Требования к генеральному подрядчику в строительстве

Содержание:

ФУНКЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОДРЯДЧИКА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ. ОРГАНИЗАТОР СТРОИТЕЛЬСТВА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА.

Леонтьев С.К.
Заместитель председателя Правления СРО НП АСО «Межрегиональное качество», кандидат экономических наук

Во все времена в СССР и России под определением «Генеральный подрядчик» подразумевалась крупная строительная организация, способная выполнить своими силами до 70-80 процентов объемов работ по конкретному объекту.

Естественно, что под выражением, «способна выполнить» понималось, что в период всего цикла выполнения работ у данного генподрядчика есть собственная техника, финансовое обеспечение и что немаловажно, опыт выполнения подобных работ накопленный за период существования.

Таким образом, чтобы «прокормить» подобную организацию, необходимо было постоянно выполнять крупные городские или коммерческие (в последнее время) заказы, и более того, выполнять их с высоким качеством и в установленный срок. Заказчики всегда это прекрасно понимали и предпочитали на реализацию серьезных объектов привлекать опытные генподрядные организации.

В настоящее время Федеральным законом №148-ФЗ «О саморегулируемых организациях», а также другими нормативными актами Российской Федерации к сожалению не определены законодательно точные требования к получению Свидетельств о Допуске Генеральным подрядчиком или Организатором строительства. Федеральное законодательство регламентирует всем Саморегулируемым организациям (СРО) лишь минимальные требования по кадровому составу и определяет минимальный размер платежа в Компенсационный фонд в СРО, в которую он вступает. И это обстоятельство вызывает вопросы.

Любой отечественный и иностранный инвестор, заказчик, а равно и подрядчик объекта строительства понимает, что согласно сегодняшних Российских законодательных требований, Генеральным подрядчиком может быть фирма состоящая допустим из 5-7 человек, которые сложились деньгами, получили Допуск, оплатив взнос в Компенсационный фонд, технику они брать и не собираются ни в аренду, ни в собственность. А зачем? Они же Генподрядчики! Они привлекут субподрядную организацию со своей техникой и все!

Единственное на что приходится рассчитывать так это на разумность Руководителей СРО, которые на общих собраниях находят возможности и утверждают своими внутренними документами Дополнительные требования к Генеральному подрядчику (организатору строительства).

Это все конечно очень хорошо, но под естественно разумные и очевидные классические принципы и определения необходимо подвести законодательную базу, введя критерии по Стоимости объекта, кадровому составу, объему спецтехники, опыту работы организации, категории выполняемых объектов и пр.

Сегодняшние Генеральные подрядчики — это в большинстве своем Перепродавцы, Посредники.

Конечно во многом это связано с прочтением Федерального закона №94-ФЗ, согласно которому никаких Требований к участнику проведения торгов на право выполнения строительных работ не предъявляется, а решающим является только вопрос снижения от стоимости лота или снижение по срокам выполнения работ.

Сегодня компании не хотят расти постепенно, увеличивая объем строительных работ по мере набора опыта, умений, знаний, поэтапно приближаясь к реальному статусу Генподрядчика.

Как правило любая строительная организация стремится назвать себя Генеральным подрядчиком, как только накопит денег на соответствующий Допуск в СРО.

Единственной организацией, которая может сформировать и предъявить разумные Требования к Генеральному подрядчику — это Саморегулируемая организация. Проверив все указанные выше параметры, подписав Допуск, СРО фактически открывает ворота строительной организации во все инстанции, в том числе на тендерную площадку, но самое главное к Потребителю.

Мелкие и средние компании должны расти постепенно, набираясь опыта и умения в строительстве. Прежде чем стать Генеральным подрядчиком, они должны прежде всего достигнуть уверенного уровня как минимум специализированной строительной компании по отдельным видам работ.

Единственным, в чем может помочь сегодняшним претендентам на звание Генеральный подрядчик нынешнее законодательство, — это допустимое деление Генподряда по специализациям. (Генподряд на общестроительные работы, подземные, дорожные и т.д.)

Ущерб от работы псевдо-Генподрядчиков как для частных заказчиков так и для бюджетных объектов уже имеет место. Обратившись в СРО за компенсацией ущерба Заказчик, который заключил договор с подобным подрядчиком никакого возмещения не получит, так как не является третьим лицом по договору страхования гражданской ответственности. Единственное на что приходится рассчитывать Заказчику так это, только на компенсацию ущерба от страховой компании по договору страхования Строительно-монтажных рисков.

Но по статистике подобные договора заключаются не часто, (по крайней мере на коммерческих объектах), ввиду их немалой стоимости.

Поэтому введенная с 2011 года дифференциация размера взноса в Компенсационный фонд СРО не представляется мне особо существенной. Например, подрядная организация, пример который мы рассмотрели ранее, захотела пойти на торговую площадку и поучаствовать в торгах на строительство объекта стоимостью 150 млн. рублей. Для этого, согласно Федерального законодательства, она должна получить Допуск до 500 млн. рублей отправив на счет СРО 1 млн. рублей и застраховать гражданскую ответственность.

Суммарная величина всего Компенсационного фонда СРО, равно как величина суммы отправленной на расчетный счет СРО — никак не влияет на компенсацию ущерба, причиненного конкретным Генподрядчиком своему заказчику или потребителю во время строительства и после сдачи объекта и приёма его в эксплуатацию. Поскольку ни компенсационный фонд СРО ни страховка Гражданской ответственности ни может быть задействована при предъявлении претензии по качеству выполнения работ после сдачи объекта, даже в течении срока исковой давности, предусмотренного Гражданским кодексом РФ.

А если доска или кирпич у какого то подрядчика отлетит в «мерседес» на улице, то страховая компания покроет этот ущерб пострадавшему владельцу, но это не такой уж и великий ущерб!

Законодательно никак не регулирует, каким образом может компенсироваться величина страховой выплаты гражданской ответственности Генеральному подрядчику, если ущерб третьему лицу причинил субподрядчик на его объекте, а согласно законодательства претензию предъявили Генподрядчику.

Но про правовой анализ страхования гражданской ответственности и строительных рисков при реализации проекта СРО, вы узнаете в другом выпуске журнала.

Какие же законодательные нормы необходимо ввести, для реализации грамотной подготовки Генеральных подрядчиков саморегулируемыми организациями при выдаче Свидетельства о Допуске:

  1. Необходимо определить вид генподрядных работ, специализацию и объем работ в сопоставимости с перечнем выполненных ранее объектов.
  2. Под указанный вид генподрядных работ разработать и в обязательном порядке проверять наличие спецтехники достаточной хотя бы на 60% всего объема выполняемых работ.
  3. Разработать и определять требования по организационной структуре генподрядчика. Наличие необходимых отделов: ПТО, СДО, Службы контроль качества, ОМТС, подразделения ОТТБ и др.
  4. Проверять наличие квалифицированных специалистов в указанной структуре, необходимого и достаточного для выполнения указанных объемов работ, хотя бы на 60% собственными силами.
  5. Проверять уровень оснащения оргтехникой необходимой для осуществления офисной работы.
  6. Проверять наличие помещения необходимого и достаточного для расположения в нем всех сотрудников генподрядчика, путем предоставления договора аренды или свидетельства о собственности.
  7. Установить требование по страхованию строительно-монтажных рисков, которые помогут непосредственному Заказчику строительства, в случае непредвиденных происшествий. Даже если 100% объема выполняют субподрядные организации в обязательном порядке брать функцию по страхованию СМР на генподрядчика.
  8. Установить Требования к страхованию Гражданской ответственности в отношении третьих лиц, суммируя размеры гражданской ответственности всех субподрядчиков на конкретном объекте.
  9. Требовать предоставление заверенных копий заключенных договоров с Испытательными лабораториями в соответствии с видом генподрядных работ. Не допускать заключение указанных договоров самими субподрядчиками. Только Генподрядчик или Заказчик.
  10. В обязательном порядке разработать Требования по наличию сертификата системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001 с обязательным проведением аудита её функционирования.
  11. Требовать наличие отзывов о выполнении подобных строительно-монтажных работ в качестве генподрядчика (если таковые были) или списка с имеющимися текущими объектами или введенными в эксплуатацию.

И вот только после проверки и подтверждения, как минимум, указанных параметров можно выставить счет для уплаты взноса «Генподрядчиком» в Компенсационный фонд СРО.

В Советском Союзе действовала четкая система выполнения строительно-монтажных работ подрядными организациями. Все, кто хотел строить, строил, являясь специализированным СУ в специализированном Тресте. Трест являясь объединяющей структурой координировал работу конкретных СУ, контролировал его деятельность.

Объединения строительных управлений могли создать Трест или влиться в существующий. Но в любом случае никогда отдельное СУ не могло стать Организатором строительства или Трестом. Про определенную похожесть моделей СРО и Трестовской системы говорилось в Декабрьском выпуске журнала, но невольно приходится говорить о данной аналогии. Правильно говорят: «все новое — это хорошо забытое старое!»

Читайте так же:  Приказ маршрут

Сегодня в Российской Федерации существует потребность в переломе сознания Лже-Генподрядчиков. Необходимо поощрять реальные специализированные подрядные организации создав им соответствующие условия и тем самым исключить необходимость их участия в тендерах на крупные стройки в которых главным критерием являются суммы подрядных торгов, а не возможности самой организации.

Необходимо научиться объединяться возможно с участием СРО по различным специализированным направлениям деятельности, дабы иметь возможность предварительно проанализировать свои возможности стремясь, к реализации строительных объектов на 100%. Только после этого можно будет уверенно претендовать на звание — Генеральный подрядчик или Организатор строительства.

Журнал ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ:
строительство, проектирование и изыскания
№2(3) февраль 2011

Какие требование к участникам закупки должен установить заказчик при закупке строительных работ стоимостью 16 млн. руб. (предполагается закупка работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства)? Должен ли заказчик установить наличие строительно-ремонтных работ (если да, то достаточно ли СРО на генерального подрядчика)? Должен ли заказчик установить требования, касающиеся Турецкой Республики (работы, услуги)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Требование о наличии у участников свидетельств о допуске к выполнению строительных работ может быть установлено, если такие работы по своему характеру требует наличия соответствующего свидетельства. Данный вопрос должен решаться с привлечением специалистов в области строительства.
Запрет на участие в закупках резидентов Турецкой Республики и подконтрольных им организаций в настоящее время снят.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные этой нормой. Одним из таких требований является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющиеся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Градостроительный кодекс РФ (далее — ГрК РФ) содержит единообразные указания на то, что индивидуальные предприниматели или юридические лица, выполняющие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемыми организациями в области строительства свидетельства о допуске к таким видам работ (ч.ч. 1-3 ст. 47, ч.ч. 1, 4-5.1 ст. 48, ч.ч. 2-3.1 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Следовательно, если предметом закупки является выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и для выполнения которых требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске (далее — свидетельство о допуске), в извещении и документации о закупке должно быть установлено требование о наличии у участника соответствующего свидетельства о допуске.
Перечень видов работ, для выполнения которых необходимо получить свидетельство о допуске (далее — Перечень), на основании ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624. При этом следует иметь в виду следующее:
— согласно п. 2 вышеуказанного приказа Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с п.п. 1-4, 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ и некоторых описанных в этом пункте объектов жилищного строительства;
— описание некоторых работ в отдельных подпунктах Перечня сопровождены значком «астериск» (*), показывающим, что данные указания следует читать с учетом примечания к Перечню, согласно которому данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ, то есть на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Это относится, например, к выполнению работ на предприятиях и объектах сельского и лесного хозяйства (пп. 33.1.10), предприятиях и объектах общественного транспорта (пп. 33.2.7).
Соответственно, окончательно решить вопрос о необходимости наличия для выполнения закупаемых работ можно только определив, относятся ли закупаемые в соответствии с технической документацией работы к видам работ, предусмотренных Перечнем. Данный вопрос не является юридическим и должен решаться с привлечением специалистов в области строительства.
В п. 33 раздела III Перечня включены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) на объектах, перечисленных в этом пункте.
В соответствии со ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. В строительном процессе генеральный подрядчик является исполнителем работ перед заказчиком и несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. В этом случае иметь допуск к выполняемым по договору видам строительных работ он не должен. Однако в такой ситуации подрядчик будет выступать в отношениях с заказчиком в качестве генерального подрядчика, а следовательно, он обязан иметь свидетельство о допуске на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта соответствующих объектов, выданное саморегулируемой организацией (п. 33 раздела III Перечня).
При этом генеральный подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам, либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, но только в том случае, если он имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ, выполняемых в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта.
Такая позиция неоднократно высказывалась в письмах Минэкономразвития РФ (от 30.04.2010 N 17906-ИП/08; от 26.01.2012 N 1416-ДШ/08; от 06.04.2015 N Д28и-893; от 14.09.2016 N Д28и-2545; от 10.03.2016 N Д28и-643) и подтверждалась правоприменительной практикой (смотрите, например, постановление Шестого ААС от 24.08.2016 N 06АП-4142/16; решение АС г. Москвы от 29.08.2012 N А40-73224/12-120-700; решение Управления ФАС по Республике Саха (Якутия) от 19.10.2016 N 06-864/16Т).
Следует также обратить внимание, что по смыслу п. 33 Перечня допуск для этого вида работ необходим только при выполнении работ на категориях объектов, перечисленных в его отдельных подпунктах: например, предприятия и объекты топливной промышленности (пп. 33.1.1); тепловые электростанции (пп. 33.1.11); объекты использования атомной энергии (33.1.12); автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта (пп. 33.1.12); аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры (пп. 33.2.3); объекты электроснабжения до 110 кВ включительно (пп. 33.4); объекты водоснабжения и канализации (пп. 33.7); объекты гидроэнергетики (пп. 33.11); дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики) (пп. 33.12); гидромелиоративные объекты (пп. 33.13). Описание ряда объектов также сопровождается знаком «астериск» (*).
Таким образом, окончательное решение вопроса и в этом случае требует привлечения специалистов в области строительства.
Что касается запрета на участие в закупках для государственных, муниципальных нужд, введенного п. 5 Перечня отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г., утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, то такой запрет фактически не действует с 31 мая 2017 года в связи с признанием утратившими силу пп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 31.05.2017 N 244, пп.пп. «б», «в» п. 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583, на основании которых был утвержден вышеуказанный Перечень. Полностью постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утрачивает силу с 10 июня 2017 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N 672.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Законодательство

Разъяснения НОСТРОя от 19.09.2011 г. о Соотношении функций обеспечения при строительстве соблюдения обязательных требований и строительного контроля

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО
«САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ КБР»

Руководителю аппарата
Национального объединения строителей
Викторову Михаилу Юрьевичу

Исх. № 12 от 24.02.2011

Уважаемый Михаил Юрьевич!

Прошу Вас дать разъяснение следующих положений законодательства, вызывающих проблемы в правоприменении.

В части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее — ГСК РФ) определены функции лица, осуществляющего строительство:

— организация и координация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

— обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;

— несение ответственности за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

При этом указано, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Вопрос 1: Лицом, осуществляющим строительство, в соответствии с приведенной нормой является простой подрядчик или генеральный подрядчик, предусмотренный 33-м видом работ Приказа Министерства Регионального развития от 30.12.2009 №624?

Читайте так же:  Пособие недоросль

Вопрос 2: Является ли определенная в части 3 статьи 52 функция, заключающаяся в обеспечении соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, функцией строительного контроля, определенной в статье 53 ГСК РФ?

Генеральный директор Э.А. Шихалиев

НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ

Генеральному директору
Некоммерческого партнерства
«Саморегулируемая организация
«Объединение строителей КБР»
Э.А. Шихалиеву

Исх. № 02-1353/11 от 19.09.2011

О разъяснении законодательства

Уважаемый Эдуард Агабалаевич!

Аппарат Национального объединения строителей рассмотрел Ваше обращение от 24.02.2011 № 12 по вопросу разъяснения действующего законодательства, и сообщает следующее.

1. По вопросу о понятии «лицо, осуществляющее строительство» в законодательстве о градостроительной деятельности

В соответствии частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) лицом, осуществляющим строительство может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. При этом согласно части 3.1 статьи 52 Кодекса в случае, если работы по организации строительства включены в перечень, указанный в части 4 статьи 55.8 Кодекса, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Частью 3 статьи 52 Кодекса определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Исходя из изложенного, работы по организации строительства включают в себя целый комплекс работ:

— организацию и координацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;

— обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;

— осуществление строительного контроля;

— выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением иных лиц.

Таким образом, в силу Кодекса лицом, осуществляющим строительство, является лицо, выполняющее весь комплекс работ по организации строительства и имеющее свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Обращаем Ваше внимание, что термин «генеральный подрядчик» в понимании гражданского законодательства и законодательства о градостроительной деятельности толкуется по-разному. В частности, совокупное прочтение норм Кодекса и приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 позволяет сделать вывод, что законодательство о градостроительной деятельности определяет генерального подрядчика как лицо, обладающее в совокупности следующими признаками:

1) выступает стороной в договоре строительного подряда (подрядчиком), заключённым непосредственно с застройщиком (или уполномоченным им лицом — заказчиком);

2) выполняет весь комплекс организационных работ по строительству, предусмотренных частью 3 статьи 52 Кодекса.

При этом законодательство о градостроительной деятельности допускает для генерального подрядчика выполнение своих обязанностей по договору лично, то есть без привлечения других лиц (субподрядчиков).

Вместе с тем, согласно положениям статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации статус генерального подрядчика возникает у стороны договора — подрядчика исключительно в связи с привлечением им к исполнению своих обязательств по заключённому договору подряда других лиц — субподрядчиков. Таким образом, определение понятия «генеральный подрядчик», применяемого в приказе Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624, не соответствует определению понятия «генеральный подрядчик» в статье 706 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, генеральный подрядчик в понимании гражданского законодательства может не быть лицом, осуществляющим строительство, и, соответственно, не должен будет иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства, например, при схеме договорных отношений «заказчик — генеральный подрядчик — субподрядчик — субсубподрядчик». Субподрядчик, являясь по терминологии гражданского законодательства генеральным подрядчиком относительно субсубподрядчика, не должен иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Разъяснение по указанному вопросу дано в письме Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям от 13 ноября 2010 г. № 3.31-22/891 (прилагается). Кроме того, разъяснения на эту тему содержатся в письмах НОСТРОЙ № 02-1141/10 от 27.12.2010 //Бюллетень НОСТРОЙ, 2011, № 1, стр.277; № 02-432/11 от 05.04.2011 // Бюллетень НОСТРОЙ, 2011, № 4, стр.358.

2. По вопросу о строительном контроле

Функция лица, осуществляющего строительство, заключающаяся в обеспечении соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства не является функцией строительного контроля, поскольку выполнение функции осуществления строительства предусматривает необходимость соблюдения исполнителем поименованных требований без проведения контрольных мероприятий.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

В силу нормы части 2 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Данная норма детализируется в Положении о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденном постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»

(далее — Положение), в соответствии с которым строительный контроль проводится:

лицом, осуществляющим строительство;

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).

Содержание функций строительного контроля, выполняемого вышеуказанными лицами, детально конкретизировано в Положении и в Своде правил «48.13330.2011. Организация строительства», утверждённом приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 781.

Приложение: письмо Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям от 13.11.2010 № 3.31-22/891 на 2 л.*

Первый заместитель
Руководителя Аппарата К.В. Холопик

*Опубликовано в Бюллетене Национального объединения строителей №1 (8) за 2011 г. на стр. 247.

Решение АС Самарской области от 16.09.2011 г. по делу № А55-8810/2011 о замене свидетельств о допуске при реорганизации члена СРО

Об установлении требования к подрядчику (субподрядчику) о наличии разрешительных документов для допуска к работам, являющимся объектом закупки

Об установлении требования к подрядчику (субподрядчику) о наличии разрешительных документов для допуска к работам, являющимся объектом закупки

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона № 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ.

Документация о закупке разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона № 44-ФЗ и действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, лицензия и т.п.).

При этом, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (часть 1 статьи 706 ГК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию (далее — лицензия МЧС России).

Читайте так же:  Запрет на продажу колы несовершеннолетним

Таким образом, в случае если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, заказчик обязан установить в извещении и документации об аукционе требование к участникам закупки о наличии такой лицензии.

Одновременно отмечаем, что, в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

Таким образом, в случае привлечения подрядчиком к исполнению обязательств иных лиц (субподрядчиков) у него должно быть свидетельство о допуске к работам по генподряду.

В случае отсутствия допуска к работам по генподряду у подрядчика должны быть допуски по всем видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также лицензия МЧС России.

Ознакомиться с текстом письма можно в разделе настоящего сайта «Регулирование контрактной системы в сфере закупок», подраздел «Нормативно-правовая база», вкладка «Разъяснения».

Функции генподрядчика в строительстве: нормативные документы. Строительный подряд

В зависимости от личных предпочтений собственника, может быть два способа строительства или ремонта здания:

В первом случае собственник строения все функции по возведению или реконструкции здания возлагает на себя. Во втором случае привлекается подрядная организация. При масштабных работах всеми процессами руководит генеральный подрядчик.

Генеральные подрядчики в строительстве

Понятие генеральный подрядчик трактуется как юридическое лицо, которое берет на себя все функции по реализации запланированных строительных работ. Обычно строительство, имеющее определенную специфику, не обходится без генерального подрядчика.

Строительная организация, сотрудничающая с заказчиком на условиях генерального подряда, несет полную ответственность за качество, соблюдение требований проектной документации и срок проведения работ на каждом этапе. Основное качество, которым должен обладать генеральный подрядчик, — умение в короткие сроки подобрать профессиональный персонал и организации для проведения отдельных видов работ в строительстве и проектировании. Наладить полное взаимодействие всех субподрядчиков на одном строительном объекте.

Строительный подряд предполагает выполнение генподрядчиком множества задач:

  1. Полное соблюдение всех сроков, оговоренных в договоре с заказчиком.
  2. Выполнение объективных требований заказчика, которые не противоречат строительным нормам.
  3. Привлечение субподрядных организаций, согласование работ, к которым они будут привлекаться, и ценовой политики с заказчиком.
  4. Проведение и учет оплат с субподрядными организациями. При желании заказчика может вестись и бухгалтерский учет.
  5. Оценивание конструктивных элементов и проверка качества работ, монтажа, совместно с заказчиком.
  6. Непосредственное участие при проведении проверок контролирующими органами, защита интересов и прав заказчика.
  7. Участие в приемке работ на промежуточных этапах и оценивание факта готовности объекта строительства.
  8. Определение дефектов и оценивание затрат на их устранение.
  9. Непосредственное внедрение самых прогрессивных методик проведения строительных работ.

Функции генподрядчика в строительстве

Помимо стратегических задач, генподрядчик обязан выполнять множество функций на отдельно взятом участке работ.

Планирование и проектные работы

Рекомендуется привлечь генерального подрядчика еще на стадии разработки проекта, чтобы он мог, как практический специалист, оценить установленные сроки проведения работ, внести соответствующие корректировки, чтобы в дальнейшем обеспечить точное выполнение всех этапов строительства.

Организация работ

В обязанности генподрядчика в строительстве входит организация хранения полученной от заказчика проектной документации, выдача таких документов субподрядчикам для выполнения конкретного вида работ.

Генподрядчик обязан подыскать субподрядные организации, своевременно обеспечить их фронтом работ и проконтролировать качество выполнения. Исполнитель по договору обязан согласовать с заказчиком субподрядные организации, предварительно проверив их репутацию и согласовав цены.

Подрядчик обязан обеспечить условия на строительной площадке для выполнения всех этапов строительства, принимать в них непосредственное участие.

Вносить соответствующие правки в проектную документацию, без ухудшения эксплуатационных качеств и нарушения государственных норм.

Обеспечивать все условия, чтобы не нарушалась техника безопасности и правила охраны труда.

Финансирование, отчетность и контроль

Генподрядчики в строительстве обязаны составлять отчетность относительно основных видов своей деятельности. При этом нести полную ответственность за внесенную информацию в такую отчетность.

Строго соблюдать сроки, предусмотренные договоров и рабочей документацией. Следить за исправностью всех агрегатов, техники и механизмов, чтобы не допустить простоя строительного объекта и травмирование персонала.

Участвовать в освидетельствовании объектов, которые подлежат консервации, подготавливать всю необходимую документацию для приостановки работ. Если работы возобновляются, то генподрядчик обязан предоставить всю документацию для новой строительной организации или начинать самостоятельно работы.

В случае выявления некачественных работ или дефектов, несоблюдения сроков поставки и проведения работ, генподрядчик выставляет претензии субподрядчикам, поставщикам материалов. Строительный подряд позволяет ему взимать штрафные санкции с субподрядчиков в рамках составленных соглашений.

Проводит промежуточные и окончательные расчеты со всеми субподрядными организациями, с взиманием штрафов, если такие имели место.

Функции генподрядчика в строительстве подразумевают согласования с заказчиком всех расценок и объемов работ, которые будут проводиться субподрядными организациями. Любые изменения в договорных отношениях между подрядчиками должны согласовываться с заказчиком.

Материально-техническое обеспечение

По предварительной договоренности генподрядчик может самостоятельно обеспечивать объект строительства материальными ценностями. В этом случае он обязан контролировать соблюдение сроков поставки продавцами материалов, согласовывать цены с заказчиком, обеспечить строительный объект всем необходимым оборудованием и механизмами, чтобы процесс возведения или ремонта здания не прерывался.

В случае поставки некачественных материалов обязан вернуть их, предъявив претензию поставщику. Генподрядчик несет полную ответственность за обеспечение субподрядных организаций материалами для проведения работ.

Если приобретенные материалы не использованы в полном объеме, то по предварительной договоренности генеральный подрядчик вправе излишки реализовать.

Освоение площадки и соблюдение нормативных актов

В функции генподрядчика в строительстве входит непосредственное участие в выборе площадки для строительства здания. По договору с заказчиком на него могут быть возложены обязанности по оформлению участка и получению всех разрешительных документов. Также согласование с энергетическими службами, в зоне проведения будущих работ, по поставке электрической энергии, воды, вырубке деревьев.

Генеральный подрядчик может заниматься возмещением убытков лицам, которые пострадали вследствие проведения строительных работ, прокладки подземных коммуникаций.

Несет полную ответственность за соблюдение геодезической разбивки, согласно полученной документации. Если договором с заказчиком предусмотрено, то генеральный подрядчик может самостоятельно подбирать геодезическую организацию на условиях субподряда для проведения работ.

Договор с генподрядчиком на строительство может оговаривать условие, что генеральный подрядчик самостоятельно привлекает государственную комиссию к приемке завершенного объекта и самостоятельно вводит его в эксплуатацию. Возможно, что после ввода в эксплуатацию генподрядчик самостоятельно передает возведенный объект, лицам, которые будут его эксплуатировать. Проводит все расчетные операции с такими лицами.

Функции генподрядчика в строительстве, нормативные документы, которыми он будет руководствоваться на протяжении всего действия договора, должны быть четко прописаны в соглашении с заказчиком.

Виды сотрудничества между генеральным подрядчиком и заказчиком

Заказчик и генподрядчик в строительстве могут сотрудничать по двум схемам.

В этом случае генеральный подрядчик выполняет строго определенные задачи, например:

  • оказывает консультации в сфере организации рабочего процесса;
  • разрабатывает технические мероприятия;
  • проводит экспертизу;
  • на основе проекта составляет график проведения строительных работ.

Возможно участие генерального подрядчика лишь на стадии приемки работ.

Заказчик полностью передает все функции генподрядчику в строительстве, от подготовки проектной документации до ввода объекта в эксплуатацию. Поиск субподрядчиков, организация поставок материалов, получение разрешительных документов – все ложится на плечи генерального подрядчика.

Преимущества сотрудничества с генеральным подрядчиком

Для крупных объектов привлечение специальной организации для проведения строительства или ремонта – это лучший выбор. Генеральный подрядчик полностью берет все заботы и ответственность на себя. У строительной организации больше шансов подобрать квалифицированный персонал и субподрядные организации. Заказчику не нужно нанимать собственных сотрудников для организации проектирования и получения всех разрешений на начало строительства, введение в эксплуатацию объекта и подбор субподрядчиков и поставщиков.

Привлекать или нет генподрядчика для строительства жилых домов, решать каждому собственнику земельного участка индивидуально. Но все преимущества, которые имеют крупные организации, привлекая генподрядчика, будет иметь и заказчик строительства частного домовладения.

Недостатки сотрудничества с генеральным подрядчиком

Основной минус – это цена. Организация, занимающаяся профессионально генеральным подрядом, потребует за свой труд немалую сумму. Но также есть риск, что привлеченный субподрядчик генеральным подрядчиком может допустить ошибки в процессе проведения работ, а это повлечет срок срыва сдачи объекта в эксплуатацию.

Тонкости взаимоотношений

Генподрядчик и субподрядчик в строительстве – это неразрывно связанные звенья всего строительства. Всю ответственность за действия субподрядных организаций принимает на себя генеральный подрядчик. Если возникают спорные вопросы, то их решает только генеральный подрядчик.

В свою очередь заказчик вправе нанять несколько подрядчиков, к примеру, на конкретный участок работ. В этом случае такие договора не расцениваются как генеральный подряд.

Если договором между генеральным подрядчиком и субподрядчиком не оговорено ограничений, то последний вправе самостоятельно привлекать к работам другие подрядные организации, а не проводить все работы самостоятельно.

Услуга по генеральному подряду становится все популярнее за счет своей мобильности и гибкости во взаимоотношениях между сторонами. Для заказчика – это возможность привлечь к работам самых лучших специалистов, возводить объект строительства по самым современным технологиям и использовать самые новейшие разработки.