Служебное расследование дтп приказ 49

Служебное расследование дтп приказ 49

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

И РАЗБОРА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта совместно с Управлением Главного ревизора по безопасности движения Минавтотранса РСФСР.

Настоящий руководящий документ разработан на основе Приказа Министра автомобильного транспорта от 05.08.75 N 13. Регламентирует основные задачи, порядок и сроки проведения служебного расследования дорожно-транспортного происшествия.

Работа выполнена в соответствии с Комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 год.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок служебного расследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и разбора их в предприятиях, организациях и учреждениях Минавтотранса РСФСР.

1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.3. Служебному расследованию подлежат все без исключения дорожно-транспортные происшествия с участием подвижного состава Минавтотранса РСФСР.

1.4. Служебное расследование, как правило, должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия, ГАИ и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в некоторых случаях в установленном порядке с техническими инспекторами профсоюза.

1.5. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше органов ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза. Принять меры к предотвращению «вторичных» происшествий и выявлению свидетелей происшествия.

Под «вторичным» происшествием понимается происшествие, причины которого связаны с изменениями на дороге в результате данного ДТП.

Если невозможно движение других транспортных средств, необходимо освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение транспортных средств и относящихся к происшествию предметов и следов.

2. Порядок и сроки проведения служебного

расследования дорожно-транспортных происшествий.

Основные вопросы, подлежащие выяснению

2.1. Служебное расследование проводится:

2.1.1. Руководителем транспортного предприятия — всех дорожно-транспортных происшествий, происшедших с принадлежащими предприятию транспортными средствами в срок до 5 суток.

2.1.2. Руководителем территориального объединения — дорожно-транспортных происшествий, повлекших причинение телесных повреждений пяти и более человекам или гибели двух и более человек, а также случаев совершения происшествий водителями в нетрезвом состоянии или на железнодорожных переездах независимо от наличия пострадавших — в срок до 7 суток.

2.1.3. Руководителем республиканского объединения — дорожно-транспортных происшествий (катастроф), повлекших причинение телесных повреждений группе людей (из 8 и более человек) или гибель группы людей (из 4 и более человек) — в течение 7 суток.

2.1.4. Министром или лицом, им на то уполномоченным, — дорожно-транспортных происшествий с особо тяжкими последствиями.

Срок проведения служебного расследования для предприятий в особых случаях может быть продлен по разрешению начальника Управления главного ревизора по безопасности движения.

2.2. Руководитель, возглавляющий служебное расследование, для его проведения создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц.

2.3. Если возникновение происшествия связано с неудовлетворительным состоянием дороги или несоответствием ее обустройства требованиям действующих нормативных документов, для участия в служебном расследовании приглашаются представители дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся участки дорог, на которых произошло дорожно-транспортное происшествие.

2.4. Должностные лица, производящие служебное расследование должны:

осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства; зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положение транспортных средств, участвовавших в происшествии, следы торможения или качения автомобиля, а также предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия;

уточнить необходимые данные у водителей и других лиц, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятель ств пр оисшествия.

С разрешения работников органов дознания или следствия необходимо:

ознакомиться с протоколами осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно-транспортного происшествия и снять с них копии;

осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, талон технического паспорта, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.

дату и точное время (местное) происшествия;

место происшествия: в городе — улица, район; на дороге — категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями, — принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу;

модель и номерной знак транспортных средств;

число погибших и раненых (в том числе водителей, пассажиров, пешеходов);

техническое состояние транспортного средства;

характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза;

кто управлял транспортным средством — фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж в данном предприятии, на данном транспортном средстве; по возможности те же сведения о других водителях — участниках происшествия);

состояние водителя — здоров , трезв, утомлен (только по заключению врача);

на каком часу работы водителя произошло происшествие;

цель поездки (по наряду); вид перевозок — международные, междугородные, городские, пригородные. По назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута;

вид дорожно-транспортного происшествия;

погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.);

условия видимости (на каком расстоянии просматривается дорога, освещенность: темное, светлое время суток, сумерки);

дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов);

очевидные причины происшествия.

все нарушения, повлекшие за собой происшествие или способствующие его возникновению;

в отношении водителя, находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить: при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе; кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию; исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии; не связано ли употребление спиртных напитков с использованием автомобиля в личных целях.

лиц, в результате нарушений которыми требований, правил, инструкций, приказов, возникло происшествие, и конкретные нарушения каждого из них.

действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения;

дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия;

имеется ли связь между причинами возникновения происшествия и упущениями в работе по обеспечению безопасности движения службами предприятия, для чего необходимо проверить:

надежен ли контроль за работой водителей на линии и контроль за правильным оформлением путевых листов и товарно-транспортных документов, исключающий самовольное использование транспорта (отмечается ли время выезда и возвращения в гараж, показания спидометра и т.д.);

принимает ли служба эксплуатации автотранспортного предприятия меры по пресечению нарушений порядка оформления путевых листов и товарно-транспортных документов;

принимаются ли меры к установлению места нахождения водителей, не прибывших своевременно в гараж;

режим работы и отдыха водителя транспортного средства в предшествующий происшествию период;

имелись ли до этого у водителя случаи дорожно-транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины, и каким взысканиям он подвергался;

как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства;

какие меры принимаются к водителям, нарушившим Правила дорожного движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозка пассажиров грузовыми автомобилями);

обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков;

проверялось ли нормирование скоростей движения на маршрутах;

выполнялись ли правила перевозки людей на грузовых автомобилях;

техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем производилось техническое обслуживание автомобиля последний раз, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки со стороны водителя данного автомобиля на устранение каких-либо дефектов, как эти дефекты были устранены;

как в предприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей; соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей;

как работает в предприятии комиссия общественного контроля за безопасностью движения;

соблюдение порядка стажировки водителей.

3. Составление акта служебного расследования

Акт, как правило, должен состоять из пяти основных разделов:

В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в происшествии, их принадлежность; вид перевозок; фамилия, инициалы водителей, место происшествия, последствия, обстоятельства происшествия.

Второй раздел акта «Сведения о дорожных условиях» должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии дороги и его состоянии в момент совершения дорожно-транспортного происшествия, условия видимости, наличие дефектов в обустройстве дороги и несоответствие дорожных элементов требованиям СНиПа (если таковое имеется), наличие дорожных знаков и т.д.

Читайте так же:  Неустойка центробанк

В третьем разделе «Сведения о водителе» указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем в данном предприятии, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, состояние здоровья в момент совершения происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания администрации и ГАИ (если были — за что), участвовал ли ранее в дорожно-транспортных происшествиях и т.д.

В четвертом разделе «Сведения о транспортно м( ых ) средстве(ах)» отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в ДТП, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО с указанием даты его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средств е( ах), участвовавших в ДТП.

В пятом разделе «Заключение» или «Выводы» указываются причины происшествия по мнению комиссии и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки. Возбуждено ли уголовное дело.

Дата проведения разбора, количество и категория работников, присутствовавших на разборе.

К акту прилагаются:

копия протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта;

копия схемы дорожно-транспортного происшествия;

объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации, имеющих отношение к возникновению происшествия;

справка о состоянии профилактической работы в предприятии, в которой указываются недостатки, обнаруженные в результате проверки предприятия комиссией, и оценивается их связь с возникновением дорожно-транспортного происшествия;

приказы по предприятию, территориальному объединению, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; дисциплинарными воздействиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения;

список погибших и пострадавших с указанием: фамилии, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.

Акт служебного расследования направляется в организации, проводящие или участвующие в проведении служебного расследования, и в вышестоящие организации по подчиненности;

в территориальное объединение — по всем происшествиям с пострадавшими;

в республиканское объединение и Управление Главного ревизора по безопасности движения — с тремя и более погибшими или пятью и более ранеными.

При необходимости акт служебного расследования происшествия представляется органам следствия.

4. Разбор дорожно-транспортных происшествий

в предприятии, территориальном объединении

4.1. Руководитель предприятия должен обеспечить контроль за доведением до сведения каждого водителя и других работников предприятия причин и обстоятель ств пр оисшествия.

Руководитель предприятия в 5-суточный срок должен лично провести разбор всех происшествий с участием водителей предприятия, в которых есть пострадавшие или материальный ущерб не менее 450 руб., за исключением случаев, в которых водители предприятия явно невиновны.

4.2. Руководитель территориального объединения по каждому происшествию, при котором погибло два или пострадало пять и более человек, проводит разбор с аппаратом объединения в 7-дневный срок, а также с руководителями подведомственных предприятий на ближайшем совещании.

ПРИКАЗ Минавтотранса РСФСР от 26.04.90 N 49 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО — ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ»

В целях дальнейшего совершенствования работы по профилактике аварийности и повышения качества служебного расследования обстоятельств и причин дорожно — транспортных происшествий приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно — транспортных происшествий.

2. Руководителям главных управлений и отделов центрального аппарата министерства, территориальных производственных объединений автомобильного транспорта, автотранспортных предприятий и других организаций, непосредственно подчиненных министерству, обеспечить изучение и неукоснительное исполнение указанного Положения.

3. Считать утратившими силу Положение о порядке служебного расследования и разбора дорожно — транспортных происшествий и Методические указания по служебному расследованию дорожно — транспортных происшествий, утвержденные Приказом министерства от 05.08.75 N 13 «Об утверждении Инструкции по предупреждению дорожно — транспортных происшествий».

УТВЕРЖДАЮ
Министр автомобильного
транспорта РСФСР
Ю.С.СУХИН
26 апреля 1990 года

СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра
внутренних дел РСФСР
Ф.Ф.СЕМИЛЕТОВ
22 марта 1990 года

Заместитель Министра
автомобильных дорог РСФСР
Н.И.ГОЛОВАНОВ
15 августа 1989 года

Председатель ЦК профсоюза
рабочих автомобильного
транспорта и шоссейных дорог
А.А.ПУЗИН
7 августа 1989 года

Заместитель Председателя
Госстраха СССР
А.М.МОРОЗОВ
22 августа 1989 года

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минавтотранса РСФСР от 26.04.90 N 49 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО — ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ»
  • «Сборник нормативно-правовых материалов по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте», Челябинск, 1990

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно — транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

1.2. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно — транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий.

1.3. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены:

— обстоятельства, предшествующие происшествию;

— влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно — транспортного происшествия;

— лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно);

— недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующие возникновению дорожно — транспортных происшествий.

1.4. Служебное расследование проводится:

— руководителем автотранспортного предприятия (организации) — всех дорожно — транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток;

— руководителем территориального производственного объединения — дорожно — транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток;

— руководителем министерства, а также начальниками: отдела по безопасности движения, Главных управлений по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) — дорожно — транспортных происшествий с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток.

1.5. Служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта — с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия.

1.6. Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер.

Материалы служебного расследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве.

Приказ Минавтотранса РСФСР от N 49 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных

1 Приказ Минавтотранса РСФСР от N 49 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий»

2 МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР ПРИКАЗ от 26 апреля 1990 г. N 49 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО — ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В целях дальнейшего совершенствования работы по профилактике аварийности и повышения качества служебного расследования обстоятельств и причин дорожно — транспортных происшествий приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно — транспортных происшествий. 2. Руководителям главных управлений и отделов центрального аппарата министерства, территориальных производственных объединений автомобильного транспорта, автотранспортных предприятий и других организаций, непосредственно подчиненных министерству, обеспечить изучение и неукоснительное исполнение указанного Положения. Важно: примечание. Приказ Минавтотранса РСФСР от N 13, отдельные положения которого пунктом 3 данного документа признаны утратившими силу, отменен Приказом Минтранса РФ от N Считать утратившими силу Положение о порядке служебного расследования и разбора дорожно — транспортных происшествий и Методические указания по служебному расследованию дорожно — транспортных происшествий, утвержденные Приказом министерства от N 13 «Об утверждении Инструкции по предупреждению дорожно — транспортных происшествий». Министр Ю.С.СУХИН Страница 2 из 13

3 Утверждаю Министр автомобильного транспорта РСФСР Ю.С.СУХИН 26 апреля 1990 года Согласовано Заместитель Министра внутренних дел РСФСР Ф.Ф.СЕМИЛЕТОВ 22 марта 1990 года Заместитель Министра автомобильных дорог РСФСР Н.И.ГОЛОВАНОВ 15 августа 1989 года Председатель ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог А.А.ПУЗИН 7 августа 1989 года Заместитель Председателя Госстраха СССР А.М.МОРОЗОВ 22 августа 1989 года ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО — ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно — транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно — транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий. Страница 3 из 13

4 1.3. При служебном расследовании, в пределах компетенции лица, его проводящего, должны быть выявлены: — обстоятельства, предшествующие происшествию; — причины происшествия; — влияние дорожных и других факторов на возникновение дорожно — транспортного происшествия; — последствия происшествия; — лица, деятельность которых связана с возникновением происшествия, и конкретная вина каждого из них (предварительно); — недостатки в работе автотранспортного предприятия (организации), способствующие возникновению дорожно — транспортных происшествий Служебное расследование проводится: — руководителем автотранспортного предприятия (организации) — всех дорожно — транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток; — руководителем территориального производственного объединения — дорожно — транспортных происшествий, при которых погибло 3 и более человек и пострадало 5 и более человек, в срок до 7 суток; — руководителем министерства, а также начальниками: отдела по безопасности движения, Главных управлений по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от транспорта, участвующего в происшествии), Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей (в случае технической неисправности транспортного средства) — дорожно — транспортных происшествий с гибелью 7 человек и более или пострадавшими 15 человек и более в срок до 10 суток Служебное расследование должно производиться во взаимодействии с органами дознания, следствия и организациями, несущими ответственность за состояние автомобильной (железной) дороги, речных переправ и других сооружений, а в случае ранения или гибели работников предприятия автомобильного транспорта — с привлечением представителя профсоюзного комитета данного предприятия Выводы служебного расследования в отношении виновности водителя носят предварительный характер. Материалы служебного расследования могут быть использованы автотранспортными предприятиями (организациями), территориальными производственными объединениями при защите интересов водителя в следственном и судебном разбирательстве. Страница 4 из 13

Читайте так же:  Кто имеет право на наследство после смерти сестры

5 2. Передача информации о дорожно — транспортном происшествии и действия работников автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, министерства при получении этой информации 2.1. Водители предприятий министерства в случае участия в дорожно — транспортном происшествии обязаны без промедления сообщить об этом в ГАИ и дежурному работнику автотранспортного предприятия При невозможности сообщения о дорожно — транспортном происшествии в свое предприятие водитель сообщает о нем руководителю ближайшего транспортного предприятия или территориального производственного объединения Минавтотранса РСФСР, который обязан оказать необходимую помощь пострадавшим, обеспечить охрану груза и пр. и принять меры к немедленной передаче информации по факту дорожно — транспортного происшествия в отдел по безопасности движения министерства и по месту дислокации транспорта Информация о дорожно — транспортном происшествии в предприятие поступает от ГАИ, дорожно — эксплуатационных и других организаций и лиц. При получении информации о дорожно — транспортном происшествии не от ГАИ последняя немедленно ставится об этом в известность Дежурный или иной работник предприятия, получив информацию о дорожно — транспортном происшествии, докладывает об этом руководителю или его заместителю Руководитель предприятия, установив, что последствием происшествия явились телесные повреждения или гибель людей, немедленно докладывает об этом руководителю вышестоящей организации, ГАИ, а при травмах или гибели работников предприятия автомобильного транспорта — также и техническому инспектору труда ЦК профсоюза и в Центральный комитет профсоюза. При отсутствии в автономной республике, крае, области технического инспектора труда ЦК профсоюза сообщение о дорожно — транспортном происшествии направляется в отдел охраны труда Совета профсоюзов Руководитель территориального производственного объединения после получения и уточнения сведений о ДТП, в котором пострадал хотя бы один человек (независимо от виновности в ДТП), передает по телетайпу сведения о нем в отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР в течение 12 часов. Если в происшествии пострадало 5 и более человек, руководитель территориального производственного объединения передает сведения о нем немедленно по телефону в отдел по безопасности движения, в Главные управления по транспортному обслуживанию населения и (или) транспортному обслуживанию народного хозяйства (в зависимости от типа Страница 5 из 13

6 транспортного средства, участвовавшего в происшествии), краевой (областной) комитет профсоюза, а в случае технической неисправности транспортного средства — также в Главное управление технического перевооружения и межотраслевых связей. В нерабочее время информация передается ответственному дежурному по министерству по телефону. После уточнения обстоятельств происшествия информация подтверждается по телетайпу. Отдел по безопасности движения министерства немедленно информирует о происшествии отдел охраны труда ЦК профсоюза Телетайпное сообщение должно содержать ответы на следующие вопросы: — дата, время, место и вид происшествия; — модели, номерные знаки и принадлежность транспортных средств, участвовавших в происшествии; — вид перевозок (при пассажирских перевозках указать количество перевозимых пассажиров в автобусе); — обстоятельства и предварительно установленные причины происшествия; — последствия происшествия; — фамилия водителя(ей), его возраст, общий водительский стаж, стаж работы в АТП и на данном типе транспортного средства, состояние здоровья, на каком часу работы произошло происшествие; — дорожные условия на месте совершения ДТП: ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, погодные условия, обустроенность дороги; — сведения о техническом состоянии транспортного(ых) средства; — фамилия и должность руководителя(ей) объединения, выехавшего на место совершения ДТП Начальник автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, отдела по безопасности движения, Главного управления по транспортному обслуживанию населения, Главного управления по транспортному обслуживанию народного хозяйства, Главного управления технического перевооружения и межотраслевых связей, получив сообщение о дорожно — транспортном происшествии, по которому ими должно проводиться служебное расследование (см. п. 1.4), немедленно выезжают на место совершения происшествия, а также оказывают необходимое содействие в прибытии на место происшествия представителей следственных органов и лиц, участвующих в расследовании Руководитель министерства, территориального производственного объединения, организации, автотранспортного предприятия, который проводит служебное расследование, создает комиссию, привлекая к работе в ней необходимых должностных лиц и специалистов. Страница 6 из 13

7 2.10. Оценка влияния дорожных факторов (ширина и состояние проезжей части, профиль дороги, состояние видимости, обустроенность дороги и т.д.) при расследовании дорожно — транспортных происшествий должна производиться представителями автотранспортных организаций с участием представителей дорожных организаций и органов ГАИ Руководитель службы безопасности движения территориального производственного объединения при поступлении к нему информации о дорожно — транспортном происшествии с участием транспорта министерства и не принадлежащего объединению обязан сообщить об этом в отдел по безопасности движения министерства и по месту дислокации транспорта, до прибытия представителя владельца транспортного средства принимает участие в расследовании происшествия. 3. Действия работников автотранспортного предприятия (организации), территориального производственного объединения, министерства при служебном расследовании дорожно — транспортного происшествия 3.1. Должностные лица, прибывшие на место происшествия раньше работников ГАИ, должны принять меры к оказанию помощи пострадавшим, доставке их в ближайшее медицинское учреждение, к охране места происшествия, транспортного средства и груза, принять меры к предотвращению «вторичных происшествий» и выявлению очевидцев происшествия Под «вторичным происшествием» понимается происшествие, причины которого связаны с изменениями на дороге в результате данного дорожно — транспортного происшествия Должностные лица, производящие служебное расследование, с разрешения работников органов дознания или следствия должны: — осмотреть место происшествия и поврежденные транспортные средства; — уточнить необходимые данные у водителей и других очевидцев происшествия, объяснения которых могут иметь значение для выяснения обстоятельств происшествия. Установить: — дату и точное время (местное) происшествия; — место происшествия: в городе — улица, район; на дороге — категорию дороги и в случаях, когда происшествие связано с неудовлетворительными дорожными условиями, — принадлежность и наименование организации, эксплуатирующей дорогу; Страница 7 из 13

8 — модель и номерной знак транспортного средства; — число погибших и раненых (в том числе водителей, пешеходов, пассажиров); — техническое состояние транспортного средства; — характер и степень повреждения транспортного средства и перевозимого груза; — кто управлял транспортным средством: фамилия, имя, отчество, класс, год присвоения квалификации, стаж работы (общий водительский стаж, стаж работы в данном автотранспортном предприятии, на данном транспортном средстве, по возможности те же сведения о других водителях — участниках происшествия); — состояние водителя: здоров, трезв, утомлен (только по заключению врача); — на каком часу работы водителя произошло происшествие; — цель поездки; — вид перевозок: международные, междугородные, городские, пригородные; — по назначению ли использовалось транспортное средство, нет ли отклонений от маршрута; — вид дорожно — транспортного происшествия; — погодные условия (дождь, снег, туман и т.д.); — освещенность: темное, светлое время суток, сумерки; — дорожные условия (вид покрытия, состояние проезжей части, подъем, кривая, наличие дорожных знаков и сигналов); — ознакомиться с протоколом осмотра места происшествия, осмотра транспорта и схемой дорожно — транспортного происшествия и снять с них копии; — зафиксировать (при необходимости сфотографировать) общий вид места происшествия, положения транспортных средств, участвующих в происшествии, следы торможения, юза или качения автомобиля и их принадлежность именно этому транспортному средству, место осыпавшейся грязи, стекла и т.д. при ударе, его форму, размеры, место наезда на пешехода, а также другие предметы, которые могли повлиять на возникновение происшествия. При необходимости настоять, чтобы эти сведения были занесены в протокол осмотра места происшествия; — осмотреть документы, в частности, удостоверение на право управления транспортным средством, технический талон транспортного средства, путевой или маршрутный лист, товарно — транспортные документы на перевозимый груз или билетно — учетный лист При анализе происшествия необходимо: — выяснить обстоятельства и очевидные причины происшествия; — выяснить все нарушения, повлекшие за собой происшествие, и причины, способствовавшие его возникновению. В отношении водителя, Страница 8 из 13

Читайте так же:  Требования к методике измерений

9 находившегося во время происшествия в нетрезвом состоянии, кроме того, необходимо выяснить, при каких обстоятельствах он оказался за рулем в нетрезвом состоянии, явился ли водитель пьяным на работу или употреблял спиртные напитки на работе, кто из должностных лиц проверял его состояние перед выездом на линию, исключает ли система допуска водителей к управлению автомобилями в автотранспортном предприятии возможность выезда в рейс в нетрезвом состоянии; — оценить: действия водителя и их соответствие Правилам дорожного движения; дорожные условия и их возможное влияние на возникновение происшествия; имеется ли причинная связь между возникновением происшествия и упущениями в работе по безопасности движения (при их наличии в предприятии) При совершении дорожно — транспортного происшествия водителем автобуса межобластного или межреспубликанского маршрута, в результате которого пассажир получил травму или погиб, руководитель предприятия обязан составить акт по установленной форме (Приложение) и вручить его пассажиру или наследникам для получения страховой суммы в органах государственного страхования в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1982 года. 4. Основные вопросы, подлежащие выяснению при проверке организации работы по безопасности движения в предприятии (организации) Для установления связи между причинами возникновения дорожно — транспортного происшествия и упущениями в работе по профилактике аварийности в предприятии, объединении, организации лица, проводящие служебное расследование, должны установить: в результате каких нарушений требований правил, инструкций, приказов возникло происшествие и конкретные нарушения каждого из должностных лиц (если таковые имеются). Для этого необходимо проверить: — соблюдение установленных технологий и правил организации пассажирских и (или) грузовых перевозок; — соблюдение режима труда и отдыха водителя данного транспортного средства в предшествовавший происшествию период; — имелись ли до этого у водителя случаи дорожно — транспортных происшествий и нарушений трудовой и транспортной дисциплины и каким взысканиям он подвергался; — как организовано в предприятии обучение водителей по повышению их профессионального мастерства; — какие меры применяются к водителям, нарушившим Правила дорожного Страница 9 из 13

10 движения, нормативные документы (перегруз автомобиля, перевозки пассажиров на грузовых автомобилях); — обследовались ли дорожные условия на маршрутах работы автомобилей данного предприятия и принимались ли меры по устранению выявленных недостатков; — проводилось ли нормирование скоростей движения на маршрутах; — техническое состояние автомобиля перед выездом в рейс, кто осуществлял технический контроль и инструктаж водителей, когда и кем проводилось техническое обслуживание автомобиля, есть ли перепробег между ТО, какие дефекты были обнаружены и были ли заявки на устранение каких-либо дефектов со стороны водителя данного автомобиля, как эти дефекты были устранены; — как в автопредприятии организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Соблюдается ли периодичность технического обслуживания автомобилей; — как работает в автопредприятии квалифицированная комиссия; — соблюдается ли порядок стажировки водителей. Кроме того, совместно с профкомом предприятия необходимо проверить работу комиссии общественного контроля за безопасностью движения и комиссии по борьбе с пьянством. 5. Порядок оформления результатов служебного расследования дорожно — транспортных происшествий (составление и представление акта служебного расследования) 5.1. По окончании служебного расследования комиссия составляет акт, который направляется в организации, участвующие в проведении служебного расследования, также по подчиненности: — в территориальное производственное объединение автомобильного транспорта по всем происшествиям с пострадавшими; — в отдел по безопасности движения Минавтотранса РСФСР по дорожно — транспортным происшествиям, в которых погибло 5 и более человек и пострадало 10 и более человек; — при необходимости акт служебного расследования происшествия направляется органам следствия в комитеты народного контроля и т.д Акт, как правило, должен состоять из следующих основных разделов. В первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно — транспортном происшествии, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия. Во втором разделе акта «Условия, предшествующие происшествию» Страница 10 из 13

11 указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др. Третий раздел акта «Сведения о дорожных условиях» должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно — транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии дорожных элементов требованиям СНиПа (если таковое имеется). В четвертом разделе «Сведения о водителе» указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем и в данном АТП, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в момент совершения дорожно — транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГАИ (если были, — за что), участвовал ли ранее в дорожно — транспортных происшествиях и т.д. В пятом разделе «Сведения о транспортном(ых) средстве(ах)» отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии. В шестом разделе «Состояние профилактической работы по безопасности движения» дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно — транспортного происшествия, и указываются выявленные в процессе проверки недостатки. В седьмом разделе «Заключение» или «Выводы» указываются причины происшествия по мнению комиссии и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки. Дата проведения разбора, количество и категория работников, присутствовавших при разборе. К акту прилагаются: копия протокола осмотра места дорожно — транспортного происшествия и осмотра транспорта; копия схемы дорожно — транспортного происшествия; объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно — транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно — транспортного происшествия; список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных. Страница 11 из 13

12 6. Разбор дорожно — транспортного происшествия в автотранспортном предприятии (организации), территориальном производственном объединении 6.1. Руководитель автотранспортного предприятия (организации) при возникновении происшествия с пострадавшими с участием общественных организаций в 5-суточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению. Причины происшествия, результаты разбора и принимаемые меры доводятся до трудового коллектива Руководитель территориального производственного объединения по каждому происшествию, при котором погибло 3 или пострадало 5 и более человек, с участием общественности, представителей ГАИ, причастных и подведомственных ему организаций проводит в 7-дневный срок разбор причин и обстоятельств, способствовавших возникновению происшествия, а также разрабатывает мероприятия по предотвращению происшествий. Результаты разбора и принятые меры доводятся до трудовых коллективов подведомственных предприятий. Страница 12 из 13

13 Приложение Место углового штампа автотранспортного предприятия Только для органов Госстраха (составляется в двух экземплярах, первый экземпляр высылается (выдается) на руки пассажиру или его наследникам, второй остается в автотранспортном предприятии, автовокзале, автостанции) АКТ N О НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ С ПАССАЖИРОМ НА АВТОТРАНСПОРТЕ 1. Настоящим подтверждается, что гр. (фамилия, имя, отчество » » 19 года в час. пострадавшего пассажира) при посадке в автобус мин , (государственный номер), во время поездки автобусом й получил(а) травму следовавши— по маршруту, м (город) погиб при следующих обстоятельствах: (краткое описание обстоятельств получения пассажиром травмы, гибели) 2. Расследование обстоятельств данного несчастного случая (дорожно — транспортного происшествия) велось (наименование следственного органа) » » 19 г. М.П. Начальник автотранспортного предприятия, автовокзала, автостанции (подпись) Страница 13 из 13

Рубрики: Без рубрики