Страхование осаго в апреле

Новый закон об ОСАГО действует с 28 апреля 2017 года

Сегодня 28 апреля 2017 года вступили в действиями изменения в закон об ОСАГО о приоритете натурального возмещения (ФЗ-49 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств).
До этого года при наступлении страхового случая, согласно полису ОСАГО, страховщик выплачивал денежные компенсации пострадавшим от имени виновника аварии. Однако в подавляющем большинстве случаев суммы выплат не хватало на качественный полноценный ремонт транспортного средства.

Такая ситуация требовала кардинальных изменений Закона об обязательном страховании, которые придали бы более высокую эффективность этому важнейшему инструменту, регулирующему взаимоотношения на дороге. И в 2017 году эти изменения приняли форму замены страховых выплат натуральным возмещением – оплаченным ремонтом повреждённого при аварии автомобиля. 28 марта обновлённый законодательный акт подписывается Президентом, а 28 апреля — вступает в силу.

Закон об ОСАГО с 28 апреля 2017 года предписывает страховым компаниям отказаться от денежных компенсаций с переходом на материальное возмещение. На практике это означает, что отныне аварийный автомобиль будет ремонтироваться в СТО, с которым страховщик заключил договор об обслуживании. При этом владелец сможет при определённых условиях самостоятельно выбрать сервисный центр для восстановления повреждённого транспортного средства.

Обновлённые пункты Закона в общих чертах можно перечислить следующим списком:

• При наступлении страхового случая — ремонт повреждённых автомобилей за счёт страховой компании, заключившей договор с ремонтной мастерской;
• возможность выбора другого СТО (при наличии убедительных аргументов у владельца авто);
• определение требований к ремонтным мастерским;
• определение максимального срока ремонта (30 дней), после которого страховая компания обязуется выплачивать пеню;
• утверждённый список случаев, когда будет выплачиваться денежная компенсация;
• новый механизм обжалования действий страховых компаний (прямое обращение в Центробанк РФ)

Вступившие в силу изменения коснутся владельцев авто, которые приобрели страховой полис с 28 апреля 2017 года. Остальные собственники транспортных средств могут выбирать между денежной компенсацией и оплаченным ремонтом. Новый формат взаимодействия между страхователем и страховщиком уже вызвал ряд вопросов у автомобилистов. Основные сомнения касаются качества ремонтных работ, а также компетентности и возможностей станций технического обслуживания, с которыми заключает договор страховая компания. Закон об ОСАГО с 28 апреля 2017 года определяет минимальное расстояние нахождения такого СТО от места проживания автовладельца (или места ДТП) – 50 км. При этом доставка повреждённого автомобиля даже на это расстояние потребует расходов, которые никто оплачивать не будет.

Описанные изменения в законе об ОСАГО с мая 2017 года вступят в силу во всех регионах РФ с переходным периодом, который продлится до 31 декабря 2018 года. В этом временном промежутке Центральный Банк РФ обязуется жёстко контролировать работу страховых компаний в новых условиях.

В России вступают в силу новые правила выплат по ОСАГО

МОСКВА, 28 апреля. /ТАСС/. Поправки в закон об ОСАГО, устанавливающие приоритет натуральных выплат над денежными, вступают в силу с 28 апреля. Возмещение по договорам ОСАГО, заключенным после 28 апреля, будет осуществляться в виде ремонта автомобиля.

Теперь при продаже полиса ОСАГО или принятии заявления на выплату страховщик предложит клиенту список станций техобслуживания (СТО), с которыми имеет соглашение. В одной из них автовладелец сможет отремонтировать свою машину в случае ДТП.

При этом СТО должны соответствовать ряду требований, в частности, находиться в пределах 50 км от места происшествия или места жительства потерпевшего.

Срок ремонта автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней, а за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет шесть месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев.

«Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами», — пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

По закону автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако ее необходимо согласовать со страховой компанией. «При заключении договора ОСАГО у страховщика может не оказаться договора с подходящей вам станцией, однако этим вопросом стоит поинтересоваться, допустим, через месяц или два. Возможно, компания включит удобную для потребителя станцию в свой реестр. Тогда можно будет внести соответствующие изменения в свой договор ОСАГО», — отметил Юргенс.

Основное преимущество новых правил для автовладельца — при ремонте не придется доплачивать за износ, то есть за разницу в стоимости старых и новых деталей, эти затраты лягут на страховую компанию. При денежной выплате сумма износа, как и раньше, будет вычитаться из выплаты. По оценкам РСА, износ может составлять до 38% от суммы.

Порядок вступления в силу

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев объяснил, как будет действовать норма о приоритете ремонта, если у одного из участников ДТП будет новый полис ОСАГО, а у другого — старый, купленный до 28 апреля.

«Если данное ДТП попадает под прямое возмещение убытков (два участника, нет вреда жизни и здоровью, нет споров по обстоятельствам) и нужно обращаться в свою страховую компанию, то в этом случае принцип работает так — договор должен быть у потерпевшей стороны. Если он заключен после 28 апреля, то потерпевший получает направление на ремонт, в этом случае работает закон для него. Если в ДТП пострадало несколько автомобилей, и в этом случае пострадавший пока что должен обращаться в страховую компанию виновника, то работает принцип, когда обязательность (ремонта) начинается, если у виновника полис ОСАГО оформлен после 28 апреля», — рассказал Уфимцев.

Соответствующее разъяснение Банка России опубликовано на сайте регулятора.

Учитывая постепенное вступление в силу новых правил, на первом этапе, по оценкам Уфимцева, натуральным возмещением смогут воспользоваться около трети автовладельцев. По соглашению со страховщиком выплата по новым правилам возможна и по более ранним полисам, заключенным до 28 апреля, добавил Уфимцев.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) сейчас действует для ДТП, где участвуют только два автомобиля, нет пострадавших и разногласий относительно того, кто виновник ДТП. В таких случаях потерпевший должен обращаться за выплатой к своему страховщику ОСАГО, а не к страховщику виновника. При коллективных столкновениях потерпевшие должны обращаться к страховщику виновника.

Новые поправки, помимо введения натурального возмещения, распространяют систему ПВУ и на коллективные столкновения, но эта норма вступит в силу через полгода после официального опубликования закона (то есть в конце сентября 2017 года).

Когда вам заплатят деньгами

Закон устанавливает ряд случаев, когда приоритет ремонта не действует: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тыс. рублей) в случае, если потерпевший не согласен доплатить разницу. Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов.

«Однако по договоренности со страховой компанией потерпевший может получить и в этих случаях натуральное возмещение», — отметил Юргенс.

Что делать, если ремонт сделали плохо

Срок ремонта в 30 дней является максимальным, подчеркнул Юргенс. По его оценкам, при наличии запчастей работы проводятся в течение 3-7 дней, при крупных авариях — до 15 дней. Однако закон требует осуществлять ремонт с использованием только новых деталей, что может удлинить сроки ремонта из-за необходимости их поставки.

Если потребителя не устроили результаты ремонта, он может обратиться с претензией к страховщику.

Зачем нужны новые правила

Закон о приоритете натурального возмещения над денежным был разработан для борьбы с мошенничеством и недобросовестными автоюристами в ОСАГО, провоцирующими растущую убыточность «автогражданки». По статистике РСА, в первом квартале 2017 года выплаты по ОСАГО составили 96,7% от сборов (47,8 млрд рублей и 49,5 млрд рублей соответственно),

«Предполагалось, что мошенники, которые заинтересованы в наличных деньгах, будут исключены из взаимодействия страховщика и потребителя услуги ОСАГО, так как возмещение должно производиться в натуральной форме», — сказал Юргенс.

Однако при работе над законом в нем появились требования к организации ремонта, которые не дают возможность делать ремонт в 100% случаев и оставляют возможность для хождения в системе ОСАГО наличных денег. «Поэтому риски мошенничества сохраняются», — добавил Юргенс.

По мнению директора департамента страхового рынка ЦБ Игоря Жука, неверно говорить, что реформа ОСАГО направлена только на борьбу с автопосредниками. «Закон направлен на улучшение сервиса для пострадавших. Закон (об ОСАГО) действует 14 лет, каждый год у нас около 2 млн ДТП с последующим воздействием ремонтного характера. Поэтому сейчас мы говорим о расширении возможностей», — резюмировал Жук.

Читайте так же:  Квалификационные требования методист

Страховка ОСАГО с апреля 2015

Выберите тип транспортного средства

С октября 2014 по апрель 2015 года стоимость страховки ОСАГО претерпела значительные изменения. И дело здесь не только в непосредственном увеличении тарифов. Помимо базовых ставок изменены были территориальные коэффициенты по многим населённым пунктам. Кроме того, страховщики получили возможность регулировать ценовую политику в области «автогражданки» в рамках установленного тарифного коридора. Данные новшества не были единовременными, а происходили поэтапно. В результате в течение обозначенного выше периода ценник на страховку ОСАГО мог заметно отличаться при идентичных данных для расчёта.

Как это выглядело на практике? Ещё в начале октября 2014 года базовый тариф для легковых автомобилей физических лиц составлял 1 980 рублей, однако уже с 11 октября страховка подорожала. Страховые компании смогли устанавливать размер базовой ставки в пределах от 2 440 до 2 574 рублей, отдельно для каждого региона. Помимо этого, организации могли при необходимости пересматривать действующие тарифы без каких-либо ограничений.

С первого апреля 2015 года произошла корректировка территориальных коэффициентов для многих населённых пунктов и регионов. В некоторых случаях она достигла 66,7%. Данные изменения заметно сказались на расчёте страховки ОСАГО для многих автолюбителей. Здесь следует оговориться, что имели место как случаи увеличения, так и уменьшения цены. А уже 12 апреля 2015 года новые «вводные» касались исключительно подорожания.

С этой даты базовая ставка для легкового транспорта физических лиц стала составлять от 3 432 до 4 118 рублей.

Таким образом совокупный рост составил практически 100%. На этом фоне даже наблюдался кратковременный всплеск продаж. Те, у кого окончание полиса выпадало на ближайшие пару месяцев, старались успеть сделать продление дёшево (до даты вступления в силу новых тарифов).

Повышаются выплаты – повышается стоимость полиса

В таких условиях доходило даже до случаев, когда страховщики не успевали вовремя актуализировать свой калькулятор страховки ОСАГО. Что же касается страхователей, то они тем более далеко не всегда могли «угнаться» за очередными обновлениями условий. В этой связи не редко возникала путаница, в силу которой клиенты страховых организаций могли стать жертвой обмана или не воспользоваться возможностью сэкономить (выбрав более выгодное предложение).

Сложно сказать, насколько назрели последние ценовые изменения исходя из ситуации на страховом рынке «автогражданки». Так или иначе, в первую очередь они объясняются ожиданием повышения размеров выплат. Предпосылки здесь видятся в двух основных направлениях:

  • Изменение лимитов ответственности страховщиков и некоторых расчётных принципов урегулирования убытков;
  • Повышение уровня цен на детали и ремонтные работы.

В результате среднее значение компенсации ущерба должно заметно возрасти. В ближайшее время вряд ли стоит ожидать новых обновлений «правил игры» в сфере ОСАГО. А значит, можно привыкать к текущим условиям.

Страховка ОСАГО в 2016 году

Итак, какая она – страховка ОСАГО в 2016 году? Особенность, на которой стоит остановиться подробнее – узаконенный ценовой разброс. Сегодня страховщики могут совершенно легитимно использовать его для регулирования финансовых показателей своей деятельности. Вряд ли это временная мера, поскольку выглядит она совершенно логично. Как уже было сказано, если собственник легкового авто является физическим лицом, его стоимостная «вилка» будет характеризоваться тарифами от 3 432 до 4 118 рублей. Разница между минимумом и максимумом составляет 686 рублей. Но эта цифра не учитывает коэффициентов, используемых при расчёте конечной суммы. А значит, она не отражает в полной мере реальный рыночный разброс цен.

В качестве примера можно рассчитать страховку ОСАГО для условного легкового автомобиля:

  • Мощность свыше 150 л. с.
  • Принадлежит физическому лицу, зарегистрированному в Пскове.
  • Только взрослые водители со стажем более трёх лет.
  • Без учёта поправок на страховую историю (КБМ).

Максимальная цена страховки составит 7 906,56 рублей, а самый дешёвый вариант – 6 589,44 рублей. Если же страховка не будет предусматривать ограничений по допущенным к управлению лицам, её цена окажется не дешевле 11 860,99 рублей и не дороже 14 231,81 рублей. Разница между минимумом и максимумом составит 2 370,82 рублей, что весьма существенно. А, например, для Мурманска эта разница составит уже 4 148,92 руб. Ценовой разрыв уменьшается при наличии скидки за безубыточность, но не более чем в два раза.

Как выяснить минимальную цену ОСАГО?

Как видим, за счёт выбора страховой компании во многих случаях можно ощутимо сэкономить. Но для этого клиентам необходимо тратить время на изучение ценовых предложений, представленных на рынке. К сожалению, какого-то единого информационного блока о стоимости страховки ОСАГО в разных компаниях не существует, но для справки можно изучить информацию о базовых тарифах лидеров рынка.

Так или иначе, в первую очередь логично выяснить минимально возможную стоимость страховки ОСАГО на машину. Её можно круглосуточно рассчитать на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), выбрав из списка населённый пункт и введя необходимые исходные сведения. Результат расчёта содержит минимальную и максимальную стоимость полиса для заявленных условий. При этом калькулятор страховки ОСАГО данной площадки можно смело использовать в качестве первоисточника. Зная самую низкую цену «автогражданки», остаётся только отталкиваться от этой цифры при поиске наиболее «бюджетных» предложений.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Цены в регионах

В качестве примера можно рассмотреть наименьшую стоимость ОСАГО для легкового транспорта с мощностью двигателя от 70 до 100 л. с., принадлежащего физическому лицу. Для взрослых водителей с серьёзным стажем без учёта страховой истории для пятидесяти крупнейших городов России мы получим следующую картину.

Таблица 1. Минимальная цена ОСАГО в крупных городах.

В зависимости от населённого пункта калькулятор страховки ОСАГО 2016-го года выдаёт крайне не однородные результаты. Как бы там ни было, в каждом из перечисленных городов представленные цифры будут законодательным минимумом для оговорённых нами условий. Всё, что дешевле, является признаком незаконной «автогражданки».

При этом следует понимать, что стоимость страховки не зависит от места её покупки. «Привязка» к городу происходит исключительно по месту регистрации собственника автомобиля.

Несложно проверить, что аналогичной окажется картина и для других категорий транспорта, будь то мотоцикл, такси или грузовой тягач (за исключением разве что расчётов «транзитного» ОСАГО).

Как узнать стоимость ОСАГО в разных компаниях?

Каким образом удобнее получить информацию о текущих предложениях страховщиков? Здесь, увы, нет универсального ответа. В некоторых случаях проще всего позвонить в местный филиал страховщика с просьбой рассчитать страховку ОСАГО. В то же время, для ряда компаний характерно отсутствие открытых телефонных номеров. Связываться с конкретными подразделениями предлагается через единый call-центр. В результате есть риск потратить приличное количество времени, ожидая соединения с оператором, а затем и с профильным специалистом.

Для быстрого расчета можно использовать калькулятор ОСАГО. Удобными могут также оказаться калькуляторы стоимости страховки ОСАГО на официальных интернет-площадках страховых компаний. Стоит лишь учитывать, что не все организации предоставляют подобный сервис. А иногда он оказывается доступен не для всех регионов. Тем не менее, при наличии подобного сервиса, его использование видится наиболее рациональным.

На что обратить внимание?

Информация о действующих тарифах «автогражданки» должна размещаться каждым страховщиком на своём официальном сайте в сети интернет. Данное условие содержится в Указании Банка России. Эта позиция вполне логична, поскольку она нормативно предусматривает открытость соответствующих сведений. Имея дело с подобными источниками, необходимо отталкиваться от действующей минимальной «базы» в размере 3 432 рублей для своего региона (города). Если в размещённом документе страховщика указана эта цифра – перед вами минимальное ценовое предложение.

Полезным бывает обратить внимание и на сборы страховых организаций в этом сегменте. Зачастую они могут отражать заинтересованность компаний в продажах ОСАГО. Вот как выглядит лидирующая десятка страховщиков исходя из данного показателя за первые девять месяцев 2015 года:

Таблица 2. Сборы по ОСАГО.

«ЮЖУРАЛ-АСКО» не путаем с ООО «СГ «АСКО» (Набережные Челны), которая входит ТОП-20 по ОСАГО за тот же период. Кстати, по итогам 2014 года «ЮЖУРАЛ-АСКО» занимала лишь двенадцатую строчку рэнкинга по объёмам продаж в сфере автогражданской ответственности. Впрочем, в последнее время на рынке «автогражданки» подобные «перестановки» весьма характерны. В качестве примера – «ЖАСО», поднявшееся с 16-й на 12-ую позицию. Хотя, казалось бы, моторные виды не являются профильными для данной структуры. «МАКС» же наоборот расположился за пределами ТОП-10 (13-е место). В таких случаях сложно говорить о какой-то конкурентной борьбе. Скорее речь идёт о стратегических решениях отдельных организаций и их стремлении к участию в данной сегменте.

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Изменение условий действующего полиса

В целом, разобраться в ценовых «дебрях» страховки ОСАГО 2016 года при наличии времени и некоторого терпения не так сложно. Гораздо больше вопросов связано с внесением изменений в действующий договор обязательного автострахования. В этом направлении можно встретить совершенно противоречивые позиции страховщиков, каждая из которых имеет своё обоснование. О чём именно идёт речь?

Условия «автогражданки» регулируются законодательно, что во многих примерах является преимуществом инструмента. Однако в последнее время этот факт внёс некоторый сумбур в практику обслуживания действующих договоров. В добровольных видах страхования для регулирования взаимоотношений сторон используются правила, на основании которых был оформлен полис. Если в течение его действия правила страховой компании изменились, касательно этого полиса всё равно используется их «старая» версия. Но в отношении ОСАГО ситуация не так проста. Здесь закон может предусматривать обслуживание «по-новому» страховок, оформленных на «старых» условиях.

Читайте так же:  Ип налог на имущество сдаваемое в аренду

Страховщики оказались не готовы

Первое повышение тарифов произошло в октябре 2014 года. Тогда страховщики сами толком не знали, как правильно вносить изменения в действующие полисы. Отсутствие чётких нормативных актов на этот счёт привело к противоречиям и неразберихе. Некоторые страховые компании при любых изменениях полиса производили перерасчёт исходя из «старых» тарифов. Другие, напротив, использовали новые базовые ставки при любых изменениях параметров договора. Существовали и комбинированные варианты. И никакой калькулятор стоимости страховки ОСАГО не мог заранее определить, сколько придётся доплатить клиенту за ту или иную операцию.

Чтобы вписать дополнительных водителей в перечень допущенных к управлению машиной или заменить собственника автомобиля, нередко стала требоваться сумма, соизмеримая с первоначальной стоимостью полиса. Даже если клиент продлял период использования транспортного средства в рамках одного договора (при первичном страховании на три или шесть месяцев), за новый срок зачастую приходилось платить исходя из повышенной цены. При этом лимиты возмещения оставались теми же, что и при первоначальном заключении договора. Именно так «вела себя», в частности, страховка ОСАГО «Росгосстраха».

Новые условия – новая цена

Судя по отзывам страхователей, наблюдались и случаи разной политики страховых организаций в течение какого-то времени. Например, сразу после повышения ставок изменения полисов могли рассчитываться исходя из «старых» тарифов, а спустя небольшой срок – уже с ориентацией на новые цены. Это говорит о том, что страховые компании просто не успевали принимать (реализовывать) решения в данном направлении. Страховка ОСАГО преподнесла неожиданные «сюрпризы» не только страхователям, но и страховщикам.

Что же касается апрельских ценовых поправок, то, насколько можно судить, большая часть страховщиков ориентируется именно на них при корректировке условий договоров «автогражданки». С другой стороны, лимит возмещения в подобных случаях также меняется (увеличивается в соответствии с текущими нормативами). Хотя, конечно, среди десятков компаний наверняка найдутся и те, которые умудрятся рассчитать страховку ОСАГО со свойственным только им алгоритмом. Единственный, пожалуй, случай, при котором вряд ли кто-то из страховщиков станет пересчитывать премию – это изменение полиса в связи с технической ошибкой.

Купить ОСАГО – всё дороже и сложнее

Значительное удорожание «автогражданки» и сложности с приобретением полиса побуждают всё больше автолюбителей отказываться от оформления договора ОСАГО. Можно выделить три основных проблемы, с которыми сталкиваются автолюбители:

  1. Отказ в оформлении ОСАГО. Объясняется отсутствием бланков, сбоем программы или иными причинами.
  2. Навязывание дополнительных платных услуг. Таковыми чаще являются проверка аккумулятора или страхование по иным видам.
  3. Крайне медленная работа специалистов (обслуживание не более десяти человек в день). Как правило, официально объясняется особенностями используемых программ.

Навязывание дополнительных платных услуг встречается в исполнении как прямых продавцов, так и посредников. Что касается последних, то даже федеральная структура «Связной страхование» на своём сайте при заказе ОСАГО приводит клиента на страницу вариантов страхования жизни и здоровья.

Дополнительные сервисы страховщиков, позволяющие заказать полис с доставкой на дом по указанному адресу или обратиться в круглосуточную службу аварийных комиссаров, практически ушли в прошлое. Не стоит забывать и о том, что в дополнение ко всему для ОСАГО обязательно нужен техосмотр. Совокупность возникающих трудностей может наводить на мысль о нецелесообразности попыток получения заветной страховки.

Можно, конечно, рассуждать о вероятности наткнуться на сотрудника ГИБДД и штрафе за отсутствие страховки ОСАГО, который обычно оказывается в разы меньше стоимости «автогражданки». Особенно в свете того, что с 15 ноября 2014 года законодательные изменения исключили «снятие номеров» из методов воздействия на незастрахованных автолюбителей. Но сколько раз в течение этого года придётся заплатить этот штраф? Текущая его величина на уровне 800 рублей при «многократном повторении» вполне может стать соизмерима с ценой полиса.

Отсутствие страховки редко кому по карману

Но, пожалуй, наказание со стороны компетентных органов за просроченную «автогражданку» здесь не является превалирующим риском. Гораздо более серьёзными могут быть последствия отсутствия страховки ОСАГО при дорожно-транспортном происшествии.

Если ответственность виновного водителя не застрахована, он самостоятельно должен будет возместить ущерб потерпевшей стороне.

Да, при нанесении вреда жизни и здоровью предусмотрены компенсационные выплаты пострадавшему со стороны РСА. Но тогда со стороны того же Союза следует ожидать и последующих регрессных требований к нарушителю. Надзорный орган совершенно обоснованно захочет вернуть затраченные средства. Возврат которых вполне осуществим на практике в судебном порядке.

При таком раскладе сумма убытка, понесённого виновной стороной, может оказаться несоизмеримо больше цены страховки ОСАГО. Всё-таки «автогражданка» – не просто дополнительный сбор «в никуда», а полноценный договор страхования. И пусть данный механизм работает не без сбоев, он всё же защищает виновника дорожно-транспортного происшествия. Понятно, что сейчас в некоторых случаях купить ОСАГО без дополнительных страховок крайне сложно. Но самостоятельно урегулировать финансовые претензии при виновности в дорожном инциденте – гораздо дороже. Не стоит забывать и о том, что если страховка ОСАГО на год совсем не по карману, всегда можно получить отсрочку части платежа. Страхователь имеет право оформить полис на меньший период использования (например, полгода или три месяца).

Когда страхователи узнают, сколько стоит страховка ОСАГО на очередной срок, то порой задаются вопросом: что же такого дорогостоящего в ней появилось? И, пожалуй, некоторые аргументированные ответы здесь всё-таки можно получить. Разумеется, дело не в качестве бумаги или иных внешних (технических) атрибутах. Речь идёт о содержании продукта. Самым значимым изменением, пожалуй, можно назвать повышение лимитов ответственности (страховых сумм):

  • С 01 апреля 2015 года максимальная выплата по «жизни и здоровью» на одного потерпевшего выросла со 160 000 до 500 000 рублей.
  • С 01 октября 2014 года лимит компенсаций по имуществу увеличен со 120 000 до 400 000 рублей.

Кроме того, появились и другие заметные преимущества, речь о которых пойдёт ниже.

Выплаты по ущербу жизни и здоровью

Изменился сам принцип выплат при ущербе жизни и здоровью пострадавшего. Раньше предполагалась компенсация понесённых затрат, которые с одной стороны должны были подтверждаться документально, а с другой – не входить в официальный перечень услуг по обязательному медицинскому страхованию (ОМС). В результате на практике пострадавший часто не имел возможности получить законное возмещение. При неофициальной заработной плате добиться компенсации утраченного дохода не представлялось возможным. А стоимость препаратов и материалов, которые во многих медучреждениях пострадавшему приходилось покупать самому, ему также не компенсировали. Потому что по закону они должны предоставляться бесплатно в рамках ОМС.

Теперь же выплаты по здоровью «завязаны» на степень причинённого ущерба, а не на понесённые финансовые потери. Разработана единая таблица выплат, которая предусматривает сумму возмещения в каждом конкретном случае. В зависимости от тяжести травмы или иных нанесённых повреждений потерпевший получает страховую компенсацию без необходимости доказывать, сколько и на что он потратил средств. По некоторым оценкам, выплаты по страховкам ОСАГО 2015 года в этом направлении многократно возрастут по сравнению с договорами на «старых» условиях.

Прочие «полезности»

Помимо прочего, теперь страховка автомобиля ОСАГО позволяет получить компенсацию ущерба имуществу в пределах 50 000 рублей без привлечения ГИБДД. Ранее данная сумма ограничивалась суммой 25 000 рублей. Более того, в Ленинградской и Московской областях (включая столицы регионов) данное ограничение сейчас составляет 400 000 рублей (правда, при соблюдении условий, крайне сложно выполнимых на практике).

На треть (до 20 календарных дней) сократился срок урегулирования убытков. Уменьшился максимальный расчётный износ деталей (с 80% до 50%), применяемый при оценке нанесённого ущерба. Да и сами детали теперь оцениваются по единым электронным каталогам РСА. Причём расценки здесь уже продемонстрировали свойство увеличиваться в зависимости от ситуации на автомобильном рынке. И в данном случае возросшие стоимости работ, материалов и деталей будут применяться вне зависимости от того, до или после их изменений оформлена страховка ОСАГО онлайн или оффлайн. Указанные ценовые характеристики можно свободно получить на официальном интернет-портале РСА.

Справедлива ли цена ОСАГО?

К сожалению, многие из клиентов не в курсе текущих условий «автогражданки». А кто-то целенаправленно старается не думать о нормативах и принципах возмещения, отгоняя неприятную мысль о возможном ДТП. С другой стороны, сейчас страховые суммы представляют собой весьма приличные денежные обязательства страховщиков, чтобы относиться к ним пренебрежительно. Прежде чем рассчитать страховку ОСАГО 2016 года на одном из калькуляторов, почему бы не вспомнить действующие условия продукта? Быть может, на этом фоне цена не покажется столь несправедливой?

Увы, иногда она может быть соизмерима даже со страховкой машины. Сколько стоит ОСАГО на мощный автомобиль при неограниченном перечне водителей, скажем, в Челябинске? В этом городе где высок уровень убыточности, поэтому полис при таких условиях обойдётся весьма недёшево. Тем не менее, даже по КАСКО выплата по одному страховому случаю имеет конкретное ограничение по сумме (стоимость автомобиля). В случае же с «автогражданкой» подобный лимит отсутствует (поскольку потерпевших может быть много), что делает максимальную выплату неограниченной.

Дорого, но «сердито»

Отметим и падение актуальности расширенной страховки автогражданской ответственности. При старых лимитах многие страхователи предпочитали расширить страховую сумму ОСАГО, «докупив» соответствующий продукт. Теперь же «обязательных» лимитов может оказаться вполне достаточно. Как видим, преимуществ обновлённого инструмента «автогражданки» вполне хватает. С этой точки зрения позиция страховщиков, которые отказывают в оформлении ОСАГО, может служить образцом соблюдения собственных интересов. Если бы продукт был плохим и не включал в себя значительных обязательств со стороны продающих компаний, кто бы отказался его продавать?

Читайте так же:  Учебное пособие машинист экскаватора одноковшового

Поэтому о продлении страховки на очередной срок лучше задуматься до того, как она закончилась. Обращаясь с соответствующим заявлением в ту или иную организацию, велика вероятность столкнуться с неохотным выполнением своих функций страховщиком ОСАГО. Даже несмотря на существенное увеличение цены полиса. При этом стоит отслеживать новости об ограничениях и отзывах лицензий компаний. Незаконная реализация страховок «проблемных» компаний осуществляется порой весьма активно. Так уж получается, что в последнее время «автогражданка» требует от клиентов больше денег и внимания. В ответ, однако, предоставляя существенно увеличенные страховые гарантии.

ОСАГО-2018: какие изменения ожидаются в автогражданке?

Российский союз автостраховщиков (РСА) не устает говорить о том, что рынок ОСАГО находится в системном кризисе. Ежегодные исследования тарифов автостраховки на основании данных базы АИС РСА и страховых компаний говорят о том, что действующий страховой тариф не сбалансирован. Например, коэффициент территорий в ряде регионов завышен, а в некоторых занижен. Это приводит к убыточности ОСАГО для компаний и, как следствие, проблемам с доступностью полисов автогражданки. По представлениям РСА, страховому сообществу следует двигаться в сторону либерализации тарифов ОСАГО и постепенного ухода государства от их регулирования. Первые шаги в этом направлении будут сделаны уже в следующем году.

Либерализация ОСАГО

Запуск этого проекта, как ожидается, позволит решить проблему убыточности и даст возможность устанавливать справедливый тариф — когда порядочному автовладельцу не приходится платить за «плохого». Например, ожидаются изменения в расчете коэффициента бонус-малус (КБМ), отмена региональных ставок, коэффициентов мощности двигателя и стажа. При этом Центральный банк сообщает, что уже разрабатывает план либерализации, согласно которому освобождение тарифа от ненужных ставок будет поэтапным. Огласить подробности в ЦБ собираются весной 2018 года.

Что касается опасений по поводу роста тарифов ОСАГО, то они небезосновательны. Первичный анализ плана показал, что, к примеру, при определенных расчетах средняя цена автогражданки в Мурманске может составить 20 тысяч рублей — и это, разумеется, недопустимо, особенно для пенсионеров. На другой чаше весов демпинг: в случае если тариф стремительно снизится в ряде городов, многие страховщики потерпят убытки. Эти проблемы и должен решить ЦБ.

Сам Центробанк, возможно, будет отстранен от ОСАГО: уже представлены два плана, из которых организация должна сама выбрать наиболее выгодный. При этом в РСА склоняются к варианту, по которому ЦБ с июля 2018 года будет устанавливать только максимальный тариф для легковых автомобилей физических лиц, а также максимальный размер страховой премии.

Под госрегулированием останутся КБМ и коэффициент нарушений ПДД, а остальные коэффициенты (зависящие от мощности двигателя, возраста и стажа водителя, территории использования транспортного средства, ограничения по допуску за руль водителей, эксплуатации автомобиля с прицепом) смогут устанавливать страховые компании. А с 2020 года государство должно полностью отказаться от регулирования тарифов автогражданки, задавая лишь нижнюю границу тарифного коридора и предоставляя перечень обязательных страховых рисков, которые учитываются при расчетах тарифа ОСАГО.

Борьба с мошенниками

По данным РСА, более 50% страховых выплат (13 млрд рублей в денежном эквиваленте) в 2016 году по решению суда досталось так называемым автоюристам-мошенникам. Они предлагают попавшим в ДТП водителям переуступить им права требования или оформить на них доверенность с правом получения всех выплат по страховому случаю. При этом сами водители, как правило, остаются ни с чем.

Из-за таких махинаций количество регионов, в которых средняя сумма выплаты составляет более 100 тысяч рублей, за девять месяцев этого года выросло вдвое (с семи до четырнадцати) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом средняя выплата по стране не превышает 79,5 тысячи рублей.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) представил Авторевю план по противодействию страховому мошенничеству. Будет увеличен срок урегулирования убытков при наличии признаков страхового мошенничества, введена обязательная аккредитация аварийных комиссаров в РСА или ВСС, а сведения о ДТП станут получать напрямую от участников с помощью мобильного приложения, которое, разумеется, не позволит отредактировать информацию. К слову, РСА также предлагает рассмотреть создание Министерством внутренних дел специальной группы по расследованию фактов страхового мошенничества. А если для оформления аварии вызываются сотрудники ГИБДД, то им организация предлагает проводить обязательный осмотр транспортных средств. Хотя инспекторы не являются техническими специалистами и определить сумму вреда, особенно при наличии скрытых повреждений, для многих достаточно затруднительно.

Неработающая схема — проблема автовладельцев?

В этом году заработал закон о натуральном возмещении по ОСАГО, по которому автомобилисты должны вместо получения денежных выплат отправлять свои автомобили на ремонт в техцентры (правила действуют только для тех граждан, которые заключили договор со страховой компанией после 28 апреля 2017 года). И если говорить о желании мошенников получить чужие выплаты, то, раз уж денежная компенсация не подразумевается, нет повода затевать махинации. Однако закон, к сожалению, себя пока не оправдал.

К такому мнению склоняется и РСА, ссылаясь на сложности в планировании работ с автосервисами, которые теперь вынуждены подстраиваться под требования законодательства по срокам и качеству ремонта. Зачастую урегулировать убытки, выдав направление на ремонт машины, бывает невозможно, и страховые прибегают к старой схеме с денежными выплатами.

Такие проволочки бьют по карману автомобилиста. Например, известно о ряде случаев, когда страховщики в одностороннем порядке без каких-либо оповещений своих клиентов производят денежные выплаты, но в минимальном размере: их едва хватает на необходимый ремонт и покупку запчастей после ДТП.

С подобной ситуацией столкнулся один из читателей Авторевю. За разбитые бампер, подкрылок, решетку радиатора и омыватель фар на автомобиле Nissan Note владелец получил всего 15 тысяч рублей. О приглашении на ремонт в техцентр страховая компания речи не вела. Чтобы восстановить Note, владельцу пришлось побегать по разборкам и в конечном итоге ремонтировать машину в подмосковном сервисе среднего уровня. И все равно без доплат из собственного кармана не обошлось.

С аналогичной проблемой столкнулась и редакция Авторевю! Правда, ситуация оказалась еще плачевнее: у автомобиля Лада Веста, еще летом попавшего в ДТП из-за невнимательности одного из других водителей, пострадали задний бампер, оба задних фонаря, крышка багажника и задняя панель. Страховая компания решила, что 13 тысяч рублей на ремонт, видимо, хватит с лихвой, а потому с восстановительными работами дело застопорилось. На деньги, что перевел на наш счет страховщик, в лучшем случае можно приобрести лишь один задний фонарь. Увы, Веста все еще ждет своего часа на задворках редакционной парковки.

Пока страховое сообщество думает над решением этих вопросов, автовладельцы, по всей видимости, должны косвенным образом покрывать издержки страховщиков, которые как раз и вызваны действиями автоюристов-мошенников. Чтобы предотвратить подобные ситуации, РСА предлагает усовершенствовать нормативно-правовую базу и составить четкий регламент взаимодействия страховщиков с техцентрами. Но конкретные предложения все еще в разработке.

Выплаты по европротоколу

Есть и хорошие новости! Автомобилистам обещают изменения, которые коснутся выплат по европротоколу. Напомним, оформить аварию по нему (без сотрудников ДПС) можно, если ДТП произошло с участием не более двух автомобилей и при этом нет пострадавших, а повреждения транспортных средств невелики. На сегодняшний день в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» максимальная выплата по европротоколу составляет 50 тысяч рублей. В следующем году ее должны увеличить до 100 тысяч.

Новые бланки полисов ОСАГО

Изменения коснутся и самих бланков ОСАГО. С 1 января 2018 года на них станут наносить специальный QR-код в правом верхнем углу. С его помощью можно будет легко ознакомиться с данными договора ОСАГО: названием страховой компании, номером, датой выдачи документа и сроком его действия, VIN-кодом и госномером машины, информацией о страхователе и владельце автомобиля, а также со списком допущенных к управлению лиц. В РСА надеются, что QR-код также станет дополнительной мерой защиты от поддельных бланков автогражданки.

Министерство финансов предложило серьезно повысить цену полиса ОСАГО для тех, кто попался на вождении в пьяном виде. Увеличение тарифа также грозит за превышение скорости более чем на 60 км/ч и выезд на встречную полосу. Эти изменения находятся на стадии обсуждения, но известно, что за пьяное вождение чиновники намерены ввести пятикратный повышающий коэффициент. Сейчас максимальный КБМ составляет 2,45.

Ожидается, что эти нарушения будут отслеживаться в течение календарного года: если водитель «заработал» повышение тарифа, но после этого ездил по правилам, то на следующий период коэффициент будет снижен. Впрочем, эти идеи пока обсуждаются, а потому срок их реализации не оговорен.

ЭРА-ГЛОНАСС на подмоге у страховщиков

С 1 января 2018 года система экстренного реагирования при авариях сможет сообщать в страховую компанию о произошедшем инциденте. С помощью этой функции у страховщиков появится возможность получать информацию о скорости автомобиля во время удара, VIN-номере транспортного средства, месте и времени ДТП. При этом система не позволит отредактировать данные. Обещают, что такая опция станет подспорьем в оформлении инцидента по европротоколу. Она будет платной, но не обязательной. Со следующего года новые машины станут оснащать обновленными устройствами ЭРА-ГЛОНАСС, а тем, у кого установлены старые терминалы, необходимо будет заключить дополнительный договор с АО ГЛОНАСС и перепрошить устройство.