Транспортный налог 2009 г

Содержание:

Транспортный налог 2009 г

Транспортный налог был введен в действие 1 января 2003 года, он взимается с владельцев зарегистрированных транспортных средств вместный бюджет, так как относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, однако объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок определяются Федеральным законодательством.

Объект налогообложения транспортного налога

Транспортный налог взимается с зарегистрированных в установленном порядке транспортных средств: автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, автобусов, самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу а также различных видов воздушного и водного транспорта.

Обязанность по уплате налога возложена на владельцев ТС, на имя которых эти транспортные средства зарегистрированы. Необходимость уплаты налога не зависит от состояния транспортного средства, поэтому, водитель старых «Жигулей», давно гниющих где-нибудь на пустыре или во дворе жилого дома, обязан заплатить налог наравне с водителем нового автомобиля. Чтобы избавить себя от лишних трат, владельцу такой авторухляди необходимо обратиться в подразделение ГИБДД по месту жительства с заявлением о снятии автомобиля с учёта.

В непростой ситуации оказываются и автовладельцы, продавшие автомобиль по доверенности. По закону, именно они являются владельцами транспортных средств и обязаны платить предусмотренные сборы. Между тем, закон чётко прописывает действия в подобной ситуации. Если доверенность была выдана до 30 июля 2002 г., то платить транспортный налог будет указанное в доверенности лицо. Для этого официальному владельцу транспортного средства необходимо подать в налоговую инспекцию по месту жительства уведомление, в котором должны быть указаны:

1) Ф.И.О. лица, на которого зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление;

2) Марку и тип транспортного средства;

3) Ф.И.О. лица, которому передано транспортное средство на основании доверенности;

4) Доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств;

5) Ф.И.О. нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности).

К уведомлению должны быть приложены документы, подтверждающие дату приобретения машины: договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату, справка-счет и факт передачи ТС – расписка в получении транспортного средства, документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю а также доверенность или её копия.

Расчёт транспортного налога

С транспортных средств, оборудованных двигателем, транспортный налог берётся с каждой лошадиной силы.

Налог рассчитывается путём умножения установленного коэффициента на количество лошадиных сил. Если на транспортное средство в ходе ремонта или замены вышедшего из строя агрегата установлен двигатель иной мощности, чем указано в технической характеристике, владелец такого автомобиля должен обратиться в подразделение ГИБДД по месту регистрации транспортного средства с заявлением о необходимости изменений в техпаспорте. После этого, транспортный налог будет рассчитываться исходя из фактической мощности двигателя.

Юридические лица рассчитывают транспортный налог самостоятельно а за физических лиц его рассчитывает налоговая инспекция.

Налоговые льготы по транспортному налогу

В соответствии с федеральным законодательством, транспортный налог не взимается со следующих видов транспортных средств:

1. Легковые автомобили с ручным управлением для инвалидов а также обычные автомобили с двигателем мощностью менее 100 л.с., полученные через органы социальной защиты населения;

2. Автомобили Минобороны России, органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

3. Транспортные средства, находящиеся в розыске. (Для освобождения от уплаты налога владелец транспортного средства должен представить в налоговую инспекцию справку из милиции о том, что автомобиль угнан и находится в розыске. В данной справке должна быть указана дата обращения в органы милиции);

В дополнение к федеральному списку, столичное законодательство освобождает от уплаты транспортного налога следующие категории автовладельцев:

1. Герои Советского Союза, Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы – за одно транспортное средство, зарегистрированное на них;

2. Владельцы легковых автомобилей с мощностью двигателя до 70 л.с. включительно;

3. Организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом при условии, что данная перевозка осуществляется по единым тарифам за проезд, установленным органами исполнительной власти г. Москвы с учётом предоставления всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке – на транспортные средства, используемые для вышеуказанных целей (кроме такси)

Порядок оплаты транспортного налога

Уведомление об уплате транспортного налога в виде заполненной квитанции налоговая инспекция направляет владельцу транспортного средства по почте заказным письмом. Владелец транспортного средства обязан заплатить данный налог в течение 30 дней с момента получения указанного уведомления.

Однако, налог считается региональным, поэтому каждый субъект Федерации свободен вводить особые распоряжения. Так, в Москве из-за большого количества автомобилистов и недостаточного штата налоговых агентов некоторые водители уже второй год не получали заказного письма. Владелец ТС должен самостоятельно явиться в налоговую инспекцию и получить квитанцию для оплаты в отделении Сбербанка. Но руки, как обычно, «доходят» не у всех.

В результате, выплаты по транспортному налогу составляют только 50% от предполагаемых сумм. Это наталкивает правительство на мысль вернутся к старой схеме, когда квитанция об оплате транспортного налога была необходима для прохождения государственного технического осмотра.

Хронология изменений транспортного налога

01.01.2003 Вступила в силу первая редакция закона о транспортном налоге, закрепленная в главе 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ

12.11.2009 Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект, согласно которому базовая ставка транспортного налога увеличилась в два раза. Согласно новому закону, базовые ставки транспортного налога стали:

до 100 л.с. – 10 руб.

от 100 л.с. до 150 л.с. – 14 руб.

от 150 л.с. до 200 л.с. – 20 руб.

от 200 л.с. до 250 л.с. – 30 руб.

свыше 250 л.с. – 60 руб.

Но не стоит забывать, что власть на местах может очень гибко изпользовать данные стандарты, начиная от увеличения базовой ставки в 5 раз до уменьшения ее в 10 раз, таким образом, каким будет налог на местах неизвестно, возможно в Санкт-Петербурге транспортный налог уменьшат, а в Москве транспортный налог наоборот увеличат. К тому же неизвестно, успеют ли регионы оформить все необходимые документы до 1 января, так что вполне возможно, что ставка останется прежней.

Помимо этого, не стоит забывать, что желающие уклониться от уплаты налога вполне могут менять транзитные номера раз в 21 день, или не менять их вовсе, ведь штраф за просрочненные транзитные номера составляет на данный момент все-навсего 100 рублей.

12.11.2009 Государственный совет республики Коми вынес решение о повышении транспортного налога, однако хотя закон вступает в силу с 2010 года, фактически увеличенный налог автовладельцы заплатят только в 2011 году, при этом повышение коснулось всех автомобилей кроме грузовых с мощностью двигателя менее 200 л.с.

Так же осталась без изменения ставка ставка транспортного налога по яхтам и гидроциклам, однако тут нет ничего неожиданного — по данным видам транспортных средств она итак превышает все разумные нормы. А вот автомобили с мощностью менее 100 л.с. разделили, добавив дополнительную градацию, за автомобиль мощностью до 70 л.с. ставка транспортного налога составит 5 рублей, а от 71 до 85 л. с. — 10 рублей, от 86 до 100 лошадиных сил — 15 рублей. таким образом, на сособо мощные автомобили ставка транспортного налога может вырасти вдвое.

16.11.2009 Власти Самарской области заявили, что не собираются повышать транспортный налог чтобы не повышать уровень социальной напряженности в регионе.

16.11.2009 По заявлению Валентины Матвиенко, в Санкт-Петербурге не будут повышать транспортный налог, по ее мнению это подорвет позиции итак ослабленных кризисом транспортных компаний

17.11.2009 Борис Грызлов заявил, что решение о повышении транспортного налога необходимо пересмотреть, по его мнению необходимо вернуться к старой ставке транспортного налога, оставив право его увеличения или уменьшения на усмотрение местных властей. В этом его поддержали члены Совета Федерации, таким образом скорее всего законопроект в данной редакции не получит одобрения верхней палаты парламента.

18.11.2009 Совет Федерации отклонил законопроект

20.11.2009 Согласительная комиссия, созданная для изменения законопроекта по транспортному налогу решила сохранить базовую ставку налога, но при этом вдвое увеличить возможность ее увеличения на местах. Таким образом, регионам будет разрешено не только уменьшать базовые ставки транспортного налога в десять раз, но и также увеличивать их в 10 раз, а не в пять раз, как было указано в изначальном варианте законопроекта принятого Государственной Думой 12 ноября.

24.11.2009 Комитет по промышленной политике рекомендовал Совету Федерации одобрить законопроект от 20 ноября в редакции согласительной комиссии.

25.11.2009 Совет Федерации одобрил законопроект в новой редакции, таким образом по сравнению с предыдущей редакцией закона, вступившей в силу 01.01.2003 произошло изменение максимального увеличения налога в регионах в два раза, однако однозначной реакции местных властей на это пока нет, в любом случае транспортный налог будут повышен не ранее 2010 года.

Налоговая декларация по транспортному налогу за 2012 год

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» ФНС России проводится работа по внесению изменений в форму налоговой декларации по транспортному налогу, которые позволят учитывать суммы уплаченных авансовых платежей.

Согласно статье 80 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) форма налоговой декларации и порядок ее заполнения, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральной налоговой службой разработан проект приказа ФНС России «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения» и размещен на сайте ФНС России для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

По итогам рассмотрения предложений и внесения необходимых изменений проект приказа будет согласован с Министерством финансов Российской Федерации, подписан Руководителем ФНС России и в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, указанный приказ будет направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

Читайте так же:  Экспертиза пожарных проектов

Применение приказа ФНС России об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения планируется начать с представления налоговой декларации по транспортному налогу за налоговый период — 2012 год.

В действующем порядке заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.04.2006 № 65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения», не предусмотрено отражение суммы уплаченных авансовых платежей по транспортному налогу, в связи с этим рекомендуем за налоговый период 2011 год во избежание спорных ситуаций строку 040 «Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет в течение налогового периода (руб.)» не заполнять, а сумму транспортного налога по строке 030 «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» в полной сумме повторять по строке 050 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода».

Ставки транспортного налога за 2012 год

В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных бюджетов.

В соответствии с главой 28 «Транспортный налог» Кодекса транспортный налог вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 356 Кодекса дано право законодательным (представительным) органам субъекта Российской Федерации определять ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Кроме того, пунктом 2 статьи 361 Кодекса определено, что размеры налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Федеральным законом от 27.11.2010 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено снижение ставок транспортного налога для всех категорий автотранспортных средств в два раза с 01 января 2011 года.

Указанным законом также предусматривается возможность законами субъектов Российской Федерации уменьшать налоговые ставки в 10 раз в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил.

Кодексом дано право законодательным (представительным) органам субъекта Российской Федерации устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Таким образом, вопросы установления конкретных налоговых ставок по транспортному налогу и их дифференциации по категориям транспортных средств относятся к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации.

Порядок заполнения налоговой декларации по транспортному налогу в случае возникновения в середине отчетного периода оснований для применения налоговой льготы

Согласно разъяснениям ФНС России (см. также письмо от 26.10.2012 N БС-4-11/18200) форма налоговой декларации, утвержденная Приказом ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/[email protected], предусматривает возможность исчислить сумму транспортного налога при применении налоговой льготы как за весь налоговый период, так и за неполный налоговый период.

При этом сообщается, что порядок заполнения данной налоговой декларации содержит некорректное описание алгоритма расчета сумм налоговых льгот.

В этой связи разъясняется, что в случае, если в течение 2012 года у налогоплательщика возникли основания для применения налоговой льготы, то:

— в строке 180 налоговой декларации сумму налоговой льготы следует рассчитывать как произведение налоговой базы (строка 070), налоговой ставки (строка 130) и коэффициента Кл, учитывающего число полных месяцев, в течение которых применяется налоговая льгота (строка 160);

— в строке 200 сумму налоговой льготы следует рассчитать как произведение показателей указанных выше строк (070, 130, 160) и процента, уменьшающего исчисленную сумму налога;

— в строке 220 сумму налоговой льготы следует исчислить как разность суммы налога, исчисленной по полной налоговой ставке, и суммы налога, исчисленной по пониженной налоговой ставке, умноженная на коэффициент Кл (строка 160).

Информационное Агентство «Финансовый Юрист»

Транспортный налог в вопросах и ответах

Вот и закончился III квартал, и пора представлять расчет по авансовым платежам по транспортному налогу (Статья 363.1 НК РФ) (Приказ Минфина РФ от 23.03.2006 N 48н) , а большинству организаций — и уплачивать эти авансовые платежи (Статья 363 НК РФ) . У многих наших читателей возникли новые вопросы по неординарным ситуациям, связанным с исчислением этого налога.

(?) Может ли наша организация в период длительного ремонта автомобиля (ремонтируем уже 4 месяца) не уплачивать транспортный налог по нему?

Нет. Нахождение автомобиля в ремонте не является основанием для освобождения от уплаты налога.

Ведь обязанность по уплате транспортного налога возникает со дня регистрации транспортного средства и не зависит от его фактического использования (Статья 357 НК РФ) (Статья 358 НК РФ) . На это указывает не только Минфин России (Письмо Минфина РФ от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01) (Письмо Минфина РФ от 23.09.2008 N 03-05-05-04/23) (Письмо Минфина РФ от 01.04.2008 N 03-05-05-04/05) 4>, но и некоторые арбитражные суды (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2007 по делу N А56-50465/2006) .

Таким образом, до тех пор пока автомобиль не будет снят с учета в органах ГИБДД, транспортный налог нужно платить.

(?) Как нам при передаче автомобиля из одного обособленного подразделения в другое рассчитать транспортный налог, если автомобиль в одном и том же месяце был снят с регистрации в одном субъекте РФ и зарегистрирован в другом субъекте РФ?

В вашей ситуации сумма транспортного налога должна быть исчислена с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых автомобиль был зарегистрирован на определенное подразделение, к числу календарных месяцев года. Месяц регистрации и месяц снятия машины принимаются за полные месяцы. При этом если вы сняли и поставили машину на учет в одном месяце, то указанный месяц принимается за один полный месяц (Статья 362 НК РФ) . Из этого, кстати, можно сделать вывод, что налог за этот месяц вам придется заплатить и в одном субъекте РФ, и в другом (Письмо УМНС РФ по г. Москве от 11.03.2004 N 23-01/3/16035) .

Но есть разъяснения Минфина России, в которых предложен другой вариант уплаты налога. При расчете транспортного налога, подлежащего уплате в субъекте РФ, где автомобиль был изначально зарегистрирован, учитывается период с начала года по месяц снятия автомобиля с регистрации (включительно). А при расчете этого налога, подлежащего уплате в субъекте РФ, где автомобиль только поставлен на учет, — период начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации, и до конца года (Письмо Минфина РФ от 09.04.2004 N 04-05-12/20) (Письмо Минфина РФ от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11) .

(?) Какая ставка транспортного налога должна применяться по автомобилю «Газель», который используется как грузовой, а по техпаспорту он вроде как легковой (проставлена категория В)?

Ставка транспортного налога определяется исходя из типа (наименования) транспортного средства и мощности его двигателя, а не его категории (A, B, C, D, прицеп) (Статья 361 НК РФ) .

— паспорт транспортного средства (ПТС);

— свидетельство о регистрации.

(?) У нас самосвал марки «БелАЗ». По мнению налоговиков, для целей исчисления транспортного налога он относится к «грузовым автомобилям», а не к «другим самоходным транспортным средствам», как считаем мы. Кто прав?

Действительно, налоговики охотнее считают этот самосвал грузовым автомобилем. Ведь некоторые базовые ставки транспортного налога для грузовых автомобилей намного выше ставок для «других самоходных транспортных средств» (Статья 361 НК РФ) .

Минфин России указывает, что ставка транспортного налога, установленная для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу», должна применяться в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах Гостехнадзора, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств (Письмо Минфина РФ от 27.06.2008 N 03-05-05-04/12) (Письмо Минфина РФ от 31.05.2006 N 03-06-04-04/21) . С этим выводом в отношении самосвалов марки «БелАЗ» соглашаются и арбитражные суды. Применяйте такой подход и вы.

(?) По нашему региональному закону ставка транспортного налога для автомобилей, с года выпуска которых прошло до 7 лет включительно, выше, чем для автомобилей, с года выпуска которых прошло более 7 лет. Как нам определить возраст легкового автомобиля 2001 г. выпуска?

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, нужно определять по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства (Приказ Минфина РФ от 13.04.2006 N 65н) . В вашем случае этот срок исчисляется начиная с 2002 г. Соответственно, на 01.01.2009 возраст автомобиля составил 7 лет. Именно так предлагает считать возраст транспортного средства Минфин России (Письмо Минфина РФ от 07.07.2009 N 03-05-05-04/07) .

(?) Наша организация совмещает УСНО и уплату ЕНВД. В собственности имеются два автомобиля. Нужно ли нам представлять в налоговую инспекцию расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу и платить их?

Платить авансовые платежи по транспортному налогу или нет — посмотрите в своем региональном законе (Статья 363 НК РФ) .

Что касается расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу (Приказ Минфина РФ от 23.03.2006 N 48н) , то организация, совмещающая УСНО с другими налоговыми режимами, не представляет их только по транспортным средствам, используемым исключительно в «упрощенной» деятельности (Статья 363.1 НК РФ) (Письмо Минфина РФ от 29.04.2009 N 03-05-05-04/03) . Поэтому если транспортные средства вы используете одновременно в «упрощенной» и «вмененной» деятельности или только во «вмененной», то вы должны сдавать отчетность по авансовым платежам (Статья 363.1 НК РФ) .

(?) Какой период (предыдущий или текущий) нужно брать при определении доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции для целей освобождения сельхозтоваропроизводителя от уплаты транспортного налога в отношении сельхозтехники (Статья 358 НК РФ) ?

По мнению Минфина России, к сельскохозяйственным товаропроизводителям в указанных целях относятся организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и реализацию этой продукции, при условии, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации составляет не менее чем 70% за календарный год (Письмо Минфина РФ от 19.05.2009 N 03-05-05-04/05) (Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ) (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.06.2008 N 446) .

При этом Минфин России говорит, что учитываться должны показатели текущего года (Письмо Минфина РФ от 19.05.2009 N 03-05-05-04/05) . То есть для того, чтобы определиться, платить или не платить транспортный налог в 2009 г., нужно сравнивать «сельскохозяйственный» доход от реализации и общий доход от реализации за каждый отчетный период 2009 г. нарастающим итогом с начала года.

Но на самом деле из НК РФ это не следует. Непонятно, почему Минфин России использует именно это определение сельхозпроизводителя. А не определение, которое дано, например, в Законе «О сельскохозяйственной кооперации» (Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ) . Поэтому, конечно, вы можете использовать другой подход, но его придется отстаивать в суде.

(?) Сейчас мы платим авансовые платежи по транспортному налогу по трем тракторам, используемым в производстве сельхозпродукции, и одному грузовому автомобилю. Но в принципе мы уже знаем, что по итогам 2009 г. доля дохода от реализации сельхозпродукции в общем объеме реализации превысит 70%. А значит, годовой налог платить не придется. Что делать с переплатой по тракторам?

Читайте так же:  Росгосстрах осаго рассмотрение дела

В годовой декларации по транспортному налогу (Приказ Минфина РФ от 13.04.2006 N 65н) вы отразите налог только по грузовику. Для подтверждения статуса сельхозтоваропроизводителя вам нужно приложить к ней расчет доли реализованной сельхозпродукции в общем объеме реализованной продукции за 2009 г. (Приказ МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 )

Вместе с перечисленными документами представьте в налоговую инспекцию заявление (Статья 78 НК РФ) :

о зачете образовавшейся переплаты в счет предстоящих платежей по транспортному налогу или по другим региональным налогам (например, по налогу на имущество организаций (Статья 14 НК РФ) );

о возврате переплаты на расчетный счет.

Уточненные расчеты по авансовым платежам за I, II, III кварталы 2009 г. подавать не обязательно (Статья 358 НК РФ) .

(?) С какого месяца нашей организации надо считать транспортный налог по приобретенному автомобилю, если акт приемки-передачи датирован мартом, а свидетельство о регистрации в ГИБДД — апрелем?

Транспортный налог исчисляется с месяца регистрации транспортного средства в ГИБДД (Статья 358 НК РФ) . В вашем случае — с апреля.

(?) Имеет ли наша организация по Закону г. Москвы право на льготу по транспортному налогу, если у нас есть в собственности легковой автомобиль с мощностью двигателя менее 70 л. с.? Или эта льгота распространяется только на физических лиц?

Действительно, Законом г. Москвы предусмотрена налоговая льгота по транспортному налогу для лиц, имеющих легковые автомобили с мощностью двигателя до 70 л. с. (до 51,49 кВт) включительно (Закон г. Москвы от 09.07.2008 N 33) .

А для целей налогообложения лица — это и организации, и физические лица (Статья 11 НК РФ) .

Поэтому ваша организация может воспользоваться московской льготой и не платить транспортный налог за легковой автомобиль с мощностью двигателя менее 70 л. с.

(?) У нас есть гидроцикл. И поскольку весной, осенью и зимой он простаивает, нам приходится в начале лета его ставить на учет в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), а в конце лета снимать. Как платить транспортный налог за гидроцикл: только за летние месяцы или целиком за весь год?

Таким образом, если вы, например, в июне ставите гидроцикл на учет, а в августе его снимаете, то исчислять за год транспортный налог по нему надо с применением коэффициента, равного 0,25 (3/12) (Статья 362 НК РФ) (Приказ Минфина РФ от 13.04.2006 N 65н) .

Аналогичным образом может исчисляться налог и по другим транспортным средствам, используемым не круглый год, а только сезонно, например по снегоходам. Конечно, если вы их снимаете с учета в период простоя.

(?) В январе этого года наша организация продала автомобиль. В графе 9 расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за I квартал я поставила коэффициент 0,33 (1/3). Какой коэффициент мне указывать в этой графе в годовой декларации? Неужели 0,08 (1/12)?

Вам нужно было заполнить расчет за I квартал так. Сумма авансового платежа за I квартал должна была быть исчислена как 1/4 от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента, отражаемого в графе 9 (Приказ Минфина РФ от 23.03.2006 N 48н) .

А в декларации по транспортному налогу за год (Приказ Минфина РФ от 13.04.2006 N 65н) в графе 9 раздела II вы действительно укажете коэффициент 0,08 (Приказ Минфина РФ от 13.04.2006 N 65н) .

Впервые опубликовано в журнале «Главная книга» N 20, 2009

Транспортный налог: вопрос-ответ

Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 28.11.2002 № 25-З «О транспортном налоге» налоговая ставка для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно установлена в размере 65 руб. с каждой лошадиной силы.
Таким образом, годовая сумма транспортного налога в случае владения транспортным средством в течение всего календарного года для собственника транспортного средства марки КАМАЗ-5320 мощностью двигателя 210 л.с. составит 13650 руб.

Вопрос:
Имеют ли инвалиды 2 и 3 группы льготы по транспортному налогу? Автомобиль был приобретен за собственные средства и специальными средствами для инвалидов не оборудован. Есть информация, что согласно Письму Минфина России от 08.07.2004 №03-06-11100, инвалид имеет право на льготу по транспортному налогу независимо от того, установлено ли специальное оборудование, а также независимо его способа приобретения.

Ответ:
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения транспортным налогом автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке.
Следовательно, если транспортное средство специально не оборудовано для использования инвалидом, то данное транспортное средство признается объектом налогообложения транспортным налогом.
Принимая во внимание факт владения вами транспортным средством, специально не оборудованном для использования инвалидом, а также то, что Законом Республики Марий Эл от 28.11.2002 № 25-З «О транспортном налоге» налоговых льгот по уплате транспортного налога физическим лицам, которые являются инвалидами 2 и 3 групп, не предоставлено, вы признаетесь налогоплательщиком транспортного налога на общих основаниях и обязаны уплачивать транспортный налог.
Обращаем ваше внимание, что письмо Минфина России от 08.07.2004 № 03-06-11/100 дает разъяснения именно по вопросу признания или непризнания транспортных средств объектом налогообложения транспортным налогом.

Горячая линия: Транспортный налог

На вопросы читателей «УНП» отвечает Елена Курочкина, главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения физических лиц УФНС России по Санкт-Петербургу.

По машинам на учете в одной инспекции сдаем одну декларацию

– На организацию зарегистрированы три автомобиля по одному адресу. Сколько деклараций надо сдавать?

– Организации представляют отчетность по транспортному налогу в ту инспекцию, на территории которой зарегистрированы транспортные средства (п. 3 ст. 80 НК РФ). На основании пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса местом нахождения для автотранспортных средств признается место госрегистрации, а при отсутствии такового – место нахождения (жительства) собственника. При наличии нескольких объектов налогообложения, находящихся на территории разных муниципальных образований, отнесенных к ведению одной инспекции, в которой компания стоит на учете по месту нахождения транспортных средств, заполняется одна декларация (п. 7 раздела III Порядка заполнения налоговой декларации, утвержденного приказом Минфина России от 13.04.06 № 65н).

Платим за время владения автомобилем

– Я купил машину в октябре 2008 года. Сейчас мне прислали квитанцию на оплату за весь прошлый год.

– Согласно статье 362 Налогового кодекса сумму транспортного налога, подлежащую уплате физическими лицами, исчисляют налоговые инспекции на основании сведений, полученных из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Сумма налога (в 2009 году транспортный налог платится за 2008 год), исчисляется в отношении каждого автомобиля как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В случае регистрации или снятия с учета транспортного средства в течение налогового периода налог исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых машина была зарегистрирована на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц постановки на учет, а также месяц снятия с регистрации принимается за полный месяц.

Таким образом, за прошлый год вам должны были исчислить транспортный налог исходя из срока владения автомобилем, т.е. за октябрь, ноябрь и декабрь. За уточнением налоговых обязательств вам необходимо обратиться в свою межрайонную инспекцию (по месту регистрации машины), где вам произведут перерасчет за 2008 год.

Блокадники освобождены от уплаты налога

– Скажите, у блокадников есть льгота по транспортному налогу?

– Да. Согласно пункту 1.1 статьи 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 04.11.02 № 487-53 от уплаты транспортного налога освобождаются, в том числе, ветераны Великой Отечественной войны – за одно транспортное средство, зарегистрированное на таких граждан. При этом автомобиль должен иметь мощность двигателя до 100 лошадиных сил включительно или со дня его выпуска должно пройти более 15 лет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся в том числе лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Поэтому, если у вас есть удостоверение жителя блокадного Ленинграда, обратитесь в свою межрайонную налоговую инспекцию (по месту регистрации машины) для получения освобождения от уплаты транспортного налога за автомобиль (до 100 л.с. включительно). Для этого нужно написать заявление в произвольной форме и представить копию удостоверения.

За неиспользуемый, но состоящий на учете автомобиль платить придется

– На организацию зарегистрирован автомобиль, который неисправен и мы им не пользуемся. Скажите, надо ли нам за него платить налог?

– Нужно, ведь уплата транспортного налога не зависит от того, используется машина или нет. В соответствии со статьей 358 кодекса объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассрочка оплаты проданной машины не влияет на уплату налога

– На организацию был зарегистрирован автокран, который мы продали в феврале 2009 года. В договоре предусмотрено условие о рассрочке платежа до сентября 2009 года. С учета автокран сняли в месяце продажи. До какого срока мы должны платить транспортный налог?

– Условие по рассрочке платежа за транспортное средство никоим образом не влияет на уплату транспортного налога. Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (ст. 358 НК РФ). Если машина поставлена на учет или снята с него в течение налогового (отчетного) периода, налог рассчитывается с учетом числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика. Месяц постановки на учет, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц.

Таким образом, исчислить и уплатить транспортный налог за 2009 год вы должны исходя из срока владения машиной, т.е. за январь и февраль 2009 года.

В Правилах регистрации самоходных машин произошли изменения

– В прошлом году постановление Правительства РФ от 26.07.08 № 562 внесло изменения в правила госрегистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники. Теперь нужно регистрировать самоходные машины с максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт. У нас в организации есть два трактора, как раз подпадающие под указанные характеристики. Они предназначены исключительно для внутренних нужд организации – для уборки территории завода. Надо ли ставить их на учет и платить по ним транспортный налог?

– Ваша оранизация обязана поставить на регистрационный учет транспортные средства. Правила регистрации есть правила, вы должны соблюдать условия, прописанные в них.

Объектом налогообложения признаются в том числе самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (п. 1 ст. 358 НК РФ). Поэтому, если ваши тракторы относятся к данной категории, после государственной регистрации за них следует платить налог.

Пенсионеры могут рассчитывать на льготу, если машина до 100 л.с.

– Скажите, есть ли льгота по транспортному налогу для пенсионеров и инвалидов третьей группы?

– Льготы предусмотрены статьей 4-1 Закона Санкт-Петербурга № 487-53. От уплаты налога, в частности, освобождены инвалиды I и II групп за одно транспортное средство, зарегистрированное на них, при условии, что данное транспортное средство имеет мощность двигателя до 100 лошадиных сил включительно. Освобождения от уплаты транспортного налога инвалиды III группы не имеют.

Что касается пенсионеров, зарегистрированных по месту жительства в Санкт-Петербурге, то они уплачивают налог в размере 70 процентов от установленной законом ставки. При этом есть дополнительное условие: автомобиль должен быть отечественного производства (Российской Федерации или СССР до 1991 года) с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно.

Читайте так же:  Презентация виды наказаний назначаемых несовершеннолетним

– У меня машина мощностью 180 лошадиных сил.

– В таком случае вы не подпадаете под категорию граждан, пользующихся указанной льготой, и уплату налога следует производить в размере, указанном в налоговом уведомлении.

Угон машины следует подтверждать ежегодно

– У меня угнали машину в 2004 году, но каждый год мне приходит квитанция на уплату налога. Что делать?

– На основании подпункта 7 пункта 2 статьи 358 кодекса не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. При этом налогоплательщики в случае угона машины представляют в налоговый орган документ, подтверждающий этот факт (п. 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28, утвержденных приказом МНС России от 09.04.03 № БГ-3-21/177).

Таким образом, вам необходимо представить в свою межрайонную налоговую инспекцию (по месту регистрации транспортного средства) справку из следственных органов о факте угона вашего автомобиля. Этот документ будет основанием для того, чтобы снять начисления транспортного налога по данному автомобилю за 2008 год.

Не прислали квитанцию – обратитесь в инспекцию

– Мы купили машину в марте 2007 года, но документы на уплату налога еще ни разу не приходили. Что нам делать?

– Вы проживаете по тому адресу, по которому зарегистрирован принадлежащий вам автомобиль?

– В каждой межрайонной инспекции в операционном зале имеется окно для приема плательщиков транспортного налога. Вам необходимо обратиться в свою межрайонную инспекцию (по месту регистрации транспортного средства) с паспортом и получить налоговое уведомление и платежный документ на уплату налога.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2009 г. N Ф09-2987/09-С3 Обществу неправомерно доначислены транспортный налог и соответствующие пени, поскольку из паспорта транспортного средства наименование транспортного средства указано как "грузовой фургон", однако спорный автомобиль может использоваться как специальный фургон, о чем свидетельствует указание в строке паспорта на наличие в фургоне нескольких посадочных мест, в органах ГИБДД автомобиль классифицируется как автомобиль легковой и относится к категории "В", следовательно, налогоплательщиком правомерно исчислен транспортный налог исходя из налоговой ставки, установленной для легковых автомобилей (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 мая 2009 г. N Ф09-2987/09-С3

Дело N А50-15031/2008-А3

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Глазыриной Т.Ю., судей Дубровского В.И., Гусева О.Г.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чайковскому Пермского края (далее — инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2008 по делу N А50-15031/2008-А3 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по тому же делу.

В судебном заседании принял участие представитель Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице Чайковского отделения N 1675 (далее — общество, налогоплательщик) Глухов А.В. (доверенность от 16.04.2009 б/н).

Представитель инспекции, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенной надлежащим образом путем направления в ее адрес копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явился.

Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 10.06.2008 N 28709 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 15.12.2008 (судья Аликина Е.Н.) требования общества удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 10.06.2008 N 28709 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 (судьи Голубцов В.Г., Сафонова С.Н., Борзенкова И.В.) решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение налогоплательщиком ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), ст. 211 Закона Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 «О налогообложении в Пермской области» (далее — Закон Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296). Налоговый орган указывает на занижение налогоплательщиком налоговой базы по транспортному налогу в результате неправильного применения налоговой ставки при расчете транспортного налога на автомобиль ГАЗ-2752(С456ХК). По мнению налогового органа, в целях налогообложения данное транспортное средство, должно классифицироваться по Общероссийскому классификатору основных фондов , утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее — ОКОФ) по коду 153410020 — грузовой автомобиль общего назначения, фургон.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 21 Закона Пермской области от 30 августа 2001 г. N 1685-296 «О налогообложении в Пермской области»

Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по транспортному налогу за 2007 год принято решение от 10.06.2008 N 28709 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 335 руб. 89 коп. , доначислении транспортного налога в сумме 1679 руб. 44 копт, начислении пеней в сумме 62 руб. 56 коп.

Считая указанное решение инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя требования общества, суды исходили из того, что налогоплательщиком верно исчислен транспортный налог за 2007 год с применением налоговой ставки с учетом отнесения спорного транспортного средства к легковым автомобилям.

В силу ст. 356 Кодекса транспортный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом , порядок и сроки его уплаты.

Исчисление и уплата транспортного налога в Пермском крае производится в соответствии с Кодексом и гл. 6 Закона Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 в редакции Закона Пермской области от 29.11.2002 N 472-85.

Из п. 1 ст. 361 Кодекса следует, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В соответствии с п. 1 , 2 ст. 362 Кодекса налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

Согласно ст. 22 Закона Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 ставки транспортного налога составляют в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой) свыше 100 до 150 л.с. 19 руб., грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силой) свыше 100 до 150 л.с. — 31 руб.

Согласно п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденном Приказами Министерства Внутренних Дел Российской Федерации N 496, Минпромэнерго Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития Российской Федерации N 34 от 23.06.2005 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.06.2005 N 6842) по строке 4 паспорта транспортного средства указывается категория транспортного средства, которая соответствует Конвенции о дорожном движении , принятой на конференции ООН по дорожному движению в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974.

Типы транспортных средств, указанные в Одобрении типа транспортного средства ( Постановления Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов») адаптированы к понятиям, содержащимся в классификации, приведенной в Конвенции .

Судами установлено, что согласно строке 4 паспорта транспортного средства, автомобиль ГАЗ-2752 (С456ХК) имеет категорию «В».

Согласно Конвенции к данной категории относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Вместе с тем, в таблице, содержащейся в приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств, к категории «В» помимо указанных транспортных средств относятся механические транспортные средства, сконструированные так, что они включают жилой отсек (автомобиль — дом); механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн.

Категория «В» означает, что транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, то есть к легковому, так и к грузовому транспортному средству.

Как следует из паспорта транспортного средства наименование (тип) транспортного средства ГАЗ-2752 (С456ХК) указан как «грузовой фургон цельнометаллический». Однако спорное транспортное средство может использоваться как специальный фургон, о чем свидетельствует указание в строке 3 паспорта транспортного средства на наличие в фургоне семи посадочных мест.

В ответе от 08.12.2008 на запрос органов ГИБДД Отдела внутренних дел по городу Чайковскому разъяснено, что автомобиль ГАЗ-2752 классифицируется как автомобиль легковой и относится к категории «В» по типу транспортного средства «фургон».

Следовательно, налогоплательщиком правомерно исчислен транспортный налог за 2007 год исходя из налоговой ставки, установленной для легковых автомобилей.

Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о неправомерном привлечении инспекцией общества к ответственности, доначислении ему транспортного налога и начислении пеней.

Довод налогового органа о классификации транспортного средства в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов подлежит отклонению, поскольку он предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств, вследствие чего определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов налогообложения транспортным налогом ( Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 18.09.2007 N 5336/07).

Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 286 , 287 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 15.12.2008 по делу N А50-15031/2008-А3 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чайковскому Пермского края — без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: