на морских эвакуационных системах (МЭС) членами экипажа — удерживает и уменьшает потерю тепла телом человека в холодной воде;

теплозащитное средство — мешок или костюм из водонепроницаемого материала с низким коэффициентом теплопроводности предназначен для восстановления температуры тела человека побывавшего в холодной воде.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ КРУГИ

Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.

Спасательный круг является одним из старейших средств индивидуального использования. Заполненные древесиной или пробкой шкуры животных использовались в качестве спасательных кругов с момента зарождения мореплавания.

Долгое время в качестве водоизмещающего материала-заполни­теля использовали капок и крошеную пробку, а оболочку спасатель­ного круга делали из парусины. Однако такой спасательный круг деформировался в воде и не обеспечивал устойчивой опоры для спасающегося. Из-за намокания он быстро терял плавучесть. После использования спасательный круг требовалось длительное время просушивать, иначе материал быстро загнивал.

Каждый спасательный круг должен:

.1 иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний диаметр не менее 400 мм;

.2 изготавливаться из плавучего материала; плавучесть спасательного круга не должна обеспечиваться тростником, пробковой стружкой или крошкой, каким бы то ни было другим рыхлым крошеным материалом или надувными воздушными камерами;

.3 поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч;

.4 иметь массу не менее 2,5 кг;

.5 не поддерживать горения или продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;

.6 иметь такую конструкцию, чтобы выдерживать сбрасывание на воду с высоты места его установки над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна или с высоты 30 м, смотря по тому, что больше, без ухудшения эксплуатационных характеристик спасательного круга или прикрепленного к нему оборудования;

.7 если он предназначен для приведения в действие устройства для быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося сигнального огня, иметь массу, достаточную для приведения в действие этих устройств;

.8 иметь спасательный леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров круга. Спасательный леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли.

Плавучие спасательные лини: должны быть не скручивающимися; иметь диаметр не менее 8мм; иметь разрывное усилие не менее 5 кН (килоньютона).

Спасательные круги: должны быть распределены таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах; по меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна; крепиться таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить (не должны прикрепляться наглухо); один спасательный круг на каждом борту судна должен быть снабжен плавучим спасательным линем длиной 30м.

Согласно правилу гл. 3 МК СОЛАС на пассажирском судне:

Требования к индивидуальным спасательным средствам согласно международного кодекса по спасательным средства

Спасательные круги
Спецификация спасательного круга
Каждый спасательный круг должен:
.1 иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний диаметр не менее 400 мм;
.2 изготавливаться из плавучего материала; плавучесть спасательного круга не должна обес¬печиваться тростником, пробковой стружкой или крошкой, каким бы то ни было другим рыхлым крошеным материалом или надувными воздушными камерами;
.3 поддерживать в пресной воде груз железа массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч;
.4 иметь массу не менее 2,5 кг;
.5 не поддерживать горения или продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;
.6 иметь такую конструкцию, чтобы выдержи¬вать сбрасывание на воду с высоты места его установки над ватерлинией при наименьшей эксплуатационной осадке судна или с высоты 30 м, смотря по тому, что больше, без ухудшения эксплуатационных характеристик спа¬сательного круга или прикрепленного к нему оборудования;
.7 если он предназначен для приведения в действие устройства для быстрого разобщения с судном автоматически действующей дымовой шашки и самозажигающегося сигнального огня, иметь массу, достаточную для приведения в действие этих устройств;
.8 иметь спасательный леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров круга. Спасательный леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли.
Самозажигающиеся сигнальные огни спасательных кругов
Самозажигающиеся сигнальные огни, должны:
.1 быть такими, чтобы они не могли быть погашены водой;
.2 быть белого цвета и должны гореть непрерывно с силой света не менее 2 кд во всех направлениях верхней полусферы или давать проблески с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту, по меньшей мере, с такой же эффективной силой света;
.3 иметь источник энергии, обеспечивающий выполнение требований пункта 2 в течение по меньшей мере 2 ч;
.4 выдерживать испытание сбрасыванием.
Автоматически действующие дымовые шашки спасательных кругов
Автоматически действующие дымовые шашки спасательных кругов должны:
.1 давать дым хорошо видимого цвета равномерно в течение по меньшей мере 15 мин, находясь на плаву на тихой воде:
.2 не гореть вспышками и не выбрасывать пламени в течение всего времени действия дымовой шашки;
.3 не заливаться водой на волнении;
.4 продолжать дымообразование при полно погружении в воду по меньшей мере на 10 с;
.5 выдерживать испытание сбрасыванием.
Плавучие спасательные лини
Плавучие спасательные лини должны:
.1 быть нескручивающимися;
.2 иметь диаметр не менее 8 мм;
.3 иметь разрывное усилие не менее 5 кН.

Спасательные жилеты
Общие требования к спасательным жилетам
1 Спасательный жилет должен не поддерживать горения или плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с.
2 Конструкция спасательного жилета для взрослого человека должна быть такой, чтобы:
А) по крайней мере 75% лиц, совершенно не знакомых с конструкцией жилета, могли правильно воспользоваться им в течение не более одной минуты без всякой помощи, подсказок или предварительной демонстрации;
Б) после демонстрации надевания все лица смогли правильно надеть его без посторонней помощи в течение не более 1 мин;
В) было совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону или чтобы, по возможности, исключалась вероятность неправильного надевания;
Г) его было удобно носить;
.Д) в нем можно было прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без получения телесных повреждений и без смещения или повреждения при этом спасательного жилета.
3 Спасательный жилет для взрослого человека должен обладать достаточной плавучестью и остойчивостью в пресной воде при отсутствии волнения, чтобы:
А) поддерживать рот обессилевшего или поте¬рявшего сознание человека на расстоянии не менее 120 мм от воды так, чтобы тело человека было отклонено назад под углом не менее 20° от его вертикального положения; и
Б) поворачивать за время не более 5 с тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой.
4 Спасательный жилет для взрослого человека должен быть таким, чтобы в нем можно было проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или спасательный плот.
.5 Конструкция детского спасательного жилета должна удовлетворять тем же требованиям, которые предъявляются к спасательному жилету для взрослого человека, но:
А) допускается оказание помощи малолетним детям при надевании жилета;
Б) требуется только чтобы поддержание рта обессилевшего или потерявшего сознание над водой находилось на расстоянии, соответству-ющем размеру ребенка; и
В) допускается оказание помощи детям при посадке в коллективное спасательное средство из воды, однако подвижность ребенка не должна существенно ограничиваться надетым жилетом.
6 Маркировка детского спасательного жилета должна содержать:
А) пределы роста или веса ребенка, при которых жилет выдерживает испытания и удовлетворяет критериям, рекомендованным Организацией*;
Б) символ «child», как в одобренном Организацией** символе детского спасательного жилета «спасательный жилет для детей».
7 Плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 ч.
8 Каждый спасательный жилет должен быть снабжен свистком, надежно прикрепленным к нему с помощью шнура.
Надувные спасательные жилеты
Спасательный жилет, плавучесть которого обеспечивается надуванием, должен иметь не менее двух отдельных камер и должен: надуваться автоматически при погружении, иметь устройство для надувания, приводимое в действие вручную одним движением, а также его конструкция должна быть такой, чтобы предусматривалась возможность надувания ртом;
Сигнальные огни спасательных жилетов
Каждый сигнальный огонь спасательного жилета должен:
1 иметь силу света не менее 0,75 кд во всех направлениях верхней полусферы;
2 иметь источник энергии, способный обеспечивать силу света 0,75 кд в течение не менее 8 ч;
3 быть видимым, когда он прикреплен к спасательному жилету, в наибольшей части сегмента верхней полусферы, насколько это практически возможно;
4 быть белого цвета.
Если сигнальный огонь, упомянутый в пункте 2.2.3.1 является проблесковым, он должен, кроме того:
1 снабжаться ручным выключателем; и
2 давать проблески с частотой не менее 50 и не более 70 проблесков в минуту, и иметь эффективную силу света не менее 0,75 кд.

Читайте так же:  Спор в сумках

Гидрокостюмы
Общие требования к гидрокостюмам
1 Гидрокостюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:
А) его можно было распаковать и надеть без посторонней помощи в течение не более 2 мин вместе с любой соответствующей одеждой и спасательным жилетом, если гидрокостюм требует его использования;
Б) он не поддерживал горения или не продолжал плавиться после того как полностью охвачен пламенем в течение 2 с;
В) он закрывал все тело, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к гидрокостюму перчатки;
Г) он имел в районе ног приспособление для стравливания излишков воздуха; и
.Д) после прыжка в воду с высоты не менее 4,5 м в него не попадало чрезмерное количество воды.
2 Человек в гидрокостюме со спасательным жилетом, если гидрокостюм требует его использования, должен иметь возможность:
А) подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5 м;
Б) выполнять обычные обязанности, связанные с оставлением судна;
В) прыгать в воду с высоты не менее 4,5 м без повреждения или смещения при этом гидро¬костюма и без телесных повреждений; и
Г) проплыть короткое расстояние и забраться в коллективное спасательное средство.
3 Гидрокостюм, обладающий плавучестью и предназначенный для использования без спасательного жилета, должен быть снабжен сигнальным огнем,
4 Если гидрокостюм требует использования спасательного жилета, то спасательный жилет должен надеваться поверх гидрокостюма. Человек в гидрокостюме должен быть способен надеть спасательный жилет без посторонней помощи.
Требования к теплозащитным свойствам гидрокостюмов
Гидрокостюм, изготовленный из материала, не обладающего теплоизоляционными свойствами, должен:
.1 иметь маркировку, указывающую на то, что он должен надеваться на теплую одежду; и
.2 иметь такую конструкцию, чтобы, будучи на¬детым вместе с теплой одеждой и спасатель¬ным жилетом, если гидрокостюм требует его использования, он продолжал обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м так, чтобы температура тела человека не падала более чем на 2° после пребывания его в течение часа в циркулирующей воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.
Гидрокостюм, изготовленный из материала, обладающего теплоизоляционными свойствами, сам по себе или со спасательным жилетом, если гидрокостюм требует его использования, должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м так, чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 2°С после пребывания его в течение 6 ч в циркулирующей воде с температурой от 0 до 2°С при отсутствии волнения.
Требования к плавучести
Человек в гидрокостюме или в гидрокостюме со спасательным жилетом должен быть способен переворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх за время не более 5 с.

Защитные костюмы
Общие требования к защитным костюмам
1 Защитный костюм должен изготавливаться из водонепроницаемых материалов таким, чтобы:
-обеспечивалась его собственная плавучесть не менее 70 Н;
-используемый материал снижал риск от перегрева организма при спасательных операциях и эвакуации;
-закрывалось все тело за исключением лица, кистей рук и, если разрешает Администрация, ног.
Перчатки и головной капюшон должны быть выполнены с учетом условий использования защитного костюма;
-можно было распаковать и одеть его без посторонней помощи в течение 2 мин;
-не поддерживалось горение или продолжалось плавление костюма после полного охвата пламенем в течение 2 с;
-имелся карман для переносного УКВ радиотелефона;
-обеспечивалось боковое зрение в секторе не менее 120″.
2 Защитный костюм должен позволять одевшему его человеку:
-подниматься и спускаться по вертикальному трапу длиной не менее 5 м;
-прыгать в воду ногами вперед с высоты не менее 4,5 м и при этом без повреждения или смещения костюма и без получения телесных повреждений;
-проплыть в воде не менее 25 м и забраться в спасательную шлюпку или плот;
-надеть спасательный жилет без посторонней помощи;
-выполнять все вахтенные обязанности по оставлению судна, оказанию помощи другим лицам и использованию дежурной шлюпки.
Защитный костюм должен иметь сигнальный огонь
Требования к теплоизоляционным свойствам защитных костюмов
Защитный костюм должен:
-иметь маркировку с инструкцией, что используется с соответствующей теплой одеждой, если он изготовлен из материала, не обладающего теплоизоляционными свойствами;
-быть таким, чтобы будучи надетым в соответствии с нанесенной на него инструкцией, продолжал обеспечивать достаточную теплозащиту человеку после одного его прыжка в воду с полным погружением таким образом, чтобы температура тела человека не падала быстрее чем на 1,5*С в течение одного часа после первого получасового пребывания в циркулирующей воде с температурой 5″С при отсутствии волнения.
Требования к остойчивости
Человек в защитном костюме, отвечающем требованиям настоящего правила, должен быть способен пере¬ворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх не более чем за 5 с и сохранять это положение. Костюм не должен способствовать перевороту человека лицом вниз в условиях волнения.

Теплозащитные средства
Теплозащитное средство должно изготавливаться из водонепроницаемого материала, обладающего коэффициентом теплопередачи не выше 7800 Вт/(м2К), и иметь такую конструкцию, которая снижала бы потерю тепла телом человека как конвекционным путем, так и через испарение.
Теплозащитное средство должно:
-закрывать все тело человека любого размера (роста) в спасательном жилете, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не предусмотрены постоянно прикрепленные к теплозащитному средству перчатки;
-быть таким, чтобы его можно было распаковать и легко надеть без посторонней помо¬щи в спасательной шлюпке или плоту либо в дежурной шлюпке;
-быть таким, чтобы человек в теплозащитном средстве мог снять его в воде не более чем за 2 мин, если оно мешает ему плыть.
Теплозащитное средство должно выполнять свои функции надлежащим образом при температуре воздуха от -30 до +20’С.

13.1. Индивидуальные спасательные средства

Индивидуальные спасательные средства предназначены для создания дополнительной плавучести человеку, находящемуся в воде, а также для обеспечения безопасности личного состава при выполнении работ на верхней палубе, за бортом корабля и при использовании корабельных плавсредств; они раскрепляются между всеми членами экипажа.

На вооружении кораблей и вспомогательных судов ВМФ имеются следующие виды индивидуальных спасательных средств:

— спасательные нагрудники;
— спасательные бушлаты и жилеты;
— спасательные жилеты И С С;
— спасательные нагрудники Н С Н.

К индивидуальным спасательным средствам могут быть также отнесены спасательные круги, вешки, буйки и пробковые матрасы.

Спасательные нагрудники (рис. 13.1) изготовляются из пластинчатой или измельченной пробки (ГОСТ 2147—54) и обшиваются льняной тканью*, образующей одиннадцать секций. К пятой и седьмой секциям пришивается шейная лямка, к крайним — поясные лямки из тесьмы. Длина нагрудника 130 см, ширина 32 см, толщина 5—6 см, вес 2,8 кг, создаваемая им сила поддержания около 7 кгс. Надевается нагрудник через шейную лямку на грудь. Поясные лямки, перекрещиваясь на спине, завязываются на груди рифовым узлом. Со значительной высоты прыгать в воду с надетым нагрудником опасно, так как можно получить травму головы. Спасательные нагрудники размещаются во внутренних помещениях корабля и корабельных плавсредствах.

Спасательные бушлаты и жилеты (рис. 13.2) изготовляются из плотной хлопчатобумажной ткани, которая простегивается и образует карманы, в которых размещаются герметичные полихлорвиниловые мешочки, наполненные хлопковой ватой (очесами), или пенопласт в виде отдельных пластин. Вес спасательных бушлата и жилета 2—3,5 кг, сила поддержания 15—30 кгс.

У спасательных бушлата и жилета пять потайных пуговиц на груди и поясной ремень; на рукавах бушлата имеются стяжные ремешки. В бушлате или жилете можно прыгать в воду со значительной высоты.

Спасательный жилет И С С (рис. 13.3) является полунадувным индивидуальным спасательным средством. Он изготовляется из двух слоев прорезиненной ткани красного цвета, образующих две изолированные воздушные Камеры. Начальная плавучесть жилета в ненадутом состоянии создается мочалом, которым заполнены воздушные камеры. Жилет может быть надут в воде или на корабле через две воздушные трубки, которые затем закрываются пробками, перегибаются и вставляются в петли. Жилеты ИСС выпускаются двух размеров: по высоте первый рост — 595±15 мм, второй — 625±15 мм; по ширине (в застегнутом состоянии) первый рост — 560±10 мм, второй — 590± ± 1 0 мм. Номера жилетов указаны на их внутренней стороне. Жилеты надеваются с помощью двух ножных и поясного ремней, а также двух застежек. Каждый член экипажа, получив жилет, должен заблаговременно подогнать по себе ножные ремни. Вес спасательного жилета около 2 кг, сила поддержания (надутого) около 40 кгс. Прыжки с жилетом ИСС в воду со значительной высоты (ногами вниз) опасны, так как ножные ремни могут причинить травму. Размещаются жилеты на верхних боевых постах и в жилых помещениях корабля. Проверяют их внешним осмотром еженедельно и на герметичность (погружением в надутом состоянии в воду) ежемесячно. При хранении жилет необходимо оберегать от воздействия прямых солнечных лучей, щелочей и кислот, а также различных электронагревательных приборов.

Рассмотренные выше индивидуальные спасательные средства, несмотря на некоторые положительные качества (простота конструкции, надежность, достаточная сила поддержания), имеют ряд недостатков: отсутствие приспособлений и устройств, облегчающих поиск и подъем человека из воды на корабль; относительная громоздкость, затрудняющая в них действия личного состава; при потере сознания не обеспечивают переворачивания человека на спину и поддержания его головы над уровнем воды.

Читайте так же:  Договор по отделке фасадов

Спасательный нагрудник Н С Н (рис. 13.4) является современным индивидуальным спасательным средством надувного типа. Он изготовляется из двух слоев прорезиненной ткани оранжевого цвета, образующих камеру плавучести. Распределение сил плавучести в нем обеспечивает длительное поддержание человека в воде лицом вверх, что исключает вероятность его захлебывания. Весит нагрудник со всем снаряжением около 1,3 кг, сила поддержания 18 кгс. Надевается он на шею так, чтобы камера плавучести располагалась на груди, и закрепляется поясным ремнем. Нагрудник имеет, кроме того, специальный ремень для подъема человека из воды на корабль, сигнально-поисковый огонь, загорающийся от батарейки при попадании в нее морской воды (емкость батарейки рассчитана на непрерывную работу в течение 10 ч), свисток для звуковой сигнализации в темное время суток и тумане, пеньковый штерт для удержания спасающихся вместе, сумку, в которой нагрудник размещается в положении по-походному и крепится на поясе.

Нагрудник может быть надут от системы газонаполнения за 2—3 сек и через трубку поддува (аварийное) за 30 сек. Система газонаполнения состоит из газового баллона емкостью 44 см3, заполненного жидким углекислым газом. Для приведения ее в действие нужно сделать легкий рывок за рукоятку на головке баллона.

Через трубку поддува нагрудник надувается резкими выдохами с одновременным нажатием зубами на мундштук для открытия невозвратного клапана. При вдохе мундштук отпускается и клапан не пропускает воздух из нагрудника. Поддерживая нагрудник руками, можно прыгать в воду с высоты до 10 м (ногами вниз). Проверка его состояния производится еженедельно внешним осмотром и ежемесячно на герметичность погружением в воду в надутом состоянии. Хранят нагрудники уложенными в сумки в сухих шкафах при температуре не более 25—30°.

Спасательные круги (рис. 13.5) с наполнителем из пластинчатой пробки (ГОСТ 2148—54) сшиваются из восьми кусков льняной ткани. Круг окрашивается в красный (киноварь) и белый (свинцовые белила) цвета. На белой половине круга красной краской буквами высотой 6—8 см делается надпись (бортовой номер корабля). Леер спасательного круга изготовляется из пенькового смольного или манильского линя окружностью 25 мм. Длина леера должна образовывать квадрат, в который вписывается круг. Концы леера соединяются коротким сплеснем, а сам он крепится к кругу в четырех местах бензелем. Поверх бензелей накладываются полоски ткани шириной 60—75 мм, пришиваемые к лееру и оболочке. Спасательные круги делают двух типов: I и II, вес их соответственно 6,7 и 7,0 кг, сила поддержания 14,5 кгс, внешний диаметр D = 750 мм, внутренний d = 440 мм, ширина кольца а = 1 5 5 мм.

Периодически круги проверяют на прочность, плавучесть и качество пробки. Прочность проверяется сбрасыванием круга на ребро с высоты 3 м на твердую земляную поверхность или плашмя с высоты 10 м на воду; круг должен сохранить свою форму, плотность набивки и не иметь разрывов в швах и тканях оболочки. На плавучесть он проверяется в течение 24 ч с подвешенным к нему монолитным куском стали весом 14,5 кг. Качество пробки проверяется наружным осмотром в месте распоротого шва. На пластинах пробки не должно быть трещин, признаков трухлявости, гнилости и червоточины. Спасательные круги, не удовлетворяющие рассмотренным выше требованиям, подлежат списанию**. Спасательные круги на корабле крепятся с помощью обойм, обеспечивающих их быструю отдачу. Для лучшего обнаружения спасательных кругов в ночное время на воде не менее 30% их общего количества снабжается светящимися буйками, которые загораются, попав в воду (время свечения буйка 8 ч). В дневное время для обнаружения места нахождения человека используется спасательная вешка, сбрасываемая вместе с кругом.

* Спасательные нагрудники, изготовленные из отдельных пластин пенопласта, тканью не обшиваются.

** В связи с тем что пробковым спасательным кругам присущ ряд недостатков (значительный вес, подвержены плесне- вению и повреждению грызунами), а сама пробка является дефицитным материалом, в последние годы ведутся работы по созданию спасательных кругов из синтетических материалов — твердого вспененного поливинилхлорида марки ПХВ-1 и пено- наирита.

Общие сведения и требования к спасательным средствам

Судовые спасательные средства предназначены для спасения людей, эвакуируемых в море сборта аварийного судна или по каким-либо причинам оказавшихся за бортом судна. Спасательные средства подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные спасательные средстваслужат для поддержания на плаву человека, попавшего в воду, (поддерживающие спасательные средства), для предохранения его от переохлаждения (изолирующие спасательные средства) или для совмещения обеих функций (поддерживающие и изолирующие средства).

К поддерживающимспасательным средствам относятся:

• спасательные круги; используются для немедленного оказания помощи человеку,
оказавшемуся за бортом;

• спасательные жилеты; предназначены для спасания людей, которые могут
оказаться в воде при эвакуации с борта судна.

К изолирующимспасательным средствам относятся теплозащитные средства; они служат для снижения потерь тепла телом человека, находящегося на спасательной шлюпке или спасательном плоту.

Поддерживающее и изолирующееспасательное средство — гидротермокостюм. Гидротермокостюм, который должен использоваться совместно со спасательным жилетом, является изолирующим спасательным средством, обеспечивающим снижение теплопотерь телом человека, оказавшегося в воде.

Коллективные спасательные средства представляют собой водоизмещающие плавучие средства, предназначенные для совместного спасания людей, вынужденных оставить гибнущее судно. Они должны защищать находящихся на них людей от морской стихии и иметь снабжение, обеспечивающее их жизнедеятельность.

Коллективные спасательные средства подразделяются на активные, способные самостоятельно двигаться и маневрировать на воде, и пассивные, перемещающиеся под воздействием ветра, волн и течения.

Активноеспасательное средство — спасательная шлюпка, малое самоходное беспалубное плавучее средство. В качестве спасательных, используются моторные шлюпки. По конструкции и способу защиты людей от воздействия неблагоприятных внешних факторов спасательные шлюпки могут быть:

• полностью закрытыми с автономной системой воздухоснабжения;

• полностью закрытыми огнезащищёнными.

Конструкция самовосстанавливающихся частично или полностью закрытых спасательных шлюпок предусматривает их самостоятельное возвращение на ровный киль даже из перевёрнутого вверх дном положения.

В зависимости от способа спуска на воду различают шлюпки, спускаемые с помощью лопарей — тросов, проведённых через блоки подъёмно-спускового механизма, и шлюпки, спускаемые методом свободного падения.

Пассивными спасательными средствами являются спасательные плоты. По конструкции различаются надувные и жёсткие спасательные плоты, а по способу перемещения за борт — сбрасываемые и спускаемые.

Суда должны быть снабжены спасательными средствами, в состав которых входят:

спасательные шлюпки (вместимость на каждом борту должна обеспечить посадку всего экипажа;

•спасательные плоты (общее количество для транспортных судов должно позволять
разместить 100% экипажа);

•спасательные средства индивидуального пользования (круги, нагрудники, жилеты,
гидротермокостюмы, теплозащитные средства).

Спасательные средства — это устройства, предназначенные для сохранения жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Предъявляемые к спасательным средствам требования и нормы снабжения ими судов регламентируются Международной Конвенцией SOLAS-74 и Кодексом по спасательным средствам (LSA Code).Помимо требований Конвенции, каждая страна устанавливает национальные правила, которые могут отступать от требований SOLAS-74 и Кодекса LSA,но только в сторону ужесточения.

Объём требований по обеспечению и снабжению спасательными устройствами и средствами зависит от типа, назначения, размещения и района плавания судна.

Требования к судовым спасательным средствам, касательно их изготовления, установки и оснащения изложены в Международном Кодексе по спасательным средствам (Кодекс LSA).

Кодекс подготовлен на базе положений части С главы III«Спасательные средства и устройства» Конвенции SOLAS-74 подкомитетом Международной морской организации по спасательным средствам, поиску и спасанию. Кодекс является приложением к Конвенции, и вступил в силу с 1 июля 1998 года.

Комплектация судов спасательными средствами производится в соответствии с требованиями конвенции СОЛАС, которая определяет минимальные требования к оборудованию судов спасательными средствами. Национальные требования государства-флага в отношении спасательных средств не могут быть ниже требований Конвенции SOLAS-74 и Кодекса ЛСА.

В соответствии с Конвенцией SOLAS-74 и Кодексом LSA спасательные средства должны удовлетворять следующим требованиям:

• быть изготовленными из соответствующих материалов, одобренных Регистром
или другим признанным классификационным органом.

• сохранять работоспособность в диапазоне температур воздуха от -30 до +65 и
быть в рабочем состоянии при температуре морской воды от -1 до +30.

• быть стойкими к гниению, коррозии, выдерживать чрезмерное воздействие
морской воды, нефти или грибков.

• не терять своих качеств при длительном воздействии солнечных лучей.

• всюду, где это будет способствовать обнаружению спасательных средств, они
должны быть хорошо видимого цвета, т.е. быть окрашенными, как правило, в оранжевый
цвет.

• иметь полосы из светоотражающего материала, отражающего падающие на его
поверхность лучи света в обратном направлении, т.е. к источнику света. Применение
светоотражающих полос облегчает обнаружение спасательных средств при использовании
прожектора.

• иметь чётко нанесённую маркировку, включая информацию об одобрении и
название органа, одобрившего средство

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .