Срок действия разрешения на установку рекламной конструкции

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2014 г. N 16АП-168/14 (ключевые темы: наружная реклама — Закон о рекламе — размещение рекламы — эксплуатация — местная администрация)

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 апреля 2014 г. N 16АП-168/14

16 апреля 2014 г.

Дело N А20-170/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Монтажстрой» на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2013 по делу N А20-170/2013 по иску Местной администрации городского округа Нальчик (ОГРН 1020700751169, ИНН 0711037382) к обществу с ограниченной ответственностью «Монтажстрой» (ОГРН 1050700204983, ИНН 0721010326) о демонтаже рекламных конструкций (судья Кочкарова Н.Ж.), в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

Местная администрации городского округа Нальчика (далее — администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Монтажстрой» (далее — общество, ответчик) о демонтаже в месячный срок со дня вступления в силу решения суда двух рекламных конструкций: рекламная конструкция, общей площадью 36 кв. м., на углу ул. Байсултанова/Шортанова, рекламная конструкция, общей площадью 36 кв. м., по пр. Кулиева, 3; удалении в течение трех дней со дня вступления в силу решения суда информации, размещенной на двух рекламных конструкциях: на углу ул. Байсултанова/Шортанова, по пр. Кулиева, 3; о предоставлении администрации права демонтировать рекламные конструкции в случае неисполнения обществом решения суда в установленный месячный срок, с взысканием понесенных расходов с общества (уточенные исковые требования).

Решением суда от 25.11.2013 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что сроки действия выданных ответчику паспортов согласования и размещения рекламы истекли. У ответчика отсутствуют разрешения на размещение объектов рекламы и информации. Истец письменно уведомил ответчика о прекращении действий разрешений на размещение объектов рекламы и информации. Отсутствуют правовые основания для размещения рекламной информации на рекламных конструкциях, а также их эксплуатации.

Не согласившись с принятым судебным актом, обществом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить. Жалоба мотивирована тем, что сроки разрешения на размещение рекламных конструкций не истекли и суд неправомерно предоставил администрации право демонтажа рекламных конструкций.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.

На основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с распоряжением исполняющего обязанности председателя второго судебного состава от 11.04.2014 при рассмотрении дела произведена замена судьи Марченко О.В. (в связи с уходом в отпуск) на судью Казакову Г.В. Рассмотрение дела начато с самого начала.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2013 по делу N А20-170/2013 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, на основании паспорта согласования и размещения рекламы N 347 от 20.03.2006 со сроком действия до 30.06.2012, договора на право установки и эксплуатации рекламных конструкций от 21.04.2009 N 190, акта приема-передачи от 21.04.2009 ответчиком установлена рекламная конструкция, общей площадью 36 кв. м., на углу ул. Байсултанова/Шортанова.

На основании паспорта согласования и размещения рекламы N 351 от 20.03.2006 со сроком действия до 30.06.2012, договора на право установки и эксплуатации рекламных конструкций от 21.04.2009 N 193, акта приема-передачи от 21.04.2009 ответчиком установлена рекламная конструкция, общей площадью 36 кв. м., пр. Кулиева, 3.

По истечению вышеперечисленных сроков действия разрешений на установку (паспортов согласования и размещения реклам) вышеперечисленных рекламных конструкций, истец уведомил ответчика о необходимости произвести демонтаж средств наружной рекламы в течении месяца, что подтверждается письмом от 30.07.2012 N 1531 с доказательствами отправки и вручения ответчику.

Однако, требования администрации о демонтаже рекламных конструкций и приведении земельного участка в первоначальное положение обществом не исполнены и рекламные конструкции не демонтированы.

В соответствии с актами проверки места установки средств наружной рекламы и фотоснимками рекламных конструкций данные рекламные конструкции находятся в рабочем состоянии и эксплуатируются ответчиком.

Неисполнение обществом требований о демонтаже спорных рекламных конструкций послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с иском.

В рамках настоящего спора рассматриваются отношения, сложившиеся в сфере рекламы, и подлежащие регулированию Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

Возможность и порядок заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции предусмотрены названным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящий статьи. При этом владельцем рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) признается собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ)

Согласно пункту 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Согласно пункту 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции, осуществить установку рекламной конструкции.

В силу части 17 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что Закон о рекламе определяет возможность размещения любых конструкций наружной рекламы только при наличии разрешения, выданного уполномоченным органом на их установку, при наличии гражданско-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется.

Следовательно, установка рекламной конструкции без разрешения не допускается.

Разрешения (паспорта), выданные ответчику на определенный срок действия, имели юридическую силу только в период срока его действия, и утратили силу в связи с истечением этого срока.

Доказательства наличия у ответчика действующего разрешения на установку рекламной конструкции по указанным адресам и, как следствие, наличия у ответчика предусмотренных законом оснований для размещения спорных рекламных конструкций после окончания срока действия, в материалах дела отсутствуют.

С учетом характера, назначения, вида, способа монтажа и целей использования, рекламные конструкции могут рассматриваться только как движимые вещи, заведомо устанавливаемые на определенный период времени и демонтируемые (перемещаемые) без несоразмерного ущерба их назначению как технических средств.

Порядок (механизм) принудительного демонтажа рекламной конструкции с истекшим сроком разрешения на ее установку Законом о рекламе не установлено.

В пункте 21 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламных конструкций в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.

Вместе с тем, согласно части 22 статьи 19 Закона о рекламе при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.

Читайте так же:  Пособие на второго ребенка от работодателя

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8263/10 указано, что порядок принудительного демонтажа рекламной конструкции, установленный частью 22 статьи 19 Закона о рекламе для случаев аннулирования разрешения или признания его недействительным, распространяется также на рекламные конструкции, изначально установленные правомерно, но по которым, в последующем, истекли сроки разрешения на их установку.

Учитывая, что в соответствии с положениями статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии соответствующего разрешения, истечение срока действия ранее выданного разрешения и отсутствие действующего разрешения на момент эксплуатации рекламной конструкции являются основаниями для обращения соответствующего органа местного самоуправления с иском об осуществлении демонтажа рекламной конструкции.

Поскольку доказательства демонтажа спорной рекламной конструкции по истечении срока действия разрешения, также как и доказательства наличия у ответчика разрешения на размещение наружной рекламы на спорном объекте после указанной даты, суду не представлены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.

Доводы заявителя о том, что сроки разрешений о размещении рекламных конструкций не истекли, а также в части требований о предоставлении администрации права демонтировать рекламные конструкции, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как они исследованы судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный суд апелляционный инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы — установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку апеллянту предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, с общества в доход федерального бюджета подлежат взысканию 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 268 , 269 , 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.11.2013 по делу N А20-170/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Монтажстрой» в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 2 000 рублей.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Срок действия разрешения на установку рекламной конструкции

Установлены новые правила размещения, эксплуатации и демонтажа рекламных конструкций

Федеральный закон от 07.05.2013 N 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«Аксином»: Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

8 мая 2013 г. вступил в силу федеральный закон, который среди прочего ужесточает правила распространения наружной рекламы (далее — Закон N 98-ФЗ). В частности, согласно рассматриваемому документу изменены порядок размещения рекламных конструкций, а также порядок их демонтажа. В соответствии с Законом N 98-ФЗ на основании разрешения будет осуществляться не только установка, но и эксплуатация рекламных конструкций. Кроме того, правила размещения наружной рекламы теперь распространяются и в отношении рекламы с использованием проекционного и иного оборудования, предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности.

Эксплуатировать рекламные конструкции можно только при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию

Напомним, что в соответствии с ранее действовавшей редакцией ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) разрешение органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) требовалось только на установку рекламной конструкции. Разрешение выдавалось по заявлению владельца рекламной конструкции или собственника (владельца) недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. Данное разрешение необходимо было получать для каждой такой конструкции на срок действия договора на ее установку и эксплуатацию. Согласно позиции Пленума ВАС РФ, обозначенной в п. 19 Постановления от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее — Постановление N 58), в случае смены собственника рекламной конструкции новый собственник не обязан переоформлять разрешение на ее установку либо получать новое разрешение.

В соответствии с Законом N 98-ФЗ необходимо получать разрешение не только на установку, но и на эксплуатацию рекламной конструкции. Такое разрешение действительно в течение всего срока эксплуатации. За установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения на организации может быть наложен административный штраф в размере от 500 тыс. до 1 млн руб.

С учетом того, что теперь разрешение требуется не только на установку, но и на эксплуатацию рекламной конструкции, есть вероятность, что при смене собственника рекламной конструкции новый собственник также будет обязан получать соответствующее разрешение.

Кроме того, в Законе N 98-ФЗ урегулирован порядок выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в случае, если владелец рекламной конструкции одновременно является собственником недвижимости, к которой присоединяется такая конструкция. В данных случаях разрешение выдается не на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а на срок, указанный в заявлении, но в пределах сроков, утвержденных субъектом РФ. Срок, установленный субъектом РФ, должен быть не менее пяти и не более 10 лет. Разрешение на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции выдается на срок до 12 месяцев.

Рекламные конструкции должны размещаться в соответствии со схемами, утвержденными органом местного самоуправления

Одним из нововведений Закона N 98-ФЗ является установление обязанности размещать рекламные конструкции только в соответствии со схемами, утвержденными органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов). Данное правило касается размещения рекламы на недвижимости, принадлежащей на праве собственности субъекту РФ или муниципалитету, а также на любых земельных участках независимо от формы собственности. В схеме размещения рекламных конструкций должны быть определены типы и виды конструкций, допустимые места их размещения. Эти нормы будут применяться со дня утверждения схем в муниципальном образовании (субъектах РФ — гг. Москве и Санкт-Петербурге). Если названные схемы не будут утверждены до 1 января 2014 г., то с указанной даты разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на перечисленных объектах недвижимости в таком муниципальном образовании (в субъектах РФ — гг. Москве и Санкт-Петербурге) выдаваться не будут.

При размещении рекламной конструкции без согласования со схемами разрешение на установку и эксплуатацию конструкции не выдается, а ранее выданное разрешение может быть признано недействительным по решению суда. Как указано в Законе N 98-ФЗ, существующие рекламные конструкции, которые не соответствуют схемам размещения, должны быть демонтированы с выплатой владельцу конструкции компенсации. Размер такой компенсации ограничен суммой, включающей расходы на демонтаж конструкции и часть средств, выплаченных по условиям торгов или договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Если разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции недействительно, данную конструкцию необходимо принудительно демонтировать без решения суда

Законом N 98-ФЗ существенно изменен порядок демонтажа рекламных конструкций, установленных и эксплуатируемых без разрешения.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией Закона о рекламе в случае аннулирования или признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции ее владелец либо собственник (иной законный владелец) недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, был обязан в течение месяца ее демонтировать. Пленум ВАС РФ в Постановлении N 58 разъяснил, что обязанность данных субъектов не является солидарной. Следовательно, при возникновении подобной ситуации орган местного самоуправления должен был направить требование о демонтаже сначала фактическому владельцу рекламной конструкции, в случае неисполнения им требования — ее владельцу или собственнику, указанному в разрешении на установку конструкции, а при невозможности их установления — владельцу или собственнику недвижимости. Только если все перечисленные субъекты не исполнили обязанность по демонтажу конструкции, орган местного самоуправления может обратиться в суд с иском о принудительном демонтаже конструкции. Исключение из данного правила было установлено лишь для самовольно установленных рекламных конструкций, которые демонтировались на основании предписания органа местного самоуправления (см. ч. 10 ст. 19 Закона о рекламе).

В Законе N 98-ФЗ субсидиарный характер обязанности собственника (или иного законного владельца) недвижимости по демонтажу рекламной конструкции закреплен на законодательном уровне. Для собственников имущества в многоквартирном доме, которые не давали согласия на установку конструкции, установлено исключение: у них обязанность демонтировать рекламную конструкцию не возникает. Если собственник недвижимости не демонтирует рекламную конструкцию либо если она прикреплена к общему имуществу многоквартирного дома, собственники которого не давали согласия на ее установку, такую конструкцию демонтирует орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета. В этом случае решения суда для принудительного демонтажа не потребуется. Лица, не демонтировавшие конструкцию в предписанный срок, будут обязаны возместить органу местного самоуправления соответствующие расходы.

Читайте так же:  Вернуть товар взятый в кредит на следующий день

Штраф за использование транспортных средств в качестве передвижных рекламных конструкций теперь может достигать 1 млн руб.

В Законе N 98-ФЗ уточнена норма о запрете использования транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций. Теперь к таким рекламным конструкциям следует относить, в частности, переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого они полностью или частично утратили функции, для которых были предназначены. Кроме того, этот запрет распространен на переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара. Ранее подобное толкование данного запрета высказывала ФАС России в Письме от 02.05.2012 N АК/13623.

Законом N 98-ФЗ изменены нормы о привлечении к административной ответственности за нарушение названного запрета. Теперь такие дела будет рассматривать не ФАС России, а арбитражный суд. Штраф за указанное нарушение увеличен в несколько раз — для юрлиц он составит от 500 тыс. до 1 млн руб. Кроме того, теперь возможно задержание транспортного средства нарушителя.

Срок разрешения на установку рекламной конструкции

Вопрос: Свидетельствует ли истечение срока разрешения на установку рекламной конструкции о самовольной установке рекламной конструкции?

Ответ: Истечение срока на установку рекламной конструкции не может свидетельствовать о самовольной установке такой конструкции, что подтверждается сложившейся судебной практикой.

Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О рекламе” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 98-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2014 г. органы местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе” (далее – Закон N 38-ФЗ).

На основании ч. 5.8 ст. 19 Закона N 38-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

В силу ч. 9 ст. 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5 – 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территории которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно ч. 5.6 ст. 19 Закона N 38-ФЗ аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В ч. 21 ст. 19 Закона N 38-ФЗ установлено, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Таким образом, Закон N 38-ФЗ не связывает истечение срока разрешения на размещение рекламной конструкции с самовольной установкой рекламной конструкции.

Рассмотрим позицию судов по данному вопросу.

Так, в Постановлении ФАС Центрального округа от 30.06.2014 N А62-5194/2013 разъясняется, что согласно ч. 21 ст. 19 Закона N 38-ФЗ во внесудебном порядке подлежат демонтажу самовольно установленные рекламные конструкции при аннулировании или признании недействительным разрешения на их установку. Истечение срока действия разрешения на установку рекламной конструкции не свидетельствует о самовольной установке рекламной конструкции, а также не влечет за собой аннулирования или признания недействительным такого разрешения.

Также в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2012 N 17АП-10484/2012-ГК указывается, что аннулирование истцом разрешения не свидетельствует о самовольности установки.

Проанализировав данный вывод суда, мы можем применить его к рассматриваемой ситуации по аналогии.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм и судебной практики следует, что истечение срока на установку рекламной конструкции не может свидетельствовать о самовольной установке такой конструкции.

Владелец рекламной конструкции не имеет преимущественного права на ее размещение на новый срок

После истечения срока разрешения и договора на установку рекламной конструкции на муниципальной или государственной земле собственник этой конструкции обязан ее демонтировать в течение месяца. При заключении договора на новый срок собственник конструкции не имеет никаких преимуществ и на общих основаниях должен участвовать в торгах на право заключения соответствующего договора (постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 № 5798/14).

Обществу с ограниченной ответственностью (далее — общество, ООО) 16 января 2008 г. было выдано разрешение на установку рекламного щита на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности. Срок действия разрешения составил максимальные на тот момент пять лет, то есть до 15 января 2013 г. (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее — Закон о рекламе, в ред. до 08.05.2013).

На основании разрешения общество заключило договор с управлением по развитию потребительского рынка администрации города (далее — управление) на установку рекламного щита. Срок действия договора тоже составил пять лет.

В соответствии с договором общество обязалось произвести демонтаж рекламного щита в течение одного месяца с момента окончания срока действия разрешения на его установку.

По истечении месяца после окончания действия разрешения — 19 февраля 2013 г. — управление направило обществу претензию о необходимости демонтировать рекламный щит. Однако общество щит не демонтировало ни в марте, ни в июле 2013 г., что подтверждено актами обследования, составленными управлением.

Отказ в демонтаже рекламной конструкции общество объясняло тем, что оно намерено заключить договор с управлением на новый срок и предпринимает все необходимые для этого меры.

В результате управление обратилось в арбитражный суд с иском к обществу об обязании произвести демонтаж рекламной конструкции в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Кроме того, управление потребовало от общества восстановить нарушенную территорию на рекламном месте в течение пяти дней с момента демонтажа.

Арбитражный суд исковые требования управления удовлетворил. При принятии решения суд руководствовался п. 10 ст. 19 Закона о рекламе, в соответствии с которым эксплуатация рекламной конструкции после истечения срока действия разрешения на ее установку не допускается. Такая рекламная конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления, на территории которого она установлена.

Общество, в свою очередь, заявило, что оно принимало меры для получения разрешения и заключения договора на новый срок. Так, после окончания срока действия договора общество направило управлению заявку на выдачу нового разрешения для заключения договора. При этом проект нового решения о согласовании обществом возможности установки рекламной конструкции прошел согласование в трех инстанциях еще в феврале 2013 г. Однако суд эти доводы отклонил как не имеющие правового значения для разрешения спора.

В апелляционной инстанции решение отменили, в иске было отказано. Апелляционный суд в постановлении отметил, что Закон о рекламе не предусматривает возможности возобновления до­говора на новый срок или заключения нового договора без проведения торгов. Между тем суд принял во внимание тот факт, что общество в течение длительного времени вело переписку с управлением и согласовывало разрешительную документацию, чтобы и в дальнейшем использовать земельный участок под рекламную конструкцию.

Изменения, внесенные в мае 2013 г. в Закон о рекламе (Федеральный закон от 07.05.2013 № 98-ФЗ), установили минимальный и максимальный срок, на который может заключаться договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке или ином государственном (муниципальном) недвижимом имуществе. Этот срок составляет от пяти до десяти лет. Конкретные сроки договора устанавливаются на местном уровне. По мнению суда, договор на новый срок не был подписан только потому, что субъектом РФ и, как следствие, местным органом влас­ти не был принят нормативный акт о конкретных сроках, на которые могут быть заключены догово­ры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Общество же действовало добросовестно, предпринимая все меры для заключения на новый срок договора по использованию земельного участка.

Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда апелляционной инстанции и оставил постановление без изменения.

Президиум ВАС РФ не согласился с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций, принятые ими постановления отменил и оставил в силе решение суда первой инстанции.

Читайте так же:  Льготы сотрудникам школы

Судьи пришли к мнению, что незаключение нового договора с управлением вызвано не отсутствием местного нормативного акта, а требованиями законодательства, в соответствии с которыми заключение такого договора производится исключительно на торгах. Договор заключается с победителем торгов, а не с прежним владельцем рекламной конструкции, размещенной на земельном участке, который находится в пуб­личной собственности.

Эксплуатация рекламной конструкции после истечения срока разрешения на ее установку не допускается согласно ст. 19 Закона о рекламе. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.

Следовательно, общество было обязано демонтировать рекламный щит не позднее 15 февраля 2013 г., то есть в течение одного месяца после окончания срока действия договора. После этой даты правовых оснований для эксплуатации рекламного щита и использования для этой цели земельного участка у общества не было. Переписка общества и управления не дает обществу права претендовать на заключение нового договора вне процедуры проведения торгов.

Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в публичной собственности, допус­кается исключительно на торгах посредством проведения аукциона или конкурса (п. 5.1, п. 5.6 ст. 19 Закона о рекламе). Причем такой порядок заключения договора предусмотрен как прежней, так и новой редакцией Закона о рекламе. Поэтому владелец ранее установленной рекламной конструкции не имеет каких-либо преимуществ по ее сохранению на прежнем месте до окончания торгов. Он должен участвовать в торгах на общих основаниях. Эти нормы Закона о рекламе являются императивными, соответственно, договоренность общества и управления об оставлении за обществом земельного участка не имеет правовой силы.

Президиум ВАС РФ также не согласился с выводами судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что в данном деле имеет место злоупотребление правом со стороны местных органов власти, выразившееся в непринятии нормативного акта, поскольку невыполнение публичным органом его публичной обязанности не может быть квалифицировано подобным образом.

В рассматриваемой ситуации также нельзя говорить и о бездействии региональных и местных органов. Федеральный закон от 07.05.2013 № 98-ФЗ, внесший изменения в Закон о рекламе, установил только срок, в течение которого региональные и местные органы власти должны утвердить схемы размещения рекламных конструкций — до 1 января 2014 г. По мнению Президиума ВАС РФ, именно до этого времени необходимо было принять нормативный акт, устанавливающий конкретные сроки, на которые будут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Местный нормативный акт был утвержден 9 сентяб­ря 2013 г., то есть своевременно и до принятия судом апелляционной инстанции постановления от 18.10.2013.

Кроме того, при внесении изменений в Закон о рекламе не было предусмотрено, что новый срок распространяется на ранее заключенные договоры, а также не предусматривалась возможность пролонгации или пере­оформления этих договоров без проведения торгов. К моменту вступления в силу изменений в Закон о рекламе (8 мая 2013 г.) срок действия договора между обществом и управлением уже истек (15 января 2013 г.), и обязанность общества демонтировать рекламный щит и освободить земельный участок наступила. Таким образом, общество в любом случае не имело права на заключение нового договора без участия в торгах.

В деле имеется оговорка о возможности пересмотра вступивших в силу судебных актов по новым обстоятельствам на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ.

Срок действия разрешения на установку рекламной конструкции

Вопрос-ответ по теме

Нашей организации необходимо разместить рекламную конструкцию на принадлежащем нам земельном участке. Каков предельный срок действия разрешения на установку рекламной конструкции в Приморском крае?

Предельные сроки действия разрешения на установку рекламных конструкций совпадают с предельными сроками, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (п. 17 ст. 19 Закона о рекламе). Последние установлены в Приложении к Постановлению Администрации Приморского края от 30.12.2013 № 508-па и зависят от типов и видов рекламных конструкций.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Предельные сроки,
на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстраций рекламы

(приложение с изменениями на 11 сентября 2015 года, — см. предыдущую редакцию)

Часто задаваемые вопросы в рекламной индустрии

Вопрос: Можно ли установить рекламную конструкцию без согласования с администрацией города?

Ответ: Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, которое выдается управлением архитектуры. Установка несогласованных и незарегистрированных рекламных конструкций запрещена и облагается штрафом.

Вопрос: По каким причинам может быть отказано в выдаче паспорта?

Ответ: При оформлении паспорта рекламной конструкции соблюдается определенный регламент, который содержит пакет документов, необходимых для согласования наружной рекламы. При отсутствии одного из документов и при наличии документов, утративших свою юридическую силу, администрация вправе отказать в установке рекламной конструкции. При Нарушении закона о рекламе и наличии задолженности по оплате за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, оформление паспорта также может быть приостановлено.

Вопрос: Возможно ли разместить рекламное полотно, которое перекроет несколько окон, на фасаде здания?

Ответ: Рекламная конструкция не должна препятствовать обзору улицы с окна здания, на котором расположена наружная реклама, а также полностью загораживать архитектурные и декоративные элементы застройки.

Вопрос: Каков порядок согласования рекламных конструкций, которые ранее не были зарегистрированы?

Ответ: Самовольно размещенные рекламные конструкции подлежат демонтажу собственником соответствующего недвижимого имущества. На основании предписания органов архитектуры, законный владелец рекламной конструкции обязан в течении месяца произвести ее демонтаж, либо обратится в органы местного самоуправления для ее регистрации. По истечении срока действия разрешения на установку наружной рекламы, необходимо обратится в управление архитектуры с заявлением о получении нового разрешения на установку рекламной конструкции.

Вопрос: Действуют ли сегодня бессрочные паспорта рекламных конструкций?

Ответ: На данный момент, бессрочные или долгосрочные паспорта не являются действительными и утратили свою силу. Паспорта данного типа необходимо в установленном порядке заменить на новые в органах местной архитектуры.

Вопрос: На какой срок выдается паспорт рекламной конструкции?

Ответ: Определить срок действия паспорта рекламной конструкции заранее невозможно, так как для каждого региона и вида наружной рекламы установлены свои сроки действия паспорта и порядок регистрации. Средний срок действия паспорта рекламной конструкции составляет 5 лет.

Вопрос: Разрешено ли размещение рекламных конструкций на арендованной у государства земле?

Ответ: Устанавливать рекламные конструкции на арендованной у государства земле разрешено только при наличии паспорта конструкции. После окончания договора аренды земли, владелец рекламной конструкции вправе ее демонтировать, либо продлить сроки данного договора.

Вопрос: Можно ли установить рекламную конструкцию на собственном участке земли без согласования?

Ответ: Любой вид рекламной конструкции (билборды, растяжки, стелы, сетки, светодиодные экраны, бегущие строки и прочее), вне зависимости от вида собственности участка или строения, должен быть согласован в «Комитет по строительству, архитектуре и развитию города» и «Комитет по государственному контролю и охране памятников истории и культуры». Размещение наружной рекламы без согласования не допускается, и является административным правонарушением.

Вопрос: Нужно ли снова проходить процедуру регистрации при перемещении или увеличении наружной рекламы?

Ответ: Увеличив или переместив рекламную конструкцию, необходимо вновь обратится в органы местного самоуправления, за выдачей нового разрешения на установку наружной рекламы. Повторная регистрация наружной рекламы менее затратная и более быстрая.

Вопрос: Какие нужны документы для согласования наружной рекламы?

Ответ: Перед установкой наружной рекламы необходимо ее зарегистрировать в органах местного самоуправления. В перечень документов для согласования наружной рекламы входят: Свидетельство о государственной регистрации ЮЛ, Свидетельство о постановке на налоговый учет, Согласие законного владельца на присоединение к его имуществу рекламной конструкции, Права собственности или договора аренды, Уплата государственной пошлины, Эскизы и чертежи установки рекламной конструкции.

Вопрос: Каков регламент согласования рекламной конструкции?

Ответ: Для согласования рекламной конструкции необходимо обратится в Комитет по Архитектуре и Градостроительству, где проводят предварительную консультацию по установке рекламной конструкции – это будет первым этапом. Второй этап согласования – это подготовка соответствующей документации, необходимой или запрошенной органом местного самоуправления для согласования наружной рекламы. Заключительным этапом согласования рекламной конструкции является подача подготовленной документации на рассмотрение в вышестоящие органы, после чего в течении месяца будет известен результат.

Вопрос: Разрешена ли реклама на дорожных знаках и транспортных средствах?

Ответ: Наружная реклама, схожая со знаками дорожного регулирования, а также размещение рекламы на дорожных знаках, опорах и устройствах, имеющие какое-либо отношение к регулированию дорожного движения, строго запрещена. Транспортные средства, переоборудованные под мобильный комплекс трансляции рекламы, который имеет звуковое сопровождение и большие габариты, могут быть арестованы и помещены на специальную стоянку.

Вопрос: Как согласовать установку рекламы вдоль автомобильной дороги?

Ответ: Перед установкой наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог, и на территории городских и сельских поселений необходимо получить согласие на ее монтаж. Для этого необходимо обратится в «Комитет по строительству, архитектуре и развитию города», «Комитет по государственному контролю и охране памятников истории и культуры», а в случае установки наружной рекламы на расстоянии 50 метров от границы полосы отвода авто дорог и красных линий, необходимо получить соответствующее разрешение в «Государственной инспекции безопасности дорожного движения».