Судебная практика санаторно курортное лечение

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2013 г. N 8-КГ13-2 Решение и определение судом отменены, поскольку неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горохова Б.А.,

судей Назаровой А.М., Гуляевой Г.А.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Ярославля в интересах Советова С.В. к Государственному учреждению — Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,

по кассационной жалобе Советова С.В. на решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 4 апреля 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 31 мая 2012 года, которыми в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшего судебные постановления подлежащими отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

Советов С.В. является инвалидом 2 группы, в связи с чем имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. 30 ноября 2011 года Советов С.В. обратился в Государственное учреждение — Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение на основании заключения лечащего врача. Однако в 2011 году санаторно-курортной путевкой он обеспечен не был. Прокурором района было рассмотрено обращение Советова С.В. по факту нарушения его права на получение путевки на санаторно-курортное лечение, в связи с чем прокурор Дзержинского района г. Ярославля обратился в суд с иском в интересах Советова С.В. к Государственному учреждению — Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.

Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 4 апреля 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 31 мая 2012 года указанное решение суда оставлено без изменения.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2013 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В кассационной жалобе Советовым С.В., поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ставится вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Ярославля от 4 апреля 2012 года, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 31 мая 2012 года.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховном Суда Российской Федерации стороны, извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит судебные постановления подлежащими отмене, а кассационную жалобу — удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судом при рассмотрении настоящего дела были допущены такого характера существенные нарушения.

Как следует из материалов дела, Советов С.В. является инвалидом 2 группы. 30 ноября 2010 года он обратился в Государственное учреждение Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении, подтверждающую наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения.

Однако санаторно-курортное лечение ему в 2011 году предоставлено не было из-за значительного числа граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств на эти цели.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что у ответчика не имелось достаточно средств, выделенных из федерального бюджета для удовлетворения всех обратившихся за путевкой на санаторно-курортное лечение граждан.

Между тем, Судебная коллегия находит приведенные выводы судебных инстанций ошибочными, основанными на неправильном применении положений действующего законодательства по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

Согласно пункту 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Пунктом 3.9 Порядка предусмотрено, что исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путёвки в соответствии с их заявлениями и справками для её получения.

Как усматривается из материалов дела, Советов С.В. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, представив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении.

Следовательно, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путёвками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счёт средств федерального бюджета. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия признает решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 4 апреля 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 31 мая 2012 года незаконными, принятыми с существенным нарушением норм материального права и подлежащими отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 4 апреля 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 31 мая 2012 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Дзержинского района г. Ярославля в интересах Советова Сергея Владимировича к Государственному учреждению — Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение — Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Советову С.В. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями.

О новой судебной практике Верховного Суда России по социальной помощи детям-инвалидам: санаторно-курортное лечение

В соответствии с пунктом 9 статьи 6.1. Федерального закона «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды относятся к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

При наличии медицинских показаний путевка на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний у ребенка-инвалида, в соответствии с пунктом 1 статьи 6.2. этого же закона входит в состав набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6.3. закона периодом предоставления детям-инвалидам такой социальной услуги является календарный год.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее — Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В стране в ситуациях, когда путевки не предоставлялись в течение календарного года, прокуроры районов/городов выходили с исками в интересах детей-инвалидов о предоставлении таких путевок, так как органы социальной защиты (фонды социального страхования) не предоставляли путевки в связи с отсутствием финансирования или дефицитом финансовых средств.

Районные/городские суды выносили положительные решения, апелляционные инстанции данные решения оставляли в силе, а апелляционные жалобы без удовлетворения.

Но с ноября 2015 года судебная практика на уровне Верховного Суда России изменилась.

Позиция Верховного Суда России основывается на следующем.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что — при условии соблюдения указанной последовательности — согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Читайте так же:  Приказ установить суточные

Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Получается, что ребенок-инвалид, достигший в текущем году 17 лет 11 месяцев и 29 дней, но не обеспеченный путевкой (путевками) за предыдущий год (предыдущие годы) вправе воспользоваться ею (ими) уже во взрослом возрасте.

После такой судебной практики апелляционные суды также стали отменять судебные решения первой инстанции.

Судебная практика: вопросы своевременного предоставления путёвок

Закон гарантирует инвалидам право на санаторно-курортное лечение. Но своевременное получение нуждающимися путёвок представляет на практике определённые трудности. В большинстве судебных споров чиновники ФСС даже не отрицают право истцов на получение соответствующего лечения. Стандартная мотивировка отказов в оформлении путёвки – недостаточность финансирования. Ведь приобретение для инвалидов путёвок в санатории и на проезд к месту лечения и обратно финансируется за счёт субвенций, поступающих в бюджет регионов из федеральной казны. В итоге «отдыхать» многие нуждающиеся инвалиды вынуждены в стенах дворцов правосудия.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

Прецедентное для всех инвалидов дело было начато в 2011 году в Новгородской области. В защиту жителя Боровичей – ветерана боевых действий в Афганистане Емельянова – вступился районный прокурор. Он потребовал обязать региональное отделение ФСС в установленный срок (до 1 июля) предоставить путёвку на санаторно-курортное лечение за предыдущий календарный год. Санаторий был необходим по медицинским показаниям в целях профилактики основных заболеваний. Но из-за значительного числа таких граждан ФСС поставил «афганца» в очередь под номером 962.

Первая инстанция удовлетворила требования прокурора, возложив на Фонд обязанность выдать путёвку. Но Новгородский областной суд согласился с доводами ответчика о дефиците бюджета и отказал в иске. В мае 2012 года дело было рассмотрено Верховным судом России, который указал на закреплённый в Конституции России статус нашей страны как социального государства. «Установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению ветеранов боевых действий путёвками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счёт средств федерального бюджета, – констатировал Верховный суд России. – Поскольку истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств». Даже при формальном отсутствии в нашей стране прецедентного права большинство служителей Фемиды расценивают даже единичные решения высшей судебной инстанции как закон. Поэтому многим россиянам «дело Емельянова» помогло «выбить» порой жизненно необходимую путёвку.

Среди них – петербуржец Александр Б., который, будучи инвалидом II группы, также потребовал бесплатную путёвку и получил стандартный ответ о дефиците бюджета. Он обратился в суд, который обязал ФСС обеспечить требуемое лечение. К такому же выводу пришла и апелляционная коллегия: «Недостаточность федерального финансирования расходов на те либо иные социальные цели не может вести к лишению гражданина предоставленного ему гарантированного права на социальную помощь государства», – отмечается в решении Санкт-Петербургского городского суда. Во взыскании компенсации морального вреда, который инвалид оценил в 100 тысяч рублей, суд отказал. Схожее решение было принято и в Псковской области, за жителя которой заступился прокурор города Великие Луки. Как и петербуржец Александр Б., он также ссылался на решение Верховного суда России. Чиновники пытались убедить служителей Фемиды, что право на предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение сохраняется за лицом только до конца текущего года. Но Псковский областной суд счёл такую позицию неубедительной, обязав ФСС предоставить нуждающемуся путёвку до 1 июля 2014 года.

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2016 года гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики в интересах Минеевой Н Л к Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно- курортное лечение за 2014 год по кассационной жалобе представителя Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики Воробьевой ВВ. на решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 17 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 сентября 2015 года, которыми исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В. С, выслушав объяснения представителей Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики Воробьевой В.В. и Урсеговой М.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

прокурор Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики Лазарев СВ. обратился в суд с иском в интересах Минеевой Н.Л. к Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно- курортное лечение за 2014 год.

В обоснование заявленных требований прокурор Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики, действующий в интересах Минеевой Н.Л., ссылался на то, что Минеева Н.Л. является инвалидом II группы по общему заболеванию. Согласно справке бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Городская клиническая больница № Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» от 10 декабря 2013 года № 945 у Минеевой Н.Л. имеются медицинские показания для получения санаторно- курортной путевки.

24 декабря 2013 года Минеева Н.Л. обратилась в Управление социальной защиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска Удмуртской Республики с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, которое было зарегистрировано, и она была поставлена на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение. Однако в 2014 году путевка на санаторно-курортное лечение Минеевой Н.Л. предоставлена не была, в связи с чем она обратилась с заявлением в прокуратуру Удмуртской Республики, которая направила заявление Минеевой Н.Л. для рассмотрения прокурору Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики.

По обращению Минеевой Н.Л. в связи с непредоставлением ей Управлением социальной защиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска Удмуртской Республики путевки на санаторно-курортное лечение прокуратурой Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики проведена проверка, в ходе которой установлено, что Минеева Н.Л., имеющая медицинские показания при отсутствии противопоказаний для санаторно- курортного лечения, выполнила все необходимые условия для получения санаторно-курортной путевки, однако путевку в 2014 году она не получила.

По мнению прокурора Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики, Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики (которое, в силу пункта 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 12 марта 2012 года № 81 «Об организации осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики», является уполномоченным органом государственной власти Удмуртской Республики, в том числе по осуществлению части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно- курортное лечение) нарушено право Минеевой Н.Л., предусмотренное Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В связи с этим прокурор Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики просил возложить на Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики обязанность предоставить Минеевой Н.Л. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.

Решением Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 17 июня 2015 года исковые требования прокурора Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики, действующего в интересах Минеевой Н.Л., удовлетворены. На Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики возложена обязанность предоставить Минеевой Н.Л. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 сентября 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики Воробьевой ВВ. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Рыженковым А.М. 26 января 2016 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 31 марта 2016 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились Минеева Н.Л. и прокурор Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, о причинах неявки не сообщили. Минеева Н.Л. направила письменные возражения на кассационную жалобу. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на неё Минеевой Н.Л., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Минеева Н.Л. является инвалидом II группы по общему заболеванию с 5 июня 2013 года (бессрочно).

Согласно справке бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Городская клиническая больница № 7 Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» от 10 декабря 2013 года № 945 у Минеевой Н.Л. имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение.

24 декабря 2013 года Минеева Н.Л. обратилась в Управление социальной защиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска Удмуртской Республики с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, которое было зарегистрировано, и она была поставлена на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение.

Читайте так же:  Судебные приставы г мичуринска

В 2014 году путевка на санаторно-курортное лечение Минеевой Н.Л. предоставлена не была, в связи с чем она обратилась с заявлением в прокуратуру Удмуртской Республики, которая направила ее заявление для рассмотрения прокурору Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики с просьбой оказать содействие в получении путевки на санаторно- курортное лечение.

Прокурор Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики по результатам проведенной проверки по обращению Минеевой Н.Л. 29 апреля 2015 года обратился в ее интересах в суд с исковым заявлением к Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о возложении обязанности предоставить Минеевой Н.Л. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.

Разрешая спор и удовлетворяя исковое заявление прокурора, действовавшего в интересах Минеевой Н.Л., суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и исходил из того, что Минеева Н.Л., своевременно обратившаяся с заявлением о получении путевки на санаторно- курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в 2014 году и ей не может быть в этом отказано, в связи с чем суд обязал Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики предоставить Минеевой Н.Л. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.

При этом суд также указал на то, что такие обстоятельства, как недостаточное финансирование Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение из средств федерального бюджета и большое количество лиц в регионе, имеющих право на такую социальную услугу, как санаторно-курортное лечение, не могут являться основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно- курортное лечение.

С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций о нарушении права Минеевой Н.Л. на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год и об обязании по этой причине ответчика предоставить ей путёвку на санаторно-курортное лечение за 2014 год без учета установленной в Удмуртской Республике очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии со ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно подп. 1′ ч. 1 ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно- курортные организации, определённые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 (с последующими изменениями) утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее — Порядок), который регулирует, в том числе, предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно- курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно- курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № О7О/у-О4, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 256.

Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 834н утверждена новая форма справки — форма № 070/у «Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение», действующая с 9 марта 2015 года. Срок действия справки — 12 месяцев.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме № 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее — органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга за — 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).

Частью 3 ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления при наличии медицинских показаний пуеёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определен Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 864 (далее — Правила).

Абзацем 5 пункта 4 Правил предусмотрено, что в случае передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий по предоставлению гражданам социальных услуг в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые определены соглашением.

Между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики заключено Соглашение о передаче Правительству Удмуртской Республики осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее — Соглашение).

Данное Соглашение утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № 2174-р и распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 17 октября 2011 года № 889-р.

Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Соглашением определило, что Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики и его территориальные органы являются уполномоченными органами государственной власти Удмуртской Республики по осуществлению части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики (пункт 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 12 марта 2012 года № 81 «Об организации осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, переданных Правительству Удмуртской Республики» (далее — Порядок организации предоставления отдельным категориям граждан путёвок на санаторно- курортное лечение).

В пункте 1 Порядка организации предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение определен механизм организации осуществления полномочий по обеспечению имеющих место жительства в Удмуртской Республике граждан, указанных в статьях б и б Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих первую группу инвалидности, и детей-инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно пункту 4 Порядка организации предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение, предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.

Пунктом 5 Порядка организации предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение предусмотрено, что предоставление путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется территориальным органом Министерства социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики по месту жительства гражданина, а в случае если гражданин является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, — территориальным органом по месту предоставления гражданину ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с разделом III Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», на основании заявлений граждан, представляемых с 1 января 2012 года в территориальный орган либо переданных Министерству региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике.

Читайте так же:  Заявление на замену водительского удостоверения хабаровск

Приказом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики от 21 мая 2014 года № 119 утвержден Административный регламент Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги «Предоставление гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно» (далее — Административный регламент).

Пункт 19 Административного регламента определяет, что предоставление государственной услуги осуществляется территориальным органом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по месту жительства заявителя, а в случае если заявитель является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, — территориальным органом по месту получения ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На основании пункта 20 Административного регламента Министерство в том числе организует приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, заключение контрактов (договоров) с транспортными организациями на предоставление бесплатного проезда в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; организует деятельность территориальных органов по предоставлению государственной услуги.

Пунктом 33 Административного регламента определено, что для получения подуслуги «Предоставление путевки на санаторно-курортное лечение» территориальному органу по месту жительства заявителя (а в случае если заявитель является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, — территориальному органу по месту получения ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) необходимы следующие документы (сведения): заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно по форме согласно приложению 2 к данному Административному регламенту; справка для получения путевки по форме № 070/у-04, выданная лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства заявителя.

В соответствии с пунктом 43 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является отсутствие у заявителя права на получение государственной услуги в соответствии с законодательством или выявление в представленных заявителем (его представителем) документах сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).

В силу пункта 5 постановления Правительства Удмуртской Республики от 8 декабря 2014 года № 510 «О Министерстве социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики» Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики является правопреемником Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики и Комитета по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1294).

Согласно ч. 1 ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение — 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно — 78 руб. Сумма средств, направляемых на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.

Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2014 году, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 750н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 976,3 руб., для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов, — 1527,2 руб., в 2015 году — для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 1028,9 руб., для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1609,4 руб. (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 декабря 2014 года № 1211н).

Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных приказов).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно- курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно- курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что — при условии соблюдения указанной последовательности — согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года № 686-0).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно- курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно- курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. б Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в уполномоченный орган (в данном случае, в Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики) с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно- курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.

Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком Минеевой Н.Л. путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.

Принимая решение, обязывающее Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики предоставить Минеевой Н.Л. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год, суд не принял во внимание права иных граждан — получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Удмуртской Республике, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Минеевой Н.Л. в Министерстве социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики по данному вопросу.

Заявление Минеевой Н.Л. от 24 декабря 2013 года о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году было рассмотрено Управлением социальной защиты населения в Индустриальном районе г. Ижевска Удмуртской Республики в установленном законом порядке, 24 декабря 2013 года она была принята на учет для обеспечения санаторно- курортным лечением. Номер очереди Минеевой Н.Л. в республиканской базе по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение — № 2622.

Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Минеевой Н.Л. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации указанного заявления.

С учетом приведенных обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные постановления, которыми на Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики возложена обязанность предоставить Минеевой Н.Л. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год на основании справки лечебного учреждения по профилю ее заболевания без учета установленной в республике очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики, действующего в интересах Минеевой Н.Л., не передавая дело на новое рассмотрение.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 17 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 сентября 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Индустриального района г. Ижевска Удмуртской Республики, действующего в интересах Минеевой Н Л , к Министерству социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики о возложении обязанности предоставить Минеевой Н Л путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.

Рубрики: Без рубрики